образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Население Дальнего Востока

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Население Дальнего Востока составляет более 7 миллионов человек.

Как только русские поселенцы появились на территории Дальнего Востока (1639 г), они стали осваивать Приамурье (северные части). А до этого момента эти территории были заселены даурами, дючерами, натками, гиляками.

В течение длительного времени на Дальний Восток ссылали людей, неугодных правительству, на исправительные работы. Но отбыв наказание, многие оставались здесь жить, увеличивая тем самым демографию края.

Национальный состав Дальнего Востока представлен:

Дальний Восток является малонаселенным районом Российской Федерации: здесь на 1 кв.км проживает всего 1 человек. Но наибольшей плотностью населения характеризуется Приморский край (на 1 км2 тут проживает 12 человек).

Государственный язык – русский.

Крупные города: Хабаровск, Владивосток, Анадырь, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Магадан.

Жители Дальнего Востока исповедуют христианство, ислам, буддизм.

Продолжительность жизни

В среднем, жители Дальнего Востока живут до 65 лет.

Показатели продолжительности жизни населения Дальнего Востока на 4-5, а коренных народов – на 8-10 лет меньше, чем в среднем по России (виной всему суровые климатические условия).

Кроме того, регион характеризуется недостатком поликлиник, больниц, необходимого оборудования и высококвалифицированного медицинского персонала.

Основные причины смертности населения – онкологические и заболевания системы кровообращения, внешние причины (травмы, самоубийства, утопления, отравления алкоголем).

Традиции и обычаи жителей Дальнего Востока

Коренным народам Дальнего Востока удалось сохранить свою культуру и быт. Но, несмотря на то, что сегодняшняя молодежь забывает вековые традиции и обычаи, старшее поколение помнит и чтит их.

Интерес представляет фестиваль ремесел “Живые традиции”, на котором все желающие могут увидеть, как мастера изготавливают предметы, которыми предки малых народов Дальнего Востока пользовались в быту, на охоте, во время отдыха. Кроме того, у каждого желающего появится возможность получить элементарные навыки резьбы по дереву или изготовлению украшений.

Дальний Восток – удаленный регион России, но здесь понравится любителям экологического туризма и экстремальных видов спорта, романтикам, охотникам и рыболовам.

Источник

Народы Сибири и Дальнего Востока: история заселения и традиции

Российская Федерация — большое многонациональное государство. Этнический состав страны уникален. Здесь проживает более 190 народов, среди которых коренные, малые и автохтонные, отличающиеся культурой, традициями и бытом.

На российских землях живет 65 народностей, численность которых не превышает тысячи человек. Их них 25 занимают территории Сибири и Дальнего Востока.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Географическое положение Сибири

Это большой историко-географический регион, расположенный в Азиатской части света и охватывающий северо-восточные территории материка Евразия.

Ее земли протянулись с запада на восток от Уральского горного массива до тихоокеанских акваторий, охватывая весь Дальний восток, где крайней точкой являются водораздельные хребты побережья. Северные и южные окраины совпадают с государственными границами.

Занимает около 74 % общей площади РФ, что составляет примерно 13,1 млн. км2. Население 36 млн. человек, или 25 % от общероссийского.

Общую площадь региона условно разделяют на две основные части: Западную и Восточную Сибирь, в которых выделяют Южную (горную) область, Северо-восточную и Среднюю.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

История заселения

Удивительный таежный мир под названием Сибирь стал частью России в период XVI—XVII веков. Название (по одной из версий) произошло от монгольского «Шибир», что означает «болотистая местность, поросшая лесом». Предполагается, что во времена Чингисхана монгольские народы так называли приграничную часть тайги.

Распространение понятия на большие территории связано с названием столичного города Сибирского ханства, захваченного Русским царством во времена правления Ивана Грозного. Именно тогда началось освоение земель, расположенных восточнее Урала.

История завоевания начинается с отказа зауральских племен платить дань русскому царю. Частые набеги ханской конницы на русские деревни, принадлежавшие семье Строгановых, вынудили их призвать наемников для борьбы с нежелательными гостями. Тогда небольшой казачий отряд во главе с атаманом Алениным Василием Тимофеевичем, вошедшим в историю под именем Ермак, начал свой легендарный поход за хребет.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

После этого началось массовое переселение в западно-сибирские земли. Следом за казаками туда потянулись охотничьи отряды, крестьяне, духовники и чиновники. Оказавшись за Уралом, пришедшие становились вольными. Здесь не действовало крепостное право и не было помещичьего землевладения. Единственной платой стал государственный налог. Местные племена облагались меховой данью, которая стала существенным вкладом в государственную казну.

Позднее здесь были построены форпосты, служившие оборонительными укреплениями для дальнейшего покорения края. Вокруг них постепенно выросли города. Так, в 1604 году началось возведение Томска, ставшего крупным культурным и экономическим центром. Вскоре были выстроены Енисейский и Кузнецкий остроги, где расположились администрация и военные гарнизоны, контролировавшие сбор дани.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Самым массовым процесс переселения стал в конце Смутного времени. Тогда была освоена Восточная Сибирь. В начале XVII века осуществилось заселение берегов Иртыша, Оби и прилегающие к Енисею области. Начали возводиться крупные города — Тюмень, Тобольск, Красноярск. К завершению столетия русские достигли побережья Тихого океана.

В начале двадцатого века толчком к развитию края стало строительство Транссибирской магистрали. В период Второй Мировой войны сюда эвакуировали многие военно-промышленные предприятия, что привело к резкому росту населения региона. Только в первые годы войны в Сибирь перебралось более 1 млн. человек.

В послевоенное время началось бурное строительство дорог, заводов, электростанций и железнодорожных линий. Так появились современные символы Сибири — БАМ, Братская ГЭС, Новороссийский Академгородок и иные сооружения.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Коренные народы

Современный этнический состав этих земель включает не только русскоязычное население, но и ряд малочисленных народов, проживающих здесь с глубокой древности.

Тюркские

Отличаются культурой, бытом и религиозным укладом. Основная масса современных тюрок являются мусульманами. Но некоторые проповедуют православие, буддизм (тувинцы), существуют бурханисты (алтайская семья), тенгрианцы (хакасы, шорцы, якуты, телеуты).

Этнокультурные традиции тюркских общин складывались поколениями, со времен средневековья, из разных источников. Но постепенно сформировались особенности, присущие только тюркоязычному этносу. Сюда относят форму ведения хозяйства, жилища, национальную одежду, украшения, пищу и даже средства перемещения. Тюрки обладают собственной духовной культурой, искусством, фольклором и письменностью.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Тюркские кочевые племена занимаются оленеводством, охотничьим промыслом и рыболовством. Некоторые, например, Чулымцы — мастера деревообработки, изготавливающие лодки, посуду, лыжи и другие изделия из дерева.

В разных сибирских областях проживает несколько этнических групп, относящихся к тюркоязычным:

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Монгольские

В РФ занимают территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края. Среди них в зависимости от области расселения выделяют 4 основные группы: восточные, западные, северные и южные.

Буряты относятся к самым северным монгольским народам. Как самостоятельный этнос образовались на землях Баргуджин-Токум (территория современной Республики Бурятия).

До момента признания буддизма в качестве одной из официальных религий РФ, буряты были приверженцами шаманизма и шаман занимал главенствующую позицию в общине. Но с конца 19 века начался период бурного расцвета новой веры (буддизма) в Бурятии. Он стал важным фактором развития культуры, формирования национального образа жизни, нравственности и искусства региона.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Самодийские

Народы, объединенные в одну (самодийскую) группу уральской языковой семьи.

В ее состав входят:

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Тунгусо-манчжурские

Общая численность — 71 794 человека. Сюда входит несколько народов, населяющих различные территории.

Кроме крупных этносов на этих землях проживают маленькие группы, численностью не более 3000 человек. Это ульчи, удэгейцы, орочи, негидальцы и ороки.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Финно-угорские

К финно-угорской языковой группе относятся ханты, манси, вепсы, саамы.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Чукотско-камчатские

Это большая группа, где наибольшую численность среди других народностей имеют чукчи — коренной народ крайних северо-восточных земель Азии. Самая большая группа проживает на Чукотке, где является основным населением в регионе. Деятельность береговых чукчей — охота на крупное морское животное — тюленя. В летнее время добывают китов и моржей. Дом чукчей называется яранга. Это небольшие многоугольные шатры, закрытые оленьими шкурами.

