новейшие тенденции в международной жизни
Мировые тренды 2021 года: от маркетинга до ЗОЖ
Маркетинговая компания Wunderman Thompson собрала 100 трендов 2021 года, которые касаются самых разных сфер жизни: от здоровья до маркетинга. Агентство Digital Milestone выделило 10 самых интересных из них.
1. Самоизоляция на природе
Самоизоляция вдохновила урбанистов создать в 2021 больше площадок на открытом воздухе. Помимо новых парков, амфитеатров, стали также появляться места, предназначенные для прогулок с сохранением социальной дистанции. Например, в Вене открыли «Парк Дистанции», где высокие деревья, высаженные рядами, образуют дорожки, которые позволяют исследовать парк и избегать скоплений людей.
Напряженная обстановка в больших городах, постоянные ограничения и страх перед вирусом привнесли в жизнь большой стресс. Так что неудивительно, что многие люди хотели ощутить спокойствие, умиротворение и предпочитали отдыхать в отдаленных загородных домах, в глубинке, кто-то отправлялся в поход с палатками и наслаждался видами дикой природы. В 2021 году тенденция на путешествия в отдаленные уголки нашей планеты сохранится.
2. Новая реальность офлайн-мероприятий
Организаторы различных живых выступлений старались делать все, чтобы публика могла насладиться концертом: онлайн-платформы постоянно проводили прямые трансляции. Но, несмотря на плюсы виртуальных концертов, ничто не сравнится с возможностью услышать любимого исполнителя вживую, подпевая ему вместе с огромной толпой. В августе 2020 в Великобритании провели первый музыкальный концерт с сохранением социальной дистанции. Арена была разделена на 500 платформ, расположенных на расстоянии 3 метров друг от друга.
3. Тренд на коллаборации брендов
Согласно исследованию, проведенному Wunderman Thompson Data, 82% процента подростков хотят, чтобы их любимые бренды помогали делать жизнь других лучше, были полезны.
К примеру, в ответ на климатический кризис в июле 2020 Microsoft запустила программу Transform to Net Zero initiative, и объединилась с восемью корпорациями, включая Nike, Mercedes-Benz, Unilever и Danone, чтобы разработать способ производства, при котором в воздух выбрасывалось бы меньше углеродов. Компании хотят найти решение к 2030 году.
В апреле 2020 года британская фармацевтическая транснациональная компания GSK и Французский производитель лекарств Sanofi объединили усилия для разработки вакцины COVID-19. Точно так же американская фармацевтическая компания Pfizer сотрудничала с немецкой биотехнологической компанией BioNTech в разработке вакцины.
Необходимость постоянно носить маску поставила вопрос перед любителями макияжа: как выделяться, если не видно губ? Тогда визажисты пришли к новому решению — делать акцент на бровях. Яркие цвета, необычные формы или же обесцвечивание будут актуальны весь 2021 год. Звезды и инфлюенсеры также подхватили этот тренд.
Как утверждает Джаред Байлей, мастер по бровям: «Красить брови — это самый быстрый и простой способ подчеркнуть свою уникальность».
5. Реклама в TikTok
Летом 2020 был создан отдельный маркетинговый отдел «TikTok for Business», который помог систематизировать и правильно выстроить работу с рекламными публикациями. Что немаловажно — создатели обращают внимание на то, что главными в данной системе являются именно креаторы, а не рекламодатели. Поэтому если вы все это время игнорировали TikTok, то самое время обратить на него свое внимание.
6. Готовность меняться
Предыдущий год показал, как важно уметь быстро адаптироваться к новым условиям. Один ресторан в Бангкоке стал известен тем, что вместо обычных стульев гостей ожидали сиденья из первого класса самолётов. Меню также удивило — вместо привычных блюд ресторан предлагал бортовое меню.
Люди скучали не только по перелётам, но и по кинотеатрам. Так, Вильнюсский аэропорт объединился с организаторами Вильнюсского международного кинофестиваля фестиваля и превратил взлетно-посадочную полосу аэропорта в кинотеатр в стиле драйв-ин.
7. Обращать внимание на здоровье
Ранее под понятием «любовь к себе» подразумевали в основном внимание именно к своему внешнему виду. Однако сейчас все больше людей задумываются именно о здоровье, ведь здоровое тело — красивое тело. Компании также призывают заботиться о своем состоянии. Некоторые бьюти компании разработали свои санитайзеры, и кроме того, в период пандемии, многие салоны красоты проводили тесты на антитела к коронавирусу. Поэтому в новом году мы увидим, как сферы красоты и медицины переплетутся, образуя что-то новое.
8. Блогеры открывают свои магазины
В наши дни инфлюенсеры все больше влияют на мнение аудитории, ее вкусы. Все, что надевают популярные блогеров тут же становится актуальным и разлетается с прилавков магазинов в считанные дни. Теперь, купить понравившуюся вещь можно прямо на специальном прямом эфире, где блогер продает вещи, тем самым рекламируя бренд. Данный тренд набирает свою популярность в США и скоро, кажется, охватит весь мир.
9. Поколению Z пора думать о будущем
Локдаун заставил подрастающее поколение серьезно обдумать свое будущее. Многие изменили свое мнение относительно специальности в университетах. Исследования показывают, что особый интерес вызывает работа в сферах здоровья, науки, маркетинга и логистики. Многие подростки стараются обрести популярность в TikTok, чтобы привлечь рекламодателей или рассказать о своих навыках.
В стремлении помочь как молодежи, так и обществу, профессор маркетинга Нью Йорксконо университета, Скот Голлуэй предложил создать компанию, которая будет привлекать людей от 18 до 24 лет, которые не могут найти работу, и нанимать их, чтобы отслеживать контакты с ковид-зараженными за небольшую зарплату. Это даст им ценные навыки в эпидемиологии, социальной работе и оперативном управлении.
10. Бороться с ментальными проблемами с помощью социальных сетей
Известно, что то количество времени, которое мы проводим в социальных сетях, плохо сказывается на нашем эмоциональном состоянии, и зачастую приводит к депрессии и тревожности. Но что, если цифровой контент может заставить вас чувствовать себя лучше, а не хуже?
«Цифровое питание-это новый этап человеческого процветания», — говорит Вундерману Майкл Московиц, основатель и генеральный директор AeBeZe Labs и «цифровой диетолог».
Он считает, что социальные сети —при правильном использовании—обладают способностью повышать эмоциональную устойчивость, бороться с психологическими проблемами и максимизировать здоровье, потенциал и счастье человека.
«Люди должны понимать плюсы и минусы конкретного поведения, а также влияние конкретных визуальных или звуковых элементов. И они должны знать, когда и почему воздерживаться от определенных типов контента, чтобы чувствовать эмоциональную уверенность в себе.”
Информация в интернете подвергается переоценке с точки зрения его влияния на эмоциональное здоровье, поэтому в скором времени можно ожидать технологии, которые помогут восстановить стабильное ментальное состояние.
Если вы хотите ознакомится с полным отчётом на английском языке, его можно найти по ссылке ниже:
Современные тенденции развития международных отношений
Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.
Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной — двухполюсной.
В пестрой картине ломки старых и строительства новых международных отношений все же можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития.
Первая тенденция развития современных международных отношений — рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике сильнее всего заявит о себе Китай.
Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером.
Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (Globe — земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.
В международной области эта тенденция стремительно реализуется в форме взрывоопасного роста международного сотрудничества, влияния международных институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.
Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению.
Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в середине XX века, в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшественников. Она способствовала резкому повышению производительности труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: возникло множество неординарных, так называемых глобальных проблем, которые встали перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же время взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, императивно, повелительно требующий не разобщения и противостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя сохранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как нынешнего, так и грядущих поколений людей.
Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.
Положительные сдвиги в отношениях между ведущими странами мира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений, сняли былую напряженность в международных отношениях.
К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды. Опасность нарушения экологического равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы исподволь, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.
Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человеком природы привела к массовой вырубке леса, ухудшению качества ресурсов пресной воды, загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы), следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление климата на планете, ведущее к возникновению так называемого «парникового эффекта». Ярким показателем загрязнения окружающей среды стала Чернобыльская катастрофа.
Безобразная, неконтролируемая хозяйственная деятельность людей опасна своими последствиями, не знающими государственных границ и не признающими никаких преград. Это обязывает все страны и народы объединить усилия, направленные на защиту и улучшение окружающей среды.
Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими — с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию, Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них обусловлена резким отставанием развивающихся стран по уровню потребления энергии на душу населения от промышленно развитых стран. Другая трудность вызвана технологическим несовершенством производства многих государств, в том числе и России, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на выпуск единицы продукции.
Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем.
Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Слаборазвитые страны нередко посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Усугублению данных проблем способствует также несоответствие в соотношении между демографическим ростом населения и динамикой производительных сил.
Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.
Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.
Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Действительно усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на национальном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют планетарного объединения интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов.
Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.
На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». В этих странах преобладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 тысяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.
На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли развитому миру энергоносители и сырье и выступали в качестве свалки для ядовитых отходов.
Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.
Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни.
Достижения постиндустриальной революции — спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации едва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире.
Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уделом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных институтов, — как правительственных, так и неполитического характера. В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политические отношения с точки зрения их непосредственных участников.
Козырь в рукаве: форсайт-радар «джокеров» и возможностей десятилетия
Анализ событий, способных повлиять на планы по освоению зарубежных рынков, выводу продуктов или привлечению инвестиций, уже стал обязательным не только для крупного бизнеса, но и для средних и даже малых компаний. Пандемия, резкие колебания цен на нефть, последствия тотальной цифровизации, изменение климата, растущие рынки синтетической и органической пищи, усиление роли экологических и этических стандартов — все это наглядно продемонстрировало, что заниматься изучением глобальных трендов необходимо серьезно, на научно обоснованной базе.
Авторитетные международные организации регулярно публикуют доклады о глобальных трендах в социальной, демографической, экономической и научно-технологической сферах. Но как генералы всегда готовятся к прошлой войне, так и подобные доклады всегда имеют временной лаг от идентификации тренда экспертами до появления его в печати. Выявлению трендов в реальном времени могут помочь предикативные системы интеллектуальной аналитики, использующие большие данные, такие как отечественная разработка iFORA, опирающаяся более чем на 450 млн документов и вошедшая в топ-5 мировых ИТ-систем в области стратегической аналитики (по версии Организации экономического сотрудничества и развития).
Необходимо учитывать, что тренд — это стабильно растущее направление, тенденция, которая заметна сейчас и сохранит свою динамику в будущем.
Часто даже глобальные тренды рассматривают в узком контексте, по принципу «кто в чем разбирается». Но на практике мы видим, что важно учитывать социальные, демографические, научно-технологические, экологические, политические, этические, ценностные и правовые тренды как по отдельности, так и вместе. Для такого исследования приглашаются эксперты с разными компетенциями, которые обсуждают глобальную повестку в рамках форсайт-сессий. Но определить тренд — это полдела, дальше надо оценить его эффект. Даже в рамках одного сектора один и тот же тренд для одних компаний может стать тотальной угрозой, для других — окном возможностей.
Прошедший год продемонстрировал несколько интересных изменений. Ключевые выводы вы найдете в таблице в конце материала.
Ускорение развития трендов и адаптации к новому
Глобальные тенденции, о которых многие знали, но относили их эффекты к долгосрочным («ну, когда еще до нас дойдет. »), стали проявляться буквально на глазах. Например, изменение климата, по разным оценкам, уже влияет на маржинальность агробизнеса на уровне 10–15%, причем как в сторону убытков, так и возможностей (расширение агроклиматических зон). На очереди — разворачивающаяся история с углеродным налогом, ускоренный отказ от пластика и нефтегазовых энергоресурсов (что, в свою очередь, может открыть колоссальные рынки для биоразлагаемых материалов, биоэтанола, в том числе на основе продуктов глубокой переработки зерна).
Возможно, восстановление биоразнообразия на планете станет следующей идеей мирового масштаба, а вслед за ней и регуляторные последствия — как в виде поддержки, так и наказаний и ограничений. «Зеленые» и ESG-стандарты, которые несколько лет назад приходилось расшифровывать и объяснять практически каждому бизнесмену, сейчас находятся в топовой повестке. Еврокомиссия провозгласила «зеленую» тему флагом восстановления экономики после пандемии. Рынки «зеленых» финансовых инструментов растут потрясающими темпами, заставляя ряд консервативных экспертов уже говорить о «зеленом» пузыре.
