о привязанности мудрости жизни
О привязанности мудрости жизни
«Люди связаны с другими людьми тысячами невидимых нитей, сплетённых из чувств, отношений, ощущений, неосознаваемых тонкостей и глубинностей, — размышлял Маленький Ангел. — Иногда эти нити непрочные и мало что значащие. Легко сплетаются, также легко разрываются, так, что и не сразу заметишь: случайные встречи, которые так и не стали Встречами. Порой сплетаются нити-привязанности, этакие резиночки, не позволяющие людям удаляться на большие расстояния. Впрочем, и резиночки, бывает, растягиваются до…
… показать весь текст …
В чувстве истинном привязанность сильней интима…
Соединились? Теперь привяжитесь!
Привязал, чтоб не сбежал))
Первый спутник привязанности — страх потери.
Все мы привязываемся рано или поздно к определенному человеку… Эта привязанность растёт с каждым днём все больше и больше… Мы её в какой то мере замечаем… но признаться в этом даже самим себе не в силах… не говоря о том… чтобы признаться другим в этом… Привязанность… это самое страшное… что может произойти с человеком… Ведь именно привязанность делает нас слабее… мы теряем контроль… становимся уязвимыми… Если человек… который с каждым днём тебе становится дороже… замечает… то что ты к нему привяза…
… показать весь текст …
и что мне с собой делать… захожу в интернет — вижу его статус онлайн и зарекаюсь не писать ему. проходит час… два…эх! была не была! пишу « привет» и… жду…жду…жду…начинается самоедство-зачем написала. вот он подумает, что я как собачонка за ним. зачем… И вот, захожу в интернет вечером, посижу-посижу да и отправлю смайлик… просто так. для себя, как говорится. А он в ответ напишет! и вот он уже рассказывает как у него прошел день, говорит что я немного его отвлекаю. отправляет мне песню чтобы поднять мне настроение… А я. а я просто сижу и улыбаюсь)) отвечаю, что не буду мешать, шучу в ответ… и понимаю, что завтра напишу снова вопреки собственной гордости. ведь я действительно как собачонка))) милая и преданная.его. Но. если что… я уйду. как делала раньше. как делаю всегда.
Ни в чем люди так часто не заблуждаются, как в оценке собственных привязанностей
— Что ты получил от Просветления?
— Радость.
— А что такое радость?
— Понимание: когда потеряно все, ты понимаешь, что потерял лишь игрушку.
Источник всех страданий — это привязанности.
Он тот, кто нашёл меня в Сети.
Он тот, кто просто однажды написал мне «Как жизнь?»
Он тот, кто оказался интереснее всех мужчин, с кем мне когда-либо приходилось общаться.
Он тот, с кем хотелось обсудить всё и говорить бесконечно.
Он тот, кто не ждал инициативы и делал беспроигрышные шаги вперёд.
Он тот, кому отказать было невозможно.
Он тот, к кому я бежала каждый день и ждала, пока приедет с работы.
Он тот, кто никогда не обманывал моих ожиданий.
Он тот (единственный), кому мне захотело…
… показать весь текст …
81 изречение Будды о счастье, жизни, любви, смерти и изменениях
1 min
Будда учил нас, как достичь просветления, чтобы выбраться из нашей собственной незрелости. Становясь просветленными, мы используем наше собственное понимание себя для личностного роста.
Сегодня мы попытаемся получить представление о том, каково это – жить как человек, который получил просветление через содержательные изречения Будды о жизни, смерти и всем, что между ними.
Мы собрали 81 цитату Будды на темы счастья, любви и сострадания, мира, гнева, жизни, смерти, изменения, мудрости и действия.
Кем был Будда?
Известно лишь несколько подробностей о жизни Сиддхартхи Гаутамы, человека, который впоследствии стал известен во всем мире как Будда, или Просветленный. Он родился в привилегированной семье, в деревне недалеко от современного Непала в 5-м или 6-м веке.
Будда
Будучи принцем по статусу, он познал трудности внешнего мира только когда ему было около 20 лет. Этот опыт побудил его отправиться на поиски просветления (или Нирваны). Достигнув Нирваны, он стал известен как Будда.
Он передал свое учение многим, чтобы и другие могли достичь Нирваны.
Представляем вам великие выражения Просвещенного.
81 цитата Будды о счастье, жизни, любви и сострадании
Цитаты Будды о счастье
«В природе вещей радость возникает в человеке, свободном от угрызений совести.»
«Дисциплинированный ум дарует счастье.»
«Пусть у всех существ будут только счастливые мысли.» — Будда
«Отпусти то, что не принадлежит тебе. Отпустив, ты надолго обретешь счастье и благо.»
«Если человек говорит или действует с чистой душой, счастье следует за ним словно тень.»
«Тот, кто всегда стремится почитать старших и помогать им, достигает четырех благословений: долгая жизнь и красота, счастье и сила.» — Будда
«Нелепо думать, что кто-то кроме тебя самого может сделать тебя счастливым или несчастным.»
«Тот, кто сам, находясь в поиске счастья, жестоко угнетает других существ, которые также желают счастья, не достигнет счастья в будущем.»
«Поистине счастлив тот, кто ничем не владеет.» — Будда
«Нет огня, подобного похоти, и нет преступления, подобного ненависти. Нет зла, подобного совокупностям существования, и нет покоя выше покоя Нирваны.»
«Мир слеп; здесь лишь немногие способны узреть. Лишь немногие, подобно птицам, вырываются из сетей и попадают в царство блаженства.» — Будда
«Если, отказавшись от меньшего счастья, можно достичь большего счастья, то пусть мудрый откажется от меньшего в надежде о большем.»
«Пусть он общается с друзьями, которые благородны, энергичны и чисты в своих помыслах, пусть он будет искренним и благородным в своем поведении. Таким образом, наполненный радостью, он положит конец страданиям.»
«Полный радости, полный веры в учение Будды, монах достигает состояния покоя, свободный от повседневных рутинных дел.» — Будда
«Счастье никогда не придет к тем, кто не в состоянии ценить то, что у них уже есть.»
«Если человек совершает доброе дело, пусть делает это снова и снова. Пусть он найдет в этом удовольствие, ибо блаженно свершение добрых дел.»
«Опутанный узами ненависти, тот, кто ищет счастья, причиняя боль другим, никогда не освободится от ненависти.»
«Тысячу свечей можно зажечь от одной свечи, и жизнь этой свечи не будет скоротечна. Счастья никогда не будет меньше, если разделить его с кем-то.» — Будда
В буддизме развитие чувства сострадания является одним из способов достижения просветления. Проявлять сострадание – значит хотеть, чтобы все существа на земле испытали счастье и свободу от страданий. Это также значит прилагать усилия для облегчения страданий других людей.
Ниже приведены цитаты Будды о любви и сострадании, которые, мы надеемся, вдохновят вас стать более добрым и любящим по отношению к другим.
цитаты Будды о любви и сострадании
Цитаты Будды о любви и сострадании
«Если ты по-настоящему любишь себя, ты никогда не сможешь причинить боль другому.»
«Подобно тому, как мать защищает единственного ребенка ценой своей жизни, пусть каждый культивирует в себе безграничную любовь ко всем существам на земле.»
«Излучайте безграничную любовь ко всему миру.» — Будда
«Мы будем развивать и культивировать освобождение разума через милосердие, сделаем его своим проводником, сделаем его нашей основой, зафиксируем его, будем упражняться в этом деле и совершенствовать его.»
«В этом мире ненависть никогда не искоренить с помощью ненависти; победить ненависть может только любовь. Это вечный закон.»
«Если что-то нужно сделать, делай это от всего сердца.» — Будда
«У того, кто любит 50 человек, 50 бед; у того, кто никого не любит, нет бед.»
