новая кавказская пленница актеры 2019
Реинкарнации Новая «Кавказская пленница»: зачем вы это сделали?
На экраны выходит ремейк «Кавказской пленницы» — классическая комедия Гайдая, переснятая с учетом современных реалий. Антон Долин — в бешенстве.
Полтора часа новой «Кавказской пленницы», с восклицательным знаком на конце, оказались опытом не на шутку мучительным. Чтобы не выбежать из зала, хлопнув дверью, или от стресса не заснуть, я старался думать о чем-то постороннем. В мыслях, не смейтесь, сам собой возник Борхес. Не то чтобы высокое искусство защитило от низкого; просто именно аргентинский писатель вывел восхитительную формулу ремейка в своей новелле 1939 года «Пьер Менар, автор «Дон Кихота». Там, если помните, герой положил жизнь на то, чтобы не переделать, а именно написать заново (слово в слово) роман Сервантеса, но больше нескольких страниц не осилил. Зато сколько нового содержания в них открылось!
Каждый ремейк, сколь угодно точный, ничего не сообщает о первоисточнике или времени, когда тот был снят, зато многое говорит — намеренно или нет — о современности. Каждый, но не «Кавказская пленница!» Максима Воронкова. Перед нами знаменательное исключение из всех правил.
Фотография: «Дримтим Медиа»
Мы узнаем о Леониде Гайдае, чьи восхитительные комедии новорусское кино до сих пор чудом обходило стороной, что он был настоящим гением, а не умелым мейнстримщиком и, как сейчас говорят, «крепким профессионалом». Гении же отличаются от остальных тем, что не поддаются ремейкам, сиквелам или пародиям; заниматься этим в отношении Гайдая — такая же бессмыслица, как пытаться переснять «Зеркало» или «Солярис».
Сообщается кое-что и о времени, когда снималась оригинальная «Кавказская пленница»: 1967 год был эпохой сумасшедшей творческой свободы, в некоторых случаях способной заменить свободы политические. Придуманный Гайдаем Кавказ был одновременно едкой сатирой на постоттепельный СССР, вседозволенность чиновников и тщательно скрываемую дикость нравов — и побегом с этой территории куда-то к горам, небу, морю, молодому вину и совершенно отвязному юмору, для которого, казалось, нет никаких табу. Недаром это, в общем-то, единственная комедия Гайдая о любви (не считая короткометражного «Наваждения»).
Фотография: «Дримтим Медиа»
Зато о наших днях новая «Кавказская пленница» не говорит решительно ничего. А о чем говорит? Ответить на вопрос практически невозможно. Этот фильм — даже не пустота, а засасывающий тебя в черную дыру вакуум. Практически все актеры (в особенности легендарная троица, старательно, но неумело копирующая жесты и мимику прототипов) выглядят так, будто их нашли на конкурсе двойников — но конкурсе, который проводился не в крупном городе, а в случайном селе, поэтому и похожи они не слишком. За немногочисленных знаменитостей — Геннадия Хазанова в белом сталинском френче или Михаила Ефремова с акцентом и в кудрявом парике — просто стыдно. Все чудовищно кривляются и пугающе часто улыбаются, будто инопланетяне, которые пытаются прикинуться людьми. На человека чуть-чуть похожа лишь заглавная героиня, она же Анастасия Задорожная, но исключительно в силу природного дара нефальшивой улыбки. Попытка слово в слово повторить старую картину, пошутив все те же шутки, кажется полуторачасовым сеансом изнасилования — и не ясно до конца, кого именно насилуют: Гайдая или все-таки тебя, сидящего в зале. Впрочем, есть в картине и попытки пошутить что-то новое. К примеру, Трус, Балбес и Бывалый устраивают «пенную вечеринку» с огнетушителем, а Шурик сбегает из психушки по методике игры Angry Birds. Хотя и это не делает современным фильм, снятый будто бы в какой-то временной капсуле и равно неправдоподобный по меркам что 1960-х, что 2010-х.
