образование в течение жизни китай

Система образования в Китае

Основы современной китайской образовательной системы были заложены в первые годы правления коммунистической партии. Благодаря этой системе, за несколько десятилетий властям удалось полностью искоренить безграмотность (до 1949 года читать и писать умели всего 20% китайцев) и ввести обязательное начальное и среднее образование. Несмотря на то, что многие западные педагоги часто критикуют китайские образовательные принципы, сами жители Поднебесной считают эту систему весьма эффективной и отлаженной.

Система образования в Древнем Китае

Первые школы в Китае появились ещё в III тысячелетии до н. э. Они были двух типов:

Со временем система учебных заведений расширялась и усложнялась. Появилась целая сеть школ, созданных государством или частными лицами. Долгое время получение образования в Китае было привилегией высших слоёв общества. Ситуация изменилась при Конфуции (551-479 г. до н. э.), который обучал не только представителей знати, но и бедняков. Конкретной образовательной программы не было. Дети начинали ходить в школу в семилетнем возрасте. Продолжительность обучения зависела от способностей ученика. Учебников в древнекитайской школе также не существовало. Считалось, что упрощение материала и использование игровых методов обучения приведут к упадку нравственности и образованности в обществе.

Все дети изучали историю, мораль, письмо, счёт и музыку. Выходцы из аристократических семей также постигали военное искусство. Обычно школы посещали только мальчики, но богатые родители старались дать образование и своим дочерям. Девочки также изучали общеобразовательные предметы, но вместо военного ремесла учились слагать стихи, танцевать и заниматься рукоделием.

Самой важной дисциплиной древнекитайской школы было письмо. Знание иероглифов открывало перед человеком самые престижные и высокооплачиваемые должности. Изучение иероглифической системы начиналось в школах и продолжалось в университетах (последние стали появляться в Китае ещё в I тысячелетии до н. э.).

В Китае всегда высоко ценили образование. Считалось, что только образованные и умные люди способны добиться процветания страны. Поэтому в Китае появилась специальная экзаменационная система для чиновников. Экзаменаторы должны были оценивать, насколько хорошо будущий чиновник знаком с конфуцианством, а также способности кандидата к рассуждению и аргументации своей точки зрения.

Система дошкольного образования в Китае

С 3 до 6 лет маленькие китайцы посещают детские сады. Дошкольные учебные заведения делятся на два типа:

Вне зависимости от типа садика, всем китайским малышам воспитатели прививают уважение к старшим, стремление к успеху, чувство патриотизма и интерес к политике. Вся образовательная система Китая строится, в первую очередь, на дисциплине. С самых ранних лет дети должны строго следовать расписанию и указаниям взрослых. Воспитатели контролируют даже детские игры. По мнению китайских педагогов, подобная строгость позволяет ребёнку стать полноценным членом общества, найти своё место в жизни и приносить максимальную пользу своему народу.

Школьное образование

В Китае школьное обучение продолжается 12 лет и делится на три этапа:

В Китае очень ценится образование и карьера. Даже младшеклассники осознают всю важность учёбы и стараются заниматься как можно прилежнее. Начиная с первого класса, дети выполняют большие домашние работы и дополнительно занимаются с репетиторами. Также от учеников требуется строгое соблюдение школьной дисциплины. Достаточно пропустить всего 12 занятий без уважительной причины, чтобы оказаться отчисленным из школы.

Как правило, учебный день каждого китайского школьника состоит из 6-7 (у старшеклассников — из 8-9) уроков и посещения многочисленных дополнительных занятий, факультативов и спортивных секций. Уроки длятся по 40 минут. Каждый день проводятся уроки физкультуры. Поскольку занятия продолжаются очень долго, после обеда наступает время своеобразного «тихого часа», который длится 60-80 минут. Обычно до перерыва дети изучают наиболее сложные предметы, а во второй половине дня — более лёгкие и творческие.

В течение года школьники и студенты уходят на каникулы дважды:

Во время каникул дети продолжают учиться. К началу нового семестра им нужно будет представить учителям готовые домашние задания. Кроме того, многих школьников на время каникул родители отправляют заграницу, чтобы подтянуть иностранный язык или на дополнительные образовательные курсы.

Система высшего образования в Китае

ВУЗы Китая считаются одними из лучших в Азии. Дипломы, выданные многими из них, высоко ценятся в Европе и Америке. Китайское руководство делает очень многое для развития национальной высшей школы. Сегодня большая часть китайских ВУЗов — это огромные высокотехнологичные научные комплексы с библиотеками, музеями и современными лабораториями. Для чтения лекций в университеты часто приглашают лучших профессоров со всего мира.

Все ВУЗы Китая разделены на несколько категорий, в зависимости от престижа и качества обучения. Выпускники школ, готовящиеся к поступлению в университет, сдают единый экзамен, результаты которого оцениваются по стобалльной шкале. Для того чтобы быть допущенным к сдаче вступительных экзаменов в ВУЗ, относящийся к определённой категории, выпускник должен сдать единый экзамен на соответствующее число баллов. Обычно поступление в ВУЗы проходит в условиях жёсткой конкуренции. В отдельных китайских университетах конкурс достигает нескольких сотен человек на место.

Обучение в университетах стоит недёшево, поэтому специально для студентов, находящихся в тяжёлой финансовой ситуации, правительство создало систему кредитов. Также такие студенты могут рассчитывать на стипендии.

Несколько лет назад в Китае функционировала особая программа, предполагающая сотрудничество ВУЗов и крупных китайских предприятий. Благодаря этой программе, все студенты трудоустраивались сразу после получения дипломов. Сегодня же поиском работы занимаются сами выпускники, за исключением тех, кто поступал в ВУЗ по целевому направлению от предприятия.

Аспирантура

В Китае, как и на западе, существует трёхуровневая система высшего образования:

Аспирантом может стать студент, получивший диплом бакалавра. При поступлении в магистратуру студент должен очень внимательно подходить к выбору направления обучения, поскольку тема будущей диссертации должна будет соответствовать выбранной области знаний.

Обучение в магистратуре предполагает посещение семинаров и лекций, подготовку собственных проектов и докладов, а также публикацию статей в научных сборниках. За каждую выполненную работу учащийся получает баллы, по которым оценивается его работа в течение года. Если аспирант набирает необходимое количество баллов, он получает право на написание собственной диссертации. Помощь в подготовке диссертации аспиранту оказывает куратор, однако, вмешательство научного руководителя в работу подопечного, как правило, сводится к минимуму.

Основное требование к готовой диссертации — это её уникальность. Работы, содержащие более 15% плагиата, к защите не допускаются.

Как правило, обучение в аспирантуре платное, но студенты с актуальными и важными темами работ, могут рассчитывать на получение правительственного гранта.

Сегодня образовательные учреждения Китая ежегодно привлекают десятки тысяч студентов со всего земного шара. Диплом китайского университета для многих стал показателем качества и престижа.

Источник

Образование – наивысшая ценность: как учатся в Китае

образование в течение жизни китай. Смотреть фото образование в течение жизни китай. Смотреть картинку образование в течение жизни китай. Картинка про образование в течение жизни китай. Фото образование в течение жизни китай

Образование для китайцев — ценность с историей не менее древней, чем у самой Поднебесной. Стремительный экономический рост страны — во многом результат социальных установок, в которых у образования исторически главенствующая роль. В ментальности китайцев знание не только социальный лифт, но и мера, уравнивающая вообще все социальные отношения. По прогнозу Российского экспортного центра (РЭЦ), Россия в ближайшей перспективе должна стать крупнейшим поставщиком образования для китайцев.

Приправленное заветом Дэн Сяопина «не высовывайся», привычкой действовать не в одиночку, но единой системой, а также свойственным нации терпением, переходящим в выносливость, качественное образование во многом способствовало экономическому чуду, которое Китай до сих пор являет миру. Сами китайцы говорят, что все начиналось с риса, привередливой культуры, которую в Китае выращивают столько же, сколько официально существует страна — 5 тыс. лет. На протяжении этого срока китайцы вели оседлый образ жизни и занимались земледелием, что в значительной степени определило ментальность, культуру и даже историю Китая. Трудоемкий процесс выращивания риса невозможен в одиночку, недостаточно даже небольшой группы людей. Так, непрерывная работа сообща культивировала китайскую ментальность: внимание к деталям, трудолюбие, терпение и понимание, что в одиночку невозможно работать и выживать. В этой ментальности появился иероглиф — первая производная китайской культуры: слог, звук, морфема, слово, идеограмма. Сложный для освоения знак требует знакомых китайцам качеств: усидчивости, внимания к деталям, терпения и спокойствия. Того же требует и китайское образование, на пути к которому китайцы, как правило, бескомпромиссны: ведь каждый уверен, что если будет хорошо учиться, то непременно продвинется на пути к своей цели.

Образование как ключ к госслужбе

Высший успех для китайца — стать госслужащим. Чиновники в Китае всегда были и остаются наиболее уважаемым социальным классом. Ранги мандаринов еще во времена Цинской династии (1644-1912) делили служащих на военных и гражданских, всего девять рангов с двумя подрангами в каждом: сослуживцы императора, великие секретари, магистры округов, сборщики налогов, заместители тюремных надзирателей и еще множество уважаемых позиций. Почему уважаемых? А потому, что на протяжении 1300 лет в Китае действовал строжайший образовательный ценз, для назначения мандарином требовалось выдержать сложную процедуру экзаменации.

Примечательно, что исторически в системе государственного устройства Китая престиж позиций в силовых структурах всегда уступал гражданским: знание ценилось выше силы. После падения Цин на место мандаринов пришли современные чиновники, но образовательный ценз не поменялся, оставаясь исключительно высоким и сегодня. Например, в китайской практике экзаменации полностью отсутствует привычное списывание или его английский аналог — cheating. Ведь успешная сдача школьных экзаменов и госэкзаменов для поступления ведет китайцев к мечте — государственной службе.

Издалека стремление к госслужбе может казаться странным, хотя бы потому, что количество чиновников в нашем понимании ограничено. Но здесь надо учитывать, что в стане с населением 1,4 млрд человек государственный аппарат широк и разветвлен, Китай управляется большим количеством чиновников — людей, непременно получивших качественное образование.

Устройство системы образования

Система образования в Китае: дошкольное образование, начальная, неполная или полная средняя школа, университет, докторантура. В детсад китайцы идут с трех лет, можно выбрать между государственным и частным. Важно, что детский сад — обязательный этап образовательного процесса, без дошкольной подготовки детей не берут в школу. Именно в саду китайцы начинают изучать пиньинь — запись звуков китайского языка. Это подготовка к изучению иероглифов, без которой невозможно обучение китайской письменности.

В возрасте шести лет дети идут в начальную школу, программа которой включает не только академические дисциплины, но и физические, и общее развитие. Программа начальной школы стартует в 7:00 и, как правило, продолжается до 16:00, после чего дети могут идти домой. Следующий этап — средняя или профессиональная начальная школа — этап, на котором дети и родители должны выбрать, поступать в ВУЗ или получать рабочую специальность. Во втором случае обучение длится четыре года, а средняя школа предлагает программу из нескольких ступеней: первой и высшей, каждая включает три года обучения.

Среднее образование в Китае обязательное и бесплатное, но только до высшей ступени, переход на которую невозможен без серьезных вступительных испытаний. Высшая ступень в Китае является не только конкурсной, но и платной. Таким образом, поступление в среднюю школу высшей ступени — первый существенный и жесткий водораздел, преодолеть который могут не все. Причем, способность оплачивать образование не поможет в случае провала экзаменов. Средняя школа готовит учеников к поступлению в ВУЗ, профессиональная помогает найти работу по завершении.

Но независимо от выбора школы, дисциплина и усердие остаются базовым требованием ко всем ученикам. Пропуск нескольких уроков влечет отчисление. Но особенно интересно, что дети, не сдавшие установленный госэкзамен по окончании школы, лишаются возможности обучаться в ВУЗе и могут рассчитывать только на рабочую профессию в профессиональной школе.

Подход к высшему образованию

Для того, чтобы осмыслить, что значит высшее образование для китайца, надо понимать социокультурную среду, формирующую менталитет. Долгое время в Китае действовала система ограничения рождаемости: в семье мог быть один ребенок, исторически предпочтителен был мальчик, или «маленький император», окружаемый бесконечной любовью. Впрочем, любовь семьи вовсе не слагает с ребенка ответственности, часть которой — обязательное получение качественного образования. Китайский ребенок должен усердно и дисциплинированно учиться, чтобы впоследствии стать поддержкой и опорой своей семьи. И хорошее образование — единственный правильный сценарий развития. Одновременно, ребенок испытывает давление не только со стороны семьи, но еще большее — со стороны жесткой и конкурентной образовательной системы.

Исторически сложилось, что китайцы считают правильным получать высшее образование в Китае: это возможность интегрироваться в профессиональную среду, установить прочные связи с будущими коллегами и партнерами. Но этот подход часто разбивается о нелояльную конкуренцию или отсутствие финансовых возможностей для получения высшего образования в своей стране. Тогда китайцы едут учиться в Россию или, например, США.

В последнее время растет число китайских студентов в российских вузах. Министр науки и высшего образования России Михаил Котюков отметил, что в 2017 — 2018 гг. в российских вузах обучались 30 тыс. граждан КНР. В сравнении с 2016 годом это на 10% больше и почти вдвое больше, чем 7 лет назад. Самые популярные среди китайских студентов — московские, санкт-петербургские и дальневосточные вузы. Такую динамику эксперты напрямую связывают с реализацией стратегии развития КНР «Один пояс — один путь», в которой РФ рассматривается как политико-экономический партнер. Надо отметить, что рост неслучаен: Россия сегодня усиливает конкуренцию за иностранных студентов. Так, в рамках нацпроекта «Образование» количество иностранных студентов, которые обучаются в российских вузах, к концу 2024 года должно составить порядка 425 тысяч человек. Цель нацпроекта — обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и войти число 10 ведущих стран по качеству общего образования.

Артем Шаров, генеральный представитель АО «РЭЦ», об экспорте в Китай

«Сегодня РЭЦ предлагает российским экспортерам в Китай уникальные компетенции, которые позволяют делать уверенные и успешные шаги на китайском рынке. РЭЦ оказывает поддержку как в интеллектуальном плане, так и в плане субсидирования деятельности экспортеров, обеспечения логистической составляющей, выставочной деятельности, осуществления бизнес-миссий, а также поиска правильных партнеров в Китае. Перед выходом на китайский рынок у экспортера должна быть стратегия развития. Предприятия с четкой стратегией имеют и гораздо больше шансов для закрепления на китайском рынке. Ключевые ресурсы, необходимые на китайском рынке, — это люди. И РЭЦ способен помочь обеспечить кадровое наполнение, а также подсказать, как выстраивать каналы продаж и маркетинговую стратегию. Важно отметить логистический аспект экспорта: без построения логистической схемы невозможно успешно работать с Китаем. И сегодня РЭЦ, среди прочего, добился получения 50% скидки на железнодорожный тариф».

Источник

«Пока учеба не убивает вас». Как устроено школьное образование в Китае

образование в течение жизни китай. Смотреть фото образование в течение жизни китай. Смотреть картинку образование в течение жизни китай. Картинка про образование в течение жизни китай. Фото образование в течение жизни китай

образование в течение жизни китай. Смотреть фото образование в течение жизни китай. Смотреть картинку образование в течение жизни китай. Картинка про образование в течение жизни китай. Фото образование в течение жизни китай

Вадим Чекунов, писатель, автор книг «Шанхай. Любовь подонка», «Китай. Культурный шок» и других

Когда-то я жил на окраине Шанхая и просыпался рано утром от звуков стройки за окном, криков соседей по подъезду и немилосердных гудков транспорта. Пока готовил себе кофе, уже знал: вот-вот к общему шуму присоединится начальная школа, что располагалась по соседству. И школа никогда не подводила. Уже в начале восьмого с ее стороны раздавалась громкая музыка — бодрая и залихватская, с элементами военного марша. Сквозь музыку строгий женский или мужской голос принимался что-то выкрикивать в микрофон. Мне, еще не владевшему языком, эти крики казались военными командами — занять круговую оборону или, наоборот, приготовиться к штыковой атаке.

Возвращаясь с работы, я встречал школьников, в сумерках бредущих по домам после тяжелых ежедневных боев за знания. От знакомых китайцев я уже знал, что на этом еще ничего не закончилось — впереди у ребят плотно загруженный домашкой вечер, иногда переходящий в ночь. А завтра ни свет ни заря — снова в школу, снова громкие марши и суровые крики командования.

С тех пор прошло несколько лет. За эти годы я встретил в Шанхае чудесную девушку, увез ее в Москву, мы поженились, у нас родилась дочка. И вот все ближе подходил ее школьный возраст и все острее вставал вопрос, куда пойти учиться. Против обычной районной московской школы ни я, ни жена ничего не имели. Хотя я уже начал тогда скучать по восточному колориту и предложил подумать над вариантом «поучиться год в китайской школе». Было несколько причин в пользу этой авантюры.

Первая — иероглифы. Их, как известно, тьма тьмущая. И свободно владеть надо изрядной частью этой тьмы. Ну хорошо — около тысячи иероглифов необходимо знать уже в первом классе. Из них нужно уметь писать более трехсот. Потом будут еще и еще. Писать и читать по-китайски мы теоретически могли бы научить дочку и в Москве, в свободное время. Но у нас его, свободного времени, не было. А если бы и появилось, то парой часов в день в таком деле не обойтись никак. И уверенное письмо плюс беглое чтение на китайском мы вряд ли сумели бы гарантировать ребенку.

Вторая причина — математика, перед которой я, выпускник филфака, благоговею, как дикарь перед реактивным самолетом. Царица наук в особой чести в шанхайских школах, ей уделяется повышенное внимание, и российская программа по математике для начальной школы отличается от китайской как (продолжая авиационные ассоциации) «кукурузник» от СУ-57. В этом мы убедились, полистав учебники. Там, где в наших детишки еще осваивают и закрепляют сложение и вычитание однозначных чисел, китайчата уже переходят к умножению и делению двузначных.

Третья причина, как бы смешно ни звучало, — дисциплина. Китайский подход к образованию и воспитанию больше всего напоминает СССР периода расцвета. Не то чтобы я пребывал в глубокой ностальгии, но мне есть что вспомнить и оценить. Ну и красные пионерские галстуки — как по мне, тоже важная часть школьной поры. К тому же жена вообще не способна выкрикивать команды, а я не могу это делать в адрес лапочки-дочки. Но кто-то же должен это взять на себя, иначе что за обучение будет такое.

образование в течение жизни китай. Смотреть фото образование в течение жизни китай. Смотреть картинку образование в течение жизни китай. Картинка про образование в течение жизни китай. Фото образование в течение жизни китай

Поэтому решили довериться специалистам. Договорились, что первый класс дочь закончит в китайской школе, узнает азы настоящей жизни, закалится, возмужает и заодно читать-писать по-китайски выучится. Потом можно будет вернуться в Москву и продолжить учебу в «курортном» режиме.

Собрались и приехали в Шанхай. Помня о непрекращающихся стройках и вообще довольно специфичной жизни на окраинах, решили поселиться возле культовых шанхайских высоток и телебашни. Жилье очень дорогое, но мы утешали себя — зато в центре и всего на год.

Спустя несколько месяцев после нашего приезда разразилась пандемия коронавируса, которая спутала все планы. Меры, принятые КНР для борьбы с болезнью, оказались столь эффективны, что мы решили задержаться в стране еще на какое-то время. И в этом году дочка пошла в свой третий китайский класс.

Нет худа без добра — закалка и впрямь состоялась.

Нельзя сказать, что китайская школьная система приняла нас с распростертыми объятиями. Как говорится, здесь вам не тут. Из нескольких районных школ нас мигом отфутболили — мол, ребенок ваш иностранец. И даже то, что мама — китаянка, не помогало. Понять их можно — сейчас за любыми денежными операциями в школах следят очень пристально, а так как для местных ребят образование бесплатное, то связываться с иностранцами и выяснять, сколько с них брать и как проводить эти платежи, никому не хочется, проще отказать и по-доброму посоветовать какую-нибудь коммерческую international school с обучением на английском, как лаоваям (иностранцам) и положено.

Но нашей целью были именно китайский язык и китайская культура, поэтому мы упорствовали в поисках. И все же нашли государственную начальную школу, которая принимала на обучение иностранных детишек. Не бесплатно, но во много раз дешевле так называемых международных школ.

Школа оказалась хорошей, едва ли не одной из лучших в городе. Возможно, сказалось ее местоположение — в пяти минутах ходьбы от знаменитых шанхайских небоскребов. Вообще у китайских школ есть негласные рейтинги престижности — они складываются из загруженности программы (чем больше всего, тем лучше), высокой цены за дополнительные занятия (чем выше цена, тем лучше — соседям и знакомым можно нос утереть) и процентом поступивших в вузы учеников.

Но нам ничего этого не было нужно — мы просто радовались, что ребенок сможет ходить в школу. При этом мы не питали иллюзий, что дитя попадет в сказку.

Китайский подход к образованию и воспитанию больше всего напоминает СССР периода расцвета.

Мой русский приятель, много лет работающий в Пекине, поведал историю своей дочери, отданной в китайскую школу. Школа была не государственная, а элитная частная, по типу интерната. В ней мой приятель работал и сам, поэтому никаких особых проблем не ожидал. Но отношения с главной учительницей (нечто вроде нашего классного руководителя) не заладились с самого начала. Учительнице иностранка в классе не пришлась по нраву. Раздражало ее все — и то, что папа иностранки тоже работал там, и то, что директор школы позволила иностранке покидать школу посреди недели и ночевать дома. В первый же день новой ученице была прочитана лекция на тему «напрасно ты себя считаешь особенной».

Может, в этом и было бы здравое зерно и даже полезный эффект, но именно сама учительница и выделила иностранку в «особенные» и придиралась к любой мелочи. Сама она была выпускницей провинциального вуза, преподавала английский, но правильными грамматикой и произношением не блистала. Девочка пару раз неосторожно поправила учительницу, чем попросту взбесила ее и нажила уже смертельного врага. Быть как все — это прежде всего сливаться с рельефом, не высовываться и беспрекословно подчиняться. Навыки не такие уж и вредные — на войне пригодятся, но для седьмого класса все же нужен более гуманный подход.

Однако учительское самодурство лишь усиливалось: оценки русской девочке занижались, всему классу сообщалось, что из-за плохой успеваемости лаовайки страдает весь класс — его школьный рейтинг снижается. Одноклассники объявили новенькой бойкот, соседки по общежитию устраивали мелкие пакости.

«Пребывание в школе стало для дочки настолько токсичным, что у нее развилась миалгия, — рассказывал приятель. — По утрам она просто не могла подняться из-за ужасных мышечных болей. Стали выпадать волосы. На наших глазах крепкая 12-летняя девочка превращалась в инвалида. Я в отчаянии заявил ее учительнице, что в такой обстановке дочь учиться не сможет. Однако совесть учительницы крепко спала. Более того — она упивалась своей властью».

К счастью, закончилась история хорошо — девочку удалось перевести в российскую школу при посольстве. «Российское образование, не будучи идеальным, стало ответом на наши молитвы и буквально спасло ребенка», — закончил рассказ приятель и пожелал нам, как в песне, удачи в бою.

Девочка пару раз неосторожно поправила учительницу, чем попросту взбесила ее и нажила уже смертельного врага.

Так что мы были готовы ко всему. Но ребенка приняли в классе очень радушно и учителя, и одноклассники. Ничего и в помине не было похожего на то, что мы слышали раньше. И это при том, что хотя наша дочь и метиска, китайцы всегда и везде воспринимают ее исключительно как иностранку — каштановый цвет волос, белая кожа и другой менталитет сбивают их с толку. Впрочем, в «особенные» она все же в итоге угодила. По результатам учебы ей присвоили официальное, подкрепленное документами звание «гордость школы» — им удостаивают лишь одного-двух учеников на весь класс.

Первые учебные дни и недели дались, конечно, тяжело — но не столько дочке, сколько нам самим. Потому что младшеклассники проводят в школе полноценный рабочий день — восемь часов, не считая продленки. И если для жены это было более-менее нормальным и привычным, то я изводился, переживал и удивлялся, откуда у детей берутся силы на такую программу.

образование в течение жизни китай. Смотреть фото образование в течение жизни китай. Смотреть картинку образование в течение жизни китай. Картинка про образование в течение жизни китай. Фото образование в течение жизни китай

И до сих пор продолжаю этому поражаться. Да что там я — еще испанца Доминго Наваререте, миссионера XVII века, изумлял обычай китайцев заставлять своих детей все силы отдавать учебе. Он отмечал, что ученикам в Китае разрешается играть всего восемь дней в году и никаких каникул у них нет.

Сейчас дней для игр немного прибавилось и даже появились новогодние и летние каникулы. Летние короче наших российских на целый месяц. Но эти послабления в сторону безделья, разумеется, скомпенсированы возросшей учебной нагрузкой. Китайские дети по вечерам корпят над чудовищными кучами домашних заданий. Они постоянно сдают неимоверное количество экзаменов, среди которых самые страшные — выпускные. Даже спустя много лет после окончания школы китайцу будут сниться кошмары, как он сидит на государственном экзамене — так другим некитайским людям снятся самые стрессовые события их жизни — свадьбы, разводы, первые роды, тюрьма, армия или война. Моей жене тридцать два года, у нее за плечами один из лучших вузов Шанхая и журфак МГУ, но и она до сих пор иногда во сне заполняет листы ответов на школьном «гао као» — том самом «высоком экзамене».

Многие предполагают, что строгости, связанные с «гао као», уходят корнями в систему императорских экзаменов старого Китая, когда соискателей запирали в крохотных кельях, где находились лишь стол и скамья, и в течение трех дней было необходимо написать несколько сочинений длиной по две тысячи иероглифов каждое. Но это еще не все — требовалось продемонстрировать и совершенное знание текстов, состоящих из почти полумиллиона иероглифов.

Чтобы осознать всю неимоверную сложность экзаменов тех времен, следует знать, что количество успешно выдержавших их учеников не превышало одного процента. Но иногда случались удачные годы, и тогда процент возрастал до двух. А сколько человек сходило с ума или кончало с жизнью от отчаяния, история умалчивает. Впрочем, бывали и любопытные случаи. Например, когда некто Хун Сюцюань четырежды провалил «гао као», то неожиданно осознал, что он младший брат Иисуса Христа и поднял мятеж против династии Цин, став лидером Тайпинского восстания.

Спустя весьма долгое время (Поднебесная крепка традициями), но все же пришло понимание — все хорошо в меру, мало ли кто еще надорвется на учебе и вообразит себя невесть кем. Лишние неприятности никому не нужны.

образование в течение жизни китай. Смотреть фото образование в течение жизни китай. Смотреть картинку образование в течение жизни китай. Картинка про образование в течение жизни китай. Фото образование в течение жизни китай

Для шанхайских детишек, начиная с этого года, кажется, замаячил луч надежды на послабление. Местное правительство наконец-то обратило внимание на проблему переутомления учащихся и приказало снизить объем домашних заданий. Были отменены письменные экзамены в первом и втором классах, что существенно облегчило жизнь малышей. Для остальных младшеклассников теперь можно проводить лишь один итоговый экзамен за семестр. Будут строго следить и за формами контроля, чтобы не было вопросов, выходящих за рамки обычной программы, — тем самым намечается борьба со всевозможными подготовительными курсами, расплодившимися вокруг школ и процветавшими до недавнего времени.

Решили прекратить и практику публичного оглашения результатов контрольных работ — благодаря этой мере рассчитывают снизить давление на учеников со стороны общества и родителей. К этим же начинаниям относится вышедший в новом учебном году запрет деления классов на продвинутые и обычные, то есть убрали настоящее яблоко раздора, позволявшее дельцам многочисленных курсов по повышению успеваемости наживаться на честолюбии родителей учеников.

Китайское правительство озаботилось и тем, как проводят досуг юные граждане. Снижение объема домашних заданий не предполагает зависания в онлайн-играх. Поэтому и тут всех маленьких любителей поджидают нововведения. Игровое время в сети для несовершеннолетних здорово сократили. Дети и подростки получат доступ к игровым ресурсам всего три дня в неделю — в пятницу, субботу и воскресенье. Но провести все выходные за играми у них тоже не получится — теперь это возможно лишь с восьми до девяти часов вечера. Для игр требуется верификация — нужно предоставить паспортные данные. Конечно, родители могут сделать это с помощью своих документов, но тут уж каждая семья решает сама, что лучше для ребенка. В нашем случае этим нововведениям обрадовались двое членов семьи и огорчился всего лишь один, самый младший. Первую неделю дочка сильно переживала, что больше не может каждый вечер зависать над планшетом и помогать своей любимой кошечке, хозяйке ресторана, кормить и развлекать посетителей. Потом привыкла и освободившееся время заняла чтением книг. А книг у нас в семье много.

Впрочем, иногда ушлые чада пробуют пробиться в онлайн с помощью раздобытых удостоверений взрослых членов семьи или купленных в сети чужих данных. Но Большой Брат не дремлет — так, один дедушка лихо рубился по ночам в шутеры и другие игры. Органы контроля удивились и потребовали от пользователя пройти процедуру Face ID. Игрок исчез и больше не появлялся.

Послабления послаблениями, но все равно усердная учеба среди китайцев остается в чести. Иначе и быть не может при таком огромном населении. Того, кто себя жалеет, непременно обойдут другие — старательные, требовательные и строгие к себе. Герой борьбы за национальную независимость Китая Линь Цзэсюй весьма красноречиво описал учебу своих селян: «Морозными днями и нескончаемыми ночами, в ветхом домишке из трех комнат, под сердитое завывание северного ветра, при свете единственной висящей на стене лампы стар и млад мы сидели рядом за чтением и рукоделием, пока ночь не сменялась утром».

Разумеется, в Китае многое изменилось с позапрошлого века, особенно условия жизни, но подход к учебе остается неизменным. Учись усердно, или твою работу получит другой. Мир стремительно сближается, глобализация — не выдумка журналистов, поэтому и в наши дни принцип усердности в учебе остается актуальным. Подойдите к своему ребенку и убедите его доделать домашку и почитать учебник. Потому что где-то не так уж и далеко сотни и сотни миллионов юных китайцев сидят над своими домашними заданиями, и не исключено, что именно кто-то из них получит работу вместо вашего отпрыска.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *