низерит в реальной жизни
Как получить Незерит в игре Майнкрафт?
Незерит в Minecraft появился с выходном масштабного обновления «Nether» для версии 1.16. Незерит представляет собой наиболее редкий материал, который можно отыскать лишь в «Нижнем мире», причем по своим характеристикам он значительно превосходит алмазы. Кроме того, этот материал никогда не сгорит в огне и пропадёт, если попадёт в лаву, а будет держаться на поверхности так, словно это вода.
Как получить незерит в Minecraft?
В целом механику добычи незерита можно сравнить с тем, как добывают алмазы. Иными словами этот вариант руды найти довольно сложно, но она крайне полезная по мере игры. Чтобы получить незерит, первым делом предстоит добыть так называемые «древние обломки», которые спавнятся на территории «Нижнего мира» (в Аду) в случайных местах.
Вообще древние обломки спавнятся в Аду на абсолютно любой высоте, но лучше всего их начинать искать на уровне от 8 до 22 блоков. Кроме того, следует знать, что добыть древние обломки можно лишь с помощью алмазной или незеритовой кирки. И если попытаетесь добыть этот материал с помощью каких-нибудь других инструментов из другой руды, тогда никакие блоки не выпадут. Только перед походом в нижний мир советуем вам почитать статью по самообороне в игре Minecraft.
Как получить незеритовые слитки?
Эти слитки представляют собой наиболее мощный и крепкий материал в Minecraft, благодаря которым можно создать доспехи и инструменты максимального уровня. Только вот механика получения слитков немного отличается, поскольку из древних обломков в печи получается незеритовый скрап. Следом незеритовый скрап с помощью верстака необходимо соединить с золотыми слитками. Для простоты схема выглядит следующим образом:
Что можно скрафтить из незерита?
Полный комплект незеритовой брони
Сам по себе крафтинг из незеритовых слитков ничем особым не отличается. Потребуется абсолютно такое же количество слитков, как и для алмазной брони, шлема, понож и сапог. Причём располагать слитки необходимо в такой же последовательности, как и при крафте других аналогичных предметов. В любом случае из незерита можно создать:
Незеритовые инструменты
Абсолютно все незеритовые инструменты отличаются тем, что у них намного больше запас прочности, чем у алмазных инструментов. Эффективность у них одинаковая, но незерит отличается тем, что инструменты, например, не пропадут, если попадут в лаву, что является серьёзным преимуществом. Для создания инструментов потребуется такое же количество слитков, как и для создания алмазных. Создать из незерита можно следующие инструменты:
Другие предметы из незерита
Как получить незерит через команду?
Сам по себе незерит невозможно получить через консоль, поскольку он является общей категорией для всех предметов, которые связаны с ним. А вот отдельные предметы можно без проблем получить через консоль. Как и какие предметы можно получить:
При этом в конце каждой представленной команды через «пробел» обязательно пропишите количество того, что вы хотите получить, к примеру, можно в конце прописать число 10 или 100. По итогу вы получите 100 незеритовых слитков или любого другого материала.
Интересные факты, секреты о незерите в Майнкрафте
Что лучше: алмазы или незерит?
Однозначно лучше всего будет снаряжение и инструменты из незеритовых слитков. Такие вещи по запасу прочности ничем не отличаются от алмазного снаряжения, но они имеют больше запаса прочности, устойчивы к огню, лаве и взрывам. И хотя алмазные инструменты по эффективности разрушения блоков немного лучше, но разница между ними составляет миллисекунды, что заметить довольно сложно. Таким образом, снаряжение из незерита по праву можно считать лучшим.
Как покемоны выглядят в реальной жизни?
Ну ладно, как они могли бы выглядеть, если бы их уже вывели (мы верим, что это просто вопрос времени). 10 максимально реалистичных изображений жукооленей, земляных акул и прочих неподражаемых фантазий японских аниматоров.
Если вы хоть раз смотрели «Покемонов», то в вашем сознании гарантированно появлялись мысли о том, как было бы круто иметь такую штуку у себя в кармане.