«Истинная любовь рождается из понимания.»
«Вы можете искать по всему миру того, кто более достоин вашей любви и заботы, чем вы сами, и нигде вы этого человека не найдете. Вы сами, как никто другой в этом мире, заслуживаете любви и заботы.»
«Любовь – это дар одной сокровенной души другой, таким образом, две души могут стать единым целым.» — Будда
«На небе ответа не найдешь. Ищи ответ в своем сердце.»
«Если хочешь быть добр с другими, сначала стань добрым к себе.»
«Наши печали и раны исцеляются только тогда, когда мы прикасаемся к ним с состраданием.»
«Вы должны уважать друг друга и воздерживаться от ссор; вы не должны, как вода и масло, отталкивать друг друга, но должны, как молоко и вода, смешиваться вместе.» — Будда
Гнев – это эмоция, которую необходимо понять и обуздать, чтобы ее разрушительный потенциал был направлен в правильное русло.
Мир и принцип ненасилия проповедуются Буддой через его учения. На самом деле, Буддизм – одна из самых мирных религиозных традиций в мире.
Ниже приведены несколько цитат Будды о мире и зле. Пусть эти слова помогут вам задуматься о том, каково это – жить свободным от гнева и ненависти. О том, как быть по-настоящему свободным и поистине счастливым.
Цитаты Будды о смирении и злости
«Смирение это высшее благословение.»
«Позор тому, кто бьет святого, и еще больший позор тому, кто поддается гневу.»
«Вы не будете наказаны за свой гнев, вы будете наказаны вашим же гневом.» — Будда #злость #любовь #цитаты
«Внешний враг существует только тогда, когда гнев присутствует внутри тебя.»
«Лучше тысячи бесполезных слов – одно полезное слово, услышав которое, обретаешь покой.»
«Когда вы не позволяете гневу проявиться, вы нигде не встретите врага.» — Будда
«Дружба – это единственное лекарство от ненависти, единственная гарантия мира.»
«Во время ссоры, как только мы чувствуем гнев, мы уже перестаем стремиться к истине и начинаем уходить в себя.»
«Все понять – значит все простить.»
«Весь секрет существования в том, чтобы не бояться. Никогда не бойтесь того, кем вы станете, не надо ни от кого зависеть. Только в тот момент, когда вы отвергаете всякую помощь, вы свободны.»
«Победить себя – это более великая задача, чем победить других.» — Будда
Предназначение жизни – именно это исследовал Будда, когда достиг просветления. Цитаты Будды о жизни, которые вы прочтете ниже, являются отражением того, как жизнь рассматривается в буддистской религии.
Цитаты Будды о жизни
«Ваша работа состоит в том, чтобы узнать свое предназначение, а затем всем сердцем отдаться ему.»
«Учите всех этой тройственной истине: щедрое сердце, добрая речь, жизнь в служении и сострадании – вот, что даст новую жизнь человечеству.»
«Нельзя надолго скрыть три вещи: солнце, луну и истину.» — Будда
«Найдите свое спасение в следующем – не зависеть от других.»
«Все, чем мы являемся – это результат того, о чем мы думаем. Разум – это все. Мысли материальны.»
«В конце концов, самое важное в этих истинах: насколько хорошо вы любили? Насколько полно вы жили? Насколько легко вы отпускали?» — Будда
«Каждое утро мы рождаемся вновь. Самое главное это то, что мы сделали сегодня.»
«Когда вы поймете, насколько все совершенно, вы запрокинете голову и будете смеяться от всей души.»
«Боль неизбежна. Страдание необязательно.»
«Жизнь так трудна. Как мы можем не быть добрыми?» — Будда
«Прошлое уже прошло, будущее еще не настало. Тебе осталось жить только одно мгновение.»
«Превратите свою жизнь в гирлянду красивых дел.»
