o2s12 что это в авто
Датчик кислорода
диагностика проверка замена Лямбда-зонда
The Oxygen Sensors (O2S)
Как известно, для правильной работы бензинового двигателя требуется определенное соотношение между объемами поступающего топлива и воздуха. Соотношение 14,7:1 (14,7 кг воздуха на 1 кг бензина) теоретически является наиболее оптимальным по критерию полного сгорания и называется коэффициентом избытка воздуха λ = 1 (рис.1). Назначением электронной системы управления подачей топлива является поддержание этого соотношения в пропорции, наиболее соответствующей температурным условиям, нагрузке на двигатель, достаточной динамике разгона, требованиям экономичности и защиты окружающей среды.
Коэффициент избытка воздуха λ, определяются так называемым Лямбда-зондом (Oxygen Sensors, O2 Sensor, Lambda, ЛЗ), который расположен в выпускном коллекторе. При λ=1 смесь является оптимальной (рис.2). В современных автомобилях после катализатора установлен дополнительный датчик для учета «старения» основного и для анализа состояния катализатора. В зависимости от выходного напряжения Oxygen Sensors, ECM (Electronic Control Module) корректирует параметры топливно-воздушной смеси.
Прим.Т.е. в данном случае Closed надо переводить НЕ как «закрытый» (цикл), а как «замкнутый» (с обратной связью по данным O2 Sensor>.
В современном автомобиле этот параметр (PID «FUEL SYS #1» or #2) может принимать следующие значения (статус):
Проверка возможности и результатов замены «штатного» зонда O2 имитатором на двигателях 1G-GE, 3S-FE показали, что в лучшем случае ECM игнорирует «задурение своих мозгов» подачей на его вход импульсов напряжения соответствующей частоты, амплитуды и длительности и от достаточно высокоомного источника сигналов.
После подключении имитатора на соответствующий вход ECM поступают импульсы напряжения, НО совершенно не синхронно с его попытками изменять состав смеси. При подаче постоянного напряжения от внешнего источника (например, от параметрического стабилизатора на п/п диоде), изменения напряжения вообще НЕ ПРОИСХОДИТ! Т.е. ECM вообще «не видит» изменения состава топливной смеси, что должно происходить при отсутствии подачи топлива в режиме принудительного ХХ (в ситуации, при которой педаль газа отпущена, но обороты двигателя ещё большие).
Как следствие, в обоих случаях он переходит из режима «с обратной связью» в режим, при котором показания Oxygen Sensors не учитываются при управлении подачей топлива. Такая реакция ECM на имитатор характерна не только для Toyota, но и для инжекторных систем других производителей.
Циркониевый ЛЗ (Zirconia Oxygen Sensor) представляет собой керамический корпус, в котором установлены платиновые электроды. Один из них находится в потоке выхлопных газов, а второй в атмосфере.
При высокой температуре керамика ZrO2 легированная оксидом иттрия, является твердым электролитом, т.е. проводит ионы кислорода. Между платиновыми электродами создается разность потенциалов, которая характеризует степень обогащения топливно-воздушной смеси (Рис.2). И которая пропорциональна разности количества кислорода в атмосфере и в отработанных газах.
Применение этилированного бензина в системах с Oxygen Sensors недопустимо, т.к. вызывает «отравление» материала чувствительного элемента датчика.
В наше время используются Oxygen Sensors с нагревателем. Активный керамический элемент такого зонда имеет внутренний подогреватель, чтобы датчик был прогрет до рабочей температуры и его показания были достоверными даже при невысокой температуре отработанных газов.
Следует отметить, что некоторые неисправности ЛЗ (снижение чувствительности, уменьшение быстродействия) ECM прошлых лет не фиксировали. Поэтому и судить об исправности Oxygen Sensors можно было только после соответствующих инструментальных проверок, и не ограничиваясь только считыванием кодов самодиагностики.
Нынешние системы самодиагностики современных автомобилей в состоянии определить практически любые неисправности этих датчиков и на экране диагностического сканера можно просмотреть графики и численные значения десятка параметров определяющих их состояние.
Рис. 3
Из выше сказанного следует, что в этом режиме НЕ ВОЗМОЖНА абсолютно достоверная проверка быстродействия (постоянной времени) датчика.
Ресурс датчика содержания кислорода в выхлопных газах обычно составляет десятки тыс. км и в значительной степени зависит от условий эксплуатации. Снижение ресурса зондов провоцирует применение этилированного бензина, низкая кондиция маслосъемных колец или колпачков, попадание в выхлопную систему тосола или силиконового герметика. Сопротивление нагревательного элемента обычно составляет от 1.2. 15 Ohm.
Признаком необходимости проверки Oxygen Sensors является повышение расхода топлива, увеличение содержания СО, ухудшение динамики разгона автомобиля, неустойчивый ХХ (Idle). При этом возможно считывание соответствующего кода неисправности при проверке результатов самодиагностики. Неисправность зонда может провоцировать выход из строя катализатора и /или быть причиной неправильного функционирования системы рециркуляции отработанных газов.
В wwwboards.auto.ru/toyota/429578.html пример когда проводится замена без дОлжной диагностики причин происходящего :-(((
Обращаю Ваше внимание на то, что перед изготовлением переходника для использования Лямбда-зонда BOSCH (фото) lexa38.narod.ru/lambda_k.html, изBosch 4-wires Heater Oxygen Sensorмерьте расстояние между центрами крепежных отверстий «родного» зонда. У верхнего зонда оно равно 44 мм, у нижнего 38 мм.
Прим. Наваривать гайку необязательно, толщины фланца вполне достаточно для нарезания полноценной резьбы М18х1.5 (примерно 5 «ниток»).
Видео реальных данных реального датчика ( логин: user Пароль: user )
Если выходное напряжение зонда на ХХ двигателя постоянно больше 0,5. 0,6 В, то необходимо проверить время открывания форсунок при ХХ, давление в топливной системе, датчик температуры двигателя, датчик разрежения или потока воздуха, убедиться в герметичности форсунок. И, конечно, с помощью диагностического сканера проверить параметры топливной коррекции.
Если Oxygen Sensor с подогревом (3-х или 4-х контактный), то проверьте сопротивление его нагревателя и напряжение его питания.
Если в результате проведенной диагностики окажется что неисправен зонд, то его необходимо заменить. Не исключен вариант неисправности катализатора или датчика его перегрева. Иногда причиной того, что не гаснет индикатор «Check Engine»(«MIL») при заведенном двигателе, является небрежность технического персонала при проведении ремонтных работ. Например включение зажигания при снятом разъеме какого-нибудь узла инжекторной системы, в т.ч. и Oxygen Sensors. Выходное напряжение зонда можно проверить стрелочным вольтметром с достаточно высоким входным сопротивлением (minimum input inpedance 10 megohm) или индикатором.
Смотрите графики выходного напряжения зондов и практику их замены на двигателях Mazda, Mitsubishi, Toyota.
Датчики содержания кислорода в выхлопных газах («точка зрения» ATRis v.5.0 IV кв. 2000 г.) | ||||
---|---|---|---|---|
Mazda 323F (Z5 1.5L) 929 (JE 3,0L) | Nissan Maxima (VQ30DE) Primera (P10,P11,W10) | Mitsubishi 4G37 carb 4G63,4G92,4G93 | Honda (5-wires HO2) | Toyota |
При замене на 4-х контактный зонд необходимо один провод подогревателя и сигнальный «минус» (экран) надежно подключить к корпусу автомобиля. Второй провод подогревателя необходимо подключить к контакту, на котором всегда «+» после включения «IGN». Подключение к контакту «+» катушки зажигания нецелесообразно, т.к. некоторые системы используют дополнительные «гасящие» сопротивления в цепи питания катушки, а также из-за значительного увеличения токовой нагрузки на эту электрическую цепь при холодном подогревателе ЛЗ. Подключение к контактам топливного насоса иногда достаточно трудоемко. На мой взгляд, стоит использовать контакт «IGN1,2» замка зажигания.