Кроме них в Чукотско-камчатскую группу входят коряки, ительмены, алюторцы, камчадалы и кереки.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Эскимосо-алеутские

Народы одной языковой семьи: эскимосы и алеуты. Алеуты считаются вымирающим этносом, имеющим в России самую маленькую численность.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Нивхи

Являются автохтонным коренным населением территории Приамурья и о. Сахалин. В хозяйственной деятельности основное место занимает рыбный промысел. Менее развито охотничье дело, собирательство и собаководство. Религия нивхов основывалась на анимизме и промысловом культе. Они верили в духов, обитающих везде — на небе, на земле, в воде, тайге.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Енисейские

В Сибири проживает народность, относящаяся к Енисейской группе, — кеты. В 2002 году их насчитывалось 1494 человека. Расселены по территории нескольких районов Красноярского края.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Русское население

Численность русского населения на землях восточнее Урала быстро увеличивалась в период присоединения Сибири. Причиной стала не только добровольная колонизация, но и принудительное переселение и ссылки. К концу 17 века здесь насчитывалось более 11 тысяч русских крестьянских дворов. К началу 18 века численность русскоязычного населения достигала 180 тысяч. По данным статистики 2002 года, на территории Сибирского Федерального округа проживало 17 530 900 человек русских, что составляло 87,4 % от общего населения региона.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Традиции

На российских землях проживает огромное количество народов. Каждый из них отличается собственной культурой, религией, формой хозяйственной деятельности и обычаями, которые передаются из поколения в поколение и бережно хранятся на протяжении веков.

Каждый малый этнос имеет свой национальный костюм, жилище (дом, чум или иные строения) и уникальные обычаи. Многие из них, особенно приверженцы шаманизма, верили, что всем управляют духи, обитающие повсюду: в воде, земле и небе.

По поверьям северных народов, животные (к примеру, медведь или волк) являлись личными тотемами мужчин и женщин, достигающих зрелости.

В сибирских землях существуют коренной народ с очень низкой численностью и практически исчезнувший, культура которого может навсегда затеряться.

В видео рассказывается о традициях коренных народов Сибири.

Многочисленные и малые народы

За пределами Урала проживает 26,144 млн. человек, или 18,3 % от общероссийского населения, но численность этнических групп крайне неодинакова.

НазваниеОбщая численность в регионеСоотношение (в %)
Якуты478 1001,83
Буряты461 3891,76
Тувинцы263 9341,01
Хакасы72 9590,28
Алтайцы70 8000,27
Ненцы44 6400,17
Эвенки38 3960,15
Ханты30 9430,12
Эвены21 8300,08
Чукчи15 9080,06
Нанайцы12 1600,05
Манси12 2690,05
Шорцы12 8880,05
Коряки8 7430,03
Долганы7 8850,03
Сибирские татары6 7790,03
Нивхи5 1620,019
Селькупы4 2490,016
Сойоты3 5790,086
Ительмены3 180
Ульчи2 913
Телеуты2 643
Эскимосы1 738
Удэгейцы1 657
Кеты1 492
Чуванцы1 087
Чулымцы3550,018
Тофалары761
Орочи686
Негидальцы567
Ороки346
Нганасаны834
Энцы237
Тазы276
Алюторцы40
Кереки4
Алеуты482

Интересные факты

Зауральский регион хранит множество тайн и интересных фактов.

Вот некоторые из них:

Видео

Смотрите увлекательное видео о жизни за Уралом.

Источник

Коренные народы Дальнего востока

Определение образа жизни и системы хозяйства коренных народов Приамурья. Особенность художественной обработки дерева людьми. Проведение исследования традиционных форм религии и одежды поселения. Анализ культурных традиций народностей Дальнего Востока.

РубрикаКраеведение и этнография
Виддоклад
Языкрусский
Дата добавления25.09.2016
Размер файла15,9 K

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Коренные народы Дальнего востока

На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.

Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями. Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство. приамурье традиционный религия одежда

Основу мировоззрения аборигенов Приамурья составляют древнейшие представления и верования. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.

Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя и «возрождения» его вновь.

Предположительно, нивхи являются прямыми потомками древнейшего населения Сахалина и Нижнего Амура.

Удэгейцы (в прошлом назывались «лесными людьми»), народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. Численность 2011 человек. В формировании удэгейского этноса участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы.

В последнее десятилетие XX века наше государство демонстрировало свою готовность исправить ошибки прежней ассимиляционной политики в отношении коренных малочисленных народов и следовать международным принципам и нормам.

Народности Дальнего Востока за долгое время существования в регионе создали своё, обособленное, изобилующее различными традициями культурное сообщество, в котором в одно и то же время сочетаются древние шаманские традиции и достижения социокультурной революции, смешиваются в разных пропорциях самые разнообразные культурные течения и направления.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Культура и образование коренных народов Дальнего Востока. Сущность и особенности кинематографии ее роль и значение в становлении духовной культуры русского Дальнего Востока. Репертуар кинематографов. Особенности полиэтничности Дальневосточного региона.

реферат [31,2 K], добавлен 04.12.2008

Процесс обживания пространств Восточной, Центральной и Северной Азии. Появление древних людей на территории Дальнего Востока, их расселение и основные занятия. Памятники первобытной культуры на территории Дальнего Востока. Центры наскального рисунка.

реферат [1,1 M], добавлен 17.01.2011

контрольная работа [22,4 K], добавлен 09.03.2009

Археологические свидетельства огня на Троицком могильнике и Монастырка-3. Огонь в погребальном обряде у народов Дальнего Востока. Процесс трупосожжения у нивхов и уличей. Карта расселения мохэ по Э.В. Шакунову. Стратиграфия погребения, раскопки 2006 года.

курсовая работа [3,3 M], добавлен 22.04.2013

Национальные предметы быта народов Приамурья. Виды узоров, которые использовали мастерицы для украшения одежды и посуды. Описание костюма рыбака из кожи рыбы и костюма удэгейского охотника. Нанайский женский свадебный халат «сикэ». Национальные орнаменты.

презентация [15,8 M], добавлен 29.12.2011

Источник

Кровь, духи и олени

Необычные и порой жуткие обряды коренных народов Дальнего Востока

Коренные народы Севера и Дальнего Востока испокон веков считали, что все в этом мире едино и неразрывно связано между собой. При этом человек – не царь природы, а ее крупинка. А вот кого почитали больше всего – так это духов. С этим пониманием мира связаны многие традиции и обряды, которые обычному человеку кажутся странными, а порой жуткими.

образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Смотреть картинку образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Картинка про образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока. Фото образ жизни обычаи и традиции коренных народов дальнего востока

Один из самых важных обрядов у любой народности – свадьба. Необычной среди народов Севера она стал у чукчей. Прежде чем взять девушку в жены, молодой человек должен был отработать в доме у отца невесты – год-полтора помогать по хозяйству или пасти оленей. Если работу оценивали по достоинству, начинали готовиться к свадьбе.

Незадолго до рассвета происходил обряд «уавынрагтатгыргын» (увоз жены в дом мужа). Первым приезжал друг жениха, чтобы провести разведку – узнать, есть ли в стойбище невеста. После этого жених ехал в упряжке к дому невесты, а затем показывал свои артистические данные – пел и танцевал. После того, как он заканчивал демонстрировать свои таланты, мать невесты снаряжала ее в новую ярангу: давала куклу как символ продолжения рода и приданое. У другой яранги невесту ждала свекровь, чтобы сразу дать ей задание – девушка должна была показать, насколько хорошо умеет поддержать огонь.

Поскольку все в мире связано, не обходилось без духов и культовых животных. Лицо невесты после прохождения всех испытаний мазали кровью оленя, чтобы показать ее принадлежность к новому роду. Кровавые обряды на этом не заканчивались: новоиспеченная жена должна была измазать оленьей кровью нарты, а костный мозг рогатого положить возле яранги — на счастье. Часть оставшейся крови девушка перемешивала с золой, растирала между ладонями, а затем зажигала новый семейный очаг.

В знак обручения руки молодоженам связывали кожаным шнуром, затем завязывали им глаза и водили вокруг яранги. Это символизировало, что они смогут найти дорогу к своему жилищу даже в темноте.

У ительменов, которые живут на Камчатке и в Магаданской области, другие свадебные традиции. Молодой человек, которому нравилась девушка, как и у чукчей, помогал ее отцу невесты, но при этом старался услужить и самой избраннице. Все это нужно было, чтобы ему через какое-то время разрешили «хватать» невесту. Девушки знали об этих традициях, поэтому в знак симпатии одевались понаряднее – чем пушистие, тем лучше: на голову клали травяные парики и волосяные накладки, а рукава, воротники и подол одежды оторачивались собачьим мехом. На кафтан могли нашить кисти из тюленьей шкуры.

Когда приходило время, отец девушки произносил: «гватей» (хватай), давая свое согласие на свадьбу. После этой команды парню нужно было поймать невесту, разрезать каменным ножом ее шнурки и ремешки на панталонах и дотронуться до интимных мест. Если девушка была против, то активно отбивалась, а на помощь ей приходили родственники. Если же «осада» заканчивалась успехом, жених в знак победы снимал с шеи свое ожерелье и клал его в панталоны невесты.

Рождение детей у малых народов не обходилось без правил и обрядов. Больше других в этом вновь отличились чукчи. У них нельзя помогать женщине при родах, иначе ждать всем гнева духов. Эта народность верила, что рождаемость регулирует верховное божество, которое ведает душами умерших и посылает их на землю для перерождения.

Рожали женщины в одиночестве, стоя на локтях и коленях, а чтобы не привлекать внимание злых духов, старались не кричать. Если женщина соглашалась на помощь, то всю жизнь терпела насмешки, а ее муж получал прозвище «повитушный». Терпеть всеобщее презрение роженицы не хотели, поэтому все делали самостоятельно, даже пуповину перерезали сами – ножом или обломком каменного скребка для выделки шкур.

Младенца обтирали кусочком оленьей шкуры, надевали на левое запястье и левую щиколотку браслеты из заячьей и оленьей шерсти. Если у матери не хватало молока, ребенка нередко отдавали на кормление собаке, поскольку верили в целебные свойства ее молока.

Обряды погребения у северных народов тоже были своеобразными. Якуты, ненцы, буряты практиковали так называемое воздушное погребение – подвешивали гроб с покойником на дереве, а не закапывали в землю. Он висел там, пока не истлевал. Одни народности хоронили так всех, другие – только особо уважаемых людей.

Эвены одевали покойника в самое лучшее платье, укладывали в деревянную колоду и ставили ее на деревья или на столбы. Кровью оленей обливали гроб и деревья, ставили под ними чум умершего и его вещи. Нанайцы к пяткам клали камень, чтобы покойный не выталкивал души живых родственников. Также мертвому шили погребальный нагрудник с узором в виде кишок, чтобы душа могла дышать и питаться. Пищу и воду клали у изголовья. А в Якутии, где существовал культ коня, на дереве возле захоронения подвешивали голову и копыта коня.

Нанайцы на похороны раскладывали на улице одежду и вещи умершего, часть сжигали во время поминок, часть раздавали родным на память. Некоторые предметы одежды и быта клали в гроб. Выносили покойника через выломанный проем или через окно, а не в дверь, чтобы умерший не нашел путь домой. Могилу на родовом кладбище в форме прямоугольника копали чужие люди, а вот крышку гроба забивали родственники умершего. При чем делали это нечетным количеством гвоздей, ударяя по ним нечетное количество раз.

В холодных и суровых условиях жизни народы севера не практиковали мытья тела. Поскольку в тундре девять месяцев в году лежит снег, а вода и летом ледяная, заниматься гигиеной у людей желания не было. Чтобы привести себя в порядок, жители стойбища собирались вокруг очага в яранге или чуме, набрасывали на себя всю имеющуюся одежду и прели. Хорошенько вспотев, они скидывают одежду и стирали друг другу кожу костяными скребками. После этого все обильно обмазывались жиром нерпы. Он создавал защитную пленку – предохранял кожу от высыхания, чрезмерного охлаждения и немного от болезнетворных бактерий.

В советские годы аборигенов начали приучать мыться с мылом в банях, однако на пользу эти процедуры не пошли – малые народы стали чаще болеть и умирать. Их организм стал более восприимчив к бактериям и вирусам, возникали сердечные приступы из-за того, что организм не привык к горячей воде.

Гостю – самое дорогое

Многие эвенкийские семьи значительную часть года кочевали по тайге в отрыве от других людей, поэтому приезд гостей всегда был праздником. Им вручали подарки, усаживали на почетное место в чуме, готовили самые вкусные блюда, а в теплое время года устраивали танцы.

После этого кто-то из гостей или хозяев начинал неспешный рассказ, который плавно перетекал в пение. Героями повествования становились люди, звери, духи. Рассказы растягивались на всю ночь, а гости оставались в чуме на несколько дней.

Высшим проявления уважения к гостю становилось предложение провести ночь с женой главы чума. Если же женщина после этого рожала ребенка, все считали это большой удачей.

Коряки, которые живут на Камчатке, Чукотке и в Магаданской области, в основу своих обычаев и праздников положили древний миф об умирающем и воскресающем звере. Например, когда охотник возвращался домой с добычей, все обитатели стойбища выходили на торжественную встречу «гостя» — убитого животного. Одна из участниц обряда надевала звериную шкуру и исполняла старинный танец, которым просила зверя не сердиться и быть добрым к людям. Обитатели жилища, где жил охотник, готовили праздничное угощение и предлагали его «гостю». Если добычей был медведь, в его честь забивали домашнего оленя.

Важно было не только хорошо встретить зверя, но и с почетом «проводить». Для этого обитатели стойбища воспроизводили сцену охоты: один, накинув на плечи медвежью шкуру, изображал зверя, сначала сражался с охотниками, а затем прекращал борьбу, забирал приготовленный для него мешок с подарками и отдавал людям свою шкуру. Коряки верили, что от этих обрядов зависело возвращение к жизни убитых на охоте животных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *