non negotiable waybill что это

Что такое коносамент

non negotiable waybill что это. Смотреть фото non negotiable waybill что это. Смотреть картинку non negotiable waybill что это. Картинка про non negotiable waybill что это. Фото non negotiable waybill что это

Коносамент — это выписываемая перевозчиком морского груза собственнику товара ценная бумага. Коносамент является безусловным обязательством перевозчика доставить товар по назначению согласно условиям контракта.

Какие функции выполняет коносамент

1) Договор коносамента предоставляет право на физически поставленный товар. Или, как иногда говорится, коносамент перевозчика «заменяет собой» товар. Законный держатель коносамента имеет исключительное право на принятие поставки товара. Более того, коносамент является «оборотным документом», так как он может быть продан или передан («пущен в обращение»), таким образом, передавая контроль над товаром. Следовательно, товар может быть перепродан в пути посредством простой передачи коносамента.

2) Коносамент свидетельствует о договоре перевозки. Этот международный коносамент должен содержать условия договора перевозки – либо прямо, либо путем отсылки к другому документу. В рамках документарных продаж продавец обязан заключить и передать покупателю договор перевозки на «обычных» или разумных условиях. В отношениях между покупателем и перевозчиком таким необходимым договором перевозки будет коносамент.

3) Коносамент является распиской, которая подтверждает доставку товара перевозчику. Поэтому он содержит описание товара и указывает, что товар был погружен на борт в определенном количестве и без видимых внешних повреждений. Но, если обнаруживается, что товар был поврежден (тем или иным образом), на лицевой стороне коносамента делается особая отметка, после чего такой коносамент уже не считается чистым.

Какие различают виды коносамента

4) В зависимости от того, есть ли у грузоперевозчика пояснения по количеству и качеству товара или замечания отсутствуют, коносамент может быть:
— «Чистый» (англ. назв. clean bill of lading) – когда упаковка не повреждена и сам товар не испорчен. Общее качественное и количественное состояние товара соответствует информации в коносаменте.
— «Не чистый» (англ. назв. claused bill of lading) коносамент – это документ с оговорками, который оформляют, если обнаружены дефекты на таре или упаковке товара или есть другие замечания по части качества груза.

5) В зависимости от общей схемы перевозки:
— Прямой коносамент – документ, который оформляют в том случае, если доставка груза осуществляется из одного порта до другого.
— Сквозной коносамент (англ. назв. through bill of lading) – документ, оформляющийся по мультимодальной схеме перевозки. Это значит, что товар будет перегружаться из одного транспорта в другой, где морская перевозка занимает лишь часть маршрута следования груза.

6) В зависимости от сроков доставки товара от продавца грузоперевозчику оформляется:
— Бортовой коносамент (англ. назв. shipped on board bill of lading) – документ, который оформляют, если груз уже перегружен на судно.
— Коносамент для погрузки/разгрузки на борт судна (англ. назв. received for shipment) – документ оформляют на груз, который предназначен для погрузки на судно, но еще не погруженный и находится под охраной.

Чем регулируется коносамент

1) Гаагскими правилами, официально утвержденными в 1921 г. (Международная конвенция по унификации правил, которые касаются транспортных накладных).
2) Правила Гаага-Висби согласно Брюссельскому протоколу от 1968 г. по пересмотру Гаагских правил от 1921 г.
3) Гамбургскими правилами, согласно действующей Конвенция ООН по морским/речным перевозкам от 1978 г.
4) Кодекс торгового мореплавания РФ, официально утвержденный 30 апреля 1999 г.
Заполнение коносамента. Что должно быть указано в основном документе
1) Данные перевозчика и точное место его нахождения;
2) Данные порта погрузки товара согласно договору грузоперевозки с точной датой приема товара транспортной компанией в порту погрузки;
3) Данные отправителя и точное место его положения;
4) Данные порта выгрузки согласно договору грузоперевозки;
5) Данные получателя, указанного отправителем;
6) Наименование товара, необходимое для его идентификации с точным указанием марки, опасных характеристик, особых свойств и массы. При этом все данные необходимо указывать так, как они указаны отправителем;
7) Внешнее состояние товара и его упаковки;
8) Информация по фрахту: размер и точная сумма к оплате получателем;
9) Дата выдачи коносамента;
10) Количество оригиналов коносаментов, если документ не один;
11) Подпись грузоперевозчика или его представителя.

С согласия сторон в документ можно вносить другие данные и оговорки.

Формы коносамента могут быть разными, потому что их разработкой занимаются различные объединения, компании и морские организации. Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуются коносаменты, которые разработаны компаниями:
— Genwaybill – форма коносамента, разработанная Балтийским Международным морским советом (БИМКО);
— The GGBS Waybill – форма, утвержденная Генеральным Советом Британского судоходства.

4 правила работы с коносаментом

1) Отправитель или его доверенное лицо составляют погрузочный ордер. В нем указывается: марка, наименование, количество товара, вид упаковки, информация о порте отправителя, данные на него и получателя, а также точное наименование судна.

2) Осуществление погрузки товара на борт судна подтверждается штурманской распиской (mate’sreceipt).

3) Как только судно отправится, грузополучатель оформляет коносамент взамен штурманской расписки, после чего он отправляет оригиналы документа получателю товара.

4) Получатель груза по коносаменту получает товар, предъявляя оригинал документа, который предварительно выслал ему отправитель.

Коносамент смешанной перевозки и его особенности

Коносамент смешанной перевозки очень похож на морской коносамент – за исключением того, что он используется для перевозки только тогда, когда предусматриваются, по меньшей мере, два различных способа транспортировки.

Стоит отметить, что в UCP 600, новой редакции правил ICC для документарных аккредитивов, более не содержится статьи «Транспортные документы смешанной перевозки», а вместо этого есть статья «Транспортный документ, покрывающий перевозку не менее чем двумя разными видами транспорта». Хотя коносамент смешанной перевозки тоже служит в качестве расписки в доставке товара перевозчику, он не обязательно свидетельствует о том, что товар был погружен «на борт» океанского судна. К примеру, расписка может относиться к принятию контейнера на контейнерный терминал.

Накладная и необоротный коносамент

Партия товара, отправленная в соответствии с именным коносаментом, предназначена для конкретного лица, обычно, импортёра. Грузополучателю не нужен такой коносамент для получения поставки. Будет достаточно предоставить «верительные данные». Если выбор грузополучателя сделан на безотзывной основе до того, как импортёр осуществит оплату или акцептует обязательство по оплате, грузоотправитель имеет право в любое время изменить грузополучателя. По этой причине в рамках документарных продаж именной коносамент не дает банкам той гарантии, которую дает ордерный коносамент. Именные коносаменты могут использоваться, когда экспортёр уверен в том, что импортёр осуществит оплату, как в случае оплаты по открытому счету, или когда импортёр уже осуществил оплату, как в случае авансового платежа.

Еще одним вариантом необоротного коносамента является морская накладная. Морская накладная (которая имеет ряд различных названий, например, фрахтовая расписка) служит в качестве подтверждения договора перевозки и в качестве расписки в принятии груза, но не является товарораспорядительным документом. Следовательно, она не должна использоваться в том случае, если импортёр желает продать товар в пути или когда банк требует предоставить транспортный документ в качестве обеспечения. Морская накладная может иметь преимущества в том смысле, что для принятия поставки не потребуется оригинала. Это удобно, когда существует вероятность прибытия товара в порт назначения до прибытия соответствующих документов, что часто имеет место быть в международной торговле, в особенности, на коротких океанских маршрутах.

Для воздушных перевозок транспортным документом является авианакладная (или “AWB”), типовой формой для которой является авианакладная IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта). Авианакладная часто выдается экспедиторами, выступающими в качестве агентов авиаперевозчика. Как правило, продавец выбирает такого экспедитора и поручает ему провести таможенную очистку товаров для экспорта. Авианакладные, выдаваемые экспедиторами, известны под названием «брокерских авианакладных» (HAWB), тогда как сами авиакомпании выдают «основные авианакладные» (MAWB).

