нищева н в биография
Нищева Н. В.
Нищева Н. В. запись закреплена
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ПРИГЛАШАЕТ НА БЕСПЛАТНУЮ ГРЯЧУЮ ЛИНИЮ Н. В. НИЩЕВОЙ.
Бесплатная горячая линия
«Особенности работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР».
Показать полностью.
19 октября в 17.00.
Регистрация по ссылке: https://academy-dou.ru/webinars/web191021
Желающие могут получить сертификат на 4 ак. часа, видеозапись и пакет материалов от спикера. Оплата по этой же ссылке:
https://academy-dou.ru/webinars/web191021
Будьте бдительны! В ЛС к вам обращаются мошенники. На все вопросы отвечает только Н. В. Нищева. На портале с вами общаются администраторы Кирилл Нищев и Михаил Ляпунов.
Нищева Н. В. запись закреплена
ОЧНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ДОУ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОРТАЛЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС.
27 и 28 октября с 12.00 до 17.00
Регистрация и оплата только по ссылке на образовательном портале издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС»:
Показать полностью.
https://academy-dou.ru/kpk27281021
Санкт-Петербург, ул. Тамбовская, д. 63 (метро «Обводный канал»)
Пакет материалов от спикеров.
1 день
Нищева Н. В. Дизартрия. Формы дизартрии. Методика коррекционного воздействия
Нарушения речевого развития у детей в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях.
Тесты Л. В. Лопатиной для выявления дизартрии.
Причины возникновения дизартрии.
Четыре степени дизартрии.
Неврологическая симптоматика дизартрии у ребенка раннего возраста.
Речевая симптоматика дизартрии у ребенка дошкольного возраста.
Стертая дизартрия.
Роль синдромов в дифференциальной диагностике дизартрии.
Псевдобульбарная дизартрия. Ее признаки.
Псевдобульбарная дизартрия и дислалия. Дифференциальная диагностика.
Бульбарная дизартрия. Ее признаки.
Корковая дизартрия. Ее признаки.
Мозжечковая дизартрия. Ее признаки.
Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия. Ее признаки.
Исследования для выявления дизартрии.
Лечение дизартрии. Взаимодействие невролога и логопеда.
Методика коррекционного воздействия при дизартрии. Этапы коррекционной работы. Методические приемы.
Разбор сложных случаев. Ответы на вопросы слушателей.
2й день
Уханов А. В. Дизартрия
Нейрофизиология речи.
Строение речевого аппарата.
Центральный речевой аппарат.
Дизартрия. Типы дизартрии.
Клиническая картина при каждом типе.
Степени дизартрии.
Патогенез речевых нарушений.
Роль перинатальной патологии в формировании речевых нарушений. Гипоксия и ишемия, родовая травма ЦНС, родовая травма шейного отдела позвоночника, нейроинфекции, социальная среда.
Пациенты из группы риска по дизартрии.
Критерии неврологической диагностики дизартрии. Патогномоничные симптомы, неврологический статус.
Методы функциональной диагностики в клинике дизартрии
ЭЭГ, дуплексное (триплексное сканирование магистральных сосудов головы и шеи), спондилография шейного отдела позвоночника, нейросонография.
Методы КАТ и или МРТ. КСВП
Теория нейровоспаления.
Терапия. Фармакотерапия и показания к ее проведению, специфические методы терапии. Всегда ли нужна ноотропная терапия.
Нищева Н. В. запись закреплена
ОЧНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ ДОУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.
Задержка психоречевого развития. Причины, диагностика, коррекция.
29, 30, 31 октября с 12.00 до 17.00.
Показать полностью.
Санкт-Петербург, Тамбовская ул, д. 63, ДК железнодорожников
Ведущие курсов повышения квалификации:
Верещагина Наталья Валентиновна
кандидат психологических наук
учитель-дефектолог
учитель-логопед
педагог-психолог, Санкт-Петербург
Коноваленко Светлана Владимировна
кандидат психологических наук
учитель-логопед
педагог-психолог
автор методических и развивающих пособий, г. Москва
Регистрация и оплата только по ссылке:
https://academy-dou.ru/kpk2829301021
Будьте бдительны! В ЛС к вам обращаются мошенники. На все вопросы отвечает только Н. В. Нищева. На портале с вами общаются администраторы Кирилл Нищев и Михаил Ляпунов.2. 1ое
Нищева Н. В. запись закреплена
ОЧНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ ДОУ В МОСКВЕ.
Задержка психоречевого развития. Причины, диагностика, коррекция.
12-13 ноября с 2.00 до 17.00.
Показать полностью.
Москва, Измайловское шоссе, д. 71, гостиничный комплекс «Измайлово».
Ведущие курсов повышения квалификации:
Верещагина Наталья Валентиновна
кандидат психологических наук
учитель-дефектолог
учитель-логопед
педагог-психолог, Санкт-Петербург
Коноваленко Светлана Владимировна
кандидат психологических наук
учитель-логопед
педагог-психолог
автор методических и развивающих пособий, г. Москва
Регистрация и оплата только по ссылке:
https://academy-dou.ru/kpk12131021
Будьте бдительны! В ЛС к вам обращаются мошенники. На все вопросы отвечает только Н. В. Нищева. На портале с вами общаются администраторы Кирилл Нищев и Михаил Ляпунов.2. 1ое
Нищева Н. В. запись закреплена
НОВИНКА В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Рабочая тетрадь «Логопедическое чтение» поможет ребенку-дошкольнику начать читать. Она даст толчок, поможет преодолеть очень трудный момент — соединить буквы в слог. Для этого автор предлагает использовать картинки. В тетради много практических заданий, которые дают ребенку возможность упражняться в написании букв, слогов, слов, развивать память, мышление, воображение. Тетрадь успешно апробирована на занятиях в Центре психолого-педагогического медицинского сопровождения семьи Василеостровского р-на Санкт-Петербурга. Пособие предназначено для совместных занятий взрослых с детьми 5—7 лет.
Тетрадь можно заказать на сайте «ДЕТСТВО-ПРЕСС», на OZON, в ЯНДЕКС-МАРКЕТ.
Нищева Н. В. запись закреплена
Нищева Н. В. запись закреплена
Нищева Н. В. запись закреплена
Нищева Н. В. запись закреплена
Ирина Коваль нейропсихолог
ПОЧЕМУ ВРЕДНО ЗУБРИТЬ СТИХИ+ АЛГОРИТМ ПОЛЕЗНОГО ВЫУЧИВАНИЯ
В школе я не понимала зачем учить стихи. Никто не объяснял, надо было сдавать, чтобы не получить неуд и не «отхватить» от родителей. Единственное, что помню «развивает память»).
Показать полностью.
Как то это не вдохновляло на подвиги. Так и выросла- не любителем поэзии. Могу оценить шедевр, конечно, восхититься образами, чувством, талантливо «упакованным» в рифмы, талантом. Но читать для удовольствия всегда предпочитала прозу.
ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ УЧИТЬ СТИХИ, ЧЕМ ЭТО ПОЛЕЗНО
1. Реакция головного мозга на поэзию уникальна: при прослушивании стихов, активизируются участки мозга, которые не задействованы во время других занятий. Это важно для развития творческого мышления.
Это часть мыслительный деятельности человека, которая отличается от алгоритмизированного мышления.
Она важна для развития ребенка, для жизни и даже для здоровья.
2. Пролонгированный эффект активизации работы головного мозга.
Ученые из Ливерпульского университета в Великобритании решили изучить свойства, которыми обладает поэзия. Наблюдая за людьми, читавшими сочинения Шекспира, Вордсворта, Томаса Стернза, Элиота, исследователи одновременно анализировали, как в это время работает их мозг.
Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Самое удивительное, что этот эффект сохраняется еще некоторое время: обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения.
При чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо же остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Например, когда шекспировский эпитет «безумный» в адрес ветра заменяли на более простое в данном контексте слово «яростный», мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся. Но именно необычный эпитет «безумный» заставлял нервную систему мобилизоваться, словно мозг пытался осознать, что делает здесь это слово.
3. Поэзия помогает самоанализу и рефлексии, обладает (не вся конечно) терапевтическим действием.
Читая стихи, мы активируем правое полушарие мозга, а точнее его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. То есть когда мы, к примеру, читаем «Гамлета», то волшебные строки Шекспировской трагедии вызывают из глубин памяти воспоминания о возможном предательстве произошедшем с нами в прошлом или непонимании со стороны окружающих, которое мы могли ощущать ранее. Это сильный инструмент, который может использоваться в психотерапии, наряду с рисованием и музыкой.
А вот еще о сочинении стихов инфрмация.
По словам профессора Мэтью Либермана из Калифорнийского университета, собственные воспоминания, выложенные на бумагу, а также сочинение историй на основе личного опыта увеличивает активность в области мозга, отвечающей за контроль эмоций, и замедляет работу области, отвечающей за эмоциональные расстройства.
Профессор уточнил, что не имеет значения какого качества будут написанные стихи. Главное, что процесс написания будет обладать смягчающим эффектом на эмоциональное состояние человека, позволяя восстановить ментальный баланс. Единственное условие в том, что выложенное на бумагу должно быть как можно менее ярким и лишенным подробных деталей.
4. Выучивание стихов стимулирует разные виды памяти, восприятия, внимание, речь, мышление. Это, наверное, не новость, но факт).
Когда мы учим стихи, то мы тренируем те системы мозга, которые несут ответственность за развитие и сохранение памяти. В век информационных технологий, когда весь мир начинается от простого нажатия пальца на экран, люди перестали запоминать. Мы полагаемся на память компьютеров, мобильных телефонов и других девайсов. Но это притупляет нашу способность запоминать и наш мозг начинает медленно деградировать. Очень важно держать свой мозг в тонусе.
Особенно важно развивать память у современных детей цифрового поколения. Учить стихи- вполне подходящий и простой способ для этого.
Так что в труде по выучиванию стихов есть смысл, это полезно.
Смысл то этого занятия ясен, а учить стихи ребенку все равно трудно.
Можно ли ему помочь? Как сделать это эффективнее?
Можно, помочь, конечно. И нужно. Особенно в младшей школе нужно.
Мы ведь не только помогаем здесь и сейчас, но и обучаем ребенка учитьСЯ (учить себя, самостоятельно учить) что стратегически гораздо важнее.
ПОЧЕМУ НЕ РАЗУМНО ЗАЗУБРИВАТЬ СТИХИ
Итак, ребенку НАДО выучить стих. По программе или на мероприятие, в СЖАТЫЕ СРОКИ. Можно это сделать быстро, позитивно и с пользой.
Если ребенок повторяет одну и туже фразу, тупо зазубривает слова, у него работает только механическая память.
Механическая память у младших школьников и так хорошо развита. Надо развивать ее и дальше, конечно, но очень важно работать и над развитием смысловой памяти.
Смысловая память основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.
В противоположность смысловой, механическая память основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю последовательность явлений.
Смысловая память более продуктивна, так как опирается на системы временных связей, уже образованные в прошлом опыте человека, тогда как механическая память лишена такой опоры.
→ Так вот, обратите внимание!
Смысловая память более продуктивна.
Чем ребенок будет старше, тем больше будет нуждаться в хорошо развитой смысловой памяти для эффективного обучения.
Если вы оставляете ребенка в младших классах зубрить стихи, вы делаете стратегически неверный выбор. Он не научится учиться и его смысловая память будет развита слабо.
Кроме этого, при зазубривании ребенок не задействует массу возможностей своего мозга.
При выучивания стихов можно и необходимо задействовать все каналы восприятия, разные виды памяти и добиться понимания сути и объяснить смысл.
КАК ОБУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫУЧИВАТЬ СТИХИ, 11 важных пунктов
1. Наглядность.
Найти иллюстрацию к стиху хорошего качества. Их много в инете, бывают хорошие иллюстрации в учебниках.
Прочитать ребенку стих вслух и паралельно пояснить все непонятные слова, показывая картинку.
✓Поясняем смысл происходящего, знакомим ребенка с новыми словами и понятиями.
Поясняя, например, что такое «кушак» в стихотворении А.С. Пушкина «Зима», вы показываете что это за предмет на иллюстрации, рассказываете зачем он, из чего его делали, как использовали кроме основного предназначения.
✓Развиваем речь, мышление, слуховое восприятие, зрительное восприятие (рассматриваем иллюстрацию).
2. Замысел автора.
Рассказать ЗАЧЕМ этот стих написан поэтом, что он хотел донести, чем поделиться или что запомнить. Это тоже про смысл.
✓Развиваем мышление, речь, знакомим с историей и другими науками, показывая их взаимосвязь и формируем мировоззрение (ценности и установки)
3. Ощущаем стих.
Сделать акцент на рифмах, привлечь внимание ребенка к ним и подумать, почему именно эти рифмы были выбраны. Поговорить о сложности или простоте рифмы и о удивительной ритмике стихов.
Ритм можно простучать, прохлопать, протопать. Вы читаете, ребенок двигается.
✓Развиваем речь, мышление, моторику, координацию, межполушарное взаимодействие (оно везде, на самом деле участвует, не только тут), память, восприятие.
Кстати, можно заучивать рифмы,а остальной текст автоматически за ними «притягивается». Такой лайфхак.
4. Слушаем эталон
Прослушать профессионального чтеца. Обратить внимание на интонирование, почему именно эти слова выделены интонацией, паузами. Какое настроение передаёт чтец, согласен ли ребенок с такой подачей или у него иное вИдение. Как бы он мог передать свое настроение от прочтения этого стиха.
✓Развиваем все вышеперечисленное и просодическое восприятие речи.
6. Кодировка
Применить кодировку словосочетаний и выражений, то есть нарисовать стих в образах или пиктограммами, понятными ребенку. Ребенок сам может нарисовать, вы только немного помочь.
К завершению рисования, как правило, стихотворение уже выучено, так как в процессе будет куча повторов по картинкам.
✓Развиваем мышление, смысловую, ассоциативную, зрительную память, навыки конспектирования.
Дети младшего школьного возраста часто рисуют пиктограммы или картинки в соответствии с звучанием слова, а не со смыслом. Это естественно, не это нужно исправлять,особенно если у ребенка уже сформировалось негативное отношение к выучиванию стихов. Позвольте ему рисовать что-то забавное и изменить его восприятие стихов, как чего то занудного.
После, когда отношение измпеится, можно будет поправлять и подсказывать иной вариант картинки, более соотносящийся со смыслом слова.
7. Пантомима
Проиграть» стих в виде движений или пантомимы. Вы говорите фразу, ребенок ее показывает. Ребенок показывает, вы говорите фразу.
✓ Развиваем мышление, смысловую, ассоциативную, моторную память, коммуникативные навыки.
Еще один лайфхак. Можно начинать заучивать стих с последней строфы, постепено переходя к началу. Обычно конец плохо запоминается, идет наложение информации. Если сначала учить последние строфы, мы избегаем этого неприятного явления. Только повторять стихи, когда в основном все запомнилось, надо в правильном порядке, с первых строк к последним.
8. Движение
Важно! Ребенок должен активно двигаться в процессе выучивания. Предоставьте ребенку свободу движения. Или лежания. Двигательные закрепощение, сидение в одной позе не помогают мозгу ребенка учиться, как раз наоборот.
✓ Так мы создаём благоприятные условия для мозга и для развития костно-мышечной системы.
✓ Создаем благоприятные условия для мозга, даем ему время и ресурсы для создания новых нейронных связей.
А как вы думаете мозг стихи запоминает? Ему необходимы перерывы от «загрузки». Надо ведь и «переработать» и «упаковать», то что загружено.
10. Повторение
Когда выучены все строфы, еще не идеально, начинаете повторять стихотворение целиком. Сначала глядя на кодировку, потом просто по памяти. Можно подглядывать в кодировку, если что то забылось.
Повторяете стихотворение на ночь, прямо перед сном, в постели. И утром, после пробуждения.
11. Поддержка и одобрениеВажно показывать, как вы рады, что ребенок старался и учил усердно, эмоциональное тепло, доброта, поддержка от родителя- самый ценный мотиватор для ребенка.
Кому то пиктограммы рисовать эффективнее, кому то движениями сопровождать и пантомимой, кому то читать с листа и повторять с перерывами.
Все дети разные, не забудьте про самого ребенка, увлекаясь применением «механики».
С уважением, Ирина Коваль детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нейропедагог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» автор курсов экспертного родительства
Программа Н.В. Нищевой
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую Закону Российской Федерации «Об образовании» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.
Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.
Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ»
Содержание
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы
1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы
1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)
2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность
2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений
2.5. Культурно-досуговая деятельность
3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности
3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности
3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование
3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений
3.6. Методический комплект к программе
3.7. Специальная и методическая литература
Пояснительная записка
«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.
Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), из возможности и потребности. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.
В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.
В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые педагогам методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.
В работе над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) принимала участие музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе.
Также в методический комплект включена программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества» (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011).
В 2006 году Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербург) и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.
В 2012 году Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
С 2014 года по настоящее время Программа в третьей редакции, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлена на официальном сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор программ».
На протяжении последних десяти лет Программа использовалась учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Кирова, Тулы, Рязани, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Казани и Республики Татарстан, Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми; Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екатеринбурга, Свердловской и Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Сургута, Нового Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области, Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана, Краснодара и Краснодарского края. В настоящее время Программу осваивают учителя-логопеды Крыма. В этих регионах автором неоднократно проводились семинары для учителей-логопедов и других специалистов, работающих по Программе.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Программа для каждой возрастной группы является самостоятельным документом, то есть обучение ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР) может осуществляться, начиная с трех, четырех, пяти или шести лет.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы
Отзывы
Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.
Интерес представляет и идея автора в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи, которые проводятся большим количеством взрослых (учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др.), что позволяет всем участникам образовательного процесса объединить свои усилия в создании условий для развития ребёнка, имеющего нарушения речи.
Кандидат педагогических наук доцент, заведующий кафедрой дошкольного, дополнительного, специального и инклюзивного образования Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» Хабарова Татьяна Валерьяновна
Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ. Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.
Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.
Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, Коноваленко С. В., г. Москва
Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.
Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.