общая характеристика юридической жизни общества
Характеристика юридической жизни общества
Если в государствообразованном обществе люди благополучно живут, осознанно совершают действия в соответствии с законами и ясно понимают место, значение и необходимость юридических требований, мы имеем перед собой вполне зрелое и цивилизованное общество. Причем по мере развития общества люди все больше предъявляют требований и к устанавливаемым демократическим государством правилам поведения, и к качеству гарантий соблюдения их всеми.
В России исторически сложилось так, что здесь менее, чем в странах Запада
сформировалось правовое чувство, то есть осмысление окружающего мира через призму юридического права. Однако сегодня в России юридизация общественной жизни становится не только объективной потребностью, но и первоочередной необходимостью проведения государственно-правовой реформы. Ведь только оптимальное государство со своей совершенной системой может успешно вести экономическую политику, вслед за этим успешно решать социальные проблемы, а также вопросы развития науки, культуры, искусства. Наш государственный аппарат должен освоить методы работы соответственно условиям формирования правового государства. Все более становится очевидным, что политике, государствоведению также необходимо учиться.
Россия именно в этой области, то есть использования научно выверенных,
исторически апробированных институтов государственно-правового строительства, сильно отстает от зарубежных стран. Необходимо совершенствовать государственный аппарат не только для создания сильного государства, но и для формирования дееспособного гражданского общества. Структура государственного аппарата в условиях формирования
демократического правового государства с развитой рыночной экономикой должна быть подчинена успешному разрешению главной задачи государства – обеспечению прав и свобод своих граждан. На пути совершенствования государственно-правового механизма необходимо до конца освободиться от стереотипов административно-командной системы управления общественным процессом. Наша сегодняшняя государственная служба должна овладеть технологией управления в демократическом обществе. Это означает, что методы
управления заменяются подчинением всех, в том числе и самого государственного аппарата закону.
Необходимо формировать систему государственной службы, оптимизировать статус государственного служащего, развивать гарантии его осуществления. Законотворчество и практическая работа в этой области должны осуществляться с пониманием потребности нового государственного строительства с опорой на достижение юридической науки и современной правовой культуры. На пути к строительству правового государства необходимо укреплять эффективность в деятельности органов правосудия, усиливать борьбу с преступностью, радикально совершенствовать деятельность правоохранительных органов, прежде всего, органов внутренних дел. В сегодняшней России неконтролируемая обществом государственная власть явно не справляется с общественно управленческими функциями. В то же время научные основы государствоведения остаются невостребованными. Серьезные фундаментальные научные исследования в области государственного строительства сегодня не проводятся. Особенно это относится к уровню субъектов Российской Федерации. Только на научной правовой основе можно оптимизировать взаимодействие власти с экономикой и социальной жизнью.
Самая богатая в мире страна продолжает жить бедно только благодаря неумелой
организации общественной жизни. Главной проблемой в условиях проходящих реформ остается подключение к проходящим процессам институтов государства и права. Особое значение приобретает роль юриспруденции. Во всем цивилизованном мире увеличивается
юридизированность общественных связей и расширяется юридическое мировоззрение. Юристы становятся главной опорой создания оптимального правопорядка в обществе.
Короче говоря, любое нормально развивающееся общество пытается идти по пути формирования правового государства. На смену политике, разрабатываемой под влиянием интересов отдельных личностей или групп, объективно приходит продуманная законодательная политика представительной власти и заинтересованность в четком обеспечении исполнения этих законов.
Юридизация общества является главной причиной актуализации и юриспруденции, гарантом повышения ее востребованности на практике.
Предмет и характерные черты юридической науки
Общая характеристика юридической жизни общества.
Определение и соотношение понятий Юриспруденция и юридическая наука.
Слово «юриспруденция» в современном языке употребляется достаточно часто, существуют случаи неправильного использования данного термина. Особенно это касается, случаев определения соотношения юриспруденции и юридической науки. Определяя, как соотносятся между собой юридическая наука и юриспруденция, можно выделить три различных случая:
— юриспруденция равна юридической науки (это правильное соотношение, исходя из словарного толкования юриспруденции и ее содержания);
— юриспруденция рассматривается более широко, чем юридическая наука;
— юриспруденция определяется, как более узкое понятие, чем юридическая наука (такое соотношения является не верным).
Юридическое образование в РФ и его содержание.
Законодательство РФ определяет содержание, виды и формы юридического образования, устанавливает требования к его качеству и через специальные органы и осуществляет контроль за высшими учебным заведениями в стране.
В законе об образовании РФ предусмотрены следующие уровни получения профессионального образования, в том числе и юридического:
Уровни профессионального образования:
— среднее профессиональное образование;
— высшее образование – бакалавр;
— высшее образование – специалитет/магистратура;
— высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Формы получения образования:
— очная;
— очно-заочная;
— заочная;
— закон допускает получение образования вне организации, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования.
Направление подготовки юристов в ВУЗы:
— университетско-академическое (общая подготовка юристов широкого профиля);
— подготовка юристов широкого профиля, ориентированных на специфические области профессиональной деятельности;
— ведомственная подготовка юристов.
В настоящее время резко увеличилось количество учебных заведений предлагающих получить образование юриста, различного уровня. В числе таких ВУЗов присутствуют как государственные, так и коммерческие учебные заведения. Выбирая то или иное учебное заведение абитуриент должен учитывать следующие обстоятельства:
— статус ВУЗа;
— государственная аккредитация образовательной программы (важно, по сколько в законах определенные квалифицированные требования к лицам претендующими на отдельные должности в правоохранительной деятельности, кроме предусмотрено, чтобы претендент освоил образовательную программу именно имеющих государственную аккредитацию).
Различают «гражданские» и «ведомственные» ВУЗы. К числу гражданских относятся университеты, имевшие определенный статус до начала реформ образования; специализированные юридические учебные заведения. Ведомственные вузы, то есть учебные заведения функциональные в системе какого-либо правоохранительного органа:
— академия генеральной прокуратуры РФ;
— академия следственного комитета РФ.
Сфера профессиональной деятельности
Правоохранительная деятельность, направленная на профилактику, расследование и раскрытие правонарушений, обеспечение законности и правопорядка, борьбу с преступностью и иными правонарушениями.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются правоохранительные и судебные органы, общеобразовательные и средние профессиональные учебные заведения.
Предметы профессиональной деятельности:
— правовые нормы;
— события и действия, имеющие юридическое значение;
— правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных и негосударственных институтов;
— правовые отношения между государственными органами Республики Казахстан, физическими и юридическими лицами.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности 5В030300 – Правоохранительная деятельность могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
— определенные виды правоприменительной практики (следственной, следственно-криминалистической, следственно-экономической, оперативно-розыскной, оперативно-экономической, оперативно-криминалистической, административно-правовой, уголовно-исполнительной, адвокатской, экспертной, нотариальной);
— педагогическая деятельность в общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведениях.
Функции профессиональной деятельности:
— правоохранительная;
— правозащитная;
— правоприменительная;
— педагогическая.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
— защита прав человека и гражданина;
— защита и поддержка предпринимательской и иной не противоречащей законодательству деятельности;
— профилактика правонарушений;
— воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к государственным символам, нетерпимости к антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
— укрепление законности и правопорядка;
— формирование и развитие высокого уровня правового сознания и правовой культуры населения;
— осуществление правоприменительной деятельности на основе принципа законности.
Направления профессиональной деятельности.
Деятельность бакалавра специальности 5В030300 – Правоохранительная деятельность направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.
Содержание профессиональной деятельности:
— содействие развитию правового государства и гражданского общества;
— содействие обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина;
— расширение сферы правового воздействия;
— совершенствование механизма правового регулирования;
— углубление правовых знаний и профессиональных навыков;
— формирование правового сознания и правовой культуры среди населения;
— распространение современных прогрессивных политико-правовых идей;
— грамотное применение действующего законодательства Республики Казахстан;
— широкое применение демократических общественных, государственных, правовых институтов в целях выполнения задач по обеспечению интересов личности, общества и государства
10.Краткая характеристика основных учебных дисциплин специальности «Правоохранительная деятельность».
Предмет и характерные черты юридической науки.
Юридическая наука является частью науки в целом.
Основные отличительные черты ее, лежат в области объекта и предмета исследования. Юридическая наука в целом и ее составные части занимают три уникальных социальных феномена:
— правовое сознание (на различных уровнях);
— право;
— государство.
Юридическая наука изучает закономерности, характеризуемые различной степени сложности, относящиеся к становлению и развитию массового и индивидуального права, государства, а так же их взаимодействию. Наряду с ними в предмет юридической науки включается идеи доктрины, факты и события, без которых наука обойтись не может. Как и в любой другой юридической науки выделяют следующие методы познания:
— эмпирический (работа с фактами);
— теоретический (дающий целостные представления о закономерностях в действующих определенных областях).
Юридическая наука, как сложное и многогранное образование включает в себя два элемента:
— знания (определенные научные результаты);
— деятельность.
Предмет юридических наук – государство и право, государственно-правовые явления.
Принято различать следующие группы юридических наук:
2.отраслевые – наука конституционного права, наука административного права, наука гражданского права, наука уголовного права и др.;
3.специальные юридические науки, изучающие деятельность соответствующих государственных органов (правоохранительных органов, прокурорского надзора и т.п.);
5.международные – наука международного публичного права и наука международного частного права.
1. Общая характеристика юридической жизни общества
Под юридической жизнью общества мы понимаем качество и
степень использования гражданами и их объединениями законов и других
нормативных правовых актов в их личной и межличностной практической
деятельности. Если в государствоорганизованном обществе люди благополучно живут
и осознанно совершают действия в соответствии с законами и ясно понимают место,
значение и необходимость юридических требований, то мы перед собой имеем вполне
зрелое, цивилизованное общество. Ведь современное общество, в отличие от
племени, общины — это сообщество незнакомых людей, и очень важно, чтобы
отношения между ними опосредовались объективно необходимыми юридическими
установлениями, а сами эти правовые требования были гарантированы в исполнении.
Причем по мере развития общества по восходящей линии люди все больше
предъявляют требования как к демократической сути устанавливаемых государством
юридических правил поведения, так и к качеству гарантии соблюдения их всеми.
Однако в огромной нашей России право и законы по-настоящему
еще никогда не уважали и не возлагали на эти институты цивилизованного общества
каких-либо серьезных надежд. Да и сегодня, когда Россия поставила своей целью
построить правовое государство (ст. 1 Конституции РФ), объявила общепризнанные
принципы и нормы международного права составной частью своей правовой системы
(ст. 15 Конституции РФ), когда она стала членом Совета Европы вряд ли
значительная часть ее населения ясно представляет то, что все это означает.
Россиянам значительно легче объяснить и потребовать участия в исполнении таких
глобальных программ, как освоение гигантских целинных и залежных земель,
поворот северных рек в противоположную сторону, нежели «зарядить» их на
строительство правового государства. На пути к освоению основ правового
государства у нас в России пророс такой «бурьян», что порою
просто берет сомнение относительно наших сил и возможностей осилить прорастание
здесь «правового государства».
В России исторически сложилось так, что здесь менее, чем в
странах запада сформировалось правовое чувство, то есть осмысление окружающего
человеческого мира, саму общественную жизнь через призму юридического права.
Традиционной основой такого положения здесь является большее сохранение
общинных, коллективистских чувств и меньшая юридизация общественной жизни.
В то же время сегодня становится очевидным, что если кто-то
хочет сохранить в России эти традиции, то, по нашему мнению, это
бесперспективная затея. Юридизация общественной жизни и в России — объективная
потребность. Она наступает как фактор современной цивилизации, когда неминуемо
разрушаются необоснованные общинные, коллективистские связи, люди сами выбирают
более свободную, самостоятельную форму организации своей жизни. То, что
человечество развивается от общинной формы организации своей жизни к
современной более индивидуализированной заметно невооруженным глазом.
Человеческое общество все в большей мере превращается из общинного в общество
незнакомых людей, где кругом (в яслях, детских садах, в школах наших детей
воспитывают другие люди, зачастую нам даже незнакомые; медицинское,
социально-коммунальное обслуживание осуществляется опять же незнакомыми людьми
и т.д.) межличностные отношения официализируются, переводятся на правовые
основы. Такая потребность особенно необходима на случаи возникновения различных
конфликтных ситуаций, которые оказывается возможным разрешить только на
справедливой правовой основе.
Если Россия сегодня где-то и пытается сопротивляться такой
юридизации, то это лишь означает, что она еще отстает от цивилизованных
способов регулирования межличностных отношений и что такое ее положение
не’сохранится вечно.
Если подходить с такими представлениями к характеристике
юридической жизни общества, то только в современной России проблемы юридизации
общественной жизни становятся предметом общего любопытства и деятельного
изучения. Причины этого, видимо, следует, объяснить тем, что россияне, так же,
как и другие народы
цивилизованного мира, начали думать и дошли до понимания
естественного вопроса: почему в такой богатой стране, как Россия, до сих пор не
организована нормальная жизнь?
Всесторонне осмыслив этот вопрос, мы пришли к выводу о том,
что для успешной организации общественной жизни в России нам всегда не хватало
понимания не только исключительной важности, но и первоочередной необходимости
проведения государственно-правовых реформ. Именно государственно-правовые
реформы в России всегда запаздывали или вовсе не проводились. Даже в годы самых
активных общественных преобразований на совершенствование
государственно-правовых институтов не обращали внимания. В России
государственная власть всегда была сама по себе. Развитого гражданского
общества здесь еще никогда не было.
В результате Россия всегда имела своеобразную, отличную от
передовых зарубежных стран, государственно-правовую надстройку, по существу,
далекую как от интересов народа, так и беспомощную в оптимальном разрешении
задач, стоящих перед обществом.
Успешное разрешение всех задач, стоящих и сегодня перед
Россией, по нашему мнению, как раз и упирается в проблему правильной
расстановки акцентов в государственном устройстве. Лишь оптимальное государство
со своей совершенной системой может успешно вести экономическую политику, а
вслед за этим и за счет этого решать социальные проблемы, а также вопросы
развития науки, культуры и искусства.
Логика современного российского переходного государства, как
об этом свидетельствует и мировая практика, такова, что здесь в
последовательном разрешении нуждаются одновременно три наиважнейшие проблемы:
во-первых, необходимо твердо идти по пути создания
оптимально функционирующего государственно-правового механизма, отвечающего
требованиям демократического правового государства;
во-вторых, с помощью совершенствующегося государства здесь
необходимо завершить задуманные экономические реформы и выйти на рельсы
цивилизованного рынка, способного лучше, чем раньше обеспечить спросы и
потребности общества в товарах и услугах. Лишь создав такую,
конкурентоспособную и эффективную экономику, мы сможем рассчитывать на
полноценный бюджет и отсюда;
в-третьих, успешно разрешить и стоящие перед нами социальные
проблемы.
Хотелось бы подчеркнуть, что проблемы, возникшие перед
Россией стоят именно в такой последовательности. Это, по нашему мнению, новое
видение системы общественного обустройства и, пока в России эта схема не будет
осмыслена на всех уровнях, вряд ли можно ожидать серьезных успехов в создании
нормального общества.
Сегодня, как никогда раньше, становится очевидным положение
о том, что иной, приемлемой альтернативы правовому государству нет и для
Российской Федерации. Поэтому мы шаг за шагом должны идти в направлении именно
правового государства, постепенно осваивая и развивая его институты. Наш
государственный аппарат должен освоить методы работы соответственно условиям
формирования правового государства.
Отсюда напрашивается и такой немаловажный вывод, который
сводится к тому, что мы должны очень серьезно переосмыслить наши приоритеты в
общественном устройстве. Суть этого переосмысления сводится к тому, что если до
сих пор отправным в научных осмыслениях общественного развития в России
считалось удовлетворение потребностей в социально-экономических разработках, а
государственно-правовые проблемы вообще не выдвигались, то сегодня следует
признать, что и результатом такого мышления и поведения были провалы в
реализации бесчисленных социально-экономических программ. Даже будучи,
возможно, хорошими, эти многочисленные программы социально-экономического
развития не реализовывались, поскольку не были состыкованы с проблемами
государственно-правового реформирования российского общества, не увязаны с
целями и задачами, стоящими перед политической властью.
Другими словами, в России всегда пытались, в первую очередь,
разрешить социальные проблемы (больше строить жилья, дорог, расширить работы по
газификации, телефонизации, устранить безработицу, повысить зарплату
бюджетникам и т.д.), однако разрешение этих проблем в конечном счете упиралось
в экономику, а слабая эффективность последней, продолжающийся ее спад, в свою
очередь, диктовались неумелым государственным управлением, несовершенством
законодательства, созданием ненужных запретов и препятствий на пути
деятельности предпринимателей, землевладельцев и т.д.
Сегодня все больше становится очевидным, что политике,
го-сударствоведению также необходимо учиться. Государствоведение также является
объектом науки, научных разработок, как и экономика, социология и т.д. Если
построить дом с нарушением строительных норм и правил, то такой дом не будет
устойчивым и развалится. Подобно этому государственное строительство также
должно быть основано на определенных нормах и правилах, выработанных всей
мировой практикой. Однако именно в этой области, то есть использования научно
выверенных, исторически апробированных институтов государственно-правового
строительства, Россия сильно отстает от передовых зарубежных стран. Да и,
пожалуй, мало кто здесь задумывается над тем, что из-за игнорирования именно
норм и правил государственно-правового строительства, такая богатая природными
ресурсами, Россия живет в полунищите, не может нормально организовать свою
общественную жизнь.
То, что мы очень сильно отстали от многих зарубежных стран в
области государственно-правового строительства — это исторический факт. Но
главная беда заключается в том, что мы не хотим это признать и продолжаем
утверждать, что у нас особый менталитет, и мы не можем так просто принять
зарубежный опыт. Причем это относится именно к государственно-правовой сфере.
Ведь когда мы собираемся купить какой-нибудь продукт промышленной отрасли
(телевизор, автомобиль, обувь, стиральную машину и т.д.), то явно отдаем
предпочтение импортному. Это и понятно: мы на своем опыте убедились, что
импортные промышленные товары лучше, качественнее и т.д. Но когда же речь идет
о таких вещах, как: демократия, разделение властей, права человека,
верховенство закона и т.д. мы хотим оставаться со своими представлениями (не
основанными на опыте из-за того, что в России эти институты государственного
устройства еще никогда не функционировали). В России даже на самом высоком
уровне еще не сложилось понимания того, что такие понятия как демократия, права
человека, верховенство закона не могут быть российскими или американскими, они
являются общечеловеческими, оценочными. Поэтому сколько бы мы не пытались
сопротивляться позитивному восприятию этих понятий, нам и в России все равно
придется вписаться в общечеловеческое содержание этих ценностей. Причем, чем
скорее, тем лучше. От этого зависит уровень и качество нашей жизни.
Теоретически переосмыслив наши представления о месте и роли
государственно-правовых институтов в обществе, нам необходимо перейти к их
практическому реформированию.
Прежде всего речь идет о совершенствовании всех звеньев
государственного аппарата. Причем совершенствование государственного аппарата
нам необходимо не только для создания сильного государства, но и, в первую
очередь, для формирования дееспособного гражданского общества, могущего освоить
инструменты саморегулирования, обладающего собственным почином для дальнейшего
развития.
Совершенствование государственно-правового механизма, по
нашему мнению, в целом охватывает четыре круга отношений:
во-первых, это продолжение совершенствования системы органов
государственного управления, приведение их в соответствие с новыми задачами и
функциями, стоящими перед обществом в современных условиях;
во-вторых, подготовка и переподготовка государственных
служащих, работающих в органах государственного аппарата, способных реализовать
новые полномочия, вытекающие из изменившихся обстоятельств нынешнего времени;
в-третьих, совершенствование методов управленческой
деятельности, используемых государственным аппаратом, должностными лицами;
в-четвертых, совершенствование нравственной атмосферы в
органах государственного аппарата.
Нам необходимо и дальше думать о структурном
совершенствовании органов государственного управления. Мы еще полностью не
изжили дублирования в деятельности государственного аппарата, при внимательном
подходе можно обнаружить чрезмерное количество чиновников, бюрократизацию
разрешения отдельных вопросов и т.д.
Вся структура государственного аппарата, в условиях
формирования демократического правового государства с развитой рыночной
экономикой, должна быть подчинена успешному разрешению
главной задачи государства — обеспечению прав и свобод своих
граждан. Соответственно этому и с акцентом на выполнение этой главной задачи
государства должна быть сформирована и структура государственного аппарата.
Рекорды по количеству министерств и ведомств мы уже ставили еще в советское
время. Однако убедились и в том, что только количеством многие проблемы нам не
разрешить. Необходимо больше ориентироваться на профессионализм в
государственном аппарате, на повышение эффективности деятельности
государственных служащих.
Оптимальный государственно-правовой механизм государства мы
вряд ли создадим, если не будем заботиться о подготовке и переподготовке
государственных служащих. Полноценный институт государственной службы у нас
только складывается. Мы должны полностью держать в поле зрения дальнейшее
формирование системы государственной службы, оптимализацию статуса государственного
служащего, развития гарантии мх осуществления. Дальнейшее законотворчество и
практическая наша работа в этой области должны осуществляться с пониманием
потребности нового государственного строительства, с опорой на достижения
юридической науки и современной правовой культуры.
Серьезной проблемой остается подготовка и отбор кадров. Мы
далеко не овладели всеми высотами в подготовке и переподготовке кадров для
работы в государственном аппарате. Нам необходимо освоить современные формы
подготовки кадров для государственного аппарата, организовать и вести
соответствующий мониторинг состояния дел в этой области.
В подборе кадров мы до сих пор широко не используем тесты,
собеседования, конкурсы для выявления профессиональных качеств претендентов на
должность государственного служащего.
На пути совершенствования государственно-правового
механизма, далее нам необходимо до конца освободиться от стереотипов
административно-командной системы управления общественными процессами. Наша
сегодняшняя государственная служба должна овладеть технологией управления в
демократическом обществе. Это означает, что методы управления, с помощью
непосредственного подчинения всех и вся государственному аппарату сегодня
заменяются подчинением всех (в том числе и самого государственного аппара-
та) закону. Взаимоотношения между государственным аппаратом
и населением сегодня всецело определяется законодательством. Научиться
работать, соблюдая законы, уважая их — это еще одна необходимая высота, на
вершину которой, в первую очередь, должны забраться государственные служащие,
показывая при этом пример всему населению. Если внутри государственной власти,
в взаимоотношениях чиновников между собой еще и остаются авторитарные методы,
то во взаимоотношениях государственного аппарата с населением в правовом
государстве могут использоваться только демократические методы, то есть
государственная деятельность на основе строгого соблюдения законов.
Для оптимальной работы государственного аппарата, повышения
авторитета государственных служащих перед населением, очень важной остается
нравственная атмосфера, связанная с деятельностью должностных лиц. Здесь у нас
также много нерешенных проблем.
Среди них и не изжиты до сих пор остаточные явления
непозволительного совмещения государственной службы с коммерческой
деятельностью, допущенного в период первоначальной приватизации. Эти недостатки
нам необходимо ликвидировать.
Все отмеченное относится ко всем звеньям
государственно-правового механизма, к российским государственным службам всех
уровней, к службам субъектов Российской Федерации, городского и районного уровня.
Нам всем необходимо самосовершенствоваться и научиться шаг за шагом овладеть
цивилизованными методами государственного управления, добиться уважительного
отношения граждан к деятельности государственного служащего.
На пути к строительству правового государства нам необходимо
и дальше укреплять эффективность в деятельности органов правосудия. Судебная
власть с ее объективным и справедливым раз-
решением возникающих дел — важнейший показатель зрелости
государства на пути к правовому государству. Судебные работники, если можно так
сказать, первыми должны дорасти для работы в условиях правового государства.
В целом проведенные нами исследования в области
государственно-правового строительства позволяют сделать вывод о том, что все
проблемы в России испокон веку связаны с несовершенством политической власти. Вот
и в сегодняшней России неконтролируемая обществом государственная власть явно
не справляется с общественно управленческими функциями. В то же время научные
основы го-сударствоведения остаются невостребованными. Да и серьезные,
фундаментальные научные исследования в области государственно-правового
строительства сегодня еще в России не проводятся. Особенно это относится к
уровню субъектов Российской Федерации. У нас опять же на самое главное дело не
хватает средств. Между тем, только подключение большой науки к этой проблеме,
научное осознание наших промахов в этой области позволят нам формировать
оптимальные государственно-правовые институты.
Только на научно-правовой основе можно оптимизировать
взаимодействия власти с экономикой и социальной жизнью. В России же почти
всегда государственная власть, сопротивляясь собственному совершенствованию,
пытается разрешить то социальные, то экономические проблемы и традиционно
успешно их проваливает. Самая богатая в мире страна продолжает жить в нищете
только благодаря неумелой организации общественной жизни. Мы до сих пор не
хотим понять, что первая проблема в государствоорганизованном обществе не
экономика, а экономическая политика государства, которая полностью зависит от
интеллектуального уровня представителей власти и структурной организации самой
власти.
Да и сегодня на фоне стоящих перед Российской Федерацией
задач в области реформирования общественной жизни, главной проблемой остается
оптимальное подключение к этим процессам институтов государства и права. Особое
значение приобретает роль юриспруденции.
Современная цивилизация объективно связано с юридическим
мировоззрением. В истории было время, когда в обществе господствовало
теологическое мировоззрение, а активные носители его образовали особое
сословие. С уменьшением влияния религиозных норм упорядоченность в обществе не
уменьшается: место религиозных норм все больше и больше занимают юридические
нормы. С уменьшением признаков общинности, соборности, конфессиональное™
увеличивается юридизированность общественных связей и расширяется юридическое
мировоззрение. Появляется юридическое сословие, которое начинает играть в
обществе ведущее место (например, в США юристов во много раз больше богословов,
и они играют ведущую роль в общественной жизни). Юристы становятся главной
опорой создания оптимального правового порядка в обществе (вспомните опять же
пример с США, где сорок третьего Президента США назвали по результатам именно
многоходового юридического процесса).
Таким образом, любое нормально развивающееся общество
пытается идти по пути формирования правового государства. Это объективный
процесс и помешать ему нельзя.