о ежедневной бытовой жизни греков нам рассказывают
Урок по изобразительному искусству «Греческая керамика»
Разделы: МХК и ИЗО
Тип урока: комбинированный.
ПЛАН УРОКА
2..Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере истории греческих ваз.
3. Особенности художественной росписи чернофигурных и краснофигурных греческих ваз.
4. Постановка художественной задачи.
5. Практическое выполнение задачи.
6. Подведение итогов.
Ход урока
Откуда мы знаем о ежедневной бытовой жизни греков?
Об этом нам рассказали греческие вазы.
Итак, тема нашего урока:
Греческая керамика.
2. Сформировать навыки работы.
Большая коллекция ваз находится в Эрмитаже.
Вазы в Древней Греции изготовлялись из обожжённой глины.
Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. Формы сосудов столь же различны, как и их функции.
Амфоры – сосуды для хранения оливкового масла и вина.
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой (неразбавленного вина греки не пили).
Килики – чаши для пития.
Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу. Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело. Лекифы, как правило, украшались изображениями спортивных состязаний.
Наряду с кратерами и амфорами изготовлялись тарелки и большие блюда.
Слайд 11.
Чёрнофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожжённой глины. По поверхности глины рисовали чёрным лаком.
Если же фон был чёрным, а изображения имели цвет обожжённой глины – такую роспись называли краснофигурной.
Вазы покрывали разноцветными орнаментами, напоминающими восточные ковры.
Сюжетами для росписей служили сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов, весёлый пир.
Самой излюбленной темой для греческих живописцев была мифология греков, насыщенная богами, героями и фантастическими существами.
Греция является основоположником олимпийских игр. И на вазах очень часто выполняли роспись с элементами спортивных состязаний.
Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.
Великолепные амфоры вручали победителю на играх, стройные лекифы ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всём жизненном пути.
Выполнить эскиз вазы.
1. Выбрать форму для будущей вазы.
2. Подумать, в какой технике (краснофигурной или чёрнофигурной) она будет смотреться интереснее?
3. Выбать сюжет для вазы.
4. Выполнить эскиз в цвете.
На столах лежат шаблоны, дети должны выбрать понравившуюся форму вазы.
Веду текущий инструктаж.
Ребята, посмотрите, у нас получился наш маленький “Эрмитаж”, где расположены разные виды ваз. Какая замечательная выставка у нас получилась.
Афины
Парфенон по-гречески значит «Храм девы Афины». Это самое дивное сооружение Эллады.
Оно выражает ликующее чувство торжества.
Храм сложен из белоснежного, как бы светящегося изнутри мрамора. Когда его освещает солнце, на фоне синего неба и моря он кажется теплым, как живое тело. Со временем камень пожелтел и стал густо-золотым.
Храм царит над Акрополем и городом. Хор его колонн звучит как поднимающая дух музыка. Когда человек приближается к храму, он как бы гордо вырастает перед ним во всей своей красоте. Но его размеры, строй не только не подавляют, а, напротив, пробуждают чувство высокого достоинства.
Построили Парфенон замечательные греческие архитекторы Иктин и Калликрат. Для греков имело большое значение, что в образе нового храма соединились дорические и ионические традиции. В этом они видели символ единства эллинских народов.
Кариатиды храма Эрехтейон. Акрополь
На площади Акрополя, напротив Парфенона, стоит небольшой, но дивный храм. Его название — Эрехтейон.
Храм был поставлен на месте, где, как считалось, когда-то давным-давно произошел спор между богом морей Посейдоном и богиней мудрости Афиной за первенство в греческих землях. Посейдон ударил трезубцем и высек ручей.
А Афина, вонзив копье в землю, создала оливковое дерево, приносящее плоды — маслины. Греки отдали предпочтение богине, назвав город в ее честь — Афины. Как бы ни был могуч бог природной стихии, его одолеет разум, считали греки.
Храм Эрехтейон был посвящен этому событию. В нем преобладает образ радостной, грациозной и победной женственности. Ионический ордер подчеркивает это.
На площадь Акрополя храм выходит портиком, кровлю которого держат кариатиды — так называются скульптуры девушек, заменившие колонны. Их одежды ниспадают прямыми складками, напоминая желобки-каннелюры.
Однако соразмерным человеку было не все. Посреди площади Акрополя стояла, сверкая на солнце, бронзовая скульптура, высота которой превышала трехэтажный дом.
Эту статую создал величайший афинский скульптор Фидий. Она изображала богиню Афину. Богиня мудрости стояла над городом в образе грозной воительницы, в боевом шлеме. Вид богини внушал мысль о надежности и силе страны под ее покровительством. Позолоченный наконечник копья в ее руках так сиял, что служил маяком для кораблей в море.
Фидий. Посейдон, Аполлон, Артемида. Рельеф Парфенона. Мрамор
Жители Афин в честь богини устраивали большие торжества. Этот праздник назывался Панафинеи. Он длился несколько дней. Главным событием праздника было всеобщее торжественное шествие. Оно начиналось на рассвете. Люди шли украшенные богатыми венками, юноши скакали на конях, девушки несли дары, среди которых огромное шитое покрывало для богини Афины. Девушки были главными участниками этого празднества. В них видели образ радости 118 и веселья. Нарядная процессия поднималась на холм Акрополя, а из-за храмов ей навстречу восходило солнце.
Поликлет. Дорифор. Бронза
Но самым большим праздником в Древней Греции были Олимпийские игры. По всей стране объявлялось «священное перемирие».
Для игр были построены грандиозные сооружения. Среди них храм Зевса.
Внутри его находилась огромная статуя бога. Ее создал Фидий. Зевс величественно восседал на троне. Его лицо и руки были из слоновой кости, а одежды — из золота. Статуя поражала, как чудо.
Высшая из похвал эллину была в уподоблении его богу. Умение быть совершенным, то есть лучше других владеть своим телом и волей, доказывали атлеты. Юноши соревновались обнаженными. Древние греки умели ценить и уважать красоту обнаженного тела.
Фидий. Всадники на празднике Панафинеи. Рельеф Парфенона. Мрамор
Самые прославленные скульпторы Эллады создавали мраморные и бронзовые статуи победителей. Их ставили на площади родного города и в Олимпии, у храма Зевса.
Греческие художники поняли закономерности пропорций, соотношения частей и равновесия форм. Они увидели тело как прекрасную архитектуру. Устройство фигуры они рассматривали как ясный и совершенный порядок. В пропорциях и движениях человека они научились выражать облик его духа.
Греческие изображения всегда показывают человека, удаляя все случайное. Это обобщенные образы красоты человека, в них нет и намека на повседневную жизнь. Это изображения прекрасных, совершенных людей, полных жизни, благородства и светлой человечности. До сих пор все художники мира учатся рисовать по слепкам греческих статуй.
Вазы. Фрагмент росписи вазы. Древняя Греция
Откуда мы знаем о ежедневной бытовой жизни греков? Об этом нам рассказали греческие вазы! В Древней Греции было величайшее искусство вазописи. Вазы делались из глины красноватого цвета. На нее наносился рисунок черным лаком. Позже научились делать наоборот: фон росписи покрывали лаком, а изображения фигур оставались цвета глины. Эго позволило уйти от плоских силуэтов и создать сложные изображения со свободной передачей движений. Изображения на вазах подчеркивали красоту и ясность форм сосуда, так же как присутствие скульптуры делало более выразительной архитектуру зданий.
Вазописцы передавали разные сцены жизни. И делали их поэтичными, как стихи. Такого одухотворения повседневности, как в Элладе, не знало никакое другое искусство.
Детские работы. Гуашь; восковые мелки
Задание
Детские работы. Гуашь
Запомни
Запомни основные пропорции фигуры человека, как он бежит, идет, нагибается.
Всемирная история
§ 32. Повседневная жизнь древних греков
Одежда древних греков. Роспись на вазе
Древние греки довольствовались простой одеждой, которая не стесняла движений тела и соответствовала жаркому климату. Одежда была нижней и верхней.
Нижняя одежда называлась хитоном. Хитон состоял из куска ткани размером 120 см в длину и 100 см в ширину. Его было принято сшивать в некоторых местах, а иногда просто скреплять концы пряжкой. Поверх хитона греки носили плащ.
В холодное время года древний грек надевал рубашку, доходящую до земли, шерстяной плащ, войлочную шляпу и обувь, выстланную внутри войлоком. Меховой одежды греки не носили, считая ее отличительным признаком дикарей.
Греки были Общительны, с удовольствием ходили на рынок, в театр, участвовав в заседаниях Народного собрания. Однако их домашняя жизнь была скрыта за стенами их дома.
Греки считали, что дом должен быть приятным для хозяина, прохладным летом и теплым зимой. Сначала дома отапливали, разводя огонь в очаге. Позже, когда кухонное помещение стало располагаться отдельно, для отопления использовали передвижные печки.
В домах были ванные комнаты, канализация и водопровод.
Одежда древних греков: 1 — плащ; 2 — хитон
Греческий дом. Реконструкция и план
Интерьер греческого дома
Все же большинство жителей полиса ютились в крохотных домишках, состоявших из двух маленьких комнат.
Греки обычно принимали пищу два раза: в полдень и на закате солнца, после дневной работы. В «Одиссее» упоминается завтрак, состоящий из хлеба и вина. В обычные дни стол греков был неприхотлив. Они питались в основном овощами. В дни праздников обычно устраивали пышные пиры, которые сопровождались пением, музыкой и танцами.
Попробуем представить себе, как проходили греческие пиры.
Пир в греческом доме. Роспись на вазе
К дому со всех сторон подходят гости, все после купания, нарядно одетые. Те, кто живет далеко, приезжают в повозках. Рабы снимают с пришедших обувь и омывают им ноги водой. По двое или по трое гости располагаются вокруг стола на тех ложах, которые им указал хозяин.
Иногда на пирах устраивают развлечения: загадывают загадки, играют в игру, напоминающую современные шашки. Тех гостей, которые ради обеда веселят своим острословием общество, называют «паразитами», то есть прихлебателями.
Большую часть свободного времени грек проводил вне дома. Он воевал, торговал, участвовал в заседаниях Народного собрания. Женщин не посвящали в мужскую жизнь. Они всегда были подчинены родственнику-мужчине (мужу, отцу, брату, сыну). На женщине лежала ответственность за ведение домашнего хозяйства. Она руководила рабынями, пряла и ткала, воспитывала детей. Мальчики воспитывались матерью до семи лет, а потом передавались под надзор педагога — раба или рабыни, которые сопровождали мальчика в школу и следили за его поведением на улице.
На агоре
Гречанка за работой
К шестнадцати годам обучение заканчивалось. Дальнейшее образование могли получить только дети обеспеченных родителей. Они обучались в школах философов.
Образованию девочек не придавали особого значения. Под руководством матери они обучались чтению и письму, домоводству и ткачеству. Так продолжалось до пятнадцати лет. Потом девочек обычно выдавали замуж.
● В повседневной жизни древних греков богато и разнообразно включались элементы различных искусств: музыки, пения, танца.
● В древнегреческой семье большое внимание уделялось воспитанию и обучению детей.
1. Опишите, как выглядела одежда древнего грека. 2. Какие особенности отличали греческий дом? Расскажите о нем, используя памятки № 3, 4. 3. Используя памятки № 3, 5, составьте рассказ о пире от лица одного из гостей. 4. Пофантазируйте и представьте себе разговор современного человека и древнего грека о семье. Чему удивился бы каждый из них?
Отрывок из книги Ксенофонта «Домострой»
Какие особенности повседневной жизни греков описаны в этом отрывке?
Афины
Парфенон по-гречески значит «Храм девы Афины». Это самое дивное сооружение Эллады.
Оно выражает ликующее чувство торжества.
Храм сложен из белоснежного, как бы светящегося изнутри мрамора. Когда его освещает солнце, на фоне синего неба и моря он кажется теплым, как живое тело. Со временем камень пожелтел и стал густо-золотым.
Храм царит над Акрополем и городом. Хор его колонн звучит как поднимающая дух музыка. Когда человек приближается к храму, он как бы гордо вырастает перед ним во всей своей красоте. Но его размеры, строй не только не подавляют, а, напротив, пробуждают чувство высокого достоинства.
Построили Парфенон замечательные греческие архитекторы Иктин и Калликрат. Для греков имело большое значение, что в образе нового храма соединились дорические и ионические традиции. В этом они видели символ единства эллинских народов.
Кариатиды храма Эрехтейон. Акрополь
На площади Акрополя, напротив Парфенона, стоит небольшой, но дивный храм. Его название — Эрехтейон.
Храм был поставлен на месте, где, как считалось, когда-то давным-давно произошел спор между богом морей Посейдоном и богиней мудрости Афиной за первенство в греческих землях. Посейдон ударил трезубцем и высек ручей.
А Афина, вонзив копье в землю, создала оливковое дерево, приносящее плоды — маслины. Греки отдали предпочтение богине, назвав город в ее честь — Афины. Как бы ни был могуч бог природной стихии, его одолеет разум, считали греки.
Храм Эрехтейон был посвящен этому событию. В нем преобладает образ радостной, грациозной и победной женственности. Ионический ордер подчеркивает это.
На площадь Акрополя храм выходит портиком, кровлю которого держат кариатиды — так называются скульптуры девушек, заменившие колонны. Их одежды ниспадают прямыми складками, напоминая желобки-каннелюры.
Однако соразмерным человеку было не все. Посреди площади Акрополя стояла, сверкая на солнце, бронзовая скульптура, высота которой превышала трехэтажный дом.
Эту статую создал величайший афинский скульптор Фидий. Она изображала богиню Афину. Богиня мудрости стояла над городом в образе грозной воительницы, в боевом шлеме. Вид богини внушал мысль о надежности и силе страны под ее покровительством. Позолоченный наконечник копья в ее руках так сиял, что служил маяком для кораблей в море.
Фидий. Посейдон, Аполлон, Артемида. Рельеф Парфенона. Мрамор
Жители Афин в честь богини устраивали большие торжества. Этот праздник назывался Панафинеи. Он длился несколько дней. Главным событием праздника было всеобщее торжественное шествие. Оно начиналось на рассвете. Люди шли украшенные богатыми венками, юноши скакали на конях, девушки несли дары, среди которых огромное шитое покрывало для богини Афины. Девушки были главными участниками этого празднества. В них видели образ радости 118 и веселья. Нарядная процессия поднималась на холм Акрополя, а из-за храмов ей навстречу восходило солнце.
Поликлет. Дорифор. Бронза
Но самым большим праздником в Древней Греции были Олимпийские игры. По всей стране объявлялось «священное перемирие».
Для игр были построены грандиозные сооружения. Среди них храм Зевса.
Внутри его находилась огромная статуя бога. Ее создал Фидий. Зевс величественно восседал на троне. Его лицо и руки были из слоновой кости, а одежды — из золота. Статуя поражала, как чудо.
Высшая из похвал эллину была в уподоблении его богу. Умение быть совершенным, то есть лучше других владеть своим телом и волей, доказывали атлеты. Юноши соревновались обнаженными. Древние греки умели ценить и уважать красоту обнаженного тела.
Фидий. Всадники на празднике Панафинеи. Рельеф Парфенона. Мрамор
Самые прославленные скульпторы Эллады создавали мраморные и бронзовые статуи победителей. Их ставили на площади родного города и в Олимпии, у храма Зевса.
Греческие художники поняли закономерности пропорций, соотношения частей и равновесия форм. Они увидели тело как прекрасную архитектуру. Устройство фигуры они рассматривали как ясный и совершенный порядок. В пропорциях и движениях человека они научились выражать облик его духа.
Греческие изображения всегда показывают человека, удаляя все случайное. Это обобщенные образы красоты человека, в них нет и намека на повседневную жизнь. Это изображения прекрасных, совершенных людей, полных жизни, благородства и светлой человечности. До сих пор все художники мира учатся рисовать по слепкам греческих статуй.
Вазы. Фрагмент росписи вазы. Древняя Греция
Откуда мы знаем о ежедневной бытовой жизни греков? Об этом нам рассказали греческие вазы! В Древней Греции было величайшее искусство вазописи. Вазы делались из глины красноватого цвета. На нее наносился рисунок черным лаком. Позже научились делать наоборот: фон росписи покрывали лаком, а изображения фигур оставались цвета глины. Эго позволило уйти от плоских силуэтов и создать сложные изображения со свободной передачей движений. Изображения на вазах подчеркивали красоту и ясность форм сосуда, так же как присутствие скульптуры делало более выразительной архитектуру зданий.
Вазописцы передавали разные сцены жизни. И делали их поэтичными, как стихи. Такого одухотворения повседневности, как в Элладе, не знало никакое другое искусство.
Детские работы. Гуашь; восковые мелки
Задание
Детские работы. Гуашь
Запомни
Запомни основные пропорции фигуры человека, как он бежит, идет, нагибается.
- Фарфоровая чашка химия для чего служит
- Ученые предполагают что в русском языке более 500