объект 263 в реальной жизни

Жертва собственного веса. САУ «Объект 263»

В конце сороковых годов прошлого века в Советском Союзе был создан тяжелый танк ИС-7. Он имел превосходное для своего времени вооружение и солидное бронирование. Однако ряд обстоятельств, связанных с появлением новых бронебойных боеприпасов и особенностями дорожной сети страны, привели к закрытию проекта. ИС-7 так и не был принят на вооружение. В то же время, ходовая часть тяжелого ИС-7 заслужила ряд положительных отзывов и некоторые представители военного руководства страны не спешили отказываться от нее. Да и 130-миллиметровая пушка была достаточно лакомым кусочком.

объект 263 в реальной жизни. Смотреть фото объект 263 в реальной жизни. Смотреть картинку объект 263 в реальной жизни. Картинка про объект 263 в реальной жизни. Фото объект 263 в реальной жизни

В связи с этим в 1950 году конструкторы Ленинградского Кировского завода получили задание создать на базе танка ИС-7 тяжелую самоходную артиллерийскую установку. Проект получил обозначение «Объект 263», а ведущим конструктором эскизного проекта был назначен В.С. Старовойтов. Изначально было создано три варианта новой самоходки, отличавшихся друг от друга некоторыми нюансами конструкции. В ходе работ над «Объектом 263» эти варианты нередко «обменивались» различными нюансами конструкции и в итоге в программе остался только одна версия, которой и прочили большое будущее.

объект 263 в реальной жизни. Смотреть фото объект 263 в реальной жизни. Смотреть картинку объект 263 в реальной жизни. Картинка про объект 263 в реальной жизни. Фото объект 263 в реальной жизни

Главным вооружением самоходной артиллерийской установки «Объект 263» должна была стать пушка С-70А. Фактически, это было дальнейшее развитие пушки С-70, предназначенной для танка ИС-7. Этот проект, созданный в Центральном артиллерийском конструкторском бюро под руководством В.Г. Грабина восходило к еще дореволюционной морской пушке Б-7 калибра 130 миллиметров. Стоит отметить, что в ходе нескольких глубоких модернизаций конструкция орудия была значительно изменена и С-70А не имела почти ничего общего с изначальной Б-7 помимо калибра. Пушка С-70А имела солидные размеры, вызванные в первую очередь стволом длиной в 57,2 калибра. Кроме того, немалыми были казенная часть и противооткатные устройства. Из-за этого компоновка рубки получилась довольно непривычной. Казенник пушки почти доходил до задней стенки рубки. По этой причине последнюю пришлось сделать откидной. Предполагалось, что перед началом боя экипаж опустит эту деталь и сможет работать, не опасаясь повреждений рубки. Кроме того, откинутый задний лист немного увеличивал площадь пола боевого отделения, что могло немного облегчить работу экипажа.

130-миллиметровая пушка имела очень большую отдачу. Поэтому к дульному тормозу щелевой системы и противооткатным устройствам пришлось добавить откидываемое опорное устройство, напоминающее бульдозерный отвал. На имеющихся фотографиях макета «Объекта 263» видно, что в крайнем нижнем положении он удерживал на себе опущенный кормовой лист рубки. Вдоль бортов рубки, на внутренней их стороне, были размещены держатели для боеприпасов. Выстрелы раздельного заряжания закреплялись по семь с каждого борта. Для удобства снаряды располагались в одном держателе, гильзы – в другом. Заряжание пушки было обязанностью двух членов экипажа: заряжающего и его помощника.

объект 263 в реальной жизни. Смотреть фото объект 263 в реальной жизни. Смотреть картинку объект 263 в реальной жизни. Картинка про объект 263 в реальной жизни. Фото объект 263 в реальной жизни

Всего же в экипаж САУ «Объект 263» должно было входить пять человек: командир, механик-водитель, наводчик, и двое заряжающих. Для ведения огня прямой наводкой экипаж имел прицел ТП-47, а для стрельбы с закрытых позиций самоходку предлагалось оснащать прицелом ТШ-46. Расчетная скорострельность «Объекта 263» была невелика – за минуту экипаж мог успеть сделать не более одного-полутора выстрелов. Главной причиной этого была специфическая компоновка рубки, не позволявшая достичь тех показателей, какие были у танка ИС-7 (порядка шести выстрелов). Низкая скорострельность, согласно мнению военных и разработчиков, должна была компенсироваться высокими огневыми характеристиками длинноствольной пушки. Так, с расстояния в две тысячи метров орудие С-70А при использовании бронебойного снаряда БР-482 должно было пробивать до 160-170 миллиметров гомогенной брони (при угле встречи в 90°).