Методика проверки состояния Лямбда-зондов, описание принципиальных отличий титановых и циркониевых датчиков.
На этом форуме обсуждаются конкретные вопросы теории и практики диагностики кислородных датчиков.
А в этой теме вы можете ознакомиться с небольшим описанием их типов.
Параметры Oxygen Sensors BOSCH для инжекторной системы ВАЗ приведены в отдельной заметке.
С 1997 года в инжекторных системах автомобилей используется Wide Range AIR/FUEL Ratio Sensors.
The A/F sensor signal voltage varies accordingto the amount of oxygen sensors in the ehhaust stream (see figure). Unlike the signal voltage from a heated oxygen sensors (HO2S), the A/F sensors signal voltage increases as the air-fuel mixture leans and decreases as the air-fuel mixture richens. The signal voltage ranges from 0.48 to 0.80 volts(!) Besides, in a 1999 Camry voltage that corresponds with a specific A/F ratio is above (to 4.0 Volts). While the vehicle runs in closed loop mode, the ECU uses the A/F sensor signal to lengthen or shorten the fuel injector pulse width until attaining a stoichiometric air-fuel mixture.Honda Lean Air Fuel Sensors (5 wires)
The A/F sensor containts a ECM-controlled heater. At start-up, the heater helps warm the A/F sensors to quickly operating temperature. With minimal exhaust gas flow, the heater keeps the A/F sensor from cooling down.
(The voltage shown on the a this sensor output voltage chart is what one would see if one were using the factory Toyota scan tool to measure the A/F sensor parameter). This is not true!
Другие, т.н. «широкополосные датчики (Air/Fuel Ratio Sensor) на основе циркония, но более сложной конструкции и с другим алгоритмом измерения состава смеси.
Следует помнить, что современные кислородные датчики имеют более сложную (многослойную) конструкцию чувствительного элемента и, например, используют остаточный водород (для более точного определения содержания кислорода в выхлопных газах).
Эта статья о Sensor Lean Mixture (датчики обедненной смеси) снимет все вопросы о принципах работы и методах проверки этих прародителей широкополосных датчиков состава топливной смеси.
В этом разделе автофорума много других интересных матеоиалов.
Свяжитесь с нами удобным для вас способом!
Лямбда зонд. Кислородный датчик, замена. Аналоги.
Обобщу всю информацию по лямбда зондам, применяемым на FFII.
1. На FFII лямбда зонды применяются двух видов: широкополосные пятипроводные на ST и четырехпроводные на все другие двигатели. Нас интересуют последние, четырехпроводные, их я и опишу.
2. Все четырехпроводные лямбда зонды Bosch одинаковые.
3. Хоть от Форда, хоть от российского автопрома, хоть от других иномарок. Различаются только разъемами и длиной проводов.
4. Для Форда лямбда зонды производит только Bosch.
5. Все лямбда зонды произведенные для Форда имеют два вида разъемов: зеленый (верхний, до катализатора) и синий (нижний, после катализатора)
6. И синий и зеленый разъем зонда можно «доработать» напильником, удалив направляющие, и он будет подходить и к синим, и к зеленым разъемам на авто. Поэтому можно купить любой четырехпроводный лямбда зонд Bosch с Фордовским разъемом, при том, что длина его не меньше оригинального. То, что необходимо удалить напильником указано красными стрелками на фото ниже:
7. Все оригинальные финис коды (и действующие и устаревшие) и аналоги Bosch, всех лямбда зондов применяемых на FFII сведены в одну таблицу:
Лямбда зонд. Кислородный датчик, замена. Аналоги.
Обобщу всю информацию по лямбда зондам, применяемым на FFII.
1. На FFII лямбда зонды применяются двух видов: широкополосные пятипроводные на ST и четырехпроводные на все другие двигатели. Нас интересуют последние, четырехпроводные, их я и опишу.
2. Все четырехпроводные лямбда зонды Bosch одинаковые.
3. Хоть от Форда, хоть от российского автопрома, хоть от других иномарок. Различаются только разъемами и длиной проводов.
4. Для Форда лямбда зонды производит только Bosch.
5. Все лямбда зонды произведенные для Форда имеют два вида разъемов: зеленый (верхний, до катализатора) и синий (нижний, после катализатора)
6. И синий и зеленый разъем зонда можно «доработать» напильником, удалив направляющие, и он будет подходить и к синим, и к зеленым разъемам на авто. Поэтому можно купить любой четырехпроводный лямбда зонд Bosch с Фордовским разъемом, при том, что длина его не меньше оригинального. То, что необходимо удалить напильником указано красными стрелками на фото ниже:
7. Все оригинальные финис коды (и действующие и устаревшие) и аналоги Bosch, всех лямбда зондов применяемых на FFII сведены в одну таблицу:
Уважаемые соклубники, наткнулся на эту тему, немного полистал каталог с лямбда-зондами фирмы Bosch 2014-2015гг (нашел где-то на форуме или в инете в *.pdf), сделал один вывод, прошу его подтвердить или опровергнуть (всю тему не осилил, поэтому возможен баян).
Для начала определимся с понятиями, что лямбда-зонд состоит из трех частей: лямбда (датчик/зонд) + провод + разъем.
Размышлять будем на примере моего а/м FF2_рестайл_2008_1.6_SIDA_115лс, на котором стоят два лямбда-зонда, и согласно стр. 201 каталога Bosch им соответствуют:
— первый с номером 0 258 006 599, 4 провода, зеленый разъем, длина провода 373мм;
— второй с номером 0 258 006 601, 4 провода, синий разъем, длина провода 550мм.
Если посмотреть предпоследний столбец каталога, с надписью «UNI» в шапке (т.е. универсальный, ИМХО), то вместо первого и второго можно установить универсальный лямбда-зонд 0 258 986 602, который вроде как на всем протяжении каталога имеет SC «LS 602» (я буду расшифровывать аббревиатуру SC как «service code» или сервисный код).
Собственно сам вывод ( это только мое предположение, применяете на свой страх и риск. ):
если первый и второй лямбда-зонд можно заменить одним универсальным, значит лямбды (датчик/зонд) первого и второго совершенно одинаковые, отличаются лямбда-зонды только разъемом и длиной проводов, и любой из них можно заменить любым лямбда-зондом от любого другого автомобиля, который по каталогу Bosch имеет сервисный код LS 602 (при условии достаточной длины проводов и замены разъема на родной).
Если это так, то на мой автомобиль подойдет и лямбда-зонд от BENTLEY Continental с двигателем 6.0, код лямбда-зонда 0 258 006 982, длина проводов 1720мм.
Еще при просмотре каталога советую обращать внимание на ресурс (интервал замены), т.к. попадаются 50, 100, 160 и 250 тыс.км.
Если ищете в каталоге по коду LS 602, не будет лишним проверить полный код 0 258 986 602, так, на всякий случай.
Этим так же можно объяснить, почему нам подходит лямбда-зонд от LADA с номером 0258006537 (LS 602, интервал замены 250 тыс.км, цена на 10.2021 от 1800 руб., пока самый оптимальный по цене и наличию из тех, что мне попадались). Вот только длина провода у него 440мм, а второму лямбда-зонду нужно 550мм. Но это не проблема, отрезаем под корень провод с разъемом со старого лямбда-зонда и наращиваем на новый. Т.е. вполне можно брать лямбда-зонд с меньшей длиной провода, все равно резать!
Собственно, что представляет из себя универсальный лямбда-зонд 0258986602? Это зонд с достаточной длинной провода, чтобы хватило на большинство автомобилей, без разъема на конце. Вместо разъема у него колодка, при помощи которой можно срастить универсальный лямбда-зонд с проводкой нашего родного разъема.
Если развивать тему совсем далеко, то найдя лямбда-зонд с достаточной длиной провода (есть и 2330мм), его можно подключить (достать пины из разъема блока, переобжать их с проводкой нового лямбда-зонда, установить пины обратно) напрямую к блоку управления двигателем, ну или куда там идут эти провода (блок предохранителей, отдельный какой-нить блок). Чем меньше соединений, тем лучше! Рукастые мазохисты-новаторы оценят.
В заключение немного теории из самого каталога Bosch.
В 1976 году компания Bosch изобрела лямбда-зонд. На сегодняшний день компания Bosch является мировым лидером в области первичной комплектации и продаж, выпуская в целом свыше 500 миллионов лямбда-зондов.
Основу пальцевого зонда (A) составляет пальцевидный чувствительный керамический элемент. Данный элемент нагревается от отдельного нагревателя, так как нормальный режим работы возможен только по достижении температуры 350 ° C.
Планарный лямбда-зонд (В) является усовершенствованной моделью пальцевого зонда. Помимо измерительной ячейки, в чувствительный элемент встроен также нагреватель. Благодаря этому быстрее достигается готовность к работе.
ВИДЫ ЛЯМБДА-ЗОНДОВ.
Лямбда-зонды без нагрева
Лямбда-зонды без нагрева прокладывают себе путь в будущее в области регулирования ОГ. Их минимальная рабочая температура должна составлять 350 °C, поэтому их необходимо устанавливать непосредственно вблизи двигателя.
Частота замены: каждые 50 000 – 80 000 км
Лямбда-зонды с нагревом, 3-полюсные
Для обеспечения возможности установки лямбда-зондов также вдали от двигателя были разработаны лямбда-зонды с системой нагрева. Впервые благодаря этому постоянно обеспечивается рабочая температура чувствительного элемента свыше 350 °C.
Частота замены: каждые 100 000 – 160 000 км
Лямбда-зонды с нагревом, 4-полюсные
У 4-полюсных зондов сенсорный сигнал передается не через корпус, а через дополнительный, четвертый разъем. Путем нагрузки сенсорного сигнала прочими сигналами можно, например, распознать разрыв кабеля, который бы дезактивировал систему лямбда-регулирования.
Частота замены: каждые 160 000 км
Планарные лямбда-зонды
Планарные лямбда-зонды состоят из нескольких керамических слоев со встроенным нагревателем. Они достигают своей рабочей температуры в два раза быстрее обычных лямбда-зондов и таким образом сокращают вдвое уровень выбросов во время критической фазы холодного запуска двигателя.
Частота замены: каждые 160 000 км
Планарные широкополосные зонды
В отличие от обычных зондов планарные широкополосные зонды оснащены двумя измерительными ячейками и 5 проводами. Они обеспечивают чрезвычайно точное измерение как при богатой, так и при бедной смеси. С их помощью возможно также регулирование газовых и дизельных двигателей.
Частота замены: каждые 160 000 км
Универсальные лямбда-зонды
Благодаря наличию универсального штекера несколько универсальных зондов могут заменить большое количество оригинальных зондов. При этом в подходящем месте разрезают кабель встроенного зонда. Универсальный штекер служит теперь для соединения универсального зонда с концом кабеля в автомобиле.
Обязательно избегать
1 Разъемные соединения: не применять контактный спрей или консистентную смазку, так как для работы лямбда-зонда требуется окружающий воздух.
2 Соединительный кабель: не сгибать кабель и избегать образования мест износа, а также не допускать натяжения, давления или колебаний.
3 Тело зонда: избегать ударов по зонду, исключить очистку под высоким давлением.
4 Наконечник зонда: не использовать топливо с содержанием свинца, не наносить на защитную трубку консистентную смазку для резьбовых соединений.
Правильное обращение
1 Разъемные соединения: перед мойкой двигателя или нанесением антикоррозионного средства защиты днища кузова необходимо обязательно закрыть зонд и разъемное соединение.
2 Соединительный кабель: избегать наличия горячих мест контакта или соприкосновения с системой выпуска ОГ.
3 Тело зонда: аккуратно обращаться с лямбда-зондом, не бросать его и не ронять! Защищать от механических нагрузок.
4 Наконечник зонда: установка со смазанной резьбой (ИМХО, на новых зондах смазка на резьбе присутствует).
O2s12 что это в авто
На написание этого материала натолкнуло обилие вопросов на нашем форуме, связанных с непониманием (или недопониманием) принципа работы датчика кислорода, или лямбда-зонда.
Прежде всего, нужно идти от общего к частному и понимать работу системы в целом. Только тогда сложится правильное понимание работы этого весьма важного элемента ЭСУД и станут понятны методы диагностики.
Чтоб не углубляться в дебри и не перегружать читателя информацией, я поведу речь о циркониевом лямбда-зонде, используемом на автомобилях ВАЗ. Желающие разобраться более глубоко могут самостоятельно найти и прочитать материалы про титановые датчики, про широкополосные датчики кислорода (ШДК) и придумать методы их проверки. Мы же поговорим о самом распространенном датчике, знакомом большинству диагностов.
Итак, датчик кислорода. Когда-то очень давно он представлял собой только лишь чувствительный элемент, без какого-либо подогревателя. Нагрев датчика осуществлялся выхлопными газами и занимал весьма продолжительное время. Жесткие нормы токсичности требовали быстрого вступления датчика в полноценную работу, вследствие чего лямбда-зонд обзавелся встроенным подогревателем. Поэтому датчик кислорода ВАЗ имеет 4 вывода: два из них – подогреватель, один – масса, еще один – сигнал.
Из всех этих выводов нас интересует только сигнальный. Форму напряжения на нем можно увидеть двумя способами:
а) сканером
б) мотортестером, подключив щупы и запустив самописец.
Второй вариант, вообще говоря, предпочтительнее. Почему? Потому, что мотортестер дает возможность оценить не только текущие и пиковые значения, но и форму сигнала, и скорость его изменения. Скорость изменения – это как раз характеристика исправности датчика.
Итак, главное: датчик кислорода реагирует на кислород. Не на состав смеси. Не на угол опережения зажигания. Не на что-либо еще. Только на кислород. Это нужно осознать обязательно. Как именно это происходит, в подробностях описано здесь.
Поняв, как работает датчик, легко осознать методику его проверки. Предположим, ЭБУ выдает ошибку, связанную с этим датчиком. Например, Р 0131 «Низкий уровень сигнала датчика кислорода 1 ». Нужно понимать, что датчик отображает состояние системы, и если смесь действительно бедная, то он это отразит. И замена его абсолютно бессмысленна!
Для более глубокого понимания добавлю, что при наличии небольшого опыта легко установить степень изношенности датчика. Это делается по крутизне фронтов перехода с богатой смеси на бедную и обратно. Хороший, исправный датчик реагирует быстро, переход почти что вертикальный (смотреть, само собой, мотортестером). Отравленный либо просто изношенный датчик реагирует медленно, фронты переходов пологие. Такой датчик требует замены.
Понимая, что датчик реагирует на кислород, можно легко уяснить еще один распространенный момент. При пропусках воспламенения, когда из цилиндра в выпускной тракт выбрасывается смесь атмосферного воздуха и бензина, лямбда-зонд отреагирует на большое количество кислорода, содержащееся в этой смеси. Поэтому при пропусках воспламенения очень возможно возникновение ошибки, указывающей на бедную топливо-воздушную смесь.
Хочется обратить внимание еще на один важный момент: возможный подсос атмосферного воздуха в выпускной тракт перед лямбда-зондом. Мы упоминали, что датчик реагирует на кислород. Что же будет, если в выпуске будет свищ до него? Датчик отреагирует на большое содержание кислорода, что эквивалентно бедной смеси. Обратите внимание: эквивалентно! Смесь при этом может быть (и будет) богатой, а сигнал зонда ошибочно воспринимается системой как наличие бедной смеси. И ЭБУ ее обогатит! В итоге имеем парадоксальную ситуацию: ошибка «бедная смесь», а газоанализатор показывает, что она богатая. Кстати сказать, газоанализатор в данном случае – очень хороший помощник диагноста. Как пользоваться извлекаемой с его помощью информацией, описано в этой статье.