объект изучения биологии 10 класс конспект урока линия жизни
Коспект урока по биологии «Объект изучения биологии»
Биология – 10 класс
ТЕМА. Объект изучения биологии.
ЦЕЛИ: ознакомить с целями, задачами, содержанием курса Биология естественно-математического направления; показать значение биологических теорий и закономерностей для практики; сформировать понимание значения и актуальности биологических исследований и достижений для человека; продолжить формирование представления об уровнях организации жизни, их соподчинении, основных признаках и свойствах живого, о жизни как особой форме существования материи; развить умение самостоятельно работать с учебником, оперировать его компонентами, самостоятельно актуализировать базовые знания по курсу Общая биология; воспитать бережное отношение к живому как к уникальному явлению природы на всех уровнях его организации, показать единство и взаимосвязь всего живого.
Тип урока: изучение нового материала
Перечень необходимых принадлежностей к уроку.
Знакомство с учебником, правилами работы с ним.
II Актуализация знаний
Что изучает наука биология?
Какие царства живой природы вам известны?
Какие науки изучены в 6-8 классах?
Повторение терминов: науки в зависимости от объекта изучения: ботаника, зоология, микробиология, вирусология, антропология, микология.
Отрасли биологической науки: анатомия, физиология, морфология, генетика, биохимия, цитология, экология, эволюция и др.
9-11 классы – общая биология.
Что изучает общая биология? Предмет и объект изучения общей биологии?
Фронтальный опрос, беседа с опорой на имеющиеся знания
III Усвоение новых знаний
Значение и особенности изучаемого в 10 классе курса общей биологии.
Свойства живых организмов:
Уровни организации жизни (составление схемы)
Подведение итогов. Вывод об уровнях организации жизни.
6. Методы биологической науки:
Запись терминов в тетрадь
Эвристическая беседа, характеристика свойств
Совместная работа по составлению таблицы
Эвристическая беседа, характеристика методов
IV Закрепление знаний
Работа с терминами, изученными на уроке
метаболизм, анаболизм, катаболизм, онтогенез, рефлекс, таксисы, тропизмы, дискретность, гомеостаз, уровни организации жизни.
Контроль учителя, взаимоконтроль
1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-384493
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
С кем чаще работают школьные психологи
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Биология. 10 класс
Конспект урока
Урок 1. «Биология — наука о живой природе»
3. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;
Урок посвящён теме «Биология — наука о живой природе». В ходе урока школьники научатся: определять значение биологических знаний в современной жизни; оценивать роль биологической науки в жизни общества и формировании научного мировоззрения в системе современной естественно-научной картины мира, рассмотрят свойства живых систем, уровни организации жизни, методы изучения общей биологии
4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);
Биология – это наука о живой природе, о закономерностях, управляющих ею. Что изучает биология? Биология как наука изучает структуру, происхождение, рост, функционирование и эволюцию живых организмов.
Признаки живого организма:
Мир живого разнообразен и имеет сложную структуру.
Организация жизни осуществляется на различных уровнях. Самый нижний уровень – молекулярных структур. Клеточный уровень. Органно-тканевый уровень. При этом уровне организмы являются многоклеточными. Целостного организма. Популяционно-видовой уровень. Уровень биоценозов, то есть сообществ всех видов, которые населяют территорию. Биосфера. Это совокупность живого на Земле. Целостная (живая) система обладает следующими качествами:
Методы изучения. Биология для изучения живых организмов применяет множество разнообразных методов.
Например, к ним можно отнести:
Биология как наука очень важна для людей, так как исследования, которые проводятся, позволяют нам больше знать о процессах и явлениях, происходящих в живом мире и использовать этот бесценный опыт в повседневной жизни, решить глобальные мировые проблемы. Знание законов биологии позволяет решить практические задачи, например, обеспечить население продовольствием. Агрономия и зоотехника опираются на биологию. Медицина не может обойтись без знания структуры (анатомии) тела человека.
5. основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);
Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д. К. Беляева и профессора Г. М. Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О. В. Саблина.- М.: Просвещение, 2018г. С4-6
3. А. А. Кириленко, С. И. Колесников., «Биология тематические тесты. (подготовка к ЕГЭ)» Учебно- методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2009г. С 13-16.
4. Г. И. Лернер «БИОЛОГИЯ : Полный справочник для подготовки к ЕГЭ »: АСТ, Астрель; Москва; 2010г (раздел I)
5. А.Ю. Ионцева. «Весь школьный курс в схемах и таблицах» – М.: Эксмо, 2014. С 9-13
6. открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
1.Образовательный портал для подготовки к экзаменам Гущин Д. Д. https://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1тема 1, 2
2.Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
4.Открытый колледж Биология http://college.ru/biology/
5.Каталог образовательных ресурсов по биологии http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=133
6.«Решу ЕГЭ»: биология. ЕГЭ – 2018. Обучающая система. https://bio-ege.sdamgia.ru
www.molbiol.ru. Справочник по молекулярной биологии
7. теоретический материал для самостоятельного изучения;
Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой
Биология – это наука о живой природе, о закономерностях, управляющих ею. Что изучает биология? Биология как наука изучает структуру, происхождение, рост, функционирование и эволюцию живых организмов.
Признаки живого организма:
Методы изучения. Биология для изучения живых организмов применяет множество разнообразных методов.
Биология как наука очень важна для людей, так как исследования, которые проводятся, позволяют нам больше знать о процессах и явлениях, происходящих в живом мире и использовать этот бесценный опыт в повседневной жизни, решить глобальные мировые проблемы. Знание законов биологии позволяет решить практические задачи, например, обеспечить население продовольствием. Агрономия и зоотехника опираются на биологию. Медицина не может обойтись без знания структуры (анатомии) тела человека.
8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).
Вставьте пропущенные слова
Что может объединить все биологические науки?
……….жизни на всех уровнях ее организации;
………биологических процессов и явлений;
Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные).
Варианты ответа: закономерности; механизмы; пути развития.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:
Закономерности; Механизмы; Пути развития
Заполните пропуски в тексте:
Организм — это целостная система, способная к ________существованию. По количеству____, входящих в состав организмов, их делят на ________и______. _______уровень организации у одноклеточных организмов (амебы обыкновенной, эвглены зеленой и др.) совпадает с_________.
Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные).
Варианты ответа: Самостоятельному; самопроизвольному; организменным; молекулярным; организации; многоклеточные;клеток;органов; одноклеточные; клеточный.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:
Самостоятельному, клеток, одноклеточные, многоклеточные, клеточный, организменным
Презентация к уроку биологии 10 класса «Введение. Объект изучения биологии»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Введение. Объект изучения биологии Биология, 10 класс
Краткая история биологии Биология – наука о жизни (точнее, совокупность наук о живой природе), изучающая строение, проявление жизнедеятельности, среду обитания всех живых существ, связи их друг с другом и с живой природой.
Связь биологии с другими дисциплинами. Физика Химия и др. Биология Психология
Объект изучения биологии. Отличительные признаки живой природы Жизнь – активное, происходящее с затратами энергии, веществ и информации поддержание и самовоспроизведение саморегулирующихся систем, химическую основу которых составляют белки и нуклеиновые кислоты. Выписать свойства живых систем, дать им определение
Основные уровни организации живой природы Уровень Его сущность
1. Заполните правую колонку таблицы №1 Биологический объект Уровень организации 1 Корень 2 Яйцеклетка 3 Нуклеиновая кислота 4 Растение 5 Древесина 6 Сосновый бор
2. По аналогии с представленными примерами дополните таблицу Уровень организации Примеры 1 2 3 А. Атомный Атом кислорода Б. Молекулярный Молекула белка В.Клеточный Нервная клетка Г. Тканевый Нервный узел Д. Органный Мозг Е. Организменный Рыба Ж. Популяционно-видовой Стая рыб З.Экосистемный Коралловый риф
Традиционно свойства живого организма рассматриваются на примере таких живых систем, как организм, т.к. организм является основной единицей всего живого мира. Жизнь на нашей планете представлена великим множеством разнообразных организмов. Основные признаки живого:
Живые организмы, обитающие на Земле, очень разнообразны, но все они характеризуются целым радом общих признаков. Их называют универсальными. Совокупность всех этих универсальных свойств характерна только для живого. Основные признаки живого:
1. Единство химического состава. На 98 % состоят из: углерода, кислорода, азота и водорода; Имеют клеточное строение.
2. Обмен веществ и энергии. Обмен веществ – это совокупность химических реакций, обеспечивающих поступление в клетку (организм), их превращение и выведение продуктов обмена. Из среды организм извлекает, преобразует и использует химические вещества, энергию и возвращает в биосферу продукты распада и преобразованную энергию. Обмен веществ и энергии обеспечивает постоянство внутренней среды организма, ведет к восстановлению разрушенных структур, росту, развитию организма, поддержанию его высокоупорядоченного строения и жизнедеятельности.
Метаболизм Анаболизм Ассимиляция Пластический обмен Катаболизм Диссимиляция Энергетический обмен
3. Единый принцип структурной организации
4. Репродукция (размножение) «Все живое происходит только от живого». Луи Пастер
6. Рост и развитие Рост- это увеличение массы и размеров организма и его отдельных органов за счет приращения массы и числа клеток.
Развитие- это необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных изменений с момента рождения до смерти.
Фототаксис – движение к свету Хемотаксис – перемещение по отношению к концентрации химических веществ
Организмы в природе всегда существуют в сообществах, но все они относительно обособлены друг от друга и являются хорошо различимыми между собой отдельными особями. 8. Дискретность
Все живое характеризуется свойством ритмологичности в проявлении процессов жизнедеятельности в зависимости от суточных и сезонных ритмов, от динамики изменений погодно-климатических и приливо-отливных условий на Земле. 10. Ритмологичность. Рисунок 1.3.
Все организмы нуждаются в энергии для осуществления процессов жизнедеятельности. 11. Энергозависимость Рисунок 1.4.
Вся совокупность клеток, тканей и органов, имеющихся в организме и тесно взаимодействующих между собой, проявляет себя как нечто единое целое по отношению к другим объектам и внешним условиям. 8.Системный характер жизни.
Биологические системы Словарь: Система – целостность, в которой все элементы настолько тесно взаимосвязаны, что выступают по отношению к окружающей среде как нечто единое. Элемент – единица системы
Упорядоченность- это важнейшее свойство организма, которое проявляется в его строении и функциях, протекании всех процессов его жизнедеятельности и поведении. Упорядоченным образом осуществляется: обмен веществ, рост и развитие организмов, деление клеток, передача наследственных свойств, биосинтез, фотосинтез. 9. Упорядоченность.
Живые организмы стремятся создать себе более благоприятные условия жизни. 11. Специфичность взаимоотношений со средой.
Жизнь возникла на Земле в результате длительных геохимических превращений. Однажды возникнув, жизнь из примитивных одноклеточных существ в ходе длительного исторического развития достигла высокой сложности и обрела удивительно большое разнообразие живых форм, приспособленных к среде обитания. 12. Уникальность.
Корова Дуб Синица Ящерица Щука Пчела Ответ сформулируйте в форме дедуктивного умозаключения, используя в качестве доказательства его основные свойства как живого. Докажите, что заданный организм является живым
Д/З Выполнить тест Найти информацию о методах (как?) исследования в биологии Найти объекты (что?) исследования биологических наук
Проверочная работа по теме «Основные уровни организации живой природы» Биология, 10 класс
1. целостная одноклеточная или многоклеточная система, способная к самостоятельному существованию Молекула Клетка Ткань Орган Организм Популяция Биогеоценоз Биосфера
2. совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами конкретной среды обитания Молекула Клетка Ткань Орган Организм Популяция Биогеоценоз Биосфера
3. структурно-функциональное объединение нескольких видов тканей Молекула Клетка Ткань Орган Организм Популяция Биогеоценоз Биосфера
4. Структурная и функциональная единица живого, а также единица размножения и развития. Вне её нет жизни Молекула Клетка Ткань Орган Организм Популяция Биогеоценоз Биосфера
5. Самый высокий уровень организации жизни на планете Молекула Клетка Ткань Орган Организм Популяция Биогеоценоз Биосфера
6. Низший уровень организации живой материи, на котором начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма Молекула Клетка Ткань Орган Организм Популяция Биогеоценоз Биосфера
7. Совокупность организмов одного вида, объединённая общим местом обитания Молекула Клетка Ткань Орган Организм Популяция Биогеоценоз Биосфера
8. Совокупность сходных по строению клеток и межклеточного вещества. Объединенные выполнением общей функции Молекула Клетка Ткань Орган Организм Популяция Биогеоценоз Биосфера
9. Образован совокупностью тканей и органов, специализированных на выполнении различных функций и неразрывно взаимосвязанных Молекула Клетка Ткань Орган Организм Популяция Биогеоценоз Биосфера
10. В этой система осуществляются простейшие, элементарные эволюционные преобразования Молекула Клетка Ткань Орган Организм Популяция Биогеоценоз Биосфера
11. Соотнеси Организм Популяция Биогеоценоз А Б В
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Презентация по теме «Введение. Объект изучения биологии» является методическим и дидактическим инструментом сопровождения урока по теме и содержит иллюстративный материал по вопросам:
— объект изучения биологии;
— свойства живых организмов;
— уровни организации жизни.
Пособие не только раскрывает и иллюстрирует учебным материал, но и содержит систему заданий по работе с текстом ученика по выявлению нового знания.
Заключительная часть презентации содержит проверочную работу, которую можно применить в целях первичной проверки усвоения нового знания, а так же оценки знаний на следующем уроке. В проверочной работе используется критериальная система оценивания.
Номер материала: ДБ-892698
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах
Время чтения: 2 минуты
Стартовал Всероссийский конкурс «Лучшая столовая школы»
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока 10 класс
Урок по теме « Биология – как наука. Введение в биологию.»10 класс
1.Обобщить знания учащихся о живых организмах, выяснить задачи, значение биологии для жизни человека. Охарактеризовать живые организмы, выявив основные свойства.
2.Формирование научного мировоззрения учащихся на основе знаний о живых организмах, их свойств, значении биологии для человека.
3.Знать задачи, значение биологии, существенные отличия живых организмов от неживых. Развивать логическое мышление учащихся (сравнение, выводы…)
Метод: словесно-наглядный (беседа, рассказ, схемы, дем. таблиц)
I. Организационный момент
Психологический настрой, проверка готовности к уроку; сообщение темы и целей урока, знакомство с общей структурой курса биологии 10 класса.
II. Актуализация знаний
1.Что изучает наука биология? (термин ввел фр. уч.Ж.Б.Ламарк)
2.Как вы понимаете выражение: «Красота природы зависит от ее хозяина»
3.Какие царства живой природы вам известны?
4.Какие науки уже изучены в 6-9 классах?
III. Изучение темы (учащиеся с помощью учителя заполняют таблицы и схемы)
1.Общая биология – наука об общих закономерностях строения, функционирования и развития биологических систем.
2. Для изучения живой природы применяются различные методы:
3.Основные свойства живых организмов с.4 учебника
Вспомните признаки, отличающие объекты живой и неживой природы.
— обмен веществ и энергии
— размножение, наследственность, изменчивость
— приспособленность к окружающей среде (адаптация, ритмичность)
4. Уровни организации живой природы.
Работа с учебником-характеристика уровней живой природы. Заполнение таблицы.
5.Значение биологии (доп. материал)
IV. Закрепление. Взаимопроверка. Оценивание.
1) Расставьте по возрастанию степени сложности структурные уровни организации жизни: биосферный, клеточный, молекулярный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический.
2) Строение и функции органоидов клетки изучает наука: (цитология)
3) О каком уровне организации живой природы идёт речь при упоминании о берёзовой роще (биогеоценотическом)
4) Рыбы имеют обтекаемую форму тела, у птиц полые кости и тело покрыто перьями, на задних конечностях лягушки между пальцами развиты перепонки. О каком свойстве организмов идёт речь: (адаптации).
5) Соцветие подсолнечника в течение светового дня поворачиваются вместе с солнцем с востока на запад. О каком свойстве идёт речь:(раздражимости);
6) В течение жизни в организме и в поведении волка происходят изменения: он увеличивается в размерах, учится охотиться на животных и т.д..
О каком свойстве идёт речь: ( индивидуальном развитии);
7) Уровень организации на котором решаются глобальные проблемы (биосферный)
8) Свойство тесной связи всех живых организмов с окружающей средой (обмен веществ)
9) Свойство – воспроизведение себе подобных (размножение)
10) Термин «биология» в науку ввел? (Ж.Б.Ламарк)
VI. Домашнее заданиес.3-5, конспект
Сообщение «Развитие и достижения биологической науки в современном мире»