обратная связь квартет и актеры
Мнения
17 декабря в прокат выходит новый фильм «Квартета И» «Обратная связь», сиквел ремейка итальянских «Идеальных незнакомцев» – «Громкая связь».
Если спросить об «Обратной связи» во всемирной паутине, то сразу появится информация о том, как семеро знакомых нам по первой части друзей отправляются за город встречать Новый год.
Это если коротко. Если же чуть поподробнее, то получится новогодний трагикомический винегрет из праздничных гирлянд, фейерверков, семейных проблем, психологической игры «что меня раздражает в друге», раскованных шуток и песен из советских новогодних фильмов. Незамысловато и атмосферно, камерно и очень по-новогоднему.
Еще в 2018 году, накануне премьеры «Громкой связи» участники «Квартета И» – Ростислав Хаит, Леонид Барац, Александр Демидов и Камиль Ларин – загадали: если их ремейк соберет в прокате 500 млн рублей и более, то они обязательно снимут продолжение. В результате кассовые сборы фильма составили 546 млн рублей.
Ростислав Хаит и Леонид Барац вместе со своим постоянным соавтором Сергеем Петрейковым засели за написание сценария.
А после – одесские корни дали о себе знать – предложили потенциальным зрителям поучаствовать в финансировании нового проекта. Через площадку для краудфандинга на съемки нового фильма основатели «Квартета И» собрали более 2 млн рублей.
Собственно, после этого сразу становится понятно, почему рейтинг ожидания «Обратной связи» невероятно высок – целых 95%. Зрители объяснимо хотят узнать, на что именно они так активно скидывались.
Ремейки «Идеальных незнакомцев» были сняты более чем в 15 странах мира, но ни в одной из них, включая, собственно, и Италию, не решились делать сиквел.
А следовательно, «Обратная связь», несмотря на то, что «Квартету И» пришлось за ее выход отстегнуть итальянским авторам оригинальных героев некую сумму денег, это чисто наша история, в которой от героев «Громкой связи» остались практически только имена.
Наверное, поэтому во время просмотра «Обратной связи» не преследует ощущение вторичности. Ну и «квартетники», получив полную свободу от своих западных прототипов, почувствовали себя свободнее и комфортнее в образах своих персонажей.
Поэтому же большую часть фильма приходится напоминать себе, что на экране идет не очередная серия повествования «О чем говорят мужчины», а продолжение «Громкой связи».
Вообще, воспринимать новый фильм как сиквел «Громкой связи» довольно сложно, хотя бы потому, что все проблемы первой части так в ней и остались. По принципу: все, что происходит в Вегасе, остается в Вегасе.
Так что продолжения истории с беременной любовницей Вадика мы так и не узнаем. Как и не расскажут нам, завершились ли отношения Евы/Марии Мироновой с Вадимом/Леонидом Барацем, или куда делся названивавший Диме/Александру Демидову Олег. Да и в общем вся тема нетрадиционных отношений нетолерантно и совсем не в духе этого года рассосется в воздухе.
Тема внутрисемейных разборок, как и женских разговоров, также отошла в сторону, выведя на первый план любимый «Квартетом И» мужской междусобойчик.
Снимать фильм отправились в Мурманскую область, в Апатиты. Это оказалось единственным местом, где нашлось достаточное для новогоднего празднования количество снега, ибо прошлогодняя подмосковная зима, как мы помним, снегом не баловала. Закончить съемки удалось 17 марта, аккурат накануне объявления всеобщего карантина, самоизоляции и прочей мировой вакханалии. Собственно, поэтому про маски и перчатки герои даже не слышали и про самую актуальную на данный момент тему коронавирусной инфекции, к счастью, в фильме никто не упоминает.
В любое другое время, наверно, вопросов к «Обратной связи» у меня было бы больше. Это кино, скорее, из разряда: в общем все неплохо, но как только начинаешь разбирать детальнее, пазл начинает разваливаться. Но перед Новым годом фильм про Новый год с соответствующей атмосферой принимается гораздо лояльнее. А в «Обратной связи» как раз атмосфера праздничная, музыка ностальгическая – за одно только вступление Таривердиева из «Иронии судьбы» на многое можно закрыть глаза.
Тем более что в «Обратной связи» актеры из «Квартета И» отошли-таки от своих образов пресытившихся жизнью пафосных мажоров из двух последних частей «О чем говорят мужчины», представив нынешних персонажей чуть больше похожими на наших среднестатистических сограждан с более актуальными для нас проблемами.
Очень хороша получилась линия Бори/Ростислава Хаита, когда в финале он объясняет жене причины своей осуждаемой друзьями скупости. Прозвучало жизненно и актуально. А еще немного грустно, потому что узнаваемо. Узнаваема как и сама причина, так и неумение даже близких людей общаться друг с другом, сразу объясняя свои недовольства. Неумение не соглашаться друг с другом и боязнь обидеть другого своим несогласием.
Ведь авторы правы: гораздо проще копить свои обиды, перебирая их в погожий день, как драгоценные камни. Проще недвусмысленно молчать, сурово поджав губы и бросая колкие взгляды на оппонента, чем выйти с ним на честный диалог, и главное, закончить этот диалог, не перейдя на оскорбления. Философия, скажете вы. Да, без сомнения. Но очень грамотно прикрытая новогодней мишурой, гирляндами, шутками, песнями и фейерверками. Смотрится легко и весело, как и полагается новогодней истории.
В общем, получился такой хороший новогодний оливье, когда, казалось бы, из хаотичного набора продуктов получается вкусный и праздничный салат, который в новогоднюю ночь попробуют даже те, кто к майонезу в сочетании с картошкой и близко в течение года не подойдет.
Партнерши в «Обратной связи» у Хаита – Бараца – Ларина те же, что и в «Громкой связи»: Ирина Горбачева, Анастасия Уколова и Мария Миронова. Но дамы тут больше ушли на второй план, традиционно для творений «Квартета И» выпуская джентльменов вперед, создавая собой скорее фон, чем полноценную экранную единицу.
Если же говорить про созданные пары, то больше всего вопросов вызывает союз Боря/Ростислав Хаит – Алина/Ирина Горбачева. По отдельности оба актера прекрасны и убедительны, но вместе не сочетаются никак.
Пресловутая экранная химия здесь даже не проходила мимо, демонстрируя полное отсутствие у героев чувств друг к другу, кроме взаимного раздражения и привычки к совместному проживанию. Если авторы именно этого эффекта хотели добиться, то браво. В противном случае, все очень грустно и похоже на переживающий последние предсмертные судороги союз Камиля и Веры из трилогии «О чем говорят мужчины».
Остальные пары смотрятся органичнее, и даже Лешин новоприобретенный бас, как и в «Громкой связи», смущает первые минут пять просмотра.
Но главное достоинство «Обратной связи» вообще не в этом. Фильм дарит ощущение праздника. И за это «Квартету И» низкий поклон.
Этот год дал нам не так много праздничных эмоций, поэтому, наверно, любая крупинка праздника, а тем более праздника новогоднего, воспринимается в разы острее, оставляя долгое послевкусие.
Кстати, на премьере «Обратной связи» Камиль Ларин, Леонид Барац, Александр Демидов и Ростислав Хаит торжественно пообещали снять продолжение. Правда, опять с оговоркой – если эта часть сумеет собрать в прокате весомую прибыль.
А уж в продолжении можно будет и про карантин пошутить. А чего не пошутить-то, если зрители платят.
Новогодние игры: рецензия на фильм «Обратная связь»
Обреченная на популярность комедия, прекрасно демонстрирующая новогоднее настроение, но никак не внятный сюжет
Трейлер
Вадим и Катя (Леонид Барац и Анастасия Уколова), Борис и Алина (Ростислав Хаит и Ирина Горбачева), Лев и Ева (Камиль Ларин и Мария Миронова) и Дима (Александр Демидов) снова решают встретиться вместе. Дружная компания собирается встретить Новый год, они снимают домик, покупают еду и всё необходимое на три дня. А Ева, ответственная за культурно-массовые мероприятия, придумывает очередную игру-тимбилдинг «Никогда больше не…». Правила такие: каждый пишет на листочке, что бы он желал другим участникам игры никогда не делать начиная с 1 января. С самого начала у зрителя возникает подозрение, что это закончится ничуть не лучше, чем прошлогодняя игра, которая называлась «громкая связь».
«Обратная связь» считается сиквелом прошлогоднего хита и, смеем предположить, самой удачной работы «Квартета И» «Громкая связь». Между этими двумя фильмами есть одно отличие, но важное и принципиальное. Лента 2019 года была ремейком известнейшей картины «Идеальные незнакомцы» итальянского режиссёра и сценариста Паоло Дженовезе. Нынешняя – полностью отечественная разработка, скрипт написали Ростислав Хаит, Леонид Барац и их регулярный компаньон Сергей Петрейков. Сценарий Дженовезе был поставлен на десятках языков и стал основой для постановок не в одной стране, но нигде не предполагался сиквел, так что инициатива «Квартета И» – уникальный случай. И это весьма рискованный шаг.
«Квартет И» на кадре из фильма «Обратная связь»
«Квартет И» на кадре из фильма «Обратная связь»
Напомним, что в «Громкой связи» сюжет строился на том, что несколько дружных семейных пар собираются вместе на праздничный ужин и придумывают игру. Согласно её условиям все телефоны кладутся на стол экранами вверх, и, кто бы ни позвонил, отвечать надо при всех по громкой связи, а приходящие сообщения зачитываются вслух. У Дженовезе игра заканчивалась печально, у «Квартета И» драматические коллизии привели к общему примирению.
Ирина Горбачева в роли Алины на кадре из фильма «Обратная связь»
Ирина Горбачева в роли Алины на кадре из фильма «Обратная связь»
В «Громкой связи» была тщательно выверенная итальянцем Дженовезе драматургическая структура, в «Обратной связи» сюжет проглядывается очень пунктирно, картина строится исключительно на разговорах с изначально конфликтной составляющей. Все герои напряжены ещё до начала праздника. Каждый парится из-за своих комплексов, знаний, внутрисемейных проблем, личных неприятностей и парит этим остальных. (Чтобы вас не путать, мы будем называть героев именами играющих их актёров, тем более что Ларин, Хаит, Барац и Демидов уже давно стали нарицательными именами и превратились в бренд). Так вот, Барац весь фильм комплексует насчёт старения на фоне своей молодой жены, подкрашивает седину и разглядывает морщины в зеркале. Его супруга Уколова зациклена на психосоматике, а также на каких-то псевдонаучных практиках. Горбачёва сделала себе новые, блестящие и отлично «звучащие» зубы, и это ужасно раздражает её мужа. Ларин всех раздражает тем, что он самый правильный из всей компании и «самый молодец». Миронова достала всех своими психологическими играми. Демидов продолжает говорить о своем каминг-ауте (но ведь в предыдущей «Громкой связи» уже всё было выяснено, разве нет?). Однако главной проблемой становится вечно обиженный на всех и на каждого Хаит, у него неприятности на работе и экзистенциальный кризис, хотя Слава давно уже перешёл границу среднего возраста.
Кадр из фильма «Обратная связь»
Кадр из фильма «Обратная связь»
Мария Миронова буквально насильно заставляет всех сыграть в игру «Никогда больше не…». Забаву с восторгом принимает разве что Уколова, она сразу называет её «обратной связью», которая должна всех скрепить по принципу «ты – мне, я – тебе». Мужчины тут же начинают хохмить друг над другом, желая, допустим, Хаиту «никогда больше не» ковыряться в носу, а Барацу «никогда больше не» опаздывать. Слово за слово, шутка за шуткой, троллинг за троллингом, и вот уже мужчины готовы поубивать друг друга, а девушки впадают в слёзы. При этом игра даже ещё не началась, до курантов ещё уйма времени, а все уже переругались вдрызг. Непонятно, как все эти постоянно спорящие и предъявляющие всем свои претензии люди могут считать себя друзьями и искренне верить в то, что совместное празднование Нового года – хорошая идея.
Это меньше всего похоже на сиквел «Громкой связи». Это скорее продолжение франшизы «О чём говорят мужчины». Это идеальный новогодний фильм, под который можно спокойно нарезать салаты, не особенно вслушиваясь в реплики героев, и не переживать насчёт их прений. Тем более что у «Квартета И» уже была похожая картина, вторая часть «О чём говорят мужчины», где герои также оказывались в замкнутом пространстве накануне Нового года, там всё строилось по похожей схеме и заканчивалось всё хорошо. В «Обратной связи» споры и разговоры перебиваются телевизором, по которому показывают любимые новогодние фильмы, а праздник всё равно случится. Будут и I Will Survive, и «Звенит январская вьюга», и мелодии Таривердиева из «Иронии судьбы». Кстати, с классикой Рязанова связана, наверное, лучшая шутка фильма. Ирина Горбачёва спешит добраться до места, чтобы включить «Иронию судьбы», но потом начинает перечислять заученную программу телепередач. В 19:30 фильм будут показывать по такому-то каналу, через полчаса по другому, ещё через какое-то время можно будет увидеть «Иронию» ещё на одной кнопке, в конце концов ещё можно посмотреть по ОТР. «Не, ну с ОТР это уже слишком, это ты загнула», – в сердцах бросает мужская компания.
С атмосферой в «Обратной связи» всё в порядке. Ёлки наряжаются, оливье готовится, снеговики лепятся, хлопушки взрываются, фейерверки искрят, платья сияют, бенгальские огни горят, снег идёт, девушки исполняют танцы и поют, как в караоке, любимые новогодние песни. Только это как в анекдоте про фальшивые ёлочные игрушки. Игра «Никогда больше не…» так и не состоится, потому что смысла в ней нет никакого, а лучшим тим-билдингом и скрепой для перессорившихся товарищей станет натуральный лось.
«Обратная связь»: Рецензия Киноафиши
Старые друзья, новая игра.
В 2019 году состоялась премьера фильма «Громкая связь» – российской версии итальянских «Идеальных незнакомцев», чья популярность в свое время спровоцировала целую волну ремейков по всему миру. Участие в проекте «Квартета И» – Ростислава Хаита, Леонида Бараца, Камиля Ларина и Александра Демидова – тогда гарантировало половину успеха «Громкой связи», ведь провалы у хорошо известного в России комедийного состава случаются нечасто. Без обвинений во вторичности, разумеется, не обошлось, и вот теперь режиссеру первого фильма Алексею Нужному выпадает шанс доказать, что и без постоянной оглядки на зарубежный кинематограф он может снять хорошую комедию, которая таковой остается до момента, пока не понимаешь, что «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».
Накануне Нового года компания старых друзей едет в арендованный загородный дом, чтобы провести там праздники. Предварительно Ева дала всем задание: они должны написать друг другу о том, что им не нравится в поведении друг друга, а за праздничным ужином все мирно обсудят свои претензии. «Перессоримся к чертовой матери», – провидчески заметит Дима, хотя очередная инициатива Евы в список причин предстоящих разборок так и не войдет, ведь игре не суждено состояться. А поводов тем не менее окажется предостаточно.
Как только машины с новогодней провизией разгружены, дом украшен, а на кухне началось приготовление праздничного ужина, в доме воцаряется атмосфера детского сада. Мальчики пинаются, бросаются скомканной бумагой, пока Ева в роли воспитательницы не усаживает всех делать «домашнее задание» (разумеется, в разные углы комнаты, иначе так ничего и не напишут) – сочинять те самые пресловутые записки друг другу. Впрочем, мужской инфантилизм в «Обратной связи» заставляет скорее по-доброму усмехаться и, по сути своей, оказывается референсом к прозвучавшей в «О чем говорят мужчины» фразе: «Получается, взрослых нет. Есть постаревшие дети». От маленьких они отличаются только наличием багажа затаенных друг на друга обид, который вот-вот погребет их многолетнюю дружбу, если они не решатся поговорить.
Собственно это – необходимость разговаривать друг с другом, важность той самой обратной связи из названия – и становится центром всего фильма. Конфликты между героями только на первый взгляд кажутся результатом чьей-то большей или меньшей эрудированности, высокомерной снисходительности или задетого эго. В том числе тянущееся с первого фильма столкновение компании и Димы, который, как нас всех заставили поверить, является геем. В «Обратной связи» все оказывается не тем, чем казалось. С одной стороны, открытие касательно ориентации Димы вроде как работает на развитие все той же мысли о том, что, вместо того чтобы выстраивать собственные предположения о других, лучше открыто поговорить. Но с другой, оно же и разочаровывает, ведь российское кино все еще отказывается вдаваться в проблемы ЛГБТК-сообщества, сегодня являющихся одними из центральных в международной повестке. Справедливости ради стоит сказать, что, хотя от предполагаемой гомосексуальности Димы не осталось и следа, он начинает вести разговор об образе жизни так называемого синглтона (разумеется, этого термина он не использует), то есть человека, у которого потребности в отношениях нет в принципе. Для многих людей мысль, возможно, революционная, но приятно наконец-то увидеть хоть какое-то разнообразие в фильме российского производства.
Одна из прелестей «Обратной связи» в том, что, хотя это и новогоднее кино, фильм не стал заложником всех существующих клише. Морализаторство в нем, конечно, есть, и порой слишком уж неприкрытое, но зато происходящее на экране выглядит весьма правдоподобно. У кого празднование Нового года обходилось хотя бы без одной междоусобицы? Вероятно, ни у кого, но какая-нибудь мелочь или общая беда почти всегда всех примиряет – ровно это и происходит в «Обратной связи». Обошлось даже без бьющих через край сантиментов, призванных выдавить из зрителя слезу.
Вместе с Алексеем Нужным и замечательными Ириной Горбачевой, Мариной Мироновой и Анастасией Уколовой «Квартету И» удалось снять хорошую новогоднюю комедию, в которой место нашлось и старому, и новому, что отразилось, кстати, и на саундтреке фильма. Здесь «Снег над Ленинградом» Таривердиева, навсегда вписавшийся в культурный код русского человека, соседствует с акустической версией трека «Ahead of Myself» американского коллектива X Ambassadors. «Обратная связь» – фильм для тех, кому хочется поверить в новогоднее волшебство, но и не оторваться от реально мира и его проблем в процессе.
Все отзывы о фильме Обратная связь
Лучшие отзывы о фильме «Обратная связь»
«Обратная связь» — очередная кинокомедия от «Квартета И», которая лишь подчеркивает, что ребята (а вернее, уже совсем взрослые дяди) все-таки исписались, и что поведать нечто новое, ранее не звучавшее, они теперь не в состоянии. Стремительное падение квартетчиков началось с эпизода в «Стране чудес» и собственного сиквела «Дня выборов» в 2015 году, а закончилось, окончательно пробив дно, откуда, кажется, уже не постучат, в нынешней «Обратной связи». Можно вспомнить и отсутствие киношной драматургии, трансформировавшейся в какой-то совсем несмешной КВН с безумным продакт-плейсментом чипсов Лэйс, и не только, в «О чём говорят мужчины. Продолжение». А надежда на возвращение некогда самых интеллектуальных комиков современного отечественного кинематографа после удачного ремейка итальянской комедии «Идеальные незнакомцы» под названием «Громкая связь» начала быстро угасать уже в первом акте рецензируемого фильма.
«Обратная связь» — новогоднее кино, но оно настолько тоскливо грустное, что вопреки предсказуемому хэппи-энду логичнее было бы увидеть, как кто-то из героев пускает себе пулю в рот, предварительно убив жену, наподобие как это делает Маленький Билл на предновогодней вечеринке в прекрасной драме Пола Томаса Андерсона «Ночи в стиле буги». Все актеры предстают перед нами с какими-то чересчур хмурыми лицами, создавая ощущение, что плохо не персонажам, а непосредственно артистам. Будто это Битлз на записи последнего альбома (когда-то ведь и наш квартет был топовым). Все чем-то недовольны и имеют претензии друг к другу. Помимо этого, у «Квартета И» напрочь пропала взаимная химия, обнажив перед зрителями грустную правду, что Лёня, Саша, Камиль и Слава никудышные актеры, умеющие лишь декламировать изречения.
Но самое печальное в этой натужной трагикомедии, пытающейся запараллелиться с идущей внутри фильма по ящику «Иронией судьбы», где как мы все помним, тоже есть и горечь, и радость, это не столько нежелание комиков выходить из своих привычных образов, эгоцентричных сорокалетних мужчин, сколько идейная и сценарная составляющая, вертящаяся не то, чтобы на, но вокруг половой жизни квартетчиков, которая в «Обратной связи» не задалась почти ни у кого, даже у героини Ирины Горбачевой. Хотя, возможно, именно такой печальный поворот и объясняет кислые мины на лицах артистов. Наверное, все это нужно «проговаривать» (как гласит главная мысль фильма), но, пожалуй, немного не так банально и пресно, и не в новогоднем фильме уж точно.
Самим не продолжать: фильм «Обратная связь» от «Квартета И»
«Обратная связь», режиссёр – Алексей Нужный
Предновогоднее Подмосковье. Семеро друзей (три семейные пары и один холостяк с подозрениями на гомосексуальность) арендуют коттедж. Центральным событием ночи обещает стать новая психологическая игра: все участники должны написать на бумажках то, что их раздражает друг в друге. Мы понимаем, что ни к чему хорошему затея не приведёт. Отчего–то этого не понимают главные герои фильма.
Рыдать лучше вслух: «Человеческий голос» Педро Альмодовара
В 2019–м «Громкая связь», предыдущий фильм «Квартета И» с его участниками в главных ролях, о приключениях тех же персонажей, продержался три месяца в активном прокате и собрал полмиллиарда рублей при бюджете 78 миллионов. То была адаптация итальянских «Идеальных незнакомцев» Паоло Дженовезе — суперхита, вошедшего в Книгу рекордов Гиннесса, пережившего ремейки в 18 странах, каждый из которых оказался успешным. Продолжение франшизы — сугубо отечественное решение. Верное ли — открытый, скажем мягко, вопрос.
«Громкая связь» была картиной–сюрпризом в традициях герметичных детективов, но с заменой детективной составляющей на комедийную. Вот компания друзей собирается в замкнутом пространстве, вот беззаботные беседы оборачиваются конфликтом, вот из шкафов вылезают скелеты… Короче говоря, все герои проходили путь от простых характеров к сложным. Во второй серии они начинают раздражать друг друга с первых минут, и фильм в этом смысле не отстаёт. Из обаятельных людей с некоторым количеством недостатков превращаются в неприятных, мелочных и скрытных, а обаяние (непременный атрибут персонажей новогоднего кино) в них приходится искать с фонариком.
«Обратная связь» крутится между стульями с задачами, а в решающий момент, когда пора бы уже сделать выбор и занять нужное место, остаётся не у дел, как в детской игре. Если Алексей Нужный метил в комедию — то получилось не смешно, если в семейное–доброе кино — то с добротой–то тут точно проблемы, если в разговорную мамблкор–драму — то проблемы в сценарии, если в авторское высказывание — в режиссуре. Да, актёры, а особенно актрисы, очень хорошо играют, но это, переворачивая известную поговорку, хорошая игра при постной мине.
Если бы стояла задача описать картину одним словом, это было бы «попытка» — сделать из международного хита собственный сериал с шагом «раз в год». Но столкнулись с тем, что персонажи выработали себя. Попытались создать портрет новой российской буржуазии — но целевой зритель едва ли узнаёт в этих людях себя (да и где они вообще, эти наши новые буржуи?). Попытались затронуть редкие для отечественного экрана темы: феминизм, гомосексуальность, семейную сексуальную жизнь — но в том–то и дело, что лишь затронули и испугались идти дальше. Кажется, и попытка коммерческого успеха пока остаётся попыткой.
При всех претензиях на самой идее новой альтернативы «Ёлкам» не хочется ставить крест. Как и на режиссёре Алексее Нужном. Может быть, причина нынешних неудач в том, что он просто слишком много работает, выпуская со времён прорывного «Я худею» по две картины в год. Может быть, ему тоже, как и героям фильма, стоит арендовать домик в глуши, разжечь камин, налить чего–нибудь в большой красивый бокал, достать бумажку с ручкой и написать о том, «что я делаю не так».