нужно учиться писать о людях и жизни так чтобы каждое слово пело светилось придаточное
Нужно учиться писать о людях и жизни так чтобы каждое слово пело светилось придаточное
Сегодня ты стал пионером, повязал красный галстук: он — частица Красного знамени, дорожи им. Сегодня ты сделал первый шаг по славной пионерской дороге, по которой шли твои старшие братья и сестры, отцы и матери — миллионы советских людей. Свято храни пионерские традиции. Будь достоин высокого звания юного ленинца!
Крепко люби нашу Советскую Родину, будь мужественным, честным, стойким, цени дружбу и товарищество. Учись строить коммунизм!
Сердечно поздравляем тебя со вступлением в пионерскую организацию имени Владимира Ильича Ленина.
Это большое событие в твоей жизни.
Пусть пионерские годы будут для тебя и твоих друзей по отряду радостными, интересными, полезными. Пусть станут они настоящей школой большой жизни.
Счастливого пути тебе, пионер!
организации имени В. И. Ленина
Я заправил лист бумаги в пишущую машинку, как это делал Николай Павлович Печерский в своей жизни сотни раз. Застучали клавиши, и на бумаге появились первые строки: я пишу, рассказываю вам, ребята, о Николае Павловиче. Он был журналистом. Много ездил по стране — побывал в Сибири на крупнейших стройках, на берегах Байкала, исколесил всю Среднюю Россию, Украину, Молдавию, — накапливал строки, отбирал лучшие из них, и тогда начинала стучать его пишущая машинка, дымиться сигарета — он много курил. Или машинка вдруг замолкала — это он брал ручку, и тогда уже строки рождались в тишине: очерк, информация, репортаж. Потом Николай Павлович шел в газету «Правда», в которой работал. Длинный коридор, двери — настежь. За столами такие же, как и он, сотрудники. Приветствия, улыбки, телефонные переговоры, папки с рукописями, черновые полосы газетного набора еще на шершавой бумаге с поправками, вклейками. Зачехленные запасные машинки. Шкафы со словарями и справочной литературой. Печерский жил в этой обстановке, как живет каждый журналист, каждый, кто работает с «горячим словом газеты».
Но однажды он вдруг, к своему изумлению (так он сам мне рассказывал), увидел, что на белую чистую страницу, приготовленную для очередного репортажа, проник смешливый, озорной мальчишка и не собирается уступать место репортажу. Журналист-профессионал, а тут — мальчишка, школьник, да и школьник из совершенно младших. И этот новый неожиданный герой начал быстро обрастать собственной жизнью, приключениями, историями, друзьями и проблемами, конечно. Жаждал познать активный мир, в котором активно работал Николай Павлович. Лист за листом жизнь мальчишки складывалась в рукопись, в повесть. Так появилось первое детское произведение Печерского — книга о Генке Пыжове — жителе города Братска, нового города в Сибири, где строили гидроэлектростанцию. Так появился детский писатель Печерский.
Друзья шутили на эту тему, ласково посмеивались. Печерский стеснялся: он был удивительно застенчив, скромен. Пожимал плечами и даже как-то сокрушенно покручивал головой. Утихомирить в себе мальчишку уже не мог. Появились повести «Красный вагон» — о мечте и верной дружбе, «Кеша и хитрый бог» — о жизни ребят на Байкале в рыбачьем поселке, «Масштабные ребята» — о юных строителях, «Сережка Покусаев, его жизнь и страдания» — веселая история о неутомимом выдумщике, «Будь моим сыном» — о непростых семейных обстоятельствах. Потом появились радиопостановки, телефильм.
Я сейчас печатаю названия книг Печерского и отчетливо, ярко вспоминаю каждую из них, как она создавалась. Мы говорили с ним о книгах, когда это были еще рукописи, говорили и в редакции «Правды», и в детском издательстве, и у него дома, и у меня дома, и даже в курортном городе Ялте, где прожили вместе весну одного счастливого года.
Прекрасные книги для ребят сочинял Печерский!
Они известны не только у нас на Родине, но и в Болгарии, Чехословакии, Германской Демократической Республике, Польше, в Японии.
Николай Павлович Печерский известный детский писатель. Я говорю это не от своего имени, а от имени ребят, от имени читателей. Все, кто знал его, друзья по газете, по детскому издательству, редакциям журналов «Костер», «Пионер», «Мурзилка» и многие другие не забудут серьезного журналиста и застенчивого мальчишку.
Замолкло перо Николая Павловича, замолкла печатная машинка — нет больше очерков, репортажей, информаций, но его книги не замолкнут. Они были рождены им, и он в них остался: книги, в отличие от газет, переиздаются.
ТЯЖЕЛАЯ ЖИЗНЬ. СКОЛЬКО «Н» В СПОВЕ «ПУСТЫННАЯ»? НЕПРИЯТНОЕ ПИСЬМО
Спросите в нашем дворе, кто кем хочет быть, сразу затараторят: летчиком, инженером, капитаном. Даже Люська Джурыкина, рыжая девчонка с большими круглыми очками на носу, и та не отстает от мальчишек, говорит: «Изучу весь словарь и буду ученым человеком». Этот «ученый» человек день и ночь носится с толстым словарем под мышкой и шепчет про себя: «Абсурд, авторитет, адвокат, аксиома…»
Только у меня нет любимого дела. Сегодня хочется быть летчиком, завтра — китобоем, а послезавтра — футболистом или пожарником. Один раз я даже клоуном решил сделаться. Пришел из цирка, вымазал лицо красной и зеленой краской и давай выкидывать всякие штучки. Здорово получалось. Ребята просто-таки животы от смеха надорвали.
Из-за этого клоуна целая история вышла. Вечером, когда мы сели ужинать, отец как-то странно посмотрел на меня и спросил:
— Генка, почему у тебя ухо красное? Снова дрался?
— Я сегодня не дрался. Я в цирке был.
Отец встал и начал рассматривать мое ухо:
— Я масляную не брал! Даже не знаю, где она лежит. Я акварельной.
— У тебя есть голова на плечах или нет?
О голове это был только первый вопрос. А потом и пошло, и пошло: до каких пор буду хулиганить, почему двойку по русскому языку принес, кто разбил в подъезде стекло…
Выручить меня попыталась моя бабушка, мать отца.
— Ну разве так можно, Паша! — сказала она. —Ты разве забыл, что у него нет матери? Ты же сам был ребенком!
— Пожалуйста, не заступайся! В его годы я уже на хлеб зарабатывал!
Часа два пилил меня отец. Походит по комнате, вспомнит что-то и снова спрашивает: «Кто Люську Джурыкину за косы дергал? Кто в фонтан камней набросал?»
Как будто бы я один во дворе! Камней я и в руки не брал, а Люську за косы таскают все. Даже из соседнего двора мальчишки приходят.
Нет, я просто не представляю, почему мне так не везет. Где что ни случится, всё на меня сваливают. Только и слышно: «Хулиган, разбойник, собачник!» Прямо хоть из дому не выходи!
Между прочим, я так и решил: буду сидеть дома, посмотрю, что из этого получится. Кстати, и занятие хорошее нашлось: я начал писать стихи.
Вначале мне казалось, что писать стихи легко. Придумал какую-нибудь тему и строчи, пока рука не устанет. Но получилось совсем не так. Сидел я целый вечер, а сочинил только несколько строчек. То рифмы никак не придумаю, то с размером не получается. Одна строчка длинная, а другая — короткая, как на костыле. Только на следующий день справился кое-как с этим стихотворением.
Но стихотворение все же получилось хорошее. О весне, кленах, о том, как я стою на берегу реки и «смотрю одиноко в пустынную даль». По-моему, ничуть не хуже, чем у настоящих поэтов. Даже петь можно.
Но петь дома как-то неудобно. Тем более, у меня нет ни слуха, ни голоса. Сел я к столу, притопываю ногой и бормочу:
Отец прислушался и спрашивает:
— Странные стихи. Кто это написал?
Вначале я хотел признаться, а потом подумал: «Зачем торопиться? Пусть сначала напечатают».
§ 27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
Прочитайте предложения. В каждом из них поставьте и запишите вопрос от главного к придаточному.
Назовите средства связи между главным и придаточным предложениями.
В каком придаточном раскрывается образ, способ действия; в каком указывается на степень или меру действия; какое из них имеет сравнительное значение?
1. После войны в Пушкинских Горах нужно было восстановить всё так, как это было при Пушкине.
2. Язык прозы Пушкина так точен, что его способен понять каждый.
3. Как эта лампада бледнеет пред ясным восходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума. (А. Пушкин)
Придаточные образа действия раскрывают образ, способ действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом?
Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, признака, обозначенного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? насколько? до какой степени? сколько?
Придаточные предложения образа действия, меры и степени присоединяются к главному при помощи союзов что, чтобы, как, будто, как будто, словно и союзных слов как, насколько.
156. Прочитайте. Определите, какой теме посвящены эти высказывания. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в сложноподчинённых предложениях. Союзы заключите в овал, союзные и указательные слова подчеркните как члены предложения. Поставьте вопросы к придаточным образа действия.
1. Надо писать так что(бы) из сетки ч..рных строк глядел(бы) живой образ. 2. Нужно учиться писать о людях и жизни так что(бы) каждое слово пело св..тилось. (М. Горький) 3. (Не, некогда (не, ни)выкладывай в рассказе своих намерений в самом начале. Представь дело так что(бы) читатель (не, ни)(за)что (не, ни)догадался, как ра(з, с)путывается событие. Запутывая и запутывая заб..рай читателя в руки. (Не, ни)давай ему о..дохнуть (не, ни)(на)минуту. (По А. Куприну) 4. Герои действуют так как соответствует их характерам. (К. Паустовский)
157. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните придаточные образа действия, меры и степени. Союзы заключите в овал, союзные и указательные слова подчеркните как члены предложения.
1. Ахматова была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей ра(с, сс)тавалась с ними удивительно легко. Подобно Гоголю, Аполлону Григорьеву и другу своему Мандельштаму, она была бе(з, с)домной к..чевницей и до такой степени не ц..нила имущ..ства что освобождалась от него, как от тяготы.
2. Стихотворение Ахматовой («Пред..стория») короткое — всего пят(?)десят с чем(то) строк. Но оно так густо насыщено бытовыми реалиями той эпохи в нём столько её мельчайших примет в каждом слове такая бездна пространства что кажется — прочитал целый том.
Сравнительное придаточное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сопоставление с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопрос как?, а в некоторых случаях подобно чему? и присоединяются к главному при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы.
Например: Восторг его гас, гаснет свеча от сильного порыва ветра. (А. Чехов)
158. Прочитайте текст и определите его стиль. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Составьте схему сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным. Какова роль этого предложения в тексте?
Атом водорода состоит из положительно заряже(н, нн)ого ядра-протона и вращающ..гося (во)круг него электрона имеющего такой(же) заряд но противоположного знака. Две частицы облада..щие разными по знаку зарядами притягивают(?)ся друг к другу электр..статической силой. (По)этому электрон (не)ул..тает от ядра он вращается вокруг него как вращается Земля вокруг Солнца пр..тягиваемая к нему силой гравитац..и.
159. Представьте себе, что вам нужно рассказать ученикам младших классов о каком-то интересном физическом или химическом открытии, процессе или явлении. Для наглядности используйте в своём рассказе сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.
160. Прочитайте стихотворение И. Рубцова «Берёзы». Найдите сравнения. Каким языковым средством они выражены?
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю — и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Всё очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей.
§ 27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными
В каждом из них поставьте и запишите вопрос от главного к придаточному.
Назовите средства связи между главным и придаточным предложениями.
Придаточные образа действия раскрывают образ, способ действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом?
Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, признака, обозначенного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? насколько? до какой степени? сколько?
Придаточные предложения образа действия, меры и степени присоединяются к главному при помощи союзов что, чтобы, как, будто, как будто, словно и союзных слов как, насколько.
В главном предложении, как правило, содержатся указательные слова: местоимения такой (таков), наречия настолько, столько, так. Указательные слова образуют с союзами пары: так — что, такой — что, до того — что, настолько — что.
156. Прочитайте. Определите, какой теме посвящены эти высказывания. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните в сложноподчинённых предложениях с придаточными образа действия союзы, союзные и указательные слова. Поставьте вопросы к придаточным образа действия.
1. Надо писать так что(бы) из сетки ч..рных строк глядел(бы) живой образ. 2. Нужно учиться писать о людях и жизни так что(бы) каждое слово пело св..тилось. (М. Горький.) 3. (Не, ни)когда (не, ни)выкладывай в рассказе своих намерений в самом начале. Представь дело так что(бы) читатель (не, ни)за что (не, ни)догадался, как распутывается событие. Запутывая и запутывая заб..рай читателя в руки. (Не, ни)давай ему отдохнуть (не, ни)на минуту. (По А. Куприну.) 4. Герои действуют так как соответствует их характерам. (К. Паустовский.)
157. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните придаточные образа действия, меры и степени. Союзы заключите в овал, союзные и указательные слова подчеркните.
1. Ахматова была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей ра..тавалась с ними удивительно легко. Подобно Гоголю. Аполлону Григорьеву и другу своему Мандельштаму, она была бе..домной к..чевницей и до такой степени не ц..нила имущества что освобождалась от него, как от тяготы.
2. Стихотворение Ахматовой («Пред..стория») короткое — всего пятьдесят с чем (то) строк. Но оно так густо насыщено бытовыми реалиями той эпохи в нём столько её мельчайших примет в каждом слове такая бездна пространства что кажется — прочитал целый том.
Сравнительное придаточное предложение поясняет (обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопрос как?, а в некоторых случаях подобно чему? и присоединяются к главному при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы.
Придаточные сравнительные: как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, как бы, будто бы, и др.
Например: Восторг его гас (как?), как гаснет свеча от сильного порыва ветра. (А. Чехов.)
158. Прочитайте. Определите стиль текста. Укажите его языковые приметы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Составьте схему сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным. Какова роль этого предложения в тексте?
Атом водорода состоит из положительно заряже..ого ядра-протона и вращающегося (во)круг него электрона имеющего такой(же) заряд но противоположного знака. Две частицы обладающие разными по знаку зарядами притягиваю..ся друг к другу электростатической силой. (По)этому электрон (не)ул..тает от ядра он вращается вокруг него как вращается Земля вокруг Солнца притягиваемая к нему силой гравитации.
159. Представьте себе, что вам нужно рассказать ученикам младших классов о каком-то интересном физическом или химическом открытии, процессе или явлении. О чём бы вы хотели рассказать? Для наглядности используйте в своём рассказе сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.
160. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Берёзы». Найдите сравнения. Каким языковым средством они выражены?
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю — и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Всё очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза.
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей.
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Придаточные сравнительные сближаются по значению и средствам связи со сравнительными оборотами.
Сравнительный оборот — член простого предложения — имеет значение приблизительного сходства, образного сравнения. Средством связи сравнительного оборота с остальной частью предложения служат союзы как, будто, как будто, словом, точно, что.
В предложении сравнительный оборот чаще всего является обстоятельством образа действия. Например: Как часто, часто, словно птица, душа тоскует по лесам. (Н. Рубцов.)
Сравнительный оборот, являющийся обстоятельством образа действия, выделяется запятыми.
161. Спишите, подчёркивая сравнительные обороты как члены предложения. Расставьте пропущенные запятые. В каких предложениях сравнительные обороты более точно помогают нам представить действия аиста?
1. Круглое гнездо аиста как большая серая ватрушка лежит на дереве. 2. Вот аист как самолёт над аэродромом сделал два плавных круга и пош..л на посадку. 3. Теперь аист повис над гнездом в воздухе как вертолёт выб..рает место куда(бы) лучше поставить ноги. 4. Наконец он в гнезде и стучит одной половинкой клюва по другой словно линейкой по парте.
162. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Найдите сравнения. С помощью каких языковых средств они выражены?
Родничок
Из(под) каменистого берега реки б..ёт родник. В том месте река не заиливается не зар..стает не образует омутов. Уже наверное сотни лет жители села берут из омутка воду а обн..жить родничок почему(то) (не)додумались.
Вскрыли его пр..езжие охотники. Вырыли лунку обложили камнем. Родничок наполнил лунку и потёк как прежде в реку. Теперь черпают воду из лунки как из к..лодца.
163. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сравнительные обороты подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточного в сложноподчинённых предложениях.
1. Свет луны ночами тонок
Берег светел по ночам
Море тихо как котёнок
Всё скребётся о причал.
2. Беспомощно в бухте качается флот,
Как будто дитя в колыбели.
3. Мелькнёт покоя сельского страница
И вместе с чувством древности земли
Такая радость на душе струится
Как будто вновь поёт на поле жница
И дни рекой зеркальной потекли.
4. Легко в упряжке скачут кони
А по дороге меж полей
Как стая белых голубей
Взлетает снег из-под саней.
1. Сочинения Пушкина, где дышит у него русская природа, так же тихи и беспорывны, как русская природа. Их только может понимать тот, чья душа так нежно организована и развилась в чувствах, что способна понять неблестящие с виду русские песни и русский дух. Потому что чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина. 2. В мелких своих произведениях, этой прелестной антологии, Пушкин разносторонен необыкновенно и является ещё обширнее, виднее, нежели в поэмах. Некоторые из этих мелких сочинений так резко ослепительны, что их способен понимать всякий. Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, всё просто, всё прилично, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. 3. Но, увы, это неотразимая истина, что чем более поэт становится поэтом, чем более изображает он чувства, знакомые одним поэтам, тем заметней уменьшается круг обступившей его толпы и наконец так становится тесен, что он может перечесть по пальцам всех своих ценителей.
(Н. Гоголь. «Несколько слов о Пушкине».)
165. Прочитайте стихотворение В. Набокова. О чём написал поэт в своём произведении, какие чувства выразил в нём? Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Прокомментируйте последнюю строфу. Найдите сложноподчинённые предложения. Разберите их.
Родина
Бессмертное счастие наше
Россией зовётся в веках.
Мы края не видели краше,
А были во многих краях.
Но где бы стезя ни бежала,
Нам русская снилась земля.
Изгнание, где твое жало,
Чужбина, где сила твоя?
Мы знаем молитвы такие,
Что сердцу легко по ночам;
И гордые музы России
Незримо сопутствуют нам.
Спасибо дремучему шуму
Лесов на равнинах родных,
За ими внушённую думу,
За каждую песню о них.
Наш дом на чужбине случайной,
Где мирен изгнанника сон,
Как ветром,как морем, как тайной,
Россией всегда окружён.
166. Сочинение. Рассмотрите картину В. П. Фельдмана «Родина». Почему она так называется? Ведь есть близкие по значению слова: отечество, отчизна, страна. Да, эти слова звучат более торжественно, а на картине — солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился. Слово родина имеет и это значение.
Что же представляет собой родина солдата? Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд? О чём говорит его одежда и поза? О чём он думает, что чувствует?
А теперь представьте себе, что это ваш родной дед (или дядя, сосед, друг вашей семьи) рассказывает о том, как он после войны возвращался домой.
Возможное начало: Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась!» Все, кто может,— по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду. Думаю: как там мой родимый край.
Решите тест пожалуйста.
. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
а. Вчера вечером, пока мы оба молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.
б. Нужно учиться писать о людях и жизни так, чтобы каждое слово пело, светилось.
в. Я попросил друга, чтобы он не опаздывал.
г. Художественные произведения, которые представлены в хрестоматии, были небольшого объема.
19. Выберите предложение с вводным словом, расставьте знаки препинания.
а. Одним словом жизнь сложилась хорошо.
б. Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан.
в. Всем видом своим он являл воплощённую недоступность.
г. Где-то позади остался за изволоком Гремячий Лог.
20. В каком ряду перечислены непроизводные союзы?
в. Потому, оттого что;
21. Буква обозначает два звука в слове
22. Какой из фразеологизмов употребляется в значении «ошибиться»?
б. Подливать масло в огонь
а. а. Прил… гательное
а. Пр… беречь, пр… думать, пр… обрести.
б. Пр… увеличить, пр… кратить, пр. ставка.
в. Пр… образовать, пр… стол, пр… отличный.
г. Пр… вратник, пр… дохранитель, пр… доставить.
26. Укажите, в каком варианте синонимы являются прилагательными
27. Укажите строчку антонимов
а. Большой – немалый.
б. Гневный – яростный.
в. Плохой – нехороший.
28. Укажите архаизм-синоним современного слова дорога:
29. Определите переходный глагол:
в. Разговаривать с другом
г. Мечтать о каникулах
30. Выберите слова, которые пишутся через дефис:
а. (Пол) Европы, (пол) Москвы, (пол) Байкала.
б. (Пол) доски, (пол) парты, (пол) стены.
в. (Полу) тьма, (полу) защитник, (полу) месяц.
г. (Пол) страны, (пол) стакана, (пол) жизни.
31. Выберите верное толкование термина «диалог»:
а. Разговор двух людей.
б. Речь одного человека.
в. Комментарий профессионала.
г. Выдвижение гипотезы.
32. Расставьте знаки препинания и укажите верный вариант:
В создании поэтического образа участвуют (1) буквально (2) все художественные средства, вместе взятые. Но звукопись в таких случаях (3) безусловно (4) удваивает и устраивает художественную выразительность слова.