обломов актеры и роли
Несколько дней из жизни Обломова (фильм)
Несколько дней из жизни Обломова (фильм)
Несколько дней из жизни И.И.Обломова | |
Жанр | |
---|---|
«Не́сколько дней из жи́зни И. И. Обло́мова» — кинофильм Никиты Михалкова по мотивам романа И. А. Гончарова «Обломов».
Содержание
Сюжет
В 19 веке русские помещики жили скучно и праздно. Трудно им было найти свое место в жизни, реализовать себя как личность. Вот и главный герой фильма Илья Ильич Обломов — не хотел трудиться лишь ради приумножения своего богатства, поскольку не видел в этом для себя высокой цели. Лежа на диване и предаваясь «философским» размышлениям о смысле жизни, Обломов многое упустил в этой жизни, в том числе и свою любовь — Ольгу. Отчаявшись достучаться до его сердца, она вышла замуж за его друга Штольца.
В ролях
Съёмочная группа
Технические данные
В фильме использована музыка:
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Несколько дней из жизни Обломова (фильм)» в других словарях:
Несколько дней из жизни И. И. Обломова (фильм) — Несколько дней из жизни И.И.Обломова Жанр драма Режиссёр Никита Михалков Автор сценария Александр Адабашьян Никита Михалков … Википедия
Несколько дней из жизни И.И.Обломова (фильм) — Несколько дней из жизни И.И.Обломова Жанр драма Режиссёр Никита Михалков Автор сценария Александр Адабашьян Никита Михалков … Википедия
Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Несколько дней из жизни И.И.Обломова … Википедия
Неоконченная пьеса для механического пианино (фильм) — Неоконченная пьеса для механического пианино Жанр драма Режиссёр Никита Михалков Автор сценария Никита Михалков Александр А … Википедия
Двенадцать (фильм) — 12 Жанр Детектив / драма Режиссёр Никита Михалков Продюсер Леонид Верещагин Никита Михалков генеральный продюсер … Википедия
Очи чёрные (фильм) — Это статья о фильме. Возможно, вы искали статью об известной песне Очи чёрные Жанр драма … Википедия
Раба любви (фильм) — Раба любви Жанр Мелодрама Режиссёр Никита Михалков … Википедия
12 (фильм) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Двенадцать (фильм). 12 … Википедия
Русские без России (документальный фильм, 2003) — Русские без России Жанр документальный фильм Режиссёр Никита Михалков, режиссерская группа Продюсер Сергей Алексеев Автор … Википедия
Русские без России (фильм) — Русские без России Жанр документальный фильм Режиссёр Никита Михалков, режиссерская группа Продюсер Сергей Алексеев Автор … Википедия
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Летят журавли»?
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма-сказки Александра Роу кадр!
Актёрские байки: Евгений Евстигнеев
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»?
Журнал
6 ярких кинообразов Юрия Богатырёва
Шилов («Свой среди чужих, чужой среди своих»)
Для Юрия Богатырёва роль чекиста Шилова стала первой значимой работой в кино — до этого он появлялся только в эпизоде короткометражки «Спокойный день среди войны». Это была дипломная работа выпускника ВГИКа Никиты Михалкова, и когда Михалков приступил к работе над режиссёрским дебютом — истерном «Свой среди чужих, чужой среди своих», то в главной роли видел только Богатырёва. Выбор мягкого, интеллигентного актёра на роль отчаянного чекиста многих удивил, но Михалков знал, что Богатырёв, пусть через сопротивление, но сможет сыграть кого угодно.
«Свой среди чужих, чужой среди своих», к/с «Мосфильм», 1974, реж. Н. Михалков
Перед съёмками актёр пошел в спортзал и на верховую езду, хотя был абсолютно неспортивным. Возможно это спасло жизнь на съёмках не только ему, но и Константину Райкину — актёры не послушались каскадёра, который не советовал им самим прыгать в реку с бурным течением. Актёров понесло со страшной силой, но Богатырёву удалось выгрести к берегу, буксируя на себе Райкина.
А вот драться актёр не мог органически — он и в жизни никогда не дрался, и на съёмках не мог ударить человека. По сценарию ему надо было бить по лицу Александра Кайдановского, а у Богатырёва рука не поднималась! «Я просто не могу ударить Сашу!» — говорил он Михалкову, и на очередном дубле тот взорвался: «При чем тут ты? При чем тут Саша? Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать!»…
Фильм принес Юрию Богатырёву известность, а Никита Михалков стал считать актёра своим талисманом, и почти все свои выдающиеся роли Богатырёв сыграл именно в его фильмах.
Ромашка («Два капитана»)
В мини-сериале по одноимённому роману Вениамина Каверина Юрию Богатырёву досталась отрицательная роль. Хитрый, наглый подхалим Ромашка вырос в страшного человека Михаила Ромашова — шантажиста, лжеца и несостоявшегося убийцу. И даже то, что он был одержим страстью к Кате Татариновой и ненавидел своего соперника Саню, не могло служить оправданием.
«Два капитана», к/с «Мосфильм», 1976, реж. Е. Карелов
Характер Ромашки был абсолютной противоположностью характеру самого Богатырёва. Актёр был очень добрым, застенчивым, не способным на подлость человеком, но тем интереснее было ему играть негодяя. Ромашка вызывал у зрителей такие чувства, что запоминался даже сильнее, чем положительный главный герой! Его соперника играл Борис Токарев — человек решительный и прямолинейный, похожий на своего героя Саню Григорьева, и дружбы между актёрами не завязалось. Фильм «Два капитана» стал последним для режиссёра Евгения Карелова.
Штольц («Несколько дней из жизни И. И. Обломова»)
Никита Михалков пригласил Юрия Богатырёва в фильм по мотивам романа Ивана Гончарова «Обломов» на роль, которая опять была противоположностью его самоощущению. Актёр мечтал сыграть сибарита Обломова, и даже игравший Обломова Олег Табаков соглашался, что эта роль была больше богатырёвская. Табаков как раз был по натуре деятельным, и Штольц ему подходил гораздо больше. Уговорить Михалкова отдать ему роль у актёра не получилось, но с этой мечтой он прожил всю жизнь и даже был похоронен с халатом Обломова, сшитым в театральной мастерской…
«Несколько дней из жизни И. И. Обломова», к/с «Мосфильм», 1979, реж. Н. Михалков
Несмотря на непохожесть со своим героем, Штольц актёру нравился. Он привносил в его образ что-то от себя, добавлял немного карикатуры в образ этого активного мужчины, заботящегося о своем здоровье и внешности. И коллеги по съёмочной площадке заметили, что даже в жизни Богатырёв стал гораздо энергичнее и плюс к этому вдруг увлёкся вегетарианством, как и его герой.
Нотариус Илья («Нежданно-негаданно»)
В комедии «Нежданно-негаданно» Юрий Богатырёв сыграл нотариуса Илью Петровича. Решительного, но в то же время доброго и отзывчивого человека, который сначала помогал главной героине оформить наследство, потом отбивал её у желающих жениться на разбогатевшей девушке, а потом не смог с ней растаться.
«Нежданно-негаданно», к/с «Мосфильм», 1982, реж. Г. Мелконян
Юрий Богатырёв и Татьяна Догилева ещё раз встретились на съёмочной площадке через год — сыграли в комедии «Кое-что из губернской жизни» по мотивам рассказов Чехова. Они снова стали кинопарой — она сыграла Ниночку из рассказа «Ниночка», а он играл её любовника.
Тасик («Родня»)
Никита Михалков пригласил в комедию новых для себя актёров — Нонну Мордюкову, Светлану Крючкову, Ивана Бортника, Олега Меньшикова и других. Из хорошо знакомых режиссёру по предыдущим работам были только Юрий Богатырёв и Александр Адабашьян в эпизодической роли. Юрию Богатырёву досталась небольшая, но колоритная роль возмущённого и язвительного зятя Стасика или Тасика, как называла его резкая тёща. Танец Тасика с тёщей стал изюминкой фильма.
«Родня», к/с «Мосфильм», 1981, реж. Н. Михалков
Сцена с этим танцем стоила Ноне Мордюковой нескольких дней в больнице. Незадолго до съёмок она полтора месяца лежала с сердечной недостаточностью, но признаться Михалкову, что она слаба здоровьем не позволяла гордость. Вошедшая в раж актриса отплясала сцену, а потом почувствовала себя плохо. Ей вызвали «скорую», которая отвезла её прямо в инфарктное отделение — на всякий случай. Вообще после того, как готовый материал режиссёр отнес в худсовет, зятя и тёщу хотели изрядно «порезать» — уж слишком горячие у них были отношения. Героев Михалков отстоял, а фраза: «Танцевать, тёща, танцевать!» — вместе со зверским выражением лица Юрия Богатырёва стали визитной карточкой фильма.
Филлипок («Объяснение в любви»)
В мелодраме Ильи Авербаха актёр сыграл персонажа, которого понимал лучше всего. Его Филиппок был талантливым, но робким и неприспособленным к жизни писателем, который любил вдову комиссара. Зиночка заводила романы с другими мужчинами, но Филиппка от себя не отпускала и лихо распоряжалась его карьерой и судьбой. Спустя много лет писатель принёс смертельно больной Зине книгу о их совместной жизни с благодарностями за чувства, которые долгое время к ней испытывал…
«Объяснение в любви», к/с «Ленфильм», 1977, И. Авербах
Илья Авербах утвердил на роль Филиппка Юрия Богатырёва потому что увидел в нем художника — такую же творческую и ранимую натуру, как и писатель. Поначалу режиссёр видел главного героя субтильным и невзрачным персонажем, но результаты проб других актёров ему не нравились. Когда на пробы пришел фактурный Богатырёв, Авербах подумал, что Филипку не обязательно быть совсем незметным, главное — внутреннее попадание в образ.
Юрий Богатырёв и правда был художником, он рисовал прекрасные картины и портреты, которые дарил своим друзьям. Актёра не стало, когда в Москве готовилась к открытию первая персональная выставка его картин. Позже почти все картины и эскизы актёра исчезли.
Илья Ильич Обломов
Обломов. Актер О. Табаков. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
Илья Ильич Обломов – центральный персонаж одноименного романа И.А. Гончарова. Герой живет в Петербурге, куда переселился из своего родового имения. Илья Ильич – человек, давно лишенный каких-либо стремлений и надежд, добровольно заключивший себя в четырех стенах съемной квартиры. Появление в России социального явления «обломовщина» во многом обязано герою данного произведения, который является символом застоя, апатии и полной бездеятельности.
Описание героя
Внешность
Илья Ильич разменял четвертый десяток – на момент событий ему 32 года. Это мужчина среднего роста, симпатичный, со спокойным и мягким выражением лица. Темно-серые глаза выражают доброжелательность, но в них абсолютно отсутствует какая-либо сосредоточенность. Порою мимолетная мысль «пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Беспечность и какая-то тепличность сквозят во всем облике героя. Обрюзглость, которую его тело приобрело слишком рано, и нездоровый цвет лица говорят о том, что герой редко бывает на воздухе и слишком мало двигается. Любимое место обитания Обломова – старый диван, обычная одежда – необъятный халат восточного типа и мягкие туфли. Этот домашний гардероб как нельзя лучше гармонирует со всем обликом своего хозяина.
Характер
Иллюстрация к роману «Обломов». Художник К. Тихомиров
Апатия и лень – ярко выраженные отрицательные черты Обломова. Такой склад характера сформировался у него еще в детстве, в атмосфере сонного царства, в котором пребывали обитатели Обломовки. Никто не привил ему даже малой доли тех необходимых навыков, которые пригождаются человеку, вступающему во взрослую жизнь. Не он сам, а другие всегда были исполнителями его желаний, родители же не видели в этом ничего предосудительного. Ведь мальчик – барин, пусть даже и маленький, а барчукам негоже и не по сословию перетруждаться. Такое воспитание обернулось тем, что взрослый Обломов все так же продолжает надеяться на то, что придет некто и решит за него все его проблемы. Даже письмо от управляющего Обломовкой не в силах поднять его с дивана, чтобы разобраться, что происходит в имении.
Но есть в характере Ильи Ильича и положительные стороны. Прежде всего, это доброта и отзывчивость, способность к сочувствию. Наделен Обломов и таким свойством, как проницательность. Ведь, благодаря ей, он первым понял, что отношения с Ольгой – это путь в никуда. Не чужды герою и мечтательность, романтизм, способность тонко чувствовать и переживать. К сожалению, судьба его сложилась так, что этим фантазиям и мечтам не суждено воплотиться в жизнь. Между тем, ему хорошо в своих грезах, ведь там ему не нужно подстраиваться под жестокий окружающий мир, который он не приемлет всем своим существом.
Квартира, где обитает герой, выглядит неуютно и запущенно. Уборкой занимается Захар и то, скорее, для видимости. Если присмотреться, можно увидеть паутины, свисающие по углам, ковры, покрытые пятнами, мусор под шкафами, неубранные тарелки. Повсюду царит ощущение необжитости и пустоты. Если бы не диван с Обломовым, можно было подумать, что здесь давно никто не живет.
Элементы биографии
В настоящее время Обломов владеет родовым имением с тремястами крестьянами. Это наследство, доставшееся ему от отца. Стоит коротко упомянуть о родителях Обломова – добродушных людях, приверженцах патриархального жизненного уклада. Жизнь их протекала в полнейшей безмятежности и покое. Отец «целое утро сидел у окна и неукоснительно наблюдал за всем, что делается на дворе», мать Илюши весь день отдавала разные распоряжения по хозяйственной части. Ее любовь к единственному сыну не знала границ. Каждое утро она осыпала «его страстными поцелуями», затем вглядывалась в него «жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки… не болит ли что-нибудь».
С детства Илья Ильич усвоил, что жизнь – это «покойная река», которая протекает мимо, а жизненный идеал – это праздность и бездействие. Еще будучи совсем ребенком, он выстроил программу своей будущей жизни, образцом для которой была жизнь в Обломовке. Одной из главнейших забот обитателей имения была забота о еде: «Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»
Никто не смел нарушать вековую традицию – послеобеденный сон, который был «истинным подобием смерти». Спали все – хозяева, прислуга, дворовые девки, конюх, садовник и прочая многочисленная челядь. Мальчик с нетерпением ожидал той минуты, когда в доме наступала мертвая тишина. В это время он становился предоставленным самому себе и ощущал себя единственным во всем мире. Несмотря на пытливость ума, ребенок, в силу своего возраста не оказывал никакого сопротивления атмосфере застоя, царившего в имении. Долгими зимними вечерами, укладывая Илюшу спать, няня рассказывала ему «о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Даже во взрослой жизни Обломов будет продолжать верить в чудеса, непроизвольно сожалея о том, почему «сказка не жизнь, а жизнь не сказка». У него «навсегда останется расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».
Учеба в пансионе, переезд в Петербург
Наступила пора учебы и «отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу». Учиться ему предстояло в пансионе, который для дворянских детей организовал Иван Богданыч Штольц. Его сын Андрей стал одноклассником Илюши. У юного Обломова полностью отсутствовала тяга к обучению, да и родители в его образовании усматривали единственную выгоду: «мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором». Но они хотели, чтобы всего этого их мальчик достиг, не слишком утруждаясь, «как-нибудь подешевле, с разными хитростями». В пансионе, где Обломов пробыл до пятнадцати лет, его, так же, как и дома лелеяли, «как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло».
Затем была учеба в Москве, после которой Обломов так и не воспользовался в своей жизни науками, которые изучал. Обосновывал он это так: «Политическая экономия, например, алгебра, геометрия – что я стану с ними делать в Обломовке?». Тем не менее, тщеславие и мечты о блестящей карьере сподвигли его на переезд в Петербург. С собой он забрал верного слугу Захара и поселился с ним в двух комнатах, но после того, как стал владельцем Обломовки, смог позволить себе «квартиру побольше, прибавил к своему штату еще повара и завел было пару лошадей».
Служба, карьера и гости Обломова
Илья Обломов. Актер О. Табаков. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
В Петербурге Обломов устроился на службу в канцелярию. Работу он выполнял мелкую, соответствующую его должности коллежского секретаря. Однажды он перепутал адреса и отправил служебное письмо не в Астрахань, а в Архангельск. Это обстоятельство так испугало Обломова, что он из-за страха перед начальством был вынужден подать в отставку. Таков был финал его так и не начавшейся карьеры. Став свободным, он поначалу посещал светские мероприятия, однако разочаровавшись в обществе, насквозь пронизанном ложью, завистью и сплетнями, он стал делать это все реже и реже. Тогда он поставил перед собой цель навести порядок в Обломовке, жениться и зажить там беззаботной жизнью, как и его родители. Но лень, которую он впитал с молоком матери, не позволила ему осуществить задуманное.
У Обломова есть несколько приятелей, которые регулярно его навещают. Судьбинский, Волков и Пенкин заглядывают редко и буквально на несколько минут. Такие же, как Алексеев и Тарантьев наносят основательные визиты. У Обломова они едят, пьют, курят дорогие сигары, одним словом, находят в его доме «теплый, покойный приют и всегда одинаково если не радушный, но равнодушный прием». Да и сам Илья Ильич уже привык к этим людям. Алексеев позволяет ему «жить по-своему, то есть лежать молча, дремать или ходить по комнате…». Он переносит «одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был». Совсем другой Тарантьев. Он вносит в сонное царство Обломова «жизнь, движение, а иногда и вести извне». Помимо этого, Обломов по наивности надеется, что Тарантьев «в самом деле способен посоветовать ему что-нибудь путное».
Мечты Обломова
Лежа на диване, Обломов «любил уходить в себя и жить в созданном им мире». Его голову посещали высокие идеи, в воображении он ощущал себя героем – победителем всемирного зла. Иногда он представлял себя художником или великим, непобедимым полководцем. Но когда в своих мечтах он сталкивался с какой-нибудь проблемой, то начинал «молиться жарко, усердно, умоляя небо отвратить как-нибудь угрожающую бурю». После этого он вновь становился равнодушным и ко всему безучастным. Даже письмо от управляющего из Обломовки и требование хозяина освободить квартиру отходили куда-то далеко, на последний план.
Обломов был способен осознать весь трагизм своего положения и то, «что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой».
Обломов и Штольц
Дружба Обломова и Штольца берет свое начало в далеком детстве. Затем была совместная учеба в пансионе, и до сих пор Штольц остается единственным близким Обломову человеком. В юности они оба были романтиками и мечтателями, собирались «изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь ноги на Везувии, спуститься в Геркулан». Только перед Штольцем Илья Ильич может быть до конца откровенным и искренним, он обсуждает с ним свое здоровье, просит у него совета: «Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места».
Штольц – активный и деятельный молодой мужчина. Для него разъезды – обычное дело, в отличие от Обломова, который «избаловался настолько», что не в состоянии съехать с квартиры. Стоит ли говорить о дальних путешествиях, когда единственной поездкой Обломова была дорога из имения до Москвы. И проходила она с кучей прислуги, «среди перин, ларцов, чемоданов, окороков, булок, всякой жареной и вареной скотины и птицы».
Однако Штольцу все же удается прервать затворничество друга. Он намерен вновь вернуть его в общество. После долгого упорства Обломов соглашается, и это можно считать настоящим подвигом, первым шагом на пути к «излечению». Но во время бесконечных визитов Обломов начинает замечать, что представители света – это «спящие люди». «Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» Обломов пытается доказать другу, что светская жизнь – это средоточие лжи и лицемерия, что никак не соответствует его представлению о счастье. Он вновь мечтает о жизни в Обломовке в кругу семьи, в доме с изящной мебелью, роялем, книгами. Это и есть тот самый рай, который рисует его воображение.
Обломов и Ольга Ильинская
Обломов и Ольга Ильинская. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
Поселившись в Петербурге, Обломов иногда заводил отношения с женщинами, но это было лишь мимолетной влюбленностью, которая никогда не превращалась в настоящую любовь. Потом он сознательно прекратил общение со слабым полом во избежание разных хлопот. Всколыхнула душу Обломова встреча с Ольгой Ильинской, в которую он влюбился с первого взгляда. Девушка вновь подарила ему желание жить и любить. Под влиянием этой встречи Илья Ильич начал меняться, он перестал спать после обеда, стал читать книги, совершать с Ольгой длительные пешие прогулки. Все начало меняться после того, как он сделал девушке предложение и получил ее согласие стать его женой. На него вдруг навалились мысли о предстоящих хлопотах, которые неизбежно сопровождают подготовку к свадьбе. Первые же попытки по наведению порядка в своих делах оказались настолько неподъемны для Обломова, что его чувство начало угасать. Ольга, которая так активно взялась за перевоспитание Обломова, поняла, что ее усилия пропадают зря. Считая для себя невозможным жить так, как Обломов, она приняла решение расстаться с ним.
Обломов тяжело пережил разлуку с Ольгой. Он долго болел и «мало-помалу входил в прежнюю нормальную свою жизнь». Тем не менее, он от души порадовался за нее, когда получил известие о том, что она вышла замуж за Штольца. «Вас благословил сам Бог! Боже мой! как я счастлив. »
Обломов и Пшеницына
Агафья Матвеевна Пшеницына была кумой Тарантьева, который и посоветовал Обломову снять у нее квартиру на Выборгской стороне. Ему сразу пришлась по душе эта простая и трудолюбивая женщина, вдова чиновника, занимавшего в свое время такой же пост, как и Обломов. В свою очередь, Пшеницына также очень хорошо относилась к Илье Ильичу, помогала и заботилась о нем. Обломов понял, что дом Агафьи Матвеевны – это и есть тот самый райский уголок, о котором он мечтал всю свою жизнь. Здесь все было таким же, как и в любимой Обломовке, те же разговоры о еде и продовольствии, те же мирно протекающие, однообразные дни, в которых нет места бурям и потрясениям.
Здесь Обломов впервые стал отцом – у него родился сын, названный в честь Штольца Андреем. Анализируя свою жизнь, Илья Ильич решил, что «ему некуда больше идти, нечего искать… идеал его жизни осуществился». Обломов жил тихо и спокойно, так же спокойно и тихо он ушел из жизни, «без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».
Роль героя в произведении
Обломов – яркий образец патриархального дворянина. В романе он играет роль «лишнего человека», не принимающего современное общество, навсегда застрявшего в прошлом. Ему абсолютно чужда та среда, к которой принадлежат его лучший друг Андрей Штольц и его возлюбленная Ольга Ильинская. Писатель показывает «обломовщину» с ее влечением к далекому прошлому, бездеятельностью, безразличием и духовной деградацией, когда личность превращается в биомассу, лежащую на диване.
В то же время, Гончаров неоднозначно изображает и представителей современного мира. Почти каждый из них лишен того душевного покоя и внутренней мечтательности, которые были у Обломова. Даже Штольц находит этот покой только в доме Обломова. Создавая образ главного героя, автор стремится донести мысль, что, несмотря на положительные черты характера, такие, как доброта и отзывчивость необходима постоянная работа над развитием собственной личности. В противном случае человека ожидает такой же тупиковый застой, в какой добровольно вогнал себя Обломов.
Развитие героя по мере сюжета
Первое знакомство с героем происходит, когда Илюше Обломову всего семь лет, в последних главах описываются события, произошедшие тридцать семь лет спустя. Чтобы лучше понять, какие изменения претерпевает главный герой на протяжении повествования, необходимо обратить внимание на «Сон Обломова», в котором он вновь возвращается в детство, в деревню, где еще жива его любимая маменька, где все – и господа и слуги пребывают в царстве сна и покоя, где «норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность».
Шаг за шагом приближается Обломов к своей деградации. Сначала следует увольнение со службы, затем утрата интереса к обществу и внешнему миру в целом. У героя остаются только диван, необъятный халат и домашние туфли. Он неуклонно погружается в полную духовную апатию и лень. Даже полный энергии Штольц не в состоянии пробудить в нем желание начать жить, а не продолжать бессмысленное существование. В ответ он слышит: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Не смогла воскресить Обломова и любовь к Ольге Ильинской. Его страшат те недостижимые для него свойства, которые сделают его достойным любви этой девушки. Свой идеал он находит в доме Агафьи Пшеницыной, которая, в отличие от Ольги, не требует от Обломова никаких изменений, и любит его таким, каков он есть.
Отношение автора к герою
Позиция автора по отношению к Обломову неоднозначна. Подробно описывая быт главного героя, образ его мыслей, Гончаров довольно положительно относится к господину Обломову. Он даже сочувствует ему в его беспомощности и несостоятельности. Он понимает, что Обломов – жертва родительского воспитания, а его инфантильность – порождение барской среды, где помещики ведут праздную жизнь за счет труда крепостных крестьян.
Гончаров показывает положительные черты характера Обломова, такие как доброта, порядочность, ум, честность, чтобы читатель почувствовал, что перед ним, прежде всего, человек. В то же время, временами чувствуется антипатия автора к герою за его лень, несостоятельность и трусость. В финале Гончаров не обозначает свою позицию по отношению к какому-либо герою. Остается неизвестным, чью сторону он принимает – энергичного Штольца или пассивного Обломова. Тем не менее, становится понятно, что именно давно изжившая себя «обломовщина» и стала причиной деградации героя.
Прототипы
История произведения корнями уходит в историю жизни самого И.А. Гончарова. Как признавался сам писатель, для него особенно важным было описание полной реальности, без ухода на «почву мыслителя». Таким образом, можно сделать вывод, что своего главного героя автор списал с собственной персоны. Об этом говорили и современники писателя, находя в Гончарове и Обломове множество совпадений. И тот и другой были выходцами из русской патриархальной глубинки, оба отличались медлительностью и, в некоторой степени, леностью, но при этом, оба были умны и порядочны.
Экранизации героя
Илья Ильич Обломов. Актер О. Басилашвили. Т/сп «Обломов». 1965
В 1965 году режиссер и сценарист, народный артист РФ Александр Белинский поставил телевизионный спектакль «Обломов», который стал первой экранизацией знаменитого романа И.А. Гончарова. Для воплощения образа Обломова он пригласил в свою работу известного актера Олега Басилашвили.
В апреле 1980 года состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Работа режиссера Никиты Михалкова до сих пор признается лучшей экранной версией романа. На роль Обломова Михалков пригласил всеми любимого актера Олега Табакова. Обломов Табакова получился очень натуральным и трогательным. Добродушный, мягкий, ленивый, мечтательный – таким зритель видит Обломова в исполнении Олега Павловича. Хотя сам Табаков неоднократно повторял, что в действительности Штольцем был скорее он, а не Богатырев. Несмотря на это, роль Обломова является одной из лучших в копилке Олега Павловича Табакова.