«Будьте там, где вы есть, иначе вы пропустите саму жизнь.» — Будда
Цитаты Будды о смерти
«Все, что имеет природу зарождения, имеет природу вымирания.» — Будда
«Мир поражен смертью и разложением. Но мудрые не горюют, познав природу мира.»
«Некоторые не понимают, что мы должны умереть, но те, кто понимает это, прекращают всякие споры.» — Будда
«Осторожность – это путь к бессмертию. Легкомыслие – путь к смерти. Осмотрительные не умирают. Беспечные как будто уже мертвы.»
«Тот, кто действует в соответствии с совершенным учением Дхармы, пересечет царство смерти, которое не так легко преодолеть.»
«Ни в небе, ни в середине океана, ни у подножия горных расселин – нигде в мире нет места, где можно было бы скрыться от смерти.»
«Те мудрецы, которые безобидны и никогда не ограничиваются одной лишь физиологией, обретают бессмертное состояние, попав в которое, они больше не скорбят.»
«Из нежности рождается печаль, из нежности рождается страх. От того, кто не знает, что такое ласка, не узнаешь горя, откуда же тогда страх?»
Согласно буддийской вере, все в жизни постоянно меняется. Ничто не вечно. Более того, в буддизме мудрость является одной из двух основных целей в жизни (вторая цель – сострадание).
Чтобы достичь просветления, нужно принять непостоянство всего. Кроме того, человек должен стремиться жить сострадательной жизнью, постоянно стремиться к мудрости и действовать разумно.
Следующие цитаты помогут выделить важные мысли и показать нам, где мы можем применить слова Будды в нашей повседневной жизни.
Цитаты Будды об изменении, мудрости и действии
«Ничто не вечно.» — Будда
«Один момент может изменить день, один день может изменить жизнь, и одна жизнь может изменить мир.»
«Лучше постоянно путешествовать, чем прибыть в какую-то точку назначения.»
«Кувшин наполняется капля за каплей.» — Будда
«Хаос присущ всем сложным вещам. К чему угодно стремитесь с усердием.»
«Если бы мы могли разглядеть чудо в одном лишь цветке, вся наша жизнь изменилась бы.»
«Если проблему можно решить, зачем беспокоиться? Если проблему решить нельзя – беспокойство о ней не принесет вам никакой пользы.» — Будда
«Человека называют мудрым не потому, что он постоянно говорит о чем-то; человек зовется мудрым, если он поистине миролюбив, спокоен и бесстрашен.»
«Ничто никогда не существует в полном одиночестве; все существует в зависимости от всего.»
«Если вы стоите в правильном направлении, все, что вам нужно – это продолжить идти.» — Будда
Если какая-либо из работ Будды отозвалась в вашем сердце, мы будем рады, если вы поделитесь этой статьей у себя в социальных сетях.
Всего наилучшего вам на пути к просветлению!
Новые комментарии:
Отменить ответ
Спасибо за статью. Размышлял про когда-то услышанную цитату психолога Фрейда — «Все о чем мы думаем тем и являемся», и не когда не думал что сам Будда об этом говорил. Приятно удивлен :->))
Буддийская монахиня объясняет разницу между любовью и привязанностью
Среди многих других ценных уроков, которые мы можем вынести из философии буддизма, есть те, которые помогают провести четкую границу между любовью, и тем, что может нам ею только казаться.
Буддийская монахиня и наставница из Тибета Тензин Палмо Джецунма объясняет разницу между настоящей любовью и обычной привязанностью довольно просто: настоящая любовь приходит к нам тогда, когда мы искренне, от всего сердца хотим сделать счастливым нашего избранника или избранницу. Привязанность — это когда мы прежде всего стремимся к собственному счастью.
«Любой вариант отношений, в которых мы воображаем, что можем дополнить себя с помощью других людей, обречен на проблемы. В идеальном варианте людям стоит вступать в отношения, уже испытывая довольство собою и своей жизнью, чувство полноты и законченности, чтобы получить возможность в полной мере ощутить и оценить то же самое в своем избраннике, а не перекладывать на него обязанность обеспечить вас этим чувством завершенности и благополучия», – пишет она в одной из своих статей.
Поскольку большинство из нас — дети культуры, принявшей с распростертыми объятьями представления о романтических отношениях, характеризующиеся фразой из «Джерри Магуайера» «Ты меня дополняешь», нам может быть нелегко признать правоту ее слов. Ведь как же это так? Разве мы не ищем свои «вторые половинки»? Разве это не значит, что мы неполные и незавершенные личности, пока не найдем человека, который «дополняет» нас?
В соответствии с учениями буддизма, на самом деле подобные поиски являются полной противоположность настоящей любви.
Настоящая и неподдельная любовь требует от нас, чтобы мы изначально были цельными, полными и довольными собою, со своими мечтами, надеждами и образом жизни. Да, мы можем практиковать японский принцип «кайдзен», который учит нас тому, что мы всегда должны искать способ сделать себя лучше, но в целом, когда мы ищем спутника жизни, мы должны быть довольны тем, кто мы такие. Любить себя и четко понимать, чего мы хотим от нашего будущего партнера. Он может оказаться самым невероятными и замечательным человеком во всем мире, но… Мы вовсе не будем нуждаться в том, чтобы он нас дополнил, и ему тоже не будет это нужно.
Вместо того, чтобы пытаться найти в другом человеке решение своих проблем и компенсацию своих недостатков, люди, которые обрели истинную любовь и гармоничные отношения, используют свои сильные стороны, чтобы помочь друг другу взлететь еще выше.
У настоящей любви в основе всегда лежит сила, а не слабость, недостаток или нехватка чего бы то ни было. Настоящая любовь приходит к нам тогда, когда мы осознаем себя полноценными, завершенными личностями. Нам нужна не «вторая половинка», а жизненный спутник, партнер, который захочет разделить с нами наши цели, мечты и жизнь.
И если это не так, то это не любовь. Это обычная привязанность. Буддизм учит нас, что привязанность — корень всего зла и страданий. И когда мы путаем привязанность с любовью, мы добровольно отказываемся от личностного роста в пользу этих самых боли и страданий. Чем сильнее мы отстраняемся от привязанности, тем быстрее находим путь к гармонии с собой и с окружающим миром.
Новое видео:
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Как отключить всплывающую рекламу в Chrome раз и навсегда. Большинство пользователей жутко р.
МАССОВЫЕ АРЕСТЫ В США НАЧИНАЮТСЯ, ЭЛИТА ГОТОВИТСЯ К АРМАГЕДДОНУ В недавнем видео альт.
—Музыка
—Резюме
—Ссылки
—Приложения
—Фотоальбом
—Стена
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Об освобождении от привязанности:
Это открытие привело к поразительным результатам. Он оставил свой дворец,богатство, и даже семью, и провел следующие шесть лет, скитаясь по всей Индии в неистовых и неустанных поисках высшего счастья и цели жизни.Один за другим,он испробовал все известные методы.Он изучал философию,учился йоге,и практиковал
столь строгие аскезу и пост,что едва не умирал от голода.
Пройдя по пути аскезы до смертельно опасных пределов,он понял,
что ни этот путь, ни его противоположность – жизнь полная роскоши и чувственности,не могли привести его к желанной цели
.Вместо них он выбрал то,что назвал «срединным путем», лежащим
между крайностями аскезы и излишеств.
В первые тридцать пять лет своей жизни он испробовал все духовные практики, вкусил всех наслаждений, отказался от всех удовольствий,и,наконец,обрел высшее наслаждение просветления. Когда Будда говорил о счастье и средствах его достижения, он говорил с полным знанием дела.Четыре Благородные Истины Он подытожил свои открытия в Четырех Благородных Истинах, которые
составляют центральное ядро буддизма:
-Жизнь полна трудностей и страданий.Причина страданий – в привязанностях.Освобождение от привязанностей приносит избавление от страданий.Освобождения от привязанностей и страданий можно достичь, практикуя восьмеричный путь этики, мудрости, и медитации.
В основу учения Будды положено признание абсолютно кардинальной роли,которую в нашей жизни играют привязанности. Будда замечал,что хотя каждый человек ищет счастья, почти все идут неправильным путем. Они впустую тратят свою жизнь в бесконечной и, в итоге, тщетной борьбе за удовлетворение привязанностей, вместо того, чтобы от них избавиться.
Неотвязное пристрастие ненасытно,и его никогда нельзя полностью удовлетворить. Потворство пристрастиям приносит временное удовлетворение,но в конечном счете разжигает их еще сильнее.Будда говорил,что «Дождь мог бы превратиться в золото и все равно не утолил бы твою жажду».
Рука об руку с пристрастием идут его болезненные спутники – такие разрушительные эмоции, как страх, гнев, ревность, и подавленность. Эти эмоции тесно связаны с пристрастием и отражают то,как оно действует на нас.Мы боимся,что не получим то,к чему привязаны, кипим от гнева на всякого, кто встает на нашем пути,мучаемся ревностью к людям,у которых есть то, чего мы жаждем, и впадаем в подавленность, когда теряем надежду.
Иудейская мудрость гласит»Чрезмерная любовь к миру и всему
,что в нем,вызывает гнев Небес».
Количество страданий в нашей жизни отражает разрыв между тем, что у нас есть, и тем, чего мы страстно желаем. Пристрастие порождает страдание,будучи ненасытным и причиняя эмоциональную
муку.Есть и более тонкие духовные издержки. Привязанность приковывает нас к малым удовольствиям и лишает нас самого величайшего наслаждения.Св. Иоанн Креста, испанский монах XVI века и один из самых влиятельных католических мистиков,пояснил
эту тему в следующем изящном отрывке:Душа, привязанная к чему-либо,будь в ней сколь угодно много добра,все равно не достигнет свободы божественного единения. Ибо не важно, что удерживает птицу– крепкий канат или тонкая нить, если она все равно остается на привязи;ведь пока привязь не порвется, птица
не может летать. Так и душа, удерживаемая узами человеческих привязанностей,какими незначительными бы они ни были,пока они сохраняются, не может прийти к Богу.
Неудивительно,что одна из десяти заповедей иудаизма и христианства гласит:»Не возжелай.»Неоконфуцианский мудрец Ван Ян Мин утверждал:Ученость великого человека целиком состоит в избавлении от помрачения эгоистических желаний(привязанностей)так,чтобы восстановить состояние единства с Небесами,землей и всем множеством вещей.
Причина пристрастия :
Великие религии высказываются абсолютно ясно-все мы страдаем от зависимостей. Почему же мы так сильно и отчаянно цепляемся за свои забавы и безделушки,если они,в конечном счете,
причиняют нам такую боль?
По мнению великих религий, ответ заключается в нашем ложном чувстве самотождественности.Они утверждают,что мы отделены от божественного и потому не осознаем своей подлинной природы. Это отделение описывают по-разному. В иудаизме и христианстве оно именуется «грехопадением». В индуизме и буддизме – это впадение в полусознательное состояние майи,а в даосизме– явное
отклонение от Дао.
Но как бы его не называть,суть остается одной и той же– впадая
в иллюзию,мы забываем свою безграничную духовную природу. Как следствие этого,мы себя трагически недооцениваем,полагая, что представляем собой всего лишь маленькие «эго», заключенные в наши недолговечные и слабые тела,и что нам изначально суждено быть робкими и несовершенными. Но как же нам чувствовать себя иначе, если мы столь ужасно себя ограничили и оторвались от своего Источника? Считая себя от природы несовершенными и ущербными,мы изо всех сил цепляемся за все,что,как нам кажется
,маскирует и компенсирует наши изъяны,или отвлекает нас от них
СТРАТЕГИИ ОБРАЩЕНИЯ С ПРИВЯЗАННОСТЯМИ
Есть два очень разных способа, которыми мы стараемся утолять свои привязанности. Первый из них – широко распространенный и катастрофический;второй–редкий,освобождающий и экстатический.
