образование и его социальная роль в жизни общества
Социальная роль образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальные функции образования
Образование связано со всеми сферами жизни общества. Эта связь реализуется через личность, включенную в социальные, политические, духовные, экономические взаимодействия. Образование – единственная специализированная подсистема общества, функция которой совпадает с целью общества.
Система образования «производит» человека, воздействуя на его нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие.
Образование выполняет важные социальные функции:
Социальная роль образования проявляется через приобщение человека к культурным формам жизнедеятельности, через образование индивид овладевает образцами практики. Нормы и формы культуры передаются через обучение в процессе коммуникации, при личном общении.
Обучающая деятельность – это деятельность, наполненная культурным значением и содержанием. Каждая культура включает приемы, правила, способы объяснения явлений, установление между ними взаимосвязей, их интерпретации. Эти правила и приемы усваиваются в процессе образования, происходит приобщение индивида к культурным смыслам бытия, благодаря чему человек способен нормально функционировать в обществе.
Образование обеспечивает единство смыслов, определенную интеграцию общества. Смысловое единство культуры способствует формированию и сохранению целостности личности.
Роль образования в развитии общества
В современном мире образование является основным приоритетом развития государства и общества. Повышается роль образования как необходимого фактора формирования новых качеств экономики, общества в целом. С ростом влияния человеческого капитала роль образования возрастает.
Готовые работы на аналогичную тему
Образовательная политика – важнейшая часть политической жизни государства, способствующая
На основе общественного согласия политика в образовательной сфере устанавливает основные цели и задачи развития образования, обеспечивает их претворение в жизнь путем согласованных действий общества и государства.
Образовательная политика должна быт направлена, в первую очередь, на достижение высокого уровня образования, его соответствия перспективным и актуальным потребностям государства, общества, личности.
Образование – необходимое условие социализации личности. Оно представляет собой целенаправленную формализованную передачу опыта, знаний, осуществляющуюся в рамках соответствующих социальных институтов.
Решение важнейших проблем современности, преодоление кризиса цивилизации напрямую связано с развитием образования. Во всех сферах жизни общества, в образовании основополагающим стал принцип сохранения цивилизации.
Распространение информационных технологий, высокие темпы научно-технического прогресса изменили характер производства, что повлекло к изменению требований, предъявляемых к квалификации современных специалистов. Современный работник должен постоянно повышать свою квалификацию, быть максимально аналитически мыслящим, мобильным, обладать всем набором необходимых профессиональных качеств,
Образование, его значения для личности и общества
Содержание:
Самообразование – самостоятельное освоение индивидом навыков, способностей, умений, без помощи специалистов.
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства (из закона РФ «Об образовании»)
Принципы государственной политики в сфере образования
(закон «Об образовании»)
Функции образования
Тенденции развития образования
Виды образования
Образование разделяется на общее, профессиональное и дополнительное. Дополнительно выделяют уровни образования:
Общее образование представлено базовыми знаниями, требуемыемыми для понимания явлений действительности, участия в жизнедеятельности общества. В процессе школьного обучения происходит социализация – знакомство и принятия действующих ценностей, норм, правил, морали.
Профессиональное образование – ставится упор на специализированные области жизнедеятельности (культурная, экономическая, политическая). В ходе происходит усвоение узконаправленных знаний, практических умений в выбранной сфере.
Обучение может проходить в очной, очно-заочной, заочной форме. Дополнительно также выделяют семейное образование, самообразование и экстерн.
Роль образования в развитии общества и жизни современного человека
Образование во все времена занимало важное место в общественной жизни. Первые университеты и колледжи развивали науку, влияли на социальные процессы и давали билет в жизнь талантливым людям.
А какую роль играет образование в современном мире? Так ли велико его значение в жизни человека и какие функции оно выполняет? Мы постарались ответить на эти вопросы в нашей статье.
Не забудьте подписаться на наш информационный ресурс в Telegram, чтобы получать полезные новости первыми. И следите за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Роль образования в жизни человека
Душа, помещённая в тело, подобна неогранённому алмазу, и она должна быть отполирована, иначе она никогда не сможет засиять, и очевидно, что если разум отличает нас от животных, то образованность делает это отличие ещё большим и помогает нам уйти от животных дальше, чем другие.
Образование — это важный процесс, во время которого человек получает знания, учится взаимодействовать, приобщается к культуре и перенимает ценности общества.
Обучаться можно разными путями. Получить общий багаж знаний поможет программное обучение в школе или в вузах. А вот расширить кругозор и стать действительно ценным специалистом можно только через дополнительное самообучение.
Роль образования в жизни человека: аргументы
Важные аргументы, о которых стоит помнить, когда становится тяжело и появляется шальная мысль: «А зачем вообще учиться?»:
Роль образования в развитии общества
Роль образования в современном обществе крайне высока. Ведь мир постоянно сталкивается с глобальными проблемами, среди которых аномальное потепление, экологические загрязнения, постоянный рост населения, нехватка продовольственных ресурсов, обеспечение высоких социальных условий жизни и другие.
Многие учёные и эксперты сходятся во мнении, что справиться с этими вопросами можно с помощью образования. А всё потому, что оно выполняет ряд функций, которые важны для общества.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Функции образования в современном обществе
Проявление роли образования в жизни современного общества выражается в выполнении трёх функций:
Основные тенденции развития образования
Поскольку роль образования в жизни человека и общества постоянно возрастает, меняются основные тренды и векторы его развития. На сегодняшний момент в образовательном процессе наметились такие направления:
Роль образования в развитии российского общества
Образование в России также является приоритетом внутренней политики страны. В нашем государстве основные векторы развития в этой области определяются Федеральным Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования в России и другими официальными документами. Какие же задачи ставит перед собой российская система обучения:
Подытожим роль и задачи образования в современном российском обществе — воспитать уверенных в себе людей, которые способны эффективно справляться с вызовами времени.
Надеемся, мы убедили вас в высокой роли образования в жизни человека и общества. Так что стоит задуматься о том, чтобы поступить в университет и получить диплом, если у вас его ещё нет.
Боитесь, что не справитесь с контрольными, курсовыми и другими видами работ? Не переживайте! Вы всегда сможете обратиться за помощью в наш студенческий сервис.
Доклад «Роль образования в современном обществе»
Любовь Карпенко
Доклад «Роль образования в современном обществе»
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. Это и является актуальностью очередного этапа развития страны в интересах детей.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование«, федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная
кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма,наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.
Современное общество сложное, динамично развивающееся, противоречивое. Мир находится на стадии перехода к информационному типу общества. Информация становится «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. Это радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни.
С изменением общества изменяются и подходы к пониманию образованности. Сегодня образованный человек – это не столько «человек знающий», со сформированным мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, свободно ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни.
Окружающий мир изменяется, совершенствуются человек, общество, ноосфера. Сегодняшние дети завтра будут взрослыми, будут жить в другом мире. Следовательно, совершенствоваться должна и система образования. Поэтому надо готовить человека, развивать не таким, какими были мы, а таким, каким он должен быть в будущем.
«Если мы посмотрим на общественную жизнь России, то увидим, что у нас вся страна расслоена,есть два полюса: на одном полюсе – люди чрезвычайно интеллигентные, высококультурные и неуспешные в делах. На другом полюсе – люди совершенно бескультурные, но чрезвычайно деловые и хваткие, которые, не обладая образованностью, добиваются необычайных практических успехов». Сложившаяся ситуация выдвигает на первый план задачи воспитания и формирования личности современного человека, который был бы одновременно и высококультурным, с собственным мировоззрением, и деловым человеком, а не бездушным «винтиком» в системе общественных отношений.
Советская образовательная система давала глубокие фундаментальные знания, необходимые для развития индустриального общества, для того, чтобы обеспечить деятельность человека в какой-либо одной отрасли на протяжении всей жизни. Теперь же, поскольку изменения происходят очень быстро, необходимо создавать систему непрерывного образования, способную формировать творческую компетентность, готовность к переобучению.
Современную эпоху все чаще определяют как «век образования», в которой самообразование – главная гарантия будущего человека. Что было вчера – уже не вернется, что будет завтра – мы можем только предполагать.Изменения все более приобретают глобальный характер: изменяется цивилизация, развивается техника и технология, меняется природа, появляются новые формы взаимодействия людей. Это требует от человека новых черт характера, менталитета, универсальных знаний, связанных не только с его профессиональной деятельностью.
В условиях рыночной экономики, развития демократических ценностей, формирования гражданского общества человек выступает активным субъектом экономической и политической жизни. Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность.
Мы пришли к пониманию, что от образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс, что важнейшей ценностью общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию порой нестандартных решений. Но очень важно не растерять способность чувствовать, размышлять, сопереживать, видеть и оценивать красоту окружающего мира, красоту человеческих отношений. Поэтому необходимо обеспечить и общекультурное, личностное развитие человека.
Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества, взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе.
Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.
Содержание современного образования определяется целевой установкой, заложенной в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». При отборе содержания образования в педагогической теории и практике принято ориентироваться на следующие принципы.
1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание общего образования традиционно необходимых знаний, умений и навыков, а также и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.
2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения предполагает учет особенностей конкретного учебного процесса.
3. Принцип структурного единства содержания образованияна разных уровнях предполагает согласованность следующих составляющих обучения: теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося.
4. Принцип гуманизации содержания общего образования связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения обучаемыми общечеловеческой культуры. Гуманитарное образование направлено на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей ее внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей и уровень интенсивности их проявления в социальной практической деятельности. Гуманитарная культура – это гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.
5. Принцип фундаментализации образования предполагает осознание обучающимися сущности познавательной и практической преобразующей деятельности. При этом обучение является не только способом получения знаний, умений и навыков, но и средством вооружения обучающихся методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.
6. Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности является следствием реализации принципов гуманизации и фундаментализации содержания общего образования.
Современная система образования в Российской Федерации строится на основании Закона об образовании. В нем определены следующие принципы государственной политики в области образования.
1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине.
2. Единство федерального культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.
3. Общедоступность образования, адаптированность системы образования к особенностям развития и подготовке обучающихся.
4. Светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях.
5. Свобода и плюрализм в образовании.
6. Демократический государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.
В соответствии с Законом об образовании процесс обучения и воспитания должен осуществляться в интересах общества, государства, человека. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого. Гуманизация образования рассматривается как важней ший социально-педагогический принцип, отражающий современные тенденции построения системы образования. От педагога гуманизация образования требует всеми возможными способами способствовать развитию своеобразия и самобытности личности каждого обучаемого.
В педагогической теории сложились два пути учета личностных особенностей обучающихся: индивидуальный подход, когда учебная работа проводится по единой программе со всеми учениками при индивидуализации форм и методов работы с каждым из них, и дифференцированный подход, т. е. разделение обучаемых на однородные группы по способностям, интересам и др., и работа с ними по разным программам.
Образование ребенка неразрывно связано с его обучением и воспитанием,
являясь основным средством социализации и развития личности. Сфера
образования до недавнего времени являлась приоритетной в социальной
политике России и признавалась одной из лучших в мире.
Право каждого на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ,
гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Право на
получение бесплатного высшего образования возможно только на конкурсной
основе. Основное общее образование является обязательным и его получение
должно обеспечиваться родителями или лицами, их заменяющими.
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. ст. 28 и 29 устанавливает
право ребенка на образование и определяет основные направления образования:
— развитие личности во всех проявлениях;
— воспитание уважения к правам человека, основным свободам и уважения к
родителям, окружающей природе, культуре своей страны и других государств;
— подготовка ребенка к жизни в свободном обществе в духе понимания, мира,
терпимости, равноправия и дружбы между всеми людьми и народами.
Присоединившись к данной Конвенции 15 сентября 1990 г. наше
государство взяло на себя обязательства по ее выполнению, в том числе и в
сфере образования.
Право ребенка на воспитание своими родителями и всестороннее развитие
предусмотрено ст. 54 СК РФ. В ст. 63 СК РФ сказано, что родители имеют
право и обязаны воспитывать своих детей, отвечая за их воспитание и развитие,
а также обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Ребенок попадает в систему воспитательных отношений с самого рождения, в семье закладываются его индивидуальные качества и развиваются
способности, определяющие всю дальнейшую жизнь.
В ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» сказано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В системе дошкольных образовательных учреждений обеспечивается воспитание, обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, их интеллектуальное и физическое развитие, коррекция отклонений в развитии и т. д.
Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» устанавливает
права, обязанности, полномочия и ответственность субъектов отношений в
области образования.
Государство возлагает на себя обязанности по обеспечению права граждан на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, гарантируя общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Сфера образования включает следующие виды отношений,которые регулируются правом:
— конституционные отношения – Конституция РФ в ст. 43 устанавливает право каждого человека на образование;
— педагогические отношения – отношения по воспитанию и обучению;
-трудовые отношения – возникают между образовательным учреждением (работодателем) и наемным работником.
-управленческие отношения – между образовательным учреждением и органом управления образованием, местным органом самоуправления, государственным органом;
-имущественные отношения – между работниками образовательных отношений, между работодателем и наемным работником, между образовательным учреждением и другими организациями, гражданами;
-социальные отношения – между педагогическими работниками и государством, между обучающимися (их законными представителями) и государством по установлению социальных льгот, пособий, пенсий;
-семейные отношения – между родителями и детьми по поводу обучения. Статья 17 Закона РФ «Об образовании» предусматривает такую форму, как семейное образование. В этом случае педагогами ребенка могут быть сами родители;
-финансовые отношения – между учредителем и образовательным учреждением, отношения между государством и образовательным учреждением, отношения между Министерством и органами управления образованием.
Проводимая в Российской Федерации реформа системы образования, где главное событие – это вступивший в силу новый ФЗ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в РФ» — определивший новые “правила игры” для всех участников образовательного процесса, исходя из этого принят курс на создание единого образовательного пространства нашей страны, также стремительное вхождение России в единое европейское пространство высшего образования, а также существенные изменения, вносимые в смежные отрасли законодательства, предопределяют активное развитие образовательного права РФ. Известна закономерность – чем выше базовый уровень образования граждан, тем быстрее люди осваивают новые профессии, тем выше уровень экономического и социального развития государства.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. и опубликованная 25.12.1993 г. в «Российской газете».
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
«Современное» или «Своевременное» нравственное развитие детей дошкольного возраста в современном обществе (Сравнительный анализ Образовательных программ). Воспитание носит исторический характер, и его задачи и содержание меняются в зависимости.
Доклад на тему: Инновационный подход к элементарному музицированию «Инновационный подход к элементарному музицированию» Инновационный подход к элементарному музицированию основан на принципе соединения.
Доклад «Подготовка детей к письму. Роль пальчиковых игр» Одной из основных задач воспитателя Центра сопровождения и развития ребенка является развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса.
Доклад «Растим патриотов» Доклад на тему: «Растим патриотов» (из опыта работы) Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших.
Доклад «Роль логико-математических игр в интеллектуальном развитии дошкольников» На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность.
Конспект на проведение НОД в подготовительной к школе группе «Поговорим о современном футболе» Конспект на проведение занятия (НОД) в подготовительной к школе группе на тему: «Поговорим о современном футболе» «Виды футбола» План:.
Доклад «Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры» «Истинное воспитание состоит не только в правилах, сколько в упражнениях» Ж. Руссо Сегодня много пишется статей и говорится о том, что наша.
Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей Современное образование ставит задачу развития творческой личности, способной определить своё место в обществе и ориентироваться в разных.
Роль накопительного портфолио педагога дошкольного образования в повышении качества самообразования В настоящее время в условиях реализации ФГОС дошкольного образования высокие требования предъявляются к качеству самообразования и фиксации.