В начале 1951 года эскизный проект новой самоходки был готов, и его представили комиссии министерства обороны. Военное начальство ознакомилось с работами конструкторов ЛКЗ, после чего началась сборка натурного макета САУ. На макете планировалось проверить некоторые задумки и выявить проблемы компоновки, эргономики и т.п. Всего через несколько недель после завершения сборки макета «Объекта 263» из Москвы пришло распоряжение: работы по проекту прекратить. Конечно, 130-мм орудие было очень хорошим аргументом на поле боя. Однако расчетная масса новой самоходной артиллерийской установки была на уровне 60 тонн. Это было на 8000 килограмм меньше, чем у недавно закрытого проекта ИС-7, но все равно слишком много для практического использования в имеющихся условиях. Конструкцию самоходки, теоретически, можно было бы облегчить. Но исключительно ценой уменьшения уровня защиты, что было бы далеко не самым разумным решением. По совокупности преимуществ и недостатков Главное бронетанковое управление решило, что Советской армии такая техника не нужна. Единственный построенный макет «Объекта 263» был разобран, а до строительства «в металле» дело так и не дошло.

Источник

Объект 263 — ПТ-САУ 9 уровня СССР в World of Tanks

объект 263 в реальной жизни. Смотреть фото объект 263 в реальной жизни. Смотреть картинку объект 263 в реальной жизни. Картинка про объект 263 в реальной жизни. Фото объект 263 в реальной жизни

Объект 263 — противотанковая САУ 9 уровня СССР. Ранее она находилась на 10 уровне, но в патче 0.9.22 после ребаланса советской техники данную машину перенесли на уровень ниже. Измененная ветка получила свою специализацию, теперь орудие располагается в кормовой части. Как теперь изменился геймплей игры на данной машине, стала ли она «имбой» на своем уровне и стоит ли выбирать данную ветку для прокачки читайте далее.

ТТХ Объект 263

объект 263 в реальной жизни. Смотреть фото объект 263 в реальной жизни. Смотреть картинку объект 263 в реальной жизни. Картинка про объект 263 в реальной жизни. Фото объект 263 в реальной жизни

В процессе перехода на 9 уровень Объект 263 претерпел ряд изменений, но все же сохранил основую часть своих ТТХ. Отличительными особенностями стали хорошая динамика и крепкая лобовая броня, но плохая маневренность. Удельная мощность составляет 18,33 л.с./т и позволяет набирать максимальную скорость вперед 55 км/ч и 20 км/ч задним ходом. Обзор 360 м и этого очень мало для 8-10 уровней боев. Запас очков прочности 1800 единиц, что является нормой для ПТ-САУ на 9 уровне.

Орудие

Основная роль противотанковых САУ заключается в нанесении урона, поэтому самое первое, что нужно стремиться исследовать и установить— это орудие. Но здесь не все так просто у данной машины. Объект 263 имеет в своем распоряжении 2 пушки:

Следует отметить, что средний урон в минуту практически не отличается.

Хорошим моментом для прокачивающих данную машину является то, что для установки топового орудия не требуется исследовать ходовую, грузоподъемности достаточно на стоковой. Также на стоковую ходовую можно поставить все необходимое оборудование.

В топовом варианте ПТ оснащена 130 мм пушкой С-70A, именно ее рассмотрим детальнее.

Учитывая углы ГН и ВН такие показатели никак уж нельзя назвать комфортными, но это вполне нормально для техники с задним расположением орудия. Одним из неприятных изменений стало уменьшение скорости полета снаряда до с 1000 м/с до 920 м/с. Как и многие другие танки в игре данная машина требует сноровки, чтобы приспособиться к ее особенностям геймплея.

Бронирование Объект 263

объект 263 в реальной жизни. Смотреть фото объект 263 в реальной жизни. Смотреть картинку объект 263 в реальной жизни. Картинка про объект 263 в реальной жизни. Фото объект 263 в реальной жизни

Броня у данной ПТ одновременно и сильная черта и в то же время слабая. Лобовая проекция хорошо защищена, но как раз там имеются и самые слабые места. А о броне кормы учитывая уровень боев можно сказать, что отсутствует, потому что враги ее попросту не заметят. Перейдем от слов к цифрам:

ВЛД250Рубка250Маска250Область вокруг маски250Орудие60Крыша МТО30НЛД150Борта80

Пробить Объект 263 в районе ВЛД крайне сложно, потому что она расположена под хорошими углами, поэтому показатели приведенной брони достигают до 400 мм. Рубку и маску орудия тоже практически нереально пробить. Но «ахиллесова пята» располагается в НЛД, через которую даже в приведенке могут наносить урон без проблем враги с пробитием от 200 мм.

Преимущества и недостатки

Совокупность имеющихся характеристик Объекта 263 позволяет выделять ряд положительных и отрицательных моментов, которые необходимо учитывать во время игры.

Оборудование

Объект 263 предусматривает два игровых стиля: штурмовой и засадный (кустовой). Каждый требует своего подхода, прокачки экипажа и определенного набора модулей. Не смотря на обилие недостатков, оборудование поможет уменьшить их влияние и сделать игру немного приятнее.

Для штурма подойдет такой вариант:

Засадный вариант предполагает такой выбор:

Обучение экипажа

Экипаж Объекта 263 состоит из 5-х человек. Важным обстоятельством является тот момент, что после предыдущей машины добавляется один новый член экипажа — заряжающий. Для распределения перков существует три варианта, в зависимости от предпочитаемого стиля игры:

объект 263 в реальной жизни. Смотреть фото объект 263 в реальной жизни. Смотреть картинку объект 263 в реальной жизни. Картинка про объект 263 в реальной жизни. Фото объект 263 в реальной жизни

объект 263 в реальной жизни. Смотреть фото объект 263 в реальной жизни. Смотреть картинку объект 263 в реальной жизни. Картинка про объект 263 в реальной жизни. Фото объект 263 в реальной жизни

объект 263 в реальной жизни. Смотреть фото объект 263 в реальной жизни. Смотреть картинку объект 263 в реальной жизни. Картинка про объект 263 в реальной жизни. Фото объект 263 в реальной жизни

Рассмотрим более детально самые важные перки:

Перки мехвода и наводчика помогут стабилизировать орудие и повысить динамику.

Рассмотрим влияние маскировки на незаметность в процентах с учетом разных условий:

объект 263 в реальной жизни. Смотреть фото объект 263 в реальной жизни. Смотреть картинку объект 263 в реальной жизни. Картинка про объект 263 в реальной жизни. Фото объект 263 в реальной жизни

Снаряжение

Данная машина плохо подходит для заработка серебра в том числе из-за расходников.

Пока не до конца изучен навык «Ремонт», то предпочтительнее выбор большого ремкомплекта.

Уязвимость рубки может привести к контузии нескольких членов экипажа, поэтому большая аптечка уменьшит вероятность контузии и при необходимости вернет в строй нескольких танкистов.

Альтернативой последнему варианту являются: доппаек на +10% к навыкам экипажа или ленд-лизовское масло на +5% к мощности двигателя (подойдет только для засадной тактики, чтобы быстрее занять позицию).

Как играть на Объекте 263

Данная противотанковая САУ отличается универсальным геймплеем. Машина имеет отличную подвижность, как для ПТ, что позволяет ей посоревноваться в скорости со многими средними танками. Такая динамика дает шанс не только оперативно занять выгодную позицию, но и в зависимости от ситуации на поле боя сменить направление.

Наиболее эффективно лобовая броня Объекта 263 действует на расстоянии свыше 250-300 метров. Низкий силуэт при надлежащем оборудовании и выборе навыков экипажа позволяет примерить на себя роль засадного снайпера. Ощутимым минусом такой тактики является довольно-таки косая пушка, поэтому более предпочтительным станет бой на ближней и средней дистанции.

Для штурмовой тактики необходимо использовать сильные стороны машины и не забывать прикрывать слабые. Сильные — это рубка и ВЛД, а вот уязвимых мест больше. В случае ближнего боя необходимо активно маневрировать перед вражеским танком, чтобы затруднить ему выцеливание слабых зон: большой по размеру нижний бронелист, выхлопные трубы рубки и промежутки между маской орудия и корпусом. НЛД можно прикрыть, используя рельефы местности, подбитые танки или же просто кучи мусора.

Отдельную опасность представляют противники, которые по габаритам выше Объекта 263, потому что тогда они без труда могут пробивать крышку МТО или заднюю часть корпуса. Данная ПТ-САУ имеет низкую скорость поворота, поэтому не стоит ломиться вперед без поддержки союзников, иначе быстрые танки могут попросту закрутить и подпереть.

Краткие итоги

Так уж получилось, что в силу преобладающих недостатков при переводе на 9 уровень Объект 263 утратил свою былую уникальность. Сейчас данная ПТ-САУ больше подходит для атаки в первых рядах, именно там она может максимально повлиять на исход боя. Возможно, в следующих патчах ее апнут, но пока что это не более, чем просто очередная проходная машина.

Источник

Последние советские тяжёлые истребители танков

объект 263 в реальной жизни. Смотреть фото объект 263 в реальной жизни. Смотреть картинку объект 263 в реальной жизни. Картинка про объект 263 в реальной жизни. Фото объект 263 в реальной жизни

В годы Второй мировой войны тяжёлые самоходные установки играли важную роль на полях сражений. Неудивительно, что после её окончания разработка тяжёлых САУ, одной из основных задач которых являлась борьба с вражеской бронетанковой техникой, продолжилась конструкторами разных стран. Тем удивительнее факт, что до стадии изготовления в металле дошли лишь единичные проекты, а в серию не пошла ни одна из этих грозных машин. И Советский Союз, в котором была создана тяжёлая САУ Объект 268, не стал в этом плане исключением.

Предельный вес

Как и в случае с тяжёлыми танками, предполагалось, что перспективные советские тяжёлые САУ будут очень хорошо защищёнными машинами, обладающими длинными орудиями калибра 152 мм. Первые требования на подобные установки датированы ещё 1945 годом, хотя реальные работы начались годом позже. Проектировались они на базе танков Объект 260 (ИС-7) и Объект 701 (ИС-4).

Для самоходной установки на базе ИС-4, имевшей обозначение Объект 715, предполагалось использовать 152-мм пушку М31 разработки завода №172, одинаковую по баллистике со 152-мм пушкой большой мощности БР-2. Это же орудие планировалось использовать и для проекта самоходной установки Кировского завода в Ленинграде. Как именно она называлась — до конца не ясно. Одни источники указывают индекс Объект 261, другие называют её Объект 263.

объект 263 в реальной жизни. Смотреть фото объект 263 в реальной жизни. Смотреть картинку объект 263 в реальной жизни. Картинка про объект 263 в реальной жизни. Фото объект 263 в реальной жизни

Позже КБ завода №172 разработало ещё более мощное орудие, получившее обозначение М48. В целом, оно повторяло по конструкции М31 и имело похожий дульный тормоз, но начальная скорость его снаряда была доведена до 1000 м/с. Для такого мощного орудия разрушение любого вражеского танка или ДОТа не являлось большой проблемой. Ту же пушку предполагалось разместить и в полуоткрытой самоходной установке Объект 262.

Главным препятствием на пути всех этих планов оказалось затягивание работ по ИС-7 и проблемы с освоением серийного производства ИС-4. Последняя активность по обеим самоходным установкам датирована 1947 годом, после чего работы заморозили «до лучших времён». Которые так и не наступили.

18 февраля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР № 701–270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. Закономерно, что вслед за ИС-4 и ИС-7 приказали долго жить и разработки самоходных установок на их базе.

Вполне логично было на той же базе разрабатывать и самоходную установку, но с этим конструкторы не торопились. Еще живо было воспоминание о том, чем закончились работы по самоходам на базе ИС-7 и ИС-4. Отмашку дали только в тот момент, когда стало ясно, что 730-й объект получился вполне удачным, и принятие его на вооружение не за горами.

В литературе, посвящённой Т-10 и машинам на его базе, начало работ по штурмовой самоходной установке обычно датируют 2 июля 1952 года. На самом деле хронология событий несколько иная. Дело в том, что самоходную установку обычно делают под вполне определённую артиллерийскую систему. А той пушки, что в итоге «прописалась» на машине, известной как Объект 268, не было даже в проекте ещё 1,5 года после начала работ. Но работы над этим орудием начались гораздо раньше.

С этой точки зрения история новой тяжёлой САУ началась ещё в 1946 году, когда параллельно с М31 и М48 КБ завода №172 начало разработку 152-мм пушки М53. Это орудие с начальной скоростью снаряда 760 м/с разрабатывалось для самоходной установки Объект 116, известной как СУ-152П. И орудие, и саму установку построили в 1948 году. Испытания показали недостаточную кучность системы, и проект закрыли. Ныне СУ-152П можно увидеть в экспозиции парка «Патриот». Так вот, именно эта артиллерийская система в несколько изменённом виде и предполагалась в качестве вооружения перспективной самоходной установки.

Вариант №2 проектируемой тяжёлой САУ предусматривал кормовое размещение боевого отделения. За счёт этого длину корпуса удалось сократить до 6675 мм. Всю носовую часть машины занимало моторно-трансмиссионное отделение, так что механику-водителю там места не нашлось. Его посадили в боевое отделение, где он размещался справа по ходу движения. При такой компоновке обзор у механика-водителя оказался неважным.

Подобные неудобства компенсировались сравнительно небольшим вылетом орудия за габариты машины – 2300 мм. Толщина лба рубки составляла от 150 до 180 мм, борта 90 мм. Верхний лобовой лист корпуса имел толщину всего 75 мм, но при этом угол его наклона составлял 75 градусов. Одним словом, машина имела вполне достойную защиту. Экипаж машины состоял из четырёх человек. Для облегчения работы заряжающего снаряды находились в специальном барабане позади орудия.

Не менее оригинально выглядел и третий вариант самоходной установки. По большому счёту, это была даже не самоходная установка, а танк, у которого из-за более мощного и тяжёлого орудия пришлось уменьшить толщину брони.

Впрочем, разница между Объектом 730 и проектируемой СУ-152 (так эта машина обозначена в документации) достаточно существенна. Башню для САУ конструкторы разработали с нуля, причём для нормальной установки в ней 152-мм орудия диаметр погона пришлось увеличить с 2100 до 2300 мм. Максимальная толщина брони башни достигала 200 мм. В башне располагался и боекомплект, размер которого остался тем же – 30 выстрелов. Основную боеукладку предполагалось разместить в кормовой нише, что немного облегчало работу заряжающего.

Таким образом, к лету 1952 года проектирование самоходной установки на базе «Объекта 730» не началось, а уже приобрело вполне оформившиеся очертания. Распоряжение Совета министров СССР от 2 июля 1952 года скорее «узаконило» работы по машине, а также внесло ряд поправок в уже шедшие проектные работы. Примерно в это же время самоходная установка получила чертёжный индекс 268, а сама тема стала именоваться Объектом 268.

Советский «Ягдтигр»

В литературе указывается, что всего по теме Объекта 268 было разработано 5 вариантов машины. Это одновременно и так, и не так. Дело в том, что два варианта, упомянутые выше, разрабатывались ещё до получения финальных тактико-технических требований. И они даже не носили шифра 268.

Поэтому фактически речь идёт о трёх вариантах машины, два из которых представляли собой эволюцию разработанных ранее эскизных проектов. Оба эти варианта в переработанном виде были готовы в декабре 1952 года. При этом артиллерийская система, которую предполагалось устанавливать в эти машины, всё ещё продолжала проектироваться.

Согласно предварительным расчётам, начальная скорость её снаряда должна была составить 740 м/с. За основу бралась самоходная пушка М53, которая переделывалась с использованием отдельных узлов 122-мм танковой пушки М62-Т. Согласно расчётам, общая масса такой системы, не имевшей официального обозначения, составляла 5100 кг.

Переработанный проект второго варианта самоходной установки, получивший порядковый номер 4, ОКТБ Кировского завода подготовил к 18 декабря 1952 года. На сей раз машина уже имела шифр 268, а в качестве её главного конструктора фигурировал Ж. Я. Котин. Внешне 4-й вариант был сильно похож на 2-й, но на самом деле различия оказались существенными.

Для начала, длину корпуса увеличили до 6900 мм, то есть почти до длины Объекта 730. Одновременно длина выноса ствола орудия за габариты корпуса уменьшилась на 150 мм. От скошенного кормового листа рубки конструкторы отказались, что положительно сказалось на внутреннем объёме боевого отделения. Такие изменения были крайне необходимы, поскольку, согласно новому техническому заданию, экипаж машины был увеличен до 5 человек.

Новым членом экипажа стал второй заряжающий, располагавшийся позади командира. Сам командир получил новую командирскую башенку с дальномером, а впереди него появилась пулемётная установка с «кривым» стволом. Немного переделали и место механика-водителя, которое получило новые смотровые приборы. Система с «барабаном» осталась на месте, при этом авторы эскизного проекта подчёркивали, что за счёт большого внутреннего объёма возможна установка и более мощного вооружения. Параллельно с увеличением объёма боевого отделения повысилась бронезащита. Толщину нижнего лобового листа корпуса подняли до 160 мм. Толщина лба рубки осталась 180 мм, но при этом скосы толщиной 160 мм выполнялись под большим углом. При всём этом масса машины осталась в пределах 50 тонн.

10 декабря 1952 года был закончен переработанный вариант 3-го варианта САУ, получивший 5-й порядковый номер. Длину его корпуса сократили до уровня 730-го объекта (6925 мм), при этом были переделаны верхние бортовые листы, ставшие гнутыми. Немного изменился и лоб корпуса, но толщина этих деталей осталась неизменной. Сохранение длины корпуса в пределах базового танка было обусловлено установкой двигателя В-12–6, который, к слову, в итоге появился и на тяжёлом танке Т-10М. На него же позже «перекочевал» и увеличенный башенный погон.

Переделкам подверглась и башня, рассчитанная на 4 человек. Командир здесь также получил новую командирскую башенку, а вот кривоствольный пулемёт инженеры ОКТБ Кировского завода отдали заряжающему. К слову, оба переработанных проекта унаследовали и установку зенитного пулемёта КПВ.

Оба этих варианта, впрочем, дальше эскизных проработок не пошли. В январе 1953 года проекты были представлены на суд научно-технического комитета Главного бронетанкового управления (ГБТУ) и Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения (МТиТМ). Изучив их, члены НТК пришли к выводу, что эти проекты предусматривают необходимость серьёзной переделки корпуса Объекта 730 и потому не подходят.

Комиссия утвердила к дальнейшей работе совсем другой, куда более «спокойный» проект, требовавший минимальных переделок базового шасси. Из числа серьёзных изменений в нём требовалась лишь установка чуть более компактного двигателя В-12–6, который, кстати, предусматривался и в варианте №5.

Переработанная версия проекта была представлена в июне 1953 года. Также комиссии была представлена деревянная модель в масштабе 1:10. А 25 августа по теме Объекта 268 было дано заключение за подписью генерал-полковника А. И. Радзиевского.

В ряде источников указывается, что на этом этапе конструкторские работы застопорились, но это не так. Безусловно, на работы по самоходу несколько повлияло принятие 28 ноября 1953 года на вооружение Объекта 730, ставшего впоследствии танком Т-10. Тем не менее, работы по машине продолжились. Ведущим инженером Объекта 268 стал Н. М. Чистяков, до того трудившийся в Нижнем Тагиле на должности начальника сектора нового проектирования. Там при нём начиналась работа по среднему танку Объект 140, но по ряду причин конструктор покинул Нижний Тагил и перебрался в Ленинград. Общее руководство легло на Н. В. Курина, ветерана Кировского завода и автора ряда самоходных установок.

Была, впрочем, ещё одна причина, тормозившая работу по Объекту 268, которую некоторые исследователи не учитывают. Дело в том, что орудие, которое предполагалось ставить на самоходную установку, всё ещё находилось на стадии проектирования. Между тем, коллектив завода №172 не сидел сложа руки. Вслед за 122-мм пушкой М62, предлагавшейся для установки в перспективные танки Объект 752 и Объект 777, пермские оружейники в начале 1954 года наконец добрались и до калибра 152 мм.

С момента проектирования М53, модифицированную версию которой предполагалось ставить на Объект 268, прошло 7 лет, а развитие артиллерии в эти годы не стояло на месте. В результате на свет появился проект 152-мм орудия, получившего обозначение М64. Начальная скорость его снаряда была почти такой же, как и у М53 (750 м/с), но длина ствола заметно уменьшилась. С учётом того, что боевое отделение Объекта 268 находилось примерно там же, где и боевое отделение Т-10, это было очень важно. Для сравнения, модифицированная М53 имела общую длину по горизонтали от оси вращения башни до кончика дульного тормоза 5845 мм, а М64 — 4203 мм. С новым орудием вылет ствола составил всего 2185 мм.

Официально технический проект М64 был рассмотрен Главным артиллерийским управлением (ГАУ) в августе 1954 года. На деле же информацию по новому орудию коллектив ОКТБ Кировского завода получил раньше. Уже упоминавшийся тезис о том, что проектные работы по Объекту 268 к осени 1953 года застопорились, звучит немного странно на фоне того, что чертёжная документация по машине датирована 20-ми числами июня 1954 года.

На чертежах (всего проектная документация содержала 37 листов) изображена машина, которая максимально похожа на тот Объект 268, который впоследствии был построен в металле. Концептуально машина здорово напоминала немецкую самоходную установку Jagdtiger, максимально унифицированную с тяжёлым танком Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B.

Принципиальная разница между двумя машинами была в том, что советским инженерам удалось не только вписаться в габариты корпуса Т-10, но и сохранить такую же боевую массу. А по высоте Объект 268 оказался даже чуть ниже Т-10. От предыдущих проектов машина унаследовала командирскую башенку с дальномером. Как и в случае с предшественниками, толщину корпуса с бортов и кормы пришлось снижать, а вот толщина бортов рубки выросла до 100 мм. Вполне внушительной оказалась и защиты рубки со лба – 187 мм. За счёт того что рубка была расширена до общей ширины корпуса, она оказалась вполне просторной.

Между прошлым и будущим

Финальная смета по Объекту 268 была закончена в марте 1955 года. Тогда же были утверждены и сроки изготовления опытных образцов. Согласно планам, первый образец Объекта 268 ожидалось получить в I квартале 1956 года, ещё два экземпляра должны были быть изготовлены в IV квартале. Увы, как раз в этот период начались работы над тяжёлыми танками нового поколения, Чистяков возглавил работы над тяжёлым танком Объект 278, и это прямым образом отразилось на сроках готовности САУ.

Что же касается завода №172, то создание опытного образца 152-мм орудия М64 он закончил в декабре 1955 года. А в феврале 1956 года, после программы заводских испытаний, орудие с серийным номером 4 отправилось в Ленинград, на Кировский завод.

Затягивание работ привело к тому, что первый опытный образец Объекта 268 был закончен только к осени 1956 года. В целом машина соответствовала проектной документации, хотя некоторые изменения всё же имели место. К примеру, от выпуклой крыши рубки было решено отказаться. Вместо неё самоходная установка получила крышу более простой в изготовлении конструкции. Не оказалось у машины пулемёта с «кривым» стволом, на его месте у опытной машины была заглушка. Более простой стала и форма кормового листа рубки, который решили не делать гнутым. Эта деталь была выполнена съёмной, поскольку через неё производился монтаж и демонтаж орудия.

Экипаж машины остался тем же и насчитывал 5 человек. Благодаря удачной компоновке внутри машины было совсем не тесно, работать в ней мог даже очень высокий человек. И это при том, что боекомплект крупнокалиберного орудия составил 35 выстрелов. Удобство работы экипажа было обусловлено в том числе и конструктивными особенностями орудия. Во-первых, М64 имела эжектор, благодаря чему удалось свести к минимуму попадание в боевое отделение пороховых газов. Во-вторых, орудие получило механизм заряжания, что заметно облегчило работу заряжающих.

Заводские испытания опытного образца Объекта 268 начались осенью 1956 года, а закончились весной 1957 года. В целом машина продемонстрировала характеристики, близкие к расчётным. По ходовым качествам Объект 268 почти совпал с Т-10, в том числе и по максимальной скорости.

Вскоре после испытаний самоходная установка отправилась на НИИБТ Полигон в Кубинку. Испытания стрельбой показали, что завод №172 не напрасно затянул разработку орудия. М64 по кучности огня явно превосходила МЛ-20С, которая устанавливалась на ИСУ-152. Новое орудие оказалось лучшим и по начальной скорости снаряда, и по дальности стрельбы, и по скорострельности.

Увы, но всё это уже не играло никакой роли. От постройки ещё двух опытных образцов Объекта 268 было решено отказаться, а первый прототип машины отправился в музей при НИИБТ Полигоне. Ныне это экземпляр находится в экспозиции парка «Патриот». Недавно силами музейных сотрудников удалось привести САУ в ходовое состояние.

Появись Объект 268 пятью годами раньше, шансы пойти в серию у него были бы очень высокими. Машина получилась удачной, вполне удобной для работы экипажа и хорошо защищённой. Но к 1957 году произошёл целый ряд событий, которые в совокупности сделали запуск в серию подобных САУ бессмысленным.

Для начала, с 1955 года началась разработка тяжёлых танков нового поколения (Объекты 277, 278, 279 и 770), имевших значительно более высокий уровень броневой защиты. Против них даже пушки М64 было уже недостаточно. В ГБТУ прекрасно отдавали себе отчёт, что конструкторы бронетанковой техники за рубежом тоже не сидят на месте. Получалось, что перспективная самоходная установка вооружена артиллерийской системой, которая уже устарела.

Кроме того, как раз в середине 50-х годов началась программа по модернизации ИСУ-152, которая значительно продлевала срок эксплуатации этих машин. В отличие от Объекта 268, который только предстояло запустить в производство, эти самоходки были уже здесь и сейчас. Да, МЛ-20 по всем параметрам уступала М64, но не столь существенно.

Наконец, производство Т-10 шло крайне медленными темпами. Загружать Кировский завод и ЧТЗ ещё и самоходными установками означало дополнительно сузить и без того не широкий ручеек Т-10, поступавших в войска. К тому же заводу №172 для производства новой САУ требовалось осваивать новую пушку.

Была и ещё одна причина, во многом совпадающая с тем, почему англичане примерно в это же время поставили крест на своих тяжёлых самоходных установках FV215 и FV4005. Дело в том, что в 1956 году начались работы по проектам противотанковых управляемых ракетных комплексов. 8 мая 1957 года Совет министров СССР санкционировал работы по разработке танков и самоходных установок, вооружённых управляемыми ракетами.

Многие тут же вспомнят «плохого Хрущева», но давайте посмотрим правде в глаза. Пусковая установка для противотанковой ракеты гораздо компактнее, чем пушка. Запуск ракеты куда проще, а главное, ею можно управлять в полёте. В результате при схожей мощности заряда ракета оказывается на порядок эффективнее. Неудивительно, что Объект 268 стал последней советской тяжёлой штурмовой САУ с пушечным вооружением.

На этом работы над самоходными установками на базе Т-10 работы не прекратились. Во всё том же 1957 году ОКТБ Кировского завода начало разработку машины, получившей обозначение Объект 282. Часто его называют танком, но фактически это был тяжёлый истребитель танков. Создавался он с расчётом на вооружение 170-мм противотанковыми ракетами «Саламандра», но из-за того что коллектив НИИ-48 так и не смог довести их до ума, вооружение поменяли. В финальной конфигурации машина, получившая индекс Объект 282Т, должна была оснащаться либо 152-мм противотанковыми ракетами ТРС-152 (боезапас 22 ракеты), либо 132-мм ракетами ТРС-132 (боезапас 30 ракет).

Вышедшая на испытания в 1959 году машина разительно отличалась от предшествующих самоходных установок. Несмотря на такой внушительный боезапас и экипаж в 2–3 человека, танк стал несколько короче Т-10. А главное, его высота составила всего 2100 мм. Лобовая часть танка была переделана. Кроме того, конструкторы перенесли вперёд и топливные баки, отделив от них экипаж 30-мм перегородкой. Машина получила форсированный двигатель В-12–7 мощностью 1000 л.с. Её максимальная скорость выросла до 55 км/ч.

Одним словом, получилась неординарная машина, которую в конце концов погубило вооружение. Испытания показали, что установленная на Объекте 282Т система управления «Тополь» работает недостаточно надёжно, что и привело к сворачиванию проекта.

На этом история проектирования самоходных установок на базе Т-10 завершилась.

Автор благодарит Игоря Желтова за помощь в работе над материалом

Источники и литература:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *