образ жизни образ мыслей стремления
15 мыслей, которые помогут изменить твоё отношение к жизни
1. Большинство людей сами делают себя несчастными, потому что не в состоянии принять жизнь такой, какая она есть
Жизнь порой бывает жестока, и этого не избежать. Единственное, что ты можешь сделать, — это научиться принимать ее такой, какая она есть, без завышенных ожиданий и веры в свою уникальность. Ты не всегда будешь добиваться того, чего хочешь, не всегда будешь получать удовольствие от тех вещей или людей, на которых делаешь ставки, не сможешь полностью контролировать свою жизнь. Чем раньше ты это признаешь, тем легче тебе будет.
2. Всё в твоей жизни имеет ровно то значение, которое ты сам ему придаёшь
Ты сам выбираешь, что для тебя важно, а что нет. Ты сам определяешь ценность вещей, людей и поступков. Только ты можешь решить, что для тебя значит, к примеру, неудача — провал и знак того, что продолжать попытки не стоит, или важный жизненный урок и возможность сделать работу над ошибками, чтобы попробовать еще раз.
3. Если ты не отпустишь ситуацию и не простишь себя, ты не сможешь двигаться вперед
Можно зацикливаться на своих ошибках и позволять прошлому определять самочувствие и твое будущее, а можно простить себя и отпустить ситуацию, чтобы спокойно двигаться вперед. В первом случае тебя ждет бесконечное самокопание и чувство вины, а во втором — здоровая психика и куча возможностей.
4. Беспокойство не сможет изменить результат
В большинстве случаев беспокоиться за результат как минимум бессмысленно. Твои переживания не заставят тебя сделать лучше и больше, чем ты можешь, а, напротив, могут даже усугубить ситуацию. Вместо того чтобы беспокоиться о чём-то, попробуй направить свою энергию на получение полезного опыта и извлечение правильных выводов.
5. Когда ты внимателен, любая ситуация или человек может научить тебя чему-то полезному
Быть наблюдательным и уметь слушать — два наиболее полезных навыка, которые ты можешь приобрести. С их помощью ты сможешь постоянно учиться, узнавать что-то новое и делать для себя необходимые выводы.
6. Всё, что происходит с тобой и вокруг тебя, к лучшему
Сложно заставить себя в это поверить, но, как только ты набираешься жизненного опыта, всё становится очевидно. Каждая твоя ошибка, каждое разочарование, каждое сомнение в себе и в своих решениях в конце концов приводили тебя туда, куда нужно. Ты расстаешься с людьми, чтобы встретить кого-то роднее, теряешь работу, чтобы найти себя и то, что тебе действительно нравится, терпишь неудачу, чтобы стать сильнее и решительнее.
7. Ты тратишь одинаковое количество ресурсов на то, чтобы сделать себя несчастным или счастливым
Просто в одном случае твое время и энергия направлены на саморазрушение, жалость к себе, нытье и переживания, а в другом — на становление характера и улучшение своей жизни. Объем работы получается одинаковым, зато насколько противоположные результаты можно получить. В следующий раз, когда будешь искать себе оправдания и мериться с кем-либо своими проблемами, вспомни об этом.
8. Нужно использовать свои проблемы как мотивацию, а не как повод для раздражения
Можно оказаться в сложной ситуации и понять, что тебе срочно нужно меняться, а можно забить на возможность изменений и жить, постоянно испытывая раздражение. Опять же, выбор делаешь только ты сам.
9. Умение начинать всё сначала, когда ты понимаешь, что ошибся с выбором, — это проявление силы
Большинство людей предпочитает идти до конца, даже если где-то в середине пути они понимают, что ошиблись с выбором. Они уверены, что бросать дела на полпути — признак слабости и незрелости. На самом деле слабость — это как раз боязнь изменить то, что тебя не устраивает, и продолжение движения по инерции.
10. В твоих реакциях и чувствах виноваты не другие люди, а ты сам
Когда ты поймешь и примешь эту простую истину, жить станет намного легче. Ты перестанешь обвинять родных и друзей в том, какие эмоции испытываешь, и больше не позволишь поступкам и словам окружающих негативно влиять на тебя. Ты возьмешь свои чувства под контроль и перестанешь быть мишенью для токсичных людей, манипуляторов и абьюзеров.
11. Общение с кем-либо нельзя сохранить, если один из вас не прилагает никаких усилий
Связи с дальними родственниками, старыми друзьями, знакомыми со времен школы или университета разрываются с течением времени, даже если ты ими дорожишь.
Дело в том, что одних твоих усилий никогда не будет достаточно для поддержания общения. Либо оба делают шаги навстречу друг другу, либо отношения рушатся, и третьего не дано. Так что не бери на себя слишком много и научись отпускать людей.
12. Счастье начинается с твоего мышления
Ни любимый человек, ни хорошее образование в престижном вузе, ни высокооплачиваемая работа и крупная сумма на сберегательном счету не смогут принести тебе счастье, пока ты не перестроишь свое мышление. Счастье начинается с твоих мыслей, с того, что ты говоришь самому себе каждый день.
13. Чем меньше ты сомневаешься, тем больше у тебя получается
Сомнения никогда не идут на пользу. Если ты решишь сделать что-то — для начала поверь в то, что твой план сработает, ты справишься со всеми непредвиденными обстоятельствами и не сдашься на полпути. Избавься от сомнений — и ты увидишь, что поставленных целей можно добиваться без лишнего волнения.
14. Негативные эмоции вредят только тебе
Ты можешь злиться на окружающих людей, раздражаться, расстраиваться, разочаровываться, конфликтовать с ними, пытаться доказать им что-то скрипя зубами. Другому человеку, возможно, будет неприятно, и не более того. А вот ты будешь проживать весь спектр негативных эмоций, которые выведут тебя из равновесия.
15. Нет смысла доказывать что-то кому-либо
Отстаивание собственной правоты, попытки заставить кого-либо поверить в тебя или изменить свое мнение о твоих возможностях в большинстве случаев ни к чему не приводят. Человек, который в чём-то убежден, всё равно останется при своем мнении, какие бы аргументы ты ни приводил и как бы сильно ты ни старался. Нет смысла тратить свое время и силы на бесполезные споры.
ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛИ
ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛИ
Говорят, внешность обманчива.
Любитель парадоксов Оскар Уайльд вывернул этот афоризм наизнанку: только поверхностные люди не обращают внимания на внешность.
Вернадский был цельной, глубокой, многогранной личностью, оригинальным и неутомимым мыслителем, увлеченным поисками истины. Мужественный, искренний, отстаивающий свои взгляды в самых трудных ситуациях, борющийся за справедливость, не оставляющий в беде учеников и товарищей. Он мог бы служить образцом русского интеллигента-патриота, сочетающего творческие искания с практической деятельностью, а увлечение наукой и философией — с борьбой за справедливость.
Его внешность соответствовала духовному облику: спокойное лицо с правильными чертами, крупный лоб, острый, внимательный взгляд.
Сохранилось несколько фотопортретов В. И. Вернадского и несколько словесных описаний его облика. Последние особенно интересны, потому что передают некоторые его черты, недоступные бесстрастному оку фотоаппарата.
Вот как описывает Владимира Ивановича академик Д. В. Наливкин по своим впечатлениям 1914 года: «Он уже тогда был немолод. Высокая, стройная, немного сутуловатая фигура, быстрые, но спокойные движения запоминались сразу; над всем безраздельно царила голова. Узкое, точеное лицо, высокий выпуклый лоб ученого, темные волосы с сединой, каскадами поднимавшиеся над ним, поражали и удивляли. Но и они были только фоном для глаз, необычайно чистых, ясных, глубоких, казалось, что в них светился весь облик, вся душа этого необыкновенного человека. Впечатление еще более усиливалось, когда Владимир Иванович начинал говорить. Его голос был такой же, как глаза, — спокойный, ясный, приятный и мягкий, глубоко уходящий в душу.
Но стоило появиться небольшому сомнению, и голос Владимира Ивановича твердел, становился вопрошающим; глаза еще глубже погружались в вас, делались строгими и повелительными. Обыкновенно он был мягко и поразительно вежлив. Казалось, что он боялся сказать вам хоть одно неприятное слово, да, наверное, так оно было и на самом деле. Но когда было надо, эта мягкость сменялась железной твердостью».
Несколько позже, в 1927 году, впервые увидел Вернадского известный советский геохимик В. В. Щербина. Свои впечатления он передает так: «… В зал вошел быстрой уверенной походкой худощавый, подтянутый, совершенно не горбящийся пожилой человек, черный костюм которого подчеркивал белизну его волос. Живой, несколько напряженный взгляд, тонкие черты лица, негромкая, довольно быстрая и в то же время размеренная речь с очень точно сформулированной мыслью…»
Наконец, как бы обобщенный портрет оставил А. Е. Ферсман, знавший Владимира Ивановича почти полвека: «Еще стоит передо мною его прекрасный образ — простой, спокойный, крупного мыслителя; прекрасные, ясные, то веселые, то задумчивые, но всегда лучистые его глаза; несколько быстрая нервная походка, красивая седая голова, облик человека редкой внутренней чистоты и красоты, которые сквозили в каждом его слове, в каждом поступке».
Кстати, у Вернадского с Ферсманом бывали серьезные споры. При этом, как припоминал А. М. Фокин, близкий знакомый Вернадского, громкий голос Александра Евгеньевича гудел через закрытую дверь кабинета, а голоса Владимира Ивановича почти не было слышно.
Может возникнуть сомнение: а не слишком ли субъективны эти высказывания о Вернадском? Ведь они принадлежат людям, относившимся к нему с огромным уважением и восхищением. Подобные чувства, как правило, не способствуют объективности оценки.
Конечно, субъективны. А разве может быть иначе, если речь идет о человеке необыкновенном? Да и какая мыслима объективность, если нет точной меры, которой удалось бы оценить человеческую личность — уникальное, неповторимое создание во всей Вселенной…
Главное место в жизни Вернадского занимали научные исследования. Он писал о том, как проводил их.
«В моей долгой жизни… мне кажется, я очень часто менял характер своей работы. Всегда, иногда месяцами и даже годами, обдумывал, обычно при прогулках или поездках, интересовавшие меня вопросы…
Обыкновенно я работал над несколькими темами одновременно, работаю так и сейчас…»
Еще в студенческие годы, даже готовясь к экзаменам, он всегда читал что-нибудь постороннее. Обычно знакомился с несколькими книгами параллельно. Читал очень быстро. Старался выяснить все, что касалось прочитанного. Если встречались новые для него имена ученых, узнавал о них по справочникам; неизвестные для него географические пункты находил в атласах.
«У меня осталась очень хорошая справочная библиотека… Я владею (для чтения) всеми славянскими, романскими и германскими языками…
Ночами сплошь я никогда не занимался, но в молодости занимался до 1–2 часов ночи. Вставал всегда рано. Никогда не сплю днем и никогда не ложусь днем отдыхать, если не болен. Не курю и никогда не курил, хотя моя семья — отец, мать и сестры — все курили. Не пью (кроме — редко — вина). Водку пил раз в жизни.
После моего долгого пребывания во Франции (1921–1925 гг.) я принял распределение времени тамошних ученых. Встаю рано утром (6–7 часов), ложусь в 10–10 1/2. Художественную литературу люблю и за ней внимательно слежу. Очень люблю искусство, живопись, скульптуру. Очень люблю музыку, сильно ее переживаю… Считаю наилучшим видом отдыха прогулки пешком, прежде — в лодке, поездки за границу… В центре моей семьи всегда стояла моя научная работа. Прежде принимал большое участие в общественной жизни, в научных обществах, в политической жизни…»
На вопрос, что наиболее ценного он усматривал в организации своего труда, Вернадский ответил: «Над этим вопросом не задумывался. Я думаю, что скорее всего — систематичность и стремление понять окружающее. Кроме того, я придаю огромное значение вопросам этики».
По свидетельству Ферсмана, «Владимир Иванович с увлечением занимался экспериментальной работой… Однако все-таки это не была его научная стихия. Ему обычно не хватало терпения спокойно довести анализ до конца».
Очень ценя экспериментальную работу, Вернадский признавался:
«Но руки мои как экспериментатора были средние — больше давали идеи». Владимир Иванович много путешествовал: проводя полевые исследования, читая лекции, участвуя в конгрессах и дискуссиях, изучая минералогические музеи и опыт научной деятельности. Он работал в Подмосковье, на Украине, Кавказе, в Средней Азии, в Сибири, побывал почти во всех европейских странах, США, Канаде. Под его руководством велись поиски радиоактивных минералов в России (с 1909 года) и были открыты некоторые месторождения этих минералов.
Существует шуточный афоризм: командировки — это туризм за счет государства. Нередко о такого рода туризме мечтают молодые люди, поступающие на геологические или географические факультеты. О том, как проводил свои командировки Вернадский, можно судить по перечню выполненных им работ. Возьмем хотя бы его поездку 1928 года, продолжавшуюся один месяц (ученому тогде было шестьдесят пять лет).
Прага: шестнадцать лекций по геохимии; лекция «Эволюция видов и живое вещество». Мюнхен: участие в определениях химического состава организмов в лаборатории Гениншмидта. Париж: работа в Радиевом институте. Голландия: организация международного почвенного конгресса; знакомство с Почвенным институтом созданным в связи с осушением Зандерзее. Берлин: организации международного геохимического комитета; работа по химии силикатов с профессором В. Эйтелем.
И это за один только месяц! Уместно вспомнить, что Вернадский считал поездки за границу «наилучшим видом отдыха…».
Писал Вернадский много и очень сжато. О его стиле точно высказался известный математик Н. Н. Лузин после прочтения его работы о правизне-левизне в живой и неживой природе: «Работа изумительная по содержанию и столь сжато конденсирована и насыщена новыми идеями, что она уподобляется труднейшим по сжатости математическим работам. Ее я читал много дней» (речь идет о статье в шестнадцать страниц).
Владимир Иванович постоянно и очень много читал. С годами это позволило ему накопить обширнейшие знания в самых разных науках (для упорядочения сведений служили систематические подробные картотеки: по истории знаний, минералогии, геохимии).
Трудоспособность ученого была поразительна. Он работал до поздней старости по десять — двенадцать часов в сутки и даже больше, сочетая при этом постоянный и острый интерес к исследованиям и одновременно строгую организованность труда. «Всегда Вы читаете такую бездну и по таким разнообразным вопросам, — писал Вернадскому видный геолог В. К. Агафонов, — что становится завидно: откуда Вы берете Ваше уменье — времени придавать длительность и день превращать в несколько дней?»
Да, время относительно в самом житейском смысле. Оглядываясь на пройденный жизненный путь, человек часто с изумлением и ужасом замечает, как мало он сделал, пережил, продумал; как много ему было дано по рождению: вся земля и все звезды, беспредельная бездна небес, весь мир, и как мало оставил он своего в этом вечно молодом мире: выращенных деревьев, выработанных предметов, сказанных хороших слов, сделанных добрых дел — именно того, что приобщает человека к бессмертию.
Измерять длительность человеческой жизни годами, все равно что книгу — страницами, живописное полотно — квадратными метрами, скульптуру — килограммами. Тут счет другой и ценится иное: сделанное, пережитое, продуманное.
Иногда говорят о продлении жизни человека, подразумевая под этим увеличение числа лет, а по существу — удлинение старости.
Но есть еще одно, более верное и более ценное продление жизни, доступное каждому из нас в любом возрасте: «день превращать в несколько дней», насыщать каждую минуту бытия чувствами, мыслями, действием.
Вернадский умел жить и работать, как немногие из людей. И если вам захочется хоть сколько-нибудь продлить свою жизнь, продумайте ее внимательней и поучитесь, насколько это возможно, у Вернадского. Поверьте, он не был каким-то физиологическим типом врожденного гения, ничего не давалось ему без усилий воли и мысли; опыт его жизни очень важен для каждого из нас…
Вернадский не торопился с обобщениями. Он начинал с малых вопросов (хотя интересовался и большими проблемами), учился наблюдать, проводить лабораторные опыты, добывать факты. Без этой «черновой» работы не может сформироваться настоящий ученый.
Много лет спустя об умении добывать факты хорошо сказал великий физиолог И. П. Павлов, обращаясь к молодежи нашей страны: «Как ни совершенно было крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого, без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории — пустые потуги».
Для Вернадского факты были не просто кирпичики, из которых складывается наука. Они вызывали у него стремление осмыслить полученные результаты, выявить скрытые закономерности. Во время первых самостоятельных исследований в Германии он писал:
«Я чувствую, что все больше и больше обучаюсь методике, то есть у меня появляются руки, а вместе с тем как-то усиленнее работает мысль… Минуты, когда обдумываешь те или иные вопросы, когда соединения, известные уже, ныне стараешься связать с этими данными, найти способ проникнуть глубже и дальше в строение вещества, в такие минуты переживаешь какое-то особое состояние — это настоящий экстаз».
Тогда же, в 1889 году, Вернадский отметил: «Вообще с головой моей делается что-то странное, она как-то так легко фантазирует, так полна непрерывной работы, как давно-давно не было!»
Но самое, пожалуй, странное было позже, в следующие пятьдесят пять лет: мысль Вернадского продолжала оставаться необычайно деятельной, вдохновенной. Об этом нельзя судить только по количеству опубликованных книг и статей, хотя их более четырехсот, а с 1908 по 1933 ежегодно издавалось в среднем десять-пятнадцать его работ. Главное: Вернадский постоянно расширял круг своих научных интересов, высказывая новые оригинальные идеи (а ведь известно, что для выработки новых идей требуется способность фантазировать и сопоставлять отдаленные факты — качества молодости и зрелости, ослабевающие с возрастом).
В 1940 году Вернадский, семидесятисемилетний ученый, писал о проблеме правизны и левизны в природе. На следующий год — об изотопном составе вод, минералов и горных пород, о космической пыли. Затем — о геологических оболочках нашей планеты. Наконец, в 1944 году ученый, которому исполнился восемьдесят один год, опубликовал статью о геологической деятельности человека, о роли разума на Земле.
Подобный постоянный подъем творческой мысли удивлял и самого Вернадского. Вот что он писал своему другу Б. Л. Личкову в 1934 году: «Многое сделалось для меня ясным, чего я не видел раньше…»; «… Странное и необычное для моего возраста состояние непрерывного роста»; «… Я находился и нахожусь в этом периоде творчества, несмотря на все тяжелые переживания…».
Через год — сходное признание: «Я переживал и переживаю подъем научного творчества». На следующий год: «Мысль идет вперед. И выясняется новое о том, о чем думал и во что углублялся годами»; «Мне кажется, я сейчас сделал большой шаг вперед»; «Давно я так глубоко не вдумывался в окружающее».
Незадолго до своего восьмидесятилетия Вернадский написал Личкову: «Я сейчас хорошо работаю в области основных понятий биогеохимии».
Да, Вернадский принадлежал к тем необыкновенным людям, которых не могла сломить старость. Конечно, у него наблюдались все обычные признаки физического старения, не было только у него признаков духовного одряхления. Он продолжал по-юношески жадно вглядываться в окружающий мир, не переставал удивляться чуду жизни, размышлять над вечными тайнами природы.
Вспомним Льва Толстого. За гранью семидесятилетия он написал «Воскресенье», «Хаджи Мурата», «Живой труп». В семьдесят четыре года тяжело заболел. Навестивший его Антон Павлович Чехов отметил: «Много читает, голова ясная, глаза необыкновенно умные».
Легендарный Фауст продал свою душу дьяволу ради возвращения молодости. Считалось, что лишь нечистая сила владеет секретом вечной юности.
Писатель Оскар Уайльд предложил другой вариант: у молодого человека внешность не меняется годами, а стареет хранимый втайне его портрет (душа). Конец у этой истории трагический.
В начале нашего века немало шума наделали опыты по омоложению стариков — вполне научные, с помощью медикаментов и хирургических операций.
Но всегда, всегда были люди — немногие, особенные, — владевшие секретом сохранения духовной свежести, юности до глубокой старости. В этом им помогала не медицина, не особые физические достоинства, а прежде всего неослабевающая воля к жизни, деятельности, познанию.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Безалкогольный образ жизни
Безалкогольный образ жизни Его А.Тер-Оганян ведет уже не менее трех лет. Абсолютно безалкогольный!Десятилетия интенсивного богемного образа жизни начинают сказываться с середины первой половины 1990-х: организм Т. вступает в стадию сформировавшегося и все более и более
Левый образ мысли
Левый образ мысли К которому Оганян перешел к концу
Глава 24 Образ жизни буканьеров
Глава 24 Образ жизни буканьеров В литературе, посвященной истории морского разбоя в Вест-Индии, флибустьеров нередко именуют буканьерами (boucaniers). В действительности буканьеры первоначально не были пиратами; в XVII веке французы называли так вольных охотников, обитавших на
Кино как образ жизни
Кино как образ жизни Кинематограф – это моя жизнь. И это не красное словцо. А в своей работе я руководствуюсь одним критерием: стыдно или не стыдно за сделанную картину. Здесь и побудительные мотивы, и результат…Если ты искренен, если веришь в то, что делаешь, если
«Эрзац» как образ жизни
«Эрзац» как образ жизни Эренбургу только что перевалило за тридцать, у него больное сердце, он — развалина. Время от времени он возобновляет попытки прорваться во Францию, но ему неизменно отказывают в виде на жительство. Он мечтает уехать куда-нибудь на юг, хоть
«Образ жизни мой совершенно переменился…»
«Образ жизни мой совершенно переменился…» «Между нами будет сказано, Пушкин приезжал сюда (в Москву. — Н. Г.) по делам не чисто литературным, или вернее сказать, не за делом, а для картежных сделок, и находился в обществе самом мерзком: между щелкоперами, плутами и
Глава 13 «АМЕРИКАНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Глава 13 «АМЕРИКАНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» Пришедшие к Драйзеру мировая известность и финансовая независимость не отгородили писателя от повседневной действительности, а еще более обострили его видение, повысили чувство ответственности за все происходящее в мире. Он с охотой
VII. Образ жизни
VII. Образ жизни «Но можно ли дважды войти в одну и ту же землю?» И. Вельский Вокруг была степь с четкой линией горизонта, как в океане. Без единого кустика, высохшими от жары жесткими травами, трещинами в прокаленной земле. Даже кузнечики днем не стрекотали, порою суслик
«Образ жизни мой совершенно переменился…»
«Образ жизни мой совершенно переменился…» Не разрешив своего «дела», Пушкин обратился за помощью к богатому помещику и игроку М. О. Судиенке.«Надобно тебе сказать, что я женат около года и что вследствие сего образ жизни мой совершенно переменился, к неописанному
Образ жизни подводников
Образ жизни подводников Пропаганда представляла подводников романтическими героями. Обыватели порой видели в них пьяниц и буянов, а граждане воюющих с Германией государств — бесчеловечных убийц. Хотя понятно, почему многие герои подводного флота отчаянно напивались и
ОБРАЗ ЖИЗНИ
ОБРАЗ ЖИЗНИ Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу Псалом 65, ст. 12 Предисловие «Реки — это дороги, которые ведут туда, куда мы хотим идти», — писал Паскаль. Время увлекает нас за собой, подобно реке, не всегда туда, куда мы стремимся, но куда нужно идти. Чем
ОБРАЗ ЖИЗНИ – ЕВРОПЕЙСКИЙ
ОБРАЗ ЖИЗНИ – ЕВРОПЕЙСКИЙ Большинство вышедших из купеческой среды промышленников конца XIX – начала XX века придерживались европейского образа жизни: совершали деловые и увеселительные путешествия по Европе, становились ценителями литературы и искусства, отправляли
ПРЕСТУПЛЕНИЕ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
Богема и богемный образ жизни
Богема и богемный образ жизни Наличествует в Тюмени.Собственно, о мыслящих тростниках, таким образом жизни занятых, в данной энциклопедии речь почти исключительно и идет.Что не хорошо.Ибо автор хочет, чтобы в ней речь шла о самых разных людях и явлениях — обо всех! Но
Статичность против роста: два образа мышления, определяющих нашу жизнь
Ваш разум — это невероятно гибкий, сильный и универсальный инструмент. И то, как вы его используете, может либо сдерживать ваше личностное развитие, либо стать этаким ракетным ускорителем, который поможет добиться по-настоящему великих вещей.
Известный психолог из Стэнфордского университета Кэрол Дуэк, проведя немало исследований, пришла к сенсационному выводу: она считает, что наш образ мышления «напрямую влияет на то, чего мы хотим, и с какой вероятностью мы это получим».
Ее исследования пролили свет на то, как наше восприятие самих себя и окружающего мира в конечном итоге определяют наши жизни.
Так что если вы из тех людей, которые действительно хотят достичь поставленных перед собою целей, воспитать лучшие привычки и повысить шансы добиться успеха, читайте дальше.
Статичность против роста: два образа мышления
Как считает Дуэк, образ мышления людей делится на 2 основных типа: фиксированный образ мышления и образ мышления роста.
Люди с фиксированным образом мышления:
Люди с образом мышления, нацеленным на рост:
К сожалению, образ мышления большинства из нас статичен. Мы верим в то, что наши способности ограничены, что выше головы не прыгнешь, и так далее. И знаете, то, что мы думаем именно так, вовсе не удивительно — ведь в средствах массовой информации мы каждый день видим истории богатых и знаменитых людей, которых представляют нам чуть ли не сверхлюдьми с невероятной работоспособностью, талантами выше неба и кипучей энергией.
Мы все порой попадаем в эту ловушку, убеждая себя в том, что просто не можем стать в чем-то лучше, что уперлись в «потолок» наших способностей. К примеру, когда говорим себе «Не понимаю я эту математику», мы тем самым уже мешаем себе стать лучше в этой области знаний. Фиксированный образ мышления сдерживает наш рост и развитие, что, в свою очередь, негативно влияет на личное счастье в долгосрочной перспективе.
Но у нас есть не только плохие, но и хорошие новости, и хорошие новости. Образ мышления роста можно в себе воспитать, если знать, как это сделать.
«Я могу принять неудачи, они случаются со всеми. Но я не могу принять тех, кто даже не пытается что-то сделать», – Майкл Джордан.
Вы вполне можете воспитать в себе образ мышление роста. И можете начать лучше думать о себе, своих способностях и потенциале. Как только вы начнете активно стремиться к этому образу мыслей и последовательно его придерживаться, вскоре непременно увидите позитивные изменения в своей жизни.
Вот что пишет об этом Дуэк:
«Дело не только в том, что некоторые люди лучше понимают ценность испытаний и важность усилий. Наши исследования показали, что все это является прямым следствием образа мышления роста. Когда мы учим людей этому образу мышления, с его направленностью на развитие, вслед за ним приходят и эти правильные идеи относительно испытаний и усилий…»
«По мере того, как вы начинаете понимать различия между образами мышления, вы начинаете понимать, как фиксированный образ мышления действует на вашу жизнь — как вера в то, что ваши качества неизменны и постоянны ведет к определенным мыслям и поступкам, которые направляют жизненный путь в совершенно иную сторону».
Суть всего, что было сказано выше, проста: вам вовсе не обязательно быть талантливым в какой-то сфере деятельности от рождения — вы можете сами воспитать в себе этот талант.
5 шагов к образу мышления роста
Так с чего же начать? Вот 5 простых шагов, которые помогут вам начать изменять ваш образ мыслей на более позитивный:
1. Признайте свои слабости и недостатки.
Никто из нас не идеален, и вы отнюдь не являетесь исключением. У вас есть некоторые качества и убеждения, которые удерживают вас на месте. И это вполне нормально. Но если вы хотите изменить свою жизнь, то должны найти способ обходить эти недостатки, или даже использовать их — пусть даже в чем-то малом.
Начните с признания и принятия своих слабостей. После установите перед собою цели, учитывающие их, и дайте себе достаточно времени для их достижения.
2. Делайте то, что вам подходит.
Как вам больше всего нравится учиться? Какие упражнения доставляют вам наибольшее удовольствие?
Лучше всего вы усваиваете знания в подходящем для вас окружении. И то, что подходит другим, вовсе не обязательно сгодится и вам.
Так что найдите свой собственный подход к работе и учебе, и ничего, если будете учиться медленнее других. Главное, что вы учитесь.
3. Каждое испытание — это возможность для роста.
Неприятности и жизненные испытания заставляют нас чувствовать себя неудобно и неуютно… А это ощущение, в свою очередь, заставляет нас расти и развиваться.
Относитесь к каждому испытанию, как к возможности узнать что-то новое. Если достичь поставленной цели оказывается непросто, не сдавайтесь и не опускайте руки. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь отыскать путь по ту сторону стоящего перед вами препятствия — он наверняка есть, стоит лишь поискать.
И всегда помните о том, что вы вовсе не соревнуетесь с другими людьми, насколько быстро вы доберетесь до вашей цели. Смысл пути не в цели, а в самом пути.
4. Хватит стремиться к чужому одобрению.
Хватит беспокоиться о том, что о вас подумают другие люди — лучше сосредоточьтесь на достижении собственных целей и получении необходимых знаний.
Не тратьте свои силы или энергию на попытки добиться чужого одобрения. Это лишь отвлекает от ваших истинных целей. Единственное одобрение, которое вам действительно нужно — ваше собственное.
5. Уделяйте основное внимание не результату, а продвижению к нему.
Если вы стремитесь вперед, и ваше внимание всецело заполнено результатом, которого вы еще не добились, это вовсе не обязательно идет на пользу, так как заставляет забывать о настоящем, и мешает видеть то, что у вас под самым носом. Вы настолько увлечены будущем результатом, что путь к нему вас совершенно ничему не учит.
Так что не торопитесь. Наслаждайтесь вашими небольшими победами и триумфами. И со временем, оглянувшись назад, вы поймете, что вот так, шаг за шагом, вы постепенно зашли дальше, чем когда-то считали возможным.