новая ладога дорога жизни

Новая Ладога: история и достопримечательности

В 15 км от Старой Ладоги находится город под названием Новая Ладога с населением чуть больше 9 тыс. человек. Его основал Петр I в 1704 году на левом берегу Волхова, в месте впадения реки в Ладожское озеро. Исторический центр находится на треугольном острове, образованном Волховом, старым Петровским каналом и рукавом Петровского канала.

новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниВ историческом центре Новой Ладоги

История Новой Ладоги

Новая Ладога возникла не на пустом месте. В XIV-XV веках на полуострове Медведец был основан Николо-Медведский (Николо-Медведовский) монастырь. Он стал своеобразной пограничной крепостью, его защитники не раз отражали атаки иноземцев.

Белоснежный шпиль колокольни Николо-Медведского монастыря виден издалека. Сохранились земляной вал с остатками рва, храм Иоанна Богослова с приделом Рождества Богородицы и колокольней середины XVIII века, Никольский собор.

новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниКолокольня Николо-Медведского монастыря

В 1702 году в устье Волхова была заложена судостроительная верфь, куда были с Севера доставлены более 2 тысяч мастеров корабельного дела.

новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниКорабли на Волхове

После основания в 1704 году Новой Ладоги сюда по приказу царя переехали многие жители Ладоги, которая отныне стала именоваться Старой Ладогой и утратила статус города. Здесь же было размещено несколько полков пехоты. В 1727 году был основан Новоладожский уезд, который сначала входил в Новгородскую провинцию Новгородской губернии, а с 1781 года — в Санкт-Петербургскую губернию.

В 1719 году началось строительство Петровского канала. В 1861-1866 годах параллельно ему, почти по берегу Ладожского озера прорыли новый канал, общей протяженностью 110 км, а прежний получил приставку «старый». В настоящее время он почти полностью зарос и пересох, открытые участки сохранились лишь в Шлиссельбурге и Новой Ладоге.

новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниНоволадожский канал

Новая Ладога также связана с именем генералиссимуса А.В.Суворова, который в 1763-69 годах командовал здесь Суздальским пехотным полком и написал «Полковое учреждение» — теорию воспитания и обучения солдат.

Новая Ладога стала важным стратегическим пунктом во время Великой Отечественной войны. Здесь базировалась Краснознаменная Ладожская военная флотилия, которая обеспечивала функционирование Дороги жизни — единственную связь с осажденным Ленинградом. О тех событиях напоминает огромный катер на берегу — тральщик №100, превращенный в памятник. Увы, местные «умельцы» не пощадили его.

Достопримечательности Новой Ладоги

В Новой Ладоге сохранились интересные архитектурные памятники разного времени и разной степени сохранности.

Николо-Медведский монастырь

Николо-Медведский монастырь был основан на рубеже XIV-XV веков. В 1583 году он серьезно пострадал от рук немецких рыцарей. В 1702 году, в разгар Северной войны (1700-1721) по приказу Петра Великого территория монастыря в фортификационных целях была обнесена земляным валом и рвом, остатки которых сохранились до настоящего времени. Вскоре монастырь был упразднен.

Никольский собор

Собор Николая Чудотворца был построен во второй половине XV века. Несмотря на позднейшие переделки, он сохранил свой первоначальный облик древнерусского храма. Приделы во имя Успения Пресвятой Богородицы, Андрея Критского и Лазаря Четырехдневного. Особо почиталась чудотворная икона Николая Чудотворца.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы получил свое название в честь одноименного придела к храму Иоанна Богослова. Во второй половине XIX века он был перестроен по проекту архитектора М.А.Шурупова. В 1935 году закрыт.

В настоящее время храмы на территории монастыря находятся в процессе реставрации, богослужения совершаются в выходные и праздничные дни.

Адрес монастыря: пр.Карла Маркса, д.49

Церковь Климента Римского и Петра Александрийского

Церковь Климента Римского и Петра Александрийского изначально стояла в Старой Ладоге и была деревянной, летней. Она была построена Новгородским епископом Нифонтом в 1153 году, позднее неоднократно перестраивалась. В 1703-1704 годах её перевезли в Новую Ладогу и в 1741 году перестроили в камне. Во второй половине XIX века по проекту К.В.Фортунатова к ней была пристроена высокая колокольня со шпилем. В 1938 году храм был закрыт, некоторое время в нем функционировал кинотеатр. В настоящее время церковь пустует и разрушается. На стенах и сводах сохранились фрагменты фресок.

новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниПолуразрушенные церкви Спаса Нерукотворного образа и церковь Климента Папы Римского в Новой Ладоге новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниКолокольня церкви Климента Римского и Петра Александрийского новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниВнутри храма Климента Римского и Петра Александрийского новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниПорушенный храм

Адрес: пр.Карла Маркса, д.41

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Спасская церковь первоначально была зимней и стояла в Старой Ладоге. Вместе с Климентской церковью её перевезли в начале XVIII века в Новую Ладогу и в 1758 году перестроили в камне.

Адрес: пр.Карла Маркса, д.41

Георгиевская церковь

Георгиевская церковь была построена в 1764 году, в настоящее время реставрируется.

Адрес: ул.Суворова, д.10

Новоладожский гостиный двор

Гостиный двор в Новой Ладоге был построен в XVIII веке и перестроен в 1835-1841 годах по проекту архитектора Малинина. Является уменьшенной копией Гостиного двора в Санкт-Петербурге. На площади перед ним (бывшая Торговая, нынешняя Кирова) на постаменте от памятника императору Александру II стоит памятник Кирову.

новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниГостиный двор

Адрес: пр.Карла Маркса, д.25-27

Бывшие казармы Суздальского полка

До настоящего времени сохранилось здание бывших казарм Суздальского полка, расквартированного здесь после окончания Северной войны. В 1763-1769 годах Суздальским полком командовал А.В.Суворов.

Адрес: Пролетарский канал, д.12

Церковь Александра Невского

Построена в 1864-1871 годах по проекту архитектора А.В.Мусселиуса. Первоначально находилась при военной тюрьме Суздальского полка. Церковь была двухэтажной, второй этаж иногда использовался в качестве тюрьмы. К церкви была пристроена колокольня. Второй этаж был перестроен после массового побега заключенных, окна растесаны. В настоящее время храм пустует, колокольня разрушена.

Адрес: ул. Пролетарский Канал, 20

Староладожский канал (Петровский канал) и Новоладожский канал

Староладожский канал был частью Вышневолоцкой водной системы, которая соединяла реки Волгу и Неву. В 1866 году был открыт Новоладожский канал, в связи с чем Староладожский прекратил свою работу и начал зарастать.

новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниНоволадожский канал в Новой Ладоге новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниНоволадожский канал новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниПонтонный мост через Новоладожский канал новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниЛодки на канале

Памятник Ладожской военной флотилии и Мемориальный комплекс «Дорога жизни»

С началом Великой Отечественной войны Новая Ладога стала прифронтовым городом. Здесь базировалась Ладожская военная флотилия, осуществлявшая по льду Ладожского озера поставки продуктов в блокадный Ленинград и вывозившая оттуда блокадников. В мемориал входит корабль-тральщик №100, бывшее финское судно 1900 года постройки, захваченное ЛВФ еще в 1940 году и и переоснащенное в тральщик. Неподалеку — буксирный пароход «Харьков».

Адрес: пл. Кирова

новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниТральщик №100

Новоладожский краеведческий музей

Музей расположен в особняке купца И.Тимофеева. Экспозиция посвящена истории города: строительство канала, пребывание А.Суворова, городские интерьеры середины XIX века и предметы быта жителей Южного Приладожья, Октябрьская революция, Дорога жизни, история Ладожской военной флотилии.

Мои впечатления от Новой Ладоги

На меня Новая Ладога произвела двойственное впечатление. С одной стороны — прекрасно распланированный город, широкая главная улица, величественный Волхов, каналы, необъятное Ладожское озеро. Но многие постройки обветшали, требуют ремонта. Думаю, если привести его в порядок, он станет посещаемым туристическим местом.

новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниДеревянный дом в Новой Ладоге новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниПодъезд в деревянном доме новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниВолхов в Новой Ладоге новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниКорабли на Волхове в Новой Ладоге новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниУстье Волхова новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниКорабли у Волхова новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниСтрелка в устье Волхова новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниВолхов новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниДеревянный дом в Новой Ладоге новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизниДома в Приладожье

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

Красивое фото с лесенкой и выходом к речке, такая умиротворяющая. Так бы и посидела на бережку, подумала бы, о вечном.

Я даже позавидовала тамошним жителям — там такая красота, и город спокойный, природа вокруг.

А в сельской местности такая и есть жизнь тихая и размеренная и красота кругом. Только иногда навозом бывает пахнет жуть.:-)

Я люблю запах навоза, честно! С тех пор как в детстве пропахала носом огромнейшую навозную лепешку 😉

Источник

новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизни

27 января – день полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады в 1944 году. К этому памятному дню телерадиокомпания «МИР» покажет документальный фильм «Дорога 101». Именно так официально называлась ладожская коммуникация, которая в 1941-1943 годах связывала осажденный Ленинград со страной. Это было крупнейшее предприятие блокированного города. В отдельные дни на смену выходило до 20 тысяч человек. Фантастическая мобилизация людских ресурсов, смелое изобретение, уникальные технологии, гениальные инженерные решения. Ленинградцы называли ладожскую коммуникацию «Дорогой жизни».

Смотрите в среду, 27 января в 0:15, сразу после ночного выпуска новостей на телеканале «МИР» документальный фильм «Дорога 101».

Если подняться над Ладожским озером на вертолете, то в самом узком месте Шлиссельбургской губы, на прямой, соединяющей западное побережье вблизи поселка Осиновец с деревней Кобона на восточном берегу, можно разглядеть одинаковые прямоугольники, только с воздуха различимые сквозь толщу воды. Это остовы грузовиков, ушедших под лед за время действия легендарной Дороги жизни. Дороги, спасшей от верной гибели десятки тысяч ленинградцев и ставшей для сотен водителей грузовиков и их пассажиров дорогой смерти.

«Лед прогибался и словно растягивался»: как строилась ледяная трасса

Дорога жизни – единственная магистраль, связывавшая оккупированный Ленинград через Ладожское озеро со всей страной. В период навигации грузы и продовольствие для окруженного со всех сторон города перевозили по ней судами Северо-Западного речного пароходства, зимой – грузовиками по дороге, построенной прямо по льду озера. А еще важной частью дороги жизни были проложенные прямо по дну Ладоги коммуникации: высоковольтный электрический кабель, который позволял поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС, телефонно-телеграфный кабель, обеспечивший связь с Большой землей, и трубопровод, снабжавший город топливом.

Ленинград оказался в кольце блокады 8 сентября 1941 года. А уже с 12 сентября к нему пошли первые буксиры с баржами, везшие в город в основном продовольствие и сырье, а из города – людей: военнослужащих, эвакуируемых ленинградцев, преимущественно работников, перемещаемых в тыл предприятий, а также женщин и детей.

Наши войска удерживали лишь необорудованное юго-западное побережье Ладоги. В рекордно короткие сроки там построили причалы и прорыли подходные фарватеры к ним, а на берегу проложили узкоколейку, соединяющую их с основной веткой Октябрьской железной дороги. Уже к 18 сентября 1941 года там было готово все необходимое для одновременного приема пяти судов.

новая ладога дорога жизни. Смотреть фото новая ладога дорога жизни. Смотреть картинку новая ладога дорога жизни. Картинка про новая ладога дорога жизни. Фото новая ладога дорога жизни

Менее чем за 2 месяца, до 10 ноября, пока не встал лед на Ладоге, этим путем были перевезены десятки тысяч тонн грузов в Ленинград, а на Большую землю эвакуированы 33 тысяч ленинградцев и доставлены 20 тысяч военнослужащих.

Как только начался ледостав и прекратилась навигация, остро встал вопрос о возможности доставки грузов по льду. Ведь на какое-то время город остался совсем без снабжения, а для выживания, для обеспечения даже самых скудных норм хлеба требовалось доставлять не менее тысячи тонн продовольствия в сутки

Идея строительства дороги по льду Ладоги обсуждалась в Ленинграде начиная с сентября 1941 года. Начальник ледовой службы Балтийского флота инженер-полковник Михаил Казанский писал в своих воспоминаниях: «24 сентября Жданову и членам Военного Совета Ленинградского фронта были представлены материалы в виде карт и текста на 34 листах. Затем мы доложили об ожидаемом характере замерзания и продолжительности сохранения ледяного покрова. В этот день фактически и родился проект ладожской Дороги жизни».

По воспоминаниям Михаила Казанского, к выяснению состояния льда по маршрутам намеченных трасс приступили 12 ноября. «Каждый шаг разведчиков был шагом в неизвестность. Там, где пружинистая ледяная корка прогибалась под ногами смельчаков и трещала, приходилось ложиться и ползти», – писал он.

13 ноября 1941 года вышел приказ строить дорогу для двустороннего движения автомобильного и тракторного транспорта. Ее планировалось проложить по трассе мыс Осиновец – острова Зеленцы с разветвлением на села Кобона и Лаврово с грузооборотом в 4000 тонн. Строительные бригады в три смены днем и ночью искусственно намораживали лед, стараясь окончить постройку одновременно с окончанием ледостава.

«У всех у нас были очень скудные сведения о Ладожском озере и о его режиме, по существу мы шли вслепую», – вспоминал потом начальник дороги № 101 военный инженера 1-го ранга Василий Монахов.

Первым по построенной дороге проехал верхом на лошади лично Василий Монахов. На следующий день этот путь повторили военный мотоциклист, связист-разведчик Сергей Сергеев и полковник Коробков, который находился в коляске его мотоцикла. Они проехали по ледовой дороге с западного на восточный берег Шлиссельбургской губы и обратно.

«Лед казался прозрачным и ненадежным. Он прогибался и, казалось, растягивался, как резиновый, но держал», – писал в своих воспоминаниях связист Сергеев.

Вечером 20 ноября на восточный берег Ладожского озера был отправлен пробный конно-санный обоз. А 22 ноября на лед вышла первая автоколонна грузовиков: 60 водителей автомобилей ГАЗ-АА, рискуя жизнью, привезли в Ленинград 33 тонны муки – так мало в масштабах города, и так много, если измерять в спасенных жизнях ленинградцев.

Автомобили шли по трассе порожняком, но каждый тащил за собой длинные «поезда» обыкновенных крестьянских саней. Дело было начато: в осажденный Ленинград стали поступать с Большой земли первые эшелоны продовольствия, боеприпасов, медикаментов.

Ледовая коммуникация прошла в стороне от летней, всего в 12-13 км от позиций противника, в южной части Шлиссельбургской губы, так как лед здесь был более прочным, чем в других частях озера. Наименьшей была и длина той первой ледовой дороги, она составляла чуть больше 30 км.

«Папа переправлял нам с фронта посылочки, которые нас спасли»

Правда, из-за непрочности льда и больших нагрузок за первый месяц работы до наступления настоящих морозов дорогу приходилось передвигать, прокладывая и укрепляя всякий раз новые трассы четыре раза, а отдельные ее участки и вовсе кочевали с места на место до 12 раз!

В разных исторических источниках можно встретить противоречивые данные о протяженности Дороги жизни. Вот как это объяснил корреспонденту «МИР 24» военный историк, главный научный сотрудник Центрального Музея вооруженных сил РФ Владимир Афанасьев: «Дело в том, что военно-автомобильная дорога, проходившая по льду, многократно переносилась с места на место. В процессе ее эксплуатации использовались несколько маршрутов. Поэтому в некоторых архивных документах фигурируют разные цифры. К тому же, иногда километраж этой трассы измеряют вместе с наземной частью дороги, по которой грузы шли до Ладоги от железнодорожных станций, в разное время от разных, и тогда, в отдельные периоды, протяженность дороги оказывалась свыше 300 км, которые грузовики преодолевали в условиях заносов, плохой видимости и лютых морозов. Но не зря дорогу 101 уже тогда окрестили Дорогой жизни, ведь продукты, перевозимые грузовиками по льду в условиях нарастающей смертности населения от голода давали Ленинграду шанс на спасение».

Вот что рассказала Тамара Михайловна Минкина, которой в 1941 году было 4 года: «Я считаю, что Ладога – это дорога моей жизни, потому что папа и его однополчане передавали нам через офицеров, которым удавалось прорваться через линию фронта, посылочки с едой, хотя это было строжайше запрещено. Я считаю, что своей жизнью во многом обязана им. Несмотря на то, что прошло столько лет, и я была маленькой, я помню некоторые имена этих людей: Михаил Блехман, Павел Дымковой. Я считаю, что прорваться сквозь блокаду и спасти хотя бы одну семью, бежать в одиночку по ледяной дороге, обстреливаемой со всех сторон, рискуя погибнуть, и еще думать о ком-то – это и есть самый настоящий подвиг».

«Я помню как-то ночью пришла такая посылочка, мама чем-то разбивала хлеб – он был очень жесткий – и крошки хлеба засовывала мне в рот, чтобы побыстрее хоть чем-то меня накормить. Еще помню вкус кусочков солонины – просоленного и замоченного в воде мяса – и сырого пшена. Голод отнимал силы, лишал эмоций, очень хотелось спать. Я помню стук своих зубов от холода ночью и то, как мама велела мне спать, чтобы не думать о еде», – рассказывает Тамара Минкина.

К концу декабря 1941 года умерло почти 53 тысячи ленинградцев. Но со второй половины января 1942 года продукты, медикаменты и другие грузы для спасения жителей города шли в Ленинград нарастающим потоком. И ленинградцы поверили в то, что ледовая дорога позволит им выжить.

Можно только догадываться, какими усилиями под огнем врага, по непрочному льду озера, изрытому полыньями после бомбежек, десятки водителей грузовиков, замерзая в открытых кабинах и ежеминутно рискуя жизнью, делали по два, а то и по три опаснейших рейса в сутки, иногда не выходя из-за руля больше 30 часов подряд. Лозунг тех дней гласил: «Каждые два рейса обеспечивают 10 500 ленинградских жителей. Борись за два рейса!». Жертв было много: по архивным данным за время работы трассы произошло 357 провалов автомашин под лед.

В первую и самую страшную блокадную зиму ледовая дорога функционировала 152 дня, до 24 апреля 1942 года. Потом дорогу пришлось остановить, ведь в тот роковой день под лед ушли сразу 80 автомобилей, пытавшихся прорваться к городу по таявшему льду!

Вот что рассказала блокадница Галина Кирилловна Волкова: «Немцы часто не бомбили обозы с хлебом, а просто обливали их бензином и давали ехать дальше. Но блокадники ели и этот хлеб. В марте 1942 году, когда под обстрелом погиб отец, мы с мамой отправились в эвакуацию. Больше маму в Ленинграде ничего не держало, помощи было ждать неоткуда, к тому же, у меня начались серьезные проблемы с желудком. Эвакуироваться ей помогал папин брат, который потом погиб на фронте. На тот момент он помогал отправлять блокадников по Ладоге. Он усадил нас в кабину машины, которая двигалась второй в автоколонне.

Ледовая дорога действовала еще две военных зимы, вплоть до 27 января 1944 года, когда была окончательно снята блокада Ленинграда. Летом Дорогой жизни становилась переправа грузов и людей судами Северо-Западного речного пароходства.

За все время действия Дороги жизни по ней было перевезено в обе стороны, по данным Центрального военно-морского архива, 2 млн 335 тыс. 51 тонн грузов: зимой по льду суммарно 645 тыс. 965 тонн и летом по воде 1 млн 689 тыс. 86 тонн грузов. По этой трассе также эвакуировали более 1 млн 376 тысяч человек.

Никто не знает в точности, сколько людей погибло на Дороге жизни – от обстрелов и на тонком льду. Машины доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны. Известны случаи, когда тяжелый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути машина с людьми уходила под лед, хотя была легче. Было много жертв, пока специалисты не объяснили, что при определенной скорости автомобиля возникает явление резонанса, которое разрушает лед. После этого водителей обязали придерживаться иной скорости.

Много жертв было и в летний период. Только первая навигация 1942 года унесла сотни жизней. От действий врагов и во время штормов затонуло 5 буксиров и 46 барж. Самые большие жертвы были 17 и 18 сентября, когда затонули баржи, перевозившие людей: одна переправляла 520 военнослужащих, направлявшихся в Ленинград (320 из них погибли), а другая перевозила на большую землю 300 эвакуируемых ленинградцев, и тогда погибли почти все. А 4 ноября под бомбежку попал сторожевой корабль «Конструктор», который также перевозил на Большую землю жителей города. В результате погибли около 200 эвакуируемых и членов экипажа.

«Вся страна объединилась ради спасения города»

Но Дорога жизни и спасла сотни тысяч ленинградцев. И тут нельзя не сказать о той роли, которую сыграло объединение всей страны ради поддержки блокадного города. «Сейчас имеет место фальсификация истории Великой Отечественной войны, – сказал корреспонденту «МИР 24» военный историк, академик Академии военно-исторических наук Владимир Мелентьев. – Она заключается в том, что Ленинград рассматривается как изолированное явление, вне общей картины, складывавшейся на советско-германском фронте, вне контекста, и это своего рода дилетантский взгляд. Ленинград выстоял не только благодаря подвигу ленинградцев, но и потому, что в этом участвовал весь советский народ. Это одно из направлений, которое сейчас замалчивается. Я сам был курсантом Великоустюгского стрелкового училища и вел борьбу против финских диверсионных групп на подступах к Ленинграду и к Дороге жизни. Эта часть истории совершенно не затрагивается современными историками войны».

По словам эксперта, важно не только то, что вся страна объединилась ради обеспечения пищей умирающих от голода жителей Ленинграда, важна связь со всеми событиями на фронтах. «Почему, спрашивается, все попытки прорвать блокаду до января 1943 года не имели успеха? Да потому, что немцы имели резервы для того, чтобы противостоять действиям Волховского и Ленинградского фронтов, – говорит историк. – А в 1943 году они этого сделать не смогли, поскольку главные события происходили на Сталинградском направлении, где решалась судьба коренного перелома во Второй мировой войне. И немцы не только бросили туда все резервы, которыми располагали, но даже те танковые подразделения, которые должны были воевать в Северной Африке, в группировке Роммеля. Успех прорыва блокады был обеспечен действиями нашей армии на Юго-западном направлении. Так что Дорога жизни – это трагическая, героическая страница нашей истории, но все же не единственный фактор, позволивший Ленинграду выжить и победить».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *