образ жизни определяет мышление

Статичность против роста: два образа мышления, определяющих нашу жизнь

Ваш разум — это невероятно гибкий, сильный и универсальный инструмент. И то, как вы его используете, может либо сдерживать ваше личностное развитие, либо стать этаким ракетным ускорителем, который поможет добиться по-настоящему великих вещей.

Известный психолог из Стэнфордского университета Кэрол Дуэк, проведя немало исследований, пришла к сенсационному выводу: она считает, что наш образ мышления «напрямую влияет на то, чего мы хотим, и с какой вероятностью мы это получим».

Ее исследования пролили свет на то, как наше восприятие самих себя и окружающего мира в конечном итоге определяют наши жизни.

Так что если вы из тех людей, которые действительно хотят достичь поставленных перед собою целей, воспитать лучшие привычки и повысить шансы добиться успеха, читайте дальше.

Статичность против роста: два образа мышления

Как считает Дуэк, образ мышления людей делится на 2 основных типа: фиксированный образ мышления и образ мышления роста.

Люди с фиксированным образом мышления:

образ жизни определяет мышление. Смотреть фото образ жизни определяет мышление. Смотреть картинку образ жизни определяет мышление. Картинка про образ жизни определяет мышление. Фото образ жизни определяет мышление

Люди с образом мышления, нацеленным на рост:

К сожалению, образ мышления большинства из нас статичен. Мы верим в то, что наши способности ограничены, что выше головы не прыгнешь, и так далее. И знаете, то, что мы думаем именно так, вовсе не удивительно — ведь в средствах массовой информации мы каждый день видим истории богатых и знаменитых людей, которых представляют нам чуть ли не сверхлюдьми с невероятной работоспособностью, талантами выше неба и кипучей энергией.

Мы все порой попадаем в эту ловушку, убеждая себя в том, что просто не можем стать в чем-то лучше, что уперлись в «потолок» наших способностей. К примеру, когда говорим себе «Не понимаю я эту математику», мы тем самым уже мешаем себе стать лучше в этой области знаний. Фиксированный образ мышления сдерживает наш рост и развитие, что, в свою очередь, негативно влияет на личное счастье в долгосрочной перспективе.

Но у нас есть не только плохие, но и хорошие новости, и хорошие новости. Образ мышления роста можно в себе воспитать, если знать, как это сделать.

«Я могу принять неудачи, они случаются со всеми. Но я не могу принять тех, кто даже не пытается что-то сделать», – Майкл Джордан.

Вы вполне можете воспитать в себе образ мышление роста. И можете начать лучше думать о себе, своих способностях и потенциале. Как только вы начнете активно стремиться к этому образу мыслей и последовательно его придерживаться, вскоре непременно увидите позитивные изменения в своей жизни.

Вот что пишет об этом Дуэк:

«Дело не только в том, что некоторые люди лучше понимают ценность испытаний и важность усилий. Наши исследования показали, что все это является прямым следствием образа мышления роста. Когда мы учим людей этому образу мышления, с его направленностью на развитие, вслед за ним приходят и эти правильные идеи относительно испытаний и усилий…»

«По мере того, как вы начинаете понимать различия между образами мышления, вы начинаете понимать, как фиксированный образ мышления действует на вашу жизнь — как вера в то, что ваши качества неизменны и постоянны ведет к определенным мыслям и поступкам, которые направляют жизненный путь в совершенно иную сторону».

Суть всего, что было сказано выше, проста: вам вовсе не обязательно быть талантливым в какой-то сфере деятельности от рождения — вы можете сами воспитать в себе этот талант.

5 шагов к образу мышления роста

Так с чего же начать? Вот 5 простых шагов, которые помогут вам начать изменять ваш образ мыслей на более позитивный:

1. Признайте свои слабости и недостатки.

Никто из нас не идеален, и вы отнюдь не являетесь исключением. У вас есть некоторые качества и убеждения, которые удерживают вас на месте. И это вполне нормально. Но если вы хотите изменить свою жизнь, то должны найти способ обходить эти недостатки, или даже использовать их — пусть даже в чем-то малом.

Начните с признания и принятия своих слабостей. После установите перед собою цели, учитывающие их, и дайте себе достаточно времени для их достижения.

2. Делайте то, что вам подходит.

Как вам больше всего нравится учиться? Какие упражнения доставляют вам наибольшее удовольствие?

Лучше всего вы усваиваете знания в подходящем для вас окружении. И то, что подходит другим, вовсе не обязательно сгодится и вам.

Так что найдите свой собственный подход к работе и учебе, и ничего, если будете учиться медленнее других. Главное, что вы учитесь.

3. Каждое испытание — это возможность для роста.

Неприятности и жизненные испытания заставляют нас чувствовать себя неудобно и неуютно… А это ощущение, в свою очередь, заставляет нас расти и развиваться.

Относитесь к каждому испытанию, как к возможности узнать что-то новое. Если достичь поставленной цели оказывается непросто, не сдавайтесь и не опускайте руки. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь отыскать путь по ту сторону стоящего перед вами препятствия — он наверняка есть, стоит лишь поискать.

И всегда помните о том, что вы вовсе не соревнуетесь с другими людьми, насколько быстро вы доберетесь до вашей цели. Смысл пути не в цели, а в самом пути.

4. Хватит стремиться к чужому одобрению.

Хватит беспокоиться о том, что о вас подумают другие люди — лучше сосредоточьтесь на достижении собственных целей и получении необходимых знаний.

Не тратьте свои силы или энергию на попытки добиться чужого одобрения. Это лишь отвлекает от ваших истинных целей. Единственное одобрение, которое вам действительно нужно — ваше собственное.

5. Уделяйте основное внимание не результату, а продвижению к нему.

Если вы стремитесь вперед, и ваше внимание всецело заполнено результатом, которого вы еще не добились, это вовсе не обязательно идет на пользу, так как заставляет забывать о настоящем, и мешает видеть то, что у вас под самым носом. Вы настолько увлечены будущем результатом, что путь к нему вас совершенно ничему не учит.

Так что не торопитесь. Наслаждайтесь вашими небольшими победами и триумфами. И со временем, оглянувшись назад, вы поймете, что вот так, шаг за шагом, вы постепенно зашли дальше, чем когда-то считали возможным.

Новое видео:

Источник

Три способа мышления, определяющие нашу жизнь

Озвученная здесь концепция – не моё ноу-хау, но она заслуживает пристального внимания!

Социологи и психологи (такие, как Стивен Гиллиген, Джозеф Кэмпбел, Владимир Пропп и другие) пришли к выводу, что человек по жизни идет одним из трех путей. Эти пути не зависят от времен, их можно проследить на всех этапах развития человечества.

Вот они, три способа мышления, по которым живут люди.

Первый способ мышления «Деревня»

Это не про сельских жителей и вообще не про то, где живет человек. Обладатель такого мышления может обитать и в самых дорогих городах мира. Только «счастливости» это ему не прибавляет.

Люди из «деревни» верят, что:

Такие люди считают себя нормальными во всех отношениях, делают нормальные вещи, как все нормальные люди. Их убеждения накрепко связаны с принятыми в обществе «нормальностями» и правилами.

Внимание! Когда такое мышление человек выбирает целенаправленно, оно приносит ему счастье, радует, удовлетворяет важные ценности, то и отлично! На деле часто мышление «Деревня» сопровождается страхами (страх потери стабильности, страх перемен в жизни, страх общественного осуждения, критики, отверженности людьми и т.д.)

Такие люди, что называется, узко мыслят. Они измеряют жизнь шаблонными и необъективными показателями, которые далеки от реальности. Они не склонны к новым вариантам действий, к новым подходам, не в состоянии ощутить многообразие и полноту жизни. Они идут по четко обозначенной колее, ни шагу в сторону. Минимально необходимый уровень комфорта соблюден, только и всего.

Второй способ мышления «Изгой»

Это бунтари, которые не хотят жить по правилам большинства. В каждом коллективе таких людей вы наверняка наблюдали. Они перестают общаться с большинством, ведут себя намеренно вызывающе или отлично от других. Их отличительная черта в том, что они совершенно точно не хотят жить, как все, и как навязывает общественное мнение, но как именно хотят жить – не понимают сами. Им непонятен как конечный пункт их назначения, так и промежуточные, поэтому идут они в никуда, туда же и приходят. «Изгои» не понимают своих ценностей, поэтому не могут их удовлетворять.

Люди с мышлением «изгой» склонны к тому, чтобы стать алкоголиками, наркоманами, бродягами. Они считают себя другими, но не знают, какими именно. Не находят себе места в этом мире и живут постоянными вопросами без ответов. Однако хорошая новость в том, что такой человек может совершить грандиозный прыжок с самого дна на принципиально новый уровень. Нечего терять, готов рискнуть. Это меняет мышление и дает совершенно новый жизненный результат.

Третий способ мышления «Путь героя»

Теперь самое интересное! Что отличает образ мыслей героя от способа мышления изгоя? Это целая пропасть, и в то же время это всего лишь один шаг. Этот шаг – понимание пункта назначения, куда он идет. Герой не просто знает, чего он не хочет. Он так же прекрасно осведомлен о том, что ему нужно.

Выбрав «путь героя», человек, с одной стороны, не желает руководствоваться общественными стереотипами, а с другой, он понимает, по каким правилам хочет жить и живет. Он осознает свои ценности, устремления и ими руководствуется, живет со смыслом. Это та жизнь, которую проживают немногие, но та, которую многие хотели бы прожить.

Мы делаем серьезную ставку, выбирая новый уровень мышления и новый образ жизни. Нужно отдавать себе отчет, что на него нас может вывести только прекрасный жизненный путь с мышлением героя. Этот путь самый сложный и самый интересный. На нем будут встречаться падения и взлеты, испытания и удовольствия. Он подходит для тех, кому нужно больше, кому нынешнее «королевство» маловато. Если хотите идти этим путем, тогда ответьте себе на вопрос: вы готовы принимать в свою жизнь и любить трудности так же, как удобства, а потери так же, как приобретения? Готовы делать выводы из ошибок и исправлять их вместо того, чтобы критиковать себя и страшиться сделать что-то не так, как правильно?

