общение и его роль в жизни ребенка младшего школьного возраста
Общение и его роль в жизни ребенка младшего школьного возраста
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе.
Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень комфортности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу. [6; c.203]
Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.
Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных. [9; c.16]
Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер.
Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.
В начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием. [5; c.204]
Система личных отношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
В проявлении и развитии потребности детей в общении, у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Недостаток общения может привести к задержкам умственного и физического развития, заболеваниям. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям, к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные, способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями младшие школьники сами превращаются в личности.
Общение и его особенности у младших школьников
Дата публикации: 09.06.2019 2019-06-09
Статья просмотрена: 2505 раз
Библиографическое описание:
Носова, К. А. Общение и его особенности у младших школьников / К. А. Носова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60385/ (дата обращения: 13.10.2021).
Известно, что общение — основная, самая интересная и существенная сторона жизни человека. Этой статьей хотелось бы обратить внимание на особенности общения в период младшего школьного возраста, когда закладывается фундамент этих сложных навыков, отражающийся на качестве всей последующей жизни человека.
Ключевые слова: общение, межличностное общение, младший школьный возраст, учебная деятельность, деловое общение, совместная деятельность.
Актуальность проблемы взаимоотношений между людьми всегда существовала в обществе. На современном этапе развития информационного общества, проблема обращения людей друг с другом выявляет свои противоречия. Условия нового времени способствуют появлению опосредованного общения с помощью новых технологических средств (телефонной связи, сети интернета, видео и аудиотехники и т. д.), что приводит к появлению новых моделей поведения среди людей. Происходит замещение живого общения, что находит отражение во всех сферах жизни общества, причем его эффективность ничем нельзя заменить.
В связи с этим возникает задача сохранения огромного багажа теоретических и эмпирических знаний, связанных с вопросами «классического» общения; широкого внедрения их в массы; дальнейшего изучения и внедрения их в педагогическую деятельность, ориентируясь на период младшего школьного возраста во время которого целесообразно формировать коммуникативные навыки.
Исторически общение прошло свою эволюцию от непосредственного «традиционного» общения «лицо в лицо» до коммуникации. Понятие коммуникации (communicatio — от лат. общение, сообщение, передача.) и общения часто отождествляют, общим для них является процесс передачи информации от человека к человеку с помощью различных средств. Коммуникация является социально-обусловленным процессом, информация в нем передается посредством использования различных знаковых систем письменности, технических средств связи и т д.) и по разным речевым(вербально) и неречевым (невербально) каналам в процессе межличностного общения [3].
Еще со времен античности вопросам общения древние философы (Сократ, Платон, Аристотель) уделяли пристальное внимание. В их трудах можно найти много практических советов по подготовке детей к риторическому искусству. Общение — диалог в этот период было «эталонной формой взаимовоспитательных человеческих контактов» [4]. На протяжении веков разрабатывалась педагогика действий с выделением различных компонентов общения, изучались различные способы взаимодействия друг с другом.
Общение как широкое понятие изучено с разных сторон. Наиболее важными его характеристиками является стандарт из содержания, целей, структуры, средств, видов. уровней и т. д. Содержанием общения является информация, которая передается человеком, называемым коммуникатором и получается реципиентом. В ней могут быть любые сведения, включающие знания, мнения, идеи, интересы, настроения и чувства. Для процесса общения важно принять сообщение или посыл, осмыслить его, дать ответ, прийти к совместному решению или действию.
Исходя из заявленной темы, из многочисленных определений понятия общения, мы выбрали следующее:
Общение — «есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности» [2].
Общение является сложным сложны многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми (межличностное) и группами (межгрупповое), порождаемое потребностями совместной деятельности. Структура общения включает три взаимосвязанных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен деятельностью) и перцепцию (восприятие и понимание партнера) [1].
Вызывает тревогу тот факт, что при использовании технических средств общения нередко страдает перцептивная сторона. Часто сообщение при коммуникации монологично, осуществляется без органов чувств, когда не видим, не осязаем человека. Возможна виртуально надуманная рефлексия, приводящая в дальнейшем к осложнению отношений, если характер воздействия не привел к ожидаемому эффекту или получил нежелательную оценку.
Для периода младшего школьного возраста от 6 до 10 лет, границы которого совпадают с обучением в начальной школе, наиболее приемлемыми являются такие виды общения как личностное и деловое. В этот период в разноплановом общении и новой учебной деятельности реализуется весь потенциал ребенка. В учебной деятельности, направленной на саморазвитие, происходит усвоение новых знаний и умений. С помощью делового общения ребенок учится налаживать контакт и развивать свои коммуникативные способности, потому как деловое общение характеризуется взаимодействием между людьми, которые выполняют совместную работу или учувствуют в одном виде деятельности. С поступлением в школу общение становится социально-ориентированным, обслуживающим потребность в выполнении важных дел, способствующим организации общественных форм жизни.
Среда, в которой формируется личность ребенка в основном включает быт, неформальную обстановку и школу, где используется межличностное общение. Межличностное общение связано с непосредственным контактом людей в группах и парах. Оно подразумевает знание непосредственных особенностей партнера и наличие общего опыта деятельности, переживания и понимания. Новая социальная роль, права и обязанности накладывают отпечаток на взаимоотношения с родителями, взрослыми (в том числе учителями) и сверстниками. Активную позицию ученик может проявить только с помощью взрослых и сверстников.
В семье ребенка учат подчиняться новым правилам жизни в школе. Правильное отношение к ребенку со стороны семьи определяет состояние и развитие чувства собственного Я, чувства личности.
В школе происходит глубокое личностное отношение между учеником и учителем, который выступает общим нравственным ориентиром и пользуется беспрекословным авторитетом. Общение с учителем организует и учебную деятельность, и все формы деятельности в школе: внеклассную и внешкольную работу, общие дела. В соответствии с возложенными на него обязанностями, индивидуальными особенностями и намерениями ребенок занимает определенное место в коллективе.
Иногда в межличностных отношениях со взрослыми встречаются неравноправные «субъект-объектные» отношения с авторитарным стилем общения, что нередко приводит к неудовлетворению потребности ребенка в признании и поддержке и неблагоприятно сказывается на его развитии.
Нас же прежде всего интересует диалоговое общение-равноправное субъект-субъектное взаимоотношение, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации цели каждого из партнеров. Эти условия чаще реализуются в отношениях со сверстниками, что является главным условием психического развития личности [6]. Как правило совместная деятельность именно в отношениях рождает новую детскую общность.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.
В классе с детьми школьного возраста общаются учитель. Учитель, как правило, объясняет материал всему классу, адресует детям требования, замечания и т.д.
Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Младший школьник хочет, чтобы его любил учитель, чтобы им были довольны родители, чтобы к нему хорошо относились одноклассники. Он начинает стремиться к выполнению правил, потому что это его обязанность, дающая ему возможность пользоваться правом на тишину во время урока. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.
В процессе педагогического общения учитель использует как прямое, так и косвенное общение с детьми. Прямое общение предполагает непосредственное общение к ребенку, касающиеся его поведения и взаимоотношений (объяснения, одобрения, порицание и т.д.). Косвенное общение осуществляется через других лиц, через целесообразную организацию совместной деятельности и поведения.
Уже школьники шести лет ощущают на себе различное действие распространенных стилей общения, которые условно называются демократическим и авторитарным. Демократический стиль характеризуется открытым, доброжелательным отношением к детям, стремлением выслушать, помочь, подсказать. Такой стиль способен вызвать и положительное, доверительное отношение к педагогу, что немаловажно. И учитель школьники обладают позицией взаимопонимания, дружеских отношений. Авторитарный стиль общения характеризуется субъективным отношением к детям, строгой избирательностью, эмоциональной скупостью. Ярко выражена главенствующая позиция учителя, стремление к неукоснительному подчинению личностей детей. При таком стиле происходит отчуждение школьников от учителя, что выражается в холодности эмоционального фона, отсутствием доверия, психологической близости. Педагога, избирающего данный стиль поведения с легкостью можно назвать антипедагогом, поскольку он разрушает личность ребенка, деформирует ее и наносит ему непоправимый психологический вред.
Потребность в эмоциональном контакте младшего школьника в основном реализуется в общении со взрослыми и сверстниками. Со взрослыми содержание общения охватывает все сферы жизнедеятельности детей. Общение со взрослыми возникает и в ситуациях разрешения конфликтов со сверстниками или старшими. В этих случаях взрослый выступает как атрибут или защитник. Характер общения со взрослыми оказывает определяющие влияние на общение детей со сверстниками. Благополучие в общении со взрослыми придает ребенку дополнительную уверенность и обеспечивает успех общения со сверстниками.
В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Если у ребенка к 9 – 10 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников. То значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.
Для детей 5 – 7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы.
Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие их этих детей неаккуратны и неряшливы.
К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. На первом месте также стоит общественная активность и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенный личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.
Ученые считают, что причинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.
Список используемых источников:
3. Матюхина М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.П. Патрина. – Москва: Просвещение, 1976. – 210 с.
Курсовая работа по теме «Роль общения в младшем школьном возрасте»
Глава I. Теоретические аспекты роли общения в младшем
школьном возрасте 6
1.1. Общение как источник психологического развития личности 6
1.2. Значение общения для детей 8
1.3. Психологические особенности младшего школьного возраста 9
1.4. Психологические особенности развития общения в младшем
школьном возрасте 13
Выводы по главе 16
школьного возраста 17
2.1. Материал и методы исследования 17
2.2. Анализ результатов изучения особенностей общения
младших школьников 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Общение – сложная и многогранная деятельность, требующая определенных знаний и умений. Человек ими овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями[50]. Общение – необходимое условие существования человека и вместе с тем один из основных факторов и важнейший источник его психического развития в онтогенезе. Высокий уровень коммуникативности – это залог успешной адаптации человека в любой социальной среде. Это определяет практическую значимость формирования коммуникативных навыков общения с самого раннего детства.
С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения[45]. Это обусловлено тем, что ребенок, который начинает посещать начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. На плечи ребенка ложатся обязанности каждый день посещать школу и подчиняться требованиям учебной деятельности. В младшем школьном возрасте большое значение для развития ребенка приобретает общения его со сверстниками. При общении со сверстниками у ребенка охотнее осуществляется познавательная предметная деятельность, формируются навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делает группу сверстников для школьника чрезвычайно привлекательной и ценной. Они очень дорожат участием в группе (Реан А.А.)[37].
Все перечисленное выше и определяет актуальность данной темы: “Роль общения в младшем школьном возрасте“.
Цель исследования: изучение роли и особенностей общения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности общения детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: младшие школьники ориентированы на совместную деятельность и обладают высоким уровнем произвольности в общении со сверстниками и взрослыми.
на основе изучения литературы по теме изучить теоретические аспекты роли общения в младшем школьном возрасте
определить роль общения как источника психологического развития личности и значение общения для детей;
изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
охарактеризовать психологические особенности развития общения у детей в младшем школьном возрасте;
провести экспериментальное исследование особенностей общения младших школьников.
В данной работе используются научно-теоретические положения:
– о трудностях общения (М.Форверг, Г.Гибш, А.Рояк);
– о характере потребностей младших школьников в общении с окружающими (Лисина М.И., Смирнова О.Е., Рузская А.Г.)[26;43];
– о роли общения в образовательном процессе (Кон И.С., Зимняя И.А., Коломинский Я.Л.)[17];
– о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, сформулированные в трудах С.Л.Рубинштейна, А.А.Леонтьева, Л.С.Выготского[10;23;39];
– о взаимных влияниях и воздействий детей друг на друга (Г.А. Роков, В.П. Вахтерев, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г. Крайк, М.В. Гамезо, Б.С. Волков)[9;12;14;16;29;38].
Методы исследования: наблюдение, беседа, тесты.
Для изучения особенностей развития общения с взрослыми была использована экспериментальная методика “Да и нет, не говори”, автор Кравцова Е.Е.[20].
Для изучения особенностей развития общения со сверстниками была использована модифицированная методика “Клоун”, авторы: Кравцова Е.Е., Пуртова Т.К.[20].
Описание выборки: в исследовании принимали участие 10 детей младшего школьного возраста, обучающиеся во 2 классе. Возраст детей 7-8 лет, равное количество девочек и мальчиков.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ОБЩЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Общение как источник психологического развития личности
“ Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера” (Крылов А.А., 2005)[35]. Общение – это одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате общения и взаимодействия с другими людьми[41]. Формы и виды общения очень разнообразны. Оно может быть опосредованным и непосредственным, дружеским и включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности: субъект – объектным или субъект – субъектным[35].
Наиболее часто в классификациях выделяют три стороны общения:
Общение предполагает обмен чувствами, мыслями, переживаниями, обмен информацией между участниками общения. Это является коммуникативной стороной общения. Осуществляется при помощи речи. Интерактивная сторона общения предполагает взаимодействие общающихся посредством действий, поступков. Перцептивная сторона общения предполагает восприятие участниками общения друг друга.
Выделяют целый ряд функций общения[31].
8) функция оказания влияния. Ее цель – изменение поведения, состояния, мыслей, решений партнера по общению.
“ Психологическое влияние – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных” (Цукерман Г.А., 1998)[50].
К вербальным средствам воздействия относят слова.
Паралингвистические средства общения связаны с речью, но не являются самой речью. Например, быстрота или громкость речи, интонация, паузы в речи, зевки, смешки, всхлипывание, прищелкивание языком, фырканье. Они могут изменить действие произносимых слов: в одних случаях ослабить или усилить его, а в других изменить их смысл.
В процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние людей друг на друга[13].
1.2. Значение общения для детей
В отечественной психологии общение рассматривается как одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми (Лисина М.И., Мухина В.С., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Рузская А.Г., Эльконин Д.Б., Смирнова Е.О.)[ 9;10;23;25;28;30;39;42;51].
В общении вначале посредством прямого подражания (викарного научения), а затем посредством словесные инструкций (вербальное научение) ребенок приобретает основной жизненный опыт[33]. Люди, с которыми общается ребенок, являются для него носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с людьми, этот опыт не может быть приобретен.
1.3. Психологические особенности младшего школьного возраста
Error: Reference source not found
Рисунок 1. Сферы социальных отношений младшего школьника
Первоклассники ещё не чувствуют себя частью единого коллектива, они эгоцентричны, независимы, обособлены друг от друга. Они стремятся хорошо выполнить только свои личные школьные обязанности[32].
Исследования Л.И. Божович показали, что для первоклассника и второклассника безразлично, получили они замечание в присутствии одноклассников в классе или наедине с учителем [5]. Но ученики в четвертого класса уже придают большее значение замечаниям, полученным в кругу товарищей.
По мнению Цукерман Г.А., учебное сотрудничество учителя с классом готовит детей не к пассивной позиции обучаемого, а с активной позиции учащегося, который учит самого себя при помощи сверстников и взрослого [49]. Исследования психологов показали что, если отсекать прямое общение между детьми во время занятий (запрещать им подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями), то это делает каждого ребенка гораздо более незащищенным, беспомощным, несамостоятельным и более зависимым от учителя, склонным не искать своей точки зрения и во всем подражать учителю[7]. Цукерман Г.А. исследовала роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. Она получила экспериментальные данные о том, что дети, которые работают в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно формируются рефлексивные действия, по сравнению с учениками, которые занимаются традиционным способом.
Цукерман Г.А. выдвинула гипотезу о том, что сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослыми и является необходимым условием психического развития ребенка [48;49].
В этом возрастном периоде учебная деятельность является ведущей. Но это деятельность не только по усвоению знаний. В игре ребёнок тоже усваивает знания.
В структуру учебной деятельности входят:
На начальных этапах учебная деятельность осуществляется в форме совместной деятельности ученика и учителя.
В этом возрасте в познавательной сфере ребёнка появляются важные психологические новообразования. Идёт интенсивное формирование приёмов запоминания. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Эмоциональные переживания и мышление приобретают более обобщённый характер.
В младшем школьном возрасте формируется произвольность внимания, т.е. способность сосредотачиваться на мало интересных вещах. Учебная деятельность способствует развитию произвольности и воли[44]. В дошкольном возрасте произвольность проявляется только в отдельных случаях. В школе же вся деятельность по своему характеру является произвольной.
В результате развития учебной деятельности возникает осознание себя и своих собственных изменений. Оно не ограничивается рамками учебы и распространяется на самые разные сферы жизни младшего школьника, в том числе и на общение с другими людьми. Осознание себя, своих взаимоотношений с окружающими предполагает анализ, внутреннее обсуждение своих поступков, действий, т.е. определенный уровень развития рефлексии, которая также является одним из важнейших новообразований, формирующихся у младших школьников.
1.4. Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте
Выготский Л.С. считал, что ребенок при переходе от дошкольного возраста к школьному резко изменяется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это своеобразная переходная ступень – ребенок уже не дошкольник и еще не школьник[11].
Выготский Л.С. считал, что семилетний ребенок отличается, прежде всего, утратой детской непосредственности. Он говорил: “Думаю, что это впечатление правильное, что внешним отличительным признаком 7-летнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, у него несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение” (Выготский Л.С., 1984)[11].
Семилетний ребенок начинает понимать, что означает “я огорчен”, “я сердит”, “я радуюсь”, “я добрый”. У него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях[4,34].
Эльконин Д.Б. выделил следующие основные симптомы кризиса семи лет:
1) манерничанье. Ребенок что-то из себя строит;
2) потеря непосредственности;
3) симптом “горькой конфеты”. Ребенку плохо, но он старается этого не показывать[51].
В этот период возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Эльконин Д.Б., так же как и Выготский Л.С., считал, что в основе этих симптомов лежит обобщение переживаний.
Исследование Лисиной М.И. кризиса семи лет показало, что в этом возрасте особое значение для ребенка приобретают его положение среди сверстников и его роль в более широком социальном контексте. Социальная активность, которая направлена на самоутверждение, завоевание уважения и признания других, задает смысл всей деятельности ребенка.
Очень широко представлено в работах Лисиной М.И. исследование влияние общения на психическое развитие ребенка. Она исходит из того, что общение ребенка со взрослыми является главным условием его психического развития. Экспериментальные исследования, проведенные ею с соавторами, показали, что именно в общении развиваются сфера эмоциональных переживаний ребенка, внутренний план его действий, познавательная активность, воля и произвольность, самосознание и самооценка[24].
Кулагина И.Ю. считала, что ребенок, который психологически готов к школе, хочет учиться потому, что у него есть потребность в общении. Он стремится занять определенную позицию в обществе и у него есть познавательная потребность, которую становится невозможно удовлетворить дома. “Сплав этих двух потребностей – познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне – и определяет новое отношение ребенка к учению, его внутреннюю позицию школьника” (Кулагина И.Ю., 1999)[22].
Для семилетних детей с высоким уровнем психологического развития чаще характерен кооперативно-соревновательный тип общения со сверстниками. Они следуют общей цели, но видят друг в друге противников, соперников. Редко может наблюдаться сотрудничество с партнером. Дети, которые умеют сотрудничать друг с другом, пытаются совместно планировать свои действия, найти общий способ решения задач[15,22].
Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми
С первых дней поступления в школу ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с учителем и одноклассниками. В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед изобилием новых школьных впечатлений. Поэтому вначале контакт между собой дети осуществляют посредством учителя.
Младший школьник – это ребенок, который активно овладевает навыками общения. В этот период интенсивно происходит установление дружеских контактов.
На этом возрастном этапе важными задачами развития являются: умение заводить друзей и приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников. Для дошкольника друзья – это прежде всего те, с кем он играет и кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: например, дети живут в одном доме. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, а не на качества личности. Дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и легко могут оборваться[6]. Младшие школьники начинают считать друзьями тех, кто помогает им, разделяет их интересы, отзывается на их просьбы.
Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как внимательность и доброта, самостоятельность, честность, уверенность в себе. Постепенно у ребенка складывается система личных отношений в классе.
Группа школьников, которые имеют неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками. Эти дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы. Это может проявляться в драчливости, капризности, вспыльчивости, грубости, замкнутости. Часто их отличает зазнайство, ябедничество, жадность, неаккуратность, неряшливость[21,27].
Первоклассники при общении со сверстниками прежде всего оценивают те качества, которые легко проявляются внешне, а также те, на которые чаще всего обращает внимание учитель. К концу младшего школьного возраста критерии несколько меняются. На первом месте по-прежнему остается красивая внешность, но присоединяется общественная активность[1]. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: уверенность в себе, честность, самостоятельность. Произвольность и осознанность всех процессов, их интеллектуализация и внутреннее опосредование являются основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста.
ГЛАВА II . ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Материал и методы исследования
Цель: исследовать психологические особенности общения младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Гипотеза: младшие школьники ориентированы на совместную деятельность и владеют высоким уровнем произвольности в общении.
выявить особенности общения со взрослыми у младших школьников;
изучить особенности общения со сверстниками у младших школьников;
проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Выборка: десять детей в возрасте 7-8 лет, обучающихся во втором классе средней общеобразовательной школы, равное количество мальчиков и девочек.
В соответствии с целью, задачами были подобраны методы и методики исследования.
Методы: метод наблюдения, беседа.
1. Для изучения особенностей общения со взрослыми использовалась экспериментальная методика «Да и нет, не говори», автор Кравцова Е.Е.
2. Для изучения особенностей общения со сверстниками использовалась модифицированная методика «Клоун». Авторы: Кравцова Е.Е, Пуртова Т.К.
Обследование начиналось с беседы, направленной на установление эмоционального контакта с ребенком и создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. После этого ребенку предлагались задания, согласно выбранным методикам исследования. Ответы испытуемых регистрировались в индивидуальном протоколе.
Наблюдение – основной метод детской психологии. Этот метод был использован при проведении обеих экспериментальных методик. В процессе наблюдения исследователи целенаправленно прослеживают поведение детей в естественных условиях и строго фиксируют увиденное. В процессе наблюдения исследователи могут прослеживать только внешние проявления поведения детей: их действия с предметами, словесные высказывания, выразительные движения.
Но исследователей интересуют не сами по себе внешние проявления, а психические процессы, качества, состояния, которые скрываются за ними. Потому как, одни и те же проявления могут выражать разные внутренние состояния. Самое трудное при проведении наблюдений заключается в том, чтобы не только правильно подметить особенности поведения ребенка, но и правильно их истолковать[1].
Метод наблюдения незаменим для первоначального накопления фактов. Но он требует большой затраты времени и сил.
Один из основных методов изучения детей – беседа. Этот метод весьма распространен. Он не требует много времени. Беседу можно проводить в различных специально созданных или в реальных ситуациях жизни.
Описание исследовательских методик.
1. Методика “Да и нет, не говори” Кравцовой Е. Е.
Цель: изучение произвольности общения ребенка со взрослым.
Инструкция: ребенку предлагают поиграть в новую игру. Ему говорят: «Я буду задавать тебе различные вопросы, а ты будешь на них отвечать. Только запомни – тебе нельзя говорить «Нет», «Да». Например, нельзя говорить – «не бывает», «не хочу», «не знаю». Запомнил? «Так, какие слова тебе нельзя говорить?». Если ребенок затрудняется при воспроизведении «запрещенных слов», то необходимо снова повторить инструкцию.
Далее ребенку задается 25 вопросов, ответы на них взрослый никак не должен оценивать. Он также не должен выражать свое отношение к ответам.
Возможный список вопросов для игры «Да и нет, не говори» представлен в приложении 1.
Вопросы ребенку нужно задавать в достаточно быстром темпе. Когда он долго молчит, нужно напомнить ему вопрос и попросить побыстрее ответить. Иногда, если вопрос вызывает у ребенка затруднения, допускается переход к следующему вопросу.
По окончании игры взрослый спрашивает «Игра тебе понравилась? Какие слова нельзя было говорить? Ну-ка назови их. Ты говорил эти слова? А почему ты их говорил?»
Все ответы детей и общее время выполнения задания, количество правильных ответов в абсолютных значениях и в процентах регистрируются в протоколе [20].
2. Методика “Нарисуй клоуна” (Е.Е. Кравцова, Т.К. Пуртова)
Двоим детям предлагается в качестве образца нарисованный клоун. Они должны нарисовать совместно, вдвоем на листе бумаги, разделенном пополам вертикальной чертой, одного клоуна.
2.2. Анализ результатов изучения особенностей общения младших школьников со взрослыми и сверстниками
Методика «Да и нет, не говори» (Кравцова Е.Е.) использовалась для изучения особенностей общения детей младшего школьного возраста со взрослыми. На основе анализа ответов детей были выделены три группы детей.
1. Группу «импульсивные» составили дети, которые давали импульсивный ответ, честно отвечали на прямой вопрос. По окончанию игры они говорили, что не употребляли «запрещенных» слов или уклонялись от ответа, пожимали плечами, молчали.
2. Ко второй группе были отнесены те дети, которые очень часто, понимая, что ответ на вопрос будет неверным, искали «обходные» пути – кивали головой, говорили «угу», молчали. Они признавались в том, что говорили «запрещенные» слова, отвечали, что не знали как сказать по-другому. Эту группу условно назвали «обходной путь».
В таблице 1 представлены результаты изучения уровня произвольности в общении у детей.
Результаты изучения уровня произвольности в общении у детей