Фотография: «Дримтим Медиа»
Над этим зрелищем не хочется даже издеваться: слишком легкая мишень. Интересно лишь понять — зачем (оставим неактуальный вопрос «за что?»).
Чтобы заработать? Но можно не ходить к гадалкам — фильм с треском провалится. «Сарафан» у него будет резко негативный: ностальгирующие если и пойдут в кино, то только чтобы запустить в экран припасенным гнилым помидором, молодые вообще не поймут, что к чему. Чтобы отработать социально-политический заказ? Но тогда надо было ловить тренд и называть «Крымской пленницей», раз уж снимали в Ялте. Нет, это тоже выстрел в молоко. В фильме даже есть показанный властям кукиш, хотя и довольно беспомощный: Саахова-Хазанова в финале не сажают, а оправдывают, причем делает это его двойник в мантии судьи. А когда тот же персонаж любовно поглаживает портрет президента на стене, он всего лишь готовится открыть спрятанный за ним сейф, где хранит алкоголь.
Да, пьют в новой «Кавказской пленнице» отчаянней, чем в старой, — и это понятно: если выпить достаточно, то можно забыть, зачем ты вообще это снимаешь. Иногда кажется, что авторы получили бюджет, например, на раскрашивание «Кавказской пленницы», чтобы показать ее по ТВ, а потом вдруг вспомнили, что она и так цветная, — ну и бросились осваивать деньги. Государственные, между прочим. Вероятно, это не повод сетовать насчет «нецелевого использования», но серьезная причина, чтобы усомниться в целесообразности институтов господдержки кинематографа как таковых. Или пусть уже добавляют к господдержке полноценную цензуру, на правах страховки от такого ужаса.
Фотография: «Дримтим Медиа»
Цензура не пропустила бы навязчивого продакт-плейсмента известного крымского шампанского. Не допустила бы смешения дивной и совершенно здесь неуместной — но вызывающей у зрителя, как у павловской собаки, реакцию моментального слюноотделения — музыки Александра Зацепина с хитами «Гостей из будущего» и Тимати. Аранжировщикам песен про медведей и султана, хочется надеяться, цензура выдала бы пожизненный волчий билет. Переодела бы Хазанова, причесала бы Ефремова, выгнала бы взашей Дмитрия Шаракоиса — который, охотно верю, органичен в «Интернах», но в роли Шурика кажется ходячим богохульством. А остальной съемочной группе бы сказала: «Ребят, может, не надо? Может, вы свой сценарий попробуете написать? Включите собственное чувство юмора?»
Тюремный сиквел, обнажёнка и трезвый Вицин. Как снимали «Кавказскую пленницу»
Лайф собрал неизвестные факты о том, как снимали всенародно любимый кинохит.
Фото © Kinopoisk / «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Нина и Снежный человек
Фото © Kinopoisk / «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
22 июня родилась Наталья Варлей, которой роль «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Нины принесла всесоюзную славу. Идея «Кавказской пленницы» родилась ещё во время съёмок «Операции Ы». Изначально фильм состоял из двух частей: первая по сюжету совпадала с окончательной версией, а во второй нашкодившая троица Трус, Балбес и Бывалый убегала в горы и, чтобы сбить милицию со следа, изображала там Снежного человека, наводя жуть на местных жителей. Леонид Гайдай отказался от второй части, решив, что это в каком-то смысле повторение комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» про дикаря из фантастического племени тапи.
Хулиганский намёк на слово из трёх букв
Фото © Kinopoisk / «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Фильм должен был начинаться так: сначала к стене подходил Трус, писал на ней букву Х и тут же убегал, вслед за ним появлялся Балбес, который писал букву У. В момент, когда он удирал, звучали милицейские сирены. В это время появлялся невозмутимый Бывалый и дописывал слово (а точнее — слова) полностью: «Художественный фильм». Шутку придумал Никулин, режиссёр её одобрил, но такая заставка не прошла по цензурным соображениям.
Обнажёнка и талант
Фото © Kinopoisk / «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
24 бутылки шампанского — Никулину, 19 — Моргунову
Фото © Kinopoisk / «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Сценарий «Кавказской пленницы» многократно переписывали. За время съёмок он оброс массой шуток и гэгов. Многие фразы, ставшие крылатыми, рождались прямо на съёмочной площадке. Главными генераторами идей были Вицин, Никулин и Моргунов. Леонид Гайдай всячески поощрял работу неподражаемой троицы. Однажды ему в голову пришла идея давать по бутылке шампанского за каждую удачную шутку. Началось соревнование, в котором безоговорочную победу одержал Никулин, выиграв 24 бутылки шампанского, серебро в виде 19 бутылок пенистого напитка забрал Моргунов. А вот Вицину досталась только одна бутылка. Не потому, что ему не удавалось придумывать удачные шутки, а потому, что он шампанское не любил.
Опасный сердцеед. Как будущий автор сценария «Человека-амфибии» соблазнил дочь Сталина
Споили трезвенника Вицина
Фото © Kinopoisk / «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Георгий Вицин был принципиальным противником алкоголя, поэтому не пил ни шампанского, ни вина, ни коньяка, ни аперитива. В сцене, где троица пьёт пиво возле бочки, он попросил налить ему в кружку воды с сиропом шиповника. Однако в кадре это всё смотрелось как халтура. Юрий Никулин предложил бросить в кружку ваты, чтобы сымитировать пену, но и это оказалось не самой лучшей идеей. Наконец, Вицин пошёл навстречу и согласился выпить кружку пива в кадре. Это был первый и последний раз, когда он употребил алкоголь — как в жизни, так и на съёмочной площадке.
Чуть не угробили Шурика
Фото © Kinopoisk / «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
В фильме есть много трюков, которые актёры выполняли сами. Да, была отличная страховка, а у Натальи Варлей ещё и акробатический опыт плюс бесшабашность. Но иногда что-то шло не так — и жизнь актёров висела на волоске. Сцена, в которой Шурик, лежащий в застёгнутом спальном мешке, падает с обрыва, а затем скатывается в горную речку, была детально распланирована, она делилась на три части, в каждой из которых была подстраховка. Но в тот момент, когда актёр упал в воду, кто-то замешкался — и Шурика понесло вниз по течению бурной реки. Именно эти кадры и вошли в окончательную версию фильма. Конечно, съёмочная группа быстро сориентировалась и вытащила тонущего, но страху натерпеться он успел.
Гайдай чуть не подрался с Моргуновым
Фото © Kinopoisk / «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
«Кавказская пленница» — последний случай сотрудничества Гайдая и легендарной троицы. Он её сам придумал, сам же и понимал, что бесконечно эксплуатировать Труса, Балбеса и Бывалого не получится. Уже на съёмках короткометражки «Самогонщики» в отношениях актёров и режиссёра наметилась трещина. Всеми правдами и неправдами Леонид Гайдай уговорил Никулина и Моргунова сняться в «Кавказской пленнице», пообещав им карт-бланш на шутки и трюки в кадре. Однако режиссёру во время съёмок поведение Моргунова казалось вызывающим — вёл он себя «по-звёздному», по любому поводу пререкался, оспаривал мнение режиссёра. Последней каплей стал закрытый показ, на котором для съёмочной группы демонстрировался отснятый материал. По свидетельствам очевидцев, Моргунов явился на него в окружении своих фанаток. Когда Гайдай ему сделал замечание, Моргунов полез драться, после чего режиссёр демонстративно вычеркнул из сценария все места, в которых играет актёр. Так распалась легендарная троица.
Что стало с актерами фильма «Кавказская пленница»
Михаил Глузский
В 1936 году поступил в Школу киноактера при «Мосфильме», и уже во время обучения сыграл в своих первых фильмах. В 1940 призывается в армию, в годы войны участвует во фронтовых бригадах. Уже после завершения Великой Отечественной поступает на работу в Театр-студию киноактера при «Мосфильме», где прослужит почти полвека, лишь в 1995 перейдя на сцену Театра «Школа современной пьесы».
Первыми серьезными работами в кино для Глузского стали фильмы «Тайна двух океанов» и «Тихий Дон». Всего за шесть десятилетий съемок актер поучаствовал более чем в полутораста картинах. И хоть роли были, как правило, второстепенные или эпизодические, у Михаила Андреевича получались яркие и харизматичные персонажи.
Помимо съемок и игры в театре, Глузский занимался озвучиванием зарубежных фильмов, а также занимал важные посты в Союзе кинематографистов СССР и других организациях.
Михаил Глузский ушел из жизни 15 июня 2001 года. Актеру было 82.
Морис Слободской
В картине он появился лишь мельком, представ в образе колоритного кавказского любителя домино. В каких-либо других картинах он не снимался вовсе, однако вклад в историю советской кинокомедии внес неоценимый.
О личной жизни Мориса Романовича известно крайне мало. Родился в конце 1913 года, прошел Великую Отечественную войну, умер в 1991, прах покоится в колумбарии Ваганьковского кладбища. А вот с творчеством его знакомы многие из нас. В дуэте с В. А. Дыховичным создал множество пьес и других литературных произведений. Но особую известность ему принесло сотрудничество с Яковом Костюковским, на пару с которым они помогали Гайдаю писать «Операцию «Ы», «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку», а после создали сценарии «Неисправимого лгуна» и нескольких других замечательных фильмов.
Ной Авалиани
Потомок грузинских князей, Ной Авалиани родился 13 февраля 1922 года, получил хореографическое образование и с 1940-х более двух десятилетий был солистом Большого театра. Позже работал во множестве театров, периодически снимаясь в кино. Помимо эпизода в «Кавказской пленнице» сыграл небольшие роли в «Иване Грозном» 1944 года, «Хождении по мукам», «Фитиле». С 1980-х в крупных проектах не участвовал, работал педагогом.
Ушел из жизни в феврале 2010, на 88 году жизни. По рассказам родственников, он уходил осознанно, когда жизнь «перестала быть Жизнью с большой буквы».
Донара Мкртчян
После «Кавказской пленницы» Донара Мкртчян снялась еще в четырех картинах. В каждой из них одну из главных ролей играл Фрунзик.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”: актеры и судьба
В 1966 году режиссер Леонид Гайдай после успеха “Операции «Ы»” решил снять новый фильм о приключениях Шурика. “Мосфильм” утвердил сценарий фильма “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”, рассказывающий о том, как Шурик приехал на Кавказ, чтобы узнать местные традиции и обычаи, но стал частью преступления. Обманным путем его заставили похитить девушку, ссылаясь на древнюю свадебную традицию.
Фильм стал не менее популярным, чем предшествующий ему. Бесчисленное количество раз комедию пересмотрели все любители советского кино и растащили на цитаты и афоризмы, в том числе фразу “Птичку жалко”, сказанную Шуриком во время тоста. Всенародную любовь заработали и музыкальные композиции из фильма: “Песенка про медведей” и “Если б я был султан”.
Фрагмент из фильма «Кавказская пленница»Орех, на котором герой Юрия Никулина случайно подбил глаз собственному соратнику, стал одной из главных достопримечательностей в Крыму, где и был снят фильм. В 2014 году кинолента получила ремейк “Кавказская пленница 2, или Самые новые приключения Шурика” с Настей Задорожной и Дмитрием Шаракоисом в главной роли.
Редакция 24СМИ рассказывает, как сложилась судьба актеров, исполнивших главные роли в советской кинокартине, и публикует их фото.
Наталья Варлей (1947)
Актриса Наталья Варлей сыграла в “Кавказской пленнице” главную женскую роль — “студентку, комсомолку, спортсменку и просто красавицу” Нину, похищенную Шуриком. Это была всего третья роль Варлей в кино и первая крупная. После выхода фильма Варлей проснулась популярной. Немалый вклад в это внесли и кадры, на которых актриса запечатлена в купальнике, что на тот момент было редкостью.
