объективные факторы общественной жизни которые порождают религиозные верования
Состояния и процессы групповой и общественной психологии создают благоприятную почву для появления и воспроизводства религиозности. Как называются эти причины?
ü Д. Психологические
Религиозное мировоззрение отличается от других исторических типов мировоззрения. Характерным признаком такого мировоззрения является вера в сверхъестественное. Какой признак еще характерен для данного мировоззрения?
В. Вера в чудесное исцеление
С. Вера в магические действия
Д. Культовые обряды
С.Вера в существование рая
Религия – это один из способов освоения мира. Подтверждением данного положения является продуцирование идей, образов, духовных ценностей. Назовите что еще является подтверждением религии.
В. Научной картины мира
Д. Идеологии
Роль религии в обществе проявляется через ее функции. К ним относится: мировоззренческая, иллюзорно-компенсаторная, интеграционно-дезинтеграционная, коммуникативная. Назовите еще одну функцию религии.
ü Е. Культурно-транслирующая
61. Религиозное сознание как элемент религиозной системы имеет уровни реализации. К ним относится теоретический. Укажите какой уровень также присущ религиозному сознанию.
В. Исторический
Уровни религиозного сознания выступают как обособленные, но имеют и точки соприкосновения. Укажите, что является интегрирующим началом между его уровнями.
ü А. Религиозная вера
В. Религиозный культ
С. Вера в сверхъестественное
Д. Вера в религиозные авторитеты
Е. Религиозные ценности
Религиозные организации имеют своих представителей в государственных органах управления государством. Какого вида деятельность этих людей?
ü С. Внерелигиозная
ДИАЛЕКТИКА
Философия включает учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, общества и познания. Как оно называется?
Слово «диалектика» пришло к нам из древнегреческой философии. Кто впервые его ввел?
Слово «диалектика» впервые ввел в философию Сократ. Как он его истолковывал?
Д. Умение рассуждать
Е. Правильное мышление
Разработка вопросов диалектики продолжалась в немецкой классической философии. Кто из философов внес особый вклад в ее развитие?
Диалектика представляет собой универсальное философское учение. Укажите, чем еще она является.
В. Принципом развития
С. Уровнем познания
Д. Методом мышления*
Диалектика содержит два основополагающих принципа, одним из которых является принцип всеобщей связи. Как называется другой ее принцип?
Диалектический метод имеет альтернативный метод, который объединяет, упрощает и сводит многообразие связей к одному типу. Как он называется?
Возникновение и сущность религии
Религия, как и любые другие формы общественного сознания, возникнув в глубокой древности в продолжение истории, развивалась, пополнялось новым содержанием, обрастала мифами, легендами и преданиями, и в конечном итоге трансформировалась в развитые и широко разветвленные религиозные системы.
Находясь в плену природной стихии, в особенности в эпоху палеолита и раннего неолита, характеризующихся особо страшными природными катаклизмами и постоянной угрозой со стороны ныне вымерших крупных хищных животных, люди испытывали постоянную, непреодолимую психологическую напряженность в ее отрицательном эмоциональном выражении. Не понимая подлинных причин происходящих явлений и процессов, находясь практически в полной зависимости от враждебных природных сил, первобытный человек, по аналогии с самим собой, сообразно собственной природе, наделял их сверхъестественными качествами и свойствами. Воображая и мысля за каждым явлением враждебных ему духов, но более могущественных, чем они сами, люди, пытаясь задобрить их, угодить им, разработали целый комплекс соответствующих обрядов, сопровождая их словесными молитвами и заклинаниями. Одновременно в воображении людей формировались конкретные образы этих духов, олицетворяющих различные природные силы и явления. Они обрастали мифами и преданиями, которые укоренялись в сознании, неизменно воспроизводились и передавались от поколения к поколению. Так возникает мифология.
Выявление причин и истоков возникновения в первобытном общественном сознании указанных идей, представлении и действий, которые трансформировались в современные, развитые религиозные системы является одной из самых сложных проблем науки религиоведения. Между тем современное религиоведение выявило четыре важнейших истока или причин, обусловивших возникновение религии, которые принято называть корнями религии, это:
С возникновением классового общества на арену выступают не менее враждебные человеку социальные силы – классовый гнет, эксплуатация человека человеком. Важным элементом выступает также стихийный характер общественного развития, когда невозможно предвидеть его социальные последствия. Многочисленные восстания рабов, крестьян и наемных рабочих подавлялись с неимоверной жестокостью, в результате чего они теряли всякую надежду на освобождение собственными силами, впадали в состояние отчаяния и безысходности, в результате чего угнетенные массы все больше и больше переносили надежды на сверхъестественного божественного спасителя. Следует подчеркнуть при этом, что угнетенным классам и сословиям, в полном согласии со священными писаниями, внушалось, что классовое неравенство и господство предустановлено богом на вечные времена и, вследствие этого является непреложным законом жизни, а всякое недовольство и протестные движения рассматриваются как протест против воли бога.
Реальное выражение социальные корни религии находят в формируемом в результате познавательной деятельности общественном сознании. Следует отметить, что вне познавательной деятельности никакие идеи и представления, в том числе и религиозные верования, возникнуть не могут.
Наряду с социальными условиями жизни и познавательной деятельностью важную роль в возникновении и воспроизводстве религии играют психологические или эмоциональные составляющие: чувства, настроения, переживания людей. Существует два типа эмоциональных состояний человека: положительные и отрицательные, основную же роль играют отрицательные эмоции, возникающие в результате страха, отчаяния, горя, скорби, одиночества, состояния безысходности и т.д. Важнейшую роль играет страх. Роль страха в сфере религиозного отражения действительности отмечали еще древние мыслители. Римскому поэту I в. н.э. Стацию приписывают крылатое выражение «Страх создал богов», которое имеет глубокий и реальный смысл. Речь идет, разумеется, не о любом испытании этого чувства (например, единичный случай с отдельным человеком), а как постоянном, повторяющемся, устойчивом и повседневном переживании. При этом постоянное накопление и усиление отрицательных переживаний должно сочетаться с отсутствием реальных возможностей, сил и средств для их преодоления. Оказавшись в такой безвыходной ситуации, человек ищет спасение в религии, тем более, что религия и церковь убеждают и формируют у людей веру в освобождении от страданий посредством веры в бога, противопоставляя этим, якобы предустановленным самим богом, потому и неизбежным страданиям в реальной жизни на земле, вечную роскошную жизнь в потустороннем мире.
Что же касается исторических предпосылок, то это преемственность передачи от поколения к поколению, выработанных и накопленных человечеством знаний и опыта, обычаев, традиций, мифов, легенд, преданий, в том числе и религиозных верований, обрядов и традиций.
Причины возникновения религии и ее функции
Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования — социальные, гносеологические и психологические.
Социальные причины — это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями между людьми.
Чем слабее развиты орудия воздействия на природу, тем беспомощнее перед ней человек, он более от нее зависим. Не всегда в состоянии получить желаемый результат реальными средствами люди прибегали к мнимым средствам. Английский этнограф Б. Малиновский, исследовавший быт племен Меланезии, заметил, что магия предваряет и сопровождает те виды труда островитян, где нет уверенности в результатах и роль играет случай. Магия здесь выступала как заменитель реального воздействия человека на природу.
Гносеологические причины — это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т.е. вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания. Так абстрагирование в мышлении от действительности становится гносеологической предпосылкой формирования религиозных представлений.
Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают и в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии создают другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.
Религия обладает рядом функций. Главная из них иллюзорнокомпенсаторная (компенсировать, восполнять). Не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, не решаемые верующим в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнить их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого, по утверждению религиозных авторитетов, достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.
Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных религиозными институтами предписаний и систем, что является ее регулирующей функцией.
Причины возникновения религии и ее функции
Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования социальные, гносеологические и психологические.
Отношение людей к природе опосредовано имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее человек перед лицом природы, тем больше над ним господство природных сил. Слишком ограниченными средствами обладал первобытный человек для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам. Английский этнограф Б. Малиновский, исследовавший быт племен Меланезии, заметил, что магия предваряет и сопровождает те виды труда островитян, где нет уверенности в результатах и большую роль играет случай. Магия в таких случаях выступала как заменитель реального воздействия человека на природу.
В более поздние эпохи отношения между людьми продолжали складываться стихийно. В этом случае законы развития общества выступают как неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифицируются. Все это послужило предпосылкой появления религии.
Религия обладает рядом функций. Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.
Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.
Реферат: Религия: сущность и ее функции
Тема: Религия: сущность и ее функции
Тип: Реферат | Размер: 26.06K | Скачано: 106 | Добавлен 26.11.13 в 14:11 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Содержание
Введение 3
1. Понятие «религия» и ее функции 4
2.Религиозные ценности и свобода совести. Основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России 8
3. Атеизм 10
Заключение 11
Список литературы 12
Введение.
Религия — весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.
Религия является одной из важнейших вещей в жизни человека, его жизненной позицией, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым он живёт (действует, мыслит, чувствует).
История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Это само по себе говорит о том, что всем народам мира изначально свойственны религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта. Данная потребность человека и человечества нисколько не уничтожается и даже ничего не теряет в результате развития науки, философии и искусства. Она является общей для людей во все времена их существования, составляя духовное начало в человеке в противоположность животному.
Наша страна только сравнительно недавно вышла из периода атеизма и преследования религии. Все стали снова ощущать потребность в вере. Люди, потерявшие свои идеалы, и оказавшиеся в трудном материальном положении обратились к религии, как к единственному утешению. Многие из них не вникают в суть выбранной ими религиозной системы, не понимают сущности её вероучения. Поэтому эта тема особенно актуальна в современной России.
1. Понятие «религия» и ее функции.
Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента: религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации.
Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков) [3, с. 49].
Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию. Содержанием религиозной идеологии и религиозной психологии является, прежде всего, вера в сверхъестественное.
Религиозная идеология – это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций [3, с. 54].
Центральная часть религиозной идеологии — теология (от греч. teos — бог и logos — учение, буквально теология — учение о боге). Она включает в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. В работах теологов религия пытается понять себя, это объяснение религии как бы “изнутри”, с позиций человека, принимающего “истины веры” и из них исходящего: религия — это “встреча” человека с богом [1, с. 6-7].
Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся такие виды деятельности как обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.
Роль культа в любой религии исключительно велика. Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими.
Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения.
Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования.
Социальные причины — это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями между людьми. Отношение людей к природе опосредовано имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее человек перед лицом природы, тем больше над ним господство природных сил. Слишком ограниченными средствами обладал первобытный человек для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам.
Гносеологические причины — это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т.е. вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания.
Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей.
Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание, миросозерцание, мирочувствование [3, с. 67].
Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет, ограниченность, зависимость, бессилие людей. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире.
Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм, морали. [3, c. 68]
Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них.
Во всех случаях, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.
2. Религиозные ценности и свобода совести. Основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России.
К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. Современное понимание свободы совести имеет в виду обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые гарантируют личности свободу по отношению к религии, свободу убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом [1, с. 302].
Свобода совести может быть полной или неполной.
Полная свобода совести подразумевает взаимное невмешательство религиозных организаций и государства в дела друг друга. Школа отделена от церкви, и государственное образование носит светский характер. Это означает, что в школе не допускается религиозная проповедь. Свобода совести обеспечивается государственными законами и их реальным выполнением.[1, с. 304]
Содержание режима отделения церкви от государства характеризуется следующими особенностями:
1. государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учёта граждан по этому признаку;
2. государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы);
3. церковь не выполняет каких-либо государственных функций.
Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы.
Одной из форм частичной свободы совести является веротерпимость. Веротерпимостью называется свобода для функционирования многих религии при особом предпочтении одной из них. Религия, которой отдаётся предпочтение, называется государственной религией.
Закон разделил все религиозные объединения на три вида: религиозные группы, религиозные организации с ограниченными правами, религиозные организации с полными правами. Религиозными группами считаются такие объединения, у которых нет документа о существовании в данной местности в течение пятнадцати лет и которые не осуществляют свою ежегодную перерегистрацию в органах государственной власти. Религиозными организациями с ограниченными правами считаются такие объединения, у которых нет документа о существовании в данной местности в течение пятнадцати лет, но которые осуществляют свою ежегодную перерегистрацию в органах государственной власти до наступления указанного пятнадцатилетнего срока. Религиозными организациями с полными правами считаются такие объединения, у которых есть документ о существовании в данной местности в течение пятнадцати лет.
Всем трём типам объединений закон предоставил следующие права: совершать богослужения, обучать религии и осуществлять религиозное воспитание своих последователей. Двум типам религиозных объединений (кроме религиозных групп) закон предоставил следующие права: быть юридическим лицом, иметь в собственности здания, земельные участки и другое имущество. Закон только религиозным организациям с полными правами разрешил: преподавать религию в государственных школах (на правах факультатива); создавать собственные профессиональные образовательные учреждения; проводить обряды в тюрьмах, больницах и др.
3. Атеизм
Уже на ранних стадиях развития цивилизации мы встречаем критику религии, сомнение или прямое неверие в существование загробного мира и бессмертия души. Царящая в мире несправедливость заставляла наиболее независимо мыслящих людей усомниться во всемогуществе богов, питала богоборческие настроения, критическое отношение к официальным культам и жречеству.
Понятие «атеизм» обозначает довольно широкий круг явлений. Возможно выделение следующих основных видов атеизма. «Теоретический» атеизм предстает как определенная теория, чаще всего философская, и как мировоззренческая позиция. Под «практическим» атеизмом понимается такое поведение человека, которое не предполагает какого-либо соотнесения с существованием Бога. При этом такое поведение может быть не связано с теоретическим отрицанием существования Бога. Как «политический» атеизм можно охарактеризовать те воззрения, в соответствии с которыми критика религии, ее учения и прежде всего (церковных) институтов является одним из важнейших условий социального освобождения человека. [2, с. 139].
Последовательные атеистические убеждения включают в себя следующие важнейшие моменты: отрицание существования Бога; отрицание существования потустороннего мира, сверхъестественных сил и существ, признание ложности оккультных наук и суеверий; отрицание авторитета церкви и священнослужителей.
На сегодняшний день отношение к атеизму можно определить как предвзятое. Это, конечно же, следствие политики советского государства по отношению к верующим — в общественном мнении запечатлелся именно образ стоящего у власти безжалостного атеиста-разрушителя.
Заключение.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
В религии выделяют три основных элемента: религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации. Они очень важны в осознании мира человеком.
На сегодняшний день характерно падение интереса к религии. В развитых странах снижается посещаемость храмов, уменьшается количество проводимых обрядов, происходит увеличение числа людей, причисляющих себя к атеистам, даже у верующих религия теряет своё главенствующее положение.
Для того, чтобы религиозная ситуация в России не ухудшалась, \ целесообразно поддержать три компонента: секулярность государства (гарантирующего свободу совести своим гражданам), религиозный плюрализм и гражданскую религию, направленную на позитивное, заинтересованное и активно-созидательное отношение к социальной действительности. Эти три условия явятся залогом веротерпимости между людьми, будут способствовать изживанию раскола общества по религиозным убеждениям и его внутреннему сплочению благодаря ориентациям на демократические, гуманистические и патриотические приоритеты.
Список литературы.
Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы