нрав и жизнь бесовские это

Тщеславие

Самая скрытная из всех душевных страстей есть тщеславие. Эта страсть более всех других маскируется перед сердцем человеческим, доставляя ему удовольствие, часто принимаемое за утешение совести, за утешение Божественное.

Тщеславие растлевает душу точно так же, как блудная страсть растлевает душу и тело. Тщеславие делает душу неспособной для духовных движений, которые тогда начинаются, когда умолкнут движения душевных страстей, будучи остановлены смирением.

Пребывай в евангельских заповедях, с терпением и долготерпением борясь против страстей, не приходя в уныние и безнадежие при побеждении твоем помыслами и ощущениями греховными, впрочем, и не попускай себе произвольно побеждения. Упав, вставай, опять упав, опять вставай, пока не научишься ходить без преткновения. Чаша немощи имеет свою пользу: до известного времени она попускается Промыслом Божиим подвижнику для очищения от гордости, гнева, памятозлобия, осуждения, высокомудрия и тщеславия. Особенно важно усмотреть в себе действие тщеславия и обуздать его. Пока оно действует, человек не способен вступить в страну жительства духовного, в которую вход есть беспристрастие, даруемое пришествием мира Христова.

Святые отцы, учители Церкви, при свете Христовом, при свете Святого Духа, вглядевшиеся в глубину сердца человеческого, усмотревшие в этой глубине образ действия различных страстей, называют тщеславие страстью многообразной, самой тонкой, неудобопостижимой. 362 Все прочие страсти возмущают спокойствие человека, немедленно обличаются совестью; страсть тщеславия, напротив того, льстит падшему сыну Адама, приносит ему как бы наслаждение, представляется утешением духовным в награду за совершенное доброе дело. Все прочие страсти прямо нарушают противоположные им добродетели: так, объедением нарушается воздержание, гневом – кротость, сребролюбием – щедрость. Тщеславие с виду не нарушает ни одной добродетели; оно, татебным образом отняв у человека памятование о Боге, о несказанном величии Божием, о несказанной святыне Его, перед которой самые «небеса нечисты» ( Иов 15, 15 ), увлекает падшего человека взглянуть на себя с одобрением и удовольствием, полюбоваться собой. «Я не таков, как прочие люди» ( Лк. 18, 11 ), – говорит оно! В ослеплении своем из удовлетворения самим собой тщеславный благодарит Бога, забыв, что благодарение Богу падшим человечеством может быть приносимо только из видения множества собственных согрешений и немощей, видения, соединенного с видением неизреченных благодеяний Создателя к Его созданию, к созданию погибшему. Тщеславие радуется, когда увидит, что человек обогащается добродетелями: оно надеется обратить всякую добродетель в согрешение, надеется сделать всякую добродетель причиной и поводом к осуждению человека на суде Христовом. Оно покушается пророчествовать! Оно дерзостно стремится к творению чудес и решается искушать Господа! Чуждое духовного дара, оно ищет представить себя имеющим дар или, по крайней мере, внушить подозрение к себе в людях, как к чему-либо сверхъестественному; оно ищет этим обманом бедственно утешить себя. Оно соприсутствует подвижнику при его посте, при его молитве, при его милостыне, при его бдениях, при его коленопреклонениях, стараясь восхитить жертву, приносимую Богу, и, осквернив ее человекоугодием, сделать непотребной. Оно преследует раба Христова в уединении кельи его, в его затворе; не имея возможности доставить подвижнику душепагубную похвалу от посторонних зрителей, приносит ему похвалу в помыслах, рисует и изображает обольстительно в воображении славу человеческую. Часто оно действует без помысла и мечтания, но познается единственно по отсутствию из сердца блаженного умиления, блаженного памятования и сокрушения о согрешениях.

Противостанем с решимостью, с самоотвержением душепагубной и льстивой страсти тщеславия! Противостанем ей, утвердив на камени Христовых заповедей наше слабое сердце, которое само по себе удобно колеблется как бы от ветров, от влияния и действия на него различных страстей. Отвергнув и постоянно отвергая тщеславие, мы будем уже в безопасности от другой страсти, от ужасной страсти лицемерия. Добрые дела наши и подвиги будем совершать по наставлению Спасителя – втайне. Принимая участие в церковных последованиях, остережемся от проявления при них каких-либо особенных порывов нашей набожности, которые бы резко отличали нас от братий наших. Если же в уединенном затворе, при уединенной молитве, при душеназидательном чтении и размышлении тщеславный помысел, проникнув сквозь заключенную дверь, проникнув к самому уму нашему, к самому сердцу, будет представлять нам для прельщения нашего славу человеческую, как украшенную блудницу, – возведем скорее мысль на небо пред Бога. Когда ум человеческий озарится духовным созерцанием Божественной славы и величия и низойдет оттуда к созерцанию самого себя, тогда он видит уже не величие человечества. Он видит его нищету, греховность, немощь, падение; видит приговор смертный, изреченный на всех; видит тление и смрад всех при постепенном, никем не минуемом исполнении приговора. Он стяжавает правильное понятие о человеке, чуждое тщеславного обольщения, и восклицает вместе с Иовом: Владыко Господи! «Теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» ( Иов 42, 5–6 ). Истинное смирение – от богопознания.

Страсть тщеславие – искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Словооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

Преподобный Кассиан Римлянин. О осьми страстных помыслах. Св. Иоанн Лествичник. Слово 22. О тщеславии.

Источник

Тщеславие

Тщесла́вие — ярко выра­жен­ное (внут­ренне или внешне) стрем­ле­ние к земной славе, тщет­ной и бес­смыс­лен­ной с точки зрения Бога, бес­по­лез­ной в отно­ше­нии спа­се­ния и вечной жизни; страсть к земным поче­стям, почи­та­нию.

Явля­ется ли тще­сла­вие формой пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти?

По своему внут­рен­нему харак­теру тще­сла­вие явля­ется стра­стью. Как и любая другая гре­хов­ная страсть, тще­сла­вие, раз­ви­ва­ясь, настолько овла­де­вает чело­ве­ком, что фак­ти­че­ски пре­вра­щает его в своего плен­ника или раба.

Тще­слав­ный чело­век ищет славы почти что везде, где может найти; пора­жен­ный этим поро­ком, несчаст­ный готов вели­чаться едва ли не каждым своим, более или менее зна­чи­мым, поступ­ком.

Тще­слав­ные люди встре­ча­ются среди пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных соци­аль­ных слоев, рели­ги­оз­ных общин. Есть они и в хри­сти­ан­ской среде.

Как ни уди­ви­тельно, но доста­точно часто тще­слав­ные люди ищут повода для над­мен­но­сти и вос­хва­ле­ния даже в том, что, каза­лось бы, совер­шено чуждо над­мен­но­сти и жажды похвалы, напри­мер, в сми­ре­нии.

Впро­чем, как пра­вило, это бывает свя­зано с тем, что за под­лин­ное, бого­угод­ное сми­ре­ние часто при­ни­ма­ется ложное, лице­мер­ное, теат­раль­ное (см. подроб­нее: Хри­сти­ан­ское и псевдо-хри­сти­ан­ское сми­ре­ние).

«Сми­ря­ясь» по форме, но не по суще­ству, тще­слав­ный гордец нахо­дит для себя допол­ни­тель­ные поводы к само­воз­ве­ли­чи­ва­нию, к тще­слав­ной само­оценке, мол, ах, какой я сми­рен­ный, какой моло­дец! Осо­бенно боль­шое удо­воль­ствие ложно сми­ря­ю­щийся гордец испы­ты­вает тогда, когда на его «сми­ре­ние» с вос­тор­гом обра­щают вни­ма­ние окру­жа­ю­щие его люди: ах, как он сми­ренно кла­ня­ется, как скромно оде­ва­ется, как кротко и сми­ренно раз­го­ва­ри­вает с батюш­кой, как сми­ренно бьёт себя в грудь!

Нередко тще­слав­ные люди пуб­лично назы­вают себя пер­выми греш­ни­ками, самыми греш­ными из всех греш­ни­ков, чем, опять же, выка­зы­вают напуск­ное сми­ре­ние и рас­ка­я­ние. В дей­стви­тель­но­сти же такого рода «сми­ре­ние» и «рас­ка­я­ние» явля­ются наи­бо­лее изощ­рён­ной формой гор­дыни, мол, ай, какой я нели­це­мер­ный, ай, какой искрен­ний и откры­тый, ай, какой моло­дец!

Слу­ча­ется, что от «сми­ре­ния» и «рас­ка­я­ния» не оста­ется и следа, как только обли­че­ние, даже и спра­вед­ли­вое, выска­зы­ва­ется со сто­роны посто­рон­них людей. Слыша подоб­ные обли­че­ния, тще­слав­ный чело­век мгно­венно забы­вает, что он — греш­ник из греш­ни­ков, достой­ный нака­за­ния, и вместо доб­ро­душ­ного согла­сия с обви­ни­те­лем гневно отве­чает ему, при­бли­зи­тельно так: на себя, убогий, посмотри! кто ты такой, чтобы ука­зы­вать мне, как жить?

Зара­жен­ный тще­сла­вием чело­век болез­ненно реа­ги­рует на недо­ста­ток при­зна­ния его личных заслуг, на дефи­цит похвал. Он не просто стре­мится к земной, тщет­ной славе: на её поиски он рас­хо­дует зна­чи­тель­ную часть своего лич­ного вре­мени, своих соб­ствен­ных сил. Стало быть, тще­сла­вие есть не что иное как одна из форм нездо­ро­вой пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Тще­сла­вие – иска­ние славы чело­ве­че­ской, хва­стов­ство. Жела­ние и иска­ние земных и сует­ных поче­стей… Вни­ма­ние к кра­соте своего лица, при­ят­но­сти голоса и прочим каче­ствам тела. Рас­по­ло­же­ние к наукам и искус­ствам гиб­ну­щим сего века, иска­ние успеть в них для при­об­ре­те­ния вре­мен­ной, земной славы.

Стыд испо­ве­до­вать грехи свои. Само­оправ­да­ние. Пре­ко­сло­вие. Состав­ле­ние своего разума. Лице­ме­рие. Ложь. Лесть. Чело­ве­ко­уго­дие. Зависть. Уни­чи­же­ние ближ­него. Пере­мен­чи­вость нрава. При­твор­ство. Бес­со­вест­ность. Нрав и жизнь бесов­ские»

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник под­чёр­ки­вал изво­рот­ли­вость этой стра­сти: Тще­сла­вие ко всему льнет: тще­слав­люсь, когда пощусь, но когда раз­ре­шаю пост, чтобы скрыть от людей свое воз­дер­жа­ние, опять тще­слав­люсь, считая себя мудрым; побеж­да­юсь тще­сла­вием, одев­шись в хоро­шие одежды; но и в худые оде­ва­ясь, также тще­слав­люсь; стану гово­рить, побеж­да­юсь тще­сла­вием, замолчу, опять им же побеж­ден бываю. Как ни брось сей трезу­бец, все он станет верх острием.

… В тще­сла­вии, как гово­рит святой Иоанн Лествич­ник, мы дела­емся наг­лыми перед Богом и трус­ли­выми перед людьми; потому что тще­слав­ный чело­век, это чело­век, кото­рый ищет одоб­ре­ния от людей, кото­рый пре­дает себя чело­ве­че­скому суду, забы­вая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.

Тще­слав­ный чело­век – это чело­век, кото­рый боится того, что о нем поду­мают и скажут люди; это чело­век, кото­рый готов купить их одоб­ре­ние любой ценой: стать недо­стой­ным себя самого, стать недо­стой­ным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осу­дили, не осме­яли, лишь бы его похва­лили. И похвалу эту тще­слав­ный чело­век ищет не в самом вели­ком, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низ­мен­ном, самом ничтож­ном, чем он может купить чело­ве­че­ское одоб­ре­ние или отве­сти от себя чело­ве­че­ский суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одоб­ре­ние, эту под­держку он ищет от людей, кото­рых он сам пре­зи­рает в тайне своей души, от людей, кото­рые часто в его соб­ствен­ных глазах не имеют ника­кого права про­из­не­сти над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слиш­ком низ­менны, слиш­ком ничтожны. И через тще­сла­вие чело­век мель­чает, уни­жа­ется, дела­ется недо­стой­ным соб­ствен­ного своего ува­же­ния; и одно­вре­менно он отстра­няет Божий суд: потому что Божий суд тре­бует от него вели­чия, тре­бует от него, чтобы он нико­гда себя не про­да­вал чело­ве­че­скому суду. Этот соблазн тще­сла­вия для каж­дого из нас, в каждое мгно­ве­ние, явля­ется опас­но­стью; он при­леп­ля­ется к добру и ко злу. И через то, что хоро­шее в нас, и через то, что пре­зренно в нас, мы ищем чело­ве­че­ского одоб­ре­ния, мы ищем купить доброе отно­ше­ние людей, и поэтому не только зло, но и добро отрав­ля­ются этим тще­сла­вием.

В жизни св. Мака­рия Вели­кого рас­ска­зы­ва­ется, как после его смерти один из его уче­ни­ков видел, как душа его воз­но­си­лась на небо; и на пути его ста­ра­лись оста­но­вить бесы, упре­кая его в грехах, кото­рые он совер­шил или не совер­шил; и он про­хо­дил мимо них. И когда он дошел до самых рай­ских дверей, бесы, желая уло­вить его хоть в послед­нее мгно­ве­ние его вос­хож­де­ния к Богу, вос­клик­нули: Мака­рий! Ты нас побе­дил. И в своей духов­ной муд­ро­сти святой Мака­рий обер­нулся к ним и уже в дверях рай­ских сказал: Нет еще! – и вошел в Цар­ство Божие. Только пре­зре­нием к тще­сла­вию, только готов­но­стью быть суди­мым Богом единым и никем другим, кроме нашей сове­сти, кото­рая есть голос Божий в нас, можем мы всту­пить на путь реаль­но­сти, на путь жизни, ото­рваться от при­зра­ков и от лжи. И поэтому в начале Вели­кого Поста, напом­нив нам о нашей сле­поте духов­ной, Цер­ковь в первую оче­редь нам гово­рит о том, что только ото­рвав­шись от тще­сла­вия, стал Закхей спо­соб­ным при­нять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спа­си­теля Гос­пода Иисуса Христа; стал спо­соб­ным пока­яться – т.е. отвер­нуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути – и поэтому о нем сказал Гос­подь, что пришло спа­се­ние дому его.

От тще­сла­вия твоего ты погу­бил муд­рость твою. ( Иез. 28:17 )

Что ты имеешь, чего бы не полу­чил? А если полу­чил, что хва­лишься, как будто не полу­чил? ( 1Кор.4:7 ).

А я не желаю хва­литься, разве только кре­стом Гос­пода нашего Иисуса Христа, кото­рым для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ).

Ищущий славы то вдруг от радо­сти под­ни­ма­ется вверх, то снова легко погру­жа­ется, бывает всегда в тре­воге и нико­гда в покое.
Ты пришел на пло­щадь и обра­тил на себя вни­ма­ние при­сут­ству­ю­щих? Что же еще? Ничего. Все исчезло и прошло, как рас­се­яв­шийся дым. Отчего же мы так при­страстны к вещам ничтож­ным? Какое без­рас­суд­ство! Какое безу­мие!
Другие стра­сти, хотя заклю­чают в себе боль­шой вред, но, по край­ней мере, при­но­сят и неко­то­рое удо­воль­ствие, хотя и вре­мен­ное и корот­кое… но обла­да­е­мые стра­стью тще­сла­вия всегда живут жизнью горь­кою, лишен­ною вся­кого удо­воль­ствия. Ибо они не дости­гают того, что так любят… Потому и сама страсть эта назы­ва­ется не славой, а тще­сла­вием… Она тщетна и не имеет в себе ничего бли­ста­тель­ного и слав­ного.
святи­тель Иоанн Зла­то­уст († 407)

Как дни сме­ня­ются ночами и лета зимами, так тще­сла­вие и сла­сто­лю­бие – печа­лями и болез­нен­ными стра­да­ни­ями, или в насто­я­щем веке, или в буду­щем.
пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник († 662)

В тще­слав­ную душу снова воз­вра­ща­ются стра­сти, неко­гда ею побеж­ден­ные и исшед­шие из нее.
пре­по­доб­ный Исаак Сирин (VII век)

Какое Вам дело до других людей, для чего Вам нужно, чтобы о Вас думали только хорошо, что пользы, если весь мир будет хва­лить Вас, а Гос­подь скажет: не знаю вас… Зачем и Вы сами себя хотите видеть во всем хоро­шей по-мир­скому? А по-духов­ному хорош только тот, кто искренне от всей души счи­тает себя хуже всех.
игумен Никон (Воро­бьев)

Источник

Нрав и жизнь бесовские это

1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

1. Воздержание

Удержание от излишнего употребления пищи и питания, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью, обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя ее.

нрав и жизнь бесовские это. Смотреть фото нрав и жизнь бесовские это. Смотреть картинку нрав и жизнь бесовские это. Картинка про нрав и жизнь бесовские это. Фото нрав и жизнь бесовские это

2. Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

2. Целомудрие

Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.

нрав и жизнь бесовские это. Смотреть фото нрав и жизнь бесовские это. Смотреть картинку нрав и жизнь бесовские это. Картинка про нрав и жизнь бесовские это. Фото нрав и жизнь бесовские это

3. Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах обогащения. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

3. Нестяжание

Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца.

4. Гнев

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

4. Кротость

Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

нрав и жизнь бесовские это. Смотреть фото нрав и жизнь бесовские это. Смотреть картинку нрав и жизнь бесовские это. Картинка про нрав и жизнь бесовские это. Фото нрав и жизнь бесовские это

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

5. Блаженный плач

Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от их легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов их. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.

нрав и жизнь бесовские это. Смотреть фото нрав и жизнь бесовские это. Смотреть картинку нрав и жизнь бесовские это. Картинка про нрав и жизнь бесовские это. Фото нрав и жизнь бесовские это

6.Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвыи душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

6. Трезвение

Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое, по возможности, исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

нрав и жизнь бесовские это. Смотреть фото нрав и жизнь бесовские это. Смотреть картинку нрав и жизнь бесовские это. Картинка про нрав и жизнь бесовские это. Фото нрав и жизнь бесовские это

нрав и жизнь бесовские это. Смотреть фото нрав и жизнь бесовские это. Смотреть картинку нрав и жизнь бесовские это. Картинка про нрав и жизнь бесовские это. Фото нрав и жизнь бесовские это

7. Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

7. Смирение

Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства евангельского. Отвержение премудрости земной, как непотребной перед Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.

нрав и жизнь бесовские это. Смотреть фото нрав и жизнь бесовские это. Смотреть картинку нрав и жизнь бесовские это. Картинка про нрав и жизнь бесовские это. Фото нрав и жизнь бесовские это

8. Гордость

Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать? Последую ли примеру ветхого Адама, который, увидев наготу свою, спешит скрыться от Бога? Стану ли подобно ему оправдываться, возлагая вину на вины греха? Напрасно – скрываться от Всевидящего! Напрасно – оправдываться перед Тем, Кто всегда побеждает, «внегда судити» Ему (Пс. 50, 6).

Облекусь же вместо смоковичных листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану перед лицом Бога моего. В раю ли? Я изгнан оттуда, и херувим, стоящий при входе, не впустит меня! Самою тягостию моей плоти я пригвожден к земле, моей темнице!

В краткую минуту умиления, в которую открываются очи ума для самопознания, которая приходит так редко, написал я это в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление. А ты, кто с верою и любовью о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, найдешь в них что-нибудь полезное себе, принеси сердечный вздох и молитву о душе, много пострадавшей от волн греховных, видевшей часто перед собою потопление и погибель, находившей отдохновение в одном пристанище: в исповедании своих грехопадений.

8. Любовь

Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении1. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме.

Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения. Конец бесконечен!

нрав и жизнь бесовские это. Смотреть фото нрав и жизнь бесовские это. Смотреть картинку нрав и жизнь бесовские это. Картинка про нрав и жизнь бесовские это. Фото нрав и жизнь бесовские это

Блог составлен на основе «В помощь кающимся»святитель Игнатий (Брянчанинов) и дополнен схемами из Лествицы Иоанна Лествичника. Для удобства сгруппировал страсти с противоположными им добродетелями. Думаю так удобнее будет. Надеюсь, что будет полезно вам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *