nintendo wii что делать
Большой текст о Nintendo Wii. Часть 1 — лучшая первая консоль
Текст больше 20к символов сложно сделать читаемым. Наверное, и не получилось. С целью облегчить страдания читателя текст разделён на две составляющие: впечатления и общие описания открыты, а перечни ушли под спойлеры.
Запуск нового консольного поколения — событие, выходящее за рамки релиза очередных Xbox и PlayStation. Я не о скачке уровня игрового железа, которое последует через пару лет, вместе с взрывным ростом системных требований. И не о возможностях для разработчиков, которые могут подарить игрокам другой опыт. Новое поколение — рекламная кампания всей индустрии. Взлетает спрос не только на свежие приставки, но и на всё, что годится для игр. К началу «Чёрной пятницы» в крупнейшем ТЦ моего города не было ни одной Play Station 4 и три-четыре Xbox One. И конечно, ускоряется вторичный рынок: возбуждённые «движухой» игроки радостно скупают активно дешевеющее уходящее поколение
Признаюсь честно: мне не повезло стать жертвой этого ажиотажа. Но хайптрейн проехал на пару метров мимо, и 10-12 тысяч вечнодеревянных не ушли на FAT-версии пастгена. Ровно как вчетверо большая сумма — на первые ревизии новых консолей, славящихся непостоянным качеством. Особенно если вспомнить столь буйный на неприятные события год. При поиске любопытных альтернатив в памяти появилась ОНА. И имя ей Nintendo Wii! В названии написано, вы в курсе.
Если вкратце…
Что среднестатистическому геймеру 2020 года известно о Wii? Это консоль фирмы Nintendo, известной своеобразным взглядом на индустрию. Бесконечные Mario, Donkey Kong и Zelda. Family-friendly-контент, который так отпугивает хардкорщиков. Графика времён ранних Таргариенов. И стоит это слишком большие на первый взгляд деньги.
Но нельзя забывать, что Wii продалась тиражом большим, чем любая другая консоль поколения. Общеизвестный в общем-то факт. Всплывают рассуждения о более низкой цене, ориентации на появившуюся и сразу разросшуюся армию казуальных игроков, но то дела минувших дней. Приставка нашла, чем зацепить людей. Впрочем, какие тут секреты. Главная фишка — моушн-управление, дающее новые впечатления. По крайней мере, так говорят. Покупка Wii стала одновременно полезной: проверка правдивости хвалебных отзывов, и приятной: всё-таки первая серьёзная консоль. Копия Sega Genesis не в счёт.
Nintendo Wii, которую при анонсе назвали Revolution, вышла в 2006 году — одновременно с PlayStation 3 и на год позже Xbox 360. И стоила гораздо дешевле непрямых конкурентов — 250 долларов против 400 за «X-ящик» и аж 500 за «Плойку». Во многом именно дешевизна привлекла непривередливую аудиторию.
Процесс покупки
Как следовало ожидать, ситуация пошла не по плану с самого начала. Более-менее серьёзное присутствие Nintendo в России началось только с запуска Switch. Wii и WiiU официально продавались, но партии поступали небольшие, а магазины завышали цены. В отличие от Microsoft и Sony, вкладывавших деньги на раскрутку консолей по всему миру, Большая N не задумывалась о продвижении продуктов в одной холодной стране.
Пока Wii лидировала по продажам в остальном мире, в России она стояла далеко от трона. К тому же, многие экземпляры покупались за рубежом, и доля «забугорных» версий в нашей стране велика. Как следствие, сейчас приставок Nintendo на вторичном рынке гораздо меньше, чем конкурентов: на каждые 7-10 Xbox 360 будет не больше двух Wii. Особенно печальна ситуация за пределами МКАД.
Возможно поэтому в нашей стране у Wii сложилась своеобразное коммьюнити. В Рунете лежат мануалы по большинству связанных с приставкой случаев: от прошивки и восстановления «кирпича» до библиотеки игр по обратной совместимости, включая даже MSX.
Так что к тому моменту, как я решился приобрести Wii, последний экземпляр с «Авито» уже полмесяца как продали. Новые сообщения всплывали, но консоли уходили за пару часов. Оставалось развивать навык самого быстрого сообщения на Диком Западе. Спустя 3-4 недели удача улыбнулась. Правда, за ней пришлось ехать вечером на другой конец замерзающего города.
В отличие от не раз упомянутой Xbox 360, в каждом объявлении о продаже Wii особая комплектация: количество геймпадов, дополнительные аксессуары, провода для подключения — обо этом будет ниже. Иногда даже нет нужных для запуска составляющих; чаще остальных отсутствует Sensor Bar.
Момент знакомства
После полутора часов дороги и шести тысяч рублей, коробка с приставкой оказалась в рюкзаке и поехала в новый дом. А на следующий день её содержимое подвергнулось тотальному изучению.
Это добро необычным, но удобным способом упаковано в двух лотках.
Консоль не потребовала много места и вписалась в интерьер, если так называть компьютерный стол с кучей установленной техники. Для установки Sensor Bar‘a пришлось прибегнуть к таинственному заклинанию «Создание двухстороннего скотча из простого», а виимоут с нунчаком долго не находили себе места. Нашли, захватив свободный кусочек возле приставки.
Первые впечатления укладываются в одно слово: «Другое». Не «вау, новая железка!», нет. Эмоции первооткрывателя — да. Иной взгляд на привычные элементы управления — тоже да. Чувствуешь бессознательный способ интерактива, который непросто описать. Wii — консоль не только о впечатлениях, но и глубине погружения.
Выделять полноценный раздел бессмысленно, потому что почти половина давно не работает.
Интерфейс главного меню минималистичен и в 2020м выглядит предвестником операционок для смартфонов. На экране представлены приложения, которые здесь называются Каналами. Изначально шесть, но во времена расцвета Wii скачивались и устанавливались новые.
Вместо геймпада. Или нет
В Wii используется пара Remote (также используется WiiMote и русская версия «виимоут») + Nunchuk. Связь следующая: второй вставляется в первый, соединённый с консолью по Bluetooth. Нунчак на самом деле нужен далеко не везде: сама приставка и некоторые игры требуют только пульт.
Управление происходит направленными взмахами и поворотом Remote. Вверх, вниз, в стороны, по кругу — консоль без проблем воспринимает движения, что даёт геймдизайнерам возможность придумывать непривычные способы взаимодействия. Главное, чтобы в этот момент дома не было особо верующих людей. А то доказывай потом, что вызывать экзорциста не требуется.
Работает это так: в Remote и Nunchuk скрыты гироскопы, которые отслеживают положение устройств и реагируют на резкие движения. Кроме того, пульт принимает сигнал от панели Sensor Bar, в которой установлены ИК-светодиоды. Не наоборот, как полагают многие.
Стандартные кнопки тоже в наличии, но читать о них скучно. Желающим уснуть — welcome под спойлеры.
С обратной стороны располагается классический триггер, который здесь именуется кнопкой B. По удобству нажатия немного уступает геймпаду Xbox 360.
Используется не в каждой игре, а потому назначение кнопок индивидуальное. Хотя у проектов одного жанра оно будет схожим.
В целом, управление в меню органичное, а чувствительность движения легко меняется в настройках. Remote комфортно чувствуется в руке: он тяжёлый ровно настолько, чтобы ощущаться, но не мешать. Пальцы лежат на основных кнопках, а до остальных недалеко дотягиваться. Исключение — клавиши «1» и «2», нажатие на которые требуют перехвата.
Функциональность Remote не ограничивается стандартным хватом. Использование горизонтального положения лучшим образом отображает степень проработки при создании пульта. Стоит расположить его боком, и перед нами уже классический геймпад NES с крестовиной и двумя кнопками. Nintendo подсуетилась и обеспечила обратную совместимость со старыми приставками, а потому играть в шедевры прошлых лет не просто можно, но ещё и приятно.
Такой хват вышел самым подходящим для гоночных игр, потому что в них гироскопическое управление показывает себя в полную силу. Газ-тормоз и поворот выполняются наклоном Remote без использования кнопок. Это новый уровень удобства: между игроком и автомобилем нет никаких ощутимых посредников. Не говоря уже о возможности вернуться в раннее детство, когда для «руля» использовалось всё подряд.
Мультяшные человечки, виртуальные аватары игрока внутри Wii. Даже не так: внутри всех современных консолей Nintendo: 3DS — для любителей играть не дома; Wii U — для обладателей очень специфичного вкуса; Switch — для тех, у кого есть друзья или ещё одна консоль. Но впервые Mii появились именно на Wii (господи, догадайтесь по названию).
Аватар Mii, который по идее должен быть похож на игрока, используется в ряде игр и подобии соцсети Nintendo. По крайней мере, пока сервера не отключат. Опуская лирику, для комфортной игры в патийные проекты иметь одного-двух Mii на консоль стоит. Да и простой по функционалу редактор создаёт отдалённо похожего на себя человечка.
Wii Play
В комплекте с новыми консолями поставлялась Wii Sports, но выпуск прекратился ещё в 2013м. Бонусом к моему экземпляру пошла Play, созданная для знакомства с управлением и его возможностями. Правильнее будет называть Wii Play сборником из девяти мини-игр, каждая из которых призвана обучать конкретному навыку в управлении Remote‘ом. Среди них встречаются как более-менее полноценные развлечения так и совсем простые, но везде главная цель — набор очков. Результат приписывается к Mii-аватару и включается в рейтинг, а чтобы одиноким было не так скучно, разработчики ввели медали за достижение сравнительно большого числа очков в отдельной игре.
При первом запуске Wii Play игры открываются поочерёдно: пока не запустишь одну, следующие по списку недоступна. Учитывая назначение Play, это логично. Наверное, пора перейти к самим играм.
В целом Wii Play подходит для понимания основ управления. Поначалу кажется, что одной пробежки по играм достаточно, но по-настоящему начинаешь привыкать только на пятый-шестой круг прохождения. Хотя с некоторыми и повторение не помогает. А ещё у Play есть потенциал для вечеринок: могут зайти хоккей и бильярд, как это ни странно. Но больше на безрыбье, потому что патийных игр для Wii предостаточно.
О других играх
Игорь не тонет. За время жизни на Wii вышло много игр разной степени эксклюзивности. Конечно, проекты Nintendo в приоритете. На консоли вышли две The Legend of Zelda, три Donkey Kong и безмерное количество игр с названием Mario: от платформеров до спортивных аркад. Если же воротит при упоминании итальянского водопроводчика, то Wii предлагает к прохождению дилогию Epic Mickey, первые две No More Heroes и уникальную Silent Hill: Shattered Memories.
У консоли большая библиотека мультиплатформы, если учитывать специфику управления. Need for Speed, Prince of Persia, Resident Evil, Tomb Raider, Final Fantasy — эти серии заглядывали, а иногда оставляли эксклюзивы. Пусть производство Wii прекратилось осенью 2013, поддержка играми ста с лишним миллионов консолей не закончилась. Например, официально выходила Just Dance 2020. Это исключение, но занятно наблюдать среди прочих CoD: Modern Warfare 3, например. Или FIFA15.
Столкнуться можно ровно с двумя проблемами: неудачная адаптация под местное управление и тотальный дефицит дисков с играми. Если первое встречается нечасто и скорее вопрос привычки, то к сложности в нахождении добавляются региональные ограничения. Диск PAL-региона не будет работать на NTSC-консоли и наоборот. Встречались случаи, когда Wii превращалась в 250-долларовый кирпич, что дороговато для строительства. Способ решения известный, но пиратство не одобряем. Как именно не одобряем, будет в следующий раз.
Аксессуары для Wii
О, это поистине безграничный мир! Чтобы перечислить названия всех аксессуаров для консоли, не хватит пальцев чего бы то ни было. Машина Nintendo по созданию дополнительных устройств появилась ещё до Wii, но на полную раскачалась здесь. Наверное, из-за того успеха в наше время встречаются вещи вроде Nintendo Labo.
Самое важное — дополнительные устройства стоят денег. Базовый набор любителя Wii может обойтись дороже, чем сама консоль. Причём найти аксессуары не в Москве можно только на AliExpress. Либо часть на Avito, если повезёт.
И прочие, менее известные вещи. Например, гитара для Guitar Hero или насадка в виде самолётного штурвала.
Если кто надеялся, что разнообразие и списки под спойлерами закончились, то у меня плохие новости. Кроме дополнений непосредственно для управления стоит обратить внимание (и конечно докупить) другой видеокабель. Релиз седьмого поколения консолей состоялся во время перехода на новые технологии передачи аудио- и видеосигнала. Из этой щекотливой ситуации Nintendo вышла просто: в комплекте лежал аналоговый RCA-кабель, а другие продавались отдельно. За немаленькие деньги, кстати. При этом у консоли проприетарный разъём.
В природе существуют кабели со следующими выходами:
Кабеля с популярным HDMI нет, однако на просторах Интернета торгуется специальный переходник Wii2HDMI, к которому уже подключается HDMI-кабель. Разрешение при таком раскладе — 480p.
Ложка дёгтя
После не слишком успешной GameCube в Nintendo решили уйти от прямого столкновения с конкурентами в области технологий, а заодно удешевить себестоимость новой консоли. Wii получилась в полтора-два раза мощнее предшественницы, но уступала Xbox 360 и PlayStation 3. В техническом плане её стоит называть GameCube 1.5, а в действительности одним из рабочих названий было GameCube Next. И верно: у процессоров консолей похожие архитектуры, а Hollywood — видеочип Wii — считается разогнанным GC’им Flipper.
Как я начинал выше, качество картинки — это главная претензия к Wii. Претензия обоснованная, и дело не только в низком разрешении экрана. Существенно меньше полигонов; «мыльные», как принято выражаться, текстуры; почти нет частиц; упрощённое освещение — всё это превращает мультиплатформу в игры прошлого поколения и боль графодрочера. Более стойким будет любопытно сравнить ту же CoD: MW3 на X360 и Wii. Такая графика убавляет плюсов серьёзным проектам, но не превращает их в непроходимую дичь.
Наверное, стоит включить своё мнение. Действительно, в 2020м такая картинка слабо смотрится на телевизорах с высоким разрешением, однако есть пара «но». Во-первых, в динамике графические недостатки не так заметны, а процесс игры отвлекает на себя внимание. Во-вторых, «программу минимум» консоль вытягивает: совсем ужасным качество не назовёшь. За годы жизни Wii разработчики научились достойно оптимизировать игры.
Об инновациях
Несмотря на техническую отсталость, моушн-управление Wii признано революционным. Оно углубляет интерактив, тем самым лучше погружая в игру. Абстрактные нажатия на кнопки заменяются конкретными жестами.
Это уже известно и очевидно. Но претендующих на титул «инновация» решений было больше.
Во-первых, встроенный в Remote динамик. Не заменяет основную дорожку, а транслирует дополнительные звуковые эффекты. При должной проработке можно достичь крутых результатов: например, в меню консоли звуки из внешних динамиков и пульта почти идентичны и создают близкий к резонансу эффект. Да и в целом шум «из руки» — это непривычно. Игра в шутер с насадкой-пистолетом добавляет +30 аутентичности стрельбе, а в упомянутой Silent Hill: Shattered Memories динамик пульта выступает в роли телефонного. Подобные мелочи также улучшают погружение. Но будем до конца честными: разработчики не всегда заморачиваются с адаптацией.
Здесь закрадывается интересное сравнение с PlayStation. Если гироскоп появился на PS3, которая вышла в тот же год, то динамик внутри геймпада Sony переняла только в четвёртом Dual Shock. В первых играх (inFamous: Second Son, например) даже выдавала за прорывное решение. Иронично.
Своеобразную восьмиугольную рамку стика одни японцы у других решили не подсматривать. Удивительно, потому что у неё есть плюсы: держать направление удобнее, а при его смене щелчки дают лёгкую отдачу. Впрочем, сама Nintendo отказалась от такого решения в Wii U и Switch. К моему большому сожалению.
О ревизиях
В отличие от той же Xbox 360, с которой иногда косвенно сравниваю, ревизии Wii существенно отличаются. Перед покупкой стоит внимательно отнестись к этому вопросу.
Желающим опробовать все прелести консоли обязательно брать только первую ревизию. Она же RVL-001. Она же без каких-либо дополнений в названии. Полная совместимость с GameCube, может стоять вертикально. Внешне определяется по этим показателям: надписи читаются при установке набок, и тогда сверху за крышкой спрятаны разъёмы для геймпадов GC. Осторожно: у таких консолей вимоуты идут без встроенного Motion Plus.
Вторая ревизия обзавелась названием Family Edition и «плюсом» для Remote. На этом достоинства RVL-101 заканчиваются. Эти Wii устанавливаются строго горизонтально, что не мешает её повернуть и поставить книги в качестве опоры. Ещё отобрали аппаратную поддержку GameCube.
Третью ревизию считают ужасной. RVL-201, лучше известная как Wii Mini, выпущена как облегчённая версия приставки. В 2013м она стоила четыре тысячи рублей против шести с половиной за классическую. Меньшая цена лишает модуля Wi-Fi, слота для карты памяти, одного USB-разъёма и возможности пользоваться компонентным кабелем. Плюсы и минусы Family Edition прилагаются. А ещё Wii Mini считалась непрошиваемой, но недавно сдалась.
В качестве вывода
Спустя почти 4 тысячи слов или 28 тысяч символов пора подвести промежуточный итог. Wii — консоль вне поколений. Она не соревнуется в графике, но предлагает уникальный опыт, который стирает барьеры. Серьёзное увлечение потребует денег на аксессуары, но базовые комплектации обойдутся недорого. Самое главное: Wii оправдывает возложенные ожидания. Это лучший выбор первой консоли.
Большой текст о Nintendo Wii. Часть 2 — мир за пределами лицензии
Прошлая часть текста, в силу ознакомительного назначения, получилась этакой обзорно-описательной. Авторское мнение появлялось нечасто и ненадолго. Текст ниже задумывался иным: описаний меньше, оценки больше, а ещё появился налёт гайда. Приятного чтения!
Сегодня Wii как платформа считается мёртвой. Умерла она не из-за непопулярности, а в силу возраста — приставка вышла ещё в 2006 и успела разойтись тиражом в 102 миллиона. Производство не ведётся больше семи лет, онлайн-сервисы не работают, а недавно прекратили последнюю поддержку. Иными словами, Wii отжила век успешно. На этом заканчиваем и расходимся.
Но… (пафосная и, возможно, ненужная пауза) на помощь приходит некромантия! Нет, дорогу на кладбище показывать не надо, а чёрные балахоны остаются на личное усмотрение. В этой части расскажу, как освежить Wii даже в условиях дефицита дисков. Вернуть прежнее состояние старушки не обещаю, но функционал повысится. Типичный зомби, в общем.
Текст ниже разделён на условно-независимые разделы. Самый важный для прочтения — первый, а последующие дополняют. С ними можно знакомиться в любом порядке. Хотите правдоподобного зомби — читайте все.
Самое главное
Главное — чтобы костюмчик сидел! Простите, вырвалось. В консолях седьмого поколения главное — прошивка. Не версия системы, а взлом, в результате которого приставка перестаёт привередничать и запускает игры без лицензии, а также быстрее работает и приносит чай к монитору. Стоп, это из другого текста, снова извините. Слишком часто уносит не туда.
Что представляет собой прошивка консоли нулевых? Чаще всего это специальный чип, который припаивается к плате приставки и блокирует внутреннюю защиту устройства от нелицензионных носителей. Из-за вмешательства на аппаратном уровне консоль получает банхаммером в онлайн-сервисах. Чиповка — основной способ прошивки Xbox 360 и первых двух PlayStation. Сначала Wii также прошивалась исключительно чипом, но позже популярным стал программный способ — софтмод. Он не вносит изменений в «начинку» консоли и не приводит к бану. Получается приятное дополнение к имеющемуся функционалу.
Пиратство здесь не поддерживается, поэтому порядок взлома описывать не буду. Также не скажу, что в рунете лежит уйма подробных гайдов. И уж тем более не стану объяснять, что для софтмода понадобится SD или SDHC-карта до 2 или 32 ГБ соответственно, а сам процесс занимает до получаса, причём 20 минут уходит на не слишком обязательный бэкап.
Хотя софтмод выглядит как волшебная таблетка, которая делает мир Wii идеальным, на деле для игрока ничего не изменится. Консоль отказывается читать нелицензионные игры, а онлайн-сервисы по-прежнему не работают. Взлом приставки — это скорее ключ к сокровищнице, богатства которой игрок уносит сам. Если говорить конкретнее, софтмод добавляет канал установки внешних (homebrew) приложений. Они творят с приставкой непотребства улучшающего характера.
Диски устарели
После взлома и описанных выше шаманств Wii становится податливой и понимает игры с болванок. Новость приятная, но давайте признаем, что в 2021 году никто не пользуется дисками для записи игр. Стало быть, нужно решение посовременнее. Тут вспоминаем (а некоторые узнают), что на задней части консоли вообще-то есть два USB-порта для подключения периферии. Тот, что ближе к краю, подходит для всевозможных флешек и даже внешних жёстких дисков.
В эпоху цифровой дистрибуции хранение игр на физических носителях выглядит странным, но для консолей, сервисы которых не работают, иного варианта не остаётся. Владельцы freeboot‘нутых Xbox 360 не дадут соврать: на 500-гиговом внешнем HDD хранится примерно бесконечность игр. То была эпоха, когда проекты было умещались на DVD-дисках, а потому занимаемое пространство не разрасталось до галактических масштабов. Увы, переносного «винта» у меня нет, зато в наличии россыпь ненужных флешек на 16 и 32 ГБ. Туда игры и поместились. Неожиданное преимущество подхода: компактные носители не требуют дополнительного места в отличие от жёстких дисков, который ещё найди куда положить.
Впрочем, нельзя просто взять и запустить игру с флешки. Во-первых, её (игру то бишь) ещё требуется специальным образом записать. Во-вторых, для чтения носителя нужно отдельное приложение, которое называется лоадером. Тут мы узнаём, что англицизмы иногда излишни: чем сообществу не нравится вариант «загрузчики», решительно непонятно. Среди палитры из пяти-шести лоадеров выделяются USBLoaderGX и ULoader. Какой лучше? У первого приятный интерфейс в стиле стандартного меню консоли, а второй запускает игры для WiiWare и Virtual Console, о которых позже.
Долой ограничения!
Матчасть для непосвящённых: консоли предыдущих поколений имели ограничения: игры одного региона не запускались на приставке другого. На самом деле регионов больше, но глобально выделяют NTSC (Северная Америка, островная Азия) и PAL (все остальные). Различия появились в эпоху аналогового телевидения, когда частота обновления экрана напрямую зависела от частоты напряжения. В наше цифровое время региональные ограничения консольных игр уходят в небытие, но ещё 10-15 лет назад приходилось держать их в уме. Для Wii вопрос региона стоит остро, потому что немало экземпляров привезено в Россию из-за рубежа. Место покупки не даёт точное понимание о регионе: например, моя приставка приехала из Испании, однако привязана к NTSC.
Я веду к тому, что неприятных ограничений требуют избавления. Как и в случае с лоадерами, для этого представлено несколько приложений, из которых предлагаю Priiloader. Оно не отсвечивает в меню, снимает ограничения с игр и большей части каналов — напомню, так в Wii называются приложения. Также Priiloader по желанию пользователя отключает проверку дисков на лицензионность. Без проблем не обходится: после закрытия игры другого региона консоль часто зависает, и помогает только перезагрузка. Впрочем, это может быть не у каждого.
Отлично, а играть-то во что?
В то, что понравится, логично же! Небольшой перечень лежит в первой части текста, а здесь проведу более подробное знакомство с Wii-играми, которые успел опробовать лично.
Ещё здесь должна быть Wii Play, но о ней много написано в прошлой части.
Приставка в приставке
Для приставок родом из нулевых обратная совместимость — обычное дело. Наиболее известный способ, применявшийся для PlayStation 2/3, выглядит так: первые ревизии снабжаются дополнительным чипом, обеспечивающим совместимость нового железа со старыми технологиями. В последующих версиях консолей, чипы удаляются ради удешевления.
Wii — не исключение, но логику слегка ломает. Как писал в прошлой части, с точки зрения железа консоль — модернизация предшествующей GameCube: архитектура и процессоры предельно похожи. Так что аппаратно совместимость устроена проще, никакие дополнительные чипы не нужны. Однако GC-игры официально поддерживает только ревизия RVL-001: в двух последующих удалены порты для геймпадов и карт памяти. Впрочем, пометка «официально» стоит не просто так, и прошитая Wii способна запускать игры GC. После дополнительных манипуляций, конечно; также понадобится Classic Controller.
Другой способ обратной совместимости — эмуляция. Чаще этот термин употребляется в контексте запуска консольных игр на ПК, но встречаются иные случаи. Например, с эмуляцией любит баловаться Sony, да и на Xbox Series недавно запустили эмулятор RetroArch и пробуют игры PlayStation 2. Впрочем, здесь вроде как пост о консоли Nintendo, а не конкурентах. Перейдём наконец к сути.
Японская корпорация подготовила для революционной приставки гору эмулируемых игр и назвала это дело Virtual Console. Работа проделана гигантская: Wii запускает игры предшественников вплоть до NES и некогда конкурентных Sega Master System и Sega Genesis. Это ещё не всё: для обладателей специфичного вкуса в библиотеку включены игры с Neo Geo, MSX, Commodore 64 и даже Turbografx-16. В наличии далеко не все, но самые известные запускаются.
По крайней мере, должны, но реальность разочаровывает. Во многом из-за того, что я долго мучился с ретро-играми, вторая часть задержалась; изначально выпуск планировался ещё в конце января. Мучения были многоступенчатыми: сначала ни одна игра не запускалась, но спустя три-четыре переустановки сдалась более молодая Nintendo 64, за которой сразу последовали остальные, кроме 8-ми и 16-битных консолей Sega и Nintendo. Путём шаманства в настройках и отказа от специальных лаунчеров удалось запустить игры «Сеги». Иронично, но NES и SNES так и не открыли двери моей Wii, оставив без большей части библиотеки Virtual Console. Какие-то странные у Нинтендо программисты.
Что ещё? Почти ничего. Игры, пусть и не все, работают. Remote в горизонтальном положении замещает геймпады ретро-консолей, а в случае чего под рукой лежит классический геймпад. С ним управление временами неочевидно, но методом проб и ошибок осваиваешься. Приятно играть в Соника и сравнивать нынешние впечатления с воспоминаниями 15-летней давности.
Рука об руку с Virtual Console идёт другой сервис — WiiWare. Они реализуются технически похожим образом, одинаково распространяются и на форумах обсуждения WW и VC объединяют. Так что и раздел общий. WiiWare — сервис для небольших игр, как Xbox Live Arcade, например. Впрочем, позиционирование различается: WiiWare, помимо зарождавшегося инди, включает проекты в уже сложившихся франшизах серьёзных издателей. Яркий пример — спин-оффы спин-оффов серии Final Fantasy с длинными названиями Final Fantasy Crystal Chronicles: My Life as a King и Final Fantasy Crystal Chronicles: My Life as a Darklord. Первая — градостроительная стратегия, а «Жизнь Владыки Тьмы» выполнен в тогда ещё не избитом жанре Tower Defence. Кроме того, через WiiWare распространялись поздние MegaMan, Tales of Monkey Island и игры серии Ace Attorney. Что любопытно: WW-проекты запустились почти сразу, гораздо раньше обратной совместимости.
VC- и WW-игры распространялись через Wii eShop, серверы которого уже не работают. В наше время остаётся только скачивать на компьютер и устанавливать аналогично Wii-каналам. Игры сохраняются в памяти консоли, так что много поставить не получится. Альтернативный способ — эмулировать NAND-память на USB-флешке или карте памяти, но тогда вероятность запуска ещё ниже.
Полноценная консоль. Почти
Жизнь Nintendo Wii угасала не сразу. Летом 2013 года отключился WiiConnect24, вместе с которым полегли социальные сервисы. Через год из-за смерти GameSpy пропал официальный мультиплеер. Wii eShop держался до 2019, но время склонило и его. Самое время перейти к обещанной в начале некромантии, в которой поможет проект RiiConnect24.
Что такое WiiConnect24 (различайте буквы), и почему он так важен? Этот сервис обеспечивал работу сетевой стороны Wii. Некий аналог PlayStation Network или Xbox Live с одним исключением — в круг задач WiiConnect24 не входят сетевые режимы игр. Через WC24 скачивались обновления и дополнения к играм, сервис поддерживал доступ информационных и социальных приложений. Чаще остальных Nintendo рекламировала сохранение постоянного подключения к Интернету, даже когда консоль выключена. Всё перечисленное не работает больше пяти лет.
Для устранения проблемы умельцы создают аналоги WiiConnect24, и RiiConnect24 — самый известный. Он восстанавливает работу информационных сервисов Wii — новостей и прогноза погоды — и частично социальных. Почему частично? В наше время уже никто не пользуется тем же Check Mii Out. Так что сервисы работают, но людей нет. Скачивание дополнений для игр или обновлений прошивки также вне компетенции RC24.
Важно: следующий абзац рассказывает, как не сломать Wii с концами.
Насчёт сохранения подключения к Интернету. Во времена счастливой жизни Wii эта функция реализовывалась через режим ожидания: консоль работала с низким энергопотреблением, что полезно для скачивания очередного обновления на 200МБ. После отключения WC24 с консолями началась оказия: режим ожидания начинает бесконечный поиск подключения к сервису. Установка RiiConnect24 проблему не решает — жёлтый светодиод ожидания продолжит бесконечное горение, и это критично. Дело в том, что в таком режиме процессор Wii работает, а охлаждение — нет. Что может произойти, догадайтесь сами. Случаи отказов консоли исчисляются сотнями, если не тысячами.
В прошлой части, при перечислении стандартных приложений-каналов, всплывали названия News Channel и Forecast Channel. Они входят в категорию информационных в первую очередь, но ещё туда причисляется Today and Tomorrow Channel, который определяет удачу пользователя на нынешний день. Как? Заглядыванием в гороскоп, если судить по обложке. После настройки RiiConnect24 эти три канала снова работают. Отбой салюта, это не всё. Настройка информационных сервисов возможна для тех стран, которые поддерживаются консолью, и России среди них нет. Вряд ли кому-то интересна погода в Техасе.
Зачем тогда нужен RiiConnect24? Во-первых, раздел в целом посвящён попытке сделать из нынешней Wii подобие полноценной консоли. Это значит, что без сервисов не обойтись, пусть даже обрезанных и мешающих. Во-вторых, «социалки» Everybody Votes и Check Mii Out не полностью, но работают и выглядят любопытно. Наконец, иногда занятно полистать новости других стран и посмотреть, насколько отличаются взгляды и проблемы людей в разных странах.
Другой сервис на замену отключённым — WiimmFi. Его задача — заменить Nintendo Wi-Fi Connection и поддерживать работу сетевых режимов игр, с чем сервис справляется. По крайней мере, статистика показывает регулярный онлайн в Mario Kart Wii и Animal Crossing Wii; остальные запускают реже. По идее, дальше идёт рассказ о собственном опыте использоваться WiimmFi, но у моих друзей нет Wii, а значит автору не с кем играть. Хотя NHL2K11, например, весьма любопытна.
Чтобы говорить о «полноценной консоли», сервисов мало, и создатели Wii это знали, оснастив Wii собственным браузером. Internet Channel — так именуется специальный вариант сверхпопулярной тогда Opera. Браузер спокойно устанавливается на консоль, хотя запрещает снятие региональных ограничений. Просторы Интернета бороздить получается в целом, но не в частностях. Сайты воспринимают Wii как кнопочный мобильный телефон и открывают адаптированные версии — это хорошая новость. Плохая заключается в том, что подавляющая часть страниц попросту не открываются, демонстрируя ошибку 244002. Не стоит лишний раз объяснять, что браузер не в силах показать современные сайты, но я это сделал.
А ещё для Wii существует официальное приложение YouTube. Не работает, но существует.
В завершении
Изначально этот текст задумывался чтобы показать, на что способна Wii, если покопаться в софте. Мол, и интернет рабочий, и погоду посмотреть можно — универсальная машина. Вот только в процессе подготовки и написания выяснилось, что шаманства работают максимум на половину, а потому и посыл исказился. Вместо рассказа о том, насколько глубок потенциал Wii, получился гайд на тему: «Что можно сделать, и как это будет работать». Надеюсь, обзорно-оценочный формат кому-то понравился, пусть и вместо более полезного текста.