Несмотря на многочисленные перспективы, который открыл перед Варлей успех “Кавказской пленницы”, она решила на время остановить съемки в кино и пошла работать эквилибристикой в Московском государственном цирке, а также поступила в Театральное училище имени Б. В. Щукина. Позже Варлей продолжила сниматься в фильмах и сериалах, сегодня изредка появляется на телевидении. Живет одна с многочисленными кошками.
Александр Демьяненко (1937 — 1999)
Фильмография советского актера Александра Демьяненко очень обширная, но в основном его знают благодаря роли Шурика в фильмах Леонида Гайдая. После “Кавказской пленницы” Демьяненко снимался в кино, но его роли были не слишком заметными. Актер буквально стал заложником образа.
В 1973 году вышел фильм “Иван Васильевич меняет профессию” по мотивам пьесы Михаила Булгакова, где артист снова сыграл Шурика. Александр Демьяненко снимался в кино, играл в театре и работал мастером дубляжа до самой смерти в 1999 году от коронарной болезни сердца.
Георгий Вицин (1917 — 2001)
Хотя актер Георгий Вицин не пил, не курил и вел здоровый образ жизни, в кино ему часто приходилось играть пьяниц. Наибольшую популярность артисту принес образ Труса в фильмах Леонида Гайдая. В 1990-х годах Вицин начал много гастролировать по России со “знаменитой троицей” (герои фильмов Гайдая — Трус, Балбес и Бывалый).
Артист отдал свою большую квартиру в центре Москвы дочери Наталье, а сам перебрался в хрущевку. Последние годы жил очень скромно, мало общался, редко выходил из квартиры. Скончался в 2001 году из-за хронических болезней сердца и печени.
Юрий Никулин (1921 — 1997)
Актер Юрий Никулин сыграл роль Балбеса. Этот герой тоже подарил Никулину всенародную любовь, однако заложником образа он все же не стал. Артист снимался в фильмах “Бриллиантовая рука”, “12 стульев”, “Старики-разбойники”, “Чучело” и других. В фильме “Когда деревья были большими» раскрылся драматический потенциал Никулина.
В последние годы актер также вёл юмористическую передачу «Белый попугай». У Никулина был сын, трое внуков, а в 2009 году родился и правнук, однако пообщаться с ним артист не успел. Никулин скончался в 1997 году из-за осложнений после операции на сердце.
Евгений Моргунов (1927 — 1999)
Советский актер Евгений Моргунов сыграл в “Кавказской пленнице” роль Бывалого. На съемках фильма “Кавказская пленница” у Моргунова произошел конфликт с Леонидом Гайдаем, который существенно усложнил карьеру актера, известного в основном по роли Бывалого.
Евгений Моргунов хотя и снимался в кино, но роли его были эпизодические и второстепенные. Актер скончался в Москве после второго инсульта в 1999 году.
Владимир Этуш (1922 — 2019)
Советский актер Владимир Этуш сыграл заведующего райкомхозом, товарища Саахова. Этуша предупреждали, что эта роль может вызвать агрессию кавказцев, однако получилось совершенно наоборот. Актер стал национальным героем на Кавказе и в Закавказье. В его фильмографии есть и другие яркие роли, среди которых Карабас-Барабас в фильме “Приключения Буратино”, Андрей Брунс из “12 стульев” и другие.
Актер четырежды был женат, у него есть дочь и внук. Нынешняя жена Этуша — Елена Этуш — преподаватель английского языка, которая младше супруга больше чем на 40 лет. В 2019 году Владимир Абрамович скончался в результате остановки сердца.
Фрунзик Мкртчян (1930—1993)
Фрунзик Мкртчян сыграл в “Кавказской пленнице” роль Джабраила, дяди Нины и личного водителя Саахова. Хотя эта роль и дала Мкртчяну определенные перспективы, по-настоящему известным он стал лишь после выхода комедии “Мимино”, где сыграл одну из главных ролей. Актер много выпивал из-за проблем с близкими и на работе, а в 1993 году скончался, так и не успев завершить дело всей жизни — открыть собственный театр.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»: интересные факты о съемках
Картины Леонида Гайдая всегда стояли особняком в советском кинематографе — возможно, это одна из причин, почему комедии режиссера, несмотря на прошедшие десятилетия, по-прежнему остаются горячо любимыми, а шутки и песни из них ушли в народ. Не стал исключением и фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», вышедший на экраны кинотеатров СССР в 1967 году.
О том, где снимали киноленту, и о связанных с ней интересных фактах — в материале 24СМИ.
Идея и воплощение
Идея картины появилась у Гайдая после прочтения в газете заметки о похищении девушки влюбленным джигитом в одной их кавказских республик. Так что ничего удивительного, что часть материала снимали в горах Кавказа — в Красной Поляне, в Сочи и на реке Мзымте. Хотя больше времени кинематографисты все-таки провели в Крыму — пейзажи в окрестностях Алушты и в районе Массандры, а также рядом с Ай-Петри оказались подходящими.
Альманах
По первоначальной задумке, продолжение приключений простодушного студента в очках называлось «Шурик в горах» и представляло собой альманах, состоящий из 2 частей. Первая — про спасение девушки Нины, которую похитили по кавказским обычаям. Во второй — Шурик вместе со спасенной искали снежного человека.
Но Леонид Гайдай, желавший снять полнометражную киноленту, оставил только похищение, а йети, которым по замыслу прикидывались Бывалый, Трус и Балбес, чтобы провести сотрудников милиции, убрал. Так фильм «Кавказская пленница» обрел свой окончательный, знакомый миллионам зрителей вид.
Рассказывают, что на роль комсомолки Нины режиссер перепробовал массу девушек, включая уже опытных актрис. А Наталья Варлей оказалась на пробах случайно — пришла познакомиться с Гайдаем. Леонид Иович обратил внимание на девушку и спросил, сможет ли та сняться в купальнике. Варлей без проблем согласилась, ведь для цирковой артистки это практически рабочая одежда, и переоделась — ее посчитали смелой и раскрепощенной и взяли в картину.
Фонд шампанского
Когда снимали фильм «Кавказская пленница», Гайдай ввел на площадке занимательную игру — актеры придумывали смешные фокусы. За каждый удачный, достойный попасть в кадр и получивший «добро» режиссера придумавший получал бутылку шампанского — у Леонида Иовича имелся солидный запас игристого вина.
Балбесу можно
Реплику о том, что в соседнем районе украли члена партии, в исполнении Фрунзика Мкртчана цензура забраковала — боялись, что зрителям этот факт покажется достоверным. Выход подсказал Юрий Никулин — предложил, чтобы эту злополучную фразу в картине сказал его персонаж. От лица Балбеса та звучала настолько по-дурацки, что проблем с одобрением не возникло. Ведь сразу ясно, что персонаж — плут и лжец.
«Старт»
В финальных кадрах фильма героиня Натальи Варлей уезжает на микроавтобусе «Старт», представлявшем собой экспериментальный образец автомобиля с обшивкой из стеклопластика. С 1963 по 1970 год выпущено было меньше 100 штук таких машин, а в целом виде до наших дней дошли только музейные экспонаты. Чему, в частности, причиной стал именно материал, из которого выполнен кузов.
Саахов
Фамилию «главного злодея» в исполнении Владимира Этуша изменили — первоначально вместо товарища Саахова, работника районного масштаба, решившегося на похищение понравившейся девушки, был Охохов (по некоторым версиям, Ахотов). Но в советской партийной номенклатуре того времени нашелся чиновник с такой своеобразной фамилией.
А уже к концу съемок возмущаться начал парторг «Мосфильма» Леон Сааков — посчитал, что Гайдай таким образом пародирует его. Фильм «Кавказская пленница» пришлось бы переозвучивать, но вмешалась Екатерина Фурцева. Заметив, что героя могли бы звать и Ивановым (а чиновников с такой фамилией пруд пруди), она поинтересовалась, по каким причинам дурак не может носить фамилию Иванов и требуется тратить государственные деньги на переделку картины из-за глупой прихоти.