non sdn list что это
Non sdn list что это
Обострение отношений с Западом, неизбежно вызванное стремлением России проводить независимый политический курс, всё сильнее раскручивает санкционную «спираль», инициатором которой являются США. Вводимые санкции уже касаются целых секторов экономики, оказывают угнетающее воздействие на ряд отраслей отечественной промышленности и банковскую систему. В своей статье член Воронежского отделения Партии Великое Отечество, кандидат экономических наук Вадим Юрьевич Чигирёв попытался разобраться, что такое санкции, какие виды санкций существуют, каков механизм их применения и что нужно предпринять для минимизации влияния санкций на российскую экономику. Предлагаем материал вашему вниманию.
«Для начала осветим ряд терминов и определений.
Санкции – это ограничения, устанавливаемые международными организациями или отдельными государствами в отношении другого государства, части его территории, отдельных отраслей экономики или групп товаров, определенного списка конкретных физических или юридических лиц, направленные на достижение экономических и/или политических целей инициатора санкций.
Цель санкций – заставить правительство и хозяйствующие субъекты определенной страны или группы стран принять решения самого разного уровня значимости: от ограничения нежелательной деятельности (например, разработки ядерной программы Ираном) и изменения законодательства вплоть до смены государственного строя.
Наиболее влиятельной международной организацией, имеющей право вводить глобальные экономические санкции, является Совет Безопасности ООН. Резолюции Совбеза ООН направлены на предотвращение нарушений мира и международных соглашений и имеют обязательную силу для всех государств-участников ООН. Применение экономических санкций международным сообществом предусмотрено Главой VII Устава ООН.
Вместе с тем, в последние годы, игнорируя ООН как высшую инстанцию мирового сообщества, инструмент санкций всё активнее используется отдельными странами (прежде всего США) для достижения собственных политических и экономических целей.
Именно США, претендуя на роль мирового «жандарма», в структуре своих органов государственной власти предусмотрело специально созданную структуру – Управление по контролю за иностранными активами (OFAC, Office of Foreing Assets Control) Министерства финансов США. Эта организация имеет право законодательной инициативы по введению новых санкций и изменению существующих, а также устанавливает требования к соблюдению экономических и торговых санкций США и вводит штрафы за их нарушение.
Для участников международных операций это предполагает возникновение так называемого «комплаенс-риска» (англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать).
Комплаенс-риск – это риск применения штрафных мер в отношении участника или группы участников сделок, связанный с нарушением требований регулирующих органов (в данном случае регулирующего органа США – OFAC).
В настоящее время OFAC имеет в своем арсенале два вида санкций: блокирующие и секторальные.
Блокирующие санкции SDN (Specially Designated Nationals) – применяются в отношении конкретных физических и юридических лиц, а также объединений и организаций, с которыми запрещается сотрудничество и совершение операций с каким-либо имуществом или правом на имущество.
Отличительной особенностью блокирующих санкций является то, что всё имущество и имущественные права лиц, попавших в список SDN, считаются заблокированными и не могут быть использованы. А с участниками такого списка запрещается совершение любых сделок, ни прямо, ни косвенно.
При этом, если в случае с санкциями Евросоюза комплаенс-риск заключается в вероятности возврата платежа по сделке, в которой присутствует участник санкционного списка, то санкции США предполагают «замораживание» средств на специальном счете Казначейства США на период действия санкций. На практике это означает, что банки ЕС вернут вам деньги, сорвав сделку, а банки, находящиеся в юрисдикции США (т.е. не только расположенные на территории США, но и иностранные банки, имеющие корреспондентские счета в США) перехватят платеж и разместят его на специальном депозите OFAC на неопределенный срок. Следовательно, санкции США изначально содержат более высокий комплаенс-риск для участников международных расчетов, чем санкции Евросоюза (санкции Евросоюза носят ограничительный характер, санкции США – карательный).
Применительно к России блокирующие санкции SDN введены по программе «Украина» и направлены в основном против предприятий оборонно-промышленного комплекса и их руководства, а также ряда российских политиков и иных физических лиц.
К примеру, в настоящее время в список SDN включены: ОАО «НПК Уралвагонзавод», ГСКБ «Алмаз-Антей», Концерн «Калашников», КБ Приборостроения, «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» и другие.
Отметим, что и любое лицо (или группа лиц), прямо или косвенно владеющее долей более 50% уставного капитала организации, попавшей под блокирующие или секторальные санкции, тоже считается субъектом этих санкций (так называемое «Правило 50%»). Единственное, «Правило 50%» на данный момент неприменимо к надсекторальным – государственным – структурам, которые также владеют контрольными пакетами акций ряда российских компаний, попавших под санкции. Это пока ещё исключение, по сути, является «ватер-линией» степени напряженности российско-американских отношений (в отличие, скажем, от Ирана и Северной Кореи).
Секторальные санкции SSI (Sectoral Sanctions Identifications) – меры, ограничивающие совершение ряда сделок и операций в отношении компаний определенных секторов экономики. Санкции этого типа впервые применены к России. Они направлены против конкретных секторов экономики. При этом имущество и имущественные права участников списка SSI не считаются заблокированными (в отличие от блокирующих санкций).
Секторальные санкции OFAC:
К слову отметим, что, несмотря на то, что изначально санкции вводились в связи с ситуацией в Украине, содержание этих ограничений к самой Украине имеет весьма опосредованное отношение. Скорее они являются проявлением геополитической и экономической борьбы за мировое влияние и контроль над мировыми запасами природных ресурсов. А значит, есть основания предполагать, что «санкционная спираль» будет развиваться вне зависимости от перспектив урегулирования украинского вопроса.
В настоящее время в список SSI включены: Сбербанк, Внешэкономбанк, Госкорпорация «Ростех», Газпромнефть, Роснефть и др.
Итак, мы разобрались с тем, что такое санкции, каковы их виды и особенности, механизм их применения. Теперь попытаемся определить основные пути минимизации их негативного влияния на российскую экономику. Начнем по порядку.
Это первый и основополагающий принцип, без которого сам вопрос минимизации последствий санкций становится бессмысленным. Дело в том, что практическое применение тех или иных санкций возможно только в случае…если международные расчеты осуществляются в долларах США! OFAC может отслеживать только долларовые транзакции. Подвергаются комплаенс-риску компании, проводящие международные расчеты в американской валюте.
В качестве примера из отечественной практики можно привести случай, когда в январе 2014 года «Банк Москвы» был оштрафован на 9,4 млн.долл. за транзакции с участием «Банк Мелли Иран», находящимся под санкциями США в лице OFAC. Инцидент неприятный, но по мировым меркам сумма оказалась незначительной. К примеру, в том же 2014 году крупнейший французский банк BNP Paribas SA выплатил рекордный штраф в размере 8,97 млрд.долл. за многочисленные нарушения режима санкций в отношении Ирана, Кубы и Судана. В обоих случаях уязвимость попавшим под штрафы банкам обеспечило проведение ими запрещенных транзакций в американской валюте.
Напомним, что OFAC устанавливает размеры штрафов. А это значит, что данная организация имеет практическую возможность оказывать прямое воздействие на финансовую устойчивость участников международных расчетов, которые проводят запрещенные OFAC операции. Более того, нарушение режима санкций влечет потерю деловой репутации – «независимые» мировые СМИ находят значимый информационный повод в обнародовании применения дисциплинарных мер, что позволяет огромному количеству контрагентов в мире узнавать о незаконной практике того или иного хозяйствующего субъекта. В свою очередь, это влечет за собой снижение доходов и замедление развития попавшей под штрафы компании.
Таким образом, из вышесказанного вытекает весьма любопытный вывод: повсеместное использование доллара в качестве средства международных расчётов обеспечивает США не только политическое и экономическое доминирование, но и способствует распространению американской юрисдикции на другие страны .
Действительно, когда вся мировая торговля ведется в долларах США, под американскую юрисдикцию (посредством OFAC) автоматически попадает весь мир. Очевидно, что без отказа от доллара и перехода на национальные валюты приоритет национального права над международным не обеспечит ожидаемого эффекта.
Ни для кого не секрет, что после терактов 11 сентября 2001 года ЦРУ и Министерство финансов США получили доступ к финансовой информации SWIFT с целью отслеживания возможных финансовых транзакций террористов (притом, что «родиной» SWIFT является Бельгия). Путем расшифровки SWIFT-трафика они получают информацию о долларовых межбанковских операциях в масштабах мировой финансовой системы. Минимизировать возможности финансового шпионажа со стороны Соединенных Штатов могло бы создание и функционирование некой альтернативной платформы – национальной системы платежей, к которой бы компетентные органы «цитадели демократии и свободы» не имели бы доступа.
В сентябре 2014 года предложение создать российский аналог SWIFT было выдвинуто РСПП и банковской ассоциацией «Россия», когда депутаты Европарламента предложили отключить РФ от системы в рамках очередного санкционного пакета. И уже через три месяца ЦБ РФ запустил аналог западной системы SWIFT в тестовом режиме. По мнению экспертов, новый сервис позволит коммерческим банкам обмениваться платежными поручениями, не выводя информацию за пределы страны. Тем самым, Банк России возложил на себя функцию передачи межбанковских сообщений, включая валютные.
Между тем, SWIFT представляет собой лишь канал связи, но не средство денежных переводов. Полноценная защита от санкций невозможна без национальной системы платежных карт (НСПК). Наглядным примером была ситуация с заблокированием без предварительного уведомления пластиковых карт банка «Россия», «Собинбанка», «Инвесткапиталбанка» и «СМП Банка» со стороны платежных систем Visa и Mastercard.
Дело в том, что транзакции Visa и MasterCard проходят через США, а в случае введения санкций против какого-либо банка у него арестовываются корреспондентские счета, открытые в западных банках. Это означает, что платежные системы просто не могут провести операции клиентов таких банков, иначе им придется оплачивать эти услуги за счет собственных средств.
Решением проблемы должно стать функционирование российской платежной системы «Мир», оператором которой выступает подконтрольная ЦБ РФ структура – АО «НСПК». Запуск и дальнейшее развитие национальных платежных инструментов планируется к концу 2015 года. К этому же времени должно завершиться перенесение процессинга Visa и Mastercard в Россию.
Можно предположить, что дальнейшим методологическим развитием российского аналога SWIFT и НСПК могла бы стать их интеграция в системы стран СНГ и БРИКС. Важно, чтобы при этом обслуживающие банки не имели прямых корреспондентских отношений с банками США (либо образованными в соответствии с законодательством США), а также их дочерними банками и филиалами.
В условиях, когда для российских компаний и банков внешние рынки капитала с их дешевыми кредитами фактически закрыты, архиважной задачей является изменение денежно-кредитной политики, ее ориентация на создание внутренних источников инвестиций и экономического роста. С.Ю. Глазьев справедливо отмечает, что «политика Банка России по завышению процентных ставок и ограничению объема кредита на фоне замораживания внешних источников кредита влечет сжатие денежного предложения, падение производства и инвестиций, а также цепочки банкротств предприятий с негативными социальными последствиями».
Академик предлагает в качестве первоочередных мер в условиях санкций радикальное снижение ключевой ставки, вывод резервных фондов из иностранной валюты, полный запрет на кредиты в валюте, валютное регулирование и ограничения на трансграничное движение капитала. Особым пунктом программы выхода из экономического «паралича» «по Глазьеву» является введение многоканальной системы кредитования, когда коммерческие банки фондируются под конкретные цели государства (деньги распределяются по госпрограммам). Уровень ставки рефинансирования при этом устанавливается дифференцированно, с учетом отраслевой специфики и нормы рентабельности в каждой конкретной отрасли.
Между тем, рекомендации советника Президента РФ по экономике остались неуслышанными – 30 октября на заседании Совета Директоров Банка России второй раз подряд было принято решение оставить ключевую ставку без изменений на уровне 11%. Вместо экстренного вывода резервных фондов из иностранных активов правительство Д. Медведева недавно осуществило вложения в ценные бумаги США на сумму 8 млрд.долл. Есть все основания утверждать, что без изменения статуса ЦБ РФ путем законодательного ограничения его независимости от государства, а также смены либерального кабинета министров радикального пересмотра проводимой политики и ухода от «Вашингтонского консенсуса» ожидать не стоит.
А это значит, что все заявления представителей экономического блока Правительства РФ о достижении «дна» кризиса» и переходе в стадию восстановления в условиях санкций в лучшем случае отражают лишь краткосрочные ожидания. В долгосрочной же перспективе только успешная реализация трех вышеперечисленных (но не исчерпывающих) пунктов помогут выйти нашей экономике на этап устойчивого роста, а российским компаниям и банкам — нейтрализовать комплаенс-риски, оказавшись за периметром зоны применения санкций».
Чигирёв Вадим Юрьевич,
кандидат экономических наук,
член Воронежского регионального отделения
Non sdn list что это
Для ИХТЦ как инжиниринговой компании вопрос санкций имеет непосредственное отношение к работе. Наши партнеры хотят знать, какие материалы и технологии запрещены к импорту в Россию, что им могут дать русские ученые и инженеры в плане импортозамещения.
Мы пытались собрать информацию для собственного понимания и ощутили, что ничего толкового и по сути на русском языке нет. Новостные порталы и информационные ресурсы пишут про эмоции, хамон и пармезан, переливая из пустого в порожнее.
В итоге нам пришлось разбираться в теме самостоятельно, работая с первоисточниками – с документами Конгресса США, Министерства финансов и юстиции (в общей сложности прочитав и проанализировав более тысячи страниц). Результатами этого титанического труда мы рады поделиться с нашими читателями. Разложили по полочкам: какие пакеты санкций были введены, в отношении кого, как понять, на какие материалы, товары, технологии действуют ограничения.
Мы не разбирались в том, насколько за выполнением санкций строго следят. Хотя мы видим, что товарооборот между США и Россией в 2017 году в денежном отношении вырос на 14,4% к 2016 году, почти сравнявшись с показателями 2014 года (одного только бурбона в 2017 году из США ввезли более 2 млн. литров на сумму почти миллиард рублей).
Напоминаем о том, что мы плодотворно и активно трудимся над тем, чтобы никакие санкции были не страшны российским компаниям, пользующимся нашими услугами.
Мы собрали в одном месте все санкционные пакеты, актуальные на данный момент для понимания того, что, кому запрещено, и по какой причине.
В марте 2014 года в связи с ситуацией на Украине и воссоединением Крыма с РФ США заморозили сотрудничество с Россией в военной, космической (авиа- и ракетостроение) и атомной сферах и ввели санкции в отношении ряда лиц и компаний. Основанием для них стали исполнительные указы президента США Барака Обамы, принятые в том же году на волне массовой истерии:
Согласно этим документам, в отношении России была введена многоуровневая система санкций. Персональные санкции (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List, далее – SDN) предусматривают визовые ограничения и блокирование собственности и счетов физических и юридических лиц, занесенных в черный список. Американским гражданам и компаниям запрещается поддерживать с ними деловые связи, торговые ограничения касаются экспорта, реэкспорта и передачи материалов и технологий и автоматически распространяются на компании, в которых одному или нескольким лицам/компаниям из санкционного списка принадлежит 50 и более процентов.
Секторальные санкции (или Sectoral Sanctions Identifications List, далее – SSI) затрагивают такие ключевые отрасли российской экономики как: финансовую, энергетическую, оборонную и горно-металлургическую. Они включают ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг, запрет на поставки вооружения, военной техники и технологий двойного назначения, а также высокотехнологичного оборудования и технологий (в частности, для использования в проектах по разведке и добыче нефти на глубоководных морских участках, на арктическом шельфе и в сланцевых пластах).
Все ограничения распространяются также на компании, в которых фигурантам «секторального» списка принадлежит 50 и более процентов. Крымские санкции запрещают ввоз или вывоз товаров, услуг или технологий в Крым и из Крыма, а также инвестиции в этот регион гражданам США.
Всего на руках американского регулятора есть четыре так называемых «директивы».
Директива №1 касается, в первую очередь банковского сектора. По ее последней редакции, с 28 ноября 2017 года кредитным организациям РФ запрещено предоставлять финансирование на срок свыше 14 календарных дней, покупать их акции и имущество (в том числе доли в других компаниях).
Директива № 2 с последними изменениями и дополнениями, вступившими в силу 28 ноября 2017 года, запрещает предоставлять финансирование на срок свыше 60 календарных дней ряду компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам, а также покупать их акции и имущество (в том числе доли в других компаниях).
Директива № 3 также подразумевает запрет на покупку акций и имущества компаний, на которых она распространяется, а также запрет на предоставление им финансирования на срок свыше 30 календарных дней. Директива № 3 относится к предприятиям военно-промышленного комплекса и ряду других стратегических предприятий РФ.
Директива № 4 запрещает экспортировать и реэкспортировать товары, технологии и предоставлять нефинансовые услуги ряду компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам в рамках проектов по освоению Арктического шельфа, добыче сланцевого газа и глубоководной добычи нефти. Данная директива распространяется на все подобные проекты, реализуемые на территории России, а также на проекты вне зависимости от их локализации (в том числе международные), если они инициированы после 29 января 2018 года.
Санкции, изложенные в Директиве №4, не повлияют непосредственно на банки. Они затрагивают инвестиционные проекты в области добычи нефти, в которых данные банки или аффилированные с ними компании, участвуют или, что касается проектов, начатых после 29 января 2018 года, владеют долей 33% или больше, либо контролируют большинство голосов акционеров.
В США не могут простить избрание президентом республиканца Дональда Трампа ни себе и никому другому, кто, якобы, в этом был заинтересован. Шок от результатов голосования привел к принятию ряда следующих ограничений в адрес государственного и корпоративного сектора РФ.
29 декабря 2016 года в связи с обвинениями во вмешательстве в выборы США объявили о введении очередного пакета санкций: дополнение к Исполнительному указу № 13694 от 1 апреля 2015 года «О блокировке собственности определенных лиц, проявляющих существенную вредоносную активность в киберпространстве» (далее EO 13694 или CYBER).
Поводом стали обвинения в адрес Москвы в организации хакерских атак в ходе американских выборов. Основанием для санкций послужил Исполнительный указ № 13757 от 28 декабря 2016 года – Принятие дополнительных мер касаемо национального чрезвычайного положения в отношении существенной вредоносной активности в киберпространстве (далее EO 13757 или CYBER2).
Санкции предусматривают замораживание активов фигурантов черного списка, а также практически всех сделок с Федеральной службой безопасности (ФСБ) и Главным управлением Генерального штаба ВС РФ (ранее Главное разведывательное управление, ГРУ). 27 марта 2018 года президент США Дональд Трамп продлил действие вышеупомянутых исполнительных приказов о введении санкций за кибератаки против США на год.
Летом 2017 года президент США Дональд Трамп подписал Публичный закон № 155-44 от 2 августа 2017 года «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, далее CAATSA), который закрепил ограничительные меры в отношении России, Ирана и КНДР, принятые предыдущими администрациями, и ввел дополнительные.
Закон усложнил процесс получения кредитов российскими предприятиями и работу оборонных и энергетических компаний, а также распространил действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые будут оформлены после 29 января 2018 года). Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).
Всего получается более дюжины санкционных пакетов, ограничивающих сотрудничество американского бизнеса с предприятиями из России. Судя по свежим сообщениям из-за океана, это еще далеко не предел.
Обзор санкционного режима США, ЕС и России
Международные санкции против Российской Федерации были впервые введены в 2014 году Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом, следом за которыми ряд других стран также ввели ограничения. Ниже мы предлагаем Вашему вниманию краткий обзор регулирования санкций США и ЕС, а также контрсанкций Российской Федерации, которые имеют место к настоящему моменту.
Компания Данилов и Партнеры обладает большим опытом в сфере международных сделок, в том числе подготовки соглашений с учетом международных санкций. В случае, если Вас заинтересовала информация о международных санкциях или Вы бы хотели получить более подробную консультацию, пожалуйста, свяжитесь с нашим офисом.
• В течение 2014 года были введены блокирующие санкции против российских граждан и компаний, секторальные санкции против нефтегазового, финансового и оборонного секторов, санкции в отношении экспорта и импорта товаров с территории Крыма.
• В 2015 – 2016 году был расширен список лиц, включенных в список блокирующих и секторальных санкций.
• В 2017 году расширены блокирующие санкции, ужесточены секторальные санкции, принят Закон о противостоянии противникам Америки посредством санкций (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, сокращенно CAATSA), Пояснения к CAATSA (Guidance) и часто задаваемые вопросы (FAQ) 540-547, 579, 589.
• В августе 2018 года в Сенат внесен проект Закона о защите американской безопасности от акта агрессии Кремля (Defending American Security from Kremlin Aggression Act или сокращенно DASKA Act). DASKA Act вносил изменения в CAATSA, расширяя возможности его применения.
• 27 января 2019 года Русал, En+ и Евросибэнерго исключены из списка блокирующих санкций.
• В конце февраля на сайте Конгресса США опубликован обновленный проект DASKA Act, который предполагает, усиление экономического, политического и дипломатического давления на Россию, усиление мер в отношении кибербезопасности, действий в отношении внешней политики и обороны, а также санкции в отношении российских банков, нефтегазового сектора, государственного долга, энергетических проектов, судостроительного сектора, государственных служащих и частных лиц Российской Федерации.
• 11 марта 2019 года введены блокирующие санкции против Еврофинанс Моснарбанка в связи с его поддержкой венесуэльской нефтяной компании Petroleos de Venezuela S.A. (PdVSA), которая также находится под санкциями США.
• 15 марта 2019 года расширены блокирующие санкции – в список включены 6 физических и 8 юридических лиц.
1.1. Блокирующие санкции
Список лиц, включенных в список блокирующих санкций, доступен на сайте Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) (Specially Designated Nationals And Blocked Persons List (“The SDN list”)) по ссылке https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/SDN-List/Pages/default.aspx. Последние изменения были внесены от 15 марта 2019 г.
Блокирующие санкции распространяются на любые действия (включая сделки, связанные с передачей, оплатой, экспортом, получением) в отношении имущества и долей в имуществе компаний или физических лиц, включенных в санкционный список. Санкции также распространяются на сделки с имуществом и долями в имуществе компаний, которые на 50% или более, индивидуально или совместно с другими лицами, прямо или косвенно принадлежат одному или несколькими лицами, которые включены в санкционный список блокирующих санкций.
1.2. Секторальные санкции
Список лиц, включенных в список секторальных санкций, доступен на сайте OFAC (Consolidated Non-SDN List) по ссылке https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/SDN-List/Pages/consolidated.aspx.
Секторальные санкции распространяются на некоторые сделки в отношении лиц, включенных в санкционный список секторальных санкций. Собственность лиц, включенных в список, не заблокирована, ограничены только конкретные сделки, при этом производные финансовые инструменты (деривативы) разрешены согласно Лицензии 1В. Объем ограничений зависит от применимой директивы. Применимая директива указана в списке лиц, включенных в список секторальных санкций.
Директива 1. Распространяется на Банк Москвы, Газпромбанк, Россельхозбанк, Сбербанк, ВЭБ (Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»), ВТБ, включая их дочерние и аффилированные компании.
Согласно Директиве 1 (последние изменения от 29 сентября 2017 г.) запрещены любые действия, связанные с новыми займами (new debt) на срок более 14 дней или выпуск акционерных ценных бумаг (equity finance) лицам, включенным в санкционный список, и их дочерним компаниям, в которых таким лицам принадлежит более 50% долей/акций.
В отношении займов, выданных после 12 сентября 2014 и до 28 ноября 2017 установлен срок не более 30 дней. В отношении займов, выданных до 12 сентября 2014 года – срок не более 90 дней.
Директива 2. Распространяется на Газпром нефть, Новатек, Роснефть, Транснефть, включая их дочерние и аффилированные компании.
Согласно Директиве 2 (последние изменения от 29 сентября 2017 г.) запрещены любые действия в отношении долга, выпущенного после 28 ноября 2017 г. на срок более 60 дней.
В отношении займов, выданных после 16 июля 2014 г. и до 28 ноября 2017 г. установлен срок не более 90 дней.
Директива 3. Распространяется на Ростех, Рособоронэкспорт, включая их дочерние и аффилированные компании.
Согласно Директиве 3 от 12 сентября 2014 г. запрещены любые действия в отношении долга на срок более 30 дней.
Директива 4. Распространяется на Газпром, Газпром нефть, Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз.
Согласно Директиве 4 (последние изменения от 31 октября 2017 г.) запрещены предоставление, экспорт и реэкспорт, прямо либо косвенно, товаров, услуг (кроме финансовых услуг) или технологии в поддержку разведки или добычи для глубоководных, арктических морских или сланцевых проектов, которые:
1. потенциально могут быть использованы для добычи нефти в Российской Федерации или в морской зоне, заявленной Российской Федерацией и простираются от его территории, участником которого является любое лицо, включенное в санкционный список согласно Директиве 4, или в которых задействовано (involve) их имущество (property) или доли в имуществе.
2. инициированы после 29 января 2018 г. и потенциально могут использоваться для производства нефти в любой юрисдикции, и в которых лицо, включенное в санкционный список согласно Директиве 4, (а) обладает 33 и более процента владения или (б) обладает большинством голосов. Те же правила распространяются и на проекты, в которых задействовано имущество или доли в имуществе таких лиц.
В продолжение санкций OFAC регулирование ограничения на экспорт и реэкспорт товаров также установлено Бюро промышленности и безопасности США (Bureau of Industry and Security или сокращенно BIS). Правила BIS должны рассматриваться в совокупности с санкциями OFAC.
1.3. Санкции в отношении экспорта и импорта товаров, технологий и услуг из Крыма
Санкции в отношении экспорта и импорта товаров, технологий и услуг из Крыма распространяются на: (1) новые инвестиции на территории Крыма со стороны граждан и компаний США, вне зависимости от местонахождения таких граждан и компаний (2) ввоз в США, прямо либо косвенно, любых товаров, услуг или технологий из Крыма, (3) экспорт, реэкспорт, продажа или поставка, прямо либо косвенно, из США или гражданами или компаниями США, вне зависимости от местонахождения таких лиц, любых товаров, услуг или технологий на территорию Крыма, (4) любое одобрение, финансирование, способствование или гарантии граждан или компаний США, вне зависимости от местонахождения таких лиц, в отношении сделок иностранного лица в случае, если бы такая сделка попала под запрет в случае её совершении гражданином или компаний США или на территории США.
Общая лицензия №4 предусматривает список исключений из общего запрета в виде перечня сельскохозяйственных товаров, лекарств, медицинских принадлежностей и запасных частей, которые разрешены к ввозу и реэкспорту с территории и на территорию Крыма.
1.4. Закон о противостоянии противникам Америки посредством санкций от 2 августа 2017 (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act или сокращенно CAATSA)
Секции 215 — 238 Части 1 CAATSA посвящены санкциям против России.
CAATSA является продолжением Приказов (Executive Orders), изданных ранее, и Закона о поддержке свободы на Украине (Ukraine Freedom Support Act, 2014). Закрепляет предыдущие санкции в форме закона. Расширяет действующие санкции и вводит возможность вторичных санкции. Ограничивает полномочия Президента по отмене и изменению санкций — вводит необходимость одобрения конгрессом действий Президента США, которые (а) отменяют санкции или отменяют их действие в отношении конкретных лиц, (б) существенно изменяют внешнюю политику США. Вводит перечень полномочий Президента по введению санкций. Расширяет возможность санкций в отношении компаний с государственным участием в железнодорожном секторе, металлургическом и добывающем сектора Российской экономики.
Разъяснения по применению норм CAATSA даны в Руководстве (Guidance) от 31 октября 2017 и Часто задаваемых вопросах (FAQ) 540-547, 579, 589.
Приказ (Executive Order) 13849 от 20 сентября 2018 г., изданный в продолжение CAATSA, уполномочивает министра финансов, Государственного Секретаря, а также Президента США вводить дополнительные санкции, включая среди прочего, (1) запретить любому финансовому учреждению США выдавать кредиты или предоставление кредитов лицу под санкциями; (2) запретить любые операции в иностранной валюте, которые подпадают под юрисдикцию США; (3) запретить любые переводы кредитов или платежей между финансовыми учреждениями или любым финансовым учреждением, подпадающие под юрисдикцию США; (4) запретить любому лицу Соединенных Штатов инвестировать или покупать значительные суммы акций или долговых инструментов лиц под санкциями.
1.5. Проект Закона о защита американской безопасности от акта агрессии Кремля (Defending American Security from Kremlin Aggression Act или сокращенно DASKA Act)
Проект Закона о защита американской безопасности от акта агрессии Кремля (Defending American Security from Kremlin Aggression Act или сокращенно DASKA Act) был внесен в Сенат в августе 2018. Он предлагал изменения в CAATSA, расширяя возможности его применения. DASKA Act не был принят в форме закона до конца 2018 года. 13 января 2019 года пять сенаторов внесли новый проект DASKA Act. В конце февраля 2019 года обновленный проект DASKA Act опубликован на сайте Конгресса США. Согласно опубликованному проекту DASKA Act содержит следующие положения:
Санкции в ответ на предполагаемое вмешательство России в демократические институты за рубежом.
• Санкции против российских банков, которые поддерживают усилия России по подрыву демократических институтов в других странах;
• Санкции в отношении инвестиций в российские проекты СПГ за пределами России: санкции против лиц, инвестирующих в такие проекты более 1 млн долларов США или в совокупности более 5 млн долларов США за период 12 месяцев;
• Санкции в российском кибер-секторе: санкции против лиц, включая финансовые институты, которые участвуют в значительных сделках с любым лицом на территории Российской Федерации, которые способствуют преступной кибердеятельности;
• Санкции в отношении государственного долга России;
• Санкции в отношении поддержки разработки запасов сырой нефти в России: против лиц, которые продают, передают в аренду или поставляют в Российскую Федерацию товары, услуги, технологии или предоставляют финансирование или поддержку стоимостью более 1 млн долларов США или совокупной рыночной стоимостью более 5 млн долларов США за период 12 месяцев, если они могут использоваться или существенно способствовать (1) разработке сырой нефти в Российской Федерации, (2) добыче сырой нефти в Российской Федерации, включая поддержку строительства, модернизации и ремонта инфраструктуры, которые будут способствовать добыче сырой нефти на территории Российской Федерации;
• Санкции против заявленных российских энергетических проектов за пределами России: против лиц, инвестирующих в энергетические проекты, поддерживаемые компаниями с государственным участием или государственными компаниями Российской Федерации, стоимостью более 250 млн долларов США;
• Санкции против политических деятелей, олигархов, членов их семей и других лиц.
Санкции в ответ на политику России в отношении Украины.
Среди других положений законопроекта.
• действия в отношении внешней политики и обороны, такие как запрет на выход США из НАТО без одобрения двумя третями голосов в Сенате; поставка военного оборудования в страны НАТО для снижения зависимости некоторых стран НАТО от российского военного оборудования; требование о подготовке Государственным Секретарем доклада о том, соответствуют ли действия России критериям, которые позволили бы признать ее государством – спонсором терроризма; положения, направленные на оказание давления на российское правительство в связи с применением химического оружия; подготовка отчета о собственном капитале и активах Владимира Путина; отчета об убийстве лидера российской оппозиции Бориса Немцова и еще нескольких отчетов в отношении лиц, определенных Президентом США; создание Фонда противодействия России, который будет оказывать помощь европейским странам.
• действия в отношении внешней кибербезопасности, такие как создание Национального центра обмена информацией (Fusion Centre) для реагирования на гибридные угрозы, для реагирование на российскую дезинформацию и другие возникающие угрозы, исходящие от Российской Федерации; создание Управления киберпространства и цифровой экономики в рамках Государственного департамента для управления дипломатическими усилиями, связанными с международной кибербезопасностью, доступом в Интернет, свободой в Интернете, цифровой экономикой, киберпреступностью, сдерживанием и реагированием на киберугрозы.
• принятие двух законов: (1) Международный закон о предупреждении киберпреступности, который даст прокуратуре возможность отключать бот-сети и другую цифровую инфраструктуру, которая может использоваться для широкого спектра незаконных действий; возбудить уголовное дело в отношении лиц, которые сознательно атакуют критически важную инфраструктуру, включая плотины, электростанции, больницы и избирательную инфраструктуру; запретить киберпреступникам продавать доступ к бот-сетям для проведения кибератак; (2) Закон о защите честности избирательных систем, который позволил бы Министерству юстиции налагать взыскания за взлом любой системы голосования, которая используется на федеральных выборах.
• требование к американским страховым компаниям предоставлять информацию в сделках с высокой стоимостью о бенефициарных владельцах организаций, которые приобретают жилую недвижимость.
1.6. Ответственность за нарушение американских санкций:
• административный штраф до 250,000$ или двойной размер стоимости сделки, в зависимости от того, что больше;
• уголовная ответственность – штраф до 1,000,000$, или тюремное заключение до 20 лет, или оба вида наказания.
В 2018 Cobham Holdings, Inc. оплатила 87,507$ в качестве отступного в связи с потенциальной ответственностью за нарушение блокирующих санкций в отношении Алмаз-Антей. В 2017 ExxonMobil Corp. был начислен штраф в размере 2,000,000$ за нарушение блокирующих санкций.
В отношении некоторых категорий сделок или конкретной сделки может быть выдана общая лицензия или специальная лицензия, соответственно, которая допускает их совершение. К настоящему времени выдано 16 общих лицензий, список таких лицензий доступен на сайте OFAC https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Pages/ukraine.aspx.
Разъяснения по применению санкций ЕС были выпущены 25 сентября 2015 года и опубликованы на сайте Европейского Совета https://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions/ukraine-crisis/.
2.1. Блокирующие санкции.
Регулируются Постановлением Совета (ЕС) № 269/2014 от 17 марта 2014 года, Имплементационным постановлением Совета (ЕС) № 810/2014 от 25 июля 2014 года, Имплементационным постановлением Совета (ЕС) № 826/2014 от 30 июля 2014 года, Постановлением Совета (ЕС) № 959/2014 от 8 сентября 2014 года и Имплементационным Постановлением Совета (ЕС) № 961/2014 от 8 сентября 2014 года.
По аналогии с американскими блокирующими санкциями запрещены любые действия с собственностью лиц, включенных в “черный список”. В “черный список” включены на настоящий момент 170 человек и 44 компаний. Последние изменения были внесены в список в марте 2019 в связи с добавлением 8 лиц, причастных к «обострению ситуации в Керченском проливе и Азовском море».
Изменения в список вносятся Решениями Совета Европейского Союза, которые доступны по ссылке https://eur-lex.europa.eu/eli/dec/2014/145(1)/. Последний раз блокирующие санкции продлевались в марте 2019 года, в настоящий момент действуют до 15 сентября 2019.
2.2. Секторальные экономические санкции.
Регулируются Решением Совета 2014/512 / CFSP от 31 июля 2014 года, Постановлением Совета (ЕС) № 833/2014 от 31 июля 2014, Постановлением Совета (ЕС) № 960/2014 от 8 сентября 2014 и Постановлением Совета (ЕС) № 1290/2014 от 4 декабря 2014.
Последний раз секторальные экономические санкции были продлены до 31 июля 2019.
Список лиц, на которые распространяются санкции: Сбербанк, ВТБ Банк, Газпромбанк, ВЭБ (Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»), Россельхозбанк, ОПК Оборонпром, Объединенная авиастроительная корпорация, Уралвагонзавод, Роснефть, Транснефть, Газпром нефть, а также их дочерние компании.
Запрещено прямо либо косвенно покупать, продавать, предоставлять брокерские услуги или содействовать в выпуске или иным образом иметь дело с ценными бумагами и инструментами денежного рынка со сроком погашении более 90 дней, если выпущены между 1 августа 2014 и 12 сентября 2014 г., и более 30 дней, если выпущены после 12 сентября 2014 г.; запрещено предоставлять или быть стороной любого соглашения в отношении займа или кредита на срок более 30 дней.
2.2.1. Запрет на импорт военных товаров и технологий в РФ
Запрещено предоставлять прямо либо косвенно техническую помощь и финансовую помощь, в отношении товаров и технологий, перечисленных в списке военного оборудования и технологий Европейского Союза (Common Military List of the European Union) (последняя версия от 9 февраля 2015 г.) или связанную с предоставлением, производством, техническим обслуживанием или использованием товаров, включенных в этот список для любого физического или юридического лица в Российской Федерации.
2.2.2. Запрет на импорт товаров и технологий двойного назначения.
Распространяется на АО Сириус, ОАО Станкоинструмент, ОАО Химкомпозит, АО Калашников, АО Тульский оружейный завод, НПК Технологии Машиностроения, АО Высокоточные комплексы, ОАО Алмаз Антей, ОАО НПО Базальт.
Запрещено предоставлять прямо либо косвенно техническую и финансовую помощь, в отношении товаров и технологий двойного назначения (товаров, которые полностью или в части, могут использоваться для военных целей) или связанную с предоставлением, производством, техническим обслуживанием или использованием таких товаров для предприятий, включённых в список.
2.2.3. Запрет на импорт оборудования для добычи нефти в РФ
Запрещено без предварительного одобрения продавать, поставлять, перевозить или экспортировать, прямо либо косвенно, технологии, перечисленные в Списке, любому физическому или юридическому лицу в России или другом государстве, если такое оборудование или технология будет использоваться в России. Оборудование включается в список, если оно подлежит использованию для добычи и разведки глубоководной нефти, арктической нефти или сланцевых проектов в Российской Федерации.
2.3. Запрет на импорт и экспорт товаров, деятельности на территории Крыма
Регулируется Постановлением Совета (EU) No 692/2014 с изменениями.
Запрещены продажа, ввоз, экспорт некоторых товаров и технологий, связанных с транспортом, телекоммуникациями, энергетикой, разведкой и добычей нефти, газа и полезных ископаемых любому юридическому или физическому лицу на территории Крыма либо для использования на территории Крыма, а также предоставлять, прямо или косвенно, финансирование или финансовую помощь, а также страхование и перестрахование, техническую помощь или брокерские услуги, связанные с импортом таких товаров. Запрещены также услуги, связанные с туристической деятельностью в Крыму или Севастополе, приобретение недвижимости, долей/акций, предоставление займов и финансирования, создание совместного предприятия, инвестиционные услуги.
2.4. Ответственность за нарушение европейских санкций
Ответственность за санкции ЕС установлена законодательством каждого конкретного государства — члена ЕС. Например, в Великобритании ответственность в настоящий момент составляет до 1 млн GBP или до 50% стоимости сделки.
III. Контрсанкции Российской Федерации
3.1. Экономические меры
Установлены Федеральным законом от 04.06.2018 N 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».
Специальные экономические меры вводятся Правительством РФ по решению Президента РФ против недружественных государств, в частности против США, а также организаций, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ним.
Могут применяться следующие меры воздействия:
• прекращение или приостановление международного сотрудничества Российской Федерации;
• запрет или ограничение на ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья, странами происхождения которых являются недружественные иностранные государства;
• запрет или ограничение на вывоз с территории Российской Федерации продукции и (или) сырья организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств;
• запрет или ограничение на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных видов юридических лиц;
• запрет или ограничение на участие организаций, находящихся под юрисдикцией недружественных иностранных государств в приватизации государственного или муниципального имущества, а также в выполнении ими работ, оказании ими услуг по организации от имени Российской Федерации продажи федерального имущества; а также
• иные меры в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
3.2. Блокирующие санкции
Аналогично блокирующим санкциям США и ЕС, Постановлением Правительства РФ от 01.11.2018 N 1300 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592» установлен перечень физических и юридических лиц, в отношении которых введены специальные экономические меры.
В отношении лиц, включенных в список, а также в отношении контролируемых такими лицами организаций блокируются (замораживаются) безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги и имущество на территории Российской Федерации, установлен запрет на перечисление средств (вывод капитала) за пределы территории Российской Федерации.
3.3. Запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Постановлением Правительства РФ от 31.07.2015 N 774 установлен перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн. Запрет действует до 31 декабря 2019 г.
Настоящий обзор международных санкций подготовлен в ознакомительных целях, не представляет собой исчерпывающего перечня и не должен заменять юридическую консультацию. При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.