о месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели
О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели
Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.
3) Море неумолкаемо шумит да плещет.
4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков.
5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.
В этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных челах предложения.
1. Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое предложение или сложное.
1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели. Простое предложение.
2) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники. Сложное предложение.
3) Море неумолкаемо шумит да плещет. Простое.
4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков. Простое.
5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени. Простое.
2. Определим постановку запятых в сложных предложениях. Правило: запятая на границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не имеют общий второстепенный член.
2) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники. – Сложное предложение, есть общий второстепенный член (летом на лесных опушках), запятая не ставится.
3. Определим постановку запятых в простых предложениях. Правило: одна запятая ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и и т.д.).
1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели. – Однородные сказуемые и однородные подлежащие соединены союзами «и» (пишут и писали; публицисты и писатели). Между собой эти пары неоднородные, запятая не нужна.
3) Море неумолкаемо шумит да плещет. – Однородные сказуемые соединены союзом «да» в значении «и» (шумит да плещет), запятая не нужна.
4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков. Однородные подлежащие соединены интонационно (стук, визг). Однородные дополнения (топоров и молотков; пил и рубанков) относятся к разным подлежащим. ОДНА запятая.
5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени. Однородные члены соединены союзами «и» (и на столе, и на рояле) ОДНА запятая.
4. Выписываем цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели
О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные
WARUXIX | Дата: Вторник, 11.08.2020, 13:06 | Сообщение # 1 |
Задание ОГЭ на тему: О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели. Основной Государственный Экзамен 2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям. Вот и наступает жаркая пора, когда пришло время сдавать в школе ОГЭ / ГИА. Здесь, на страничке для школьников 9 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ОГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ОГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ОГЭ / ГИА Задание ОГЭ по Русскому Языку. 9 класс. Лексика и фразеология. Грамматика. Синтаксис. Задание 16 № 1923 1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели. 2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами. 3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки. 4) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка. 5) Миф об эффективности детектора лжи изо всех сил поддерживается как самими полиграфологами так и прочими заинтересованными структурами. Актуальность: с 2016 года В этом задании проверяются знания двух пунктограмм: 1. Запятые в простом предложении с однородными членами. 2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И. Цель: найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем. Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34. ОЧ — однородные члены. ССП — сложносочинённое предложение. Алгоритм выполнения задания должен быть таким: 1. Определяем количество основ. 2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу. 3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2). Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение. 15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ Однородные члены предложения — это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него. Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние, и зимние картины русской природы. В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения. В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны. Обратите внимание: в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила. Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых. 15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов. Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится. Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные яблоки. 15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится. Пример 1: На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки. Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно. Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме. Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов. 15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И. Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится. Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки. 15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды Общая схема: О, и О, и О. Общая схема: и О, и О, иО. Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки. Пример 2: На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки. Более сложные примеры: Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени. Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ. Пример 4: Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне. Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ. Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ. Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой, ибо это не между ОЧ, а после него. Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания. Обратите внимание: данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении. Пример 1: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2. Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать. 15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но) Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся. Пример 1: Ученик пишет быстро, но неаккуратно. Пример 2: Малыш уже не хныкал, а плакал навзрыд. Пример 3: Мал золотник, да дорог. 15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда: Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь. Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины. После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4) 15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы. Примеры: Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом. Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно. Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией. Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами. Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп): Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстраде. Пример 2: Песни были разные: про радость и горе, день прошедший и день грядущий. Пример 3: Книги по географии и туристские справочники, друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии. 15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми: Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными Сказал так сказал, пойду проверю. Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь Если в предложении есть неоднородные определения, которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и. Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель. 15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья. В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда: 3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же). 15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП. а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью, со сказуемым в неопределённо-личном предложении. Например: Много труда предстоит ему, и он это знал. Схема: [предстоит], и [он знал ]. В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места. Схема: [позвонили], и [никто не сдвинулся ]. б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни. Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился, увидев незнакомое ему лицо. Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился, увидев незнакомое ему лицо. [ОСказ и ОСказ]. в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал. Схема предложения : [Листья падали], и [ветер ОСказ и ОСказ ]. 15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении Самое сложное для учащихся —это понять, есть ли общий второстепенный член предложения, который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между частями ССП не ставится. Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена, он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи: Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу. Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу. Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год. И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения, а во вторых, общий смысл предложения. Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать. Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать. Теперь более сложный пример 1: На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина. В предложении два обстоятельства, у каждого простого— своё. Именно поэтому запятая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую. Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится. Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются. ЛитЛайфЖанрыАвторыКнигиСерииФорумКорнеев Лев АлександровичКнига «Слово о собаке»ОглавлениеЧитатьПомогите нам сделать Литлайф лучше Люди издавна используют собаку не только для получения или сохранения каких-либо материальных ценностей. Общение с собаками, их обучение и разведение обогащает духовный мир человека, делает его ярче, эмоциональнее, открывает ему окно в новую, неведомую ранее область понятий и представлений. За тысячелетия дружеского сосуществования между человеком и с собакой образовались совершенно особые связи, которые по отношению к другим животным не имеют себе равных. Человек так давно живет вместе с собакой, так многим ей обязан, что ныне без нее он кажется каким-то обделенным. Лично у меня на этот счет нет сомнений: я стал добрее, лучше и спокойнее за много лет общения с собаками. Есть, конечно, люди, которые не любят собак. Есть люди, которые не любят детей. И вообще людей. «Только обывательской, мещанской среде свойственна слепая ненависть к животным, в частности к собакам. Только для обывателя боязнь, как бы собачка не испачкала ковер, не поцарапала мебель, становится причиной ненавистного отношения к животным, а заодно и к тем, кто животных содержит». А собака воспета в стихах, ей посвящены многие рассказы и повести. Кто, например, не знает рассказов «Му-Му» И.С. Тургенева, «Каштанка» А.П. Чехова, повестей «Белый Клык», «Джерри-островитянин» и «Майкл — брат Джерри» Джека Лондона. Немало замечательных страниц романа Л.Н. Толстого «Война и мир» посвящено охоте с русскими псовыми борзыми, которые по праву считаются вершиной отечественного собаководства, его гордостью и славой. Собаке Качалова, красивому эрдельтерьеру, посвятил свое стихотворение Сергей Есенин. О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные советские публицисты и писатели. Такие, как лауреат Государственной премии писатель Г.Н. Троепольский — автор глубоко человечной повести «Белый Бим Черное Ухо». Она вполне заслуженно считается лучшим произведением писателя, самой удачной его книгой. Замечательная поэма в прозе о собаке, а также о «хороших» и «плохих» людях, она нашла благодарный отклик среди миллионов читателей самых различных поколений. Повесть «Белый Бим Черное Ухо» переведена на многие языки народов мира, получила международное признание. По книге был поставлен художественный фильм, который с волнением просмотрели десятки миллионов кинозрителей и детей, и взрослых! Один из рассказов уральского писателя Б.С. Рябинина называется «Дочь Мирты». Это история подвига ньюфаундленда. Во время эвакуации жителей Одессы в дни Великой Отечественной войны в 1941 году собака-водолаз спасла от верной гибели маленькую дочь своей хозяйки. Другой рассказ Б.С. Рябинина посвящен сеттеру Сильве, хозяев которой в годы войны фашисты бросили в концлагерь. Каким-то немыслимым образом собака обнаружила это место, прорыла лаз под колючей проволокой и стала снабжать узников едой — то морковкой, то куском вареного мяса. Сама же Сильва недоедала, была худой как скелет… «Удивительная и трогательная вещь — дружба человека с собакой. Рассказывают об одном индейском племени на Дальнем Севере, которое почти погибло из-за внутренней распри: все началось с того, что собака одного из индейцев была убита его соседом. Но ведь и у нас бывают распри, тяжбы, даже битвы из-за собак, и для нас живо древнее правило: «Любишь меня — люби мою собаку». Связь между человеком и собакой может исчезнуть только с жизнью». Многие периодические издания, такие, как «Наука и жизнь», «Природа и человек», «Юный натуралист», «Охота и охотничье хозяйство», «Неделя» и другие, постоянно рассказывают о проблемах науки о собаках, дают практические советы по воспитанию собак. Статьи о гуманном отношении к нашим четвероногим друзьям публикуют и центральные газеты — «Правда», «Известия», распространяемые в Советском Союзе многомиллионными тиражами. Некоторые выпуски передачи Центрального телевидения «В мире животных» посвящались этой теме — зрители увидели немало прекрасных материалов о дружбе человека и собаки. Итак, о них говорят и пишут, их показывают в кино и на выставках, о них спорят… А они? Они ждут от нас всегда только одного — любви… Как человек изобрел собаку О собаках написаны горы статей и холмы книг; существует даже специальная наука — кинология. Казалось бы, уже все ясно с нашим четвероногим другом и помощником. И тем не менее и по сей день собака, давний спутник человека, во многом остается существом весьма необыкновенным, таинственным и загадочным. Принято считать, что человек приручил собаку. На мой взгляд, это традиционное заблуждение. Ведь приручить — значит укротить нрав дикого животного. Но собак в, так сказать, свободном, диком состоянии, по моему мнению, никогда не существовало. Конрад Лоренц, известный австрийский зоопсихолог, лауреат Нобелевской премии, исследователь поведения и умственных способностей животных, в своей книге «Человек находит друга» пишет так: «Нет другого животного, которое бы столь кардинально изменило весь свой образ жизни, всю сферу интересов, стало бы до такой степени домашним, как собака». Но в данном случае с известным ученым можно поспорить: собака почти ничего не меняла в своем образе жизни. Потому что ни до, ни после того, как собака из волка превратилась собственно в собаку, он не был иным. Собаку «сотворил» человек — одомашнил щенков волка. Не случайно Г.Н. Троепольскии очень точно называет волка дикой собакой. Впрочем, тысячи лет назад о ней именно так и говорилось: жители острова Мадагаскар, переселенцы с Индонезийского архипелага, называли волков четко и определенно — амбуа диа, то есть «собака дикая». По мнению американских ученых, человек и волк стали регулярно «встречаться» примерно 20 тысяч лет назад, во время охоты на парнокопытных диких животных, кочевавших по равнинам, которые занимали большую часть Евразии и Северной Америки к югу от границы ледников. Отсюда постепенно возникла привычка находиться поблизости друг от друга, отыскивая еду или отнимая добычу у другого племени, другой стаи. С течением времени человек сделал ряд полезных для себя открытий. Например, если вместо того, чтобы просто мириться соседством этих зверей, воспитывать их еще щенками, то они вырастают более послушными и вполне могут вынюхивать, вспугивать, преследовать и схватывать дичь, участвуя в охоте вместе с людьми. Обнаружилось также, что, если подкармливать и учить волков, они способны загонять стадо животных куда следует и держать его там до прибытия человека. Предвижу возражение: дикой собакой обычно называют австралийского динго. Во многих учебниках зоологии динго даже выделяют в особый подвид — канис динго. Впервые эти «аборигены» Австралии были привезены в Московский зоопарк в 1931 году. Эти собаки были среднего роста, величиной с обычную лайку, желто-красного окраса и отличались прекрасным экстерьером, стоячими ушами, напоминающими волчью постановку, быстрыми движениями, тонким чутьем, неутомимостью и исключительной внимательностью. В 1934 году от одного динго был получен приплод в Московском зоопарке.
|