Для железнодорожных перевозок транспортным документом является железнодорожная накладная. В Европе этот документ регулируется Конвенцией CIM (Международной конвенцией по перевозке грузов железной дорогой).

Для автомобильных перевозок используется автодорожная накладная, регулируемая в Европе Конвенцией CMR (Международной конвенцией о перевозке грузов автомобильным транспортом).

Источник

Морской коносамент или морская накладная: правовые различия

Морской коносамент или морская накладная: правовые различия

non negotiable waybill что это. Смотреть фото non negotiable waybill что это. Смотреть картинку non negotiable waybill что это. Картинка про non negotiable waybill что это. Фото non negotiable waybill что это

Перевозка груза на судне может подтверждаться как коносаментом (Bill of Lading), так и морской накладной (Seaway Bill of Lading). В этой статье представлен краткий анализ этих документов с тем, чтобы можно было понять разницу между коносаментом и морской накладной.

Главное о коносаменте

Коносамент (Bill of Lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю, которым может выступать любое лицо, как собственник груза, так и экспедиторская компания, организующая доставку груза для собственника груза.

Коносамент, не будучи договором перевозки груза морем, является документом, подтверждающим договор перевозки (Evidence of Contract of Carriage). Коносамент является распиской получения груза (Reciept of Goods) и коносамент является товарораспорядительным документом (Document of Title). Коносамент также является ценной бумагой. Как правило, коносамент выпускается в таком количестве, которое запросил грузоотправитель. Все коносаменты являются оригиналами. При этом могут быть и копии, о чем обозначено в документе. Коносамент оформляется как в линейном, так и трампововом судоходстве.

1. Именной

При использовании коносамента перевозчик должен передать груз непосредственно лицу, указанному в коносаменте в качестве получателя груза. В таком случае он называется Именным (Straight Bill of Lading).

2. Ордерный

При использовании ордерного коносамента перевозчик должен передать груз лицу, указанному после слов «По приказу…» ( To Order of).

Ордерный коносамент может быть:

— по приказу грузоотправителя

— по приказу грузополучателя

Использование ордерного коносамента связано с тем, что пока груз находится в пути он может быть несколько раз перепродан и заложен в банк. Тогда как груз по Именному коносаменту может быть доставлен ТОЛЬКО указанному в нем получателю после предоставления оригиналов документа агентам линии в порту выгрузки.

3. На предъявителя

Коносамент на предъявителя не содержит данных о получателе груза. Груз выдается тому лицу, который предъявит коносамент перевозчику для получения груза.М

Морская накладная (Seaway Bill)

Морская накладная является одной из разновидностей транспортных накладных, применяемых при перевозке грузов различными видами транспорта. Морские накладные могут быть:

— Океанские (Ocean Waybills);

— Фрахтовые (Data Freight Receipts);

— Линейные (Liner Waybills).

Морские накладные применяются в международной торговле наряду с коносаментами тогда, когда такой способ оформления перевозки груза удовлетворяет обе стороны торговой сделки. Морская накладная лишена многих функций коносамента. Морская накладная не относится к ценным бумагам, которые предоставляют ее держателю право на груз, а служат документом, подтверждающим наличие договора о перевозке груза, в силу которого перевозчик обязуется доставить груз получателю, указанному в данном документе.

Морская накладная обычно применяется для сопровождения морской транспортировки в тех случаях, когда:

— не применяется аккредитивная форма расчетов;

— отправитель и получатель совпадают в одном лице;

— при коротких сроках транспортировки;

— для транспортировки товара на склад консигнации.

