новости культурной жизни города это тема речи
Мал, да удал: почему театральные постановки на языках малых народов — это важно для России
Иван Судаков Актер, режиссер, эссеист, продюсер. Работал куратором в Международном фонде Станиславского, на театральном фестивале Сезон Станиславского. Окончил ГИТИС. Автор двух сборников прозы и стихов, основатель собственного театра KTO studio
Наша страна многонациональна. В каждом регионе живет огромное количество народностей. И каждая как может пытается сохранять свой язык, свою культуру, свое наследие. Но с каждым днем им это дается все труднее и труднее. В 2002 году в городе Ханты-Мансийске, что находится далеко-далеко на севере, был основан театр обско-угорских народов под названием «Солнце». Кому это надо?
На календаре 2002 год — выходят самые громкие хиты Шнурова, гибнет Бодров-младший, захвачен «Норд-Ост», Анджелина Джоли усыновляет первого ребенка. И тут в этот ряд незаметно пристраивается театр «Солнце». Зачем? Начну издалека.
В 1993 году в Ленинградской области началось возведение порта Усть-Луга, о необходимости постройки которого шли разговоры весь XX век. И это неудивительно: 329 дней в году порт не замерзает и, кроме того, дает возможность не производить транзитные грузоперевозки через прибалтийские страны.
В 2015 году заказчики рапортовали о том, что первый этап создания завершен. И тут в дело вмешались лингвисты и этнографы. Оказалось, что к югу от возможных построек второго этапа находятся деревни Краколье и Лужицы, в которых проживает исчезающий народ водь.
Малых народов на планете теперь не так много, как было, допустим, в начале прошлого века. За всю мировую историю до XIX века исчезло более 500 народов, а с XIX до наших дней — более тысячи. Показатели неутешительные. Но это и естественно. Самолеты летают, люди знакомятся и влюбляются быстрее, почти что без предубеждений против расы и цвета кожи, государства превращаются в федерации и уже национальное самосознание считается «местечковым». А это совсем не так.
Водь не единственный и, боюсь, уже не самый яркий пример. На Кавказе, на Дальнем Востоке есть множество местностей, куда даже самый отчаянный и влюбленный в свое дело этнограф не отважится поехать. Есть народы, население которых составляет один аул, одна деревня, три дома. И не у каждой народности есть силы и возможность пропагандировать свою культуру посредством искусства.
В своих бесконечных путешествиях по стране я, естественно, таких представителей встречал: «Да? Вы считаете, это кому-то может быть интересно? Вы, молодой человек, очень юны. Людям не до этого. Они уже не думают так. Поэтому я уверен, что вы не правы, молодой человек». Так говорят они и не хотят рассказывать о своих богах и героях и уносят свои легенды в могилу.
Их молодежь не слушает их рассказов. Их рассказы длиннее, чем выпуск Варламова, скучнее, чем тренд в TikTok. Их молодежь едет в Москву. Их молодежь оставляет дома учебник родной речи и говорит только по-русски. Тогда приходит драматург и оборачивает легенды в пьесы. Пьесы берет режиссер и ставит на родном языке со спецэффектами, музыкой и танцами. Танцы и спецэффекты запоминает молодежь и пересказывает людям в своем блоге. Мало-помалу сознание меняется.
Аксакалы и сказители опять приобретают уважение и статус. Даже театральные критики из Москвы и Петербурга приезжают и смотрят, и кивают головой. На их языке это называется «интеллектуальная перцепция и переосмысление фольклорного бэкграунда».
Национальные театры есть в Карелии, Удмуртии, Чувашии, Башкирии. Где-то (чаще там, где ближе административный центр) национальные театры и национальная культура поддерживаются государством. Где-то — это самостоятельные инициативы частных лиц и отдельных диаспор.
Но театром ведь все не заканчивается, правда? Театр — это только часть той визуально-устной традиции, которую мы можем получить из древних времен (а некоторые малые народы живут на территории нашей страны с дохристианских времен). Надо только это понять.
Дружба народов — это не пустой звук, это не просто фонтан на ВДНХ. Это когда ты понимаешь, что ты человек. Это когда ты понимаешь, что ты маленькая песчинка человечества. И чем больше культур ты в себя вберешь (особенно культур твоей родной страны), тем больше будешь понимать о самом себе. И речь не только о хантах и манси. Речь о тебе, дорогой читатель.
Нацпроекты: культура должна стать ближе к людям
О национальных проектах сейчас говорят немало, однако далеко не каждый знает, для чего они нужны и какие именно улучшения принесут в жизнь.
Поэтому мы открываем цикл публикаций, в которых постараемся дать четкий ответ на эти вопросы. Помогут нам в этом люди, непосредственно отвечающие за реализацию нацпроектов в нашем регионе.
Начнем с нацпроекта «Культура», и наши первые собеседники — зампред правительства Тульской области Ольга Гремякова и министр культуры региона Татьяна Рыбкина.
По словам Ольги Гремяковой, главная проблема, которую призван решить нацпроект, — это доступность культуры для людей. Не секрет, что во многих районах и населенных пунктах, особенно удаленных от больших городов, попросту нет центров культурной жизни. А там, где они есть, зачастую устаревшая материальная база — это касается и клубов, и школ искусств, и музеев, и библиотек.
А потребность в интересном досуге, в культурном общении, возможности реализовать себя в творчестве у людей сегодня не ослабевает, а, наоборот, только растет.
Поэтому первая задача нацпроекта — модернизация материальной базы. Для ее решения разработана программа «Культурная среда».
Именно на реконструкцию и ремонт учреждений культуры, оснащение их новым оборудованием направлено 90% средств всего нацпроекта.
В приоритете сельские клубы. В 2019 году это шесть ДК, причем впервые в программу ремонта включены ДК Тепло-Огаревского района (Горьковский и Красногвардейский).
А впереди нас ожидает комплексный ремонт Театра кукол, который вошел в проект по инициативе и при поддержке губернатора Алексея Дюмина, а также строительство нового Центра культурного развития.
Не менее важная статья — закупка музыкальных инструментов. Только в этом году на оборудование трех школ и одного колледжа выделено порядка 40 млн руб.
Нацпроект дает импульс для более широкой поддержки учреждений культуры в регионе. Так, многие отремонтированные по нему учреждения потом оборудовались уже за счет средств других программ и внебюджетных источников.
Наглядный пример такой синхронизации — ДК поселка Солопенки в Алексине.
Культурная среда прирастет и модельными библиотеками — это целые библиоцентры, имеющие не только мультимедийное оборудование и доступ к мировым каталогам электронных библиотек, но и современную «умную» мебель. Уже в 2020 году такие центры откроются на базе библиотек Ефремова и села Первомайское Новомосковского района.
В одном из малых городов, который будет определен на конкурсной основе, будет построен инновационный культурный центр, где будут располагаться не только привычные всем зоны (концертный зал, библиотека, танцпол), но и кафе, место для коворкинга, многофункциональные залы.
Как и на многие другие сферы жизни, сегодня на культуру огромное влияние оказывает стремительное развитие информационных технологий.
– Какую бы отрасль культуры мы ни взяли, везде требуются новые формы, — отмечает Ольга Гремякова. — От анонсов мероприятий, информации о кружках и секциях на сайтах и в соцсетях до виртуальных залов и интерактивных экспозиций. Фонды библиотек, архивов, музеев — всё переводится в электронный вид.
Следовательно, вторая задача нацпроекта — внедрение новых информационных технологий.
По программе «Цифровая культура» в регионе создаются виртуальные залы. Люди увидят масштабные культурные мероприятия, не выезжая за пределы города.
Допустим, в Москве в Зале Чайковского идет концерт, а в Веневе или Богородицке мы смотрим его в режиме реального времени и чувствуем причастность к происходящему.
– Сейчас такие залы уже есть в Доме дворянского собрания, в Новомосковском колледже, — говорит Татьяна Рыбкина. — Будем создавать их по всей области — в основном на базе библиотек. Во-первых, большая их часть в регионе уже подключена к интернету. Во-вторых, библиотеки, как правило, — привычная среда общения местной интеллигенции, творческих людей.
На первом этапе планируется создать виртуальные залы в библиотеках Ефремова, Кимовска, Богородицка и Белева.
Новые технологии дают возможность не только других посмотреть, но и себя показать: Тульская область на портале культура.рф в режиме онлайн транслировала Всероссийский библиотечный конгресс, который прошел в регионе в мае.
Активно идет оцифровка книг — для национальной электронной библиотеки в «цифру» переведено не меньше 900 единиц.
К 500-летию Тульского кремля совместно с Президентской библиотекой готовятся виртуальный тур и цифровая коллекция. К 100-летию Тульского музея изобразительных искусств (ТМИИ) создается мультимедиа-гид по его экспозиции.
Информационный век требует и принципиально новой подачи культурного продукта.
– Сегодня уже мало, например, просто выдать книгу в библиотеке, — говорит Ольга Гремякова. — Надеяться, что сегодняшний школьник полностью прочтет объемную книжку просто потому, что это русская или даже мировая классика, — по меньшей мере, наивно. Его нужно заинтересовать — деталями, историческим контекстом Необходим совершенно иной подход.
Кстати, пример такого подхода, правда не в литературе, а в живописи, сейчас можно наблюдать в Белоусовском парке. Еще почти полтора месяца там будет работать выставка репродукций шедевров из ТМИИ под названием «Акценты». Ее особенность в том, что на каждый экспонат добавлены так называемые точки интереса. Стрелочки с краткими пояснениями обращают внимание зрителя на важные детали, без понимания которых оценить картину сложно.
Новый подход требует и новые кадры. Отсюда третья задача нацпроекта — привлечение новых молодых сотрудников. Для этого Татьяна Рыбкина предлагает привлекать студентов и старшеклассников для работы в учреждения культуры, при этом давая возможность им подзаработать и привнести новые веяния в жизнь этих учреждений.
Кроме того, каждый желающий может стать культурным волонтером, — здесь нет ограничений ни по возрасту, ни по каким-либо другим критериям.
Добровольцы помогают организовывать и проводить различные мероприятия, такая практика не раз успешно применялась в регионе.
А уже опытные работники культуры в рамках нацпроекта за счет бюджетных средств повышают квалификацию в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных культурных центрах страны.
– С точки зрения реализации нацпроекта «Культура» Тульская область хорошо выглядит на уровне ЦФО, мы активно предлагаем свои региональные мероприятия и свое финансирование. Особенно это заметно в малых городах, — отмечает Татьяна Рыбкина.
Кроме того, регион активно участвует в рабочей группе по направлению «Культура» дает возможность поднимать острые проблемы, вырабатывать новые идеи.
Одна из них — проект «Земский работник культуры». Сейчас зачастую нет возможности укомплектовать сельские клубы большим штатом — там работает 1-2 сотрудника.
Поэтому нужна новая модель работника культуры на селе. Это должен быть специалист широкого профиля, а не просто хореограф или фольклорист.
Еще одна актуальная сфера — развитие кинопроката. Здесь важно соотнести социальную направленность проекта с коммерческой составляющей. Нужно активизировать интерес людей к походам в кино. Губернатор подключился к решению вопроса и поручил организовать льготные сеансы для жителей отдаленных населенных пунктов, малоимущих и членов многодетных семей, в том числе за счет внебюджетных источников. Благодаря этому более 2500 школьников смогли посмотреть новый мультфильм «Король Лев». И эта практика будет продолжена.
– Оценивать эффективность работы по нацпроекту будем по итогам года, — отмечает Ольга Гремякова. — Но уже сейчас можно сказать, что у нас успешно стартовал проект «Культурный марафон». В течение лета на новых площадках, которые открылись в клубах, прошли межмуниципальные гастроли творческих коллективов — более 60 в месяц. При этом многие проекты стали возможны благодаря грантовой поддержке в рамках нацпроекта.
Что такое нацпроект «Культура», расскажут цифры. Смотрите инфографику по теме (картинка кликабельна).
Официальный сайт нацпроектов в Тульской области НАЦПРОЕКТЫ71.рф
Много говорящих цифр и полезной информации также по ссылке.