Та же роль уготована социальным и этическим стандартам: конечный потребитель стал гораздо чувствительнее и уже не только смотрит на товар или услугу сквозь призму «цена/качество», но и хочет прослеживать всю историю своей футболки, пакета молока или куска мяса. Благо цифровые технологии позволяют делать это с минимальными для него издержками. А вот бизнесу придется адаптироваться к новой реальности очень быстро.
Замена людей машинами и безусловный базовый доход
Ускоренное проникновение передовых технологий в промышленность и расширение цифровых практик населения бросили вызов незыблемому советскому правилу «быстро, качественно, дешево — выберите два из трех». Похоже, что мы переходим к возможности получить «все и сразу», по крайне мере в таких областях, как аналитика, мониторинг, ретейл.
У этих процессов есть и другая сторона. Развитие цифровых двойников, продвинутых систем мониторинга и аналитики ускоряют вытеснение человека из многих так называемых традиционных профессий.
По крайней мере ВЭФ, прогнозируя еще пару лет назад сокращение 78 млн рабочих мест в мире к 2022 году, обновил в 2020-м свой прогноз до 87 млн к 2025 году.
Будут ли готовы компании к быстрому росту производительности и безлюдному производству, а страховые, медицинские и пенсионные системы к резкому росту живущих на безусловный базовый доход — большой вопрос.
Человек подключенный и экосистемный подход
Концепция «человек в центре Вселенной» начинает обретать вполне приземленные очертания. Сам он становится подсоединенным к информационным системам и базам традиционным способом или в скором времени — с помощью биоэлектронных интерфейсов. Он пользуется предиктивной медициной, позволяющей выявлять заболевания на ранней стадии (в противовес принципу «вот заболеете, тогда и приходите») и лечить сложные заболевания, такие как онкология или — в отдаленном будущем — старость. Живет в «умных» доме, городе, деревне, регионе, которые раскрывают его креативный потенциал и обеспечивают устойчивую, дружественную природе инфраструктуру для того, чтобы каждый мог найти свой баланс «работа — частная жизнь» и, как следствие, иметь шансы дожить до 120 лет, ведя активный образ жизни, а не доживая свой век (в противовес депрессивному традиционному старению).
Вокруг такого человека, его привычек, ценностей, паттернов поведения компании и разворачивают свои экосистемы: сначала — из сфер, где накапливаются персональные данные: банки, ретейл, медицина, страхование; чуть в отдаленном будущем — из b2b-направлений, от металлургии до энергетики.
Экосистемный подход к ведению бизнеса, таким образом, становится не просто лозунгом или флагом развития компании, но условием для выживания и дальнейшего развития.
По каким принципам он будет организован, увидим ли мы битвы экосистем друг с другом или с государствами и сможем ли избежать экосистемного крепостничества — покажет будущее.
Переход от эпохи трендов к эпохе «джокеров»
Мы наблюдаем фундаментальную трансформацию: «джокеры» (события с низкой вероятностью, но масштабными эффектами) начинают играть ключевую роль в глобальной повестке. Пока ученые и футурологи спорили, можно ли к таким отнести пандемию, о которой многие из них предупреждали заранее, контейнеровоз перекрыл Суэцкий канал, показав миру, насколько чувствительны хорошо отлаженные транспортные потоки.
В очереди таких возможных «неожиданных» событий — бактерии, питающиеся пластиком или электричеством, природные и техногенные катастрофы, обнуление всех цифровых следов и данных и дискриминация по генетическому признаку или иммунному статусу.
Стоит ли в срочном порядке перечитывать всех фантастов XX века — решать каждому, но Еврокомиссия уже запустила специальный проект по идентификации мировых «джокеров» во всех сферах.
Основываясь на данных ведущих мировых прогнозов и форсайтов, прогнозе научно-технологического развития России до 2030 года, тренд-картах iFORA и экспертных интервью, мы отобрали 24 глобальных тренда, которые окажут наибольшее влияние на бизнес, науку, образование и управление в ближайшие 10–15 лет.