нужна ли таблица умножения в жизни
Таблица умножения
Как запомнить и для чего нужна
Таблица умножения очень важна, она применяется повсюду, математика кругом и она построена на базовых вычислениях, среди которых таблица умножения занимает ключевое место.
Давайте посмотрим области применения таблицы умножения в повседневной жизни.
Узнаем хитрости как её легче запомнить. Основная идея состоит в том, что если что-то забылось, то всегда можно вспомнить то, что находится рядом и дополнить (используя арифметику).
Дети часто не понимают, зачем это вообще нужно. И злятся, что им нужно это всё заучивать. Важно на практике показать для чего она полезна. Чтобы не было таких вопросов, зачем. И учить не зазубриванием в атмосфере страха, а максимальным применением на практике в расслабленной атмосфере. Когда есть понимание, придёт и запоминание.
Как начинать изучение
Когда ребёнок начинает изучать таблицу умножения, убедитесь что он знает простейшую арифметику и не испытывает проблем со сложением и вычитаем в уме.
Умеет раскладывать числа. Знает, что 7 + 8 можно разложить, например, на 7 + 3 + 5 = 10 + 5 (понимает, что от десятки легко отсчитывать).
Сложение и вычитание будет помогать в случаях, когда что-то забылось.
Ну и, конечно, ребёнок должен понимать, что такое умножение само по себе. Что 3 x 2 это 3 сложенное 2 раза (или же 2 сложенное 3 раза). Что 7 x 4 это складывается 7 четыре раза. И т.д.
Сразу можно рассмотреть умножение на 1 и на 10, покажите как это легко (даже запоминать ничего не нужно). И переходите к освоению умножения на 2.
Формат таблицы (таблица Пифагора) показывает закономерности.
Симметрия таблицы.
При перестановке умножаемых чисел результат тот же самый.
◉ 4 x 7 (четыре приплюсованное семь раз) это тоже самое, что 7 x 4 (семь приплюсованное четыре раза).
◉ 5 x 8 = 8 x 5
Не нужно спешить, переходите к следующей теме после того как закреплена предыдущая.
И не забывайте: не давите на ребёнка. Побольше занятий и применения на практике.
Как вспомнить, если что-то забылось?
x2 Умножение на 2.
Тут всё просто, нужно сложить 2 числа.
Важно сразу хорошо выучить умножение на 2, т.к. оно часто может понадобиться в умножениях на большие числа.
Примеры:
7 x 2 можно представить как 7 + 7 = 14 (7 + 7 можно разбить на 7 + 3 + 4)
9 x 2 можно представить как 9 + 9 = 18 (9 + 9 можно разбить на 9 + 1 + 8)
x3 Умножение на 3.
Если не вспоминается, то можно перейти к x2 и добавлению ещё одного числа.
Например:
8 x 3 можно разбить на 8 x 2 и плюс ещё одну 8: 8 x 2 + 8 = 16 + 8 (в свою очередь, можно разбить на 16 + 4 + 4 = 20 + 4) = 24
x4 Умножение на 4.
x4 если не вспоминается, то можно разбить на два умножения на 2.
Например:
8 x 4 разбиваем на 8 x 2 + 8 x 2 = 16 + 16 Дальше можно 16 разбить: 16 + 10 + 6 = 26 + 6 = 26 + 4 + 2 = 30 + 2 = 32
x5 Умножение на 5.
Это легко выучить, т.к. результат умножения всегда заканчивается или на 5 или на 0. Если что-то забылось можно вернуться к тому что помнишь и добавить.
Например:
Не вспоминается 7 x 5, говоря по-другому: нужно сложить семь пятёрок, берём то что всегда помним 5 x 5 = 25 (пять пятёрок) и добавляем ещё две: 25 + 5 + 5 = 30 + 5 = 35
x6 Умножение на 6.
Можно вспоминать ближайшее что помнишь и добавлять необходимое.
Забыли 7 x 6, вспоминаем ближайшее, 6 x 6 = 36 и добавляем 36 + 6 = 36 + 4 + 2 = 40 + 2 = 42
Другой вариант: помним, что 7 x 3 это 21 (3 это половинка от 6), делаем так: 7 x 3 + 7 x 3 = 21 + 21 = 42
Третий вариант: помним, что 7 x 2 это 14 (а 6 состоит из трёх двоек), делаем так: 7 x 2 + 7 x 2 + 7 x 2 = 14 + 14 + 14 = 28 + 14 = 28 + 2 + 12 = 30 + 12 = 42
Примеры использования
Покупки в магазине
Деньги любят счёт, контроль за финансами не возможен без математики (арифметики и таблицы умножения).
Подсчёт суммы необходимой для оплаты. Примеры:
Берём 3 булочки по 17 рублей: 17 x 3 (раскладываем 17 на 10 и 7) = 10 x 3 + 7 x 3 = 30 + 21 = 51
Покупаем 4 бутылки воды по 34 рубля: 34 x 4 (раскладываем 34 на 30 и 4) = 30 x 4 + 4 x 4 = 120 + 16 = 136
Количество ячеек в прямоугольнике
Если представить таблицу умножения именно в форме таблицы (иногда называют таблица Пифагора), то будет видно, что пересечение столбцов и строк (сумма ячеек) это площадь прямоугольника.
Например:
Таким образом, легко посчитать сумму, перемножив высоту на ширину. Например, количество окон в многоэтажном доме, количество яиц в лотке, количество кубиков в шоколадной плитке и т.д.
Ещё примеры
— До отпуска (каникул) осталось 3 недели (т.к. в неделе семь дней, 7 x 3 = 21) : 21 день.
— 4 автомобиля осветили улицу (т.к. у автомобиля 2 фары, 4 x 2 = 8) : 8 фар.
— Нужно купить 2 билета по 48 рублей (48 x 2 = 40 x 2 + 8 x 2 = 80 + 16 = 96) : 96 рублей.
И ещё кое-что
Распечатайте таблицу умножения в удобном для вас виде.
Для практики, распечатайте без ответов, считайте и записывайте ответы на лист.
Некоторые считают, что сейчас не ненужно наизусть знать таблицу, т.к. всегда можно посчитать на калькуляторе в смартфоне, например. Но смартфон это медленно, включить, запустить приложение, набрать цифры, это всё несколько секунд ненужной суеты.
В скором времени, конечно, технологии выйдут на новый уровень подсказок для людей. Но даже и тогда людям лучше продолжать считать в уме. Потому что мозги должны работать. Постоянные подсчёты в уме держат в тонусе.
Зачем учить таблицу умножения?
05 Dec 2019 в 22:31
06 Dec 2019 в 12:09 #26
Потому что она нужна всегда и везде?
06 Dec 2019 в 12:09 #27
1) Не зная таблицы умножения изначально, не будешь уметь её применять в принципе и никакой калькулятор не поможет.
2) В калькуляторе есть схема, которая выполняет роль таблицы умножения.
нету там такой схемы
Один из способов улучшить память на раннем этапе развития человека.
человек к тому времени сам запомнил огромное количество слов.. с памятью у него все норм
06 Dec 2019 в 12:11 #28
И ее надо не учить, а понимать.
06 Dec 2019 в 12:15 #29
Тема абстрактной философии.
ну тип, вон в двоичной системе счисления её (таблицы умножения) вообще нету.. а умножение работает
шоб ты мог быстро в голове посчитать сколько надо денек в магазине для покупки 7 коробок с 10 яйцами за 78 рубликов, а то мамка наругает
06 Dec 2019 в 12:17 #30
06 Dec 2019 в 12:18 #31
шоб ты мог быстро в голове посчитать сколько надо денек в магазине для покупки 7 коробок с 10 яйцами за 78 рубликов, а то мамка наругает
546 руб, сдачи не надо
06 Dec 2019 в 12:25 #32
ага, а ещё у меня около 73% игр на сапортах
но когда-то в доте ПА и Снайпер были хорошими героями (очень давно)
но твой вывод никуда не годится.
шоб ты мог быстро в голове посчитать сколько надо денек в магазине для покупки 7 коробок с 10 яйцами за 78 рубликов, а то мамка наругает
06 Dec 2019 в 12:36 #33
всё дело в скорости. Пока ты будешь в двоичной считать, я раз в 10 быстрее в десятичной посчитаю.
А теперь посчитай мне в двоичной системе 294329*10e8. Удачи, мой юный падаван
06 Dec 2019 в 12:37 #34
ясн
автору 3*4 лет
а по сабжу: зачем кровать застилать еври дей? зачем ходить в душ/ванну если все равно будешь вонять через какое-то время? зачем жепу подтирать, если пойдешь гадить снова?
06 Dec 2019 в 12:45 #35
06 Dec 2019 в 12:46 #36
зачем жепу подтирать, если пойдешь гадить снова?
А теперь посчитай мне в двоичной системе 294329*10e8. Удачи, мой юный падаван
хоть 1 адекватный среди 2к ммр челиков
06 Dec 2019 в 12:49 #37
Ноль целковый полушка четвертушка.
06 Dec 2019 в 12:51 #38
хоть 1 адекватный среди 2к ммр челиков
Посыл в том, что таблица умножения дана не спроста. И чтоб ты не считал 0 и 1, придумали сначала 10-систему счисления, потом и разработали таблицу. Ты наверно и цифры называешь на кассе в двоичной системе, мамкин борец с системой)
06 Dec 2019 в 12:52 #39
нету там такой схемы
человек к тому времени сам запомнил огромное количество слов.. с памятью у него все норм
А потом число переводится в понятную тебе систему путем умножений
06 Dec 2019 в 12:53 #40
Так можно импрувнуть свой мозг и считать дву/трех значные числа
Но ты то на д2ру сидишь
Лучше доту поиграемб
06 Dec 2019 в 12:55 #41
что таблица умножения дана не спроста
Ты наверно и цифры называешь на кассе в двоичной системе, мамкин борец с системой)
но чет пока что туго оно вам дается (
06 Dec 2019 в 12:57 #42
Ноль целковый полушка четвертушка.
Так считали наши шизопредки
06 Dec 2019 в 12:57 #43
Но ты то на д2ру сидишь
надо жеж как то расслабляться..
06 Dec 2019 в 13:02 #44
ТС, походу сегодня изучил двоичную систему исчисления и решил всему миру про нее рассказать. Спасибо.
Кстати, задавать подобные вопросы нужно так общество и будет развиваться.
Ну давай предположим. Что у тебя есть формула или уравнение. Возьмем для примера что-нибудь простое (3x+8)*(4x+7)- (2x-3)*(7x+9)=0 и ты че для его решения при раскрытии скобок будешь для каждого коэффициента калькулятор доставать?
Да, такое уравнение тоже можно легко решить в матлабе или еще где. А что делать физикам или теорфизикам, у которых сложные формулы, которые калькуляторы пока не решают?
Так что таблица умножения нужна. Если у тебя вопрос чего лишится, «обычный человек», не ученый, то тут у меня есть только картинка
ПРАВИЛЬНАЯ таблица умножения облегчит жизнь вашим детям!
Я преподаю математику. Вы не раз слышали мнение, что уровень математического образования падает. Вот, когда мои дети учились во втором классе, я отчетливо себе поняла, почему падает уровень математического образования в школе. Именно во втором классе при закладке самого фундамента математического образования возникает такая гигантская невосполнимая дыра, которую уже никакими костылями в виде калькуляторов не подопрешь.
Есть тетради еще хуже (для старшеклассников) на которых таблицы умножения нет, а есть куча бессмысленных формул.
Ну, так чем же эта тетрадь плоха? Ничего не подозревающий родитель видит, что на тетради таблица умножения. Вроде, всю жизнь же на тетрадях была таблица умножения? Что не так-то?
А проблема как раз в том, что на тетради НЕ таблица умножения.
Таблица умножения, дорогие мои читатели, это вот:
Иногда эту же таблицу даже называют красивым слово «таблица Пифагора». Верхнюю и левую колонки можно не брать, только основной прямоугольник.
Во-первых, это таблица. Во-вторых, она интересная!
Ни один ребенок в здравом уме не будет рассматривать выписанные столбиками примеры.
Ни один ребенок, как бы гениален он ни был, не сможет найти в выписанных примерах интересные фишки и закономерности.
Чем же «таблица» лучше?
Запоминать столбики примеров способны только дети с аномальной памятью. В «таблице» надо запоминать гораздо меньше.
Кроме того, ребенок автоматом ищет закономерности. И сам самостоятельно их находит. Даже такие закономерности находят дети, еще не умеющие умножать.
Понимаете, ребенок замечает это сам! А то, что человек придумал сам, он запомнит навсегда, в отличие от того, что он зазубрил или ему сказали.
Помните свой экзамен в вузе по математике? Вы же забыли все теоремы курса, кроме той, что вам досталась, и вам пришлось ее доказывать злобному преподу! Ну, это если вы не списывали, конечно. (Я утрирую, но почти всегда это близко к правде).
А потом ребенок видит, что можно не всю таблицу учить, а только половину. Если мы уже знаем строчку умножения на 3, то нам не надо запоминать «восемь на три», а достаточно вспомнить «три на восемь». Уже вдвое меньше работы.
А кроме того, очень важно, что ваш мозг не принимает сухую информацию в виде каких-то непонятных столбиков примеров, а думает и анализирует. Т.е. тренируется.
А вы не представляете, насколько проще делить с такой таблицей.
Короче, если ваш ребенок во втором классе, распечатайте ему вот такую, правильную, таблицу умножения. Повесьте на стену большую, чтобы он на нее поглядывал, когда делает уроки или сидит за компом. Или еще какой дурью страдает. И напечатайте и заламинируйте ему маленькую (или напишите на картоне). Пусть он ее в школу с собой таскает, и просто удобно под рукой держит (не помешает на такой таблице выделить квадраты по диагонали, чтобы лучше видно).
Вот, честное слово, сразу средний балл по математике увеличится, а ребенок перестанет ныть, что математика тупая. А в придачу, в будущем вашему ребенку тоже будет проще. Он поймет, что надо шевелить мозгами, а не зубрить. И мало, что поймет, он еще и научится это делать.
Автор Кукина Екатерина
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Проект по математике: Таблица умножения в жизни человека.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Девиз проекта « Знание – самое превосходное из владений, все стремятся к нему само же оно не приходит»
Проблемный вопрос. Нужно ли современному человеку быстро считать в уме?
Цель проекта : исследовать значение таблицы умножения в жизни человека. Задачи : узнать историю возникновения таблицы умножения; выяснить, можно ли легко и быстро выучить таблицу умножения? сделать презентацию и выступить перед одноклассниками.
Зачем нужна таблица умножения? 2,3 класс 1. Так быстрее считать. 2.Это пригодится на математике. 3.Пригодится при покупках в магазине. 4.Чтобы лучше учиться.
6класс Комленко Света: без таблицы умножения мы не сможем решать примеры задачи; Насыров Иса: таблица умножения нам нужна для счёта денег.
9класс для упрощения вычислений; не нужна, есть калькулятор. для решения упражнений, задач; поступить в учебное заведение.
Взрослые. 1. С ней легче считать. 2.Чтобы быть грамотным 3. При покупке товаров в магазине. 4.Для продолжения обучения.
Вывод Нужна ли таблица умножения? В результате опроса, я выяснил, что большинство учащихся считают, что таблица умножения необходима для жизни человека, она упрощает вычисления.
История возникновения таблицы умножения. Составителем таблицы называют древнегреческого математика Пифагора. Табли́ца умноже́ния, она же табли́ца Пифаго́ра — таблица, где строки и столбцы озаглавлены множителями, а в ячейках таблицы находится их произведение. Используется для обучения школьников умножению. На самом деле таблица умножения намного древнее Пифагора и, возможно, была придумана в Древнем Вавилоне.
Таблица Пифагора Первое известное в истории математики изображение таблицы умножения в виде квадрата 10×10 приведено в книге «Введение в арифметику» Никомаха Геразского (I—II век). Автор отмечал, что такое изображение таблицы умножения применял Пифагор (ок. 570—500 г. до. н. э.). В современном виде она выглядит так:
В Китае В Китае же была обнаружена дощечка, содержащая фрагмент таблицы умножения, возраст которой ученые оценили в 2700-3000 лет. Получается, еще до появления Великой китайской стены, китайцы уже точно знали, сколько будет дважды два. Не исключено, что именно они и придумали впервые таблицу умножения.
В Японии: Японские археологи обнаружили деревянную табличку с фрагментом таблицы умножения, которая была изготовлена в VIII веке. Известно, что ею пользовались вовсе не дети, а взрослые. Причем первая таблица включала в себя и умножение двузначных чисел друг на друга.
Умножение на 9 Способы запоминания таблицы умножения Совсем не нужно запоминать таблицу умножения на девять! И калькулятор не потребуется – нам помогут пальцы рук. Посмотрим на раскрытые ладони. Перед нами десять пальцев. Теперь загибаем первый палец слева. Осталось девять пальцев. Мы умножили девять на один. Теперь попробуем умножить на 2: раскрываем ладони и загибаем второй палец слева. С одной стороны от загнутого остался один палец, а с другой – восемь. Один, восемь – получилось 18!Умножим 9 на 7? Загибаем седьмой по счету палец. Слева остается шесть, а справа три – 63!
Умножение на «2» Умножать на 2 не сложно. Нужно просто два раза взять то, что хочешь 2 х 1 = 2 2 х 2 = 4 2 х 3 = 6 Если 3 линейки возьмем 2 раза, сколько получится линеек? (6) А 5 конфет возьмем 2 раза? (10) А 100 рублей 2 раза? (200.)
Стихи о таблице умножения 1 × 1 = 1 Один на один — сам себе господин. 2 × 2 = 4 Дважды два — четыре, это всем известно в целом мире. 3 × 3 = 9 Три на три — у телефона девять цифр и много звона. 4 × 4 = 16 Четыре собаки купались в реке, шестнадцать следов на песке. 5 × 5 = 25 Пятью пять — двадцать пять, это надо знать! 6 × 6 = 36 Шестью шесть — полна корзина, и десятков — половина 7 × 7 = 49 Семью семь — сорок девять, не забудь проверить! 8 × 8 = 64 Восемь на восемь — в шахматном мире клеток на поле шестьдесят четыре. 9 × 9 = 81 Единицу от девятки отнеси направо, вот и вся забава! Для запоминания таблицы умножения используют так же онлайн-тесты, математические раскраски и т.д.
Вывод Мы не всё знаем о таблице умножения, мы знаем маленькую часть того, что открыли и изучили люди. Многое нам предстоит узнать. С цифрами связан каждый день нашей жизни, и познавать новое это очень интересно и увлекательно.
Рефлексия В результате работы над проектом: Мне было интересно проводить опрос, узнать историю создания таблицы умножения. Я научился находить информацию в интернете, выделять главное. Проект мне дал для жизни то, что по моему мнению и мнению большинства учеников, человеку в жизни необходимо уметь хорошо считать, а для этого надо знать таблицу умножения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-740884
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»
Время чтения: 1 минута
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В России разработают план по развитию футбола для девочек в школах
Время чтения: 2 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Учим таблицу умножения: 5 советов родителям и 5 идей для детей
Домино, составление узоров, разгадывание загадок и сплошной азарт — педагог, руководитель квестов проекта «Математические тропинки» и автор телеграм-канала «Математика на бегу» Дарья Шаинская знает, как выучить таблицу умножения без зубрежки и скучных примеров. И делится самыми вдохновляющими идеями с нами.
Теория
1. Без заучивания таблицы умножения можно обойтись
Умножение — это операция, заменяющая повторяющееся сложение. И даже если вы «не знаете» таблицу умножения, вы легко вычислите произведение 6 и 3, найдя сумму трех шестерок. Начните с простого упражнения: положите перед ребёнком пустую таблицу Пифагора и попросите его самостоятельно ее заполнить. Медленно, не спеша, пользуясь сложением. Посмотрите на результат работы: все получилось! На самом деле ребёнок уже знает таблицу умножения! Дальше мы можем работать только над скоростью, с которой ребёнок применяет эти знания.
2. Зачем мы это делаем
Обращайте внимание ребёнка на случаи в повседневной жизни, когда нам помогает быстрое умножение. Вы покупаете 2 кг лука по 9 рублей за кг и проверяете, правильно ли распечатался ценник в супермаркете. Вы собираете фрукты на пикник — 15 бананов — и задумываетесь, удастся ли разделить их между 5 друзьями поровну.
В отличие от многих тем школьной программы по математике, таблица умножения действительно часто применяется в реальной жизни. Пользуйтесь этой возможностью, чтобы создать дополнительную мотивацию для ребёнка: «Ты молодец, ты посчитал быстрее, чем я».
3. Таблица умножения не стихотворение
Когда мы учим «Зимнее утро» Пушкина, нам важно запомнить правильную последовательность слов: именно эта магическая последовательность создаёт гармонию и составляет особую ценность текста. Таблица умножения устроена не так! Это не стихотворный текст, и совершенно неважно, в какой последовательности ребёнок запомнит результаты умножения. Более того, ребёнок должен понимать, что деление 30 на 5 или 30 на 6 — это применение того же факта на умножение.
Сформировать такое представление помогут только упражнения. Необходимо использовать таблицу умножения в действии, решая примеры, задачи, разгадывая головоломки. Тогда она не будет восприниматься мозгом как текстовая информация. Помните ли вы, какое слово следует у Александра Сергеевича после «Прозрачный лес…»? Чтобы вспомнить это, вы мысленно произносите отрывок стихотворения или текст целиком. Важно, чтобы, вспоминая, сколько будет шестью пять, ребёнок действовал иначе.
4. Не прячьте подсказки
Выше мы уже упоминали, что таблица умножения — это не стихотворный текст, полный гармонии и рифмы, помогающих его выучить. Поэтому не стоит ждать от ребенка такой же скорости запоминания. Не прячьте от него таблицу умножения, не позволяйте «вспоминать», когда внутренние связи между фактами ещё не улеглись в его голове. Пусть таблица умножения всегда будет перед глазами, пусть ребёнок знает, что всегда можно ею воспользоваться. Это уберёт нервное напряжение, которое активно мешает процессу запоминания. Через некоторое время ребёнок сам почувствует, что подсказка ему не нужна. Дайте ему это время!
5. «Таблица умножения» на самом деле бесконечна
Мы привыкли, что таблица умножения — это столбики примеров, записанные на обратной стороне тетради. Это примеры на умножение с множителями от 1 до 9. Но очень полезно обсудить с ребенком, что на самом деле с числами больше 9 операция выполняется аналогично и, если бы мы хотели, мы могли бы запомнить и так же быстро использовать на практике и более сложные примеры.
8 настольных математических игр для детей и всей семьи
Так, в англоязычных странах традиционная таблица умножения включает в себя умножение на 10, 11 и 12. Попросите ребенка умножить 6 на 12, и вы узнаете, почувствовал ли он смысл операции умножения. Если да, то вы услышите примерно следующее: «6 на 12 — это 6 умножить на 10 плюс еще два раза по 6» или «6 на 12 — это 6 на 6, и потом еще на 2». Тут нет более или менее правильного рассуждения. Любой разумный способ, предложенный ребенком, свидетельствует об успешном процессе изучения умножения.
Практика
В английском языке есть замечательный глагол to drill. Если первое его значение — «сверлить» — нам сейчас не очень актуально, то второе — «тренировать навык, повторяя бессчетное количество раз» — как раз описывает то, что ребенку предстоит делать, изучая таблицу умножения. Решать, решать и решать. Но делать это нужно так, чтобы процесс не наскучил ребенку. Таким образом, основой изучения таблицы умножения являются упражнения — неповторяющиеся и разнообразные.
Ниже представлена подборка моих любимых пособий, заданий и игр на отработку таблицы умножения:
1. Юлия Гребнева. «Тетрадь-практикум по математике для 2–3-х классов. Табличное умножение и деление»
Среди многообразия всевозможных учебников и рабочих тетрадей эта, на мой взгляд, лучшая. Большое количество заданий очень отличаются по форме и позволяют ребёнку не терять интерес. Тут нет столбиков примеров, зато есть разгадывание загадок и поиск закономерностей, составление узоров и расшифровка посланий. При этом и содержательно задания охватывают различные аспекты темы: связь сложения и умножения, разложение чисел на множители, табличное деление.
Это игра для двух игроков, для которой потребуется только листок бумаги в клеточку, два игральных кубика и ручка. На листе рисуется поле — квадрат 10 на 10 клеток. Игрок кидает два кубика. Числа, выпавшие на кубиках, определяют длину и ширину прямоугольника. Задача игрока — разместить этот прямоугольник на игровом поле. Затем игрок должен записать ниже соответствующий пример на умножение (если на кубиках выпало 2 и 6, на поле должен появиться прямоугольник 2×6, а под полем — пример: 2×6 = 12). Затем ход переходит ко второму игроку. Игрок, который первым не смог разместить свой прямоугольник на свободных клетках игрового поля, проигрывает. Игра не только помогает осознать геометрическую интерпретацию умножения, но и — благодаря возникающему азарту — просто очень нравится детям.
3. Две игры с домино
Привычные костяшки для игры в домино тоже могут сослужить свою службу при изучении таблицы умножения. С домино, например, можно играть по принципу всем известной карточной игры «Пьяница». Все костяшки поровну раздаются между двумя игроками и переворачиваются точками вниз. Игроки одновременно достают из своей кучки одну костяшку и переворачивают. Каждый вычисляет произведение чисел, обозначенных на половинках костяшки. Тот, чье произведение оказалось больше, забирает себе обе костяшки. Если произведения оказались равными, игроки открывают еще по одной костяшке, и выигравший затем забирает себе все открытые костяшки. Игрок, отдавший все свои костяшки, проигрывает.
6 лучших приложений для развития пространственного мышления
Если же ребенок уже достаточно хорошо умножает, но хочет увеличить скорость счета, можно немного адаптировать эту игру. Игроки по очереди тянут костяшки из общей кучи и переворачивают их лицом вверх. Тот, кто быстрее соперника вычислил произведение чисел на своей костяшке, забирает все открытые в этом ходе костяшки себе. Побеждает игрок, забравший себе больше всех костяшек.
Особое внимание при изучении таблицы умножения важно уделять разложению на множители. Прекрасно решает эту задачу следующее упражнение. Ребенку предлагается набор чисел, а его задача — представить эти числа в виде произведения двух множителей. Если произведений существует несколько, важно отыскать их все. Например, 12 = 3×4 = 2×6. Это упражнение можно также выполнять на скорость, добавляя в тренировку элементы игры.