Чтобы умерить боль от того, что пока это невозможно, мы представили, как бы выглядели эти бойцовые звери в реальной жизни. Уберите детей от экранов, все серьезно!
Розовые щечки в жизни не выглядят такими уж привлекательными.
КАНГАСХАН И ЭКЗЕКУТ
Вы тоже видите лицо на животе Кангасхана? А психические яйца не нуждаются в комментариях, они самодостаточны.
Голубая земляная акула. Голова инкрустирована ракетами с прозрачными вставками.
Жук-олень и газовый покемон, вызывающий судороги.
В детстве он совсем не был похож на счастливого покемона.
5,5 метров ростом и 215 кг чистых мышц.
В инструкции к Голему написано, что это мегатонный покемон. Похоже на правду!
Тигровый пес в огне. Говорят, при желании на нем можно прокатиться верхом. Не хотелось бы.
Плод фантазии: ученые ищут доказательства нашего нахождения в матрице
Теория матрицы, или гипотеза симуляции — философская идея о том, что наша действительность не что иное, как хорошо выполненная иллюзия. Кто-то умнее нас, более развитый и технологически превзошедший нашу цивилизацию создал весь этот мир, Вселенную — случайно, в качестве эксперимента, или, может, ради забавы.
И если раньше вопросом «Насколько реален окружающий нас мир?» задавались в основном философы, то после выхода фильма сестер Вачовски «Матрица» и статьи Ника Бострома «Доказательство симуляции» тема обрела новых последователей с современным подходом.
Возможно, мы живем в симуляции. Возможно, нет. Сегодня наука не может дать однозначный ответ на этот вопрос. Десятки ученых пытаются найти доказательства или опровержения гипотезы симуляции, но пока все, к чему они пришли, сводится к предположениям, аналогиям и допущениям.
О чем этот текст?
Прочитав этот текст, вы узнаете о доказательстве Ника Бострома и что о нем думает Илон Маск; есть ли у Вселенной предустановленные параметры и можно ли ее просчитать; что, по мнению философа Неда Блока, невозможно сымитировать, какая существует связь между теорией моделирования и инопланетянами и кто метит на роль современного Нео. Специально для тех, кто считает, что живет в компьютерной симуляции, — бонус: пять советов от Робина Хансона.
Реальна ли реальность
Человек познает мир с помощью чувств: зрение, осязание, слух… Но можем ли мы быть уверены в том, что чувствуем? Можем ли мы быть уверены, что сон — это действительно сон, и после пробуждения нас ожидает «настоящая» реальность, а не еще одно сновидение?
В 1981 году американский философ Хилари Патнэм провел мысленный эксперимент «мозг в колбе», который показал иллюзорность нашего восприятия. Некий ученый, предполагает Патнэм, мог бы извлечь мозг человека из тела, поместить его в колбу с питательным раствором и подключить нейроны к компьютеру. Электрические импульсы, поступающие в мозг, идентичны тем, что он получает, находясь в теле. Таким образом, компьютер мог бы симулировать виртуальную реальность, и человек, точнее его мозг, продолжал бы осознавать себя существующим, а окружающий мир, создаваемый компьютером, — реальным.
Согласно Патнэму, человек не может достоверно утверждать, что воспринимаемая им реальность является «объективной», потому что это всего лишь его вера в это утверждение.
Патнэм не был первопроходцем, поставившим реальность окружающего мира под сомнение. В 1641 году подобный мысленный эксперимент описал французский философ Рене Декарт в своей книге «Размышления о первой философии»:
«Я допускаю, что все видимое мною ложно. Я предполагаю никогда не существовавшим все, что являет мне обманчивая память. Я полностью лишен чувств. Мои тело, очертания, протяженность, движения и место — химеры. Но что же тогда остается истинным? Быть может, одно лишь то, что не существует ничего достоверного».
До Декарта об этом говорили Платон в мифе о пещере и Чжуан-Цзы в притче о бабочке.
Очень большая The Sims
С тех пор как Ник Бостром, шведский философ-трансгуманист, профессор из Оксфордского университета написал в 2003 году основополагающую статью «Доказательство симуляции», философы, физики и космологи пытаются подтвердить или опровергнуть идею симуляции вселенского масштаба всеми доступными им способами.
Доказательство Бострома того, что наша реальность есть иллюзия, воссозданная компьютерной программой, строится на предположении, что если общества не склонны уничтожить себя до приобретения технологий с высокой вычислительной мощностью, разрешенной законами физики, то вероятность нашей жизни внутри симуляции приближается к 100%.
По мнению сторонников теории, мир вокруг нас может быть ничем иным, как одной большой игрой The Sims с людьми в качестве главных персонажей. Современный уровень игровой компьютерной индустрии давно перешагнул уровень Pac-Man и позволяет создавать достаточно реалистичные симуляции. А если это можем мы при нашем уровне развития технологий, на что были бы способны цивилизации, превосходящие нас?
Все вокруг можно просчитать
Вселенная не хаотична. Она четко упорядочена: относительность, термодинамика, магнетизм, гравитация. Физические законы нашего мира остаются неизменными.
Почему значение параметров нашей Вселенной — масса электрона или космологической константы — именно такие, какие они есть? В современной науке отсутствуют математические уравнения, объясняющие, например, почему масса электрона равна именно 9,1093837015 (28) ×10⁻³¹ кг. Физик-теоретик из Массачусетского технологического института Зора Давуди не исключает, что это лишь исходные данные, предустановленные базовые параметры нашей Вселенной. Вполне возможно в какой-то момент ученые обнаружат одну из констант, имеющую произвольную величину, и найдут в ней закодированное послание на простом языке, говорящее: «Да, вы правильно догадались — это симуляция».
Физик Джеймс Гейтс из Мэрилендского университета (США) изучает материю на уровне кварков — субатомных частиц, из которых состоят протоны и нейтроны в атомных ядрах. И он склонен допускать, что за физические законы нашей Вселенной отвечает компьютерная симуляция.
В своих исследованиях Гейтс обнаружил странную вещь: кварки подчиняются правилам, которые напоминают компьютерные корректирующие коды. Последние помогают обнаружить и исправить ошибки, возникающие при передаче данных. Гейт говорит: «Откуда они в уравнениях о кварках или суперсимметрии из моих исследований? Это привело меня к осознанию: я уже не могу говорить о том, что люди поддерживающие теорию симуляции — сумасшедшие».
Вычислить Вселенную до последней единицы
Рич Террил, директор Центра эволюционных вычислений и автоматизированного проектирования НАСА, научный и технический консультант фильма «Когда сталкиваются миры» и телешоу «Сквозь червоточину», предполагает, что в скором времени люди сами смогут создавать обширные симуляции.
Суть теории Террила состоит в том, что программист из будущего спроектировал нашу реальность.
Он подтверждает свои слова тем фактом, что известная нам Вселенная — «пиксельная» во времени, пространстве, объеме и энергии. Существует фундаментальная единица, которую невозможно разделить на что-либо меньшее. Это значит, что Вселенная состоит из конечного числа этих единиц, а значит вычислима. Если она вычислима, то человечество само сможет создавать собственные симуляции с сознательными и разумными существами.
Маск: вероятность, что мы в базовой реальности — один к миллиарду
Теорию о матрице активно продвигают не только ученые, но и публичные личности. В ходе конференции Code Conference-2016 Илон Маск, основатель Tesla и SpaceX, заявил, что человечество находится на пути создания компьютерных игр, неотличимых от реальности. Поэтому «вероятность того, что мы находимся в базовой реальности, составляет один к миллиарду». По словам Маска, у нас два варианта исхода: «Или мы создадим неотличимые от реальности симуляторы, или цивилизация прекратит свое существование».
По мнению Бострома, слова бизнесмена о жизни в матрице нужно воспринимать буквально:
«Важно понимать, что мы сами и весь мир вокруг нас, который мы видим, слышим и чувствуем, существует внутри компьютера, построенного некоторой развитой цивилизацией. Гипотеза моделирования может быть очень хорошей или очень плохой в зависимости от того, какие, по вашему мнению, мотивы создателей симуляций: что произойдет в симуляции, что произойдет после того, как симуляция закончится. Очевидно, для этого есть как оптимистичные, так и пессимистические возможности».
Симулировать наш мир невозможно даже в теории. Пока
Исследование физиков-теоретиков из Оксфордского университета под руководством Зохара Рингеля и Дмитрия Коврижи, которое было опубликовано в 2017 году в журнале Science Advances, показывает, что жизнь и реальность — не продукты компьютерного моделирования. Ученые пришли к такому выводу, заметив новую связь между гравитационными аномалиями и сложностью квантовых вычислений. Создание симуляции, подобной нашему миру, видится им невозможным даже в теории.
Свою оценку вероятности провели Александр Бибо-Делиль и Жиль Брассар из Монреальского университета (Канада). Они исследовали возможность моделирования наших мыслительных, а также биологических, химических, социальных и физических процессов с помощью квантовых компьютеров и квантовых операций. И пришли к схожим выводам, что и их коллеги из Оксфорда.
Обладая достаточно высокими технологиями, представители некой другой цивилизации теоретически вполне способны смоделировать развитие виртуального мозга человека. Но для создания мира, все физические законы которого соответствовали бы законам реальности, необходимы колоссальные ресурсы. Кроме того, увеличить и так немалые затраты на расчеты виртуального мира может рекурсивное моделирование, то есть когда симуляция находится внутри симуляции, которая, в свою очередь, также находится внутри симуляций. Такая вложенность нагружала бы вычислительные мощности в геометрической прогрессии. На основании этих факторов ученые сделали вывод: вероятность того, что наш мир полностью виртуален, — ниже 50%.
Но есть «но». И сводится оно к вечному вопросу: «Одни ли мы во вселенной?». По словам Бибо-Делиля и Брассара, тот факт, что мы до сих пор не обнаружили свидетельства существования внеземных цивилизаций, можно рассматривать как наиболее убедительный аргумент в пользу теории моделирования.
Сознание — «козырь» человека
Американский философ Нед Блок считает, что нет причин полагать, будто наша реальность не является базовой. Главный человеческий «козырь» — сознание — сымитировать невозможно, как невозможно сделать мокрыми капли в симуляции дождя. И неважно, какими мощностями обладает «создатель». Ученый уверен:
«Квантовые компьютеры могут выполнять вычисления быстрее и эффективнее, чем традиционные. Но это все еще компьютеры. Они по-прежнему представляют собой описание того, как мы шифруем, вычисляя, что мы будем делать в данных обстоятельствах. Возможно, однажды мы смоделируем сознание, но у нас нет оснований полагать, что даже квантовые вычисления воспроизведут оригинал».
Гопник, Мандела и сбой в матрице
После выхода знаменитой трилогии «Матрица» тысячи людей начали искать подтверждения того, что мир вокруг нас лишь иллюзия. Мистические, паранормальные и другие явления, которые не способна объяснить наука, автоматически попали под категорию «сбой в матрице».
Среди них — дежавю, или психическое состояние, когда человек ощущает, что уже был в ситуации или в месте, но не может связать это «воспоминание» с конкретным моментом из прошлого.
«Дежавю означает сбой в матрице, когда меняют программу», — так объясняет суть явления Тринити неопытному Нео в сцене с кошкой.
Психологи объясняют эффект тем, что иногда человек, вспоминая о событии, трансформирует его в своем сознании, создавая таким образом ложные воспоминания. Однако в сети популярно мнение, что эффект Манделы лишь подтверждает то, что кто-то пытается переписать нашу реальность, своеобразный баг в системе.
Журналист Адам Гопник считает, что в пользу идеи матрицы свидетельствует накладка, произошедшая на 89-й церемонии вручения наград премии «Оскар». Тогда фильм «Ла-Ла Ленд» ошибочно получил статуэтку за лучшую картину вместо «Лунного света».
Новая религия
Пока одни ищут доказательства, что все вокруг лишь иллюзия, а другие разрабатывают технологии, чтобы самим создать гиперреалистичную симуляцию, не менее талантливые люди уже готовят план спасения человечества. Среди них хакер, взломавший iPhone и консоль Sony, предприниматель, основавший стартап в области искусственного интеллекта Comma.ai, Джордж Хотц.
Хотц считает, что доказательств того, что мы не находимся в симуляции нет: «Можно легко представить себе сущности гораздо умнее нас, которые способны построить клетку, о существовании которой вы даже не знаете».
О своих планах основать религию, посвященную эмулированной вселенной, он рассказал на фестивале SXSW в 2019 году. Как именно Хотц планирует вырвать человечество из симуляции, пока неизвестно. Его последователям стоит надеяться лишь на богатый хакерский опыт компьютерного эксперта.
Возможно, наш мир виртуален. Но имеет ли это значение?
Американский астрофизик, писатель и популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон в шоу Ларри Кинга сказал:
«Трудно спорить с утверждением, что все мы — просто плод фантазии какого-нибудь парня, который сидит в подвале родительского дома и ради собственной забавы создает мир. И каждый раз, когда происходит что-то странное, может быть, ему просто становится скучно, он вносит какое-то изменение — так, для интереса. Если тебя кто-то программирует, то ты ничего сделать не сможешь. Знаешь ли ты об этом или нет — разницы нет никакой».
Как жить в симуляции
Одновременно с трудом Бострома в журнале Journal of Evolution and Technology вышла статья «Как жить в симуляции». В ней научный сотрудник Института будущего человечества Оксфордского университета Робин Хансон дает несколько советов людям, которые считают, что живут в симуляции:
Макс Тегмарк, космолог и астрофизик из Массачусетского университета, считает, что если вы не уверены, находитесь ли вы в симуляции или нет, то «разбейте свою скорлупу и проживите по настоящему интересную жизнь, поступайте неожиданно, чтобы программистам нашей вселенной не стало скучно и они вас не отключили».
Эскапизм — полезно или вредно? Как убежать от реальности в играх, сериалах и реальной жизни
Все это – эскапизм, побег от реальности в любое другое место. Причем место может быть и физическим, и метафорическим. Например, в новой мистической утопии по сценарию Дмитрия Глуховского на КиноПоиск HD герои сбегают одновременно в глухую деревню — и в свое подсознание. Попробуем разобраться, как это необычное явление вошло в массовую культуру, и что оно значит для каждого из нас.
Откуда вообще это слово – «эскапизм»?
Понятие «эскапизма» (от англ. escape – сбегать) используется в разных сферах: философии, психологии, науке, искусстве. Сбежать можно в каком угодно смысле. Одни люди бегут физически, другие просто углубляются в свое сознание.
Ближе и понятнее всего уход от реальности объяснил великий сказочник Дж. Р. Р. Толкин. Неудивительно, что об эскапизме писал именно он – кому знать о нем, как не создателю самых популярных на свете эльфов, гномов, героических людей и не менее героических маленьких хоббитов?
Кадр из мистической утопии «Топи». Источник: КиноПоиск HD
Причем Толкин не только описывал эскапистов – по сути, своих же поклонников. Он по-настоящему защищал фанатазеров и фантазерок от критики и нападок в своем эссе «О волшебных сказках» (On Fairy Stories) 1947 года.
Мечты о жизни в Средиземье или хотя бы кратковременный «перенос» своего разума в другую страну, в волшебную – вовсе не позорный побег, а достойное утешение. При случае ссылайтесь на Толкина.
Как именно люди «убегают» от реальности?
Новые способы эскапизма рождаются, пока вы читаете этот текст. Развиваются VR-технологии, изобретаются новые виды развлечений, прокладываются маршруты через бескрайние просторы. Осталось только выбрать нужный, по душе и кошельку.
Учеба
Вариант со вторым и третьим образованием больше подходит совсем молодым людям. Это студенты, которые никак не хотят закрывать важную главу своей жизни и переходить в условную «взрослую».
Например, специалисты портала «Психометрика» объясняют, что для многих студентов аудитория их колледжей, университетов и других учебных заведений – это их убежище. Взрослая жизнь протекает за стенами, но в статусе «учащегося» она их пока не касается в полной мере.
К счастью, в наше время для этих эмоций необязательно получать второе образование. Застой и трудности в жизни действительно можно решить через новое дело. Современные онлайн-курсы могут сделать из убежденного гуманитария тестировщика, поднять ему самооценку, а заодно – частенько – и уровень дохода.
Гейминг
Кадр из мистической утопии «Топи». Источник: КиноПоиск HD
Длинные многочасовые сюжеты могут подарить геймеру ту самую сказку, о которой писал Толкин. Достаточно богатых историями и матчастью франшиз «Ведьмак» или The Elder Scrolls, консоли или компьютера – и вы уже в фэнтези-мире. Если душа требует сложных смешанных эмоций, к вашим услугам простые, но гениальные The Path или To The Moon.
Дальше – больше: в прошлом игры в основном были одиночным занятием и погружением в себя, в настоящем же этих ограничений нет. Университет прикладных наук Бреды (Нидерланды) изучал этот феномен еще в 2009 году. Его исследователи пообщались с геймерами и выяснили: раньше геймер включал игру и попадал в «волшебный круг». Но появление многопользовательских игр разорвало круг – люди общаются и отдыхают вместе.
После тяжелого рабочего дня можно не только выместить стресс на мобах, но и делать это плечом к плечу со своими друзьями. Осталось только определиться, WoW, Dota, танки или League of Legends?
Ролевые игры и косплей
Косплей на Леди Димитреску из Resident Evil: Village. Источник: daniellenicola / Instagram
И снова мысленно вернемся к Толкину: его преданные фанаты давным-давно нашли способ принести немного сказки в реальную жизнь. Одни собираются и воспроизводят сцены из «Властелина колец» не хуже исторических реконструкторов, другие просто любят провести время в кругу единомышленников и не вспоминать о реальном мире.
Например, до пандемии в Нескучном саду в Москве можно было присоединиться к команде «Эгладор».По описанию участников, они «общаются, играют на гитаре, файтятся на деревянных мечах». Выбрать себе можно любую сказочную личность (в рамках канона, конечно).
Интернет сделал перевоплощение в персонажей еще проще. Косплееры работают над своими сложными костюмами и макияжем не только перед походом на Comic Con – похвастаться мастерством можно даже в TikTok. Например, пользователи nyannyancosplay (1,5 млн. подписчиков) и peachyfizz (1,4 млн. подписчиков) записывают сценки с персонажами и повторяют популярные тренды, но «в образе». Если смотреть видео о создании их костюмов и мейк-апа, плюсы и сложности такого «побега» очевидны – на него нужно мастерство.
Кино и сериалы
Источник: Rhett Noonan / Splash
Как давно вы набирали побольше еды и садились запоем смотреть новый сезон любимого шоу? Культура binge-watching подарила людям не только гарантированные планы на выходные, но и полный побег от реального мира. В случае с Netflix не нужно даже нажимать на кнопку, чтобы включить следующую серию. То же самое и с марафонами кино.
Мыльные оперы и длинные сериалы – это любимые герои, которые всегда с вами. В окружении всегда найдутся друзья и знакомые, которые типируют себя по персонажам «Друзей» или «Как я встретил вашу маму». Любимые сериалы отлично снимают напряжение и помогают отвлечься от ежедневных дел.
Но некоторые шоу дают не просто развлечение, но и рефлексию. Например, комедийный сериал «В лучшем мире» (The Good Place) в очень легкой форме заставляет задуматься о сложных вещах: смерти, морали, совершении добра для своих ближних. Не говоря уже о том, что просмотр одного фильма Андрея Тарковского может занять человека на долгие часы, а темы западут в душу на долгие дни.
Путешествия в экзотические страны
Музей студии Ghibli в Японии. Источник: G.A.I.N / Flickr
Поездки за границу (и даже в пределах своей страны) – самое буквальное прочтение «побега». Речь здесь, конечно, не о запланированном отпуске, а о более пространных вещах. Можно по-разному относиться к разным духовным ретритам, йога-турам и паломничеству, но в конечном итоге все это – полезный эскапизм.
Философ Жан Бодрийяр описывал современное желание путешествовать очень просто и доступно в сборнике «Прозрачность зла» (2000).
Перемещение в пространстве – это избавление от вашего пола и от вашей культуры. Именно эта форма, форма изгнания и избавления одерживает сегодня верх над классическим путешествием, совершаемым в поисках открытий.
Поездки в экзотические страны и знакомство с другими (часто восточным) культурами нужно не для того, чтобы преисполниться в сознании. Чаще всего это такой же отдых, как валяние на солнышке у моря. Просто воздействует он больше не на тело, а на психику и дух.
Кроме того, часто поездки в такие страны, как, например, Япония – это более близкое знакомство с любимой культурой. Внутренний ребенок точно будет благодарен за визит в «Покемон Центр» или на студию Ghibli.
Закрытие гештальтов
Слово «гештальт» в современной культуре стало настолько размытым, а иногда даже нарицательным словом, что описать его сходу сложно. Если максимально упростить это понятие, гештальт – некая потребность, выполнение необходимого цикла.
«ПостНаука» объясняет: даже во время поездки с работы домой у нас на короткое время появляются гештальты. Закрываются они вполне естественным путем: заправкой машины, звонком домой, словом, любыми нужными действиями.
Кадр из мистической утопии «Топи». Источник: КиноПоиск HD
Но незакрытые гештальты – это серьезная проблема. Даже детские обиды и травмы, если их не разрешить, могут серьезно помешать жизни. Проще говоря, человек ходит по кругу и повторяет те же ошибки, – например, раз за разом расстается с партнерами (точка А), – но никак не может дойти до точки Б.
И чтобы справиться с этой проблемой, нужен настоящий побег в себя, причем длительный. Желательно, чтобы в этом деле человеку помогал профессионал. Убегая от реальности в подсознание и посмотрев в глаза своим изъянам, можно исправить их — и улучшить свою жизнь.
Дауншифтинг
Кадр из мистической утопии «Топи». Источник: КиноПоиск HD
Если говорить об улучшении жизни, то путешествия в этом не очень помогут. Обычно человек возвращается из поездки и все идет своим чередом. С другой стороны, есть дауншифтинг – экстремальный уход из своей обычной реальности, часто – на неопределенный срок.
Дауншифтеры отказываются от комфортных условий жизни, живут в минимализме. Например, уезжают исследовать природу Таиланда, или переселяются с одним ноутбуком на берег моря. Чаще всего на это нужны большие средства. И к дауншифтингу обычно обращаются люди, у которых они есть: карьеристы и гиперактивные члены общества, потерявшиеся в работе. Покинув большие города, они стараются отвлечься от всего, заглянуть вглубь себя и пересобрать свое «Я».
И иногда это действительно помогает. По возвращении реальность, вроде бы, та же – но люди говорят, что воспринимают и ценят ее иначе. Многие получают шанс посмотреть на свои слабые и сильные стороны, проверить себя на прочность и смелость. Когда дауншифтеры возвращаются домой, они могут начать «с чистого листа».
Где мы часто видим эскапизм?
Помимо того, что эскаписты вокруг нас – на экране. Конечно, побег от реальности очень распространен и в литературе. Например, главный герой романа «Жутко громко и запредельно близко» после семейной трагедии начал «изобретать» в своей голове вещи, чтобы унять тревогу.
Но в кино и сериалах эскапизм изображают особенно зрелищно. В «Запрещенном приеме» (Sucker Punch, 2011) героиня Эмили Браунинг сбегала в собственный мир – и это была практически ее суперсила. В более скромных и реалистичных «Битых пикселях» (Dead Pixels, 2019) персонажи плотно подсели на многопользовательскую игру и «сбегают» в нее при каждом удобном случае.
Один из самых свежих и экстремальных примеров – «Топи», мистическая утопия по сценарию Дмитрия Глуховского, который выходит на КиноПоиск HD. Его герои как раз физически скрываются от своих проблем: прыгают в поезд и уезжают, оставив их за спиной.
Монастырь возле глухой деревни Топи должен подсказать ребятам ответы на нерешенные вопросы. Большинство из пяти человек едет не за минимализмом и сложными условиями. Скорее, эти люди хотят без лишних помех заглянуть в себя, подчерпнуть внутренние силы. Поэтому речь в сериале в основном о внутренней борьбе, о побеге в подсознание и встрече со своими демонами.
И все-таки это – самый наглядный пример непродуманного побега в глушь. Компания во главе с Денисом (Иван Янковский) оказывается далеко от цивилизации, без мобильной связи и наедине с лубочной картинкой Топей, пустой и довольно пугающей деревеньки. Но герои настолько плохо подготовлены к путешествию, что по ним остается только изучать минусы дауншифтинга.
Преимущества эскапизма очевидны. А какие у него есть опасности?
Застрять в цикле и постоянно бежать от реальности очень легко. Но одно дело временно поставить жизнь на паузу, пока вы не пройдете Cyberpunk 2077. Совсем другое – систематически игнорировать свои проблемы и не меняться.
Далеко не все люди ради игр или книг отказываются от еды и социализации, поэтому опасности эскапизма неочевидны. Пожалуй, единственный его вариант с явной и немедленной опасностью – все тот же дауншифтинг.
Если снова ориентироваться на примеры с экрана, большинство из них, конечно, в жизни не встретить – нам необязательно есть жуков, как участникам «Последнего героя». А вот нарваться на неприятности в провинции, причем в любой стране, можно запросто.
Кадр из мистической утопии «Топи». Источник: КиноПоиск HD
Даже приют у милой старушки в «Топях» оборачивается для героев бедой: людям свойственно теряться, заходить на чужую территорию и нарушать местные обычаи, самим того не зная. Опасны не только люди, но и сама природа (те же болота). На путешественника могут напасть животные, в том числе смертельно опасные – а получить медицинскую помощь вдали от цивилизации бывает непросто. Не говоря уже о преступности и бездействии местных властей.
Еще одна опасность лежит не снаружи, а внутри потенциальных эскапистов. Важно помнить, что побег от реальности – только инструмент, но не само решение. Например, если герой Денис не может мысленно справиться с перспективой смерти, застывшая в прошлом деревня ему не поможет. Эту внутреннюю борьбу со страхом нужно вести самостоятельно – в том числе закрывать какие-то гештальты.
Кадр из мистической утопии «Топи». Источник: КиноПоиск HD
И, конечно, если вдруг так случилось, что вы застрелили человека или потеряли работу, Топи не спасут от ответственности. Неправильная мотивация может подвести, даже если человек верно подобрал инструмент для решения проблем.
Так эскапизм – хорошо или плохо?
Ответ на этот вопрос очевиден: в небольших дозах эскапизм полезен, даже необходим. Современного человека ежедневно пугает, отвлекает, напрягает и расшатывает слишком большое количество вещей. Иногда только тот самый «волшебный круг» геймеров может спасти нервы и рассудок.
Но если переборщить или плохо подготовиться к своему побегу, последствия будут серьезными. С играми можно заработать зависимость, с учебой и духовным развитием – обманываться и, наоборот, топтаться на месте. А экзотические путешествия и дауншифтинг могут вовсе привести к трагическим последствиям.
Посмотреть, чем поездка закончится для героев «Топей», и какие неожиданные испытания и опасности таит побег в российскую глушь, можно на КиноПоиск HD. А новые пользователи могут получить 45 дней подписки по промокоду SERIALTOPI, который можно активировать здесь: https://clck.ru/T6VCY.
Промокод действует до 30 апреля и только для новых пользователей на территории РФ, Беларуси и Казахстана.