Стратегия 1: ПЫТАТЬСЯ УДОВЛЕТВОРИТЬ ПРИВЯЗАННОСТИ.
При таком подходе мы стараемся удовлетворить свои привязанности – как можно больше есть, заниматься сексом, приобретать,или потреблять.Мы стараемся получать все, чего бы не пожелали.С помощью такой стратегии мы пытаемся компенсировать свое чувство внутренней неполноценности внешней
стимуляцией–приятными ощущениями,приобретением нового имущества,и обретением большей власти.Мы изо всех сил стараемся сократить болезненный разрыв между тем, чего мы страстно желаем,и что имеем, за счет овладения все большим и большим.Используя этот подход, мы пытаемся приспособить мир к своим привязанностям,и растрачиваем жизнь,выискивая и оплачивая новые разновидности зрительных,слуховых,осязательных
,и вкусовых ощущений.
У этой стратегии есть серьезные недостатки.Сделать мир таким, как нам хочется– это тяжелая и нескончаемая работа. Даже если мы и добиваемся успеха,случается неизбежное–мир снова изменяется.И что еще хуже,как только мы получаем то,чего, как мы думали, нам хотелось, то сразу же обнаруживаем, что этого недостаточно.Мы хотим большего.Чтобы добиться того же эффекта
, наркоману нужна большая доза, скряге – большее богатство, а потребителю – еще один приступ мотовства.Религия называет это ростом алчности; психология говорит о выработке привыкания. Но вне зависимости от терминологии, результат остается одним и
тем же– привязанности растут, а удовлетворение убывает. Дэвид Майерс так характеризует этот факт:»Постоянно растущие желания порождают нескончаемую неудовлетворенность».
Реклама не устает говорить нам:»Все это может быть вашим».
Она умалчивает о том, что обладать всем этим никогда не бывает достаточно.
Замещающие вознаграждения никогда не удовлетворяют.Почему это должно быть так?Ответ очень прост, но его редко осознают: все эти мимолетные удовольствия–это не,что нам действительно нужно
,и не то,чего мы на самом деле хотим.Они–всего лишь неадекватные заменители, тщетные попытки компенсировать наше внутреннее чувство неполноценности,тогда как в глубине души мы
хотим пробудиться к своей подлинной сущности, в которой нет никаких недостатков.
«Что уничтожает пристрастия?»–спрашивал Шанкара,который
жил в Индии в девятом веке, и которого нередко считают величайшим из всех индийских мудрецов.И отвечал:»Осознание
своего подлинного «Я»».
Безнадежный поиск замещающих вознаграждений неизбежно терпит неудачу,потому что мы никогда не можем иметь достаточно того, чего,в действительности, не хотим.Коль скоро мы понимаем природу привязанностей и связанных с ними убывающих удовольствий, наше сознание приходит к поразительному, но, в конечном счете,освобождающему выводу: Никакая вещь никогда не сможет сделать нас полностью и окончательно счастливыми!
У нас никогда не будет достаточно денег,секса,власти,имущества
,или престижа, чтобы полностью нас удовлетворить. Как не парадоксально, это не констатация безнадежности, а обещание свободы и надежды,ибо оно избавляет нас от болезненной веры в то,что еще одна вещь,наконец, нас навсегда удовлетворит, даже хотя все предыдущие вещи,в итоге,не смогли этого сделать. Оно освобождает нас от неистового безнадежного поиска какого-то человека или имущества вне нас,способного заполнить мучительную пустоту внутри.
Стратегия 2: ИЗМЕНЯТЬ СВОЙ УМ
Добрая весть заключается в том, что существует способ достичь устойчивого удовлетворения. Этот способ связан с изменением наших представлений о том,в чем мы,по нашему мнению,нуждаемся,
и он прекрасно описан в одной истории, популярной среди исламских мистиков, именуемых суфиями.
Однажды, гуляя, Насретдин увидел человека, который сидел на обочине дороги и плакал.»В чем дело, мой друг?»–спросил Насретдин – «Почему ты плачешь?»
«Я плачу потому,что я так беден»–стал жаловаться его собеседник–»У меня нет денег,и все, чем я владею–эта небольшая
сумка».
«Ага!»– сказал Насретдин, немедленно схватил сумку и бросился бежать что было сил, пока не скрылся из виду.
«Теперь у меня совсем ничего не осталось»–вскричал бедняк, еще
горче заплакал и побрел по дороге в направлении, куда скрылся Насретдин.Пройдя милю,он увидел,что его сумка валяется посреди
дороги,и тут же заплясал от радости.»Слава Аллаху!»– вскричал он – «Я вернул все свое имущество. Благодарю, благодарю!».
«Как странно!» – воскликнул Насретдин, выйдя из-за кустов на обочине. «Как странно, что та же сумка, что заставляла тебя плакать, теперь вызывает у тебя такое ликование».
Счастье заключается не в потакании нашим привязанностям и их удовлетворении,а в их уменьшении и в избавлении от них. Нигде это не сказано так ясно,как в третьей Благородной Истине Будды
:»Освобождение от привязанностей приносит избавление от страданий.»Точно так же, Шанкара задавал вопрос: «Как достичь Небес?»,и отвечал на него: «Достижение небес – это свобода от пристрастий».
Лишь только мы осознаем, что наши психологические и духовные муки коренятся в привязанностях, перед нами открывается грандиозная возможность. Страдания становятся ценной обратной связью, поскольку душевная боль подобна физической боли. Это сигнал,предупреждающий о том,что кое-что идет неправильно, что
мы страстно желаем чего-то и околдованы привязанностью.Поэтому
великие религии призывают нас распознавать свои привязанности
,чтобы мы могли начать от них избавляться.
Чтобы сделать это, либо вспомните о какой-то ситуации в вашей жизни,которую вы воспринимаете болезненно,либо,в следующий раз
,когда вы ощутите душевную боль–будь то страх,гнев, ревность, или что-то еще–перестаньте делать то,что вы делаете,и поищите привязанность, которая за этим скрывается. Например, если вы испытываете гнев, то это, вероятно, обусловлено тем, что вы думаете, будто кто-то препятствует вам в удовлетворении вашей привязанности.Если вы протягивает руку за шоколадом и приходите в ярость, потому что кто-то опередил вас, взяв последний кусочек, можно побиться об заклад, что ваша любовь к шоколаду превратилась в привязанность. Точно так же, если вы чувствуете замешательство, то вы, несомненно, привязаны к тому,чтобы люди были о вас высокого мнения; если вы ревнуете, значит, вы страстно желаете иметь то, что есть у других.
В некоторых вещах,к которым мы привязаны,вовсе не обязательно должно быть что-то плохое.Совсем не плохо хотеть иметь ученую степень,хорошую работу,или хорошую репутацию.Но когда хотение становится страстным желанием, мы создаем себе проблемы.
* * *
Коль скоро мы распознаем привязанность,перед нами открывается целый ряд новых возможностей.Теперь, когда мы страдаем, у нас есть выбор.Мы можем продолжать цепляться за что-то и страдать
,либо отказаться от привязанности и положить конец страданию. На этом этапе решающее значение приобретает вопрос: «Сколько мучений я готов вытерпеть, прежде чем откажусь от этой привязанности?»Как ни удивительно,ответом зачастую оказывается
«множество»,ибо после большей части жизни,отданной пристрастиям в убеждении,что их удовлетворение – это единственный путь к счастью,отказываться от привязанностей не всегда легко.
Процитировано 13 раз
Понравилось: 1 пользователю