обломов его мечты и идеал жизни

“Мечта и реальность” (Обломов)

Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году и стал знаковым в русской литературе, породив такой термин, как «обломовщина». Главный герой Илья Ильич Обломов является олицетворением лени, апатии и нежелания меняться. Он мечтает о лучшей жизни, но и существующая реальность его полностью устраивает. Какова же мечта и реальность Обломова?

Краткое содержание романа

Илья Ильич Обломов – барин, которому едва исполнилось 32 года. Вся его жизнь сосредоточена на простых удовольствиях. Он любит вкусно поесть, поспать, полежать, размышляя о бренности бытия. Его жилище неопрятно, хозяйство неустроено. Его самый преданный слуга Захар то и дело норовит «забыть» вернуть сдачу.

Жизнь Обломова похожа на сонное царство. Все меняется, когда к нему приезжает друг детства Андрей Штольц. Этот деятельный и активный человек вытаскивает Илью Ильича из его привычной рутины и окунает в реальный мир. Они начинают посещать приемы, Штольц знакомит главного героя с певицей Ольгой Ильинской. Обломов влюбляется и понимает, как же хороша реальная жизнь.

Но столкнувшись с первыми трудностями, главный герой начинает сомневаться в своих чувствах и чувствах девушки. Сначала он не хочет, чтобы о них ходили слухи до свадьбы и старается с ней все меньше видеться, а потом и вовсе отстраняется от нее. Ольга тяжело переживает метания Обломова. В конце концов главный герой устает от постоянных переживаний и волнений и принимает решение отложить свадьбу на неопределенный срок.

Ольга покидает Россию, а через некоторое время встречается со Штольцем, они женятся, и у них рождается ребенок. Тем временем Обломов привыкает к жизни с Агафьей Пшеницыной, у которой снимает квартиру. Они женятся и у них рождается сын. Через несколько лет Обломов умирает, а его сына берут на воспитание Штольцы.

Мечты Обломова

Несмотря на свою пассивность, Обломов имеет мечту. Он хочет счастливо жениться, стать отцом. Мечтает он и о путешествиях в дальние страны. Однако, чтобы осуществить эти мечты, от Обломова требуется хоть какая-то активность. Он же предпочитает проводить все время на диване.

Заботит Илью Ильича и состояние его поместья. Но он не хочет разбираться в скучных хозяйственных делах, поэтому его имение все больше и больше приходит в запустение.

Обломов мечтает, чтобы в его жизни все было так как в детстве. Это наглядно можно проследить в главе «Сон Обломова». В своем сне он абсолютно счастлив. В нем он предстает перед читателем мальчишкой, которого все балуют и обхаживают. Жизнь в деревне течет очень размеренно и спокойно.

Корень его лени и апатии лежит в отношении родителей к нему. Его слишком сильно опекали: не разрешали исследовать окружающий мир, не отпускали на занятия в школу при малейшей простуде. В атмосфере такой гиперопеки и сформировалась личность Обломова, личность человека, неспособного принимать самостоятельные решения и следовать им.

Реальность Обломова

Реальность и мечты Обломова в романе сильно различаются. Его реальность заключается в постоянном лежании на диване и нежелании сделать хоть что-нибудь. Он живет в доме, где водятся клопы, а по углам образовалась паутина. Его не волнует внешний облик ни себя самого ни своего хозяйства.

Обломов, имея 350 душ и небольшие сбережения, проживает бесполезную жизнь, хотя мог бы добиться больших высот в службе или, например, в науке.

Такому человеку, как Обломов для активной деятельности необходимо воздействие извне. Таким воздействием для него был Андрей Штольц и Ольга Ильинская, но когда они исчезли из его жизни, он опять погрузился в свои несбыточные мечты.

Источник

Мечты Обломова

Гончаров начал писать роман “Обломов” в 1857 году. В 1859 году произведение вышло в свет. В данной статье рассматривается образ Обломова и такое понятие, как “обломовщина”.

Образ Обломова

Что же представляет собой образ человека, имя которого автор вынес в название романа? Этим именем и сейчас называют людей определенного типа. Каков же он?

Открывая роман, мы попадаем в дом главного героя, где все покрылось пылью, все разваливается. Первая часть романа представляет собой описание одного дня из жизни Ильи Ильича Обломова. Он все свое время проводит на диване. Время течет равномерно, не нарушая его покой. Погружаясь в мир этого дня, читатель невольно задается вопросом: неужели так было всегда? Оказывается, в прошлом Обломов посещал службу, но это занятие ему наскучило, и он вышел в отставку, решив заняться устройством дел в имении. Но герой только строит планы, он не способен приняться за дело. Дом Обломова посещают разные люди, но деятельность, которой они занимаются не привлекает его внимания. Он считает этих людей несчастными.

Ближайшим его другом является Андрей Штольц, характер и отношение к жизни которого противоположно обломовскому. Штольц живет “для труда”. Он и знакомит Обломова с певицей Ольгой Ильинской.

В душе главного героя возникает конфликт из-за чувств к Ольге. Его изматывает борьба противоречивых чувств, которая заканчивается выбором покоя.

В последней части романа герой все-таки обретает свою любовь. Ее подарит встреча с Агафьей Пшеницыной. Именно с ней Обломов сможет вести тот образ жизни, который близок его душе.

К какому же выводу приходит главный персонаж в конце романа? “Мне давно совестно жить на свете!”- признается он Штольцу.

Характер Обломова

Илья Ильич Обломов – апатичный и бездеятельный человек. Он готов проводить в безделье все свое время. Его не волнует ни состояние его дома, ни состояние поместья. Для того, чтобы Обломов “ожил” необходимо внешнее влияние. Такое внимание на него оказывают его друг Андрей Штольц и возлюбленная Ольга Ильинская. Но как только они исчезают из его жизни, главный герой опять возвращается в свое привычное скучающее состояние.

Неспособность и нежелание Обломова вести активный образ жизни происходит из его детства, что становится понятным при прочтении восьмой главы первой части романа, повествующей о сне Обломова. Помещичий уклад жизни, барское безделье сформировали характер Обломова. Эта неспособность и нежелание продуктивной деятельности и есть обломовщина.

Мечты Обломова

Всю свою жизнь проводит в мечтах. Мечты Обломова подразумевают тихую спокойную жизнь с красавицей-женой и детьми. Он мечтает поехать заграницу, путешествовать с другом и своей возлюбленной, наладить быт в своем имении. Как может заметить читатель, все его мечты вполне осуществимы. Нужно лишь немного приложить усилий. Но проблема мечты Обломова состоит в том, что главный герой не хочет прикладывать даже малейших усилий, чтобы добиться желаемого результата.

На некоторое время его вдохновляет своей бурной деятельностью друг детства Андрей Штольц. Он берет Облоиова с собой на различные приемы, знакомит с интересными людьми. Но Обломов очень быстро устает от такой деятельности, ему кажется все происходящее слишком сложным. Он придумывает тысячу причин, чтобы не видеться со своей когда-то обожаемой Ольгой. В одной из бесед Ольга спрашивает Обломова: “Отчего погибло все?

Источник

Анализ эпизода спора Обломова и Штольца об идеале.

Жизнь в горизонтальном положении

Илья думает о настигших его несчастиях. Так мужчина называет хлопоты, связанные с делами в имении, доставшемуся от родителей, и поиском новой квартиры.

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Приказы старому лакею Захару он отдает в кровати. Гостей, часто навещавших его, барин принимает лежа, в старом штопаном халате.

Приходят и бывшие сослуживцы Обломова. А он вовсе не стремится показаться с лучшей стороны, встречая их бодрым и в прекрасном здравии. Молодым, красивым мужчинам он всегда жалуется на здоровье.

Стремления и достаток

Илья Обломов
в свои тридцать два года абсолютно ничего не нажил самостоятельно. Службу он оставил из-за глупой допущенной ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простое поручение. Проживает в съемных апартаментах. Имение, доставшееся в наследство от родителей, претерпевает убытки, не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых вопросах. Не пытается что-то успевать и создавать в жизни. Лежит на диване, постоянно пребывая в сонном состоянии.

«служил, уйдя в отставку, занялся собственными делами и нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Не допускает промахов в работе. Достиг уважения в обществе и материальных благ, благодаря собственным усилиям. «Беспрестанно пребывает в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию — отправляют его. Следует создать новый проект или разобрать новую идею — выбирают Штольца».

Беспорядок в квартире и в душе

Редко выходит из дому. Приглашения знакомых посетить светские рауты он отвергает. Оправдывает отказ плохим самочувствием, ячменями, сквозняками и сыростью, которая ему противопоказана.

«Когда пребывал дома — почти всегда лежал, и все в одной комнате».

Его лучший друг Андрей Иванович Штольц сравнивает Обломова с животным, постоянно пребывающим в темном логове.

«Неужели к подобному быту ты готовил себя, чтоб спать, как крот в норе?».

Захар докладывает Андрею, что давно начистил обувь хозяина, а сапоги стоят нетронутыми.

Просыпается он поздно. Ест и пьет чай в постели. Носки ему помогает одевать лакей. Домашние туфли стоят возле кровати, чтобы опустив ноги было легко попасть в них. Обломов очень ленив. Никогда не приберет за собой. В его комнате находятся горы грязной посуды, которую мужчине сложно отнести на кухню. С детства в его семье было заведено спать днем. Илья и сейчас придерживается подобного распорядка.

«После обеда ничего не могло нарушить сна Обломова. Он обыкновенно ложился на диване на спину».

обломов его мечты и идеал жизни. Смотреть фото обломов его мечты и идеал жизни. Смотреть картинку обломов его мечты и идеал жизни. Картинка про обломов его мечты и идеал жизни. Фото обломов его мечты и идеал жизни

Положительные перемены

После знакомства с Ольгой Ильинской Обломов меняется в лучшую сторону. Он окрылен новыми чувствами. Любовь придает ему сил, вдохновляет.

«Он прочел несколько книг, написал письма в деревню, сменил старосту в собственном имении. Не ужинал, и уже две недели не ведает, что значит прилечь днем. Встает в семь часов. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Он весел, напевает».

Подобное состояние длились недолго. Илью вновь начинает пленить прошлая жизнь. Он понимает, что не сможет дать Ольге уверенность и силу, которую девушка ждет от него.

Образ Обломова

Я знаю немало людей, которые любят, чтобы им мешали. Помехи служат для них оправданием собственного бездействия или неудач. Не будем искать новых слов: в основном это лентяи.

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» написан более ста лет назад, но до сих пор привлекает к себе внимание читателей. В нем автор осуждает дворянскую бездеятельность и приветствует деловитость нарождающегося класса предпринимателей. В характере Обломова наиболее существенна его барская избалованность и следующая из нее бездеятельность, бессилие ума и воли. Под рукой именитого мастера изображение Обломова вылилось в широкую картину предреформенной жизни русского поместного дворянства.

Итак, Илья Ильич Обломов жил в одном из больших домов на Гороховой улице. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

Все дни от рассвета до заката Илья Ильич проводил на своем диване в мечтаниях, полудреме и сне. «На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него». «Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу».

Диван, халат и тапочки были атрибутами его лени. Все в квартире Ильи Ильича свидетельствовало об апатии хозяина: кругом пыль, грязь, паутина…

Детство его прошло в Обломовке. Рос он, «как экзотический цветок в теплице…» В Обломове воспитали лень, барство, презрение к крепостным слугам. Захар натягивал четырнадцатилетнему Обломову чулки, «а чуть что покажется ему не так, то он подает Захарке ногой в нос». Учился он кое-как, ибо учение считал «за наказание, ниспосланное небом за наши грехи». Служба Илье Ильичу не удалась, так как он не видел в ней смысла и робел в присутствии начальства.

Дальнейшую жизнь Обломов посвятил плану устройства имения и управления крестьянами. Но его порывы кончались переменой двух-трех поз на диване, наступало отрезвление, и Обломов день за днем следил, как солнце опускается за четырехэтажный дом напротив его окна.

Обломов — романтик, мечтающий о тихом семейном счастье. В своем знаменитом сне он желает того, что никогда не осуществится.

Далее автор подвергает героя испытанию любовью. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, родственную ему эстетическую натуру. Поначалу, под влиянием любви, он вылезает из халата, начинает верить в будущее, но заботы о переустройстве имения в связи с женитьбой пугают его. Обломов перекладывает ответственность с себя на Мухоярова и Затертого, жуликов и мошенников.

Но, несмотря на все недостатки Ильи Ильича, автор явно симпатизирует своему герою. Он показывает его положительные черты: нежную, восприимчивую душу. Обломов умен, по-своему опытен, чувствует ситуацию гораздо глубже, чем Ольга. Он сам разрушает свою любовь и отказывается от нее.

Илья Ильич снова возвращается к спокойной жизни, дивану и халату, отдается заботливым попечениям хозяйки квартиры.

Вторая любовь Обломова, Агафья Матвеевна Пшеницына, заботится о нем, вкусно и обильно кормит. В любви этой не было идеальной гармонии, но было бескорыстие и безграничная преданность. Были здесь и живые чувства, и мечты, и радость — но все это в пределах мироощущения Агафьи Матвеевны, в пределах тихого домика на Выборгской стороне. Все здесь напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку.

Тут автор приоткрывает еще одну положительную сторону своего героя — любовь к детям. Обломов с охотой проверяет у них домашние задания, играет с ними, ездит на праздники. Но чрезмерная опека со стороны Агафьи Матвеевны загубила все его стремления к настоящей, подлинной жизни. Он получает два апоплексических удара и умирает.

Трагизм образа Обломова в том, что борьба внутренних сил в нем самом кончается поражением. Илья Ильич не в силах возродиться к новой жизни, гибельная природа «обломовщины» предначертала его жизненный путь.

Истинное искусство должно не только нравиться, но и делать людей лучше. Я думаю, что Ивану Александровичу Гончарову это удалось.

Образ Обломова стал нарицательным для обозначения лени, безволия и равнодушия к жизни.

Жизнь с вдовой Пшеницыной

Вскоре он женится на вдове Агафье Матвеевне Пшеницыной, у которой снимает комнату в доме на Выборгской улице. Подобный типаж женщины подходит ему гораздо больше, нежели Ильинская. Агафья готова исполнять все его прихоти, ничего не требуя взамен.

«Обломов, замечая участие хозяйки в его делах, предложил, в виде шутки, взять заботы о его продовольствии на себя и избавить его от хлопот».

Умирает Илья Ильич в возрасте сорока лет. Он часто сравнивал себя со старым кафтаном, уже непригодным послужить на благо. Его малоподвижный образ жизни привел к тому, что у него так рано пошатнулось здоровье. Человеку был дан шанс изменить собственную судьбу, но лень оказалась сильнее.

Анализ эпизода спора Обломова и Штольца об идеале.

Вспомогательные вопросы к анализу данного эпизода:

· После каких обстоятельств взбунтовался Обломов против «этой вашей петербургской жизни»?

· Как на протяжении сцены обыгрываются ставшие уже привычными образы-символы (диван, халат, туфли)?

· Почему в начале спора в своих обличительных высказываниях Обломов противопоставляет два понятия: «свет» и «жизнь»? Понял ли это Андрей?

· Почему большую часть «поединка» Обломов говорит длинные речи, тогда как Штольц лишь парирует их короткими, хлёсткими ударами, подливая масла в огонь, а в процессе диалога друзья практически дважды меняются местами?

· Что считает «жизнью» каждый из героев?

· Чем отличается обрисованный Обломовым идеал от жизни Обломовки и последующего пребывания Ильи Ильича в доме Пшеницыной?

· В чём убедился Штольц?Чем он разбередил душу Обломова?

· Чем Обломов, в свою очередь, в конце сцены тронул душу Андрея?

· Почему важно заглянуть в начало следующей, 5-й главы?

Анализ эпизода (2 часть, 4 глава)

Спор друзей разразился в тот момент, когда Штольц в очередной раз зовёт Обломова куда-то ехать, что-то делать, и они целую неделю разъезжают по всяким делам. «Обломов протестовал, жаловался, спорил, но был увлекаем и сопутствовал другу своему всюду», — пишет автор. Но в очередной вечер, «возвратясь откуда-то поздно», Обломов взорвался: «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!» После вопроса Штольца: «Какая же тебе нравится?» — Обломов разразился резким, едким и длинным монологом о бессмысленной суете, в которой нет «целости» и нет человека, который «разменялся на всякую мелочь». Длинные сатирические речи Обломова изобличают и свет, и общество, и картёжные игры без «задачи жизни», и занятия молодёжи, и отсутствие «ясного, покойного взгляда», и «непробудный сон», в который погружено на самом деле суетливое и деятельное, на первый взгляд, общество. В этом монологе, лишь изредка прерываемом Андреем короткими, острыми возражениями или вопросами, обнаруживается недюжинный ум и сатирический талант Обломова.

Монолог Ильи Ильича заканчивается ключевой фразой: «Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…» На вопрос Андрея, в чём же этот идеал, Обломов нашёлся ответить не сразу, а лишь после долгого диалога с короткими репликами обоих. Штольц в этом диалоге иронично подтрунивает над неловкими попытками Обломова хоть что-то объяснить другу, но затем, видимо, раззадоренный этой иронией, Илья Ильич начинает подробно описывать то, как бы он «проводил дни свои». Это описание длинное, доброе и поэтичное, даже суховатый Штольц замечает: «Да ты поэт, Илья!» Воодушевлённый, захвативший в это время беседы инициативу Обломов восклицает: «Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Идеал Обломова не в неподвижности, в которую он, кажется, окунулся сейчас, Илья в этом рассказе наоборот очень подвижен и поэтичен, идеал этот заключается в том, чтобы всё было «по душе», искренне, честно, свободно, размеренно, «что в глазах, в словах, то и на сердце». И он, Обломов, участвует в этой жизни деятельно: составляет и дарит жене букет, ведёт разговор с искренними друзьями, удит рыбу, берёт ружьё, хотя, конечно, и в этом рассказе часто проскальзывают обломовские неподвижность и чревоугодие. «Это жизнь!» — подытоживает Обломов и тут же натыкается на альтернативный ответ: «Это не жизнь!» И именно в этот момент на сцену романа является впервые слово «обломовщина», которое произносит Штольц. Затем он при каждом новом возражении Обломова повторяет это слово в различных интерпретациях, не находя при этом более убедительных доводов против обломовской логики о том, что вся штольцевская «беготня взапуски» есть та же «выделка покоя», имеет ту же самую цель: «Все ищут отдыха и покоя».

Здесь Штольцу всё же удаётся перехватить инициативу напоминанием о совместных мечтах молодости, после чего уверенность Обломова исчезает, он начинает говорить неубедительно, с многочисленными паузами (автор использует многоточия), запинками. Он ещё вяло сопротивляется: «Так когда же жить. Для чего же мучиться весь век?» Штольц сухо и бессодержательно отвечает: «Для самого труда». Здесь так же автор не на стороне Штольца, ведь труд как самоцель действительно бессмысленен. По сути дела, герои в этот момент так и остаются при своих позициях. И здесь Штольц вновь применяет единственный выигрышный приём – ещё раз напоминает Илье о детстве, мечтах, надеждах, завершая эти напоминания опорной фразой: «Теперь или никогда!» Приём срабатывает безотказно. Обломов растроган и начинает свою искреннюю и чистую исповедь об отсутствии высокой цели, об угасании жизни, о пропаже самолюбия. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал…» Искренность Обломова разбередила душу Андрея, он словно клянётся другу «Я не оставлю тебя…» В конце 4-й главы кажется, что победа в поединке осталась за Штольцем, но в начале 5-й происходит комическое снижение и по сути дела уничтожение этой «победы».

Альтернатива Штольца «Теперь или никогда!» переходит для Обломова в гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», но вначале Обломов хочет что-то написать (начать действовать), взял перо, но в чернильнице не оказалось чернил, а в столе – бумаги, а затем, когда уже, казалось, решил ответить на гамлетовский вопрос утвердительно, «приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю, и сел опять». Отсутствие чернил и бумаги и непопадание в туфлю возвращают Обломова в прежнюю жизнь.

В эпизоде спора друзей главным оказывается вопрос о цели и смысле жизни человека, и именно этот вопрос является решающим для всего романа. Как истинный большой художник, И.Гончаров ставит этот вечный вопрос, а ответ оставляет открытым. Потому стоит признать, что никто не победил в споре друзей в рассмотренном эпизоде большого романа.

Источник

Сочинение Образ Обломова в произведении Обломов Гончарова

Очень трудно найти человека, не имеющего мечты. Они сопутствуют нам всю жизнь. Мечты бывают большими и грандиозными, маленькими и приземленными. Кто-то мечтает о красивой машине, доме, семье. А кого-то волнуют лишь текущие желания, например, съездить в отпуск. Все люди разные, с разными мечтами и желаниями, но нас всех объединяет одно – мы хотим быть счастливыми, найти свое счастье в жизни. Так хочется, чтобы все наши мечты сбывались, были частью реальности. Но, к сожалению, это происходит не всегда. Проблема мечты и реальности – «вечная» тема, актуальная и по сей день. Ее не раз поднимали многие писатели в своих произведениях. Одним из них является роман И. А. Гончарова «Обломов».

Главным героем произведения является Обломов, потомственный помещик. Он достаточно умен, хорошо образован, имеет «голубиное» сердце и чистую душу. Но, к сожалению, его жизнь не была насыщенной, его мечты не превратились в реальность. Это произошло из-за его образа жизни. Еще с детства родители Ильи внушили ему, что труд и учение – наказания, не дали ему развиться как личность, не отпуская его в школу, напрочь отрезая его от взаимодействия с другими людьми… Все это очень повлияло на психику ребенка. Он понял, что это нормально целыми днями лежать, ничего не делая.

Все мечты юности, что у него были, не сбылись попросту потому, что он не прилагал никаких усилий для их осуществления. Обломов лишь думал о них, они будто бы жили в его голове, но не появлялись в реальности. Даже когда Штольц, его лучший друг, хотел ему помочь, Илья и не думал слушать советы, доказывая свой взгляд на жизнь. Встретив Ольгу Ильинскую и влюбившись в нее, Обломов полностью поменялся-стал больше читать, гулять… Любовь вдохновила его жить по-другому. Но вскоре, сдавшись, он понял, что ему не под силу измениться, и поэтому пишет письмо девушке, говоря, что не сможет сделать ее счастливой. Сколько Ольга не пыталась переубедить Илью, у нее не получалось. Жизнь в Обломовке, месте лени и бездельничества, очень прочно отложилась в сознании главного героя. Но также огромную роль в несбывшихся мечтах Обломова сыграл его характер, ведь он мог пересилить себя, сказать «нет» лени и жить по-другому. Возможно, Илья просто боялся ответственности, поэтому жил в мечтах.

В заключение хочется сказать, что часто бывает так, что наши мечты и планы не совпадают с реальностью. Это может происходить по многим причинам, которые не зависят от нас. Но бывает, что именно человек является преградой к собственному счастью. Роман И. А. Гончарова «Обломов» повествует о судьбе человека, который не смог изменить себя и добиться своих целей, претворить мечты в жизнь.

Сочинение 2

Вот уже более 160 лет роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» является одним из самых популярных и читаемых произведений русской литературы. В этом романе мы видим переплетение очень значимых для человека тем, таких, как родственные отношения, любовь, дружба, размышление о ценности жизни.

Главный герой этого замечательного произведения – Илья Ильич Обломов. Его фамилия уже давно стала нарицательным именем существительным, обозначающим очень ленивого человека, который не живёт реальной жизнью, а только предаётся мечтаниям.

Героя мы видим человеком средних лет, ему тридцать с небольшим, то есть он уже вполне зрелый человек. Ему не чужды желания обычных людей такого же возраста, он хочет иметь большую семью, детей и домовитую красавицу-жену, желает достойно встретить старость. Но дальше мечтаний, к сожалению, дело не заходит. Он не совершает реальных действий и поступков для осуществления своих желаний. Каждый его прожитый день похож на предыдущий. Даже приход гостей не способен прервать его лени и безделья, он не желает вставать с кровати. Однажды он даже решился бросить свой любимый диван ради любви. Но, к сожалению, этому счастью не суждено было сбыться. Лень тогда уже приобрела слишком большие масштабы. Даже впоследствии, уже женившись, в душе герой остаётся прежним « Обломовым». Вся его работа заключалась в мечтаниях и грёзах, от которых он, в конце концов, уставал и засыпал. Он не хотел видеть окружающий мир. Кто же виноват в том, что герой стал таким, пришёл к такому результату? Мне кажется, виной этому являются родители. В детстве маленький Илья не отличался от других детей, он был подвижным и энергичным ребёнком. Родителям же это не нравилось. Всё должны были делать многочисленные слуги, и он, конечно, к этому быстро привык.

Автор не случайно даёт герою такую фамилию, будто само его существование – груда каких-то обломков. Он не стремится к нормальной жизни и не желает справляться с её сложностями. Также и деревня называлась по фамилии своего хозяина Обломовкой. Вся деревня и жители были окутаны скукой и ленью. К сожалению, такие Обломовки были не редкостью в то время. А их хозяева лежали на диване и ничего не хотели делать. Многие считают Обломова отрицательным героем, но я с этой точкой зрения не совсем согласен. Внутри него живёт мечтательный и добрый человек. Но обстоятельства были выше него. Он просто родился в такое время и получил такое воспитание.

Любовь и голуби, или О чем мечтали герои «Обломова». (Часть 2)

Смирился он перед тем, что не похож на героя своей мечты и благодаря этому смирению, соединенному с добротой, все-таки выдержал испытание любовью и удостоился тихого семейного счастья…

Ничем не лучше в отношениях с Ольгой проявляет себя и Обломов. Почему-то и герои романа (Ольга, Штольц), и сам Гончаров в своих письмах и записях говорят о чистоте души Обломова, о его голубиной нежности и искренности.

Сам роман говорит о другом.

Считается, что Обломов предал свою любовь к Ольге тогда, когда пошел на попятную: стал скрывать их отношения, испуганно отрицал перед слугами возможность своей женитьбы на барышне Ильинской, — словом, когда устал от своей любви.

Однако на самом деле предательство началось еще раньше — тогда, когда самой Ольги в жизни Обломова еще не было. Вся жизнь Обломова проходила в мечтах — но задумывался ли кто-нибудь, как именно рисует диванный мечтатель свою будущую семейную жизнь? Да, в его доме царит «божество» — жена, «кругом его самого резвятся его малютки», но после этого идиллического описания семейного счастья оба раза (и когда Обломов мечтает про себя, и когда озвучивает свои грезы Штольцу) возникает весьма недвусмысленный образ «деревенской бабы», манящей мечтателя своей простой красотой и доступностью: «Одна из них, с загорелой шеей, с голыми локтями

, с робко опущенными, но лукавыми глазами, чуть-чуть, для виду только, обороняется от барской ласки, а сама счастлива…» Это описание заканчивается наглядно иллюстрирующим «чистоту души Обломова» восклицанием: «Тс. жена чтоб не увидела, Боже сохрани!»

Случаев «баловства» барина с крепостными крестьянками и рождения незаконнорожденных детей история России знает много. Но удивительно, что для Обломова это предмет мечтаний, он воспринимает такой луговой адюльтер как неотъемлемый штрих в зарисовке счастливой помещичьей жизни, для которой, по его словам, он и создан («Он понял, что ему досталось в удел семейное счастье и заботы об имении»). На этом фоне сравнение Обломова с голубем звучит потаенным диссонансом — ведь голубь, как считается, выбирает себе пару на всю жизнь и хранит избраннице верность.

Но на этих игривых мечтах предательство будущей любви не кончается. Роман «Обломов» предстает перед нами каким-то чудесным хронотопом, в котором по мановению волшебной палочки — писательского пера — мечты вдруг становятся реальностью. Мы видели это в судьбе Ольги — замечаем это и в жизни Обломова. Его отношения с Ольгой и Агафьей Пшеницыной видимым образом повторяют его мечту о «двойных отношениях». Он влюблен в Ольгу и уже сделал ей предложение — и в то же самое время

он постоянно «любовался
полными, круглыми локтями
» своей квартирной хозяйки и любезничал с ней. Теми самыми локтями, которые грезились ему ранее. Таким образом, Обломов пусть и не в реальности, но на чувственном уровне изменяет Ольге задолго до их разрыва. В лучшие моменты своей жизни он и сам это понимает: после визита Ольги к нему на квартиру он вдохновлен и окрылен («Этот ангел спустился в болото, освятил его своим присутствием!») — и, как следствие, обходится с хозяйкой весьма отстраненно («Он сухо поблагодарил ее,
не подумал взглянуть на локти
и извинился, что очень занят»). Однако «локти» все-таки берут свое: после разрыва с Ольгой, когда боль утихла, Обломов сходится с Пшеницыной. Процесс его ухаживания за ней описан просто и предельно натуралистично («Корицу толку», — отвечала она, глядя в ступку как в пропасть… «А если я вам помешаю?» — спросил он, взяв ее за локти и не давая толочь… «А если я поцелую вас?» — шепнул он, наклонясь к ее щеке, так что дыхание его обожгло ей щеку. «Теперь не святая неделя», — сказала она с усмешкой. «Ну, поцелуйте же меня!» — «Вот, Бог даст, доживем до пасхи, так поцелуемся», — сказала она, не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут. Он слегка поцеловал ее в шею»).

Ранее мы говорили о том, что Ольга любила не Обломова, а свои мечты о нем и свою предполагаемую роль в его жизни. Но и Обломов оказался не на высоте. Он тоже не сумел полюбить живую Ольгу. Лежа на диване, он привык мечтать. Мечты его были возвышенны и не всегда чисты, к ним часто примешивалась та же гордость, что была и у Ольги. «Он любит вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит; выдумает войну и причину ее: у него хлынут, например, народы из Африки в Европу, или устроит он новые крестовые походы и воюет, решает участь народов, разоряет города, щадит, казнит, оказывает подвиги добра и великодушия. Или изберет он арену мыслителя, великого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая:

— Посмотрите, посмотрите, вот идет Обломов, наш знаменитый Илья Ильич!»

Красиво и возвышенно

выглядит жизнь в его мечтах. И, как свойственно грезам, это жизнь, запечатленная на вершине своего взлета. О том, что было до него и что будет после, воображение обычно умалчивает. Корень этих мечтаний Обломова, как повествует роман, в фантазиях его матери, любившей порассуждать с няньками и приживалками «о будущности Илюши», когда она делала «его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи».

Второй вариант его мечтаний — это застывшее сказочное блаженство, также берущее начало из его детских лет: «Он в бесконечный вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает

, а день-деньской только и знают, что
гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать
».

Отношения с Ольгой сначала похожи на его мечты — но затем они начинают кардинально отличаться от обоих вариантов его грез. Ольга — и соответственно его с ней отношения постоянно движутся и меняются, она не дает ему застыть в созерцании минуты блаженства, что вызывает у него понятное недовольство — ведь он-то именно к этому привык за годы лежания на диване. Кроме того, Ольга все время возвращает его от мечтаний о поэтических и прекрасных грядущих минутах и событиях к реальности, вне которой эти минуты никогда не наступят. Он во всех подробностях рисует себе, как величественно и торжественно ведет Ольгу к алтарю — или как, объявив всем близким о предстоящей свадьбе, он закричит «от радости на весь мир, так закричит, что мир скажет: «Обломов счастлив, Обломов женится!» (немножко похоже на крики толпы из его прежних мечтаний). А Ольга пытается подвигнуть его на какую-то мелкую и обыденную в его глазах деятельность: съездить в палату оформить нужные документы, поехать в Обломовку и разобраться с текущими делами. Для Ольги эти его действия — начало воплощения ее мечты; для Обломова они — крушение его мира грез. Столкновение неизбежно, компромисс невозможен, потому что ни у него, ни у нее нет на него нравственных сил. Критики обычно называют это «Обломов не выдержал испытания любовью». Но, как мы уже говорили, и у Ольги, и у Обломова это была не любовь.

Однако роман «Обломов» на самом деле — это роман о том, что настоящая, беззаветная, самоотверженная любовь существует. И что такая любовь действительно может творить чудеса, причем даже не замечая этого.

Агафья Матвеевна полюбила Обломова. Без всякой поэзии и рефлексии, без сирени и длинных писем. Ничего не ища от него, ничего не требуя взамен. Полюбила ради него самого — такого, какой он есть. В трудную минуту спокойно пошла на жертву (заложив свои вещи, чтобы кормить его так, как он привык), даже не осознавая, что это жертва. Просто любимому было плохо, и нужно было сделать все, чтобы ему снова стало хорошо.

Она постоянно заботилась о нем — это было формой и содержанием ее любви (когда он первый раз поцеловал ее, ее реакцией было: «Смотрите, просыплю корицу; вам же нечего будет в пирожное положить», и сразу затем «Что это у вас на халате опять пятно. Скиньте да дайте скорее, я выведу и замою»).

Как подчеркивается в романе, в сожительстве с вдовой Пшеницыной Обломов воплотил сонное царство своей родной Обломовки и одновременно достиг того статичного блаженства, о котором нашептывали ему грезы («Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре»). Агафья Матвеевна любила Обломова именно как барина, и все то, чем он так гордился в своем происхождении и воспитании и с чем так боролись Ольга и Штольц, здесь вновь, как в далеком детстве, получило законное право на существование. Постепенно он все более погружается в это умиротворенное счастье, сокровенное от бед и ненастья Большой Жизни (вспомним знаменательную фразу из описания Обломовки: небо там «распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтобы уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод»). Он много ест, много спит, проверяет уроки детей, наблюдает за их играми — и главное, он даже перестает мечтать. Катастрофа? По роману, да. А может, наоборот, обретение самого себя? Обломов наконец начинает жить в реальности — по-барски, лениво, но жить, а не витать в облаках.

Когда возникает угроза повторного апоплексического удара, любящей жене удается незаметно поменять его режим так, чтобы хоть немного уменьшить опасность: она готовит невредные, хоть и не любимые Обломовым блюда и умудряется накормить его ими, всякими безобидными хитростями заставляет его гулять по улице… Дети, и родной, и приемные, любят его, в доме царят мир и тишина. Своим существованием он озарил жизнь самой Агафьи и ее детей, Агафья пробудилась от животного безразличия, обрела смысл существования, который сохранила и после смерти Ильи Ильича («Теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… на всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет…») — разве это плохой результат прожитой им жизни?

Переломный момент в жизни Обломова был тогда, когда Штольц предлагал ему бросить дом Пшеницыной и уехать с ним и Ольгой. Перед Штольцем Обломов стыдится своего нового положения, но, стыдясь, он не предает его, как предавал в свое время Ольгу, боясь на прогулках, что общие знакомые застанут его с ней. Сейчас он, хоть и смущаясь, ведет себя мужественно:

«- Илья, Илья! Беги отсюда, пойдем, пойдем скорее! Как ты пал! Эта женщина… что она тебе…

— Жена! — покойно произнес Обломов.

— А этот ребенок — мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе! — досказал Обломов разом и покойно перевел дух».

Найти в себе силы защищать то, что тебе дорого, зная, что встретишь неодобрение и непонимание со стороны человека, мнением которого ты дорожишь, — разве можно это назвать духовной деградацией? Наоборот, сердце Обломова к концу жизни очистилось от наносной грязи выдуманной жизни, основанной на гордости, он увидел себя настоящего, смирился перед тем, что он не похож на героя своей мечты и благодаря этому смирению, соединенному с добротой, все-таки выдержал испытание любовью и удостоился тихого семейного счастья, голубиного

счастья, вызвавшего в свое время отвращение у Ольги («Мы стали бы жить изо дня в день, ждать Рождества, потом масленицы… ложились бы спать и благодарили Бога, что день скоро прошел, а утром просыпались бы с желанием, чтоб сегодня походило на вчера… Разве это жизнь? Я зачахну, умру… ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая»). Такого счастья, какое было, например, у гоголевских старосветских помещиков — неброского, совсем не картиночно-красивого, но подлинного и по-настоящему чистого.

Обломов в одноименном романе

Гончарова волновало будущее России на фоне трагедии дворянского сословия заключенной в бездеятельности и бессмысленности их существования. Обломов и является представителем той части помещиков, что воспитаны в крепостнических нравах с их паразитическим образом бытия.

По внешнему виду Обломова можно определить, что это человек добрый, с мягким характером. Ему чуть более 30 лет, среднего роста. В его молодые годы должна бы преобладать энергичность и деятельность. Но в случае с Обломовым преобладает лень и бездеятельность. Что же привело его к такой беспросветной жизни?

Детство Ильи прошло в родовом имении. Отец и мать сильно баловали его, не разрешали ничего делать, даже одевали его слуги, чтобы ребенок не переутомился. Главное в их воспитании было то, чтобы ребенок хорошо поел. Да и сами родители вели аскетический образ жизни, что не служило примером для подрастающего сына. Он с трудом получил образование, пытался работать, но ему это было в тягость, и он уволился.

Живя в Петербурге, он окончательно обленился и главным в его жизни стал диван, с которого ему лень было подняться, даже если кто-то приходил. Илья вел замкнутый образ жизни, основой чего была тишина и покой, а еще лень. Ему лень было пойти в гости, что-то сделать даже для себя. В доме было не убрано, кругом грязь и пыль. Жил он за счет имения, где трудились 300 крепостных. Все свое свободное ото сна время проводил в мечтаниях о том, чтобы улучшить положение дел в имении, но ничего не предпринимал для внедрения своих планов в жизнь.

Эгоизм Обломова привел к нравственному и духовному падению, к инертности и бездеятельности.

Но не все так плохо в этом образе. Илье свойственно быть добрым и отзывчивым, порой даже романтичным и способным любить. Встреча с Ольгой Ильинской внесла некоторые коррективы в его однообразную жизнь. Он начал много читать, даже сменил свои комнатные туфли на сапоги, чтобы понравиться избраннице. Но его лень и боязнь чего-то нового рушили все эти начинания.

Доброта Ильи показана и в случае женитьбе на вдове Агафье. В этом браке Обломова все устраивало, ведь от него ничего не требовалось. Он продолжает вести прежний образ жизни, а его доверчивость и лень есть причиной того, что его обворовывают брат жены с Тарантьевым, оставив ни с чем.

Все хорошие качества, заложенные в Илье, поглотила «обломовщина». Его жизнь – это пример превращения человека в морально опустошенную личность, чему способствовала крепостническая среда обитания.

Другие темы: ← Сравнение Обломова и Штольца↑ ГончаровИспытание любовью Обломова и Штольца →

Реальность и мечты

Важной чертой обломовщины представляется постоянное противопоставление реальности и мечтам. Классическая философия определяет реальность как то, что оказывает сопротивление. У Обломова недостает сил и воли, чтобы преодолевать сопротивление реальности. Поэтому герой погружен в чтение книг, в отождествление себя с книжными персонажами, в воображение. Там, в глубинах воображения, Обломов прокручивает картины возможной жизни: имение в деревне, супруга, хозяйство. Однако ни одно из этих мечтаний не воплотится в реальность. Обломовщина – это образ, которому суждено навсегда остаться проектом без реализации.

Причины пассивности Обломова – разные. Одна из причин – детство и специфика воспитания героя. Штольц – персонаж активный, человек, который путешествует, познает мир. Илья Ильич тоже мечтал жить так, как Андрей, однако родители препятствовали этому. Отец и мать Обломова тоже отличались апатичностью, отчужденностью от действительности, пассивностью и инертностью. Сына окружали любящей, тихой, спокойной атмосферой, в которой не было места проблемам и приключениям. Аристократы этого периода занимали себя бессмысленными, далекими от продуктивности делами, расценивая труд как неподобающее занятие, как грех и наказание. Деградация физических способностей сопровождается деградацией духовного потенциала.

Обломовщина как явление и симптом описана также русским литературным критиком Николаем Добролюбовым в работу под названием «Что такое обломовщина?».

Обломовщина сквозь призму критики Добролюбова

Литературный критик и публицист Николай Добролюбов считает, что корни обломовщины погружены в традиционный уклад крепостной жизни в России. Писатель рассматривает период в российской истории до 1861 года, то есть до крестьянской реформы, проведенной императором Александром Вторым.

обломов его мечты и идеал жизни. Смотреть фото обломов его мечты и идеал жизни. Смотреть картинку обломов его мечты и идеал жизни. Картинка про обломов его мечты и идеал жизни. Фото обломов его мечты и идеал жизни

Не зря Добролюбов называет симптомы, описанные в романе Гончарова, знаменьями времени. Это значит, что писатель создал необычное и актуальное произведение для своего времени, сумев отразить на страницах романа образ живого современного русского человека. Критик рассматривает явление обломовщины через призму социальной специфики жизни россиян.

Обломовщина выступает аллегорией крепостничества, отношений, господствующих в российском обществе дореформенного периода. Социальные особенности крепостного права Гончаров, по мнению Добролюбова, отразил в образе Ильи Ильича Обломова. С первых страниц персонаж предстает праздным человеком, проводящим большую часть времени в постели. Излюбленное и, пожалуй, единственное значимое и ощутимое занятие главного героя – это возлежание на диване.

Образ Обломова и стиль жизни как симптом эпохи

Более близкое знакомство с центральным персонажем романа Гончарова позволяет читателю лучше узнать Обломова. Илья Ильич перешагнул рубеж тридцатилетия. Однако герою незнаком труд и работа, требующая физических усилий. Труд – это дело крестьян, слуг, а дело барина, считает Обломов, – отдыхать и размышлять о высоких материях.

В мыслях Обломова – идиллия. Герой мечтает о лете, о вкусностях и увеселениях, которые ждут в родной деревне, в родовом поместье. Все проекты героя остаются исключительно мечтами, потому что Илья Ильич не собирается предпринимать что-либо для реализации образов, возникающих в голове. Это абсолютно нормально для аристократа, для барина – ничего не уметь. Стиль барской жизни сопровождается обязательными атрибутами: это кушетка и домашние мягкие тапочки, бессменный халат как символ времяпрепровождения Обломова.

Домашняя одежда, которая постепенно превращается в неряшливые лохмотья, символизирует равнодушие, апатию, лень, вялость. Илья Ильич не любит выходить за порог дома. Социальная изоляция Обломова способствуют сокращению круга общения главного героя: у читателя создается впечатление, что Илья Ильич общается только с Захаром. Другие посетители, вроде Андрея Штольца, скорее врываются в жизнь Обломова, нарушая размеренный и рутинный ход будней мужчины.

Популярные сочинения

Жизнь в горизонтальном положении

Илья думает о настигших его несчастиях. Так мужчина называет хлопоты, связанные с делами в имении, доставшемуся от родителей, и поиском новой квартиры.

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Приказы старому лакею Захару он отдает в кровати. Гостей, часто навещавших его, барин принимает лежа, в старом штопаном халате.

Приходят и бывшие сослуживцы Обломова. А он вовсе не стремится показаться с лучшей стороны, встречая их бодрым и в прекрасном здравии. Молодым, красивым мужчинам он всегда жалуется на здоровье.

Обломов и Агафья Пшеницына

Для Андрея Ивановича Пшеницына «простая баба», воплощение той «ямы», куда упал Обломов. Но так ли судит о ней автор? Ведь самые проникновенные, задушенные страницы романа Гончаров посвящает Агафье Матвеевне. Труд для неё естественная стихия жизни, притом он не наказание, как для обломовцев, не самоцель, как для Штольца, не мечта, как для Ольги. Труд Агафьи Матвеевны — добровольный и радостный, согретый любовью к близким людям. Их благо — цель и смысл её неустанной деятельности. Она не мечтает о благе всего человечества, но ближние — предмет её неусыпных забот. Свои дети, Обломов, дети «братца» — всегда найдутся те, кто нуждается в её трудах.

В сне Обломова не было объяснения одному: как живёт, за счёт чего существует Обломовка. Один только сказочный образ Милитрисы Кирбитьевны — щедрой дарительницы незаработанного хлеба. Вся неведомая Обломову крестьянская трудовая Россия прячется для него за этим волшебным персонажем. Это образ чудной жены и одновременно матери. Мечта о ней — мечта о вечном детстве под покровительством женских ласковых рук. В реальной жизни Милитриса Кирбитьевна воплощается в Агафью Матвеевну Пшеницыну. Окружённый её бескорыстной любовью, Обломов обретает свою Обломовку, своё утраченное детство и тихо погружается в сладкий младенческий вечный сон.

Гончаров, как всегда, не даёт нам однозначного ответа, какая любовь, по его мнению, «настоящая»: требовательная и взыскательная любовь Ольги или всепреемлющая и жертвенная Агафьи Матвеевны. Он показывает явление в развитии — от истока до результата, предоставляя выбор читателю.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Обломов и Штольц

Повидавший множество людей Штольц нигде не находит равного Илье Ильичу по доброте и душевной открытости. Обломов следует за Штольцем не по одной мягкотелости, но потому, что признаёт его правоту, хранит верность идеалам юности, объединявшим друзей (часть 2, глава 4). Декларируя высокие идеалы, Штольц на практике предлагает другу жизнь петербургского дельца или расчётливого помещика, направленную на достижение личного благополучия, а вовсе не «общего блага», о котором они мечтали в молодости. Оценить глубину и силу обломовского отрицания этих буржуазных идеалов поможет цитата М. М. Пришвина: «Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя… и т. д.»

Сопоставление героев помогает увидеть особую внутреннюю силу Обломова: силу сопротивления чуждому идеалу, способность не подчиняться стереотипам господствующей морали, быть верным собственному пониманию нравственных норм. Женитьба Ильи Ильича на Пшеницыной, ужасная с точки зрения Штольца, показывает, что Обломов способен действовать вполне самостоятельно и решительно, без всякого внешнего понуждения, если это в согласии с его чувствами и совестью. Не случайно в сцене последнего объяснения с Андреем Ивановичем он говорит «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли». Узость понятий, неумение глубоко проникать в душу другого человека обнаруживает здесь Штольц.

Гончаров изобразил переживания Обломова, связанные с размышлениями об искусстве, природе и любви очень ярко и подробно. О Штольце же сказано, что он любил музыку, умел наслаждаться природой, испытывал любовь, но не показано, как он слушает, как любуется природой, как переживает любовь. Нам приходится верить в совершенства Штольца без доказательств, так же как и в полезность его практической деятельности.

Ещё раз подчеркнём, что результаты нравственного поединка между Обломовым и Штольцем вряд ли можно оценить однозначно. Непривлекательность образа делового человека, способного обеспечить себя и ещё позаботиться о других, сегодня совсем не очевидна.

Проблематика

Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира. Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.

Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.

Беспорядок в квартире и в душе

Редко выходит из дому. Приглашения знакомых посетить светские рауты он отвергает. Оправдывает отказ плохим самочувствием, ячменями, сквозняками и сыростью, которая ему противопоказана.

«Когда пребывал дома — почти всегда лежал, и все в одной комнате».

Его лучший друг Андрей Иванович Штольц сравнивает Обломова с животным, постоянно пребывающим в темном логове.

«Неужели к подобному быту ты готовил себя, чтоб спать, как крот в норе?».

Захар докладывает Андрею, что давно начистил обувь хозяина, а сапоги стоят нетронутыми.

Просыпается он поздно. Ест и пьет чай в постели. Носки ему помогает одевать лакей. Домашние туфли стоят возле кровати, чтобы опустив ноги было легко попасть в них. Обломов очень ленив. Никогда не приберет за собой. В его комнате находятся горы грязной посуды, которую мужчине сложно отнести на кухню. С детства в его семье было заведено спать днем. Илья и сейчас придерживается подобного распорядка.

«После обеда ничего не могло нарушить сна Обломова. Он обыкновенно ложился на диване на спину».

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *