notoc авиация что это
Информация для служащих и клиентов
Обеспечение информацией и ее сохранение
В случае невыполнения хотя бы одного пункта, груз не должен загружаться на воздушное судно.
Начальник грузового склада должен гарантировать, что их персонал обеспечен инструкциями по обработке опасных грузов. Как минимум эта инструкции должны состоять из руководств по грузовым перевозкам эксплуатантов или других соответствующих руководств и инструкций персоналу, занятому в обработке опасных грузов, которая позволяла бы ответственно выполнять обязанности, относящиеся к обработке опасных грузов. Если грузовой склад осуществляет прием опасных грузов, действующее издание DGR должно быть доступно людям, привлеченным к приему опасных грузов.
Инструкции по обработке опасных грузов должны включать:
— действия, которые необходимо предпринять в случае чрезвычайных ситуаций с опасными грузами;
— детали расположения и идентификации грузовых (багажных) помещений и отсеков ВС;
— инструкции по погрузке опасных грузов, включая максимальную полную сумму транспортных индексов радиоактивных материалов, разрешенных для погрузки в каждом багажном отсеке ВС;
— максимальное количество сухого льда, разрешенного к перевозке в каждом багажнике.
Начальник грузового склада не должен гарантировать, что достаточно заметные информационные стенды с информацией о правилах перевозки опасных грузов размещены в местах приема грузов.
Информация о загружаемых перевозимых опасных грузах должна всегда доводится в виде NOTOC до сведения специалиста, ответственного за коммерческую загрузку рейса.
Приемосдатчик груза и багажа, ответственный за загрузку ВС и командир самолета, на котором будут перевозиться опасные грузы, должен быть информирован перед рейсом об этих опасных грузах. Эта информация должна быть оформлена выпуском специального бланка Notification to Captain (NOTOC) «Информация экипажу о специальных грузах».
Информация, содержащаяся в NOTOC опасного вещества должна включать:
— номер авиагрузовой накладной;
— группа упаковывания (когда применяется);
— для не радиоактивных веществ: количество мест, нетто на упаковку или масса брутто (когда применяется);
— для радиоактивных материалов: количество мест, транспортный индекс и размеры (если применимо), категория, точное размещение в багажниках самолета;
— для сухого льда номер ООН 1845, углекислый газ (твердый), класс 9 опасности, общее количество в каждом багажнике и аэропорт разгрузки;
— ограничение для перевозки «Только на грузовом самолете»
— размещение упаковок с опасными грузами в отсеке багажников, местоположение ULD и на самолете и его идентификационный номер;
— указание, что опасный груз перевозится под государственным освобождением;
— подпись и фамилия лица, подготовившего документ;
— когда форма NOTOC снабжена полем для IMP-кода, то код должен быть вписан;
— подтверждение, что нет данных о загрузке в несоответствующей упаковке (поврежденной или протекающей).
На рукописном бланке NOTOC указывается номер телефона и факса, где NOTOC сохраняется до завершения рейса, и откуда можно получить его копию.
2.4.7.9.3. Сохранение документов
Начальник грузового склада несет ответственность за то, чтобы одна копия каждого из примененных документов, использованных для воздушной перевозки ОГ, сохранялся как минимум три месяца после полета, на котором были перевезены опасные грузы. Документы, которые сохраняются в отделе грузовых перевозок после перевозки ОГ:
— декларация грузоотправителя на опасные грузы;
— вторая копия контрольного листа приема (check list).
Подписанная командиром ВС форма NOTOC о перевозимых опасных грузах сохраняется до конца рейса, на который загружен опасный груз (и далее на срок не менее 3 месяцев), в архиве АО «МА «Симферополь».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Неопасные грузы
Если изделие или вещество содержит химикаты, которые не отвечают критериям включения в класс или категорию опасности, можно слова «Not restricted» указывать в описании изделия или вещества, указанного в авианакладной.
Когда изделие не является опасным согласно специальным положениям (Special Provision), запись «Not restricted, as реr Special Provision Ахх» должна быть включена в описание изделия, указанного в авианакладной.
7.4. Специальное Уведомление Командиру Воздушного Судна (NOTOC).
Эксплуатант воздушного судна, предназначенного для перевозки опасных грузов, обязан предоставить командиру ВС как можно ранее до полёта письменную информацию по опасным грузам, которая должна содержать следующие сведения:
· Надлежащее отгрузочное наименование (дополненное техническим наименованием, если это требуется);
· Номер по списку UN или ID;
· Класс или Категорию и дополнительную опасность;
· (для нерадиоактивных веществ) число грузовых мест, количество нетто или масса брутто каждой упаковки, если применяется;
· (для радиоактивных материалов) число грузовых мест, внешних упаковок или грузовых контейнеров, их категория, транспортный индекс, если применяется;
· точное место расположения груза на воздушном судне;
· указание, если грузовое место должно перевозиться только на грузовом воздушном судне;
· если требуется, указать, что опасные грузы перевозятся в соответствии с
освобождением, выданным Государством.
Источником получения данной информации служит Декларация отправителя опасного груза и/или Грузовая Авианакладная.
IMP Code можно определить по таблице:
Класс или категория | IMP Code |
Класс 1 | REX, RCX, RGX |
Категория 1.4 | RXB, RXC, RXD, RXE, RXG, RXS |
Категория 1.5 | REX |
Категория 1.6 | REX |
Категория 2.1 | RFG |
Категория 2.2 | RNG или RCL |
Категория 2.3 | RPG |
Класс 3 | RFL |
Категория 4.1 | RFS |
Категория 4.2 | RSC |
Категория 4.3 | RFW |
Категория 5.1 | ROX |
Категория 5.2 | ROP |
Категория 6.1 | RPB |
Категория 6.2 | RIS |
Категория 7.1 | RRW |
Категория 7.2 | RRY |
Категория 7.3 | RRY |
Класс 8 | RCM |
Класс 9 | RMD, RSB, ICE |
Манипуляционный знак | IMP Code |
«Только на грузовом ВС» | САО |
«Криогенная (охлаждающая) жидкость» | RCL |
«Размещение грузового места» | — |
«Держать вдали от тепла» | — |
Информация для командира ВС должна предоставляться в установленной форме, которая на практике называется NOTOC (Notification То Captain).
NOTOC может заполняться вручную или на компьютере.
Основная полетная документация на груз
Основным документом, который должен оформляться на каждую грузовую отправку, загруженную на воздушное судно, должна быть грузовая авианакладная. На борту воздушного судна вместе с грузом перевозятся оригинал авианакладной №2 розового цвета (он сопровождает партию груза до места назначения и выдается грузополучателю вместе с грузом), копия авианакладной №4 желтого цвета
(она остается в аэропорту назначения доставки груза с росписью получателя о получении груза) и оставшиеся копии белого цвета. Более подробно содержание и составление грузовой накладной рассматривается в главе
«Оформление договора перевозки груза».
Если грузы на рейс консолидирует экспедитор с оформлением «домашних» накладных, то на весь объединенный экспедитором груз оформляется грузовая накладная авиакомпании, а все «домашние» накладные должны вручаться перевозчику в запечатанном конверте, сопровождающем авианакладную.
При перевозке опасных грузов к авианакладной должна быть приложена декларация отправителя опасных грузов (Shipper’s Declaration for Dangerous Goods).
После того, как грузы на рейс были определены и укомплектованы с помощью стандартных средств пакетирования, на них оформляют общий список. Этот список называется «Cargo Manifest», то есть «Грузовой манифест».
В грузовой манифест из грузовых накладных выписываются все данные о грузе: номер авианакладной, общий вес и количество мест груза, характер груза, пункт доставки. Обычно грузовой манифест заполняется не менее чем в 5 экземплярах для каждого аэропорта разгрузки. Экземпляры грузового манифеста предназначены для:
· перевозчика (вкладывается в конверт рейсовых документов);
· таможенных властей пункта отправления;
· таможенных властей пункта назначения;
Количество экземпляров грузового манифеста может быть увеличено или уменьшено по требованию властей пунктов трансфера, транзита, назначения. В некоторых странах таможенные службы не требуют представления грузового манифеста, а принимают информацию о грузе, полученную альтернативным способом, таким как электронная передача информации.
При заполнении грузового манифеста все записи должны быть четкими. Ошибки, допущенные при описании грузов, могут явиться причиной санкций со стороны таможенных служб, незадекларирование веса груза может вызвать серьезные проблемы, связанные с требованиями безопасности и загрузки воздушного судна. При описании характера груза должны использоваться только общепринятые международные IMP коды, например: VAL – ценный груз, AVI – живые животные.
CARGO NIL
авиакомпаниями за выполненные грузовые перевозки.
Сводная загрузочная ведомость (Loadsheet) является одним из основных полетных документов и служит для подсчета коммерческой загрузки и составления загрузочной телеграммы LDM (Loadmessage).
Сводная загрузочная ведомость должна содержать следующие данные:
· информацию об общей коммерческой загрузке, включая общую массу пассажиров, багажа, груза и почты;
· информацию о разбивке коммерческой загрузки, включая количество пассажиров на борту воздушного судна по пунктам назначения и по классам обслуживания, массу и количество багажа, груза и почты по пунктам назначения и с указанием номера отсека воздушного судна, в который они загружены;
· данные о специальном грузе, информацию об отклонениях от нормы.
Сводная загрузочная ведомость должна иметь стандартную форму, может оформляться вручную или может быть изготовлена при помощи автоматизированных систем. В последнее время все чаще применяются компьютерные распечатки сводной загрузочной ведомости.
Сводная загрузочная ведомость оформляется не менее чем в 4 экземплярах, которые распределяются следующим образом:
для пункта первой посадки);
Документ NOTOC предназначен для информирования командира воздушного судна о любом грузе, который является потенциально опасным или о котором командир должен быть информирован по тем или иным причинам (необходимость специального размещения в самолете, особого внимания в процессе выполнения рейса, при остановке в транзитном пункте, выполнение специальных процедур во время задержки рейса).
Информация о живых животных подлежит обязательному включению в такое сообщение для обеспечения жизнедеятельности животных, так как в некоторых типах самолетов система кондиционирования и отопления регулируется системой электронного оборудования пилотской кабины.
Заполнение такой формы является стандартным требованием обеспечения безопасности воздушного транспорта на международных линиях. NOTOC заполняется на стандартном бланке не менее чем в 2 экземплярах:
· первый для командира воздушного судна;
· второй для аэропорта отравления.
Форма NOTOC должна находиться на борту самолета в течение всего времени выполнения рейса, например, при выполнении многоплечевого рейса, смене экипажа на маршруте и пр.
Коммерческая загрузка рейса отмечается еще в одном полетном документе
– генеральной декларации. Генеральная декларация составляется на всех членов экипажа и на коммерческую загрузку при международной перевозке. При наличии грузового манифеста данные по грузам в генеральной декларации могут не фиксироваться. Генеральная декларация является двойным документом, так как в ней содержится и санитарная декларация, в которой отмечается наличие больных людей на борту и параметры проводимых мер по обеззараживанию (дезинфекции и дезинсекции) воздушного судна.
При отсутствии больных на борту воздушного судна во время рейса и если не было никаких обеззараживающих мероприятий, то санитарная декларация все равно оформляется. Но вместо данных по больным, которых не было, и проведенным обеззараживающим мероприятиям, если они не проводились, в генеральной декларации проставляется код «NIL», то есть «отсутствие».
Количество экземпляров каждого полетного документа может изменяться в зависимости от требований авиаперевозчиков и государств.
Специальные коды
Оформление рейсовой перевозочной документации на воздушном транспорте осуществляется с применением специальных кодов. Система кодов предназначается для использования при обмене данными между участниками международной авиаперевозки путем применения методов автоматического обмена информацией, а также в других
целях, например для дополнения или замены словесных описаний, существующих в документах.
Для определения категорий груза и средств пакетирования применяются информационные IMP (Interchange Message Procedures) коды, разработанные ИАТА и АТА (Ассоциация воздушного транспорта Америки). Грузовые IMP коды являются официальными источниками сообщений на воздушном транспорте по перевозке грузов: распределения пространства, авианакладная, полетный лист, бухгалтерский учет, статус, расхождение, эмбарго и много другое. Информационные коды категорий груза и условий его погрузки- выгрузки должны указываться в перевозочных документах и сообщениях для уведомления следующих по маршруту промежуточных аэродромов о различных грузах, имеющихся на борту и требующих специальных погрузочно-разгрузочных операций.
Применяются следующие информационные коды категориигруза:
· В— багаж, если он не определенный как-то иначе;
· С— груз;
· D— багаж экипажа (если не входит в «Е» или «S»);
· Е— оборудование в отделениях, например, незанесенные в манифест, расходуемые в полете запчасти;
· F— багаж первого класса и приоритетный багаж;
· Н— средство пакетирования и/или его содержимое, которые должны быть перегружены на стыковочный рейс (рейс до следующего аэропорта назначения;
· М— почта;
· N— отсутствие средства пакетирования в данном месте;
· Q— багаж курьеров;
· S— характер прибывшего груза (описывает подлежащий таможенному досмотру контейнер, то есть содержимое различных категорий и промежуточные аэропорты назначения);
· Т— трансферный груз и/или багаж для перегрузки на различные стыковочные рейсы;
· U— неисправные средства пакетирования;
· W— груз в средствах пакетирования, требующий специальной охраны;
· X— пустые средства пакетирования;
· Z— груз с измененным местом назначения, если известно, что это место назначения следует после запланированного пункта перегрузки.
Если средство пакетирования, загруженное в воздушное судно, содержит более чем одну категорию загрузки, в документации необходимо использовать комбинацию информационных, кодов, так, например, «В/С» будет означать, что содержимое включает в себя и багаж и груз.
При оформлении перевозочной документации на рейс и передачи информации о коммерческой загрузке воздушного судна применяются также коды объема средств пакетирования:
· 0— свободного объема нет;
· 1— четверть объема свободна;
· 2— половина объема свободна;
· 3— три четверти объема свободны.
Информация по загрузке самолета с применением информационных кодов и кодов объема средств пакетирования на конкретном рейсе может выглядеть так:
Если перевозимые грузы требуют специальных условий погрузки- разгрузки или специальной обработки их во время перевозки в перевозочной документации и в других видах информации по перевозке используются Cargo Interchange Message Procedures (Cargo IMP) коды этих категорий грузов.
Код | Категория груза | ||||
AOG | Запчасти, необходимые простаивающего на земле | для | воздушного судна, | ||
AVI | Живые животные | ||||
BAL | Загруженный манифесте) | в | отсеки | балласт | (необъявленный в |
BED | Места пассажиров с установленными носилками (не занесенными в манифест) | ||||
BEH | Носилки загружены в багажные отсеки (необъявленные в манифесте) | ||||
BIG | Большой предмет, загруженный на две или на большее количество паллет, или требующий из-за своего веса или размера для погрузки и разгрузки специального погрузочно-разгрузочного оборудования | ||||
САО | Опасные грузы с этикеткой «ТОЛЬКО ДЛЯ ГРУЗОВОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА» | ||||
САТ | Бортпроводник (бортоператор), сопровождающий груз на грузовом воздушном судне | ||||
СОМ | Командирская почта (необъявленная в манифесте) | ||||
CSU | Буфетное оборудование и не используемое в полете бортпитание (необъявленное) | ||||
DHC | Члены экипажа, отдыхающие от вахты, и непосредственно не участвующие в пилотировании ВС и занимающие пассажирские места | ||||
DIP | Дипломатическая почта | ||||
ЕАТ | Пищевые продукты для потребления человеком | ||||
EIC | Оборудование в багажных отделениях (необъявленное). |
Прочие грузы, не включенные в показатель «сухого» рабочего веса, но не содержащие BAL, BED, COM, CSU, FKT и ВЕН | |
ELD | Дополнительные средства пакетирования |
FIL | He проявленная или не экспонированная пленка |
FKT | Бортовой набор инструментов (необъявленный) |
НЕА | Тяжелый груз с весом одного места свыше 150 кг |
HEG | Инкубационные яйца |
HUM | Человеческие останки в гробах |
ICE | Сухой лед (партия) |
LHO | Живые человеческие органы\кровь |
MAG | Намагниченные материалы |
MOS | Всевозможный служебный персонал, не входящий в экипаж, но выполняющий относящиеся к полету функции и занимающий пассажирские места |
ОВХ | Пахучий неживой груз, издающий сильный неприятный запах |
OHG | Предмет, загруженный на одну или на большее количество паллет, который выступает за их контуры |
PAD | Пассажиры без гарантированного бронирования мест, которые могут быть высажены в промежуточном аэропорту, отличающемся от указанного в их билете аэропорта назначения, чтобы освободить места для пассажиров, имеющих более высокий приоритет статуса бронирования |
PEA | Трофеи охоты, кожа, шкуры и все наименования, сделанные из них |
PEF | Цветы |
PEM | Мясо |
PEP | Овощи и фрукты |
PER | Скоропортящийся груз остальные виды. |
PES | Морепродукты |
RCL | Криогенные жидкости (сжиженные газы) |
RCM | Коррозионные вещества |
RCX | Взрывчатые вещества |
REX | Обычно запрещенные к перевозке взрывчатые вещества, категории 1.1, 1.2, 1.3 (с некоторыми исключениями), 1.4F, 1.5 и 1.6) |
RFG | Воспламеняющийся сжатый газ |
RFL | Воспламеняющаяся жидкость |
RFS | Воспламеняющиеся твердые вещества |
RFW | Опасные в мокром состоянии вещества |
RGX | Взрывчатые вещества 1.3G |
RPB | Токсичные вещества, хранимые отдельно от пищевых |
В настоящее время коды авиакомпаний используются следующим образом:
· 2-х значное обозначение применяется авиакомпаниями для процедур бронирования, составления расписания, тарифицирования, при оформлении грузовой накладной, списков пассажиров, при передаче международных телекоммуникационных сообщений и для других коммерческих обращений;
· 3-х цифровой код авиакомпании применяется на ее перевозочных и других документах, каждый номер грузовой авианакладной авиакомпаниии должен начинаться с трехцифрового кода авиакомпании;
· 3-х буквенный код авиакомпаний применяется для воздушного контроля и аэронавигационной фиксации телекоммуникационных сообщений.
Кроме кодов грузов и авиакомпаний при оформлении перевозочных документов и передачи коммерческой информации применяются также коды стран, городов, аэропортов, национальных валют.
· в Москве (Россия) также имеется несколько аэропортов: Шереметьево – SVO, Домодедово – DME, Внуково – VKO, Быково – BKA. Код Москвы – MOW.
Коды и наименования аэропортов, отмеченные в перевозочных документах, помогают грузополучателям определять в какой из городских аэропортов (если их в городе несколько) ехать за прибывшим грузом. Например, если в грузовой накладной пункт прибытия груза отметить как город Москва, то может получиться печальный для встречающего лица вариант, когда экспедитор или грузополучатель приехал встречать груз в аэропорт Домодедово (Москва), а рейс прибыл в аэропорт Шереметьево (Москва), находящийся на расстоянии нескольких десятков километров от аэропорта Домодедово.
Правильное применение кодов помогает ускорению обработки груза, исключает отправки груза по неправильному маршруту, стандартизирует, упрощает и ускоряет оформление и обмен международной телекоммуникационной и другой перевозочной информацией.
Специальное Уведомление Командиру Воздушного Судна (NOTOC)
Неопасные грузы.
Грузовая авианакладная.
Когда опасные грузы предлагаются к перевозке по воздуху, в авианакладной должно быть указано, что опасные грузы перевозятся, как это приводится в следующих примерах:
Отправка, содержащая опасные грузы, для которых требуется заполнение Декларации отправителя опасного груза:
· На груз, перевозимый на пассажирском воздушном судне:
Информация по обращению грузом | ||
Dangerous Goods as pеr attached Shipper’s Declaration / DGD | ||
Опасные грузы согласно прилагаемой Декларации отправителя / ДОГ | ||
Число | Масса | Характер и количество грузов |
мест | брутто | (включая размеры) |
Chemicals | ||
Химические вещества |
· Для груза, перевозимого только на грузовом воздушном судне:
· Для отправки, содержащей опасные и неопасные грузы (включая консолидацию):
Информация по обращению с грузом | ||
5 Packages Daпgeroиs Goods as рег attached Shipper’s Dесlаrаtоп | ||
5 мест Опасные грузы согласно прилагаемой Декларации отправителя | ||
Число | Масса | Характер и количество грузов |
мест | брутто | (включая размеры) |
Oil well equipment | ||
Нефтебуровое | ||
оборудование |
Отправка, содержащая опасные грузы, для которых заполнение Декларации отправителя опасного груза не требуется:
Информация по обращению с грузом | ||
Число | Масса | Характер и количество грузов |
мест | брутто | (включая размеры) |
Frozen Fish | ||
Dry iсе | ||
9, UN 1845 | ||
2 х 40 kg | ||
Замороженная рыба | ||
Сухой лёд, | ||
9, UN 1845 | ||
2 x 40 кг |
Отправка, содержащая опасные грузы в освобожденных количествах:
Информация по обращению с грузом | ||
Число | Масса | Характер и количество грузов |
мест | брутто | (включая размеры) |
Chemical sample | ||
Dangerous Goods in | ||
Excepted Quantities | ||
Химический образец | ||
Опасные грузы в | ||
освобожденных | ||
количествах |
Если изделие или вещество содержит химикаты, которые не отвечают критериям включения в класс или категорию опасности, можно слова «Not restricted» указывать в описании изделия или вещества, указанного в авианакладной.
Когда изделие не является опасным согласно специальным положениям (Special Provision), запись «Not restricted, as реr Special Provision Ахх» должна быть включена в описание изделия, указанного в авианакладной.
Эксплуатант воздушного судна, предназначенного для перевозки опасных грузов, обязан предоставить командиру ВС как можно ранее до полёта письменную информацию по опасным грузам, которая должна содержать следующие сведения:
· (для радиоактивных материалов) число грузовых мест, внешних упаковок или грузовых контейнеров, их категория, транспортный индекс, если применяется;
· точное место расположения груза на воздушном судне;
· указание, если грузовое место должно перевозиться только на грузовом воздушном судне;
· если требуется, указать, что опасные грузы перевозятся в соответствии с освобождением, выданным Государством.
· Номер телефона, по которому можно получить в ходе полета информацию, аналогичную информации КВС, если эксплуатант считает возможным, чтобы КВС сообщил номер телефона вместо подробной информации об опасных грузах на борту ВС.
Источником получения данной информации служит Декларация отправителя опасного груза и/или Грузовая Авианакладная.
IMP Code можно определить по таблице:
Класс или категория | IMP Code |
Класс 1 | REX, RCX, RGX |
Категория 1.4 | RXB, RXC, RXD, RXE, RXG, RXS |
Категория 1.5 | REX |
Категория 1.6 | REX |
Категория 2.1 | RFG |
Категория 2.2 | RNG или RCL |
Категория 2.3 | RPG |
Класс 3 | RFL |
Категория 4.1 | RFS |
Категория 4.2 | RSC |
Категория 4.3 | RFW |
Категория 5.1 | ROX |
Категория 5.2 | ROP |
Категория 6.1 | RPB |
Категория 6.2 | RIS |
Категория 7.1 | RRW |
Категория 7.2 | RRY |
Категория 7.3 | RRY |
Класс 8 | RCM |
Класс 9 | RMD, RSB, ICE |
«Только на грузовом ВС» | САО |
Манипуляционный знак | IMP Code |
«Криогенная (охлаждающая) жидкость» | RCL |
«Размещение грузового места» | — |
«Держать вдали от тепла» | — |
Информация для командира ВС должна предоставляться в установленной форме, которая на практике называется NOTOC (Notification То Captain).
NOTOC может заполняться вручную или на компьютере.
С 1 января 2014 года предоставлять персоналу, ответственному за осуществление оперативного контроля над воздушным судном (сотруднику по обеспечению полетов, полетному диспетчеру или назначенному наземному персоналу, ответственному за производство полетов), информацию, аналогичную той, которая должна предоставляться КВС. Каждый эксплуатант должен указывать сотрудников, которым следует предоставлять такую информацию.
Применительно к производству полетов вертолетами при наличии утверждения, предоставляемого государством эксплуатанта, информация КВС может быть представлена в сокращенном виде или с помощью других средств (радиосвязь, включение в рабочую полетную документацию, бортовой журнал, рабочий план полета).
Ионно-литиевые батареи (ООН 3480) и литий-металлические батареи (ООН 3090) необходимо предоставлять только номер по списку ООН, надлежащее отгрузочное наименование, класс, общее количество в каждом конкретном месте загрузки, а также указывать, должно ли это грузовое место перевозиться только на грузовом ВС.
Информация КВС также должна включать подписанное подтверждение или какое-либо другое указание лица, ответственного за погрузку, о том, что у грузовых мест или средств пакетирования грузов, погруженных на ВС, не было никаких признаков утечки или повреждения.
Информация, предоставленная КВС, должна храниться на земле, до окончания полета, к которому она относится.
В информации, предоставляемой командиру ВС, не требуется указывать опасные грузы перечисленные в таблице 7-9.
Таблица 7-9 Опасные грузы, которые не требуется указывать в информации, предоставляемой КВС.
Номер по списку ООН | Наименование | Ссылка |
Нет | Опасные грузы, упакованные в освобожденных количествах | 3;5.1.1. |
ООН 2807 | Намагниченный материал | Инструкция 953 |
ООН 2908 | Радиоактивный материал, освобожденная упаковка – пустой упаковочный комплект | 1;6.15.1 а) |
ООН 2909 | Радиоактивный материал, освобожденная упаковка – изделия из природного или объединенного урана или природного турия | 1;6.15.1 а) |
ООН 2910 | Радиоактивный материал, освобожденная упаковка – ограниченное количество материала | 1;6.15.1 а) |
ООН 2911 | Радиоактивный материал, освобожденная упаковка – приборы или изделия | 1;6.15.1 а) |
ООН 3090 | Литий-металлические батареи | Инструкция 968 |
ООН 3091 | Литий-металлические батареи, содержащиеся в оборудовании | Инструкция 970 |
ООН 3091 | Литий-металлические батареи, упакованные с оборудованием | Инструкция 969 |
ООН 3245 | Генетически измененные микроорганизмы | Инструкция 959 |
ООН 3245 | Генетически измененные организмы | Инструкция 959 |
ООН 3373 | Биологическое вещество, категория В | Инструкция 650 |
ООН 3480 | Ионно-литиевые батареи | Инструкция 965 |
ООН 3481 | Ионно-литиевые батареи, содержащиеся в оборудовании | Инструкция 967 |
ООН 3481 | Ионно-литиевые батареи, упакованные с оборудованием | Инструкция 966 |
Эксплуатант должен предоставлять государству эксплуатанта и государству отправления отчеты о всех случаях, когда:
· Установлено, что перевозка опасных грузов осуществлялась с нарушением требований к погрузке, отделению, раздельному размещению и закреплению на борту ВС;
· Установлено, что перевозка опасных грузов осуществлялась без представления соответствующей информации КВС.
Эксплуатант должен обеспечить, чтобы один экземпляр документов или информации, касающихся перевозки по воздуху партии опасных грузов, сохранялся в течении периода не менее трех месяцев после выполнения рейса, которым были перевезены эти опасные грузы. Эти документы или информация должны предоставляться соответствующему национальному полномочному органу по запросу.
В отношении каждого грузового места или внешней упаковки с опасным грузом, или грузового контейнера с радиоактивными материалами, или средства пакетирования грузов, или поддона другого типа, содержащих опасные грузы, которые не были приняты для перевозки эксплуатантом по причине неправильного или неполного выполнения грузоотправителем требований по упаковыванию, нанесению знаков, маркировке и оформлению документации, один экземпляр документации, а также контрольный лист приемки должны сохраняться в течение периода не менее трех месяцев после заполнения контрольного листа приемки.
Примечание: Если документы сохраняются в электронном формате или в системе ЭВМ, то необходимо обеспечить возможность их распечатки.
Организациям, не являющимся эксплуатантами и имеющим в физическом владении опасные грузы, в случае происшествия или инцидента, связанного с опасными грузами, или выявления факта случившегося инцидента, следует выполнять требования к предоставлению отчетности. Организациям, не являющимся эксплуатантами, обнаружившим незадекларированные или неправильно задекларированные опасные грузы, следует выполнять требования к предоставлению отчетности. К числу этих организаций могут относиться, но не ограничиваться ими, грузовые экспедиторы, таможенные органы или службы, занимающиеся досмотром в целях безопасности.
7.6. Порядок приемки грузов эксплуатантом.
Эксплуатант может принимать партию опасных грузов к перевозке воздушным транспортом только при условии, когда:
· на них имеются два экземпляра ДОГ или, когда это
· разрешено за счет предоставления заменяющих Декларацию документов (например, Грузовой авианакладной для грузов в освобожденных количествах);
· эксплуатант проверил грузы, убедился в том, что они надлежащим образом маркированы, снабжены знаками опасности, и
· на них не имеется следов утечки или повреждений.
Контрольный лист приемки.
В целях четкого соблюдения своих обязанностей в том, что касается приемки опасных грузов, эксплуатанты должны использовать проверочный лист (контрольный чек-лист).
Контрольный лист должен предусматривать все разумные действия, направленные на выявление того, что:
· грузовые места правильно маркированы и снабжены знаками опасности;
· присутствует надлежащим образом заполненная документация (Декларация и грузовая авианакладная);
Использование контрольного листа необходимо для всесторонней проверки грузовых мест и документации.
Если на какой – либо вопрос в контрольном листе имеется ответ «НЕТ», груз не должен приниматься, а одна копия контрольного листа должна быть вручена грузоотправителю или его агенту.
На практике, если контрольный лист заполнен и груз принят, то копия контрольного листа может прилагаться к Декларации и Грузовой авианакладной.
Пример контрольного листа на нерадиоактивный груз:
ПОРЯДОК ЗАГРУЗКИ И ВЫГРУЗКИ ОГ
Ограничения при погрузке в кабину экипажа и на пассажирские ВС.
Опасные грузы запрещено перевозить в пассажирском салоне или в кабине экипажа ВС, за исключением случаев, когда это разрешено требованиями в отношении опасных грузов, перевозимых пассажирами и членами экипажа и опасных грузов (часть 8 ТИ), находящихся в собственности эксплуатанта ().
К перевозке на пассажирских ВС допускаются опасные грузы, которые, согласно Перечню, разрешены к перевозке на пассажирских ВС с максимальной массой нетто в одной упаковке, указанной в Перечне опасных грузов.
Допускается перевозка опасных грузов, поименованных в Перечне, в грузовом отсеке пассажирского ВС при условии, что отсек отвечает требованиям норм летной годности для грузового отсека воздушных судов класса Б или В.
При наличии пассажиров на ВС, не указанных в этом пункте, погрузка опасных грузов в багажные и грузовые отсеки запрещается.
Погрузка опасных грузов, разрешенных к перевозке на пассажирских ВС, производится до момента посадки пассажиров и после погрузки других грузов и багажа пассажиров.
Правила обращения с опасными грузами при погрузочно-разгрузочных работах.
Перевозка опасных грузов со склада к местам их погрузки на ВС должна производиться на специально оборудованных для этой цели автомашинах. Во время перевозки и погрузки в аэропорту грузы должны защищаться от воздействия атмосферных осадков, а если необходимо, то и от воздействия солнечных лучей.
Для погрузки опасных грузов в аэропорту должны быть оборудованы специальные площадки, удаленные от других воздушных судов, зданий, сооружений, рулежных дорожек и дорог на расстояние не менее 300м, оборудованных средствами пожаротушения, связи (радио, телефон и др.), огражденных условными сигналами (красными фонарями, флажками). К этим площадкам должны подходить удобные подъездные дороги, обеспечивающие надежное движение автотранспорта при любых метеорологических условиях.
Подъезд автомашин к воздушному судну должен осуществляться поодиночке. Остальные автомашины должны ожидать разгрузки на расстоянии не менее 25 м от места проведения работ.
Если погрузка опасных грузов осуществляется с помощью специальных механизмов, должна быть обеспечена полная исправность этих механизмов.
Все элементы погрузочных работ должны выполняться плавно. Рывки, удары, толчки, раскачивание опасного груза, резкое торможение при спуске не допускаются.
При ручной погрузке необходимо выполнять все правила техники безопасности, предотвращающие поражения людей и разрушение упаковочных комплектов с опасными грузами. Кроме того при ручной погрузке должны выполняться следующие правила и ограничения:
Категорически запрещается переносить эти емкости на спине, плече или держа перед собой;
Количество упаковок с опасными грузами и их масса, предназначенные для погрузки на одно воздушное судно, устанавливается эксплуатантом в РПП в зависимости от технических характеристик воздушного судна и его грузовых отсеков.
Подготовка ВС к перевозке опасных грузов.
При подготовке ВС к перевозке опасных грузов необходимо особо тщательно проверить состояние и исправность:
Перед непосредственным началом операции по погрузке опасных грузов необходимо убедиться:
Правила погрузки и размещение опасных грузов в воздушные суда.
Непосредственно перед погрузкой на борт воздушного судна или в средство пакетирования грузов необходимо проводить проверку каждой упаковки или внешней упаковки с опасными грузами в целях подтверждения отсутствия явных признаков повреждения или утечки.
В случае обнаружения признаков утечки и повреждения место, где на ВС располагались опасные грузы, или средство пакетирования грузов, подлежит проверке на выявление повреждения и загрязнения, и любое опасное загрязнение должно устраняться.
Опасные грузы должны размещаться в грузовых отсеках ВС (или в / на средствах пакетирования) с соблюдением следующих основных требований:
· опасные грузы должны не мешать погрузке и выгрузке других грузов и размещаться в грузовых отсеках так, чтобы имелась возможность их внеочередной выгрузки в аэропортах (на аэродромах) назначения;
· взрывчатые, легковоспламеняющиеся ядовитые и самовозгорающиеся вещества во всех случаях должны размещаться вблизи грузовых люков и дверей грузовых помещений ВС или вблизи аварийных люков;
· радиоактивные грузы должны размещаться от кабин экипажа, пассажирских салонов и не проявленной фотоплёнки на расстояние, не ближе установленного в зависимости транспортного индекса;
· жидкие и газообразные опасные грузы, а также грузовые места, снабженные знаком «ТОЛЬКО НА ГРУЗОВОМ ВОЗДУШНОМ СУДНЕ», должны погружаться только в те грузовые отсеки, которые доступны для наблюдения за состоянием груза во время полета;
Данное положение не относится к:
o веществам класса 3, группа упаковывания III, которые не характеризуются дополнительной опасностью;
o токсическим и инфекционным веществам (класс 6);
o радиоактивным веществам (класс 7);
o прочим опасным грузам (класс 9).
· грузовые места или средства пакетирования грузов, содержащие самореагирующие вещества, при погрузке на ВС должны защищаться от прямых солнечных лучей и размещаться отдельно от всех источников тепла, в хорошо вентилируемом месте;
· жидкие опасные грузы должны погружаться и размещаться на борту ВС так, чтобы горловины, крышки и другие закрывающие устройства тары были направлены вверх;
· намагниченный материал принимается к перевозке на ВС, если напряжённость магнитного поля, измеренная на расстоянии 4,6 м от любой точки на поверхности загруженной партии груза не превышает 0,418 А/М или вызывает отклонение магнитного компаса не более чем на 2 градуса;
· сухой лёд (двуокись углерода), предъявленный к перевозке в качестве груза или для охлаждения других грузов разрешается размещать на борту ВС, если эксплуатантом приняты надлежащие меры, которые определяются типом воздушного судна, уровнем вентиляции на борту, методами упаковывания и хранения и будут ли перевозиться данным рейсом животные и т.п.;
· грузовые места с жидкими веществами, упакованными в стеклянную тару, бочки и другие емкости, размещаются на полу грузовых отсеков ВС в один ряд на безопасном расстоянии от выходов горячего воздуха из системы обогрева (не менее 50 см);
· опасные грузы, не боящиеся удара, могут быть уложены в. несколько ярусов и размещаться с учетом строгого соблюдения центровки, обеспечения свободного прохода членов экипажа между их рядами; при этом грузы не должны загораживать проходы к двери, аварийным люкам и к другим служебным помещениям ВС;
· количество ярусов упаковок с опасными грузами не должно превышать количества, указанного на трафарете упаковки; при отсутствии такой информации допускаемое количество ярусов устанавливает диспетчер по загрузке и центровке (или соответствующий ему специалист) исходя из характера перевозимых грузов, прочности и жесткости упаковки;
· баллоны с газами должны укладываться в лежачем положении вентилями в одну сторону; во избежание их смещения во время взлета, посадки и в полете для укладки баллонов необходимо применять специальные ложементы с вырезами для баллонов (на каждый баллон надеваются веревочные или резиновые кольца толщиной не менее: 25 мм по два кольца на баллон); погрузка баллонов должна производиться с особой осторожностью; падения, удары, повреждения и загрязнения не допускаются;
· опасные грузы, чувствительные к механическим воздействиям, необходимо плотно укладывать в грузовых отсеках ВС и обеспечивать тщательное закрепление их, исключающее удары при взлете, посадке и возможной болтанке во время полета;
· если статическая нагрузка на пол грузового отсека ВС будет превышать установленные нормы, необходимо применять грузораспределители;
НЕ | ||
ОГ | ОПАСНЫЙ | ОГ |
ГРУЗ |
1. Производить погрузку в грузовые отсеки ВС, не имеющих отопительной системы или с неисправной отопительной системой, замерзающих ОГ и грузов, способных к изменению своих химических свойств при низких температурах.
2. Производить погрузку опасных грузов с признаками неисправной упаковки, без установленной маркировки и с другими нарушениями требований нормативных документов.
3. Разъединение опасных грузов, включённых в одну грузовую авианакладную.
Прием опасных грузов на борт ВС оформляется распиской члена экипажа, ответственного за коммерческую загрузку, с записью в Грузовой ведомости следующего содержания:
«Указанный в Грузовой ведомости опасный груз принят к перевозке в соответствии с требованиями Технических инструкций.
Со свойствами данного опасного груза и мерами предосторожности при его перевозке ознакомлен (подпись)».
Несовместимые опасные грузы.
· Опасные грузы не должны упаковываться вместе в одном внешнем упаковочном комплекте с опасными или другими грузами, если они вступают в опасное взаимодействие друг с другом и вызывают:
a) горение и/или выделение значительного количества тепла;
b) выделение легковоспламеняющихся токсических или
c) образование коррозионных веществ; или
d) образование неустойчивых веществ.
· Места с опасными грузами, которые могут вступать в опасное взаимодействие друг с другом, не должны размещаться на ВС рядом или на таком положении, которое может привести к их взаимодействию в случае утечки. В целях обеспечения приемлемых безопасных расстояний между местами с опасными грузами, характеризующимися различными видами опасности, необходимо соблюдать, как минимум, требования относительно размещения, указанные в таблице 7-1.
· При совместной погрузке перевозке взрывчатых веществ следует учитывать группу совместимости этих веществ (таблица 2-3).
o Взрывчатые вещества, относящиеся к одной группе совместимости, можно размещать на борту ВС независимо от номера их категории (ВВ категории 1.4В и категория 1.3 минимальное расстояние между ними 2м).
o Если взрывчатые вещества не относятся к одной группе совместимости, они не могут размещаться совместно.
o На пассажирских ВС разрешены к перевозке только взрывчатые вещества категории 1.4S.
· Совместная погрузка на одно ВС опасных грузов вместе с
неопасными разрешается только для грузов, допустимых к совместной перевозке. В этих случаях грузы должны размещаться на расстоянии не менее 50 см друг от друга. При необходимости устанавливаются прокладки. В первую очередь погружаются неопасные грузы, а затем опасные.
· Токсичные и инфекционные вещества класса 6 запрещается:
o грузить в один отсек с животными,
o пищевыми продуктами и
o кормами, предназначенными для употребления людьми и животными.
· Перевозка неопасных медицинских грузов (крови,
вакцин и т.п.) в одном отсеке с опасными грузами и радиоактивными веществами запрещается; такие грузы разрешается перевозить на одном ВС только в разных грузовых отсеках, наиболее удаленных друг от друга.
· Грузы содержащие радиоактивный материал категорий
o отдельно от людей независимо от длительности перевозки на минимальном безопасном расстоянии (таблица 7-2 и 7-3), которое измеряется от поверхности упаковок с опасными грузами до ближайшей перегородки пассажирской кабины или до поверхности пола;
o отдельно от непроявленных фотопленок или пластин на минимальном безопасном расстоянии (таблица 7-7), которое измеряется от поверхности упаковок с опасными грузами до поверхности упаковок с фотопленками;
o отдельно от животных на расстоянии по крайней мере 0,5 м, если продолжительность полета не превышает 24 ч, и на расстоянии по крайней мере 1,0 м, если продолжительность полета превышает 24 ч.
Выгрузка ОГ из ВС и их выдача.
Грузополучатель должен прибыть для получения груза в аэропорт к указанному отправителем времени.
На несвоевременное получение опасных грузов составляется акт в трех экземплярах, два из которых направляются отправителю и получателю, а один экземпляр остается в аэропорту, составившем акт. Если получателя не окажется в пункте назначения, начальник аэропорта обязан запросить об этом грузоотправителя и получить указания, как поступить с данным опасным грузом. До получения ответа груз хранится в аэропорту.
Грузовые места или внешние упаковки с опасными грузами должны быть проверены на предмет выявления следов повреждений или утечки перед выгрузкой из ВС или средства пакетирования грузов из ВС или средства пакетирования грузов.
После выгрузки из ВС опасных и в особенности взрывчатых, самовозгорающихся и сильнодействующих ядовитых веществ, а также кислот и других коррозионных веществ грузовые отсеки ВС, в которых перевозились указанные вещества, должны быть тщательно осмотрены представителями инженерно-авиационной службы и назначенными начальником аэропорта ответственными работниками СОП (СОПГП) и медицинской службы.
При обнаружении разлива кислот и других коррозионных веществ на пол ВС назначается комиссия для тщательного обследования узлов ВС. Если по перевозочным документам было установлено, что разлитое или рассыпанное на ВС вещество относится к числу сильнодействующих ядовитых веществ, уборка и дегазация ВС производятся в порядке, определенном для выполнения работ повышенной опасности. Дальнейшая эксплуатация ВС может быть допущена лишь после письменного заключения начальника медицинской (санитарной) службы аэропорта о качестве проведенной уборки, дегазации и безопасности дальнейшей эксплуатации данного ВС.
Перечень литературы и ТСО
Международные правовые документы, регламентирующие перевозку опасных грузов воздушным транспортом
1. Приложение 18 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху».
2. Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Док. ИКАО 9284-АN/905), действующее издание.
3. Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Док. ИКАО 9284-АN/905), дополнения к действующему изданию.
4. Инструкция о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами, на воздушных судах (Док. ИКАО 9481-АN 928), действующее издание.
Нормативные и правовые документы Российской Федерации, регулирующие перевозку опасных грузов воздушным транспортом
Основные:
1. «Воздушный кодекс Российской Федерации», от 19.03.97г. № 60-ФЗ (статья 113 «Воздушная перевозка опасных грузов»).
2. Федеральные авиационные правила «Правила перевозки опасных грузов воздушным судном гражданской авиации». Приказ Минтранса России № 141 от 05.09.2008 г.
3. Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Приказ Минтранса РФ от 28.07.2007 г. № 82.
4. «Об утверждении и введении в действие основных процедур, связанных с перевозкой опасных грузов воздушными судами гражданской авиации СССР». Указание МГА от 6.05.1991 г. № 195/У.
Дополнительные:
1. «О введении в действие аварийных карточек № 701 и № 702 для первичных работ при аварии с грузами радиоактивных материалов на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте взамен действующих аварийных карточек». Росатом, приказ № 1/183-П от 14.03.2011г.
3. «Об утверждении и регистрации форм строгой отчетности». Приказ ФАС от 29.12.1998 г. № 372.
Разработано преподавателем АУЦ: Пересада С.В.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет