о чем говорят женщины актеры российского кино
Женский голос: о чем снимают женщины-режиссеры в России
Марина Аброшина Креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, выпускница НИУ ВШЭ направления «Медиакоммуникации»
С развитием киноиндустрии все больше женщин пробуют себя в роли режиссеров. Они проигрывают мужской половине в количестве, но не в качестве. С каждым годом женщины с новой силой обретают свой голос, видение, стиль и своими работами обращают внимание зрителей на проблемы как личностные, так и социальные. Так в чем же отличие женского российского кино от мужского и можно ли утверждать, что оно вообще есть?
Рассмотрим ответ на вышепоставленный вопрос на примере картины «Верность» режиссера Нигины Сайфуллаевой, которая поднимает проблему доверия и близости в отношениях. Героиня фильма Елена — акушер-гинеколог. Она замужем за Сергеем, актером драмтеатра. Ни душевного, ни физического контакта между супругами нет. Под давлением напряжения Елена начинает подозревать мужа в изменах. Вместо того чтобы поговорить и выяснить правду, сама начинает изменять. Попытка компенсировать нехватку любви приводит героиню к бесчисленным обманам и разрушает ее.
Таким образом, автор исследует поведение партнеров в длительных отношениях, где люди менялись годами и, изменившись, перестали понимать друг друга. Психологи и гуру отношений считают, что союз лечит диалог, но главная героиня не выбирает разговор. Дичайший страх потери она сублимирует в беспорядочные связи, откладывая обсуждение проблем, которого боится.
Рассказать о чувствах — значит, сделать себя уязвимым. Быть «голой» перед другими мужчинами ей проще, чем перед главным человеком своей жизни. Потенциальное окончание отношений приравнивается к страху смерти: Лена не готова меняться, поэтому занимается саботажем, который, по иронии, отношения точно не спасет. Фильм наполнен постельными сценами, чем вызвал обсуждение среди зрителей — что можно показывать, а что нет? Дискуссия полезна, так как любая цензура начинается с самоцензуры и самоощущений.
Другой яркий пример — режиссер Кира Коваленко, которая войдет в историю как первая россиянка, чей фильм «Разжимая кулаки» выиграл гран-при Каннского кинофестиваля в категории «Особый взгляд». Картина рассказывает о девушке Аде, живущей в североосетинском городке с отцом и младшим братом. Глава семейства воспитывает детей в суровой строгости, ограничивая их свободу, а Ада мечтает покинуть отчий дом. С приездом старшего брата из Ростова она понимает, что это ее шанс.
Режиссер показывает особенности межличностных отношений в кавказской семье. Она подчеркивает, что в каждой культуре взаимодействие, диалог между женщинами и мужчинами, родителями и детьми — совершенно разные. Они обусловлены религией, историей, культурой, экономикой и миллионами других факторов. К каждой культуре важно проявлять уважение и чтить ее традиции.
В тот момент, когда человек знакомится с новыми культурными особенностями и традициями, он зачастую испытывает шок. Именно поэтому «Разжимая кулаки» шокировал многих, в то время как для кого-то картина была реальностью, отраженной на экране.
Героиня Ады живет в месте, которое существует по мужским законам и правилам. Лишенная голоса и мнения, она обслуживает жизнь мужчин, которых любит. Кира поднимает проблему самоидентификации и сепарации с близкими людьми в попытке найти собственное «я». Автор показывает созависимые, гиперопекающие отношения между членами семьи, которые на самом деле делают каждого глубоко несчастным.
Ада не только не может говорить о том, чего на самом деле хочет, она находится под постоянным контролем отца, воспринимающего ее как маленького ребенка. Молодые люди, ухаживающие за ней, увлечены лишь самими процессом — им неважен ни ее внутренний мир, ни ее переживания.
Как быть независимым и честным? Как уйти от людей, которых любишь, не навредив им? Как не изменять себе и найти свой путь? Такие вопросы зачастую поднимаются и раскрываются в кинолентах женщин-режиссеров.
Женское кино в России — это шанс взглянуть на вечные проблемы под другим углом. С одной стороны, можно сказать, что темы личных границ и близости невозможно поделить по гендерному признаку, и это правда. С другой стороны, любые конфликты и столкновения часто происходят на почве различий, которые как раз и исследует женская оптика — молодая, пытливая и честная.
«О чем молчат девушки»: «Сплетник» побывал на съемочной площадке
В последний съемочный день фильма «О чем молчат девушки», оптимистичной комедии о четырех подругах, решивших сбежать от суеты в солнечную Испанию, «Сплетник» поговорил с режиссером фильма Кареном Оганесяном, а также с исполнительницами главных ролей: Олесей Судзиловской, Юлией Пересильд, Ольгой Смирновой и Таисией Вилковой.
Картина рассказывает историю четырех близких подруг, которые решили провести уик-энд в Испании, но не ожидали, что там их ждет целый водоворот приключений: побег из-под венца, погоня и даже ограбление. Солнце, море, четыре очаровательные девушки и прекрасные испанские пейзажи, «приправленные» лихими поворотами сюжета, ждут зрителей в кинотеатрах 8 марта.
«Сплетник» побеседовал со съемочной группой «О чем молчат девушки» и, кажется, узнал ответ на вопрос, поставленный в самом названии фильма у главных героинь.
Мы вместе со всей съемочной группой долго сидели над сценарием, размышляли и пришли к выводу: мужчины о чем-то говорят, а вот женщины, скорее, молчат. Даже близкие подруги не обсуждают между собой те вещи, о которых говорят представители сильного пола. Так что обсуждение каких-то интимных вопросов скорее присуще мужчинам.
Девушки между собой больше говорят об отвлеченных вещах, не затрагивая сути. Может быть, все дело в женской хитрости и мудрости, ведь все привыкли считать, что они любят сплетни, постоянно о чем-то судачат. А на самом деле женщины делятся друг с другом всем, кроме того, что по-настоящему их волнует в жизни.
Соотвественно, молчат они о самом сокровенном: об одиночестве, о том, как хочется любви. Мы ведь пытаемся скрыться за маской уверенной сильной женщины. Из-за собственной гордости девушки перестали говорить о том, что им хочется старой-доброй романтики и сантиментов: банальных букетов цветов, внимания со стороны мужчин.
Девушки говорят обо всем, они рассказывают друг другу все секреты: переживания, чувства, какие-то события. А молчат они с мужчинами: в силу многих причин они не рассказывают противоположному полу множество секретов. В нашем фильме девушки не раскроют секрет своего молчания, об этом будет догадываться зритель.
Олеся Судзиловская
Юлия Пересильд
А вот режиссер картины Карен Оганесян честно признался, что постижение загадочной женской души далось ему нелегко:
Признаюсь, за все съемки я так и не понял, о чем же девушки молчат, пока мне не удалось разгадать эту женскую тайну. Но уверен, что второй фильм, который мы планируем снимать, поможет мне разобраться в непростой женской логике. Думаю, у таких историй должно быть продолжение.
Мне кажется, у нас сложилась очень приятная атмосфера на съемочной площадке, поэтому зрителям будет интересно наблюдать за героями и перипетиями, которые случаются с ними в солнечной Испании.
Это фильм о четырех подругах, которые могут многое доверить друг другу. Это действительно здорово: когда ты можешь полностью положиться на человека во всем. Юлия Пересильд:
Мы очень старались, чтоб диалоги в фильме были смешными, и при этом оставались жизненными. В этом фильме есть настоящая «живинка», в нем много реальных историй из жизни друзей и знакомых. Поэтому, как мне кажется, ключ к успеху лежит именно в том, чтобы люди, пришедшие в кинотеатр на «О чем молчат девушки», узнавали в каких-то ситуациях себя. Очень бы хотелось, чтобы фильм получился непошлым, забавным и жизнеутверждающим.
Героини фильма «О чем молчат девушки» (Таисия Вилкова, Олеся Судзиловская, Юлия Пересильд, Ольга Смирнова)
Прямой связи между нашим фильмом и лентой «О чем говорят мужчины» нет. Нам не очень хочется их сравнивать, ведь женский и мужской юмор сильно отличаются: мы отказались от многих шуток, которые, скорее, присущи мужчинам, а не девушкам.
«Сплетник» также поинтересовался у режиссера и актерского состава, почему российские режиссеры и актеры «побаиваются» комедийного жанра.
Думаю, проблема не только в том, что режиссеры боятся снимать комедии. Скорее, большую роль играет фактор отсутствия хороших сценариев. Например, я бы снимал комедии через одну, если бы мне предлагали действительно качественные интересные истории.
Сегодня российские режиссеры и актеры опасаются коварного комедийного жанра, потому что гораздо легче заставить зрителей плакать над драмой, нежели искренне смеяться над комедией. При этом у комедии есть четкие критерии оценки: если это не смешно, можно считать, что фильм провалился. Во время съемок «О чем молчат девушки» мы много дискутировали по поводу тематики шуток в картине, и мы очень надеемся на то, что на экране нам удалось выдержать определенную планку в том, что касается уровня юмора. Ольга Смирнова:
Беда российских комедий в том, что они ориентируются на американские проекты, а ведь это неправильно: в первую очередь потому, что менталитет совершенно разный. Наверное, нужно найти новый подход к съемкам комедий. Я считаю, что у Карена есть особое чутье, поэтому все актеры ему полностью доверились. «Сплетник» с нетерпением ждет выхода картины «О чем молчат девушки» на широкие экраны!
Олеся Судзиловская
Режиссер Карен Оганесян
Юлия Пересильд
Таисия Вилкова, Карен Оганесян и Олеся Судзиловская
Таисия Вилкова
Ольга Смирнова
Российские актеры о женщинах и о любви
Скоро день святого Валентина, праздник, ставший для многих любимым. Накануне Дня всех влюбленных российские актеры говорят о месте, которое занимает в их жизни женщина, о том, какой она должна быть, и, конечно, о любви. Так, в жизни Боярского самой большой любовью была мама, а актриса Татьяна Васильева считает, что в наши дни женщина должна быть слоном… Российские актеры рассказали, что они думают о женщинах и о любви газете «Мир новостей»:
ПО ТЕМЕ
Харатьян мечтает о летающей тарелке
Боярский вместо Кобзона
Янковский чудом остался жив
Абдулов предал свою любовь
Джигарханян: искусство – это половой акт
Дмитрий Харатьян: «Если бы не женщина, то я бы не появился на свет и соответственно не стал бы «гардемарином» впоследствии. Моя жизнь соткана из любви, самого светлого и созидательного чувства в жизни, любви к Женщине, к Другу, к Родине, к Отчизне. Конечно, для меня Женщина самая любимая на свете – это моя мама. А вообще женщины, женщина не занимают самое значительное место в моей жизни. И, наверное, каждому по большому счету понятно, что если бы не женщины, то вообще бы ничего не было ни для меня, ни для нас всех»
Андрей Соколов: «Меня удивляет, что человека по большей части в жизни тянет в драму, в любви особенно, тогда как я совершенно согласен с писателем Максимом Горьким, что «человек создан для счастья, как птица для полета». Даже пусть черная ночь опускается на Землю, но для меня это не последняя стадия нашего существования, пока на Земле есть хотя бы одна женщина».
Армен Джигарханян: «Жизнь похожа на детскую механическую игрушку-паровозик. Кто-то сел не в свой вагон, кто-то опоздал, кто-то не догнал, кто-то вышел на чужой остановке. Я постоянно предлагаю эту ассоциацию, потому что она очень точна, применима и в данном случае для отношений мужчины и женщины. Для меня нет некрасивых женщин, но есть – красивые. Это те, кто обладает кошачьими достоинствами. А значит – интуицией и мудростью».
Татьяна Васильева: «Современным мужчинам не нужны собачья преданность и кошачья мягкость женщины, они предпочитают иметь рядом ломовую лошадь. Так что женщине сегодня лучше быть слоном – пусть добрым, но большим, чтобы при необходимости суметь растоптать того, кто угрожает твоему благополучию, не дожидаясь, пока растопчут тебя. По-моему, для любой женщины главное призвание – материнство. Больше себя можно любить только своих детей. В сущности, это и есть любовь к себе, о которой говорит нам Евангелие…»
Михаил Боярский: «Самой большой любовью и опорой в моей жизни была мама. Я не знаю, откуда она брала силы, средства, необъятное тепло, чтобы я чувствовал себя самым-самым. Как только мамы не стало, я ощутил холод. Случается, что человек уходит, и мы жалеем, что не успели сказать ему самыми простыми словами и делами о любви. Что до любви мужчины и женщины, самый серьезный стимул – стимул самца. Неосознанно с молодых ногтей человечество стремилось к противоположному полу – и так всю жизнь.
Олег Янковский: «У Пушкина есть: «Внимание женщин – чуть ли не единственная цель наших усилий». С классиком надо согласиться. Нас двое на земле: Он и Она… Я увлекающийся человек, очень… Иначе я и в актерской профессии бы не работал… Хотя в чем-то я прагматик. Я по гороскопу Pыба, поэтому присутствует и рациональное, и, безусловно, эмоциональное, при этом я не материалист. И потом, я очень люблю фантазировать, на этом держится часть профессии и жизни. Не надо ничего доказывать: выдаешь желаемое за действительное, и иногда эта фантазия за счет самовнушения превращается в реальность удивительным образом – чаще женским. Хотя, чтобы прожить с женщиной всю жизнь, мне ничего не нужно о ней знать, но необходимо всю жизнь прожить».
Александр Абдулов: «Одна из безусловных черт русского характера – способность любить без отдачи, на уровне сумасшествия, также сумасшествие свойственно и творческому человеку, который принадлежит миру. Замечательно, по-моему, Ежи Гратовский сказал: «Создать что-то выдающееся, что-то гениальное можно только в пике болезни, боли, ненормальности…» Нормальный, обычный человек ничего выдающегося создать не может. Талант – это росток, вдохновение – бабочка, здоровье – корова…
Так и в любви: на разных жизненных этапах – свое. Но мне никогда не было знакомо такое понятие, как «личный фронт». Жизнь – это война. Человеческие отношения строятся мирно, должны строиться постепенно. Конечно же, в моей крови есть некое гусарство. Недаром до актерства моим любимым занятием было фехтование, «спорт дуэлянтов». Определенно могу сказать только одно: в профессии ли, в любви ли мне всегда интересно, что я еще могу».
Ольга Остроумова: «Как любая девочка, я с юношеских лет ждала своего капитана на алых парусах, который смог бы подарить мне весь мир. Он припозднился в пути, но все-таки явился в образе умудренного жизненным опытом и убеленного сединами «графа» с душой ребенка. На сегодня я ощущаю такую мужскую заботу, что могу чувствовать себя защищенной. Мне кажется, людям свойственно забываться, уходить от общих человеческих ценностей, двигаться по пути отдаления от любви и веры.
И у меня была такая пора, когда думаешь: «Да нет, это вовсе не ценности: прости врагу своему, не возжелай богатства, возлюби ближнего, как себя, и так далее… Ценно то, что дорого стоит, материально: ценно наслаждение, один ведь раз живем». Но ты проживаешь эту отвратительную пору своей жизни и понимаешь, что это была потеря времени, лет, сил на какую-то мышиную возню… Вдруг понимаешь, что мир держится на очень простых вещах: на сострадании, на доброте, на ответственности по отношению к любимым людям».
Российские актрисы, которые попали на экран через постель
1. Паулина Андреева
3. Светлана Ходченкова
Интересно то, что, несмотря на общедоступность информации о жизни и чересчур быстрой карьере этих звезд, количество желающих пойти тем же путем растет с геометрической прогрессией. Их не пугают ни критика звезд, прошедших тот же путь, ни постоянное внимание со стороны прессы. Тысячи девушек с различными внешними данными, иногда вообще не подходящими под формат будущих звезд, мечтают об известности. Постоянно атакуя аккаунты известных режиссеров, продюсеров и талантливых актеров, они надеяться, что вот он — герой их мыслей станет путевкой в новую жизнь. Мало кто из них всерьез задумываются о том, что нужно быть хоть немного талантливым и готовым много работать. Поклонники сами собой не найдутся, их внимание нужно завоевывать красивой игрой, обаянием или голосом.
Быть чьим-то протеже дело нехитрое, но развить в себе действительно стоящие навыки просто и быстро не получится. Для этого нужно, как минимум, понимать, что ты ни есть звезда, которую вдруг увидел кто-то влиятельный и готовый сделать все за тебя сам. Никто не спорит, что девушкам, входящим в наш ТОП-5, несказанно повезло. Их любовники, наставники, друзья и покровители имеют достаточно связей, чтобы подарить своей пассии главную роль или съемки в клипе популярного исполнителя.
Но, как следует из судеб этих девушек: сказка, рано или поздно заканчивается. Может кто-то хочет сказать, что после разрыва с Говорухиным у Ходченковой появилось столько предложений, что голова закружилась? Фильмы с ее участием можно пересчитать по пальцам. О Елене Кориковой и вовсе практически не слышно. Конечно, у них есть свои поклонники, усердно ведущие фан-группы и профили, ждущие новых ролей и красивой игры. Но удержаться на вершине славы, без сильной поддержки известных людей они не смогли. Да и взобраться на нее теперь будет не так и легко. Если, конечно, не повстречать и влюбить в себя нового героя. Сейчас кто-нибудь может возразить и сказать: а как же Юлия Высоцкая? Увы, вряд ли она способна держать такую планку без своего мужа и его постоянной поддержки.
Так или иначе, чтобы стать действительно профессиональной звездой российского кинематографа или музыкальным исполнителем нужен талант, упорство, желание достигать вершин и много работать над собой. Жизнь артиста — это сказочный рай, а долгий и трудный путь формирования нужного стиля поведения, постоянные репетиции, пробы, концерты и общение с поклонниками. Чтобы стать человеком, которому фанаты простят случайно получившихся несколько ляпов, нужно пахать как папа Карло. Но к этому готовы не все. Проще и быстрее, решить все проблемы другим способом. Найти мужа из светской элиты, например, или вовсе не обременять себя узами брака и стать лишь любовницей. У каждого своя дорога, главное, чтобы устраивало то, к чему она ведет.