Любим победы, стремимся к успехам, но нередко забываем, что достигаем их, благодаря своим ошибкам. А как иначе научиться делать лучше и лучше и получать желаемый результат? Нельзя научиться ездить на велосипеде, ни разу не упав. Поднимаемся и едем дальше! Ошибки – не повод для беспокойства, а лучшие соратники в улучшении жизни. Ошибки нужно научиться любить и быть благодарными тем, благодаря кому мы их совершаем. И именно благодаря им мы понимаем, как действовать правильнее, чего делать не стоит, выбираем для себя успешные стратегии поведения, приносящие нужный результат.

Трудности – это не предупреждения «туда не ходи, сюда ходи, а то снег башка попадет». Некоторые преодоления и следующие за ними новые варианты поведения – верный спутник в счастливой и успешной жизни.

Путь героя – путь для избранных, для тех, кто не боится и не избегает, а уверенно идет к реализации мечты. Для тех, кто готов не просто плыть, куда вынесет течение, а сам выбирать направление движения. Для тех, кто позволяет себе ошибаться на жизненном пути и умеет извлекать уроки. Для тех, кто сам строит свое будущее. Для тех, кто живет ради большой цели, помогает другим, если это необходимо.

Это та жизнь, которая дает СВОБОДУ и Жизнь со смыслом.

Источник

Три способа мышления, определяющие нашу жизнь

Социологи и психологи (такие, как Стивен Гиллиген, Джозеф Кэмпбел, Владимир Пропп и другие) пришли к выводу, что человек по жизни идет одним из трех путей. Эти пути не зависят от времен, их можно проследить на всех этапах развития человечества.

Вот они, три способа мышления, по которым живут люди.

Первый способ мышления «Деревня»

Это не про сельских жителей и вообще не про то, где живет человек. Обладатель такого мышления может обитать и в самых дорогих городах мира. Только «счастливости» это ему не прибавляет.

Люди из «деревни» верят, что:

Такие люди считают себя нормальными во всех отношениях, делают нормальные вещи, как все нормальные люди. Их убеждения накрепко связаны с принятыми в обществе «нормальностями» и правилами.

Внимание! Когда такое мышление человек выбирает целенаправленно, оно приносит ему счастье, радует, удовлетворяет важные ценности, то и отлично! На деле часто мышление «Деревня» сопровождается страхами (страх потери стабильности, страх перемен в жизни, страх общественного осуждения, критики, отверженности людьми и т.д.)

Такие люди, что называется, узко мыслят. Они измеряют жизнь шаблонными и необъективными показателями, которые далеки от реальности. Они не склонны к новым вариантам действий, к новым подходам, не в состоянии ощутить многообразие и полноту жизни. Они идут по четко обозначенной колее, ни шагу в сторону. Минимально необходимый уровень комфорта соблюден, только и всего.

Второй способ мышления «Изгой»

Это бунтари, которые не хотят жить по правилам большинства. В каждом коллективе таких людей вы наверняка наблюдали. Они перестают общаться с большинством, ведут себя намеренно вызывающе или отлично от других. Их отличительная черта в том, что они совершенно точно не хотят жить, как все, и как навязывает общественное мнение, но как именно хотят жить – не понимают сами. Им непонятен как конечный пункт их назначения, так и промежуточные, поэтому идут они в никуда, туда же и приходят. «Изгои» не понимают своих ценностей, поэтому не могут их удовлетворять.

Люди с мышлением «изгой» склонны к тому, чтобы стать алкоголиками, наркоманами, бродягами. Они считают себя другими, но не знают, какими именно. Не находят себе места в этом мире и живут постоянными вопросами без ответов. Однако хорошая новость в том, что такой человек может совершить грандиозный прыжок с самого дна на принципиально новый уровень. Нечего терять, готов рискнуть. Это меняет мышление и дает совершенно новый жизненный результат.

Третий способ мышления «Путь героя»

Теперь самое интересное! Что отличает образ мыслей героя от способа мышления изгоя? Это целая пропасть, и в то же время это всего лишь один шаг. Этот шаг – понимание пункта назначения, куда он идет. Герой не просто знает, чего он не хочет. Он так же прекрасно осведомлен о том, что ему нужно.

Выбрав «путь героя», человек, с одной стороны, не желает руководствоваться общественными стереотипами, а с другой, он понимает, по каким правилам хочет жить и живет. Он осознает свои ценности, устремления и ими руководствуется, живет со смыслом. Это та жизнь, которую проживают немногие, но та, которую многие хотели бы прожить.

Мы делаем серьезную ставку, выбирая новый уровень мышления и новый образ жизни. Нужно отдавать себе отчет, что на него нас может вывести только прекрасный жизненный путь с мышлением героя. Этот путь самый сложный и самый интересный. На нем будут встречаться падения и взлеты, испытания и удовольствия. Он подходит для тех, кому нужно больше, кому нынешнее «королевство» маловато. Если хотите идти этим путем, тогда ответьте себе на вопрос: вы готовы принимать в свою жизнь и любить трудности так же, как удобства, а потери так же, как приобретения? Готовы делать выводы из ошибок и исправлять их вместо того, чтобы критиковать себя и страшиться сделать что-то не так, как правильно?

Любим победы, стремимся к успехам, но нередко забываем, что достигаем их, благодаря своим ошибкам. А как иначе научиться делать лучше и лучше и получать желаемый результат? Нельзя научиться ездить на велосипеде, ни разу не упав. Поднимаемся и едем дальше! Ошибки – не повод для беспокойства, а лучшие соратники в улучшении жизни. Ошибки нужно научиться любить и быть благодарными тем, благодаря кому мы их совершаем. И именно благодаря им мы понимаем, как действовать правильнее, чего делать не стоит, выбираем для себя успешные стратегии поведения, приносящие нужный результат.

Трудности – это не предупреждения «туда не ходи, сюда ходи, а то снег башка попадет». Некоторые преодоления и следующие за ними новые варианты поведения – верный спутник в счастливой и успешной жизни.

Путь героя – путь для избранных, для тех, кто не боится и не избегает, а уверенно идет к реализации мечты. Для тех, кто готов не просто плыть, куда вынесет течение, а сам выбирать направление движения. Для тех, кто позволяет себе ошибаться на жизненном пути и умеет извлекать уроки. Для тех, кто сам строит свое будущее. Для тех, кто живет ради большой цели, помогает другим, если это необходимо.

Это та жизнь, которая дает СВОБОДУ и Жизнь со смыслом.

Источник

Три способа мышления, определяющие нашу жизнь

Озвученная здесь концепция – не моё ноу-хау, но она заслуживает пристального внимания!

Социологи и психологи (такие, как Стивен Гиллиген, Джозеф Кэмпбел, Владимир Пропп и другие) пришли к выводу, что человек по жизни идет одним из трех путей. Эти пути не зависят от времен, их можно проследить на всех этапах развития человечества.

Вот они, три способа мышления, по которым живут люди.

Первый способ мышления «Деревня»

Это не про сельских жителей и вообще не про то, где живет человек. Обладатель такого мышления может обитать и в самых дорогих городах мира. Только «счастливости» это ему не прибавляет.

Люди из «деревни» верят, что:

Такие люди считают себя нормальными во всех отношениях, делают нормальные вещи, как все нормальные люди. Их убеждения накрепко связаны с принятыми в обществе «нормальностями» и правилами.

Внимание! Когда такое мышление человек выбирает целенаправленно, оно приносит ему счастье, радует, удовлетворяет важные ценности, то и отлично! На деле часто мышление «Деревня» сопровождается страхами (страх потери стабильности, страх перемен в жизни, страх общественного осуждения, критики, отверженности людьми и т.д.)

Такие люди, что называется, узко мыслят. Они измеряют жизнь шаблонными и необъективными показателями, которые далеки от реальности. Они не склонны к новым вариантам действий, к новым подходам, не в состоянии ощутить многообразие и полноту жизни. Они идут по четко обозначенной колее, ни шагу в сторону. Минимально необходимый уровень комфорта соблюден, только и всего.

Второй способ мышления «Изгой»

Это бунтари, которые не хотят жить по правилам большинства. В каждом коллективе таких людей вы наверняка наблюдали. Они перестают общаться с большинством, ведут себя намеренно вызывающе или отлично от других. Их отличительная черта в том, что они совершенно точно не хотят жить, как все, и как навязывает общественное мнение, но как именно хотят жить – не понимают сами. Им непонятен как конечный пункт их назначения, так и промежуточные, поэтому идут они в никуда, туда же и приходят. «Изгои» не понимают своих ценностей, поэтому не могут их удовлетворять.

Люди с мышлением «изгой» склонны к тому, чтобы стать алкоголиками, наркоманами, бродягами. Они считают себя другими, но не знают, какими именно. Не находят себе места в этом мире и живут постоянными вопросами без ответов. Однако хорошая новость в том, что такой человек может совершить грандиозный прыжок с самого дна на принципиально новый уровень. Нечего терять, готов рискнуть. Это меняет мышление и дает совершенно новый жизненный результат.

Третий способ мышления «Путь героя»

Теперь самое интересное! Что отличает образ мыслей героя от способа мышления изгоя? Это целая пропасть, и в то же время это всего лишь один шаг. Этот шаг – понимание пункта назначения, куда он идет. Герой не просто знает, чего он не хочет. Он так же прекрасно осведомлен о том, что ему нужно.

Выбрав «путь героя», человек, с одной стороны, не желает руководствоваться общественными стереотипами, а с другой, он понимает, по каким правилам хочет жить и живет. Он осознает свои ценности, устремления и ими руководствуется, живет со смыслом. Это та жизнь, которую проживают немногие, но та, которую многие хотели бы прожить.

Мы делаем серьезную ставку, выбирая новый уровень мышления и новый образ жизни. Нужно отдавать себе отчет, что на него нас может вывести только прекрасный жизненный путь с мышлением героя. Этот путь самый сложный и самый интересный. На нем будут встречаться падения и взлеты, испытания и удовольствия. Он подходит для тех, кому нужно больше, кому нынешнее «королевство» маловато. Если хотите идти этим путем, тогда ответьте себе на вопрос: вы готовы принимать в свою жизнь и любить трудности так же, как удобства, а потери так же, как приобретения? Готовы делать выводы из ошибок и исправлять их вместо того, чтобы критиковать себя и страшиться сделать что-то не так, как правильно?

Любим победы, стремимся к успехам, но нередко забываем, что достигаем их, благодаря своим ошибкам. А как иначе научиться делать лучше и лучше и получать желаемый результат? Нельзя научиться ездить на велосипеде, ни разу не упав. Поднимаемся и едем дальше! Ошибки – не повод для беспокойства, а лучшие соратники в улучшении жизни. Ошибки нужно научиться любить и быть благодарными тем, благодаря кому мы их совершаем. И именно благодаря им мы понимаем, как действовать правильнее, чего делать не стоит, выбираем для себя успешные стратегии поведения, приносящие нужный результат.

Трудности – это не предупреждения «туда не ходи, сюда ходи, а то снег башка попадет». Некоторые преодоления и следующие за ними новые варианты поведения – верный спутник в счастливой и успешной жизни.

Путь героя – путь для избранных, для тех, кто не боится и не избегает, а уверенно идет к реализации мечты. Для тех, кто готов не просто плыть, куда вынесет течение, а сам выбирать направление движения. Для тех, кто позволяет себе ошибаться на жизненном пути и умеет извлекать уроки. Для тех, кто сам строит свое будущее. Для тех, кто живет ради большой цели, помогает другим, если это необходимо.

Это та жизнь, которая дает СВОБОДУ и Жизнь со смыслом.

Источник

Фиксированное мышление и мышление роста: два основных мировоззрения, которые формируют нашу жизнь

образ жизни определяет мышление. Смотреть фото образ жизни определяет мышление. Смотреть картинку образ жизни определяет мышление. Картинка про образ жизни определяет мышление. Фото образ жизни определяет мышление

Психолог Стэнфордского университета Кэрол Дуэк (Carol Dweck) более 20-ти лет занимается изучением образа мышления. Дуэк обнаружила, что можно выделить два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста. Её последнее исследование показало, что качество жизни в большей степени зависит от отношения к проблемам, а не от таланта или интеллекта. Это исследование силы наших убеждений, как сознательных, так и бессознательных, и того, как изменение даже самых простых из них может значительно повлиять практически на каждый аспект нашей жизни.

«Если вы воображаете меньшее, то меньше будет то, что вы, несомненно, заслуживаете.» – Дебби Миллмэн (Debbie Millman) в одной из лучших напутственных речей, когда-либо произнесённых в честь вручения дипломов, – «Делайте то, что вам нравится, и не останавливайтесь, пока не получите то, что любите. Работайте настолько усердно, насколько можете, представляйте себе необъятное. ». Этот совет фактически отражает то, что в современной психологии известно, как система убеждений о собственных способностях и потенциале, подпитывающей наше поведение и прогнозирующей наш успех. Многое из этого понятия связано с работой психолога Стэнфордского университета Кэрол Дуэк (Carol Dweck), изложившей его в замечательной книге «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» (в оригинале Mindset: The New Psychology of Success / Мышление: Новая психология успеха). Это исследование силы наших убеждений, как сознательных, так и бессознательных, и того, как изменение даже самых простых из них может значительно повлиять практически на каждый аспект нашей жизни.

Одно из самых основных убеждений, имеющихся у нас о себе, которые Дуэк обнаружила в своём исследовании, связано с тем, как мы рассматриваем свою личность и как мы её оцениваем. «Фиксированное мышление» предполагает, что наш характер, интеллект и творческие способности – статичные данности, которые мы не можем значительно изменить, а успех – это подтверждение наличия интеллекта, оценка того, как эти данности соответствуют такому же фиксированному стандарту; стремление к успеху и избегание неудач любой ценой становится способом поддержания ощущения собственного ума и квалифицированности. С другой стороны, «мышление роста» процветает на проблемах и видит поражения не как доказательство нехватки интеллекта, а как трамплин для роста и развития наших способностей. Из этих двух образов мышления, которые мы проявляем с раннего возраста, проистекает наше поведение, отношение к успехам и неудачам в профессиональной и личной сфере и в итоге наша способность к счастью.

образ жизни определяет мышление. Смотреть фото образ жизни определяет мышление. Смотреть картинку образ жизни определяет мышление. Картинка про образ жизни определяет мышление. Фото образ жизни определяет мышление

Последствия убеждённости в том, что интеллект и личность могут развиваться, а не находиться в неизменном состоянии, Дуэк обнаружила в исследовании с участием детей и взрослых, проведённом на протяжении двух десятилетий. Она пишет:

За двадцать лет мои исследования показали, что представление о самом себе, которое вы глубоко усваиваете, влияет на то, какую жизнь вы ведёте. Оно может определить, станете ли вы тем, кем хотите, сможете ли достичь того, что цените. Как это происходит? Как простое убеждение может преобразить вашу психологию и, как следствие, вашу жизнь?

Из убеждения, что ваши качества высечены в граните, — фиксированное мышление — создаётся острая потребность в том, чтобы самоутверждаться снова и снова. Если у вас лишь определённое количество интеллекта, определённый тип личности и определённый моральный облик, тогда вам ничего больше не остаётся, как доказывать, что этого добра у вас в достаточном количестве. Это делается, чтобы не выказывать или не чувствовать дефицит в этих самых основных характеристиках.

Я видела многих людей с всепоглощающей целью самоутвердиться – в классе, в карьере, в отношениях. Для них каждая ситуация – призыв подтвердить свой интеллект, индивидуальность или характер. Каждая ситуация анализируется по типу: смогу ли я добиться успеха или потерплю неудачу? Буду ли я выглядеть умным или тупым? Меня примут или отвергнут? Я почувствую себя победителем или проигравшим.

Есть другой тип мышления, в котором эти черты – не просто выпавшие вам при раздаче «карты», с которыми приходится жить, постоянно пытаясь убедить себя и других, что у вас роял-флэш, в тайне переживая с парой десяток. В этом мышлении то, что у вас «на руках», это лишь отправная точка для развития. Такое мышление роста базируется на убеждении, что ваши основные качества это то, что вы можете развивать собственными усилиями. Конечно, люди отличаются своими изначальными способностями и склонностями, интересами и темпераментом, но каждый может измениться и расти, приложив усилия и усердие.

Верят ли люди с таким мышлением, что кто угодно может стать кем угодно, что любой человек с правильной мотивацией или образованием способен стать Эйнштейном или Бетховеном? Нет. Но они считают, что настоящий потенциал человека неизвестен (и непостижим); что невозможно предвидеть то, чего можно достичь годами энтузиазма, труда и обучения.

В центре того, что делает «мышление роста» настолько привлекательным, Дуэк обнаружила, что оно создаёт пристрастие к обучению, а не жажду одобрения. Его отличительная черта – убеждённость в том, что такие человеческие качества, как интеллект, творчество и даже способность к любви и дружбе, можно взрастить с помощью усилий и осознанной практики. Люди с таким мышлением не только не унывают при неудачах, но фактически они даже не воспринимают их как свой провал. Они видят ситуацию как процесс собственного обучения. Дуэк пишет:

Зачем тратить время, доказывая снова и снова, насколько вы хороши, когда вы могли бы становиться ещё лучше? Зачем скрывать недостатки, а не исправлять их? Зачем искать друзей или партнёров, которые будут лишь укреплять вашу самооценку, а не тех, кто бросит вызов вашему росту? И зачем выискивать проверенные и испытанные пути вместо опыта, который бросит вам вызов? Бросать вызов самому себе и упорство в этом, даже (или особенно) когда дела не ладятся, это отличительная черта мышления роста. Это установка, позволяющая людям преуспевать в самые трудные времена в своей жизни.

Эта идея, конечно, не нова, она – основное наполнение книг по самопомощи с пустыми банальностями вроде «ты можешь всё!». Отличительность работы Дуэк заключается в том, что она коренится в скрупулёзных исследованиях о том, как работает ум, – особенно ум развивающийся – выявляя не только ключевые факторы определённого образа мыслей, но и возможности их перепрограммирования.

Дуэк и её команда обнаружили, что люди с фиксированным мышлением видят риск и усилия в некотором роде как проявление своей недостаточности, своё несоответствие неким требованиям. Но:

Дело не только в том, что некоторые люди видят ценность в том, чтобы бросать себе вызов и признают важность усилий. Наши исследования показали, что это происходит непосредственно из мышления роста. Когда мы обучаем людей мышлению роста со свойственным ему акцентом на развитии, тогда следуют идеи о вызове и усилиях.

Как только вы начнёте понимать мышление роста и фиксированное мышление, вы точно увидите, как именно одно ведёт к другому. Как вера в то, что ваши качества высечены на граните, приводит к одним мыслям и действиям; и как убеждение, что ваши способности поддаются развитию, приводит к другим мыслям и поступкам, ведущим вас совершенно разными дорогами.
[. ]

Образ мышления меняет то, к чему люди стремятся и то, что они рассматривают, как успех. он меняет определение, значение и влияние неудачи. он меняет глубочайший смысл усилий.

Дуэк приводит данные опроса 143 исследователей творчества, которые сошлись во мнении о том, что самый главный признак, лежащий в основе творческих достижений, заключается именно в гибкости и упорстве перед лицом неудач, связанным с мышлением роста. Она пишет:

Погружаясь в образ мышления, вы погружаетесь в новый мир. В одном мире – мире фиксированных качеств – успех связан с доказыванием, что вы умны или талантливы. Это самоутверждение. В другом мире – мире с изменяющимися качествами – это вызов самому себе с целью научиться чему-то новому. Это саморазвитие.

В одном мире ошибка воспринимается как провал. Получить плохую оценку. Проиграть в турнире. Попасть под увольнение. Получить отказ. Это значит, что вы не умный или не талантливый. В другом мире отказ воспринимается как признак не достаточного роста. Не достичь поставленной цели означает, что вы пока не реализовали свой потенциал.

В одном мире усилие – это плохо. Оно, как и провал, означает, что вы не умный или не талантливый. Будь всё иначе – усилия были бы ни к чему. В другом мире усилия – это то, что делает вас умным и талантливым.

образ жизни определяет мышление. Смотреть фото образ жизни определяет мышление. Смотреть картинку образ жизни определяет мышление. Картинка про образ жизни определяет мышление. Фото образ жизни определяет мышление

Но её самое замечательное исследование то, в котором сообщается, почему присутствие важнее похвалы в обучении детей развивать здоровое отношение к достижениям. Оказывается, эти умонастроения зарождаются в очень раннем возрасте. В одном исследовании Дуэк и её коллеги предложили четырёхлетним детям на выбор: повторить простую головоломку или попробовать собрать более сложную. Даже эти юные личности действовали в соответствии с характеристиками одного из двух взглядов. Дети с «фиксированным» мышлением не стали рисковать, они выбрали простую головоломку, которая бы подтвердила их имеющиеся способности, по словам исследователей, ясно выражая свою веру в то, что умные дети не делают ошибок. Обладатели мышления роста подумали, что это странный выбор, сначала они недоумевали, почему кто-то хочет решать одну и ту же головоломку снова и снова, если они не научатся ничему новому. Другими словами, дети с фиксированным мышлением хотели убедиться, что они преуспели в том, чтобы казаться умными, а с мышлением роста хотели, бросить себе вызов, для них определение успеха в том, чтобы стать умнее.

образ жизни определяет мышление. Смотреть фото образ жизни определяет мышление. Смотреть картинку образ жизни определяет мышление. Картинка про образ жизни определяет мышление. Фото образ жизни определяет мышление

Дуэк цитирует ученицу седьмого класса, прекрасно уловившую разницу:

Я думаю, что интеллект – это то, над чем вы должны работать. это не просто данность. Большинство детей, не будучи уверенными в правильности ответа, не поднимают руку, чтобы ответить на вопрос. Но я обычно поднимаю руку, потому что если я ошибаюсь, то моя ошибка будет исправлена. Или я поднимаю руку и спрашиваю: «Как это решить?» или «Я не поняла, вы можете мне помочь?». Просто делая это, я увеличиваю свой интеллект.

Всё стало ещё интереснее, когда Дуэк привела людей в Колумбийскую лабораторию мозговых волн, чтобы изучить, как их мозг ведёт себя, когда они отвечают на сложные вопросы и получают обратную связь. Она обнаружила, что обладатели фиксированного мышления были заинтересованы лишь в обратной связи, которая отражала их текущие способности, но игнорировали информацию, которая могла помочь им чему-нибудь научиться и развиваться. Они даже не проявляли никакого интереса к тому, чтобы услышать правильный ответ, когда допускали ошибку, отвечая на вопрос, потому что уже зачислили его в категорию неудач. Но обладатели мышления роста внимательно воспринимали информацию, которая могла помочь им расширить свои знания и умения, вне зависимости от того, правильно или ошибочно ответили на вопрос. Другими словами, их задача заключалась в обучение, а не в определении успех/провал.

образ жизни определяет мышление. Смотреть фото образ жизни определяет мышление. Смотреть картинку образ жизни определяет мышление. Картинка про образ жизни определяет мышление. Фото образ жизни определяет мышление

В другом исследовании приняли участие сотни студентов, в основном подростки, которым Дуэк и её коллеги предложили решить по десять довольно сложных задач из теста на невербальный интеллект. Они похвалили всех за результаты, так как большинство справились очень хорошо. Но исследователи использовали два вида похвалы: одним студентам говорили «Ух ты, у тебя [x] правильных ответов. Это очень хороший результат. Должно быть, ты в этом умён», а другим «Ух ты, у тебя [x] правильных ответов. Это очень хороший результат. Должно быть, ты действительно упорно работал». Другими словами, одних хвалили за способности, а других – за усилия. Выводы разительные:

Похвала за способности вогнала студентов в фиксированное мышление, и они стали проявлять все его признаки: когда мы предложили им выбор, они отказались от сложных новых задач, решая которые могли бы ещё чему-то научиться. Они не хотели делать ничего, в чём могли бы проявиться их недостатки или что поставило бы под сомнение их талант.
[. ]

Но студенты, которых похвалили за усилия, вели себя иначе. 90% из них захотели браться за новые сложные задачи, чтобы можно было ещё поучиться.

образ жизни определяет мышление. Смотреть фото образ жизни определяет мышление. Смотреть картинку образ жизни определяет мышление. Картинка про образ жизни определяет мышление. Фото образ жизни определяет мышление

Но самое интересное произошло дальше: когда Дуэк и её коллеги раздали студентам последующий набор более сложных задач, те участники, которых хвалили за способности, подумали, что они всё-таки не такие умные или одарённые. Дуэк говорит:

Если успех подразумевал, что они умные, то отсутствие успеха означало, что они недостаточно умны.

Для детей, которых хвалили за старания, трудности послужили лишь указанием на то, что им придётся приложить больше усилий, но не стали признаком неудачи или их низкого интеллекта. Оба мышления также повлияли на уровень получаемого удовольствия. Всем понравился первый раунд с лёгкими вопросами, с которыми они справились. Но как только задачи усложнились, они разонравились детям, которых хвалили за способности, а тем, которых хвалили за усилия, не только по-прежнему нравились задания, но они даже сказали, что от более сложных задач получают ещё больше удовольствия. У последних также значительно улучшилась производительность, когда вопросы стали сложнее, в то время как у первых результаты всё ухудшались, будто они разочаровывались в образе мыслей «успех или провал».

Самое тревожное открытие ожидало исследователей после завершения IQ-тестов, когда они попросили детей написать личные письма своим сверстникам, чтобы поделиться опытом и полученными результатами при решении задач. Наиболее токсичным побочным продуктом фиксированного мышления оказалась нечестность: сорок процентов детей, которых хвалили за способности, солгали о своих баллах, преувеличив их, чтобы выглядеть успешнее. Дуэк сетует:

В фиксированном мышлении несовершенства зазорны, особенно если вы талантливы, поэтому они солгали. Что вызывает беспокойство, так это тот факт, что мы взяли обычных детей и превратили их в лгунов, просто говоря им, что они умные.

Это иллюстрирует основное различие между двумя менталитетами: для тех, у кого мышление роста, «личный успех – это когда ты работаешь изо всех сил, чтобы стать ещё лучше»; а для тех, у кого фиксированное мышление, «успех связан с установлением своего превосходства». Для последних неудачи – приговор и ярлык. Для первых – мотивирующая информация, которая открывает глаза.

образ жизни определяет мышление. Смотреть фото образ жизни определяет мышление. Смотреть картинку образ жизни определяет мышление. Картинка про образ жизни определяет мышление. Фото образ жизни определяет мышление

Но одно из самых глубинных проявлений это понятие находит не в бизнесе или в обучении, а в любви. Дуэк обнаружила, что люди демонстрировали всё ту же дихотомию в личных отношениях. Обладатели фиксированного мышления считали, что их идеальный партнёр вознесёт их на пьедестал и заставит чувствовать себя идеально, словно объект для поклонения. В то время как люди с мышлением роста предпочитали видеть своим партнёром человека, который признает их недостатки и с любовью поможет с ними справиться, того, кто побудит их к изучению чего-то нового, чтобы узнавать неизведанное и становиться лучше. Фиксированное мышление, оказывается, лежит в корне наших самых токсичных культурных мифов об «истинной любви». Дуэк пишет:

Мышление роста подразумевает, что всё это может развиваться. Вы, ваш партнёр и отношения способны к росту и переменам.

При фиксированном мышлении идеал сформирован, совершенен и у вас с ним пожизненная совместимость. Как и полагается. На веки вечные. Чтобы как в сказке “и жили они долго и счастливо”.

Одна из проблем людей с фиксированным мышлением в том, что они ожидают, что всё хорошее произойдёт автоматически. Что партнёрам не придётся помогать друг другу решать свои проблемы или приобретать новые навыки. Что всё сложится по волшебству благодаря их любви, как это случилось со Спящей красавицей, которую пробудил поцелуй принца, или с Золушкой, чья жалкая жизнь вдруг преобразилась тоже с появлением принца.

То же самое относится и к мифу о телепатии. Фиксированное мышление предполагает, что в идеальной паре партнёры должны читать мысли друг друга и понимать друг друга с полуслова. Дуэк цитирует исследование, для участия в котором пригласили людей, чтобы поговорить об их отношениях:

Люди с фиксированным мышлением почувствовали угрозу и враждебность, когда разговор зашёл даже о небольших расхождениях в том, какими они и их партнёры видят их отношения. Даже незначительное несоответствие угрожало их убеждению, что они разделяют все взгляды друг друга.

Но самый разрушительный из всех мифов в отношениях это убеждение, что если над ними нужно работать, значит в них что-то ужасное и неправильное, а любое расхождение во мнениях или предпочтениях указывает на личные недостатки характера партнёра. Дуэк пишет:

Как нет великих свершений без неудач, так не бывает и отношений без конфликтов и проблем.

Когда люди с фиксированным мышлением говорят о своих конфликтах, они ищут виноватых. Иногда они винят себя, но чаще возлагают вину на своих партнёров, на недостатки в их характере.

Но и это ещё не все. Когда люди обвиняют личность своего партнёра в проблеме, они испытывают к нему гнев и отвращение.

А поскольку проблема исходит из фиксированных качеств, её нельзя решить. Поэтому люди с фиксированным мышлением, обнаруживая недостатки в своих партнёрах, относятся к ним презрительно и недовольны отношениями в целом.

С другой стороны, люди с мышлением роста могут признать несовершенство своих партнёров, не прибегая к обвинениям и сохраняя веру в полноценность своих отношений. Они рассматривают конфликты как проблемы в коммуникации, а не в личности или характере. Эта динамика справедлива как в романтических взаимоотношениях, так и в дружбе и даже в отношениях с родителями. Дуэк резюмирует свои выводы:

Когда люди вступают в отношения, они сталкиваются с партнёром, который отличается от них, а они так и не научились справляться с различиями. В хороших отношениях люди развивают эти навыки, оба партнёра растут и отношения углубляются. Но чтобы это происходило, люди должны чувствовать, что они заодно. В атмосфере растущего доверия у них появляется жизненная заинтересованность в развитии друг друга.

Всё сводится к тому, что мышление представляет собой толковательный процесс, сообщающий нам о том, что происходит вокруг. Фиксированному мышлению сопутствует внутренний монолог с постоянным суждением и оцениваем. Любая информация используется в качестве доказательства хороший ли вы человек, действительно ли ваш партнёр – эгоист, лучше ли вы человека, который с вами рядом. При мышлении роста внутренний монолог занят постоянным стремлением к новому освоению и обучению, поиском путей к созидательным действиям.

В остальной части книги «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» Кэрол Дуэк продолжает исследовать основные типы мышления и их определяющие характеристики в разных сферах жизни. А также она рассматривает способы, которыми мы можем перестроить своё мышление на более плодотворное и благодатное – на мышление роста.

По материалам Brain Pickings, Maria Popova.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *