обломов и штольц два вектора русской жизни
Смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе Гончарова
Введение
Роман Гончарова «Обломов» был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения социум делился на два лагеря – тех, кто придерживался старых, частично архаичных устоев и сторонников обновлений. Концепция этого внутриобщественного противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух ярких, выделяющихся, но, тем не менее, типичных героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими, антитетичными личностями.
Различия в воспитании Обломова и Штольца
Воспитание Обломова
Антитеза в «Обломове» при описании становления образов Обломова и Штольца прослеживается, прежде всего, в их различном, кардинально противоположном воспитании. Мечательность, лень и нежелание трудиться Ильи Ильича были переняты им от родителей и близких родственников – жителей Обломовки. Родное поместье героя было средоточием умиротворения и спокойствия, где любая работа воспринималась как сущее наказание, а исчисление времени производилось не по часам и минутам, а по обрядам – от рождения к похоронам, от свадьбы к крестинам. Особое влияние на маленького Илью оказали рассказы няни о сказочных богатырях и мифических героях. Впечатлительный, фантазирующий Обломов уже с дества мечтал о том, чтобы оказаться подальше от реальности, спрятавшись во влекущем мире сказок, где он сам может быть великим победителем. Мечтательность и эскапизм Ильи Ильича, проявившиеся еще в раннем возрасте, в юношеские и зрелые годы только развивались и усиливались – этому способствовал интровертный характер персонажа, неудача на службе и отсутствие приспособленности к реальному, быстроменяющемуся и требующему постоянной активности миру.
Воспитание Штольца
Среда, в которой рос Штольц, существенно отличалась от атмосферы Обломовки. Прежде всего, потому, что отец его был немецким бюргером, с ранних лет прививавшим сыну любовь к труду и активной деятельности, необходимость всегда быть на шаг впереди других и самостоятельно прокладывать себе путь в будущее. Мать Андрея Ивановича, русская дворянка, напротив, видела в сыне не работящего буржуа, а яркую светскую фигуру, прививая ему любовь к книгам, искусствам и светскому общению. Становлению экстравертной, открытой миру натуре Штольца так же способствовали постоянные визиты гостей и шумные компании в поместье его родителей (тогда как в Обломовке не было принято весело проводить время и часто зазывать гостей).
В романе Гончарова Обломовка, как место средоточия старых, законсервированных, архаичных русских традиций противопоставляется поместью Штольцев – источнику нового, проевропейского вектора развития личности. Эти две семьи – типичные прообразы российских семей начала 19 века, часть которых продолжала жить по старым устоям, калеча домостроевским воспитанием дальнейшую жизнь детей, а другая часть – стремилась за обновленными идеями и ценностями, но пока не понимала, как воспитать действительно гармоничную личность нового времени.
Такое разное чувство любви
Прием антитезы в романе Гончарова «Обломов» прослеживается также при раскрытии в произведении темы любви на примере обоих персонажей. В жизни Обломова было две любви. Первая – стихийная, всеохватывающая, способная изменить личность человека, но быстротечная любовь к Ольге Ильиной, и вторая – тихая, спокойная, рождающаяся на чувстве уважения и благодарности, любовь к Агафье Пшеницыной. Причиной того, что отношения Ильи Ильича и Ольги практически с самого начала были обречены на расставание, являлись иллюзии влюбленных относительно друг друга – каждый из них идеализировал друг друга, стараясь не замечать отрицательные и «неудобные» черты, обращая внимание только на, что их привлекло вначале. Возможно, сильное чувство и могло бы изменить апатичный характер Обломова, но любовь настигла его уже на том этапе жизни, когда он был полностью сформировавшейся личностью, которая не хочет меняться даже ради очень важного человека. Илье Ильичу нужна была женщина, которая примет и полюби его таким, каким он есть, – именно такой и была добрая тихая Агафья, разделяющая домостроевские взгляды мужа на быт и семью.
Абсолютно другие чувства связывали Ольгу и Штольца – между ними не было ни того страстного пламени, которое вспыхнуло и погасло между Ольгой и Обломовым, ни того спокойно принятия друг друга, которое было между Обломовым и Агафьей. Любовь Ольги и Андрея Ивановича основывались на крепкой дружбе и взаимоуважении друг друга как личности. Однако чувственными их отношения назвать достаточно трудно: спустя всего несколько лет совместной жизни женщина начинает скучать, не реализовав себя в социуме и погрязнув в постоянной заботе о родном поместье и семье, а Штольц начинает чувствовать, что не может расслабиться и должен постоянно развиваться, чтобы соответствовать высоким запросам своей жены. Они так и не находят того спокойствия, которое хотел обрести после женитьбы Андрей Иванович.
Заключение
Штольц и Обломов – фигуры противопоставляемые автором как рациональное, активное, новое начало и мечтательное, пассивное, всеми силами держащееся за устаревшие ценности. Однако их антитетичность проявляется только внешне, на самом деле они гармонично дополняют друг друга – без непрерывной помощи Андрея Ивановича Обломов давно потерял бы родное поместье и оказался на улице, а без душевной, теплой поддержки Ильи Ильича Штольц полностью бы закрылся от пугающего и непонятного ему мира чувств и внутренних переживаний.
Смысл противопоставления Обломова и Штольца состоит в том, чтобы показать, что человек не может быть счастливым и гармоничным, развивая в себе только одну сторону своей личности. Важно уметь уверенно идти в будущее, не забывая о ценностях и опыте прошлого.
Презентация по литератруре «Обломов и Штольц-два вектора русской жизни»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Два вектора русской жизни.
«Он все сбирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья» (1, V). «А сам все шел да шел упрямо по избранной дороге. Не видали, чтоб он задумывался над чем-нибудь болезненно и мучительно; по-видимому, его не пожирали угрызения утомленного сердца; не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним, как к бывшим знакомым, как будто он жил вторично, проходил знакомые места» (2, II). 1. Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие — лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в’тзоем воображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично». 2. Обломов и Штольц — ровесники, принадлежат одному социальному слою.
«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге» (1, V). «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием» (1,1). «Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. Он беспрестанно в движении. » (2, II) «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская. » (2,1) «Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца. Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой» (2, II).
Обломов и Штольц: отношения с родителями 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1. Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с Андреем. 2. И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих матерях, не в силах сдержать слезы. Их матери — образец нежности, заботливости — дорожили сыновьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.
«Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц»
Разработка урока по литературе на тему «Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц»
Просмотр содержимого документа
««Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц»»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Николаевская школа» Симферопольского района Республики Крым
на тему «Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц»
Разработал: Кузьмина Юлия Владимировна
пгт Николаевка, 2018
Тема урока «Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц.»
Дата проведения 22.11.2017
выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца);
развивать навыки характеристики литературных персонажей, исследовательские навыки, логическое мышление;
воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся.
портрет И.А. Гончарова,
текст романа «Обломов»,
тетради для работ по литературе,
Учащиеся должны знать:
содержание романа И.А. Гончарова «Обломов»;
основную мысль произведения;
Учащиеся должны уметь:
правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;
выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста;
обобщать и систематизировать учебный материал;
совершенствовать навыки работы с текстом;
делать выводы и связывать их в монологическое высказывание.
Проверка д.з.( И.А. Гончаров «Обломов», образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, гл 1-4. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова)
Сообщение темы и цели урока.
Подготовка к восприятию произведение. Работа по плану урока.
Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, И.А. Гончарова «Обломов» (ч.2, гл 1-4.)
Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка д.з.)
Сопоставить характер Штольца с характером Обломова: Вам необходимо сравнить этих герое, выяснить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Мы сегодня с Вами рассмотрим один из проблемных вопросов произведения :
Давайте определим лексическое значение слов антипод и двойник.
2. Словарная работа.
Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим ( и о мужчине и о женщине).
Вопрос учителя. Каково ваше восприятие об Обломове и Штольце?
Наше знакомство с Обломовым уже состоялось на предыдущих уроках. Мы выяснили, что наш герой… …… ответ учащихся медлителен, ленив, не сосредоточен.
А как нас знакомит автор с Андреем Штольцом? Так же как с Обломовым или иначе
Ответ учащихся: О Штольце мы узнаем еще в первой части романа, до его появления перед читателями, т.е.заочно:
— в связи с гостями Обломова, которые Илье Ильичу «не по сердцу», в отличие от друга детства – Андрея Ивановича Штольца, которого «любил искренне»;
— в связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлимой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;
— Штольц появляется и во «Сне Обломова»
Рассмотрим все особенности героев:
«… лет тридцать двух- трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи,… во всем теплился ровный свет беспечности».
…ровесник Обломову, «худощав, щек у него вовсе нет, цвет лица ровный, кожа смуглая и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные». «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». От него исходит мужественность и здоровье.
..из богатого дворянского рода с патриархальными традициями, его родители как и деды, ничего не делали: за них работали крепостные. Истинно русский человек, дворянин
( или из небогатой семьи, наполовину русский, не дворянин)
Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как нибудь по –дешевле, с разными хитростями». Приучили к праздности и покою ( не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в Обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства, в семье был куль еды, а после еды- крепкий сон. Обломова даже не пускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий и подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из-за боязни, что мальчик «упадет, расшибется или простудиться, его лелеяли».Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая»
Отец (обрусевший немец, управляющий богатого имения) дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практически наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. Отец научил его, что главное в жизни это деньги, строгость и аккуратность.
Слово учителя: Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие как проходило детство Штольца, как шел процесс его воспитания.
Чтение эпизода (Прощание с отцом) по ролям
-Какое впечатление производит на вас эта сцена?
-Как можно прокомментировать это?
— Чему научил его отец? Что чувствовал Штольц?
Автор создает Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца все иначе. Его воспитание- трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь.
Штольц- Stolz «гордый». Оправдывает ли он свою фамилию?
… обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет.
С 8 лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердер, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричным, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака»
Мечта. Прозябание и сон- пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть», и «как- нибудь»,и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение).»Лежанье у Ильи Ильича не было необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
см. в 8-й главе первой части
— Чего же больше боялся Штольц?
Мечты, воображение («оптический обман», как говорил Штольц, были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел «настоящий взгляд на жизнь». Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве, энергия и бурная деятельность – активное начало. «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать его в Бельгию или Англию агента- посылают его; нужно написать какой – нибудь проект или приспособить новую идею к делу- выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает- бог весть».
Что значит жизнь и какого назначение человека по Штольцу?
-«Прожить четыре времени года, т.е. четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, ни пролив ни одной капли напрасно…»
Слово учителя: 3-4 главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор- спор, где столкнулись взгляды, позиции герое. Суть спора – как жить?!
— Как возникает спор? (недовольство Обломова пустой жизнью общества)
-Когда наступает перелом в споре? (трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это «обломовщина»; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как «образ, содержание, стихия и цель жизни»)
Слово учителя о смысле жизни.
«Жизнь: хороша жизнь!»- говорит Обломов,- «Что там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества. Разве не спят всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?
Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше?» И идет! Без Обломова…
Прижить жизнь счастливо; так, чтоб она «не трогала»
«Труд- образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей»
Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогла не утруждаться.
Штольц хочет иметь «простой, тоесть прямой, настоящий взгляд на жизнь- вот что было его постоянною задачею…», «выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…».
—С кем из героев, и на каком этапе спора вы готовы согласиться?
— Есть ли один ответ на этот вопрос?
Ответ учащихся, что оба принципа имеют право на существование
В разговорах (спорах) часто последнее слово автор дает Штольцу, но создается ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдаётся и садиться с Обломовым и Захаром).
Вопрос учителя Чья философия позитивна и конструктивна?
Обломов: покой. Штольц- постоянно в движении
Обломов- сон, бездействие. Штольц – равновесие
Обломов- мета – «скорлупа, обман» Штольц- он боялся всякой мечты, идеал бытия
Обломов- страх перед обстоятельствами. Штольц- причину всякого сострадания
Обломов- бесцельность существования. Штольц- настойчивость в достижение цели
Обломов- труд- наказание Штольц- труд- образ жизни, стихия, содержание,
-Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?
А может быть Обломов прав: люди ищущие смысл в светской жизни- мертвецы, такая жизнь- бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!
Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?
Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?
Оцените критически жизненное восприятие Обломова и Штольца.
-Чью позицию вы считаете приемлемой для себя?
Какие ценностные установки (кого из героев) вы возьмете в свой жизненный багаж?)
Какими оказались наши герои в любви? Выдержали испытание любовью или нет?
Обломов отказался от любви. Он выбрал покой. «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Испугался, ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такую, какую ему подарила Агафья Пшеницына)
Штольц любил не сердцем, а разумом «выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении». Ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил ее за границей, рад, что она его слушает и даже замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть.
-Какими мы наблюдаем наших герое в дружбе и в отношениях с окружающими?
Есть знакомые, но нет ни одного друга, кроме Штольца.
Друзей у Штольца всегда и везде было много – люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям- личностям, искренним и порядочным.
Добрый, ленивый, больше всего беспокоит собственный покой. Для него счастье- это полный покой и хорошая еда. Он провидит жизнь на диване, не снимая халата, ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мере снов и мечтаний, поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости.
Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой, благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. Сформировался настоящий «железный» характер, но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь. Перед нами суховатый рационалист.
Вопрос: Обломов и Штольц- двойники или антиподы?
Да, автор романа Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою.
Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?
— Обломов умирает, оставив сына
— Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание ьрату, считая это благом для сына.
— Ольге очень плохо (не хватает Обломова) нет любви, а без нее жизнь лигена смысла.
— Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга. Обломов был для него «золотым сердцем».
Все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!
Слово учителя: я предлагаю вам уже сейчас готовить себя к дальнейшей взрослой самостоятельной жизни. Возьмите в свой жизненный багаж от Андрея Штольца энергичность, ум, целеустремленность, твердость характера, благоразумность, волю, но не забудьте и о душе, взяв у Ильи Обломова- доброту, честность, нежность, романтичность.
Домашнее задание ( индивидуально)
Рассказ об Ольге Ильинской (гл5)
Развитие отношений Ольги и Обломова (гл.6-12)
«Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц»
Разработка урока по литературе на тему «Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц»
Просмотр содержимого документа
««Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц»»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Николаевская школа» Симферопольского района Республики Крым
на тему «Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц»
Разработал: Кузьмина Юлия Владимировна
пгт Николаевка, 2018
Тема урока «Два вектора русской жизни в романе И.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц.»
Дата проведения 22.11.2017
выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца);
развивать навыки характеристики литературных персонажей, исследовательские навыки, логическое мышление;
воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся.
портрет И.А. Гончарова,
текст романа «Обломов»,
тетради для работ по литературе,
Учащиеся должны знать:
содержание романа И.А. Гончарова «Обломов»;
основную мысль произведения;
Учащиеся должны уметь:
правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;
выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста;
обобщать и систематизировать учебный материал;
совершенствовать навыки работы с текстом;
делать выводы и связывать их в монологическое высказывание.
Проверка д.з.( И.А. Гончаров «Обломов», образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, гл 1-4. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова)
Сообщение темы и цели урока.
Подготовка к восприятию произведение. Работа по плану урока.
Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, И.А. Гончарова «Обломов» (ч.2, гл 1-4.)
Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка д.з.)
Сопоставить характер Штольца с характером Обломова: Вам необходимо сравнить этих герое, выяснить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Мы сегодня с Вами рассмотрим один из проблемных вопросов произведения :
Давайте определим лексическое значение слов антипод и двойник.
2. Словарная работа.
Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим ( и о мужчине и о женщине).
Вопрос учителя. Каково ваше восприятие об Обломове и Штольце?
Наше знакомство с Обломовым уже состоялось на предыдущих уроках. Мы выяснили, что наш герой… …… ответ учащихся медлителен, ленив, не сосредоточен.
А как нас знакомит автор с Андреем Штольцом? Так же как с Обломовым или иначе
Ответ учащихся: О Штольце мы узнаем еще в первой части романа, до его появления перед читателями, т.е.заочно:
— в связи с гостями Обломова, которые Илье Ильичу «не по сердцу», в отличие от друга детства – Андрея Ивановича Штольца, которого «любил искренне»;
— в связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлимой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;
— Штольц появляется и во «Сне Обломова»
Рассмотрим все особенности героев:
«… лет тридцать двух- трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи,… во всем теплился ровный свет беспечности».
…ровесник Обломову, «худощав, щек у него вовсе нет, цвет лица ровный, кожа смуглая и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные». «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». От него исходит мужественность и здоровье.
..из богатого дворянского рода с патриархальными традициями, его родители как и деды, ничего не делали: за них работали крепостные. Истинно русский человек, дворянин
( или из небогатой семьи, наполовину русский, не дворянин)
Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как нибудь по –дешевле, с разными хитростями». Приучили к праздности и покою ( не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в Обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства, в семье был куль еды, а после еды- крепкий сон. Обломова даже не пускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий и подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из-за боязни, что мальчик «упадет, расшибется или простудиться, его лелеяли».Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая»
Отец (обрусевший немец, управляющий богатого имения) дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практически наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. Отец научил его, что главное в жизни это деньги, строгость и аккуратность.
Слово учителя: Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие как проходило детство Штольца, как шел процесс его воспитания.
Чтение эпизода (Прощание с отцом) по ролям
-Какое впечатление производит на вас эта сцена?
-Как можно прокомментировать это?
— Чему научил его отец? Что чувствовал Штольц?
Автор создает Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца все иначе. Его воспитание- трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь.
Штольц- Stolz «гордый». Оправдывает ли он свою фамилию?
… обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет.
С 8 лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердер, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричным, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака»
Мечта. Прозябание и сон- пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть», и «как- нибудь»,и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение).»Лежанье у Ильи Ильича не было необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
см. в 8-й главе первой части
— Чего же больше боялся Штольц?
Мечты, воображение («оптический обман», как говорил Штольц, были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел «настоящий взгляд на жизнь». Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве, энергия и бурная деятельность – активное начало. «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать его в Бельгию или Англию агента- посылают его; нужно написать какой – нибудь проект или приспособить новую идею к делу- выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает- бог весть».
Что значит жизнь и какого назначение человека по Штольцу?
-«Прожить четыре времени года, т.е. четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, ни пролив ни одной капли напрасно…»
Слово учителя: 3-4 главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор- спор, где столкнулись взгляды, позиции герое. Суть спора – как жить?!
— Как возникает спор? (недовольство Обломова пустой жизнью общества)
-Когда наступает перелом в споре? (трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это «обломовщина»; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как «образ, содержание, стихия и цель жизни»)
Слово учителя о смысле жизни.
«Жизнь: хороша жизнь!»- говорит Обломов,- «Что там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества. Разве не спят всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?
Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше?» И идет! Без Обломова…
Прижить жизнь счастливо; так, чтоб она «не трогала»
«Труд- образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей»
Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогла не утруждаться.
Штольц хочет иметь «простой, тоесть прямой, настоящий взгляд на жизнь- вот что было его постоянною задачею…», «выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…».
—С кем из героев, и на каком этапе спора вы готовы согласиться?
— Есть ли один ответ на этот вопрос?
Ответ учащихся, что оба принципа имеют право на существование
В разговорах (спорах) часто последнее слово автор дает Штольцу, но создается ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдаётся и садиться с Обломовым и Захаром).
Вопрос учителя Чья философия позитивна и конструктивна?
Обломов: покой. Штольц- постоянно в движении
Обломов- сон, бездействие. Штольц – равновесие
Обломов- мета – «скорлупа, обман» Штольц- он боялся всякой мечты, идеал бытия
Обломов- страх перед обстоятельствами. Штольц- причину всякого сострадания
Обломов- бесцельность существования. Штольц- настойчивость в достижение цели
Обломов- труд- наказание Штольц- труд- образ жизни, стихия, содержание,
-Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?
А может быть Обломов прав: люди ищущие смысл в светской жизни- мертвецы, такая жизнь- бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!
Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?
Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?
Оцените критически жизненное восприятие Обломова и Штольца.
-Чью позицию вы считаете приемлемой для себя?
Какие ценностные установки (кого из героев) вы возьмете в свой жизненный багаж?)
Какими оказались наши герои в любви? Выдержали испытание любовью или нет?
Обломов отказался от любви. Он выбрал покой. «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Испугался, ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такую, какую ему подарила Агафья Пшеницына)
Штольц любил не сердцем, а разумом «выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении». Ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил ее за границей, рад, что она его слушает и даже замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть.
-Какими мы наблюдаем наших герое в дружбе и в отношениях с окружающими?
Есть знакомые, но нет ни одного друга, кроме Штольца.
Друзей у Штольца всегда и везде было много – люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям- личностям, искренним и порядочным.
Добрый, ленивый, больше всего беспокоит собственный покой. Для него счастье- это полный покой и хорошая еда. Он провидит жизнь на диване, не снимая халата, ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мере снов и мечтаний, поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости.
Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой, благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. Сформировался настоящий «железный» характер, но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь. Перед нами суховатый рационалист.
Вопрос: Обломов и Штольц- двойники или антиподы?
Да, автор романа Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою.
Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?
— Обломов умирает, оставив сына
— Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание ьрату, считая это благом для сына.
— Ольге очень плохо (не хватает Обломова) нет любви, а без нее жизнь лигена смысла.
— Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга. Обломов был для него «золотым сердцем».
Все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!
Слово учителя: я предлагаю вам уже сейчас готовить себя к дальнейшей взрослой самостоятельной жизни. Возьмите в свой жизненный багаж от Андрея Штольца энергичность, ум, целеустремленность, твердость характера, благоразумность, волю, но не забудьте и о душе, взяв у Ильи Обломова- доброту, честность, нежность, романтичность.
Домашнее задание ( индивидуально)
Рассказ об Ольге Ильинской (гл5)
Развитие отношений Ольги и Обломова (гл.6-12)