образование шириною в жизнь это
Образование шириною в жизнь это
Главная идея нового подхода состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки; оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной деятельности. В ближайшее десятилетие этот принцип должен быть полностью реализован в европейских странах. С помощью системы непрерывного образования все жители Европы должны получить равные возможности адаптироваться к требованиям социально-экономических перемен и активно участвовать в формировании будущего Европы.
Почему непрерывное образование принимает столь огромное значение в странах ЕС именно сейчас? Для этого есть две основные причины:
Такой вывод стал естественным итогом предыдущих десяти лет, когда непрерывное образование заняло прочное место в повестке дня ЕС. В начале 90-х Европа столкнулась с серьезными экономическими проблемами, вызванными изменениями в производственных, торговых и инвестиционных моделях. Это привело к росту структурной безработицы и большому разрыву в профессиональных навыках и умениях. Решить эти проблемы без образования не представлялось возможным. 1996 год, объявленный Европейским годом непрерывного образования, помог привлечь внимание политиков к новым требованиям времени. В середине 90-х стало также ясно, что непрерывное образование может стать не только ключом к решению проблем занятости, но и серьезным фактором социального единства. При этом личность и ее потребности должны стать центром любой системы образования и обучения. Это же было впервые признано на международном уровне на встрече «большой восьмерки». ***
Таким образом, государства Европы пришли к единому пониманию необходимости непрерывного образования, однако до сих пор это не было выражено в конкретной программе действий. Настало время сделать это.
К гражданскому обществу через непрерывное образование
Те знания и навыки, которые мы получаем в детстве и юности, вовсе не гарантируют нам успеха на всю оставшуюся жизнь. И даже периодическое повышение квалификации еще не является решением проблемы. Непрерывное образование рассматривает процесс обучения как постоянный континуум «от колыбели до смерти». И его основой служат те базовые навыки, которые человек получает в молодости. В информационном обществе эти навыки должны быть пересмотрены и расширены. К ним надо добавить умение учиться и желание продолжать свое обучение самостоятельно.
Однако, чтобы поддержать такое желание, человеку необходим позитивный учебный опыт в молодом возрасте, а также практические возможности продолжить свое обучение. Люди вряд ли захотят учиться дальше, если они имели негативный опыт в школе или вузе, если образовательные учреждения находятся далеко от дома или работают в неудобные часы, или если используемые методы не учитывают опыт взрослого учащегося и его личностные и культурные особенности. Таким образом, личная мотивация к учению и наличие разнообразных образовательных ресурсов являются ключевыми факторами непрерывного образования. Необходимо развивать не только предложение, но и спрос на образовательные услуги, согбенно, среди тех, кто до сих пор был неактивно вовлечен в процесс обучения.
Существуют три вида образовательной деятельности:
Формируя политику в области непрерывного образования, европейские страны все более обращают внимание не только на его экономическую необходимость, вызванную особенностями меняющегося рынка труда, но и на его социально-культурную значимость. В настоящее время пересматриваются традиционные представления о разделе полномочий между общественностью и органами власти. Система управления вынуждена передавать все больше полномочий в руки самих граждан, привлекая их к принятию решений. Однако, такой процесс увеличивает разрыв между социально активными гражданами и теми, кто исключен по разным причинам из общественной жизни. Образование становится ключевым фактором не только профессионального, но и личного успеха. Как сейчас образование играет главную роль при вхождении человека в профессиональную среду, так в будущем оно будет решающим для его «включенности» в общество (social inclusion).
Хотя государства ЕС еще не выработали всеобъемлющей стратегии непрерывного образования, тем не менее, они осознают, что такая стратегия должна базироваться на сотрудничестве властей и общественных организаций, так называемых «социальных партнеров», поскольку именно они ближе всего связаны с интересами и потребностями отдельных граждан и сообществ. Последние программы ЕС в области образования и молодежной политики направлены на развитие социального партнерства, как на местном, так и на транснациональном уровне. Помимо этого, должна усиливаться связь между учреждениями формального и неформального образования. В процессе создания непрерывной системы образовательных услуг, ориентированной на потребности личности, все организации культурно-просветительского характера постепенно сольются в единую образовательную сеть. Этот процесс уже активно идет в создании системы открытых университетов, дистанционных курсов и т.п., и сами вузы должны активнее открывать свои образовательные возможности для широких кругов общества. Такой постепенный осмос с одной стороны подчеркивает комплементарный характер трех систем образования, а с другой поднимает вопрос их равноправного признания.
Шесть ключевых принципов непрерывного образования
Принцип 1: Новые базовые знания и навыки для всех
Принцип 2: Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы
Во всех последних документах ЕС не только отмечается то, что нынешний уровень капиталовложений в человеческие ресурсы крайне низок, но и поднимается вопрос, что вообще считать инвестицией. В каждой стране свои налоговые кодексы и принципы бухгалтерской отчетности, поэтому единое решение выработать достаточно трудно. Невозможно заставить все страны, например, приравнять инвестиции в человеческие ресурсы к капитальным затратам. Здесь скорее следует действовать на основе социального партнерства, распространяя опыт передовых компаний или поощряя их европейскими призами. Однако, многое можно сделать на индивидуальном уровне. Так, с помощью специальных банковских счетов на обучение, финансируемых не только личными сбережениями, но и государственными и общественными фондами, можно создать необходимые условия и повысить мотивацию к учению. Проблему могут решить и специальные учебные отпуска или субсидии, предоставляемые фирмами для своих работников, особенно, для тех, кто старше 35 лет, и для низкооплачиваемых категорий. Социальные партнеры могут также быть привлечены к софинансированию учебных программ и выработке гибких схем, позволяющим каждому работнику участвовать в непрерывном образовании.
Принцип 3: Инновационные методики преподавания и учения
Принцип 4: Новая система оценки полученного образования
Принцип 5: Развитие наставничества и консультирования
Если в прошлом нам приходилось принимать решение о выборе профессиональной карьеры или образовательного учреждения зачастую всего лишь один раз, теперь подобный совет о том, что делать дальше (и не только в профессиональной сфере), нужен человеку на протяжении всей жизни. Следовательно, должна быть создана постоянная консультационная служба, которая могла бы дать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития, и была бы ориентирована на интересы и потребности активного пользователя. Сама эта служба также должна активно выходить к своим клиентам, поддерживая их мотивацию к учению, помогая найти свой путь в море образовательных услуг и предупреждая возможные неудачи. Это должно быть чем-то вроде «брокерской конторы», где интересы клиента ставятся превыше всего, а задачей брокера является оптимальный подбор информации для выработки наилучшего плана действий на будущее. Информационные технологии и Интернет открывают новые горизонты для подобного консультирования, хотя вовсе не подменяют непосредственный совет консультанта и качественную помощь человеку сориентироваться в этом потоке информации. Такие консультационные пункты должны быть в непосредственной близости от нашего дома и доступны каждому человеку, а консультанты должны лично знать своих клиентов, их потребности и квалификацию. В последнее время возникает много частных консультаций, а также консультационных пунктов при различных фирмах и организациях. Это, тем не менее, не снимает ответственности с государства за предоставление равноправного доступа к подобным услугам.
Принцип 6: Приближение образования к дому
Мобилизация ресурсов для воплощения программы непрерывного образования
Настоящий Меморандум должен инициировать общеевропейскую дискуссию по проблемам непрерывного образования, которая поможет определить приоритетные направления и выработать необходимые программы в рамках ЕС. Задачей европейского сообщества также станет выработка единых критериев и требований по реализации этих программ. Многое делается уже и сейчас:
Европейская комиссия приглашает все страны-члены ЕС обсудить данный Меморандум на всех уровнях и к осени 2001 г. планирует проанализировать все комментарии и замечания и выработать конкретные предложения по разработке и реализации стратегии непрерывного образования в Европе.
Обучение длиной и шириной в жизнь
Скоро в компаниях будут работать совсем другие сотрудники, которые не будут похожи на тех, которые работали до кризиса, даже если это будут одни и те же люди.
Компании торопливо обновляют свои бизнес-модели. Какие сотрудники будут работать и чувствовать себя комфортно в них? Те, кто смог выдержать внутреннюю конкуренцию знаний, навыков, умений в новых реалиях, а также те, кто смог перестроиться на новые правила трудовой деятельности, кто занял свою роль в обновленных внутренних процессах.
Сейчас каждый, кто держится рядом с изменениями, может смело сказать, что обучение — это непрекращаемый процесс. Основной вызов, который стоит сейчас перед компаниями — это научить сотрудников учиться, запустив при этом процессы непрерывного образования (Long Life Learning, LLL).
Термин «непрерывное образование» был впервые употреблен в 1968 году в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО. Концепция базируется на следующих принципах:
Обучение длиной в жизнь может быть рассмотрено как обучение, продолжительность которого равна продолжительности жизни человека. Данный подход подразумевает, что людям необходимо продолжать учиться, постоянно возобновлять своё обучение, умения и навыки.
Обучение шириной в жизнь подразумевает охват обучением различных сторон жизнедеятельности человека, совершенствование не только его профессиональных навыков, но и других не менее важных, необходимых и интересных для него видов деятельности.
Самомотивация к обучению подразумевает, что человек сознательно стремится развиваться интеллектуально и повышать уровень своих знаний, что может оказать влияние на возможность занять конкурентоспособную позицию на рынке труда.
А теперь немного цифр и проблематики (источник: Degreed, How the Workforce Learns).
Концепция непрерывности обучения стирает границы между формальным и неформальным образованием и фактически дает возможность учиться всегда, везде, друг у друга.
Непрерывное образование способствует социальной интеграции, личностному развитию, что как нельзя актуально в текущей быстро меняющейся бизнес-среде.
На ком лежит ответственность за постоянное развитие сотрудников, непрерывный рост и улучшение качества и объема их знаний, навыков и умений?
Согласно опросу EY, проведенному до кризиса, в 2019 году*, 58% руководителей бизнеса и 42% руководителей отделов по обучению этих же компаний, утверждали, что в течение следующих трех лет они увеличат инвестиции в обучение сотрудников своих компаний. В том числе увеличение на развитие новых навыков планировалось в двукратном размере.
*Источник: Ценность обучения в эпоху перемен (Learning’s value in the era of disruption), 2019.
Однако, есть разрыв между тем, как планировалось развитие сотрудников до пандемии, и тем, как это проходит в компаниях сейчас.
Согласно экспресс-опросу Академии бизнеса EY, проведенному в апреле 2020, 23% компаний заморозили программы обучения до окончания пандемии, и 25% компаний хотят обойтись в этот период внутренними программами обучения.
Таким образом, пропасть компетенций «до» и «после» пандемии, сотрудникам компаний нужно будет перепрыгнуть либо самостоятельно, без поддержки работодателя, либо с существенными ограничениями в возможности подбора наиболее актуального для них обучения.
В этой статье мы собрали 7 практик обучения. Изучив их, вы сможете помочь себе быть внимательными к своей карьере и достичь успеха в непростые времена. Каждую практику мы сопроводили высказыванием великих людей, сделавших значимый вклад в концепцию long life learning.
Практика 1. Развивайте страсть к обучению. Если у вас получится, то вы всегда будете расти. Энтони Жд. ДиАнжело
Обучение начинается и заканчивается с человеком. Многие исследования подтвердили, что экспертизу в конкретной области создает не интеллект, а опыт и постоянная практика, осознанная работа ума. Наиболее успешные люди посвящают часы для обдумывания, решения задач за пределами их текущего уровня компетентности, выходят тем самым из зоны комфорта. Исследования в области нейропластичности показывают, что интеллект может быть развит, и что нет ограничения на то, что мы можем узнать на протяжении всей нашей жизни.
Действительно, мозг похож на мышцу, которая становится сильнее мере того, как мы его используем, а обучение побуждает нейроны в мозге и создает новые взаимосвязи.
Попробуйте стать немного любопытнее, чем обычно, чаще задавайте себе вопросы: почему? зачем? как?
Практика 2. Для нашего развивающегося ума весь мир — это лаборатория. Мартин Фишер
Традиционно в начале своей карьеры мы получаем образование в какое-то одной, узкоспециализированной области, которую по-максимуму пытаемся использовать в течение всей своей карьеры.
Может ли такой профиль знаний и навыков остаться востребованным в текущих реалиях? Очевидно, что большинстве случаев нет. Станьте серийным мастером, развивайте в себе компетенции будущего.
Согласно докладу Global Education Futures «Образовательные экосистемы для общественной трансформации», в них войдут:
Самый простой способ развиваться в этих областях — начать читать, интересоваться, исследовать эти темы в книгах, статьях, профессиональных сообществах.
Практика 3. Обучение — это не зрительский спорт. Д. Блочер
Зона выхода из комфорта, которую часто создает процесс обучения, подвергает человека стрессу, который может принести как пользу, так и вред. Согласно Закону Йерксу-Додсону (Yerkes–Dodson), существует криволинейная связь между увеличение стресса (который они называют «возбуждение») и повышением производительности. Когда люди впервые сталкиваются с новой задачей, они испытывают «хороший» стресс, ведущий к более высокому уровню производительности. Тем не менее, слишком много стресса может вызвать беспокойство и оказывают негативное влияние на производительность. Таким образом, при выборе задачи, сразу планируйте темп ее выполнения, при выборе темы для самостоятельного изучения, составьте личный график обучения.
Практика 4. Ты ничему не учишься, пока болтаешь. Линдон Б. Джонсон
Создайте личный бренд. У каждого есть профессиональный бренд, будь то тщательно продуманное выражение того, кем человек хочет быть или просто впечатление, которое он производит на других. Бренд передает ценность человека и обеспечивает фокус для личного обучения и развития.
Бренд, который определяет лучшие элементы человека и отличает его, имеет важное значение для достижения карьерных целей. Демонстрируйте свои знания как достижения своим коллегам, руководителям. Когда ваши коллеги и руководитель понимают, что уникального в вас, вам представят больше возможностей для роста внутри компании.
Поработайте над ключевыми элементами личного бренда: подлинность, четкое ценностное предложение, история, опыт, последовательность, видимость и связи. Проведите свой ребрендинг «до» и «после» кризиса.
Практика 5. Обучение — это не средство достижения цели, это сама цель. Роберт Хайнлайн
Самостоятельно поставьте себе учебные цели. Сколько книг вы панируете прочитать? Сколько экспертных статьей изучить? А написать? Будете ли вы выступать перед своими коллегами с целью обмена опытом? Запланируйте и отслеживайте прогресс.
Работайте с наставниками и запрашивайте от них обратную связь, подключайте отзывы о вашей работе от руководителей, коллег, клиентов.
Делайте личные инвестиции. Текущая ситуация и вызовы на рынке труда требуют для лиц, которые хотят усилить личный набор навыков и компетенций, многократного превышения количества неформальных часов обучения, над количеством часов, которые формально предоставляет работодатель.
Практика 6. Я всегда делаю то, что я не умею делать, в том порядке, который помогает мне научиться это делать. Пабло Пикассо
Обучайтесь так, как вам по душе. Помогайте себе учиться так, как вы любите это делать. Билл Бернетт и Дейв Эванс, авторы проекта «Создай свою жизнь» в Стэнфордском Университете, для построения программ обучения для своих студентов применяют принципы дизайн-мышления. Например, студенты используют карточные колоды для записей вопросов и проблем, ведут ежедневный журнал благодарности своим педагогам, а каждый курс они называют одним из плаваний Одиссея.
Помогите себе в обучении: будьте любопытными, попробуйте изучить что-нибудь неординарным для вас способом, придумайте личную эпическую историю.
Практика 7. Заполнить свой разум миллионом разных фактов, но при этом ничему не научиться вполне возможно. Алек Борн.
Поддерживайте своё здоровье. Способность оставаться Vital (дословно «жизненно важным») может внести существенный вклад для развития любого человека. Эта цель требует, чтобы люди ставили здоровье и благополучие первым приоритетом для себя в любых ситуациях. Уделяйте внимание физическим упражнениям, питанию, сну, расслаблению, развивайте хорошие, устойчивые привычки. Доказано, что достаточный сон оказывает огромное влияние на нашу способность приобретать, сохранять и извлекать знания. Он также влияет на внимание и концентрацию, креативность, развитие понимания, распознавания образов, принятия решений, эмоциональную реактивность, развитие доверительных отношений с окружающими.
Таким образом, для преумножения и сохранения навыков актуальными в будущем, сегодня от каждого требуется новый навык: «уметь учиться». Он поможет постоянно создавать новые версия «себя».
Мы рассмотрели практики и способы обучения, которые помогут нам «научиться учиться» в условиях быстрого темпа изменений, происходящих вокруг; создавать для себя возможности устойчивого карьерного роста.
Узнайте о возможностях обучения в Академии бизнеса EY
Почему умение непрерывно учиться — ключевой навык человека будущего
Руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PwC, профессор практики МШУ «Сколково» Светлана Миронюк уверена: такой сценарий нас ждет в самом ближайшем будущем, и к нему нужно быть готовым уже сейчас.
75 млн человек по всему миру потеряют работу к 2022 году из-за развития технологий и инноваций, предсказывает Всемирный экономический форум (ВЭФ). А в России, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих десяти лет при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.
«Стабильные» профессии (как минимум, до 2022 года) — ученые, инженеры по робототехнике, управляющие и исполнительные директоры, специалисты по управлению рисками, преподаватели вузов, инженеры нефтегазовой области, специалисты по кибербезопасности и специалисты по базам данных.
Идея о непрерывном образовании появилась 100 лет назад — новой реальностью она становится только сейчас
Сама концепция непрерывного образования появилась в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в США в 1926 году. Но воплощается она только сейчас, в жизни нашего поколения. Суть lifelong learning хорошо передает цитата американского футуролога:
«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг нее.
Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на пенсию, в российских реалиях часто — на дачу, в огород.
Теперь в этом многолетнем сценарии появились новые развилки, наполняющие жизнь новыми вызовами и непростыми задачами.
Сегодня непрерывное образование — осознанная повседневность современного человека и часть рабочего процесса компаний.
Жизнь в среднем стала гораздо длиннее, и карьера — длиннее вместе с ней
Каждые 10 лет продолжительность жизни увеличивается на 1–2 года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года.
На свет уже появилось поколение со средним ожидаемым сроком жизни в 100 лет, а британский геронтолог и инженер Обри ди Грей утверждает, что уже родился и первый человек, которому предстоит прожить целую тысячу лет. Значит, период активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?
Карьера длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового образования.
Что почитать по этой теме:
Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно.
Меняется и роль преподавателя — он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности — науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.
Как научиться учиться всю жизнь?
Взрослые люди учатся не так, как дети. Они не учатся через монопроцесс, когда в классе есть доминирующий авторитет — учитель — и внимающая ему аудитория, а поток знаний следует только в одном направлении — от учителя к ученику. Да и дети сейчас уже учатся понимать мир по-другому, через творчество и любопытство.
Видео-интервью с автором курса о том, как научиться учиться:
Взрослые лучше учатся через так называемые проектно-проблемные подходы. В процессе обучения проблемы рассматриваются и обсуждаются исходя из новых знаний и предыдущего опыта, который ни в коем случае не нужно отбрасывать, он — хорошая основа для дальнейшего развития.
Соответствуют ли университеты и бизнес-школы запросам на непрерывное образование? Смогут ли они ответить на потребность работодателей в новых кадрах? Кто будет учить профессиям, которых еще не существует? Похоже, выживут в новых условиях только адаптивные образовательные модели. Растет конкуренция, образовательный рынок открывается для новичков, которые выходят с новыми решениями.
Что почитать по этой теме:
Образовательные институты оказались не вполне готовы к социальным и экономическим сдвигам, к новым требованиям со стороны людей, государств, корпораций — запросам на индивидуализированное развитие, гибкую достройку и постоянный апгрейд необходимых компетенций наемного менеджера или чиновника. Само образование как индустрия переживает сейчас болезненный процесс цифровой трансформации, из которого выйдет сильно измененным.
Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.
В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования для взрослых, самое главное слово — гибкость. Все слышали про agile в разработке софта и про agile в выстраивании бизнес-процессов. Образовательные институты сталкиваются с похожими вызовами: они должны научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные треки каждого человека и под глобальные изменения на рынках труда одновременно.
Как может выглядеть образование будущего?
Американский предприниматель и визионер Питер Диамандис уверен: подход к обучению детей должен радикально измениться с учетом огромного потенциала технологий искусственного интеллекта, робототехники и виртуальной реальности.
При этом развитие некоторых личных качеств поможет ребенку достичь успеха во взрослой жизни.
Наиболее важные из них:
Увлеченность. Очень много людей сейчас не имеют цели в жизни. При этом самый ценный ресурс человечества — усидчивый и страстный ум, поэтому поощрение увлеченности у детей чрезвычайно важно.
Любопытство. Это то, чем дети обладают с рождения, но что с течением времени теряет большинство взрослых. В мире Google, роботов и ИИ нужны будут те, кто постоянно задается вопросом «а что, если?» и проводит эксперименты.
Воображение. Предприниматели и визионеры представляют мир и будущее, в котором хотят жить, и затем создают его. Очень важно показать ребенку, насколько раскрепощающим может быть воображение.
Критическое мышление. В мире противоречивых идей, необоснованных заявлений, негативных новостей и дезинформации обучение навыкам критического мышления помогает отделять правду от лжи и находить рациональное зерно в бессмысленной информационной шумихе.
Твердость характера и упорство. Это один из наиболее важных факторов, определяющих успех и способствующих ему.
Чему еще нужно учить человека?
Искать и развивать новые увлечения;
Развивать любопытство, задавать вопросы, проводить эксперименты;
Не терять настойчивость при неудачах и сложностях;
Понимать новые инструменты и технологии, то, как их можно использовать;
Развивать эмпатию (способность к сопереживанию);
Не забывать об этике и морали;
Творчески мыслить и импровизировать;
Понимать принципы предпринимательства и продаж;
Познавать новые языки.
Там, где не успевают традиционные институты, может помочь онлайн-образование: всевозможные обучающие интернет-ролики и курсы, а также целые онлайн-школы и университеты предлагают множество разнообразных материалов с возможностью учиться в своем темпе из любой точки мира. Дистанционные программы предлагают и некоторые классические институты. Но обучение только онлайн, вероятно, тоже не лучшее решение: будущее скорее за сочетанием онлайн- и офлайн-занятий.
Кто сегодня основной потребитель новых образовательных подходов?
По опыту МШУ «Сколково», самый активный запрос на получение новых компетенций сегодня идет, во-первых, от крупных корпораций, а во-вторых, от самих сотрудников, которые хотят развиваться и реализовываться дальше и масштабнее в рамках своей текущей карьеры, либо придумать для себя новые карьерные пути. Многие проактивно сами приходят за новыми компетенциями, получают подходы, видение, знания и инструменты, чтобы соответствовать новому цифровому времени.
Результатом нового образования сегодня является не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умения анализировать, работать с информацией, критически мыслить, решать проблемы, реализовывать творческие и инновационные идеи.
Современное образование — не вопрос диплома на стене в кабинете: «корочки» больше не добавляют востребованности ни в корпорации, ни в отрасли. Навыки, умение развивать себя непрерывно и новый, более широкий круг общения — именно эти составляющие вместе служат мультипликатором возврата личных инвестиций в собственное образование. Инвестиции в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив, который одни могут себе позволить, а другие — нет.
Современное образование — это еще и включение в новые профессиональные круги, наработка новых контактов, нового социального капитала — отличного от того, которым человек обладал, когда долго варился в одной и той же профессиональной или отраслевой нише. Чем шире и разнообразнее социальный капитал и круг контактов, тем больше новых возможностей для развития открывается перед человеком. Непрерывное образование, общение в самых разных профессиональных группах дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать новый трек, зачастую найти себя.