новая постановка тихий дон актеры
Четыре экранизации «Тихого Дона»
Как, кто и когда снимал фильмы по мотивам великого романа-эпопеи
Шолоховскую эпопею о жизни донского казачества экранизировали всего четыре раза. И, нужно сказать, все фильмы, даже не самые удачные, достойны отдельного обсуждения. Мы решили вспомнить, кто из режиссеров и когда брался за этот сложный литературный материал.
Тихий Дон (1930)
Режиссеры: Ольга Преображенская, Иван Правов
Первая картина вышла в свет уже в 1930 году. К тому моменту были написаны первые две книги эпопеи. Это единственный фильм, где показан пролог: судьба деда и бабки Григория, от которых и «повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы». Авторы фильма сосредоточились на двух главных линиях романа: любви Григория и Аксиньи и Первой мировой войне, которая здесь показана во всей своей «красе». Картина интересна и реконструкцией казачьего быта, и игрой актеров, и впечатляющей работой операторов. Консультантом фильма выступил сам Михаил Шолохов.
Тихий Дон (1958)
Режиссер: Сергей Герасимов
Вариант 1958 года, снятый Сергеем Герасимовым, отличается от первой экранизации и полнотой истории, и самим подходом к съемкам. В фильме очень сильна идеологическая линия, что, с одной стороны, затягивает действие, с другой — усложняет и углубляет картину, ведь роман Шолохова интересен именно своей многослойностью.
Современному зрителю работа актеров может показаться наивной, но это не лишает ленту колорита и не портит общей атмосферы. Многих исполнителей Герасимов буквально «вылепил» своими руками, учитывая каждую мелочь в поведении, внешнем виде, говоре. На роль красавицы Аксиньи пробовалась знаменитая Нонна Мордюкова, но режиссер взял женственную Элину Быстрицкую, одновременно похожую и на балладную русскую женщину, и на западную героиню-соблазнительницу. Публика оценила старания создателей: в первый же год выхода фильма в прокат его посмотрели 47 миллионов зрителей. «Тихий Дон» Герасимова побил все рекорды по кассовым сборам, а впоследствии вошел в золотой фонд советского кинематографа.
Тихий Дон (2006)
Режиссер: Сергей Бондарчук
Третья картина о судьбе Григория Мелехова была снята Сергеем Бондарчуком еще в начале девяностых совместно с итальянскими продюсерами. Уже на этапе монтажа у проекта начались проблемы, и зрители увидели фильм лишь в 2006 году, уже после смерти выдающегося режиссера. Судьба картины не заладилась и в прокате: собранный Федором Бондарчуком сериал не получил одобрения критиков. И профессионалов, и простых зрителей смутили иностранные актеры, совсем не похожие на казаков, переозвучка с английского языка, на котором изначально был снят фильм, и ошибки при подборе реквизита, костюмов и множество других «косяков». Следуя западным канонам, Бондарчук вывел на первый план мелодраматическую историю, оставив без должного внимания и Первую мировую, и Гражданскую войну, и весь массивный политико-идеологический пласт. Впрочем, времена уже были не те.
Тихий Дон (2015)
Режиссер: Сергей Урсуляк
Похожим путем пошел и режиссер четвертой (последней на сегодняшний день версии «Тихого Дона») Сергей Урсуляк. Из сценария его фильма были исключены сюжетные линии и некоторые герои, игравшие заметную роль в романе (яркий тому пример — Осип Штокман), а главной темой всей картины оказалась связь Аксиньи и Григория. Несмотря на это, сегодня «Тихий Дон» Урсуляка — самая длинная киноадаптация шолоховского текста (14 серий по 43 минуты). Создатели досконально проработали внешний вид и поведение героев, а также реквизит и декорации. Даже лошади, задействованные на съемках — представители знаменитой «боевой» донской породы.
Сергей Урсуляк уверен, что книги, подобные шедевру Шолохова, надо переводить на киноязык чаще: «Сегодня новая экранизация необходима для того, чтобы вновь вернуть роман в круг обсуждения, привлечь новую волну интереса к нему, заново раскрыть „Тихий Дон“ для зрителя».
Анатомия сериала: «Тихий Дон»
Сериалы
Это первая экранизация великого произведения, снятая в XXI веке (сериал Сергея Бондарчука, показанный в 2006 году, был создан еще в 90-ые годы и позже смонтирован его сыном). Выход картины был приурочен к 110-летию со дня рождения Шолохова.
Кадры из сериала «Тихий дон» Сергея Урсуляка
Также в картине снялись Сергей Маковецкий (Пантелей Мелехов), Людмила Зайцева (Василиса Мелехова), Никита Ефремов (Митька Коршунов), Александр Яценко (Михаил Кошевой) и другие.
Это история о жизни простых людей в ситуации всеобщего кошмара,
— считает режиссер Сергей Урсуляк.
Критики отмечают отличие образа Григория в сериале Урсуляка от предыдущих адаптаций романа. Если в предыдущих лентах герой был скорее бесшабашным ловеласом, то в нынешней экранизации режиссеру, по мнению кикнокритиков, удалось показать взрослого человека, которого жизнь постоянно ставит перед тяжелым выбором.
Во время съемок использовались лошади только донской породы. На этом настояли местные жители: они убедили создателей фильма, что только так можно достичь исторического соответствия.
Три предыдущих адаптации романа включают художественный фильм 1930 года Ольги Преображенской и Ивана Правова, фильм Сергея Герасимова 1958 года и сериал Сергея Бондарчука. Сериал был снят в 1992 году, а на экраны попал лишь в 2006.
Комментарии Скрыть комментирии
Если в предыдущих лентах герой был скорее бесшабашным ловеласом, то в нынешней экранизации режиссеру, по мнению кикнокритиков, удалось показать взрослого человека, которого жизнь постоянно ставит перед тяжелым выбором.
Не сказала б я что в Тихом Доне Герасимова Григорий был так изображен.
Irissska2807, я чуть не подавилась на этих словах. Надо же такими хамами быть.
Уже закончился?? я опять все пропустила(((
стоит посмотреть?
Entrada, неееееет. лубок полнейший..не ожидала от Усуляка столь поверхостного материала.
если хотите видеть роман о людях. о любви и ценности человеческой жизни-смотрите фильм Герасимова..
Entrada, на лошадей, разве что.
lirushka, так и Мелехова бы расстреляли, вот и весь сиквел(((
Misa, так я и написала, что хочу более жизненного и интересного развития событий, чем то, что в голову мне лезет, стереотипное. Читайте внимательней)
Ну и не в обиду вашим мыслям: у вас тоже такое же, стереотипное. А я думаю, что финал у Урсуляка потому и такой, чтобы можно было домысливать именно в этом направлении. Ну типа: жизнь научила больше ценить не свой гонор, а близких и родных, чтобы вот так не остаться одному на голой пустой земле распятым, и он научился не воевать, т.е. не принуждать силой других к признанию его правоты, а договариваться с другими, находить приемлемый для всех сторно компромисс, а то ведь и жить не с кем будет, и похоронить некому. ну и соответственно этому жизненные перепетии ГГ в сценарии должны быть. Хотя это сложно. Написать такой сценарий. Уже без романа. И чтобы снимал сам Урусуляк.
* сторон, а не сторно)
lirushka, мне кажется, у вас наоборот какие-то киношные, оторванные от тех реалий сюжеты получаются. Вы подумайте, на дворе 1928-й год, коллективизация, продразверстка и т.д. Допустим, Григорий помудрел и т.д., но вокруг-то ситуация все хуже. Он же не в чистом поле живет, и если не вписывать его в исторический контекст, получится не «жизненное» кино, а клюква развесистая.
Misa, вас как-то зациклило на оценке мои мыслей)) Мне неинтересны ваши оценки. У вас не менее киношные, поверьте! Т.к. вы не настроены на простой обмен мнениями, а переходите на оценочное общение, считаю более приятным прекратить оное. Удачи!)
Entrada, посмотрите. мне очень понравился сериал и очень понравился Гришка, вся картинка очень красивая, музыка. Герасимовский фильм просто не люблю и не люблю его героев, которые были слишком старые, не соответствовали роману
А мне очень понравилось! Книгу читала и считаю, что экранизация достойная!