Применение морских накладных носит достаточно широкий характер. Принято считать, что они в принципе удовлетворяют и перевозчика, и грузополучателя, и банк. Существенным преимуществом этого сопроводительного документа является то, что при его применении исчезают правовые и финансовые проблемы, связанные с несовпадением во времени прибытия судна с грузом и перевозочных документов, которые были отправлены почтой из порта отгрузки товара.

Унифицированные правила для морских накладных

Международный морской комитет в 1990 г. одобрил «Унифицированные правила морских накладных». Согласно этим правилам морская накладная не является товарораспорядительной формой, а только свидетельствует о приеме груза и наличии заключенного договора транспортировки. Право распоряжения грузом принадлежит отправителю.

С 1993 г. морская накладная фигурирует в Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов (публикация МТП № 600). В последней редакции Унифицированных правил требованиям к содержанию морской накладной посвящена ст. 21 «Необоротная морская накладная» (Non-Negotiable Sea Waybill – накладная без права передачи по индоссаменту).

Морская накладная (SeaWay Bill of Lading) не может быть ордерным, только именным документом. Доставка груза, идущего по морской накладной, может производиться только в адрес прямого получателя груза или его представителя. При работе с этим видом документа получателю необязательно предоставлять никакие иные документы агенту линии в порту выгрузки для того, чтобы получить груз. Наличие морской накладной уже достаточное подтверждение.

Подготовила
Пашковская Людмила

Источник

Non negotiable waybill что это

non negotiable waybill что это. Смотреть фото non negotiable waybill что это. Смотреть картинку non negotiable waybill что это. Картинка про non negotiable waybill что это. Фото non negotiable waybill что это

Что такое коносамент.

По существующим правилам, после приема груза к перевозке морским транспортом перевозчик обязан выдать грузоотправителю коносамент (по-английски «bill of lading», в переписке обычно пользуются сокращением “B/L”). Коносамент удостоверяет наличие между сторонами договора о перевозке и конкретизирует его условия. Коносамент является товаросопроводительным и товарораспорядительным документом (удостоверяет право собственности на отгруженный товар). После доставки в порт назначения перевозчик обязан выдать груз законному держателю коносамента.

non negotiable waybill что это. Смотреть фото non negotiable waybill что это. Смотреть картинку non negotiable waybill что это. Картинка про non negotiable waybill что это. Фото non negotiable waybill что это

В коносаменте указываются наименование отправителя, получателя, пункты загрузки и выгрузки, параметры груза, время и место выдачи документа и другая информация.

Существуют различные виды коносаментов, например, морские (ocean, port-to-port), сквозные (through), мультимодальные (multimodal, combined); именные (straight), ордерные (order) и т.д. Каждый из этих видов детализирует особенности приема груза или его выдачи.

Коносамент выписывается в нескольких экземплярах (как правило, в трех и более), содержание которых идентично. На лицевой стороне оригиналов коносамента имеется надпись ORIGINAL («Оригинал»). Копии коносамента имеют надпись COPY («Копия»), они могут печататься на бланках, цвет или фактура которых отличается от оригиналов.

Образец оригинала коносамента:

non negotiable waybill что это. Смотреть фото non negotiable waybill что это. Смотреть картинку non negotiable waybill что это. Картинка про non negotiable waybill что это. Фото non negotiable waybill что это

Образец копии коносамента:

non negotiable waybill что это. Смотреть фото non negotiable waybill что это. Смотреть картинку non negotiable waybill что это. Картинка про non negotiable waybill что это. Фото non negotiable waybill что это

Что написано в коносаменте.

Коносаменты могут выглядеть по-разному, но в них содержится примерно одна и та же информация. Рассмотрим содержание основных граф на примере коносамента линии Maersk.

non negotiable waybill что это. Смотреть фото non negotiable waybill что это. Смотреть картинку non negotiable waybill что это. Картинка про non negotiable waybill что это. Фото non negotiable waybill что это

Наименование графыСодержание
1. B/L №Номер коносамента, представляет собой набор латинских букв и цифр. По этому номеру на официальном сайте морской линии мы можем узнавать актуальную информацию о местонахождении груза.
2. Booking №Номер букинга, заказа на перевозку. По нему также можно узнавать информацию о статусе груза.
3. ShipperУказывается наименование грузоотправителя, обычно с адресом.
4. ConsigneeУказывается наименование грузополучателя, обычно с адресом.
5. Notify partyУказывается компания, которую нужно информировать о прибытии груза.
6. Vessel №Название судна. Наш контейнер плыл на судне MAJESTIC MAERSK. При желании можно найти в интернете фотографии судна, на котором плывет контейнер, и его текущее местонахождение.
7. Voyage №Номер рейса. Наш рейс – 605W.
8. Place of ReceiptМесто получения груза для перевозки. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза от грузоотправителя в порт отправки. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере.
9. Port of LoadingПорт погрузки. Порт, в котором производится погрузка контейнера. Наш контейнер выплыл из Шанхая.
10. Port of DischargeПорт разгрузки, порт назначения. Т.е. пункт, куда должен быть доставлен контейнер. В нашем случае, в Клайпеду.
11. Place of DeliveryМесто доставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза из порта назначения грузополучателю. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере.
12. PARTICULARS FURNISHED BY THE SHIPPER. Above particulars as declared by Shipper, but without responsibility of or representation by Carrier.Блок «Данные, заполняемые отправителем» содержит информацию про конкретный перевозимый груз. Данные вносятся со слов отправителя, не проверяются перевозчиком, перевозчик не несет ответственности за недостоверность данных.
13. Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №.Информация о грузе и его упаковке, маркировке, номере контейнера/пломбы. Мы перевозим 20 паллет стекловолоконного ровинга в 20футовом контейнере номер PONU0648262 под пломбой ML-CN3908047. Повреждение пломбы позволяет обнаружить факт несанкционированного доступа к грузу и своевременно принять необходимые меры. Указан также вес и объем груза – 20 160 кг и 25 м3. Обратите внимание на фразу Shipper’s load, stow, weight and count («загружено, размещено, взвешено и пересчитано отправителем»), она подчеркивает, что информация в коносамент вносится со слов отправителя. В этой графе также содержится информация об агенте морской линии в стране назначения, куда плывет контейнер. В нашем случае это представительство само линии – MAERSK LIETUVA UAB. В эту компанию грузополучателю (или его экспедитору) нужно будет обращаться, чтобы организовать дальнейшую доставку груза.
14. WeightВес груза. Наш ровинг весит 20160 кг.
15. MeasurementОбъем груза. В нашем случае 25 м3.
16. Freight & ChargesФрахт и надбавки. Графа содержит информацию о цене перевозки и применяемых надбавках к морскому фрахту. Довольно часто эта графа не заполняется подробно, а в ней указывается «as arranged», т.е. фрахт определяется по согласованию сторон. В нашем примере морской фрахт уже оплачен отправителем (freight pre-paid). Если бы фрахт еще не был оплачен, была бы пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect).
17. Carrier’s Receipt. Total number of containers or packages received by Carrier.Общее количество контейнеров или мест, принятых перевозчиком. В нашем случае 1 контейнер.
18. Place of issue of B/LМесто выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен в Шанхае.
19. Number & Sequence of Original B(s)/LКоличество выпущенных оригиналов коносамента и порядковый номер коносамента. В нашем случае было выпущено три оригинала, мы рассматриваем копию третьего оригинала.
20. Date of Issue of B/LДата выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен 6 февраля 2016 года.
21. Declared ValueГрафа «Объявленная стоимость груза» заполняется в отдельных случаях. Заполнение этой графы повышает уровень ответственности линии за груз в случае его утраты или причинения ущерба, но при этом нужно будет заплатить более высокий фрахт.
22. Shipped on Board Date (Local Time)Дата погрузки на борт судна (по местному времени). Часто совпадает с датой выпуска коносамента.

Отметим также, что некоторые графы ссылаются на пункты договора перевозки, напечатанного на обороте коносамента, в которых содержатся важные оговорки. Например, графа «Notify Party» ссылается на пункт 22, который гласит, что морская линия не несет никакой ответственности, если указанная компания не будет проинформирована о прибытии груза.

Рассмотрим еще один пример:

non negotiable waybill что это. Смотреть фото non negotiable waybill что это. Смотреть картинку non negotiable waybill что это. Картинка про non negotiable waybill что это. Фото non negotiable waybill что это

Несмотря на то, что некоторые графы называются иначе или размещаются в другом месте, мы безо всяких трудностей можем найти всю важную информацию. Два 40фут. контейнера (номер AMFU8521842 с пломбой FEX8819254 и номер FCIU8202055 с пломбой FEX8802102) выплыли 19 января 2016 года из порта Qingdao в порт Клайпеда на судне ELEONORA MAERSK. Отправитель загрузил в каждый контейнер 1300 мешков силикагеля весом 26130 кг. Общий вес 52260 кг, общий объем 128 м3. Было выпущено три оригинала коносамента, фрахт подлежит сбору, т.е. будет оплачиваться получателем.

Условия коносамента.

Оборотная сторона коносамента содержит напечатанные мелким шрифтом правила, условия перевозки. Если в них вчитаться, можно убедиться, что морские линии (компании, имеющие в своем парке специализированные суда-контейнеровозы, морские перевозчики) составляют коносаменты таким образом, чтобы иметь широкие права и ограничить возможности грузовладельца. Например, процитируем условия перевозки, которые предлагает морская линия MSC.

«8. Объявленное время отплытия и прибытия только ориентировочное, и в таких расписаниях может иметь место более ранний срок, задержка или отмена рейса без уведомления. Перевозчик ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за последующий ущерб или какую-либо задержу в прибытии и отбытии Судна по расписанию».

Т.е. если вы запланировали, что груз будет доставлен за 30 дней, а в реальности перевозка заняла 50 дней, к сожалению, морская линия не будет нести никакой ответственности и взыскать с нее какие-либо штрафы не удастся.

«11.1. Торговец должен проверить Контейнер на годность его к перевозке Товаров перед его упаковкой. Использование Контейнера Торговцем будет являться доказательством, достаточным при отсутствии опровержения, того, что он прочный и подходит для использования».

Т.е. если контейнер, в который отправитель загрузил, скажем, ваш кофе, был прохудившимся и морская вода испортила часть груза, предъявить претензии морской линии вы не сможете.

«20.1. Любое упоминание в данном Коносаменте о сторонах, которые должны быть уведомлены о прибытии Товаров, делается исключительно с целью информирования Перевозчика. Неуведомление не будет налагать на Перевозчика какой-либо ответственность или освобождать Торговца от какого-либо обязательства по данному документу».

Т.е. если морская линия по какой-то причине не уведомила вас о прибытии груза, а сами вы о нем забыли и контейнер простоял в порту лишний месяц, простои оплатить придется.

Круговорот коносаментов в природе.

При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры становятся недействительными. Если предоставляется неполный комплект оригиналов коносамента, например, два из трех, на обороте каждого из них нужно поставить печать организации и подпись ответственного лица.

Если все оригиналы коносамента были утеряны (украдены, уничтожены и т.д.), грузополучателю и грузоотправителю необходимо составить официальные письма в адрес перевозчика с описанием сложившейся ситуации, подтверждением права грузополучателя на груз, гарантией отсутствия каких-либо претензий и просьбой выпустить новые коносаменты, а также оплатить сбор за перевыпуск. В некоторых случаях понадобится внести залог (зависит от вида коносамента). Залог, как правило, оформляется в виде банковской гарантии на период от полугода до двух лет в размере 150-200% от стоимости груза. Коносаменты лучше не терять.

Если по каким-то причинам бумажными коносаментами пользоваться неудобно (например, уходит много времени на пересылку, а контейнер уже прибыл в порт назначения, или вы боитесь, что коносаменты потеряются во время пересылки), можно воспользоваться другим вариантом — сделать телекс-релиз.

Что такое телекс-релиз.

Телекс-релиз – это уведомление, переданное из пункта отправления в пункт назначения, что отправитель сдал оригиналы коносамента. Наличие телекс-релиза позволит получателю забрать из порта прибывший контейнер без предъявления оригиналов коносамента.

Чтобы сделать телекс-релиз, грузоотправитель должен вернуть оригиналы коносамента перевозчику, который их выпустил, и сделать заявку на телекс-релиз, т.е. подтвердить свое согласие на выдачу груза получателю. При этом перевозчик может потребовать оплатить сбор за оформление телекс-релиза. Сумма обычно составляет 25-30 долларов за один комплект коносаментов.

Процедура оформления телекс-релиза выглядит следующим образом. Перевозчик проставляет на оригиналах коносамента печать «Surrendered» (или «Telex Released», или «Released»), при необходимости оформляет уведомление о телекс-релизе (telex-release notice) и делает отметки о релизе в компьютерной системе.

Пример коносамента с отметками о релизе:

non negotiable waybill что это. Смотреть фото non negotiable waybill что это. Смотреть картинку non negotiable waybill что это. Картинка про non negotiable waybill что это. Фото non negotiable waybill что это

Пример telex-release notice:

non negotiable waybill что это. Смотреть фото non negotiable waybill что это. Смотреть картинку non negotiable waybill что это. Картинка про non negotiable waybill что это. Фото non negotiable waybill что это

Обращаем ваше внимание, что перевозчик может удерживать выпущенные коносаменты у себя и не отдавать их отправителю, если у них с отправителем есть нерешенные финансовые вопросы, т.е. если отправитель не оплатил какие-то оказанные ему услуги (например, наземную доставку контейнера в порт отправления).

Если грузоотправитель имеет какие-то претензии (финансового или другого рода) к грузополучателю, он также будет удерживать коносаменты в своих руках до тех пор, пока спорные вопросы не будут решены. Соответственно, получатель не сможет забрать груз. Только после того, как проблемы будут улажены, отправитель сделает телекс-релиз или вышлет оригиналы коносамента грузополучателю.

Линейный коносамент и домашний коносамент.

На практике вы можете столкнуться с понятиями «линейный коносамент» (Master Bill of Lading, MBL, «мастер») и «домашний коносамент» (House Bill of Lading, HBL, «хаус»). Рассмотрим их подробно.

Как правило, напрямую у морской линии контейнерные перевозки заказывают агенты-экспедиторы, клиентами которых являются отдельные организации, субъекты внешнеэкономической деятельности (аналогично, хлебозаводы продают продукцию в магазины, где каждый человек уже может купить свой пирожок). В такой ситуации очень часто одновременно на один и тот же груз выпускаются два коносамента – линейный и домашний.

Линейный коносамент выпускается непосредственно морской линией для ее заказчика — агента-экспедитора. Домашний коносамент выпускается агентом-экспедитором для конкретного грузоотправителя.

Содержание домашнего коносамента полностью совпадает с содержанием линейного коносамента в части описания характеристик груза (детали по судну и рейсу, описание груза, количество мест и т.д.). Различаться будет содержимое граф «грузоотправитель» (shipper), «грузополучатель» (consignee), «сторона, подлежащая уведомлению» (notify party).

(house bill of lading, HBL)

Линейный коносамент(master bill of lading, MBL)
Кем выпускаетсяморской линиейагентом-экспедитором
Для кого выпускаетсядля агента-экспедиторадля грузоотправителя
Грузоотправителем указываетсяагент-экспедитор в стране отправленияреальный отправитель
Грузополучателем указываетсяагент-экспедитор в стране назначенияреальный получатель
Уведомляемой стороной указываетсяагент-экспедитор в стране назначения или любая другая компания.реальный получатель или любая другая компания

Обращаем ваше внимание, что настоящим владельцем груза для морской линии де-юре является экспедитор, т.к. он указан получателем в линейном коносаменте. Поэтому субъектам ВЭД нужно тщательно проверять экспедиторов, услугами которых они собираются воспользоваться, чтобы не оказаться заложником недобросовестных партнеров.

Если субъект ВЭД работает напрямую с морской линией, будет выпускаться только линейный коносамент, в котором в качестве грузоотправителя и грузополучателя будут указаны реальные грузоотправитель и грузополучатель. Линейный коносамент всегда легко узнать по фирменному бланку морской линии.

non negotiable waybill что это. Смотреть фото non negotiable waybill что это. Смотреть картинку non negotiable waybill что это. Картинка про non negotiable waybill что это. Фото non negotiable waybill что это

Что такое sea waybill.

Другим документом, применяемым в морских перевозках, является sea waybill. Это документ выполняет только «транспортную» функцию, он не является товарораспорядительным. Оригиналы sea waybill не выпускаются, документ существует только в электронном виде и не позволяет распоряжаться товаром. Наличие sea waybill всего лишь подтверждает наличие договора о перевозке груза, по которому перевозчик обязуется доставить груз указанному получателю. Если партнеры работают по sea waybill, то отправитель не имеет никакой возможности остановить выдачу груза грузополучателю. В основном sea waybill применяется в тех случаях, когда торговые партнеры работают по предоплате, являются филиалами одной корпорации, давно знают друг друга и безгранично доверяют друг другу или когда отправитель и получатель – это одно и то же лицо. Также sea waybill часто используется в отношениях между морской линией и ее заказчиком-экспедитором, чтобы не усложнять документооборот. Процедура, когда линия разрешает получателю забрать контейнер, на который оформлен sea waybill, называется экспресс-релиз (express-release).

Пример seaway bill:

non negotiable waybill что это. Смотреть фото non negotiable waybill что это. Смотреть картинку non negotiable waybill что это. Картинка про non negotiable waybill что это. Фото non negotiable waybill что это

Дополнительная информация

Обратите внимание, что коносамент заполняется на основании инструкций грузоотправителя, а внесение изменений в уже выпущенные коносаменты – это дополнительная платная услуга. Если вы хотите, например, изменить грузополучателя по коносаменту, нужно проинструктировать отправителя. Он в свою очередь запросит корректировки у морской линии или агента-экспедитора, будет организован выпуск новых коносаментов.

Если отправка груза осуществляется в составе сборного, т.е. LCL (англ. «less container load»), то отдельный комплект коносаментов будет выписываться на каждую партию товаров. Т.е. контейнер может быть один, а количество выписанных коносаментов – 7, 11 и т.д. — в зависимости от количества перевозимых грузов (как правило, эти коносаменты являются домашними, а линейный коносамент оформляется один на весь контейнер с указанием общих, совокупных параметров груза).

Если у вас одновременно выплывает партия из нескольких контейнеров, можно оформить один коносамент на всю партию или отдельный коносамент на каждый контейнер. Второй вариант обойдется дороже, но в некоторых ситуациях это удобнее.

Если понадобилось изменить порт назначения, это можно сделать не всегда. Как правило, большие контейнеровозы, которые забирают грузы в крупных портах (Шанхай, Гонконг, Сингапур и др.), не доставляют их напрямую в небольшие порты (Клайпеда, Рига, Котка). Контейнеры с грузами поступают в европейские транзитные порты (Гамбург, Роттердам, Бремерхафен, Зебрюгге и др.), а потом развозятся по мелким портам региона небольшими фидерными судами. Если запрос на изменение порта назначения был сделан заблаговременно, до погрузки контейнера на борт фидера в транзитном порту, то внести изменения в запланированный маршрут и доставить контейнер, например, не в Клайпеду, а в Ригу, скорее всего, получится. Конечно, данная услуга платная.

Надеемся, вы получили достаточное представление об основном документе морской перевозки — коносаменте. Будем рады вашим вопросам в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *