нурбий емиж биография и личная
Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева
О муфтии Нурбии Емиже, Лю Трахове и мечети в Екатеринодаре
Сегодня вспоминала бывшего муфтия Адыгеи и Краснодарского края Нурбия Емижа, его не стало несколько месяцев назад. Мы много раз беседовали в его кабинете о разных проблемах, и его всегда будет за что вспомнить – за принципиальность, смелость, иногда – дерзость. Нурбий Емиж был последовательным государственником и, понимая, что к мусульманской молодежи нужен собой подход, стремился не выгнать ее за стены мечети, что произошло во многих муфтиатах в 1990-е гг., а помочь найти свою нишу. Нурбий Емиж много раз последовательно поднимал вопрос о строительстве мечети в Краснодаре. В краевом центре, где проживают тысячи мусульман, им в начале 21 века негде молиться.
Между тем, в начале ХХ века в Екатеринодаре мечеть была, и азан органично сосуществовал с боем колоколов. Строительство мечети связано с именем Лю Нахлуковича Трахова, мецената, купца и благотворителя.
Дом Лю Трахова к Екатеринодаре, на территории которого находилась мечеть.
Трахов родился в 1854 году в черкесском ауле Шенджий Кубанской области, начинал с того, что возил дрова из-за Кубани, но природная хватка и практический ум позволили ему вскоре не только стать богатым человеком, но и одним из уважаемых горожан Екатеринодара, вписанных в политическую и культурную жизнь его элиты. Например, в 1898 году Лю Трахов построил на собственные средства в родном ауле Шенджий мечеть — красивое кирпичное здание узорчатой кладки, увенчанное шестиугольным куполом с полумесяцем и звездой. На открытие мечети приехали Начальник Кубанской области наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал Яков Дмитриевич Малама и его супруга Елизавета Ивановна.
Трахов, по-видимому, был перфекционистом: все, к чему он прикасался, доводил до совершенства.
Если покупал кирпично-черепичный завод, то вскоре, обойдя конкурентов, становился участником и победителем выставок. Так, на Третьей Кубанской областной сельскохозяйственной и промышленной выставке в 1902 ему «по отделу черепицы и кирпича» была присуждена золотая медаль. При Трахове завод производил 8 млн. штук кирпича, а рабочие места получили более 200 рабочих.
Трахов владел сетью магазинов, лесоскладами, современной гостиницей «Нью-Йорк» в городе Екатеринодаре, поставлял шпалы и стройматериалы для бурно развивающейся железнодорожной инфраструктуры Кубанской области, построил мост через реку Кубань и выложил из брусчатки дорогу, по которой черкесы из аулов могли приезжать в областную столицу.
Лю Трахов был среди членов Кубанского поощрительного скакового общества, куда входили известные в регионе коннозаводчики. Общество было создано в 1893 г., президентом был избран Начальник Кубанской области и Наказной Атаман Кубанского казачьего войска, генерал-майор Я.Д. Малама. Общество было аналогом закрытого клуба, где не только увлеченно следили за очередными зрелищными скачками, но и завязывали выгодные знакомства, обсуждали будущие бизнес-проекты и финансовые вопросы.
Трахов активно помогал черкесам, которые жили в Екатеринодаре и в аулах Екатеринодарского уезда. На его средства в аулах открывали школы, на его стипендии учились в учительских семинариях, на его предприятиях черкесы получали работу. Свои средства вложил Лю в строительство лазарета для адыгов в Екатеринодаре.
Трахов участвует в деятельности Черкесского благотворительного общества в г. Екатеринодаре, созданного в 1912 г. Черкесские благотворительные вечера в г. Екатеринодаре прославили Общество на долгие годы. На первом мусульманском вечере в январе 1908 г. было названо около 60 фамилий благотворителей черкесов. Среди них Лю Трахов, князь Атажук Капланов, Султан Забит-Гирей, граф Шеретлуков, Алибей Улагай, Паго Нагоруков, Султан Довлеет-Гирей.
Благотворительный «Черкесский вечер» января 1914 г, в ходе которого собрали 5 437 руб., произвел настоящий фурор. Наиболее крупные денежные пожертвования поступили от Б. Шарданова и Л. Трахова (по 1 000 руб.), К. Улагая, Султан-Гиреев, Б. Казанокова, Т. Шовгенова, К. Натырбова, А.-М. Афамготова, черкесогаев Б. Черачева, Б Кусикова, К. Терзиева, Н. Шапошникова, К. Хабахпашева, Ф. Джагупова. Обществу помогали торговые товарищества братьев Тарасовых и Богарсуковых. Собранные средства направили на организацию первых адыгских национальных педагогических курсов, открывшихся летом 1914 г. в ауле Тахтамукай.
Трахов застроил целый квартал в городе Екатеринодаре (ныне ул. Мира, между ул. Седина и Суворова).
В 1895 году построил из своего кирпича жилой дом (см. в левой части снимка). Дом сохранился до наших дней. При доме Трахова находилась небольшая домовая мечеть, в которой с 1896 года проводились богослужения для всех мусульман города. Например, 3 марта 1896 г. в день мусульманского праздника Ураза-Байрам в доме Л. М. Трахова состоялось торжественное богослужение, на которое собрались «представители разных племен магометанских вероисповеданий, состоящие на службе в Екатеринодаре, – более 300 человек, в том числе из Анапского резервного батальона 30 солдат, а также чины Кубанской горской постоянной милиции 50 человек в полной парадной форме, во главе с командиром сотни этой милиции».
Фрагмент декора дома Л. Трахова на ул. Мира.
Трахов совершил хадж, а позже в глубине участка своего дома выстроил двухэтажную кирпичную мечеть и устроил пансион для нуждавшихся адыгов.
Богослужения в мечети продолжались в годы Первой мировой. 24 октября 1914 года мусульмане Екатеринодара молились в доме Трахова о даровании победы русскому оружию. По этому случаю была послана телеграмма Кавказскому наместнику графу И.И. Воронцову-Дашкову.
9 февраля 1917 года Наказной атаман Кубанского казачьего войска, временный генерал-губернатор Кубанской области и Черноморской губернии, М.П. Бабыч одобрил возведение мечети в Екатеринодаре и разрешил собирать средства на ее строительство. Но отречение от престола 2 марта 1917 года императора Николая II и революционный хаос помешали осуществить этот замысел…А в 1928 году Адыгейский облисполком (который тогда располагался в Краснодаре) отпустил 3500 рублей на переоборудование под жилье здания мечети в Краснодаре.
Благотворительный концерт в поддержку Нурбия Емижа
Последние премьеры
«Запах Живанши» — премьера нового сингла и клипа Муссы Айбазова
Анастасия Аврамиди «А я сегодня пьяная» — премьера сингла
Мурат Тхагалегов развенчал королеву любви
Шамхан Далдаев и Ислам Сагов представили песню о нерушимой дружбе вайнахов
Султан Лагучев представил пронзительную песню «Скучает осень»
Шамиль Кашешов и Рустам Нахушев представили песню «Она другая»
20 декабря 2017 года в концертном зале «Нальмэс» в Майкопе состоялся благотворительный концерт в поддержку певца и композитора Нурбия Емижа.
Звезда адыгейской эстрады, один из основоположников исполнения песен на национальном языке, но в европейском стиле, перенес несколько серьезных операций и сейчас проходит курс реабилитации.
Участники благотворительного концерта в поддержку певца и композитора Нурбия Емижа. А. Ачмиз, А. Бершадская, Р. Кайтмесов
Помочь ему пережить этот период и поддержать артиста решили его близкие друзья и коллеги, которые, как рассказывает организатор и режиссер вечера Светлана Кушу, проявили инициативу и всей командой выступили инициаторами проведения благотворительного концерта.
Многие звезды музыкального издательства «Звук-М» выступили на сцене в тот вечер, представив зрителям кавер-версии самых популярных песен Нурбия Емижа.
Магамет Дзыбов, Аслан Тлебзу, Айдамир Мугу, Анжелика Начесова, Айдамир Эльдаров, Вячеслав Евтых и другие подарили публике прекрасное настроение, напомнив хиты артиста, а также исполнив и свои песни. Руслан Кайтмесов посвятил исполнителю свою новую композицию под названием «Мужская дружба».
Участники благотворительного концерта в поддержку певца и композитора Нурбия Емижа. Руслан Мекулов, Аслан Тлебзу, Анна Бершадская, Анжелика Начесова, Магамет Дзыбов, Айдамир Мугу
«Мы были рады помочь Нурбию в лечении. В сложные периоды жизни особенно ясно видно, кто тебе друг, а кто нет. Поэтому, исполняя трек, я заново его пережил, еще больше прочувствовал. Хочу пожелать здоровья всем и чтобы горе не посещало ваши дома!», — прокомментировал Руслан.
Предлагаем вам посмотреть полную версию благотворительного концерта и еще раз вспомнить песни Нурбия Емижа, которые так ярко и колоритно прозвучали в современной обработке в тот вечер.
ЕМИЖ НУРБИЙ МОССОВИЧ
Бизнесмен ЕМИЖ НУРБИЙ МОССОВИЧ ИНН: 010600885626
Регистрация: Нет данных
РЕЕСТР ДИСКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛИЦ: Отсутствует
Предпринимательский рейтинг: МАЛО ДАННЫХ
По компаниям, которыми руководит или руководил ЕМИЖ НУРБИЙ МОССОВИЧ не было выставленных претензий от партнёров и клиентов на 13.10.2021.
У Вас есть претензии к компаниям которыми руководит ЕМИЖ НУРБИЙ МОССОВИЧ?
Выставьте публичную претензию на портале inJust.
По данным ФНС ЕМИЖ НУРБИЙ МОССОВИЧ не является в настоящее время руководителем каких-либо юридических лиц.
По данным ФНС ЕМИЖ НУРБИЙ МОССОВИЧ не был(а) ранее руководителем юридических лиц.
Является в настоящее время учредителем или совладельцем в следующих компаниях:
Действующая ОГРН 1140100000237 от 09.07.2014
Доля: N/A
Был(а) ранее учредителем или совладельцем в следующих компаниях:
Ликвидирована
Доля: N/A, с 17.03.2004
ЕМИЖ НУРБИЙ МОССОВИЧ не имеет в настоящее время регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или главы фермерского хозяйстве по данным ФНС.
ЕМИЖ НУРБИЙ МОССОВИЧ не имеет по состоянию на 13.10.2021 аннулированных регистраций в качестве индивидуального предпринимателя или главы фермерского хозяйства по данным ФНС.
В этом отчёте вы можете проверить в каких компаниях является руководителем или учредителем ЕМИЖ НУРБИЙ МОССОВИЧ, а так же был ли ЕМИЖ НУРБИЙ МОССОВИЧ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя или главы фермерского хозяйства. По мере появления данных о реальной хозяйственной деятельности связанных компаний, ЕМИЖ НУРБИЙ МОССОВИЧ получит рейтинг как бизнесмен. Рейтинг бизнесмена может косвенно влиять на все связанные компании.
Все данные получены их открытых источников: федеральной налоговой службы, федеральной службы судебных приставов, электронного правосудия, реестра банкротств и реестра залогов. Администрация портала не несёт ответственность за ошибки содержащиеся в источнках данных.
Для использования всех возможностей портала необходимо перейти в личный кабинет. Вход возможен только с помощью ГосУслуг или ЭЦП (для ЮЛ).
Муфтий Адыгеи требует наказать милиционеров, избивших группу мусульман
Нурбий Емиж
В Республике Адыгея проводится прокурорское расследование инцидента, произошедшего 22 октября в столице Адыгеи г. Майкопе. В тот вечер группа мусульман была задержана сотрудниками милиции, когда они выходили из мечети. Их доставили в отделение милиции, где, по некоторым данным, те подверглись избиению. На следующее утро задержанных доставили в суд, однако судья постановил задержанных отпустить за неимением состава административного правонарушения.
По поводу инцидента высказался и пресс-секретарь парламента Адыгеи Адыгэ-Хасэ. Он подчеркнул в разговоре с корреспондентом «Кавказского узла», что ситуация в республике абсолютно спокойная, никаких эксцессов или протестных выступлений не происходит.
Напомним, 22 октября сразу же после ночного намаза сотрудниками милиции была задержана группа мусульман, выходивших из соборной мечети Майкопа, всего 6 человек. Эта акция проводилась в рамках мероприятия по выявлению «экстремистского подполья» РУБОП МВД Адыгеи.
Захваченных мусульман доставили в РУБОП МВД Адыгеи, где продержали всю ночь, добиваясь у них под пытками признания в причастности к экстремистам. Мусульман избивали и подвергали унизительным допросам, раздев их до гола. Главное обвинение захваченным в мечети мусульманам было заключено в том, что они соблюдают исламские нормы гигиены и носят бороды.
Автор: Маша Снегова, собственный корреспондент «Кавказского узла»
Муфтий Нурбий Емиж: «Адыги-репатрианты не должны быть служителями религии в Адыгее и занимать посты имамов»
В беседе с корреспондентом «Кавказского узла» муфтий Адыгеи и Краснодарского края Нурбий Емиж заявил: «Адыги-репатрианты не должны быть служителями религии в Адыгее и занимать посты имамов». По его словам, «у них другой менталитет, они привыкли к совершенно другому подходу к религии в мусульманских странах, в которых ранее проживали. А нам нельзя забывать, что мы живём не в исламском государстве и в первую очередь должны выполнять законы нашей страны».
Как напоминает «Кавказский узел», «в начале 90-х, были сняты запреты на религию, и каждый получил право свободного вероисповедания. Почти одновременно с этим был поднят ‘железный занавес’, отделявший россиян от других стран и некоторые представители адыгской диаспоры получили возможность возвращения на родину.
Первые два муфтия в республике были назначены на этот пост из числа репатриантов. (В последующем практика назначения репатриантов на должность муфтия была прекращена, но со времён восстановления в республике института муфтиев до сегодняшнего дня на этот пост так и не был ни разу назначен человек с религиозным образованием). Имамом Майкопской соборной мечети также до последнего времени был репатриант из Сирии.
Со временем среди репатриантов и соотечественников прибывавших из-за рубежа, оказались люди и с высшим религиозным образованием, которые также занимались религиозной деятельностью при ДУМ Адыгеи и Краснодарского края.
Позже практически все они были вынуждены оставить свои посты, а вместе с ними и свою историческую родину и вернуться обратно заграницу.
Один из репатриантов с высшим религиозным образованием Рамадан Цей был единственным в истории Адыгеи, кто был официально депортирован из республики якобы ‘по причине нарушения правил паспортно-визовой службы'».
Последний так прокомментировал слова муфтия Адыгеи и Краснодарского края: «В последнее время Емиж стал открыто заявлять, что репатриантам нельзя заниматься религиозными делами в Адыгее, быть служителями религии. Такое заявление является противоправным. Оно противоречит и российскому законодательству, и нормам ислама, и общечеловеческим нормам.
По российским законам, адыги, живущие за рубежом, вправе вернуться на свою историческую родину и заниматься любой деятельностью, не являющейся противоправной. Если у репатрианта религиозное образование, то где он ещё может найти себе применение, как ни в области религии? Но Емиж не может с этим согласиться. Почему? Потому что кто бы из репатриантов не пришёл служителем религии, он будет знать больше чем Емиж о религии. На фоне них, имеющих религиозное образование, он будет выглядеть неприглядно».