образ жизни городского человека
Чем городской образ жизни отличается от сельского: плюсы и минусы
Город и село — слова-антонимы, и все люди с лёгкостью смогут объяснить, чем городской образ жизни отличается от сельского. Однако будет ли это объяснение верным? На первый взгляд кажется, что разница между селом и городом очевидна, но у многих она основывается на стереотипах.
Чем городской образ жизни отличается от сельского
В конце XX столетия можно было говорить о том, что по сравнению с городом в селе жить некомфортно. Сегодня благодаря современным технологиям в сельской местности можно создать условия не хуже, чем в городе. Однако это требует существенных затрат, поэтому до сих пор жизнь в селе и городе имеет ряд серьёзных отличий:
Одно из значимых преимуществ города перед деревней заключается в хорошо развитой инфраструктуре
Духовная составляющая занимает важное место в образе жизни сельских жителей. Она существенно отличается от городской:
Сельское население более дружное, чем городское
Плюсы и минусы жизни в селе
Для многих людей жизнь в селе ассоциируется с отсутствием комфорта. Однако есть городские жители, которые осознанно переезжают в село, а всё потому, что сельская жизнь по-своему хороша и в ней немало плюсов:
Самое главное достоинство жизни в селе — это положительная экологическая обстановка
Минусов сельской жизни тоже немало:
Плюсы и минусы городской жизни
Многие сельские жители, особенно молодёжь, стремятся жить в городе, т. к. плюсов городской жизни очень много:
В некоторых мегаполисах бешеный ритм жизни, поэтому подстроиться под него привыкшим к размеренному существованию людям будет очень непросто
Минусов в городе тоже немало:
Сельский образ жизни существенно отличается от городского. Жители сёл нередко стремятся к тому, чтобы переехать в город, но и городские жители порой принимают решение перебраться в сельскую местность. Везде есть свои плюсы и минусы, поэтому каждый человек сам решает, где бы ему хотелось жить.
Мозаика жизни
Городской образ жизни всегда считался более комфортным по сравнению с сельским. Уехать жить в город считалось престижным, ведь город дает много преимуществ. Например, городской образ жизни предполагает непременное наличие холодного и горячего водоснабжения, централизованного отопления и канализации, развитой транспортной и торговой инфраструктуры, наличие множества мест для развлечений и досуга.
Правда, городской образ жизни накладывает на человека свой отпечаток, который не лучшим образом сказывается на его физическом и психическом здоровье.
Некоторые исследователи считают, что городской образ жизни в принципе противоестественен для человека. Многочисленные заболевания, которыми страдают городские жители, во многом обусловлены загрязненным воздухом городов, малоподвижным образом жизни и некомфортными психологическими условиями. Остановимся на некоторых проблемах, связанных с жизнью в городе, подробнее.
Городской образ жизни часто сопровождается таким явлением как усталость, которая нередко переходит в хроническую форму. Утро городского жителя нередко начинается не с радостной встречи нового дня, а с раздражения при звуке будильника, разбитости и раздражительности.
Этому способствует несколько факторов: неблагоприятные экологические условия, нервная обстановка на улицах, в транспорте, на работе, большая загруженность на работе, которая продолжается дома. В городских условиях открывается множество возможностей, но на все нужны деньги. По данным одного социологического исследования 70% городских жителей главной целью ставят карьерный рост и увеличение доходов. А это в условиях жесткой конкуренции совсем не просто, и усилий для этого нужно приложить немало.
Что делать? Учиться отдыхать и расслабляться. Почаще бывать на природе и учиться ставить адекватные цели, реальные и достижимые. И не забывать, что жизнь сама по себе – это большое удовольствие, научитесь этому радоваться!
Агрессивность. Городской образ жизни весьма располагает к раздражительному и агрессивному поведению. Вспомните, ведь не раз вы испытывали на себе чью-то агрессию и сами вели себя подобным образом по отношению к другим. Причин агрессивного поведения множество. Например, большое скопление народа. Одна моя знакомая при слишком близком приближении к ней говорила: «Ну-ка, быстро выйди из моей ауры!»И ведь она была права! Окололичностное пространство равно 50 см, все, что ближе – это уже интимная зона. Вторжение в эту зону чужака на бессознательном уровне воспринимается как угроза и вызывает раздражение и агрессию, как способ защиты. А теперь скажите, всегда ли соблюдается это расстояние утром в переполненном метро, маршрутке, автобусе, в очереди и т.п.?
Агрессию и раздражение вызывают и многочисленные препятствия, возникающие в городе. Чего стоят пресловутые дорожные пробки. Человек чувствует себя абсолютно беспомощным в подобных ситуациях, а если он к тому же очень спешит, то агрессия и раздражение возникнут обязательно. Городской образ жизни с его вечной спешкой, желанием и невозможностью успеть везде и охватить неохватное – это прямой путь к агрессии и раздражению.
Следует отметить, что агрессивность к тому же очень заразительна!
Что делать? В случае чужой агрессии лучше от нее дистанцироваться, стараться не замечать. Представьте, что вас окружает стеклянный купол, и никто не может проникнуть сквозь него без вашего на то разрешения.
С собственной агрессией тоже можно сладить. Во-первых, не накапливайте ее, каждый день выплескивайте накопившуюся за день агрессию доступными средствами. Например, поиграйте с детьми в снежки или в мяч, побоксируйте, сходите в тренажерный зал, поиграйте в компьютерную игру с уничтожением противника и прочее.
Какие еще неприятности влечет за собой городской образ жизни? Продолжим об этом разговор в следующей статье.
17 Городской образ жизни
Городской образ жизни: мобильность, избирательность, центральность.
Закономерности урбанизации проявляют себя в социальном поведении людей, в их повседневной жизнедеятельности, в следовании особым стереотипам, в том, что составляет городской образ жизни. С другой стороны именно в нем, в этом типе жизни, заложены направленность и потенции городского развития.. Городской образ жизни “пронизывает” все сферы жизнедеятельности. Здесь и производство, и досуг, и образование, и просвещение, и быт, и многообразные формы общения людей и т.д. Вместе с тем, городской образ жизни имеет свои особые специфические признаки, которые отражают его сущность и в той или иной мере проявляются в поведении людей и социальных групп. К этим признакам обычно относят три: мобильность как способность воспринимать “новое” где бы то ни было; избирательность как умение сделать выбор сообразно своим целям и установкам; и центральность как знание о том, как выстроить свое поведение так, чтобы оно следовало собственным интересам и в то же время учитывало интересы городского сообщества.
Но что за профессия «горожанин »?! Кто и где готовит горожан? Сколько времени для этого необходимо? А главное, кому и зачем горожане нужны, какую функцию в обществе они выполняют?
История евразийского пространства свидетельствует о том, что не раз и не два в своих крупных начинаниях, будь то экономика, политика или культура, да и просто в повседневной жизни мы спотыкались именно потому, что не разобрались, какую роль в судьбах нашего отечества и мировой цивилизации играют города и горожане. Спотыкались, не зная и не понимая, обо что.
Сегодня, когда мы строим гражданское демократическое общество, нельзя больше мириться с этой древней российской традицией.
Наплыв «недогорожан», людей, которые уже порвали с селом, с деревенской культурой, но не стали еще горожанами, размывал исторически сложившуюся культурную среду и сам генофонд горожан. Становился все шире слой людей, которые плохо ориентировались в сложностях современной цивилизации, искали простые, доступные их пониманию решения, основывающиеся на раздельном подходе к экономике, политике, культуре, социальным отношениям. И этот ведомственный, «министерский» подход блокировал восприятие жизни и мира как чего-то цельного. И теперь мы с вами видим на разных уровнях власти, в бюрократическом аппарате представителей той генерации людей, которые не сумели пройти шк о лу «обучения городом», недоучились в ней.
Вообще все современное западное гражданское общество, представляющее собой наследие греко-римской цивилизации, вышло из чрева города. Компактность расположения государств, близость их друг к другу стимулировали создание в Западной Европе благоприятных условий для урбанизации. В России же с ее крестьянско-общинным прошлым, необъятными пространствами, многонациональным населением, регионами, которые находились на разных ступенях культурного развития, процесс формирования городов был чрезвычайно затруднен. Центральная роль городов в России была слаба, и городское сознание, городское начало вносились, внедрялись как бы извне, что тормозило развитие слоя горожан.
Городской слой, этот средний класс, создал впоследствии и американскую конституцию. Как известно, колонисты, приплывшие из Европы в 1620 г. на « Mayflawer », прежде чем сойти на берег, подписали Соглашение, которое положило начало демократическому процессу в США. Там были разные люди, находящиеся в неравных отно ш ениях, но они организовались как ячейка будущего общества и сошли на берег в иерархически зафиксированных отношениях.
Рекомендуемые файлы
Человек, благодаря своим правам и обязанностям, уважению к законности, а не своим генам и предкам, входит в окружающую его среду, что и создает основу городской цивилизации. И предполагать, что можно реформировать общество, не создав этих городских правовых отношений — грубая, непоправимая ошибка.
Быть горожанином не означает обязательно ходить регулярно в консерваторию, любить Баха, понимать Стравинского. Можно за всю жизнь не прочесть ни одной серьезной книги, «глотать» лишь комиксы, но «уметь жить в городе».
Все законы жизни города у горожанина в крови: он знает, что территорию перед домом нужно содержать в чистоте и порядке, умеет быстро ориентироваться в сложных городских ситуациях, вести себя на улицах, в магазинах, общаться с большим количеством людей. Менталитет горожанина рождается постепенно, со временем.
Европейский обыватель за время своего отпуска посещает пять государств и знает мир так, как никогда не сможет узнать наш «начитанный», но редко выезжающий за пределы страны человек. Профессии горожанина надо обучаться, на эту «школу жизни» уходят долгие — долгие годы. И горожане со своей психологией, привычками, манерой поведения, мировоззрением сейчас представляют для общества не меньшую ценность, чем квалифицированные специалисты. С фондом коренных горожан нужно обращаться чрезвычайно бережно, наращивать его, создавая в исторически сложившихся центрах и новых городах подлинно городскую среду, а не просто благоустройство и комфорт.
Один русский поэт-юморист как-то написал:
По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
«Срединный», средний слой горожан у нас был не только очень тонок, но он вырубался на протяжении всей истории. А город и тоталитаризм несовместимы. Ведь в годы репрессий уничтожали не только «сливки» интеллектуа л ов и творческих людей, шла вырубка и так маломощного среднего слоя городского населения.
В России бюрократические структуры вербовались из крестьянского слоя, а российские крестьяне очень отличались от западноевропейских общинной психологией и холопскими началами. Не секрет, что именно крестьяне сопротивлялись внедрению земского самоуправления, с подозрением и недоверием относились к действиям «третьего элемента», изгоняли учителей, врачей, земскую интеллигенцию, сжигали земские книги. Наша страна, наверное, единственная в своем роде, где низшие слои общества—крестьянство, и верхушка— чиновничество и дворянство, одинаково ненавидели средние классы. Это смыкание низа и верха по отношению к среднему слою загубило столыпинские реформы. Ведь такого российского понятия, как «интеллигенция», на Западе нет. Там очень значителен средний слой горожан. Поэтому предвыборные программы американских президентов апеллируют к интересам среднего слоя. Несложно заметить, что в них есть и комплекс мер по развитию городов. В США средний класс не просто велик, но и очень разнообразен. Ведь американский фермер — это тоже горожанин на земле, ведущий автономное городское хозяйство.
Была потеряна целая эпоха в жизни страны, когда нужно было укреплять крупные центры, на их основе создавать городской каркас. Когда я говорю «городской», то имею в виду не просто территорию, но интеллектуальный, экономический и политический потенциал. Мы же занимались его размыванием: «бамы», освоение новых земель, целина. Мы все время внушали себе, что мы «самые-самые». «Колоссальная страна с колоссальными возможностями» — это все жупел мнимого величия. Мнимого потому, что промышленность, которая не может производить хорошую обувь, не может долго быть лидером в космосе или в другой какой-либо области. Ведь культура цельна и едина. Если человек в повседневной жизни не живет как горожанин, то какое-то время он, питаясь опытом прошлым или заимствованным, может, конечно, чувствовать себя передовым в технологии производства. Однако довольно скоро способность воспроизводства генофонда горожан изнашивается.
Вряд ли наши бывшие вожди что-то специально против городов замышляли. Это было чисто инстинктивное усреднение, отторжение всего неординарного, выделяющегося.
Важно, что уравниловка шла не по среднему слою, который должен был подтягивать к себе «низы», а по нижнему. И теперь, когда все реформы нужно «опустить», то оказывается, что нижний слой не готов их воспринять. Города и регионы начали буксовать.
Городское сознание формируется на куда более высокой ступени, нежели простое благоустройство и комфорт, и что подлинный горожанин — всегда патриот своего города, и что такое отношение к своему городу — важная часть понятия патриотизма.
С 70-х гг. мы вели на территории бывшего Союза обследования, которые показали, насколько неодинаков уровень развития населения и среды в крупных городах. Темпы развития центральных районов в городах явно отставали от периферии, которая все разрасталась. Причем, это типично для всех городов, выполняющих роль центра для своих регионов — Москвы, Еревана, Тбилиси, Новосибирска, Тольятти. Города очень разные — и давно сложившиеся, и довольно новые, лишь несколько десятилетий насчитывающие от роду. И конечно, их среда и проблемы очень различны. Однако везде — дистрофия центров: нехватка магазинов, кафе, клубов, кинотеатров, гостиниц — в общем, того, что и должно отличать центр от других районов.
Образ жизни таллинцев во многом отвечал среднеевропейским стандартам. Здесь и общий уровень культуры среднего слоя выше российского, и последний более равномерно распределен по территории города. А в Новосибирске — одном из самых больших наших городов — качество благоустройства явно отстает от темпов роста города. Центр здесь выражен слабо, он не влияет на удаленные районы города, не стал источником городской культуры. И периферийно-поселковый образ жизни доминирует, что, конечно, тормозит формирование культурного срединного городского слоя. Очень похожее положение в молодом Тольятти.
В лекции «Гликозиды» также много полезной информации.
Эта ситуация просматривается в анализе данных обследований за ряд лет. Неразбериха большого города в условиях всеобщего дефицита и напряженности у части населения рождает желание сменить большой промышленный город на маленький городок или сельскую местность, знакомые по опыту прежней жизни, уменьшить свое «городское пространство».
Из опыта московской неразберихи. В Трехпрудном переулке, в знаменитом московском дворике, где в доме № 8 родилась Марина Цветаева и который славился своей чистотой, зеленью, высокой травой, возвели комплекс домов, идеально воссоздающий застройку XVIII в. Но если этот комплекс строился с тщательным соблюдением стиля времени, единства ансамбля, то к нормальному жилому фонду, расположенному бок о бок с ним, отнеслись крайне пренебрежительно. Дом, примыкающий к комплексу, дал трещину, которую наскоро замазали. Подъезды разрушены. В доме на первом этаже одну из квартир купила коммерческая фирма, которая на фасаде переделала окна, сломала лоджию и прорубила себе отдельный вход. Самое поразительное не эти захватнические действия, странно и страшно то, что это никого не волнует, не тревожит: совершенно безразличны и городские власти, и район, и жильцы, которые не протестуют, терпят, лишь добавляют к произведенным безобразиям и разрушениям еще новые.
Восстановлением архитектурных памятников, старых домов нельзя заполнить вакуум безразличия к городской среде. Человек не осознает себя в окружающем пространстве, его уже не интересует, что происходит в его городе, районе, даже в его дворе и доме. И все это на фоне борьбы с Москвой как с центром, символом власти, городом, который, по мнению некоторых провинциалов, должен быть лишен всех привилегий и стать «как все». Наш напряженный ритм жизни, совершенно нормальный для коренного жителя столицы, они принимают за раздражающую суету. Нивелированы городская личность, индивидуальность и разнообразие типов культур. Уже совсем нет тех черт, что отличали, скажем, москвича от петербуржца.
Запад не знает о нашей борьбе за урбанизацию. Там известно, что у нас боролись в генетике, сражались за право гражданства кибернетики, но им практически неизвестно, как в 60—70-е гг. происходило у нас внедрение в умы современных представлений о городах. И хорошо, что власти тогда не поняли, что урбанизация — это образ жизни, это мировоззрение. Не поняли антитоталитарной сущности выдвигавшихся идей. В данном случае невежество сыграло положительную роль и помогло сохранить кадры, уберегло зарождавшуюся науку от разгрома.
Городской образ жизни и городская культура
1. Понятие городского образа жизни.
Образ жизни анализируется с количественной и качественной сторон. Количественная сторона описывается понятиями «уклад жизни» и «уровень жизни»; качественная — понятиями «качество жизни» и «стиль жизни».
Уклад жизни — социально-экономическая категория, используемая для характеристики основных черт труда и быта представителей определенного общества, социальной или этнической группы. Данное понятие акцентирует внимание, прежде всего, на производственных характеристиках жизнедеятельности. В этом плане городской образ жизни характеризуется как промышленный.
Уровень жизни — совокупность количественно измеряемых параметров образа жизни. При анализе уровня жизни выделяется два основных аспекта:
Качество жизни — это мера оценки степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, не поддающихся количественному измерению (содержательность труда, досуга, уровень социального комфорта, уровень личностной самореализации, качество функционирования социальных институтов, качество жилищ, социальное обеспечение, личная физическая безопасность, эстетика среды, экология и др.).
Стиль жизни — социально-психологическая категория, характеризующая повседневное поведение людей и социальных групп. Данное понятие акцентирует внимание на субъективной стороне повседневной жизни: особенностях мотивации, привычных форм поведения, способов деятельности, самореализации и самопрезентации и т.п. Стилевые особенности жизнедеятельности носят индивидуальный и локальный характер.
К сущностным характеристикам городского образа жизни относят:
Первое системное описание городского образа жизни и его влияния на сознание и поведение горожан предпринял Л. Вирт в работе «Урбанизм как образ жизни» (1938), основные положения которой можно представить в виде следующей таблицы (см. таблицу 1):
Характеристики городского образа жизни: Структурный уровень
Характеристики состояния личности: Психологический уровень
Характеристики поведения: Поведенческий уровень
Сегментарность (мозаичность) структуры личности
Перегрузки, как правило, деформируют повседневную жизнь на нескольких уровнях, затрагивая социальные нормы, исполнение ролей, характер социальной ответственности и когнитивное функционирование.
В итоге С. Милгрэм делает следующий вывод: «Я полагаю, что поведенческие различия обитателей больших и малых городов обусловлены скорее реакцией схожих людей на весьма несхожие условия жизни, а не какими-то специфическими личностными характеристиками жителей мегаполисов или провинциальных городков. Большой город — ситуация, к которой человек вынужден приспосабливаться» [5, с. 134-135].
1.4.2 Специфика городской культуры
Городская культура — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа по своим размерам, облику, образу жизни часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь мало отличается от деревни. Но, чем крупнее размеры поселения и выше степень его урбанизации, тем больше он отличается от села по своим культурным характеристикам. Так, культура столицы (Москва,
Петербург) будет отличаться от культуры промышленного города (Кемерово, Тольятти), города науки, или «науко-града» (Дубна), города-курорта (Сочи), религиозных центров (Загорск) и т. п. Естественно, что каждый из этих типов города характеризуется своим укладом и типом культуры.
Культурное пространство города имеет широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры; наличие огромного числа незнакомых людей и анонимность социальных отношений, вследствие чего индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.
Особая социальная и пространственная среда города формирует своеобразную городскую культуру, которая обладает рядом характеристик. К особенностям городской культуры, например, относятся:
людям: «рассудочные отношения считаются с людьми как с цифрами, как с элементами, по существу совершенно безразличными, ценными лишь по их объективным, поддающимся точному взвешиванию трудам» [2J.
Жизнь жителя большого города так разнообразна и сложна, благодаря скоплению огромных масс людей и расстояниям, которые приходится преодолевать горожанину, что без самой пунктуальной точности выполнения договоренностей она превратилась бы в полнейший хаос. Поэтому «техника жизни больших городов вообще немыслима без самого точного распределения всякой деятельности и всех взаимоотношений по установленной схеме времени, лежащей вне субъекта». Пунктуальность и точность городской жизни способствуют «уничтожению тех иррациональных, инстинктивных самовластных свойств и импульсов, которые имеют склонность самостоятельно определять формы жизни вместо того, чтобы брать ее извне в виде готовой схемы» [2]. Именно эта рациональность городской жизни объясняет ту страстную ненависть, которую питали к большому городу Рескин и Ницше.
Этими же факторами объясняет Г. Зиммель такое явление душевной жизни горожанина, как бесчувственное равнодушие: разнообразные впечатления городской жизни требуют от нервной системы «настолько сильного реагирования, так стремительно треплют ее, что она должна отдать на это последний запас сил и не имеет возможности, оставаясь в той же среде, собрать новые» [2]. Следствием этого становится неспособность человека реагировать на новые впечатления со всей полнотой чувств, то есть бесчувственное равнодушие.
движущемся денежном потоке все вещи и ценности плавают с равным удельным весом, все они находятся на одной плоскости и отличаются лишь величиной занятого на последней пространства» [2J.
Увеличивающаяся специализация труда в больших городах ведет к увеличению личностных особенностей, к индивидуализации душевных качеств. А стремление выделиться в толпе горожан «приводит к умышленным чудачествам, к специфическим для большого города экстравагантностям, капризам, претенциозности, смысл чего заключается уже не в содержании того или другого поведения, а только в его форме: в том, чтобы быть непохожим на других, чтобы выдвинуться и тем стать заметным» [2].
Развитие современной культуры характеризуется перевесом объективного духа над духом субъективным. Современная культура, по 59
С позиций Г. Зиммеля, именно эти две формы индивидуализма: индивидуальная независимость и индивидуализация составляют значение большого города в истории духовного развития человечества.
Представителями Чикагской школы социальной экологии исследовались такие характеристики городской среды, как социокультурная гетерогенность, социокультурная динамика, маргинальность.
Л. Вирт указывал на значимость для горожанина символического основания совместности: «На фоне исчезновения территориальных единиц как основы солидарности (в традиционном обществе), мы создаём единицы (объединения) по интересам» (в городском обществе)». Город мыслится как мозаика социокультурных миров, различных по своей социально-60
организационной и символической структуре (Э. Бёрджес). Структурной единицей социокультурной среды города является «сообщество» (community), которое является одновременно локусом «общинности» и «общественности»; территориальности и нормативности, предметности и символизма.
Исследователи выделяют следующие факторы и виды социокультурной динамики города:
В современной науке это понятие используется в различных смысловых контекстах:
В социологии различают следующие теоретические аспекты маргинально ст и:
Проблемы социокультурной маргинальности связаны с тем, что зачастую маргинальная среда выступает как источник девиантного поведения, а также как пространство возникновения и функционирования неформальных и альтернативных движений.
Основаниями средовой маргинальности могут являться социальная маргинальность, миграционные и личностно-биографические процессы (совершенствование или деградация личности), развитие городской среды и отставание от него личностного роста и др.
Средовая маргинальность может порождать ряд проблем как в территориальном, так и в пространственном отношении: это проблема социальной ответственности за территорию проживании и вандализации среды; проблема дегуманизации среды, связанная с возможностью реализации модуса бытия и самореализации личности; проблема территориальной идентификации и т.п. [5, с. 89-92].
1.4.3 Роль города и городской культуры в развитии общества
Город и городская культура рассматриваются в современной цивилизационной теории как несущий конструкт цивилизации, поэтому понятия «город» и «цивилизация» нередко отождествляются. Так, Ф. Бэгби определяет цивилизацию как «культуру, обретаемую в городах», а К. Квингли рассматривает город как предпосылку и составляющую часть цивилизации.
Впоследствии именно в городах концентрируется весь интеллектуальный, творческий потенциал общества, делающий города важнейшим фактором усложнения и развития цивилизации. Культурообразующая и культурновоспроизводственная функции города тесно связаны с такими особенностями городской среды, как социокультурная гетерогенность, социокультурная мобильность и динамичность, высокий уровень инновационной активности, информационная насыщенность и др.
Городская культура как наиболее открытая для внешних флуктуаций является источником экзогенных новаций, пришедших из других культур: новых идей и представлений, предметов материальной культуры и быта, новых технологий. Элементы инокультурной среды проходят в городской культуре процесс селекции, адаптации, приспособления к национальным формам культуры, особенностям, стереотипам, приобретая национально-всеобщее значение.
Городская культура является также источником эндогенных новаций, поскольку концентрирует в себе весь социально-профессиональный, культурный потенциал общества, рассчитанный на воспроизводство в масштабах всего общества, все формы национальной культуры и специализированные виды деятельности.
В городской культуре формируются и апробируются новые модели общения, новые механизмы трансляции новаций, передачи социокультурного опыта, культурной традиции. В силу своей социокультурной гетерогенности городская среда способствует выработке надэтнических, универсальных норм жизнедеятельности и преодолению тех специфических проявлений этничности, которые препятствуют позитивной коммуникации различных этнических сообществ, социальных групп, индивидов.
В топологии современного города формируются такие механизмы, которые обеспечивают мирное сосуществование людей, ведущих разный образ жизни, принадлежащих к разным национальным и культурным традициям, имеющих разный цвет кожи, придерживающихся различных убеждений. И город снимает эти различия, служившие ранее источником глубоких и брутальных конфликтов.
Таким образом, город и городская культура являются главным центром инновационных процессов в культуре и катализатором диффузных, обменных процессов в социокультурном пространстве, обеспечивающих усложнение и развитие общества, культуры, цивилизации [3, с. 106-107].
Вопросы для подготовки
Ю.Как объясняет специфику городского образа жизни С. Милгрэм?
Литература