о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью

Виссарион Белинский о поэзии А. С. Пушкина

Источник заметки – статьи Белинского о классиках русской литературы [1]. Цитаты из неё даются без ссылки на источник.

2. Два недостатка поэзии Пушкина
Белинский отметил два недостатка в поэзии А.С. Пушкина: елейность и кротость [с. 36]. «… по своему воззрению Пушкин принадлежит к той школе искусства, которой пора уже миновала совершенно в Европе и которая даже у нас не может произвести ни одного великого поэта. Дух анализа, неукротимое стремление исследования, страстное, полное вражды и любви мышление сделались теперь жизнию всякой истинной поэзии. Вот в чём время опередило поэзию Пушкина и большую часть его произведений лишило того животрепещущего интереса, который возможен только как удовлетворительный ответ на тревожные, болезненные вопросы настоящего» [1, с. 36]. Поэтическое кредо поэта хорошо выражено в его стихотворении «Чернь» [с. 37]:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв:
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
«… каждый умный человек вправе требовать, чтоб поэзия поэта или давала ему ответы на вопросы времени, или, по крайней мере, исполнена была скорбью этих тяжёлых, неразрешимых вопросов» [с. 37]. Отмечая практичность и глубокий историзм поэзии Гёте, Белинский писал: «Личность Пушкина высока и благородна; но его взгляд на своё художественное служение, равно как и недостаток современного европейского образования… тем не менее были причиною постепенного охлаждения восторга, который возбудили первые его произведения» [с. 38]. «Как бы то ни было, нельзя винить Пушкина что он не мог выйти из заколдованного круга своей личности» [с. 39]:
Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдёт минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

3. Пушкин и Гоголь с позиций мировой литературы
«… когда развернёшь Гомера, Шекспира, Байрона, Гёте или Шиллера, так делается как-то неловко при воспоминании о наших Гомерах, Шекспирах, Байронах и пр. Вальтером Скоттом тоже шутить нечего: этот человек дал историческое и социальное направление новейшему европейскому искусству» [с. 387]. «… Гоголь великий русский поэт, не более; «Мёртвые души» его – тоже только для России и в России могут иметь бесконечно великое значение… такова судьба и Пушкина… Немного, слишком немногое из произведений Пушкина может быть передано на иностранные языки, не утратив с формою своего субстанциального достоинства; но из Гоголя едва ли что-нибудь может быть передано. И, однако ж, мы в Гоголе видим более важное значение для русского общества, чем в Пушкине: ибо Гоголь более поэт социальный, следовательно, более поэт в духе времени»

Заключение
Российское пушкиноведение грешит одним существенным недостатком – оно умалчивает о том, что может бросить тень на уже выпестованный образ Пушкина. Забывая о том, что в таких вопросах квасной патриотизм плохой советчик.

Источники информации
1. В.Г. Белинский. Статьи о классиках. М.: Художественная литература, 1970. – 608 с.
Опубликовано: 09.02.2019

Источник

В. Г. Белинский. Кантемир

о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Смотреть фото о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Смотреть картинку о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Картинка про о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Фото о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизньюВернуться на предыдущую страницу

Антиох был четвертым сыном князя Димитрия и родился в Константинополе 1708 года, сентября 10-го. Так как отец скоро заметил в нем отличные дарования, то и приложил особенное старание о его воспитании, преимущественно перед всеми другими своими сыновьями. Сначала Антиох воспитывался в Харькове, потом в Москве, наконец в Петербурге. Везде пользовался он уроками лучших в то время преподавателей. Не желая ни на минуту спустить глаз своих с любимого сына, князь Димитрий взял Антиоха с собою в персидский поход, в котором он сопровождал Петра Великого, в 1722 году. Во время похода учение Антиоха не прерывалось ни на минуту; самое путешествие это практически не могло не быть чрезвычайно полезно любознательному четырнадцатилетнему юноше. Страсть и уважение к учености были так сильны в старом Кантемире, что он желал иметь наследником своего имения того из сыновей, который больше других отличится в науках. Он даже просил об этом Петра Великого, а в духовном завещании прямо указал на Антиоха, как на того из своих сыновей, который, по способностям и познаниям, достоин быть наследником его имения (стр. 332). <Впрочем, это дело как-то бестолково объяснено в книге Беера: на стр. 321 сказано о втором сыне князя Димитрия, Константине, что "император Петр II, снисходя на желание умершего родителя его, князя Димитрия, повелел (19 мая 1729 года) в недвижимом имении быть одному ему наследником". Во всяком случае и все другие братья Константина не остались бедняками благодаря щедротам Петра Великого и его преемников. Так как Антиох не был женат и не оставил по себе наследников, то имение его перешло к братьям.391>В 1725 году была учреждена Санктпетербургская императорская Академия наук, и Антиох выслушал курс высших наук у иностранных профессоров, приглашенных Петром Великим в Россию. Математике учился он у Бернуллия, физике у Бильфингера, истории у Беера, нравственной философии у Гросса. Блестящие дарования скоро обратили на молодого Кантемира общее внимание. Еще быв поручиком Преображенского полка, почти двадцати лет от роду, он едва не был послан к французскому двору; намерение это почему-то было отменено, но оно показывает, какою репутациею пользовался этот молодой человек в такое время, когда молодость считалась пороком, от которого едва избавлялись в сорок лет. По некоторым словам книги Беера можно заключить не без основания, что первые три сатиры Антиоха Кантемира не мало способствовали его возвышению в глазах самого правительства. Вместе с его братьями, Матвеем и Сергием, и сестрою Марьею, Анна Иоанновна пожаловала ему тысячу тридцать крестьянских дворов. В 1731 году он был послан в Лондон в качестве резидента.392 Проезжая через Голландию, Кантемир запасся книгами и поручил одному книгопродавцу в Гаге напечатать сочинение своего отца: «Описание историческое и географическое Молдавии»; впрочем, это сочинение не было напечатано. В Лондоне Кантемир был принят с отличием, как ученый человек и глубокий политик. За удовлетворительное окончание возложенного на него поручения он был облечен значением чрезвычайного посланника и полномочного министра. Свободное от политических занятий время он посвящал наукам и беседе с учеными людьми Англии, которую он почитал просвещеннейшею страною в мире. Знакомство с некоторыми итальянцами побудило его выучиться итальянскому языку, которым он так хорошо овладел, что говорил и писал на нем, как природный итальянец. Вследствие оспы, которую Кантемир перенес в детстве, он всегда страдал истечением мокроты из глаз. От усиленного занятия чтением, в Лондоне эта болезнь до того у него усилилась, что он поехал в 1736 году в Париж лечиться у знаменитого в то время врача Жандрона, лейб-медика французского регента. Жандрон действительно помог Кантемиру; а когда, в 1738 году, Кантемир приехал в Париж в качестве полномочного министра, то и совсем излечил его от глазной болезни. В 1739 году Кантемир был наименован чрезвычайным послом при французском дворе. При запутанных обстоятельствах этой эпохи Кантемир удержался в милости и при правительнице, которая пожаловала его в 1741 году в тайные советники, и при Елизавете Петровне, подтвердившей его в этом чине. В Париже Кантемир вел жизнь уединенную, знаясь только с людьми учеными и литераторами, и с страстью предавался учению. С особенным рвением занимался он тогда алгеброю и сочинил на русском языке «Руководство к алгебре», которое осталось в рукописи. Батюшков, представивший Кантемира, в беседе с Монтескье, аббатом В. и аббатом Гуаско, справедливо заметил, что Кантемир писал бы стихи и на необитаемом острове, потому что он писал их в Париже, который, в отношении к нему, как к стихотворцу, был для него действительно необитаемым островом.393 Весь характер, вся личность Кантемира отразилась в этих, его же, стихах:

Тот в сей жизни лишь блажен, кто, малым доволен,

В тишине знает прожить, от суетных волен

Мыслей, что мучат других, и топчет надежну

Стезю добродетели к концу неизбежну,

Небольшой дом на своем построенный поле

Дает нужное моей умеренной воле,

Не скудный, не лишний корм и средню забаву,

Где б с другом честным я мог, по моему нраву

Выбранным, в лишны часы прогнать скуки бремя,

Где б от шуму отдален, прочее все время

Провожать меж мертвыми греки и латины.

Исследуя всех вещей действа и причины,

И, учась, знать образцом других, что полезно,

Что вредно в нравах, что в них гнусно, иль любезно:

То одно желания мои составляет. 394

С 1740 года здоровье Кантемира начало совершенно расстроиваться. Вот что говорит об этом книжица Беера: «Князь Аитиох подвержен был человеческим слабостям, как и другие люди. Он чувствовал то сам, яко человек, и имел несчастие искуситься в скорби, свойственной человеческому роду. С 1740 году почувствовал он внутреннюю болезнь, которая от часу умножалась. И хотя он в пище весьма был воздержен, однако желудок его почти ничего уже варить не мог». В 1741 году он ездил на ахенские воды, от которых и получил облегчение, равно как и от лекарства какой-то девицы Стефенс, которое он употреблял по совету же Жандрона. В 1743 году он пользовался пломбьерскими водами, которые, однако не помогли ему. По возвращении в Париж он отдался на руки разным врачам, которые совсем залечили его. В это время он страдал крайним ослаблением желудка, резью в почках и бессонницею. Потом он схватил лихорадку, довольно, впрочем, легкую, и у него открылся кашель. По совету одного из друзей своих, который, вопреки мнению докторов, смотрел серьезно на эти припадки, Кантемир решился провести зиму в Неаполе. Но когда он получил на это разрешение от своего двора, было уже поздно: усилившаяся болезнь и дурное время года не позволили ему тронуться с места. Полгода страдал он болезнию в груди, не переставая чтением прогонять скуку бессонницы. На увещания, что он этим вредит себе, он обыкновенно отвечал, что «тогда только не чувствует болезни, когда трудится». Охоту к чтению он потерял только за три или за четыре дня до своей смерти, и это-то обстоятельство открыло ему опасность его положения. Один из друзей его, читая с ним рассуждение Цицерона о дружбе, во имя налагаемого этим чувством долга, заговорил с ним прямо о его положении и посоветовал заняться последними распоряжениями. Кантемир с благодарностью принял этот совет как доказательство истинной дружбы и немедля приступил к составлению духовной, в которой, отказав все свое имение братьям и сестрам, завещал, чтоб тело его по вскрытии было набальзамировано, отвезено в Россию и похоронено без всякой церемонии в греческом монастыре, в Москве, где схоронены были и его родители. До самой минуты своей смерти он был в полном разуме. Умер он в 1744 году, марта 31, тридцати пяти лет и семи месяцев от роду. По вскрытии тела оказалось, что у него была водяная в груди.

О личном характере Кантемира известно только, что он был человек благородный, правдивый и кроткий. Сначала он казался неприветливым, но эта неприветливость постепенно исчезала в отношении к людям, которые ему более и более нравились. Слабое и болезненное его телосложение придавало его характеру меланхолический оттенок, что, однакож, не мешало ему быть и любезным и веселым в обществе людей, которые ему нравились и с которыми он мог быть откровенен. В частной жизни он был экономен и, как говорит книжица Беера, из которой мы заимствовали эти подробности, «никогда не признавал, что долги были знаком благородства и высокого достоинства». Вот все, что дошло до потомства о Кантемире, как о человеке: в его сатирах мы увидим его как поэта и вновь встретимся с ним, как с человеком.

. Кто над столом гнется,

Пяля на книгу глаза, больших не добьется

Палат, ни расцвечена мраморами саду;

Овцы не прибавит он к отцовскому стаду.

Правда, в нашем молодом монархе <*>надежда

Всходит музам не мала; со стыдом невежда

Бежит его; Аполлин славы в нем защиту

Своей не слабу почул, чтяща свою свиту

Видел его самого, и во всем обильно

Тщится множить жителей парнасских он сильного то беда, многие в царе похваляют

За страх то, что в подданном дерзко осуждают.

Как ловко выражена мысль двух последних стихов! За ними следует ряд картин тогдашнего общества, написанных мастерскою кистию. Поэт заставляет невежд, под вымышленными именами, говорить филиппики против просвещения. И каждый из этих антагонистов света божия высказывается сообразно своему характеру, и ни один из них не повторяет другого.

«Расколы и ереси науки суть дети,

Больше врет, кому далось больше разумети,

Приходит в безбожие, кто над книгой тает».

Критон с четками ворчит и вздыхает,

И просит свята душа с горькими слезами

Смотреть, сколь семя наук вредно меж нами:

«Дети наши, что пред тем тихи и покорны

Праотческим шли следом, к божией проворны

Службе, с страхом слушая, что сами не знали,

Теперь, к церкви соблазну, Библию честь стали.

Толкуют, всему хотят знать повод, причину,

Мало веры подая священному чину;

Потеряли добрый нрав, забыли пить квасу,

Не прибить их палкою к соленому мясу;

Уже свечек не кладут, постных дней не знают,

Мирскую в церковных власть руках лишну чают,

Шепча, что тем, что мирской жизни уж отстали,

Поместья и вотчины весьма не пристали».

Сильван другую вину наукам находит:

«Учение (говорит) нам голод наводит;

Живали мы преж сего, не зная латыне,

Гораздо обильнее, чем живем мы ныне,

Гораздо в невежестве больше хлеба жали,

Переняв чужой язык, свой хлеб потеряли,

Буде речь моя слаба, буде нет в ней чину,

Ни связи, должно ль о том тужить дворянину:

Довод, порядок в словах, подлых то есть дело;

Знатным полно подтверждать иль отрицать смело.

С ума сошел, кто души силу и пределы

Испытает, кто в поту томится дни целы,

Чтоб строй мира и вещей выведать премену

Иль причину; глупо он лепит горох в стену.

Прирастет ли мне с того день к жизни, иль в ящик

Хотя грош? могу ль чрез то узнать, что прикащик,

Что дворецкий крадет в год? как прибавить воду

В мой пруд? как бочек число с винного заводу?

Не умнее, кто глаза, полон беспокойства,

Коптит печась при огне, чтоб вызнать руд свойства;

Ведь не теперь мы твердим, что буки, что веди;

Можно знать различие злата, сребра, меди.

Глава ль болит? тому врач ищет в руке знаки;

Всему в нас виновна кровь, буде ему веру

Дает, хотя внутрь никто не видел живо тело.

А пока в баснях таких время он проводит,

Лучший сок из нашего мешка в его входит.

К чему звезд течение числить, и ни к делу,

Ни к стати за одним ночь пятном не спать целу?

За любопытством одним лишиться покою,

В часовнике можно счесть на всякий день года

Число месяца, и час солнечного всхода.

Землю в четверти делить без Эвклида смыслим;

Сколько копеек в рубле, без алгебры счислим».

Румяный, трижды рыгнув, Лука подпевает:

«Наука содружество людей разрушает;

Люди мы к сообществу божия тварь стали,

Не в нашу пользу одну смысла дар прияли:

Что же пользы иному, когда я запруся

В чулан, для мертвых друзей живущих лишуся?

Когда все содружество, вся моя ватага

Будет чернило, перо, песок да бумага?

В весельи, в пирах, мы жизнь должны провождати;

И так она не долга: на что коротати,

Крушиться над книгою и повреждать очи?

Не лучше ли с кубком дни прогулять и ночи?

Дружит людей, подает повод к разговору,

Веселит, все тяжкие мысли отымает,

Скудость знает облегчать, слабых ободряет,

Жестоких мягчит сердца, угрюмость отводит,

Любовник лучше вином в цель свою доходит.

Когда по небу сохой бразды водить станут,

А с поверхности земли звезды уж проглянут,

И возвратятся назад минувшие веки;

Когда в пост чернец одну есть станет вязигу,

Тогда, оставя стакан, возьмуся за книгу».

Медор тужит, что чресчур бумаги исходит

На письмо, на печать книг, а ему приходит,

Что не во что завертеть завитые кудри;

Не сменит на Сенеку он фунт доброй пудры.

Перед Егором <*>двух денег Виргилий не стоит,

Рексу, <**>не Цицерону похвала достоит. 397

Обращаясь вновь к своему уму и доказывая ему бесплодность борьбы с невеждами, сатирик говорит:

Гордость, леность, богатство, мудрость одолело;

Науку невежество местом уж посело.

Под митрой гордится то, в шитом платье ходит,

Сидит за красным письмом, смело полки водит.298

Наука ободрана, в лоскутах обшита,

Из всех почти домов с ругательством сбита,

Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы,

Как на море страдавшие корабельной службы.

Все кричат: никакой плод не виден с науки!

Ученых хоть голова полна, пусты руки!

Коли кто карты мешать, разных вин вкус знает,

Танцует, на дудочке песни три играет,

Тому уж и в самые молодые леты

Седми мудрецов себя достойным мнит лика.

Вторая сатира, «Филарет и Евгений», написанная месяца через два после первой, нападает «на зависть и гордость дворян злонравных». Это, впрочем, чуть ли не слабейшая из всех сатир Кантемира. В ней больше рассуждений, больше морали, нежели желчи. Впрочем, и в ней есть места замечательные. Вот, например, картина жизни фата или льва того времени:

Пел петух, встала заря, лучи осветили

Солнца верхи гор; тогда войско выводили

На поле предки твои; а ты под парчою,

Углублен мягко в пуху телом и душою,

Грозно сопешь; когда дня пробегут две доли,

Зевнешь, растворишь глаза, выспишься до воли.

Тянешься уж час другой, нежишься, ожидая

Пойла, что шлет Индия, иль везут с Китая,

Из постели к зеркалу одним спрыгнешь скоком,

Там уж в попечении и труде глубоком.

Женских достойную плеч завеску на спину

Вскинув, волос с волосом прибираешь к чину.

Часть над лоским лбом торчать будут сановиты,

По румяным часть щекам в колечки завиты

Свободно станет играть, часть уйдет за темя

В мешок. Дивится тому строению племя

Тебе подобных; ты сам, новый Нарцисс, жадно

Глотаешь очьми себя; нога жмется складно

В тесном башмаке твоя, пот со слуг валится,

В две мозоли и тебе красота становится;

Избит пол, и под башмак стерто много мелу.

Деревню наденешь потом на себя ты целу.399

** Славный портной того времени, в Москве.>

Дальнейшее описание облачения фата и, в особенности, слова сатирика насчет того, как хорошо воспользовался фат своим путешествием по Европе, чрезвычайно забавны, за исключением устарелого языка, слога и силлабического стихосложения. Пусть читатели сами поверят справедливость наших слов, прочтя эту сатиру всю, а мы выпишем из нее еще вот эти стихи:

Бедных слезы пред тобой льются, пока злобно

Ты смеешься нищете; каменный душою

Бьешь холопа до крови, что махнул рукою

Вместо правой левою (зверям лишь прилична

Жадность крови; плоть в слуге твоей однолична).

Мало, правда, ты копишь денег, но к ним жаден;

Мот почти всегда живет сребролюбьем смраден,

И все законно он мнит, что уж истощенной

Может дополнить мешок; нужды совершенной

Стало ему золото куча, без которой

Прохладам должен своим конец видеть скорой.

Избрал, кто правду всегда говорить принялся;

Но и кто правду молчит, виновен не остался,

Буде ложью утаить правду не посмеет,

Счастлив, кто средины оной держаться умеет;

Ум светлый нужен к тому, разговор приятный,

Учтивость приличная, что дает род знатный.

Адам дворян не родил, но одному сыну

Жребий был копать сад, пасть другому скотину;

Ной в ковчеге с собою спас все себе равных

Простых земледетелей, нравами лишь славных;

От них мы произошли, один поранее

Чтоб не возвращаться опять к одному и тому же предмету, выпишем теперь же из шестой сатиры стихи, в которых Кантемир казнит насмешкою добровольное унижение человеческого достоинства низкопоклонством и лестью:

С петухами пробудясь, нужно потащиться

Полдни торчать на ногах с холопы в беседе,

Ни сморкнуть, ни кашлянуть не смея. По обеде400

Та же жизнь до вечера; ночь вся беспокойно

Пройдет, думая, к кому поутру пристойно

Еще бежать, перед кем гнуть шею и спину,

Что слуге в подарок, что понесть господину,

Нужно часто полыгать, небылице верить,

Что одною скорлупою можно море смерить;

Господскую сносить спесь, признавать, что родом

Моложе Владимира одним только годом.

Хоть ты помнишь, как отец носил кафтан серой;

Кривую жену его называть Венерой,

И в шальных детях хвалить остроту природну;

Не зевать, когда он сам несет сумасбродну,

Нужно благодетелем звать того, другого,

От кого век не видал добра никакого.

Третья сатира, «К Феофану, епископу новгородскому», написанная в 1730 году, рассуждает о различии страстей человеческих. Тут осмеиваются сребролюбцы, сплетники, болтуны, ханжи, самолюбцы, пьяницы, завистники и т. п. В четвертой сатире, написанной в 1731 году, Кантемир спрашивает свою музу, не пора ли им перестать писать сатиры?

И ворчит уж не один, что где нет мне дела,

Там мешаюсь, и кажу себя чересчур смела.

Ты (говорит он своей музе) смело хулишь и находишь свое веселие в том, чтобы бесить злых, «а я вижу, что в чужом пиру мне похмелье». Один (продолжает сатирик) хочет потянуть меня к суду, что, нападая на пьяниц, «умаляю кружальные доходы»; другой, похваляясь, что от доски до доски прочел Библию острожской печати, убедился из нее, что «во мне нечистый дух злословит бороду»; третий сердится, что нападаю на взятки. Тогда сатирик, желая переменить грубый тон на вежливый, начинает иронически хвалить глупцов и негодяев; но это доводит его до сознания, что он не умеет и в шутку хвалить того, что считает дурным.

Сколько ногти ни грызу, и тру лоб вспотелый,

С трудом стишка два сплету, да и те не спелы,

Жестки, досадны ушам, и на те походят,

Что по целой азбуке святых житья водят.

Дух твой ленив, и в зубах вязнет твое слово

Не забавно, не красно, не сильно, не ново;

А как в нравах вредно что усмотрю, умняе

Сам ставши, под пером стих течет скоряе;

Тогда я стихотворцем сам себя поздравлю,

И чтецов моих зевать тщетно не заставлю;

Проворен, весел спешу, как вождь на победу,

Иль как поп с похорон к жирному обеду.

Кантемир заключает эту сатиру тем, что сатиры могут не нравиться только дурным людям и глупцам, на которых нечего смотреть:

Таким одним сатира наша быть противна

Может; да их нечего щадить, и не дивна

Мне любовь их, как и гнев их мне страшен мало.

Просить у них не хочу, с ними не пристало

Вестись, чтоб не почернеть, касаяся сажи;

Вредить не могут те мне, пока в сильной стражи

Нахожуся Матери отечества правой.

А коим бог чистый дух дал и разум здравой

Беззлобны, беззлобные наши стихи возлюбят,

И охотно станут честь, надеясь, что сгубят,

Может быть, или уменьшат злые людей нравы,

Сколько тем придается им и пользы и славы!

Пятая сатира, «Сатир и Периерг», написанная в 1737 году, в Лондоне, устремлена «на человеческие злонравия вообще». Ее форма очень изысканна, и в целом она скучна; но подробности есть удивительные, как, например, это место:

Болваном Макар вчера казался народу,

Годен лишь дрова рубить, или таскать воду;

О безумии его худая шла повесть,

Углем черным всяк пятнал его плоху совесть.

И сегодня временшик: уж он всем под-пару

Честным, знатным, искусным людям становится,

Всяк уму чудному наперерыв дивится,

Сколько пользы от него царство ждать имеет.

Поправить взглядом одним все легко умеет.401

Чем бывший глупец пред ним народ весь озлобил;

Бог в благополучие ваше его собил.

Заключение этой сатиры особенно забавно. Исчисляя разные человеческие глупости, сатирик говорит:

Пахарь, соху ведучи, иль оброк считая.

Не однажды привздохнет, слезы отирая:

За что-де меня творец не сделал солдатом?

Не ходил бы в серяке, но в платье богатом,

На правеже бы нога моя не стояла.

Для меня б свинья моя только поросилась,

С коровы мне б молоко, мне б куря носилась,

А то все прикащице, стряпчице, княгине

Понеси в поклон, а сам жирей на мякине.

Пришел набор, пахаря вписали в солдаты:

Не однажды дымные уж вспомнит палаты,

Проклинает жизнь свою в зеленом кафтане,

Десятью заплачет в день по сером жупане.

То ль не житье было мне, говорит, в крестьянстве?

Правда, тогда не ходил я в таком убранстве;

Да летом в подклете я, на печи зимою

Сыпал, в дожжик из избы я вон ни ногою;

Заплачу подушное, оброк господину,

Какую же больше найду я тужить причину?

Щей горшок, да сам большой, хозяин я дома,

Хлеба у меня чрез год, а скотам солома.

Дальняя езда мне была съездить в торг для соли

Иль в праздник пойти в село, и то с доброй воли:

Все бы рубашка бела, а вымыть чем нету;

Ходи в штанах, возися с ружьем пострелым,

А где до смерти всех бьют, надобно быть смелым.

Ни выспаться некогда, часто нет что кушать;

Наряжать мне все собой, а сотерых слушать.

Чернец тот, кой день назад чрезмерну охоту

Имел ходить в клобуке, и всяку работу

В церкви легку сказывал, прося со слезами.

Сегодня не то поет: рад бы скинуть рясу,

Скучили уж сухари, полетел бы к мясу:

Рад к чорту в товарищи, лишь бы бельцом быти,

Нет мочи уж ангелом в слабом теле слыти.402

Шестая сатира, написанная в 1738 году, рассуждает «о истинном блаженстве». Сатирик доказывает в ней, что истинное счастие заключается в благоразумной середине и в беседе с музами. Седьмая сатира, «к князю Никите Юрьевичу Трубецкому», написанная в 1739 году, в Париже, рассуждает «о воспитании». Эта сатира исполнена таких здравых, гуманных понятий о воспитании, что стоила бы и теперь быть напечатанною золотыми буквами; и не худо было бы, если бы вступающие в брак предварительно заучивали ее наизусть.

Вот несколько отрывков на выдержку:

Завсегда детям твердя строгие уставы

Наскучишь: истребишь в них всяку любовь славы,

Если часто пред людьми обличать их станешь:

Дай им время и играть; сам себя обманешь,

Буде станешь торопить лишно спеша дело;

Наедине исправлять можешь ты их смело.

Ласковость больше в один час детей исправит,

Нежь суровость в целый год; кто часто заставит

Дрожать сына пред собой, хвальну в нем загладит

Смелость, и безвременно торопеть повадит.

Щастлив, кто надеждою похвал взбудить знает

Младенца; много тому пример пособляет:

Относят к сердцу глаза весть уха скоряе.

Не одни те растят нас, коим наше детство

Вверено; со всех сторон находит посредство

Вскользнуться внутрь сердца нрав: все, что окружает

Обычно цвет чистоты первый увядает

Отрока в объятиях рабыни; и знает

Унесши младенец, что небом и землею

Отлыгаться пред отцом, наставлен слугою.

Слуги язва детей; родителей злее

Всех пример. Часто дети были бы честнее,

Если б мать с отцом пред младенцем знали

Собой владеть, и язык свой в узде держали.

Повторяем: такие мысли о воспитании и теперь скорее новы, нежели стары.

Восьмая сатира, «На бесстыдну нахальчивость», написанная в 1739 году, в Париже, заключает в себе понятие сатирика о скромности. Он говорит о том, как осторожно пишет свои стихи, не ленится их херить, прячет надолго в ящик и, сбираясь печатать, выправляет.

Стыдливым, боязливым, и всегда собою

Недовольным быть во мне природы рукою

Втиснено, иль отческим советом из детства.

В параллель себе сатирик противопоставляет людей наглых и бесстыдных.

Кантемир начал было и девятую сатиру, но за болезнию не мог ее написать.

Довольно моих поют песней и девицы

Чистые, и отроки, коих от денницы

До другой колет любви жало.404

А в примечании к этим стихам сказано: «сатирик сочинил многие песни, которые в России и поныне поются». Кантемир как бы раскаивается в этих песнях, как в грехе своей юности; в той же, четвертой, сатире он говорит:

Любовны песни писать, я чаю, тех дело,

Коих столько ум не отел, сколько слабо тело.

Вот образчик нравственных песен Кантемира:

Видишь, Никита, <*>как крылато племя

Ни землю пашет, ни жнет, ниже сеет;

От руки вышней однак в свое время

Пищу довольну, жизнь продлить имеет.

Лилеи в поле, как зришь, многоцветной

Ни прядет, ни тчет царь мудрый Сиона;

Однако в славе своей столь приметной

Не имел одежды. Ты голос закона,

В сердцах природа кой от век вложила,

И бог во плоти подтвердил, внушая,

Что честно, благо, пусть того лишь сила

Тобой владеет, злости убегая, и пр.

С трудом ножку воробья сгрызет в полобеда.

К старине охотник Друз, в том забаву ставит:

Лидой медалей число собранных прибавит.

И просит свята душа с горькими слезами

Смотреть, сколь семя наук вредно между нами.

Таковы же стихи, которые приведем мы из разных сатир:

Ябеда и ее друг дьяк или подьячий.

Болтнешь, что не делают чернца одни рясы.

Сегодня один из тех дней свят Николаю,

Для чего весь город пьян от края до краю.

Вино должен перевесть, кто пьяных не любит.

Пространный стол, что семье поповской съесть не трудно,

В тридцать блюд, еще ему мнилось ество скудно.

Мне ли в таком возрасте поправлять довлеет

Седых, пожилых людей, кои чтут с очками,

И чуть три зуба сберечь могли за губами;

Кои помнят мор в Москве, и как сего года,

Дела Чигиринского сказуют похода?409

Последний стих невольно приводит на память стихи Грибоедова:

Известья черпают из забытых газет

Времен очаковских и покоренья Крыма.

Кантемир, по своему болезненному сложению, меланхолическому характеру, был наклонен к нравственному дидактизму. Немножко суровый моралист (что доказывает его раскаяние в любовных песнях) и весьма остроумный человек, Кантемир любил только избранное общество, следовательно, не любил общества вообще, которое оскорбляло его своими пороками и недостатками; такой характер предполагает раздражительность и любовь к уединению. Все эти обстоятельства необходимо делали Кантемира сатириком. По языку, неточному, неопределенному, по конструкции часто запутанной, не говоря уже о страшной устарелости в наше время того и другого, по стихосложению, столь несвойственному русской просодии, сатиры Кантемира нельзя читать без некоторого напряжения, тем более нельзя их читать много и долго. Но, несмотря на то, в них столько оригинальности, столько ума и остроумия, такие яркие и верные картины тогдашнего общества, личность автора отражается в них так прекрасно, так человечно, что развернуть изредка старика Кантемира и прочесть которую-нибудь из его сатир есть истинное наслаждение. По крайней мере для меня гораздо легче и приятнее читать сатиры Кантемира, нежели громозвучные оды Ломоносова, поэмы Хераскова и даже многие оды Державина (как, например, «На взятие Измаила», «Целение Саула», и т. п.); от всех этих од и поэм можно заснуть, а от сатир Кантемиоа проснуться. Вообще, для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных превыспренностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о нравах общества, которое так непохоже на наше общество, но которое было ему родным дедушкою.

Посвящение сатир Кантемира императрице Елизавете Петровне, по своему изобретению, напоминает оду Державина: «По следам Анакреона».410

О Кантемире, кроме статьи Жуковского, напечатанной в «Вестнике Европы» 1809 года, почти ничего дельного писано не было. Сочинения и переводы его большею частию остались ненапечатанными, а напечатанные изданы врознь. В 1836 г. кем-то было предпринято издание «Русских классиков», началось с Кантемира, да на нем и остановилось, кажется, на пятой сатире. Издание это было красивое и снабженное биографией Кантемира и необходимыми примечаниями. Жаль только, что примечания не были слово в слово перепечатаны с издания 1762 года: они необходимы, потому что характеризуют дух времени, состояние русского языка и общества того времени.411

о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Смотреть фото о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Смотреть картинку о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Картинка про о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Фото о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизньюВернуться на предыдущую страницу

о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Смотреть фото о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Смотреть картинку о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Картинка про о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Фото о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизньюо ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Смотреть фото о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Смотреть картинку о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Картинка про о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью. Фото о ком в белинский сказал что он первый на руси свел поэзию с жизнью

«Проект Культура Советской России» 2008-2010 © Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *