нужен наставник по жизни
8 успешных людей делятся опытом: как найти ментора?
Грамотный наставник играет большую роль в пути к успеху. Но как найти ментора, как вести себя с ним? Об этом рассказывают бывший госсекретарь США, основатели нескольких успешных стартапов и один из лучших авторов New York Times.
1. Речь о человеке, не о должности
«Для меня наставничество жизненно необходимо. Я приписываю большую часть своего успеха тому, что у меня было много отличных менторов, людей, к которым я могла придти и у которых могла спросить совета», — пишет Алекса фон Тобель, основатель и глава сервиса для финансового планирования LearnVest.com. Алекса отмечает, что важны знания и личные качества наставника: если ваш ментор не думает наперёд или же не самый честный человек, то он сам станет проблемой.
2. Не надо ждать отношений — наставничество имеет разные формы
«Маленький совет от меня: не надо обязательно искать человека, с которым вы можете выстроить отношения, но ищите того, к кому вы сможете придти и задать простой вопрос, кто сможет легко ответить вам по почте», — советует Джанет Мок, автор New York Times. Когда у вас есть конкретный вопрос к конкретному человеку, которому вы доверяете, вы можете просто задать его — а отсутствие тесных взаимоотношений снимает с вашего наставника давление.
3. Не привязывайтесь к кофе и обедам: будьте гибким
Чем в работе мамы в возрасте от 35 до 45 лет, когда работают, отличаются от мужчин? Мамы хотят проводить время дома с детьми после работы. Неважно, на какое мероприятие их пригласили — для них важнее семья. «Поэтому я не могу думать, как 29-летний одинокий парень. Я должен думать о том, как привлечь свою целевую аудиторию», — говорит Кевин Конрой Смит, основатель The Number Project. Кевин советует не подходить к людям так, как удобно вам: сделайте встречу удобной для другого человека. Не всем нужен ваш кофе. Будьте гибким.
4. В дополнение к поиску ментора смотрите направо и налево
Женева С. Томас, основатель и главный редактор Jawbreaker.nyc, советует приглядеться к вашим коллегам: «Девушка около вас может нанять вас же на работу в течение пяти лет, или она может иметь контакты с крупным брендом, чьи спонсорские доллары вам нужны. Это маленькая планета, отношения очень важны!»
5. Ваши менторы обычно находят вас (не наоборот)
«Мои наставники нашли меня за работой. Мой начальник был моим ментором, когда я получил первую работу на полную ставку в 25 лет. Мой первый босс буквально научил меня делать заказ в ресторане — потому что я была чёрной девочкой из города Инглвуд, Калифорния, и я никогда в жизни не ела суши, не была в Mr. Chow, не ходила в ресторан на Родео Драйв в Беверли Хиллз, но для новой работы я должна была ходить в эти места на встречи. Он купил мне мою первую подарочную карту в Barney’s: помню, я думала „Что такое Barney’s?“ — рассказывает Myleik Teele, основательница curlBOX. „Люди думают, что менторы спускаются с небес как ангелы с крыльями и говорят “Я твой ментор». Это не так, это обычно кто-то, кто помогает вам в определенных аспектах жизни и заботятся о вас».
6. Не надо всегда искать того, кто похож на вас
Кондолиза Райс, директор Global Center for Business and the Economy в Стэнфордском университете советует не искать ментора, который будет похож на вас. «Если бы я искала черную женщину, специалиста по Советским странам, я бы до сих пор ждала», — говорит бывший госсекретарь США. «Большая часть моих наставников были белыми пожилыми мужчинами, потому что именно они преобладают в моей сфере».
7. Не просите карту — спрашивайте о том, как ориентироваться
«Быть ментором — это значит верить в кого-то и заботиться настолько, чтобы делиться своими знаниями. Мои наставники не всегда имели ответы на все вопросы, но они могли делиться мудростью и опытом. Когда я встречаю человека, которого хочу видеть своим ментором, я прошу его рассказывать мне истории. Я хочу сидеть рядом и услышать так много историй из жизни, сколько смогу», — рассказывает Скутер Браун, основатель School Boy Records. «Я рассказываю наставникам, что происходит в моей жизни, и спрашиваю: „Есть что-то в вашей жизни, о чём вы можете рассказать, чтобы помочь мне?“ Я хочу учиться на ошибках прошлого. Я хочу учиться на успехе».
8. Учитесь не только брать, но и отдавать
Менторство должно помогать обеим сторонам, считает главный операционный директор Charm & Chain Джейми Рутенберг. «Во многих аспектах моей карьеры менторство и идея расширения возможностей друг друга было ключевым фактором успеха. И мне нравится быть наставником для других людей, делиться опытом, давать людям учиться на моих ошибках и успехе».
9. Наставничество — не спасательный жилет
Вы не можете заставлять людей спасать себя, не нужно обращаться к ментору только тогда, когда у вас всё идёт очень плохо. Менторство должно быть взаимовыгодным. «Если вы ищете кого-то, от кого хотите помощи, но ничего не даёте взамен — это не круто,» — рассказывает Myleik Teele, основательница curlBOX. Вы должны сами что-то привнести в жизнь вашего наставника. «Моя наставница никогда не платил за обед со мной — я оплатила каждый обед, потому что я ценю её».
Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать
Кто такой ментор и зачем он нужен
Ментор или наставник — опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).
Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.
По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.
Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.
Кто и зачем становится ментором, сколько они получают
Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.
Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель
Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.
Обязанности ментора и менти
Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.
Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.
Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:
Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.
Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.
Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:
«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В тоже время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».
Как работает менторинг — четыре фазы наставничества
Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.
Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.
1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.
На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.
2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.
3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»
Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»
На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.
4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».
Как стать ментором: необходимые навыки
Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.
Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.
1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.
Чтобы научиться активно слушать:
Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.
2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.
Чтобы стать надежным:
3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.
Чтобы научиться поощрению:
Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.
4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос.
Чтобы использовать этот навык:
Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».
Как найти ментора
Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.
Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.
Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.
Чтобы менторинг прошел успешно
Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Наставник. Нужен ли он?
Уверен, что вы знаете уже намного больше, чем нужно для того, чтобы стать счастливыми. Так почему же не применяете эти знания? Начитались книжек, статусов в соц. сетях и что? Где результаты?
Сегодня пообщаемся на тему, которая для меня стала потрясающим открытием и источником высочайших достижений.
Из этой статьи вы узнаете:
Время прочтения статьи: 10 мин.
Наставник. Кто это?
Вспомните, пожалуйста, любой вид спорта. Любой человек с интернетом может узнать за пару недель абсолютно всё об этом виде спорта:
Итак, вы прочитали всё это. Стали ближе к олимпийской медали?
Сильно ли это отличается от того, что многие постоянно ищут информацию по развитию, находят новые программы тренировок, диеты и т.д.
Мало знать. Надо делать. И делать лучше не одному, а с тренером-наставником. Любым видом спорта можно заниматься и самому, но стать победителем можно только с хорошим тренером. Или у вас есть примеры спортсменов, которые тренируются полностью сами?
Наверное, вы тоже пробовали достичь максимумов в разных отраслях жизни. Искренне рад за вас, если максимумы достигнуты и вы счастливейший человек. Если же вы похожи на меня, и не достигли желаемых результатов в интересующих вас областях — почему бы не попробовать последовать примеру самых успешных спортсменов?
Что же даёт наставник?
Остановимся на некоторых моментах, которые вы получаете от наставника:
Рассмотрим теперь поподробнее эти аспекты:
Теперь поговорим о том, какие наставники бывают.
Виды наставников:
Самое время обсудить — как же найти наставника и заинтересовать его в работе с вами.
Привлечение наставников:
И, напоследок, самый главный совет, о котором уже писал, но напишу ещё раз, чтобы быть уверенным, что вы его запомнили. Не бойтесь просить интересных вам людей стать вашими наставниками. Дальше они уже могут сказать свои условия или отказаться, но если спрашивать не будете — то и результата никакого не будет! А если согласятся — это гарантированно перевернёт всю вашу жизнь, и вы начнёте двигаться в нужном направлении семимильными шагами!
Все, чего ты не знал о наставниках
А почему бы нам не научиться искать себе наставников? Зачастую это определяющая персона в наших скучных жизнях. Нет ничего зазорного, чтобы даже в 30 лет стать подмастерьем, обучиться навыкам, ремеслу и в дальнейшем приносить пользу другим. Станешь иммигрантом или останешься без работы – поймешь.
Наставник порой эффективнее мамки, ВУЗа и онлайн-курсов учит, как правильно эксплуатировать имеющиеся или полученные навыки. Одно дело – не заинтересованный ни в чем, кроме молоденьких студенток, профессор, и совсем другое – сердитый мужик, напоминающий поведением капрала Хартмана.
Зачем он нужен?
Потому что ты не доучился. Школа важна — не пойми нас неправильно. И даже универ нужен. Но само образование – сплошной муляж, в котором вполне комфортно можно просуществовать бестолочью.
Кроме того, готовые специалисты не испытывают особенной радости от своего диплома. 20% из них остается безработными, и каждый год число выпускников, работающих на минимальной зарплате, увеличивается на 7%. И не будем забывать одну неброскую, но важную мелочь: большая часть из них за свое образование заплатила. Другими словами, долгие годы ты пополнял казну университета для того, чтобы так и не начать работать в сфере, которая, возможно, была создана для тебя, как Месси для «Барселоны».
Но гораздо больше беспокоят товарищи, которые хотят реализоваться в областях, которых еще не существовало в те годы, когда они выбирали, кем стать после школы.
Если тебе повезло, то тебя наградили высшим даром, сродни званию героя СССР или умению раскрывать пакет в супермаркете. А именно, научили учиться. Это поможет тебе, потому что настоящее образование вот-вот начнется. Добро пожаловать в школу жизни – школу мужчин и капитанов. Тут тебя научат и водку пить из стаканов, и обламывать женщин, и самое главное – получать необходимые знания.
Но какая ж школа без наставников. На твоей извилистой, как улица старой Праги, дороге жизни будут мелькать умные люди, готовые поделиться мудростью предков и упорядочить безумный поток мыслей в твоей голове.
Наличие наставников является полезным и значимым. Они могут сделать гораздо больше, чем помочь продвинуться по карьерной лестнице. Они дают лекала, схемы, трафареты, образцы (выбирай, что хочешь) того, как жить. Они расскажут, куда продуктивно выбрасывать энергию, и помогут в трудных ситуациях.
Как его найти?
Как назвать такого человека? «Учитель» – слишком официально. «Эй, браток» – слишком просто. Есть слово «ментор», и в данном случае оно подходит лучше всего.
Не проси абы кого быть наставником. Не говори о наставниках — просто оставь само слово в покое. Кто-то поможет только одним советом, а кто-то выложит подробный план действий.
Не торопись навязываться в ученики. Учитель должен пройти с тобой определенный временной отрезок. Ведь вполне может быть такое, что твой наставник психанет и перестанет с тобой общаться, после того как ты в третий раз подряд позвонишь ему среди ночи, чтобы проконсультироваться по поводу майнерства и криптовалюты. Все начинается медленно и с малого.
Опять же, надо убедиться, что тебе давали действительно ценные советы. Вполне может оказаться, что очередной малообразованный самоутверждался, делясь с тобой крупицами своих познаний. На самом деле очень редко кто-то помогает по чисто альтруистическим причинам. Поэтому подумай о том, как они могут помочь тебе, и пусть это определит ваши взаимоотношения и поступки.
Чем больше выигрыш, тем выше ожидания
Услуга за услугу. Даже если это просто энергия. Даже если это просто «спасибо». Ты не можешь просить об услуге и не предложить ничего взамен. Чем больше выигрыш, который ты можешь предложить, тем выше ожидания.
Поэтому не чурайся самообразования. На одном только прочтении умных книг далеко не уедешь. Однако черпнуть некоторые общедоступные вещи можно.
Как найти подходящего наставника
Он должен быть лидером, новатором и талантливым человеком в избранной области. Если ты не можешь выбрать или весьма придирчиво, словно на пункте таможенного контроля, всматриваешься в лица кандидатов; если сам факт того, что какой-то шлимазл будет учить Вашу светлость уму-разуму, вызывает отвращение, значит, ты еще не готов к наставнику.
Не будь самонадеянным
Не стоит преувеличивать масштабы собственной проблемы и персоны. Не нужно сажать перед собой своего новоявленного мастера и рассказывать ему полную биографию в 20 томах. Будь скромнее. Ведь есть же причина, по которой они добились успеха, а ты пока что нет.
Рискуй
Некоторые люди мечтают иметь у себя в наставниках человека публичного, уважаемого и в какой-то мере узнаваемого. Действительно, приятно считать себя учеником того, чье лицо узнают если не на рынке, то в интернете.
Только не у всех хватает смелости обратиться за советом. А зря. Вдруг человек, несмотря на свою узнаваемость, окажется хорошим и отзывчивым, поможет добрым словом? Только для этого нужно задать корректный и разумный вопрос, а не писать ахинею вроде «Я не знаю, что подарить своей девушке на 8 марта. Помогите» Эдварду Радзинскому. У него есть неплохие пьесы на тему отношения полов, но вряд ли он кинется тебе помогать. При этом будь вежливым и воспитанным, потому что никто в этом мире не обязан копаться и разбираться в твоих проблемах.
Если тебя все же проигнорировали, то не впадай в отчаяние. У людей может банально не быть времени на ответ, и дело тут совсем не в альтруизме. Хотя некоторые, действительно, не занимаются благотворительностью, например Невзоров.
Не забывай хоть что-то делать самостоятельно
То есть этот наставник не несет ответственности за твое образование, благополучие или успех. Теперь твоя жизнь в твоих руках. Общайся с другими людьми, экспериментируй, чтобы научиться пользоваться всем тем, о чем говорил наставник. Без практики никуда.
Плюс не забывай о том, что наставник – это живой человек из плоти и крови, и он не может хотеть большего, чем ты. Поэтому если не будешь голодным и целеустремленным без сторонней помощи, то можешь запихнуть все свои уроки куда подальше.
Какова твоя грандиозная стратегия? Если у тебя нет ответа на этот вопрос, то будет довольно сложно получить максимальную пользу от пройденных уроков. Другими словами, ты работал бесплатно, вкладывал свои время и энергию, чтобы изучить эти навыки. Теперь самое время использовать все это в своих целях.
Не исчезай из поля зрения
Важно находить тонкую грань между навязчивостью и актуальностью. А говоря языком повседневным, не задалбывать наставника своим присутствием, при этом не исчезая из поля зрения. Отправляй электронные письма и вопросы с интервалом, который пересекает тонкую грань между назойливым и жутким. Как говорил классик, легче сохранить что-то живое, чем оживить покойного… Поэтому не удивляйся, если спустя несколько месяцев после исчезновения наставник вежливо пошлет тебя ко всем чертям.
Твоя личная жизнь не имеет значения
Твоя личная жизнь – это исключительно твоя личная жизнь. Никого не заботят прорванные трубы, ревнивые девушки, болезни родственников и твои слезы. Разбирайся со своими проблемами самостоятельно и не впутывай в них людей.
Принеси извинения
С наставником нужно быть аккуратным. Несмотря на всю его мудрость, у него может быть дрянной характер, как у Микеланджело, а вывести из себя его может быть проще, чем Гендальфа. Поэтому не стоит говорить ему что-то вроде «Да ты достал» и упрекать в неэффективности методов. Возможно, тебя простят, но осадочек останется. Если уж позволил себе подобную дерзость, то поспеши извиниться. Раскаяние и честность облегчают взаимопонимание.
За все нужно платить
Ты платишь наставнику не деньгами, а продвигаясь все дальше и дальше, добиваясь успеха. А потом, спустя какое-то время, ты и сам сможешь приносить пользу, находясь на тренерском мостике. Главное, не забывай называть имя человека, который всему этому тебя научил.
Вывод
Любые человеческие отношения, будь то дружба, любовь или даже наставничество, требуют инвестиций, энергии и четких целей и намерений. Поэтому найти наставника – только половина дела. Осталось самое сложное: использовать его уроки себе во благо. Если ты все сделаешь правильно, то жизнь кардинально изменится в лучшую сторону. А вот без ошибок никуда. Ведь иногда, чтобы понять, что плита горячая, нужно к ней прикоснуться. Но все же попытайся свести число фатальных ошибок к минимуму, иначе обгоришь к черту.
Да, все это опять звучит и выглядит как «очень много работы, где все зависит от тебя». А как ты хотел? Разве бывает по-другому? Это большая работа для обеих сторон.