образ жизни и интересы базарова
Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров — представитель демократической молодёжи. Это неоднозначный образ, поэтому трудно дать объективную характеристику Базарова. Мнения о нём и у читателей, и у литературных критиков могут быть различными.
В статье представлены положительные и отрицательные черты главного героя романа, отношение его к жизни, обществу, народу, любви, другим персонажам романа.
Внешность, характеристика речи
Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Базаров. Это молодой человек высокого роста с худым, длинным лицом. Лоб у него был широкий, глаза большие, зеленоватые, губы тонкие, на щеках — бакенбарды песочного цвета. Густые и длинные тёмно-белокурые волосы не скрывали больших выпуклостей черепа. Лицо его выражало ум и самоуверенность.
Говорил он «ленивым, но мужественным голосом». Павлу Петровичу не нравилось, что Базаров отвечал неохотно, отрывисто, дерзко, «и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Речи его были немногосложны и отрывочны. Когда он общался с Павлом Петровичем, то неохотно отвечал на его вопросы.
Базаров презирал чувствительные речи, просил Аркадия не говорить красиво.
Происхождение, воспитание, образование
Базаров был внуком дьячка, сыном отставного армейского хирурга и небогатой дворянки. Родители его — религиозные люди, очень любящие сына. В отличие от них, Евгений отрёкся от веры, и этим очень огорчил их, особенно мать.
Он был убеждён, что человек должен сам себя воспитывать. И Евгений действительно воспитал себя сам, переняв от родителей только то, что считал полезным (например, как и отец, он был трудолюбив, деятелен).
Родители старались дать сыну хорошее образование. Он учился в университете, изучал естественные науки и хотел в будущем году держать экзамен на доктора.
Отношение к жизни, обществу, народу
Базаров — деятельный человек. Он презирает людей, ведущих праздный образ жизни.
Приоритет для него — польза, а не красота. Он считает, что время романтизма прошло, настал век людей, делающих реальные полезные дела, а не витающих в облаках. В его глазах романтики, особенно пожилые, смешны. По его мнению, то, что Николай Петрович играет на виолончели и читает Пушкина — «это никуда не годится». Он советует Аркадию, чтобы дал отцу почитать что-нибудь дельное, например, книгу философа-материалиста Бюхнера «Материя и сила».
Базаров не признаёт авторитеты и старые истины. Он считает, что уже невозможен ремонт старого здания жизни, что нужно сначала «место расчистить», а потом строить новую жизнь.
Сам Евгений время не проводит праздно, он деятелен, не терпит прогулок без цели, если гуляет, то только для того, чтобы собирать насекомых и травы для изучения. По его мнению, природа — мастерская, а не храм, «и человек в ней работник».
Павлу Петровичу, рассуждающему о значении чувства собственного достоинства аристократов, Базаров говорит, что аристократы уважают себя, но от этого нет никакой пользы для общественного блага.
Аркадия, как и его отца, Николая Петровича, он считает робким человеком с нежной душой, либеральным «баричем», способным только красиво говорить.
Одинцову Евгений считал умной женщиной с чувством собственного достоинства. Но ему не нравилась в ней излишняя любовь к комфорту, порядку, размеренности ежедневной жизни. Хотя в разговорах с Одинцовой он выказывал презрение к романтикам, но понимал, что сам относится к ней, как романтик, и это вызывало в нём негодование.
Сестру Одинцовой Катю он считал умной девушкой, которая и за себя постоит, и Аркадия «в руки заберёт».
К Ситникову и Кукшиной Базаров относился пренебрежительно, чувствуя, что их увлечение нигилизмом поверхностно.
Родителей своих Евгений любил, но ему было скучно с ними, они были ему неинтересны. Когда Аркадий сказал своему другу, что мать его умная женщина, тот удивился, так как сам он не знал о чём с ней говорить.
Отношение к любви
Любовь, по мнению Базарова — это романтизм и чепуха, напускное чувство. Он считает, что не стоит свою жизнь посвящать любви к женщине, как это сделал Павел Петрович.
Но жизнь показал несостоятельность таких убеждений — Базаров полюбил Одинцову. Он сердился на себя, считал, что сможет волевым усилием победить это чувство. Но перед своей смертью Евгений понял, что жизнь сильнее теории.
Положительные и отрицательные черты Базарова
К положительным чертам Базарова можно отнести его презрение к болтовне, праздности и паразитическому образу жизни. Он деятелен, трудолюбив, интересуется наукой, не зазнаётся, общаясь со слугами и мужиками.
Бескомпромиссность, пренебрежение к романтизму (к которому он относит не только любовь, искусство, поэзию, но и философию) — это, скорее всего, отрицательные черты Базарова.
Со своим нигилизмом, отрицанием авторитетов, искусства, любви он является циничным разрушителем самой жизни (смерть Базарова — символ этого разрушения).
Отношение к Базарову других персонажей
К Базарову люди относятся по-разному.
Отец боготворит его, мать очень любит и немножко побаивается.
Простые люди (Фенечка, слуги, дворовые мальчишки) испытывали к Евгению доверие и симпатию.
Но мужики, когда он разговаривал с ними, говорили с ним снисходительно, считая, что ему просто хочется «язык почесать», поболтать. Они считали, что Базаров ничего не понимает в их жизни, так как видели в нём барина. В споре с Павлом Петровичем Евгений хвастался, что умеет говорить с мужиками, не подозревая, что в их глазах он был вроде шута горохового.
Аркадий очень уважал Базарова, ценил его дружбу, разделял убеждения.
Николай Петрович считал Базарова умным, знающим человеком, а Павел Петрович — дерзким, самолюбивым циником и гордецом.
Одинцовой Евгений был интересен, этот странный человек поразил её воображение, с ним она охотно разговаривала.
Кате Базаров не нравился, она видела, что он чужой и для неё, и для Аркадия и была рада, когда Аркадий начал освобождаться от его влияния.
Интересно, как оценивает Базаров сам себя. Он говорит Аркадию, что придерживается нигилизма в силу ощущения: «Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен».
Оценка Базарова автором, современниками и литературными критиками
Как оценивал Тургенев главного героя романа «Отцы и дети»? Точного ответа на этот вопрос нет, так как у каждого читателя на этот счёт может быть своё мнение.
Возможно, писатель не симпатизировал ему, так как показал Базарова циником, не имеющим настоящих единомышленников.
Одни современники Тургенева обвиняли его в том, что образ Базарова — это карикатура на передовую молодёжь, а другие — что это пропаганда нигилизма.
Литературные критики по-разному относились и сейчас относятся к главному герою романа «Отцы и дети». Д. И. Писарев рассматривал его как типичное явление и писал, что «у Базаровых есть и знание и воля». Н. Н. Страхов считал, что Базаров — это образ человека, который жаждет борьбы и в котором выразились противоречия человеческого духа.
Вывод
И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» показал главного героя как непокорного человека, который до конца жизни не изменил своим главным убеждениям. Характеристика Базарова, представленная в этой статье, будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.
Евгений Базаров
Кадр из х/ф «Отцы и дети». Базаров — актер В. Авдюшко
Герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров был задуман И.С. Тургеневым как собирательный образ разночинца-демократа – нового представителя молодежи конца пятидесятых годов 19 века. В сильной, деятельной личности Базарова нашли отражение черты характера сразу нескольких человек. По словам же самого автора, он писал портрет своего персонажа с некоего «доктора Д.», врача из провинции, с которым познакомился в одной из поездок по железной дороге.
Описание героя
Базаров – тридцатилетний образованный молодой человек, разночинец, сын бывшего полкового лекаря, как и отец, избравший своей профессией медицину. Он не только будущий доктор, но и подающий надежды ученый-естественник. Автор описывает своего героя, как человека высокого и привлекательного: «высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «славное лицо», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «длинные пальцы».
Базаров – выходец из простой семьи, глава которой служит уездным лекарем. Мать Евгения принадлежит к обедневшему дворянскому роду. Все ее наследство – это небольшое имение и пятнадцать душ крестьян. Отец с иронией называет себя «плебеем», работает, несмотря на почтенный возраст, чтобы прокормить семью и дать сыну достойное образование.
Несмотря на полудворянское происхождение, Базаров не относит себя к этому сословию, в нем ощущается «отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает». Сам герой говорит о себе: «Изящная сторона жизни мне недоступна». Отсюда та легкость, с которой Евгений сходится с простыми людьми, при этом, он гордо произносит: «Мой дед землю пахал!» и называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым. Он нарочито подчеркивает свое равнодушие к знатному происхождению. Более того, представители аристократии и дворянства не вызывают у него ни малейшего уважения, о чем говорят его своеобразные манеры. Он подает руку Николаю Петровичу, выдержав паузу, а в разговоре с ним без приглашения садится на диван, «потягиваясь». Он намеренно демонстрирует свою бестактность, невоспитанность, грубость манер.
По мнению Базарова, единственная ценность человека – это его умения, труд, приносящий пользу окружающим. Именно постоянный труд составляет основу жизни самого героя: «Базаров привёз с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», «главный предмет его – естественные науки», «он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».
В своей речи Базаров часто использует поговорки и пословицы: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Все эти выражения еще раз подчеркивают демократизм героя и его приближенность к простому народу. Несмотря на свою харизматичную натуру, насквозь пропитанную нигилистическими и европейскими идеями, Базаров является воплощением многих черт русского национального характера. Это проявляется в манере обращения с простонародьем, в «особенном умении возбуждать к себе доверие в людях низших». В этом смысле герой более русский, чем все остальные персонажи романа. «Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом».
Базаров не любитель длинных монологов, его речь больше похожа на короткие реплики. Но все они наполнены глубоким смыслом, что еще раз подтверждает его начитанность, образованность и остроумие. Многие его выражения превратились в крылатые фразы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
К своему внешнему виду Базаров относится также равнодушно, как и к условиям, принятым в дворянских кругах. Он постоянно ходит в одном и том же видавшем виды костюме и также свободно и раскованно ведет себя в любом обществе. У него «небрежные манеры», «немногосложные и отрывочные речи», «отсутствие кокетства», «резкость суждений» и «совершенная развязность». Он не старается быть хорошим в глазах собеседника и говорит все, что думает: «отрывисто и неохотно», «изредка вставлял в разговор насмешливое слово», подчеркивая этим свое превосходство над аристократами.
Базаров – гордый человек: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Авторские характеристики указывают на то, что Базаров – надменный человек: «надменно выпрямился», «с надменною гордостию отвечал». Евгений называет себя: «…ведь я гигант». Чаще всего главный герой равнодушен к окружающим: «Базаров и тут остался холоден как лед».
Роль героя в произведении
При создании образа Базарова И.С. Тургенев ставил своей целью написать портрет нового человека-бунтаря и разобраться, чем грозит обществу появление такого явления, как нигилизм. Представителями этого течения были молодые люди, которых в романе можно назвать «детьми», протест их был направлен против старой дворянской гвардии «отцов».
Базаров является главным персонажем романа, который проходит через 26 глав произведения из 28-ми. Вокруг личности героя сосредоточены все остальные персонажи, через взаимодействие с ними раскрывается его облик, его сильный, незаурядный характер. При этом, Тургенев противопоставляет Базарова другим героям, постоянно сталкивая его с ними в разных ситуациях и диалогах.
Базаров – носитель передовых идей его времени, главной из которых стал нигилизм, который был уже широко распространен в определенных кругах во время написания романа. Тургенев достиг своей цели – создал совершенно нового героя, которого никогда еще не было в художественной литературе. Автор не провоцирует читателя и не дает свою оценку герою. Его отношение к нему спокойное и уважительное. Он постепенно, шаг за шагом показывает слабые стороны нигилизма.
Созданный Тургеневым образ представляет собой умного и деятельного, мыслящего человека. Но герой его получился совершенно бездуховным, а человек без души – это всего лишь оболочка, под которой скрывается одна пустота.
Развитие героя по мере сюжета
Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которому он служит. Это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения. Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой, постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.
Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к простым человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначалъная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.
Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете, он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Сильный и волевой, убежденный в своей правоте, Базаров, тем не менее, проигрывает в самом главном. Его наказывают не братья Кирсановы, а сама жизнь. Он терпит поражение в дружбе и любви, то есть в тех человеческих взаимоотношениях, на которых «держится мир». Исключительно по вине Базарова прерывается его дружба с Аркадием, преданным и верным товарищем. Его любимая женщина Одинцова страшится его страстной, грубой и неуправляемой натуры. «Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту… или безобразие». В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.
Роман заканчивается печальными размышлениями автора над могилой Базарова. Его страстное, бунтующее сердце навсегда скрыто под землей на маленьком кладбище, но прекрасная природа вокруг напоминает о вечной жизни, а слезы стариков на могиле сына – о бессмертной любви.
Отношение автора к герою
И.С. Тургенев так говорил о своем герое: «Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель». П.А. Кропоткин в «Записках революционера» так описывает отношение Тургенева к своему герою: «…когда мы возвращались в карете, он спросил меня, какого я мнения о Базарове. Я откровенно ответил: «Базаров – великолепный тип нигилиста, но чувствуется, что вы не любите его так, как любили других героев», – «Напротив, я любил его, сильно любил», – с неожиданным жаром воскликнул Тургенев, – «Вот приедем домой, я покажу вам дневник, где записал, как я плакал, когда закончил повесть смертью Базарова», – но я думаю, что Тургенев больше восхищался Базаровым, чем любил его».
Прототипы
Сам автор «Отцов и детей» называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого врача из провинции, который представлялся Тургеневу человеком нового типа. Однако исследователь творчества И.С. Тургенева Н. Чернов опровергает эту распространенную гипотезу. По его мнению, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению, врач В.И. Якушкин. Помимо врачебной деятельности он занимался научными исследованиями и состоял в нелегальных организациях.
Некоторые исследователи сходятся во мнении, что «доктор Д» и В.И. Якушкин – одно и то же лицо. Помимо этого, в характере Базарова прослеживаются черты и взгляды В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова. Многие полагают, что Базаров – прямое отражение Белинского: оба были сыновьями военных, а затем – земских врачей, но роднит их, помимо этого, то, что они оба являлись неистовыми сторонниками «новых идей».
Экранизации героя
Существует несколько экранизаций знаменитого романа Ивана Сергеевича Тургенева. Первый фильм «Отцы и дети» киностудии «Ленфильм» вышел на экраны в 1958 году. Режиссерами ленты стали Адольф Бергункер и Наталья Рашевская. По мнению зрителей и кинокритиков, эта версия является лучшей экранизацией романа. Роль Базарова в фильме исполнил известный советский актер Виктор Антонович Авдюшко (1925-1975). Это был необыкновенно обаятельный человек, наделенный несколько суровой внешностью, во многом из-за которой он и был приглашен режиссерами на эту роль.
Созданный В. Авдюшко образ Базарова настолько ярок и убедителен, что не оставляет равнодушным никого из зрителей. В исполнении этого актера Базаров предстает человеком самоуверенным, умным, здравомыслящим. Многие эмоции актеру удалось передать при помощи одного лишь взгляда – его глаза – это отражение души героя. Крупные руки подчеркивают трудолюбие, а прямая фигура – несгибаемость характера. Актер сумел передать через маску холодности все душевные качества своего киногероя.
Образ Базарова в романе «Отцы и дети» описание внешности, характер, происхождение, воспитание
Поворотным событием для истории России второй половины XIX века стала отмена крепостного права (1861). Принятие реформы было опасным, но нужным решением императора Александра II.
Страна разделилась на два условных лагеря: консерваторов-крепостников и западников, представителей либеральных взглядов.
И. С. Тургенев предугадал наступление переломного момента и запечатлел его на страницах своего романа (1862). События книги разворачиваются незадолго до реформы, в 1859 году, демонстрируя ранее невиданный образ – образ Базарова в романе «Отцы и дети».
Новый герой вызвал у публики противоречивые эмоции. Споры об «Отцах и детях» не утихали и среди критиков. М. А. Антонович назвал Базарова «Асмодеем нашего времени» (1862). В своем сочинении с одноименным названием он упрекнул автора в том, что тот оставил свои идеалы и осмеял новое поколение.
В главном герое критик отмечает качества, присущие истинному революционеру, которой может положительно повлиять на судьбу своей страны, сдвинуть ее с места.
Происхождение Евгения Васильевича
Тургенев выводит на первый план героя недворянского происхождения. Базаров – выходец из бедной крестьянской семьи, сын уездного лекаря. О своем происхождении он с торжеством говорит, что его дед был крестьянином и пахал землю.
Он сознательно умалчивает о биографии деда по материнской линии, тем самым подчеркивая отсутствие преклонения перед дворянским сословием.
В своей жизни Базаров всего достиг упорным трудом, у своей семьи он никогда не просил взаймы.
Сочинение: Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» (+ таблица)
Многомудрый Литрекон представляет не только краткое сочинение-рассуждение о характеристике Базарова, но и таблицу с цитатами и чертами характера героя. Приятного просвещения!
(420 слов) «Отцы и дети» И.С. Тургенева — одно из самых символичных произведений 19-го века. Оно меняло мировоззрение людей того времени, в большей степени молодежи. Образ Базарова создан писателем для того, чтобы выразить главный замысел написания романа. Конфликт поколений невозможен без категоричного и принципиального героя, который отрицает старое, чтобы воздвигнуть новое.
Евгений Базаров — мужчина лет 30-ти с довольно приятной наружностью. Он разночинец, так как родился и вырос в семье матери-дворянки и отставного «штабс-лекаря». Способности к естественным наукам проявлялись у Базарова уже с юных лет, именно по этой причине он поступил учиться на врача.
Несмотря на то, что Евгения нельзя с уверенностью назвать дворянином, он остается гордой и уверенной в себе личностью. По своим убеждениям он является нигилистом— человеком, который все отрицает. Базаров четко придерживается своих принципов относительно пользы науки, отвергая при этом искусство и природу, так как они, по его мнению, бесполезны.
Евгений Васильевич не любит «красиво» разговаривать, потому что считает это неприличным. Однако робким и застенчивым Базарова не назовешь, так как в общении с людьми он не любит «церемоний» и излишних нежностей. Внешне мужчина может показаться спокойным и хладнокровным, но тот факт, что он ко всему относится с критической точки зрения и периодически подтрунивает над окружающими, говорит об обратном.
Личность Евгения довольно незаурядна: такое качество характера как равнодушие может уживаться в нем с трудолюбием и добротой, спрятанной в глубине сердца. Иногда Базаров бывает слишком резок в своих высказываниях, однако он не лишен уважения к людям, в особенности к представителям старшего поколения. Собственное нутро вечно побуждает его к действиям, будь то врачевание или попытки изменить уже существующий миропорядок.
Женская красота в понимании Евгения Базарова необходима только с физиологической точки зрения. Он отрицает любовь, оправдывая сердечные терзания людей словами, что это лишь проявление с их стороны человеческих «инстинктов». Разговоры о чувствах и браке ему противны. Даже к своим родителям Евгений Васильевич относится довольно холодно, не принимая их любви и ласки. Одна Одинцова смогла потревожить его душевный покой и заставить пошатнуться его четкие личностные установки. Нежное чувство начало потихоньку проникать в душу Евгения и вскоре заставило его признаться в этом самой Анне Сергеевне. К сожалению, мужчина был отвергнут, правда не из-за односторонней любви, а из-за того, что Одинцова не пожелала менять свою жизнь ради него.
Жизнь Базарова оборвалась довольно рано. Порез и заражение тифом приводят его к скорой смерти. На его могилу приходят лишь родители. Но это лишь означает, что герой появился не ко времени, и его дела и суждения не могли стать всеобщей ценностью. Базарова не оценили по заслугам, но так и должно было быть: кому-то нужно стать первопроходцем, пусть даже в тени славы.
черты характера базарова | цитаты |
гордость | «…человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал…» |
пылкость сердца и горячий темперамент | «…какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле…» |
нигилизм и самостоятельность суждений | нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…» |
простота и скромность | «…главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…» «…я нахожу, что говорить красиво – неприлично…» |
неряшливость и небрежность | «…все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам…» «…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…» |
самолюбие и самоуверенность | «…тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия…» «…лицо выражало самоуверенность и ум…» |
трудолюбие, воля и целеустремленность | «…базаров работал упорно и угрюмо…» «…он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь…» «…всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…» «…человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях…» |
демократичность взглядов (он охотно общается с народом) | «…базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно…» |
категоричность и принципиальность | «…базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений…» «…мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста. » |
Автор: Анастасия Кутковецкая
Внешность героя
Интересен портрет главного героя. Евгений Васильевич отнюдь не красавец: худое лицо, широкий лоб, кверху плоский, книзу заостренный нос, большие глаза, висячие бакенбарды. Красные руки Базарова характеризуют его как рабочего человека, которому свойственен тяжелый труд.
Описывая своего героя, Тургенев отмечает, что тот не был модно одет – носил длинный балахон с кистями. Внешний вид для героя не главное, это лишь оболочка, за которой прячется ум.
Стоит обратить внимание на речь и лексику героя. Базаров немногословен, он говорит кратко и по делу, подчеркивая свою решительность и уверенность. В своей речи он использует различные термины, что подтверждает его увлечения естественными науками. Лексика героя оценочна и народна: «тертый калач», «славный малый».
Образ жизни и привычки
Базаров ведет активный образ жизни. Он рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Основную массу времени он проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят сделаться более компетентным в качестве врача: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился».
Предлагаем ознакомиться с характеристикой Павла Петровича Кирсанова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”
Не сторонится Евгений и общества. Он охотно наносит визиты разным людям. Ведет там он себя в зависимости он ситуации. В обществе аристократов (если это не ужин в узком кругу) он, в основном, сдержан и редко вмешивается в ход беседы. В общении с дворянами «низшего ранга» или с людьми сродными с ним по социальному статусу Евгений ведет себя активно и часто вольготно. Порой его вольности настолько вызывающие, что кажутся неприличными.
Евгений любит сытно и вкусно поесть. Не лишает себя удовольствия выпить вина, в основном в больших количествах.
Суть нигилизма Евгения Базарова
Позиция Базарова в обществе необычна и противоречива. Он приверженец нигилизма – философского течения 60-х годов XIX века, распространенного на территории России. В своей основе это течение содержало крайне негативное отношение ко всем проявлениям буржуазно-дворянских традиций и принципов. Суть своей философии Базаров объясняет так: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
Личностные качества
Первое, что бросается в глаза читателю – это простота Евгения. Об этой его отличительной черте мы узнаем с самых первых страниц романа – его друг Аркадий неоднократно акцентирует внимание отца на этом факте, во время их поездки в родовое поместье. «Человек простой» – говорит Кирсанов-сын. У Николая Петровича первые впечатления о встрече с Базаровым были смазаны радостными переживаниями – после долгой разлуки он наконец-то дождался сына, но все же некий осадок по отношению к Евгению прочно осел в сознании Кирсанова-отца.
Нигилизм Базарова
Нигилист – человек, отрицающий приоритеты. Базарову приятно отрицать, ему несвойственен демократизм суждений.
Базаров – эмпирик, он признает только то, что можно засвидетельствовать с помощью органов чувств. Все чувства он рассматривает с позиции бытового применения: любовь, поэзия, искусство – все это не имеет ценности, если оно не пригодно в использовании.
Происхождение, воспитание, образование
Базаров был внуком дьячка, сыном отставного армейского хирурга и небогатой дворянки. Родители его — религиозные люди, очень любящие сына. В отличие от них, Евгений отрёкся от веры, и этим очень огорчил их, особенно мать.
Он был убеждён, что человек должен сам себя воспитывать. И Евгений действительно воспитал себя сам, переняв от родителей только то, что считал полезным (например, как и отец, он был трудолюбив, деятелен).
Родители старались дать сыну хорошее образование. Он учился в университете, изучал естественные науки и хотел в будущем году держать экзамен на доктора.
Отношение к искусству
Искусство для Базарова – пустое несерьезное занятие, в нем он не видит практической значимости. Примеры, подтверждающие суждения героя, представлены в таблице:
Базаров не видит в искусстве ни плюсы, ни минусы. Однако стоит учесть, что поэзия, живопись и музыка воспитывают эстетические качества человека, развивая его как личность.
Базаров и его родители
В любви, в том числе и родительской, Базаров видел лишь инстинкт, свойственный и животным. Поэтому он не находит с родителями общего языка, а в отчем доме томится, пробыв там всего три дня. Он не видит, не чувствует и не понимает всей силы родительской любви.
Отец так же, как и он, увлечён медициной, но Евгению кажется, что старик уже отстал от века, что его медицинские познания устарели, и он высокомерно обрывает отца, как только тот пытается обсудить какую-то теоретическую медицинскую проблему. Профессиональный разговор с отцом ему скучен, и он это даже не старается скрыть.
Но родители, особенно отец, стараются понять своего сына. Отец чувствует, что медицина — не главное в жизни его сына, что интересы его шире, что его что-то сильно волнует, кроме науки. Об этом он разговаривает с Аркадием.
Цитаты Базарова о любви
Отношение Базарова к любви можно разделить на два этапа: до влюбленности в Одинцову и после. Невлюбленный Базаров относился к женщине, как к «бабенке», которой нетрудно овладеть.
Красота воспринимается Базаровым грубо, и сама Одинцова кажется герою экспонатом анатомического театра.
Однако любовь меняет героя. В горячке он особенно остро ощущает страстное чувство – что он влюбился в Анну Сергеевну Одинцову.
Оценка Базарова автором, современниками и литературными критиками
Как оценивал Тургенев главного героя романа «Отцы и дети»? Точного ответа на этот вопрос нет, так как у каждого читателя на этот счёт может быть своё мнение.
Возможно, писатель не симпатизировал ему, так как показал Базарова циником, не имеющим настоящих единомышленников.
Одни современники Тургенева обвиняли его в том, что образ Базарова — это карикатура на передовую молодёжь, а другие — что это пропаганда нигилизма.
Литературные критики по-разному относились и сейчас относятся к главному герою романа «Отцы и дети». Д. И. Писарев рассматривал его как типичное явление и писал, что «у Базаровых есть и знание и воля». Н. Н. Страхов считал, что Базаров — это образ человека, который жаждет борьбы и в котором выразились противоречия человеческого духа.
Портрет: описание внешности, характеристика речи
Евгений Базаров — высокий молодой человек с умным, самоуверенным выражением худого, длинного лица. Глаза у него большие, зеленоватые, лоб широкий, губы тонкие. Длинные, густые тёмно-белокурые волосы не скрывают крупных выпуклостей черепа. На щеках Евгений отрастил бакенбарды песочного цвета.
Голос у него мужественный, когда этот герой говорил, «в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Речи Евгения ленивы, немногосложны, он не любит рассуждать на отвлечённые темы, говорит только по делу и терпеть не может красивых фраз.