общая характеристика культуры и духовной жизни

Тема 1. Культура и духовная жизнь

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

– Технологический подход: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

– Деятельностный подход: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

– Ценностный подход: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до н. э. под словом «культура» (от лат. cultura – уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII – начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура – это то, что создал человек, а природа – то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура – совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 4. Духовная культура и Духовная жизнь человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Духовная культура, материальная культура, институты культуры, духовные ценности, духовная жизнь.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое духовная культура. Этот вопрос волновал многих философов. Согласно теории немецкого философа Вильгельма фон Гумбольдта, всемирная история есть результат деятельности духовной силы. Эта сила заключается в творческих способностях человека. Результаты этого творчества и представляют собой духовную культуру. Внутренний мир человека и его духовная деятельность, например, обычаи, традиции, созданные им законы, достижения науки все вместе являются духовными ценностями.

Разнообразные формы общественного сознания – правовое, нравственное, философское, политическое – это тоже проявление данной культуры. А также она реализуется через искусство, литературу, архитектуру. Кроме этого, духовную культуру составляют правила, ценности, символы, письменность, образование, язык. Духовная культура как результат деятельности людей, в отличие от материальной культуры, является творением разума, но не рук. Следовательно, духовная культура – это собрание духовных ценностей, которые называются «вечными», потому что составляют основу любой культуры, являясь представлением о добре, истине, справедливости и ориентиром для всех людей.

Основные духовные ценности:

Мировоззренческие – формируют взгляд на целостность картины мира. Это прошлое и настоящее, память. Это ценности, которые определяют место человека в мире и его отношение к нему. К ним относятся творчество, гуманизм, свобода. Они очень близки к нравственным ценностям, которые определяют поведение человека, предписывая ему как должно быть.

Эстетические ценности дают представление о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом и связаны с гармонией жизни, стремлением к равновесию, совершенству.

Религиозные ценности связаны, прежде всего, с такими понятиями как вера, смирение, любовь к Богу, ближнему.

Для удовлетворения своих потребностей люди создают культурные институты, которые выполняют определенные функции. Это социальные институты, призванные удовлетворять потребности общества в новых знаниях и их передачи последующим поколениям, также потребности решения духовных вопросов. К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, религия, мораль, образование, искусство.

Библиотеки, музеи, школы, телевидение, радио – это коммуникативные культурные институты. Через них распространяется информация.

Всеми социальными институтами, в том числе и культурными, осуществляется такая важная функция как социализация – усвоение норм и освоение социальных ролей.

Институты носят нормативный характер. Заставляют людей подчиняться принятым нормам, являясь совокупностью норм и образцов поведения. Следовательно, они выступают инструментами социального контроля.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о функциях культуры и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Познавательная функция духовной культуры дает целостное представление о народе, стране.

2) Оценочная функция не имеет отношения к отбору ценностей, обогащению традиций

3) Функция социализации направлена на усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей.

4) Роль информационной функции в обмене знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений незначительна.

Правильный вариант/варианты: 1,3

2. Прочитайте и вставьте пропущенные слова.

Прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое – вот основные ____________ ценности.

_________________ ценности, определяющие отношение к человеку и его месту в мире.

Правильный вариант/ варианты: эстетические; мировоззренческие.

Источник

Культура и духовная жизнь общества

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Всего получено оценок: 1883.

Всего получено оценок: 1883.

Понятие культуры достаточно широко и охватывает все общественные нормы, ценности личности и созданные человеком вещи. Рассмотрим кратко понятие духовной культуры общества.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Культура и духовная жизнь общества

Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.

Материальная культура – это все, созданные человеком вещи и предметы. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура – это нормы, ценности, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее.

которые читают вместе с этой

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

Функции культуры

Культура играет особую роль в обществе. Ученые выделяют следующие функции:

Типы культуры:

Чаще всего автор продуктов данной культуры неизвестен. Это могут быть литературные произведения устного творчества, которые передаются из поколения в поколение, например, сказки, мифы, песни.

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

Появилась в XX веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию 10 класса, мы выяснили, что культура и духовная жизнь общества – взаимосвязанные понятия. Культура имеет различные проявления в виде материальных и духовных объектов. Духовная культура – это совокупность нематериальных ценностей, созданных разумом.

Источник

Духовная культура

Общая характеристика

— формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности;

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Духовная культура изучается давно, можно сказать, что с самого начала человеческой истории люди пытались понять духовную культуру, выяснить причины ее возникновения, объяснить, как складываются акты духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовных ценностей общества. Следовательно, составной частью духовной культуры любого общества является и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет и действует.

Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на который человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т.е. на основании степени творчески_преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют подвиды духовной культуры: Там же.

1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно_природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведения изобразительного искусства (живопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);

6) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.).

Источник

Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право». Краткая и наглядная – в виде схем и таблиц – форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Раздел 2. Духовная жизнь общества

Тема 1. Культура и духовная жизнь

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

— Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.

Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тема 2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура

Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.

Составляющие и признаки субкультуры, знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Первоначально во взаимодействии инновации и ____________(1) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени ______________(2). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и ______________(3), в формулы житейской ____________(4), практического ____________(5), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщенный художественный _____________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Тема 3. Средства массовой информации

Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).

Средства массовой информации представляют собой:

• Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет.

• Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

Средства массовой информации влияют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д., но и на то, в какой форме и какими способами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении последних. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как таковые, являются одновременно инструментами власти.

Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кампаний, того или иного политического курса и т. п. СМИ способствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.

Словесное выражение информации, особенно для аудиовизуальных СМИ, не единственный и не всегда самый главный элемент информационной деятельности. Всевозрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. СМИ приобретают роль основного агента производства и распределения культуры.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

B3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В советский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время методы воздействия на аудиторию носили принудительный характер. (4) На наш взгляд, демократическое общество приносит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Тема 4. Искусство, его формы, основные направления

Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

биологизаторская — происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;

игровая — причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;

магическая — искусство — форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;

трудовая — искусство — результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусствопрактическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусствачеловек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусствахудожественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

C8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

«Цель искусства — не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).

«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский).

Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

— соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен(на) знать, чтобы раскрыть ее?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен(на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен(на)? Или согласен(на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен(на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;

— наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Наукаформа духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания.

Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Тема 6. Социальная и личностная значимость образования

Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.

Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образованияприобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть фото общая характеристика культуры и духовной жизни. Смотреть картинку общая характеристика культуры и духовной жизни. Картинка про общая характеристика культуры и духовной жизни. Фото общая характеристика культуры и духовной жизни

B4. Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) сокращение продолжительности образования

2) гуманизация образования

3) усиление сословного характера образования

4) гуманитаризация образования

5) отказ от преподавания общественных наук

6) создание единой системы образования для разных стран

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *