Тухум это что такое

Тухум

Дореволюционные историки, этнографы и юристы уподобляли дагестанский тухум XIX в. классическому роду и объявляли Дагестан краем, в котором господствует родовой строй, ошибочно принимая пережитки родовой и патриархальной семейной общины в Дагестане за живое ее бытование. Между тем дагестанский тухум в этот период уже не являлся классическим родом, так как здесь отсутствовала необходимая основа классического рода – родовая собственность на средства производства. Тухум уже не был ни хозяйственной, ни политической единицей. В то же время он не был и семейной общиной.

Как известно, в демократической большой семейной общине существовал семейный совет, в котором на равных правах могли участвовать мужчины и женщины. Перед этим собранием отчитывался глава семьи; собрание принимало окончательное решение, чинило суд над членами общин и т. д. Но самое главное заключалось в том, что в такой архаической большой семье существовала полная общность производства и потребления.

В Дагестане XIX в. об этом не могло быть и речи. Если и существовала нераздельная семья позднейшего типа, то уклад в ней отнюдь не был демократическим. Женщина была придавлена и унижена не только пережитками патриархальных обычаев, но и исламом.

Дагестанский тухум к этому времени представлял собой родственную группу по отцовской линии, которая, вероятно, образовалась в результате распада большой патриархальной семейной общины на малые индивидуальные семьи, сохранявшие между собой экономические и этические связи: взаимопомощь, привилегии родственников на приобретение дома или пахотного участка, расположение в селении домов малых семей в одном квартале.

Таким образом, дагестанский тухум – это лишь пережиточная форма ранее существовавших кровнородственных связей. М. О. Косвен называет его патронимией. «Патронимия, – пишет М. О. Косвен, – возникая и складываясь в условиях патриархально-родового строя и сохраняясь в последующих формациях, имеет сама свою историю и претерпевает вместе с развитием всего общества весьма значительные и глубокие изменения – от ее архаической формы, выражающей ее первоначально-общинную, коллективистическую сущность, до ее распадного и пережиточного состояния»[7]. В этом последнем состоянии мы и застаем тухумы Дагестана в XIX в.

Тухум не имел обычного для настоящего рода тотемного названия, не имел тухумного культа; названия тухумов происходили или от имени какого-либо видного предка, или же от характера прежней деятельности лиц, которые входили в тухум, или же от названия их прежнего места жительства. Как свидетельствуют публикуемые нами документы, в дагестанский тухум могли входить не только родственники, но и лица, происходящие из других тухумов. Таким образом, кровнородственный характер тухума в известной мере был нарушен; тухум XIX в. не знает ни общности производства, ни общности потребления.

Основными характерными чертами дагестанского тухума XIX в. являются: защита члена тухума не всем тухумом, а ближайшими родственниками; отсутствие экономического и политического равенства между отдельными членами тухума; отсутствие тухумной власти; решение дел членов тухума не тухумной организацией или единолично тухумным старейшиной, а администрацией сельской общины, выборными старейшинами, позже (с 60-х годов XIX в., после присоединения к России) сельским старшиной и сельским судом.

Как явствует из публикуемых архивных материалов о тухумах, богатые и сильные тухумы занимали в сельском обществе привилегированное положение. В некоторых обществах только лица из определенных фамилий имели право занимать должность старейшины: так, например, в узденской части Табасарани, в селениях Ругуджа, Храх и Хив старейшины были наследственными. В раятской же части Табасарани тухумы вовсе не имели влияния на общественное управление. Здесь существовали сословия и действовала власть бека.

Почти в каждом селении имелся тухум «лагазал», что значит тухум рабов. Они происходили от бывших военнопленных, превращенных в рабов, но уже освобожденных и успевших обзавестись своим хозяйством наравне с узденями. В 1855 г. в Аварии оставалось всего лишь 30 еще не освобожденных рабов, которыми владели отдельные богатые уздени.

В 60-х годах XIX в. врач Кюринского округа А. Цветков, материалы которого о тухумах мы публикуем, изучил тухумы этого округа и пришел к выводу, что тухум – это «круг родственников, происходящий от одного предка; называется же тухум не только от имени родоначальника, но и по каким-либо случайным обстоятельствам». По свидетельству А. Цветкова, глава тухума не имел никакой принудительной власти, а мог давать только советы. В круг обязанностей тухума не входило оказание помощи бедным членам, они получали лишь некоторую помощь из фонда зеката в сельской мечети. Тухум мог исключить недостойного члена из своей среды; об этом объявлялось в мечети.

В указанный период выкуп за кровь платила семья убийцы, родственники же могли только помочь в уплате, хотя это было необязательно. Более того, родовая месть, как правило, уступила место индивидуальной мести, но отклонение от этого общего правила опять-таки могло быть.

Из описания А. Цветкова видно, какая громадная пропасть лежит между классическим родом и дагестанским туху-мом, хотя отголоски первобытнообщинного строя в тухумной организации Дагестана, бесспорно, имеют место.

Длительное сохранение пережиточных форм родовой организации объясняется рядом специфических условий, которые были присущи обществам нагорного Дагестана, в частности существованием натурального хозяйства, отсутствием централизованной государственной власти, в связи с чем возникала необходимость для защиты личности и имущества не только сохранять узы родства, но и создавать их искусственно (прием в тухум посторонних, молочное родство, добровольное объединение в один тухум выходцев из разных селений при заселении нового аула и т. д.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Тухум

Смотреть что такое «Тухум» в других словарях:

тухум — сущ., кол во синонимов: 1 • народ (200) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ТУХУМ — родственная группа у народов Кавказа … Этнографический словарь

тухум — тухум, родственная группа у народов Кавказа … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Тухум — Квартал (1) горского селения. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

ТУХУМ — родственная группа у народов Кавказа … Словарь этнографических терминов

Тухум-барак (Изделие из теста) — Кухня: Таджикская кухня Тип блюда: Вторые блюда Продукты: Мука пшеничная 100, масло топленое 50, яйца 3шт., лук репчатый 15, молоко 25, сметана 20, соль. Рецепт приготовления … Энциклопедия кулинарных рецептов

Тухум-дульма (Котлеты) — Кухня: Узбекская кухня Тип блюда: Вторые блюда Продукты: Говядина 75, хлеб пшеничный 20, лук репчатый 10, яйца 1,5 шт., сухари 7, комбижир животный 20, картофель 165, помидоры 40, соус красный 50, соль. Рецепт приготовления: В текущей категории… … Энциклопедия кулинарных рецептов

Нур-Тухум — 671193, Бурятия Республики, Селенгинского … Населённые пункты и индексы России

Тохум — (тухум по лезгин. толпа, большое стечение народа) среди горцев Дагестана агнатический союз родственников только со стороны отца; родственники со стороны матери считаются чужеродцами, на которых не распространяется начало родовой солидарности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Квардал — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/24 августа 2012. Дата постановки к улучшению 24 августа 2012 … Википедия

Источник

ТУХУМЫ И ТЕЙПЫ. РОДОВАЯ ОБЩИНА У ДАГЕСТАНЦЕВ И ВАЙНАХОВ

Дагестанцы, чеченцы и ирокезы

Народы Кавказа в своем общественном развитии прошли те же основные этапы развития, что и многие другие народы мира. Если в далеком прошлом у дагестанских народов и вайнахов господствовала родовая община, то впоследствии основой общественной организации становится семейная община. С увеличением количества населения, появлением богатых и сильных фамилий семейная община разлагалась, усиливалось социальное неравенство. Это привело к появлению новой формы общественных отношений – территориальной, или сельской общины.

Однако, известный дагестанский ученый Расул Магомедов указал на то, что этот подход является ошибочным. Он писал, что традиции «занижения» уровня общественного развития горцев восходят к дворянско-буржуазной историографии. «В дворянско-буржуазной историографии (…большей частью царские администраторы и высшие офицеры) тезис о «дикости» и «хищничестве» горцев выдвигается основной причиной столкновения с русской армией…». Со временем советское кавказоведение доказало, что подобный подход к природе северокавказского рода является крайней архаизацией тухумов и тейпов, и отказалось от взглядов Ковалевского. Как писал чеченский ученый Магомет Мамакаев, северокавказский род «отнюдь не был архаическим родом, каким он был у ирокезов».

Отличие тухумов и тейпов

Сегодня природа дагестанских тухумов и вайнахских тейпов изучена досконально, что позволяет нам просто обобщить общепринятые определения. Большинство исследователей сходится в мысли, что и дагестанский тухум и вайнахский тейп представляли собой большую семью, семейную общину. Эта община включала в себя не только всех близких и дальних родственников, но даже и тех, кто вышел из дальних мест и присоединился к данной фамилии, принял ее название и поселился на принадлежащем ей участке земли. Кроме того, близкие и дальние родственники, составлявшие ядро тухума или тейпа, должны были происходить только по отцовской линии.

Таким образом, родственное ядро тухума и тейпа формировалось строго по мужской линии. Но в итоге они включали и приобретенных родственников, поскольку в число членов тухума или тейпа могли входить и пришлые, влившиеся в фамилию. Однако, при одинаковых основах рода в Дагестане, Чечне и Ингушетии (т.е. тухумы и тейпы) обладали отличными друг от друга качественными характеристиками. По словам Мамайхана Агларова, дагестанский тухум в отличие от вайнахского тейпа, осетинского аврида несравненно малочисленнее, чем роды других народов Кавказа, зато многочисленны сами тухумы. Если в Чечне население одного аула могло состоять целиком из представителей одной фамилии, одного тейпа, то в Дагестане в одном ауле или селе из 100-150 домов проживало в среднем от 6 до 12, а то и до 40 тухумов.

Чеченский и ингушский тейп или осетинский аврида – это обширная фамилия, которая может быть расселена по всей области проживания народа. Несколько десятков таких фамилий могут составить ядро целой народности на Северном Кавказе. В Дагестане же даже самые обширные тухумы редко были расселены в нескольких селах в силу своего малого размера. «Обширность» вайнахских тейпов определялась запретом на внутриродовые, внутрифамильные браки у чеченцев и ингушей и поощрением браков межродовых. В то время как малые размеры дагестанских тухумов определялась поощрением внутриродовых и осуждением межродовых браков у дагестанцев. Эти отличия имеют исключительно важное значение для понимания природы тухумов, тейпов и общественно-политического строя народов Кавказа в целом.

Малые размеры дагестанских тухумов делали возможной появление крайне раздробленной политической системы – сети «вольных обществ» и их федераций, которая мелкой политической сетью покрывала всю территорию проживания дагестанских народов. Обширность же тейпов, в свою очередь, предполагала более единую и обширную политическую систему в пределах всей народности, каковая и утвердилась в Чечне во главе с Мехк Кхелом (советом страны), собиравшимся ежегодно.

Тухумы и тейпы в политической системе

Однако дагестанский тухум и нахский тейп отличались не только семейно-брачными традициями, пределявшими степень политической мозаичности региона, но и своими социально-политическими функциями. Так, сами дагестанские тухумы не являлись политическими образованиями. Во-первых, тухумы не имели институционализированных органов административного правления. Традиционными политическими единицами в Дагестане являлись не тухумы, а сельские общины (джамааты, от араб. – «общество», «община», «сообщество») и их союзы («вольные общества»).

Во-вторых, так называемый, глава тухума выдвигался без публичных выборов, сообразно уму, влиянию и репутации. Глава тухума являлся скорее представителем данного тухума во властных органах джамаата, нежели администратором в тухуме. В-третьих, каждая малая семья в джамаате, за исключением нескольких случаев, была юридически ответственна перед джамаатом или союзом джамаатов, а не перед тухумом. Не имели тухумы также никаких «общих» сходов: все вопросы, находившиеся во внутритухумной компетенции, решались на совещании глав нескольких влиятельных семей. В-четвертых, тухум не знал также общей собственности, за исключением редко встречаемых объектов хозяйственной или бытовой кооперации. Тухум не обладал также суверенитетом, верховной властью. Джамаат же, напротив, располагал учреждениями внутреннего самоуправления и для внешнеполитических связей.

Совет старейшин, кадий, правители, судьи, исполнители, предводители, смотрители, казначей, народное собрание, кодексы адатов (традиционное право) на уровне джамаата или союза джамаатов – вот перечень политического «реквизита», которым обладала дагестанская традиционная административно-политическая единица – независимый джамаат. Тухум же ни одним из перечисленных органов или соответствующим статусом не располагал. Напротив, тухумная организация была крайне упрощена и однопланова.

Что же касается структуры традиционного вайнахского общества, то тейп был необходимой и логической стадией в развитии идеи политического управления. Вайнахский тейп, в отличие от дагестанского тухума, имел, во-первых, институционализированные органы управления. У каждого тейпа был свой совет старейшин (тайпан кхел). Совет старейшин возглавлял предводитель тейпа (хьалханча или тхьамада), хотя, решающую роль в управлении тейпом играл не он, а совет старейшин.

Вайнахские тейпы имели также и своего военачальника (бячча). Во-вторых, совет старейшин и предводитель тейпа избирались на определенный срок самим тейпом и выполняли свои функции, не имея права передавать свои полномочия по наследству. В-третьих, представители тейпов были юридически ответственны перед органами управления (предводителем и советом старейшин).

В-четвертых, тейпы обладали определенной суверенностью по отношению к более высоким уровням политической организации вайнахского общества, о чем свидетельствует наличие военно-политических институтов управления тейпом. К тому же вайнахские тейпы имели в своей собственности определенную территорию, включающую тейповую гору, пахотные и пастбищные земли, тейповую башню и отдельные тейповые кладбища, чего не было в дагестанских тухумах.

Таким образом, после этого краткого обзора особенностей социальной структуры традиционных горских обществ Дагестана, Чечни и Ингушетии можно сделать вывод, что дагестанские тухумы и вайнахские тейпы были весьма развитыми организациями. И потом, обладая различными характеристиками, они формировали отличные друг от друга политические структуры. Однако эти политические структуры дагестанцев и вайнахов, тем не менее, в своих культурно-правовых, социально-экономических и культурно-политических основах были довольно однотипными.

Источник

Тукхум

Тухум это что такое. Смотреть фото Тухум это что такое. Смотреть картинку Тухум это что такое. Картинка про Тухум это что такое. Фото Тухум это что такое

Тухум это что такое. Смотреть фото Тухум это что такое. Смотреть картинку Тухум это что такое. Картинка про Тухум это что такое. Фото Тухум это что такое

Тукхум (также называют туккхум или тухум) у чеченцев — военно-экономическое или военно-политическое объединение тайпов.

Содержание

История

Тукхум (тюрк. род, порода, потомство) — это союз группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач — защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определённую территорию, которая состояла из фактически заселённой им местности, а также окружающего района, где тейпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на своём диалекте вайнахского языка.

Тукхум, в отличие от тейпа, не имел официального главы или военачальника (чеч. бяча ). Таким образом, тукхум был не столько органом управления, сколько социальной организацией.

Совещательным органом тукхума был совет старейшин, который состоял из представителей всех тейпов, входивших в данный тукхум, на равных правах.

Совет старейшин созывался в случае необходимости для решения межтейповых споров и разногласий, для защиты интересов как отдельных тейпов, так и тукхума в целом. Совет старейшин имел право объявлять войну, заключать мир, вести переговоры с помощью своих и чужих послов, заключать союзы и разрывать их.

В XVI—XVII веках возникло девять тукхумов [2] :

Существуют также тейпы, не входящие ни в один из тукхумов.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Тухум это что такое. Смотреть фото Тухум это что такое. Смотреть картинку Тухум это что такое. Картинка про Тухум это что такое. Фото Тухум это что такое

Полезное

Смотреть что такое «Тукхум» в других словарях:

Чеберлой (тукхум) — Чеберлой Самоназвание: чеч. Чlеберлой Общая численность: 107,327[источник не указан 113 дней] чел Расселение: Чечня … Википедия

Мелхий (тукхум) — Мелхи Самоназвание: Маьлхий Общая численность: 35,000 Расселение: Чечня Входят в Чеченцы … Википедия

Терлой (тукхум) — У этого термина существуют и другие значения, см. Терлой. Терлой Самоназвание: Тlерлой Общая численность: 35,000 Расселение … Википедия

Шарой (тукхум) — Шарой Самоназвание: Шарой Общая численность: 100,000 Расселение: Чечня и Дагестан Родовое село: Шарой … Википедия

Шатой (тукхум) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шатой. Шатой Расселение: Чечня Родовое село: Шатой Входят в Чеченцы … Википедия

Нохчмахкахой (тукхум) — Нохчмахкахой Самоназвание: Нохчмахкахой Общая численность: 500,000[источник не указан 136 дней] Расселение: Чечня Входят в … Википедия

Чантий (тукхум) — Чeнтий Самоназвание: ЧIаьнтий Общая численность: 100,000 Расселение: Чечня Родовое село … Википедия

Аккинцы (тукхум) — … Википедия

Орстхой (тукхум) — Орстхой Самоназвание: Орстхой Общая численность: 200,000 Расселение: Чечня Входят в Чеченцы … Википедия

Список чеченских тукхумов и тайпов — См. также: Тукхум и Тайп Герб Республики Ичкерия. Девять звёзд символизируют девять чеченских тукхумов … Википедия

Источник

Краткие сведения о тухумах и степени развития в настоящее время кровомщения между мусульманами

Краткие сведения о тухумах и степени развития в настоящее время кровомщения между мусульманами

Тухумы по роду и состоянию своему принадлежат к тем древним привилегированным семействам, которые по свойству своего сословного значения и по значительности приобретений как материальных, так равно и других имущественных во времена владычества ханов занимали влиятельное положение относительно прочих сословий[64] но в то же время не представляли собой отдельной прочно выработанной потомственной касты, так как значение тухума имело влияние на известную среду и общество до тех пор, пока имущественные приобретения его стояли на несколько процентов выше уровня состояний прочих сословий. Но коль скоро имущество их приходило в упадок, то сообразно такому падению постепенно исчезало и влияние их на среду, в которой до того они пользовались немалым авторитетом.

Замечательно, что влияние тухумов в древние времена на среду низшего и среднего сословия обществ доходило до таких широких размеров, что по всем возникавшим в народе серьезным спорам как вотчинным, так равно и другим тяжебным делам они приглашались в качестве верховных судей и всякое слово, произнесенное ими на суде, хотя бы даже и без предварительного здравого обсуждения существа самого дела, но по высшей степени влиятельности их, исполнялось народом до того свято, что муллы и муштаиды совершенно оказывались несостоятельными к поддержанию юридических основ по правилам шариата. Вообще значение тухумов во времена последнего владетеля Дербента Ших-Али-хана было велико, и народ с особенным благоговением относился к этому элементу В настоящее же время хотя они и сохранили некоторое значение в кружках, облеченных пока полным невежеством по части умственного развития, но зато, с другой стороны, благодаря быстрому распространению влияния российских законов положительно утратили первоначальный свой характер, и, собственно говоря, в городе Дербенте осталось всего два семейства из древних тухумов, именно: Алипанахбековы и Гаджибековы. Из них первое составляет последние звенья племени бояты, которые еще [нет даты] году переселились из Персии в Дербент и образовали здесь первую свою колонию, к которой уже впоследствии времени стали присоединяться и другие выходцы из Персии под названием: Курчи, Хоруллы, Хидра-паи (т. е. мелкими частями) и наконец Мукреи, которые принадлежали к секте суннитов и переселились сюда во время царствования Надыр-хана.

Все эти народы с течением времени образовали одну общую семью с подразделением на секты суннитов и шиитов и говорили исключительно на одном адыльбежанском наречии. Когда же секта суннитов некоторым образом сроднилась с горским племенем посредством бракосочетаний, то с этого времени произошло некоторое изменение в акценте адыльбежанского языка, так что почти половина местных жителей города Дербента в обыкновенном разговорном языке не выражаются чистым адыльбежанским наречием, а очень часто прибегают к употреблению и горских слов.

Обращаясь за сим вновь к тухумам, нельзя не обратить серьезного внимания на то обстоятельство, что влияние выше-объясненных двух семейств на общество в настоящее время, очевидно, с каждым днем становится все слабее и слабее, так как, по-видимому, народ сознательно стал стремиться к восстановлению тех прав своих, которые некоторым образом выходят с общего строя человеческих законов, и как объясняют некоторые мусульмане, то даже будто бы влиятельные особы этой расы деятельно способствуют к выводу своих собратьев от такого невежественного состояния для присоединения их к общей семье цивилизованного мира. Но насколько объяснение это заслуживает вероятия, трудно определить, а только нельзя не отнестись без сожаления к тому, что число этих соревнователей прогресса сравнительно с общею массою всего населения является крайне жалкою цифрою и исключительно из молодых людей, получивших воспитание в учебном заведении или же просто имевших частое столкновение по торговым операциям с европейцами, – тогда как большинство из мусульман, будучи проникнуто чувством высокого фанатизма, отчасти энергично поддерживаемого духовенством, далеко относится не сочувственно к таким стремлениям молодого поколения и всячески старается заглушить в них такие благотворные начала. Понятно, что при таком неестественном настроении умов этого народа потребуется впереди очень много времени, пока народ лично ощутит потребность действительной жизни и сознает необходимость коренной реформы по всем отраслям неправильного склада своей жизни, если, конечно, к скорейшему достижению этой цели не будут со стороны правительства приспособлены какие-либо рациональные меры.

Что же касается существующего у мусульман обряда кровомщения, то это есть следствие каких-либо личных оскорблений, причиненных лицом какого бы сословия ни было другому лицу, и каждый мусульманин по настоящее время, строго придерживаясь в принципе этого обычая, принятого еще спокон веков в основание предками их и созданного понятиями диких тогдашних древних народов под влиянием, конечно, бессознательного понимания прав человека, но тем не менее поощренного и словами Корана, считает священною обязанностью отомстить за всякое кровное оскорбление, ежели не тому лицу, который нанес ему это оскорбление, то по крайней мере одному из членов родственной его семьи, хотя бы и по пятой линии. Впрочем, всякое лицо, желающее освободить себя от такого варварского преследования, при согласии родственников оскорбленного производит известную плату денег и благодаря лишь только этому способу избегает тех несправедливых мщений, которые выработались под влиянием ложных пониманий вещей и невежественного состояния народа. Однако и Коран советует всякое кровное мщение заменять денежным возмездием, обещая за это место в царстве небесном.

Если верить рассказам мусульман, то мера кровомщения во времена владычества ханов имела весьма благотворное влияние на лиц испорченной нравственности, так что всякие пороки, сопряженные как то: с воровством, мошенничеством, шарлатанством и т. д., проявлялись в чрезвычайно незначительной мере, и народ постепенно приходил к сознанию обязанности человека, но что с воцарением уже русского элемента и с введением в область их уголовного кодекса, правда, хотя кровомщение значительно ослабло, но зато нравственный упадок лиц, неспособных к личному труду, при гуманном правлении правительства возвысился было на несколько процентов и через что, собственно, совершались частые убийства и другого свойства преступления. Но это, однако, превосходство русских законов, постепенно проникая в область этой невежественной массы, стало проявлять крайне благотворные последствия, ибо народ начинает сознавать необходимость гражданской жизни и по возможности вступает в среду этой деятельности.

Вообще из всех рассказов жителей города Дербента нужно заключить, что кровомщение в настоящее время почти совершенно ослабло и что народ очень рад нашему закону, предоставившему им возможность искоренить это зло и создать правильное понимание начал об обязанности каждого мирного гражданина. Само собой, что все это могло бы совершиться очень быстро, если бы каста духовенства не была проникнута фанатизмом тех извращенных понятий, которые некоторым образом имеют тесную связь с личным их интересом и которые в то же время они энергически стараются поддержать в слое магометанского элемента. Разумеется, что при таких условиях одно время и степень развития этого народа в состоянии будут вывести их из такого заблуждения и обратить на путь той сознательной жизни, которая может принести им значительную долю пользы как в нравственном отношении, так равно и в других необходимых обстоятельствах в жизни. Но для достижения этой цели, как было сказано выше, необходимо деятельное участие и со стороны правительства, без которого народ этот частью вследствие лени, а частью по случаю нахождения под гнетом своего духовенства не скоро может пробудиться от фанатизма, служащего немалым тормозом к выходу их из стеснительного положения.

ЦГИА ГрузССР, ф. 416, оп. 4, д. 15, лд. 1–4.

Предположительно датируется 50—60-ми годами XIX в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *