никонов павел федорович художник биография

Павлу Никонову — 90!

Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит»

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

«Повезло пацану!» — этими словами Бродского хочется выразить Павлу Федоровичу Никонову, 30 мая отметившему 90-летие, искреннюю и горячую… зависть. Один шанс на миллион — дожить до такой круглой даты и сохранить не только здоровье, но и абсолютную ясность ума, живой инициативный характер, быть в потрясающей физической форме (посмотрите на YouTube, как он косит!), уметь дружить и счастливо состояться как в собственном творчестве — а легендарный шестидесятник, один из основоположников «сурового стиля», автор культовой картины «Геологи» (1962) имеет, кажется, все звания и награды, какие только может иметь художник в России (он академик РАХ, народный художник РФ, лауреат Государственной премии и проч.), — так в своих многочисленных учениках.

Никонов преподавал в Суриковском институте, да и сейчас приходит на ректорские показы. Молодое поколение художников — те, кому сегодня 30–40 лет, — говорит о нем с восторгом. Он — настоящий, не карьерист, любит искусство больше, чем себя, понимает художественное качество, искренне восхищается талантами и готов поддержать любую художественную инициативу, если видит в ней зерно правды.

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

Когда я его поздравляла, он был в мастерской. Весь карантин провел не на даче, а в Москве. Говорит, что был счастлив: целых три месяца не надо было отвлекаться на официальные заседания, заперся в мастерской и в удовольствие работал.

В Суриковском институте я у него училась последний год, на пятом курсе. Он пришел в институт преподавать не один, а с двумя друзьями — Евгением Вахтанговым и Юрием Шишковым. Вахтангов был человеком экспрессивным, Юрий Алексеевич, наоборот, неторопливым и вдумчивым, ну и Никонов — как мушкетер, с мгновенной реакцией на все. Они друг друга отлично дополняли — тонкие, деликатные, яркие.

С этим годом связаны какие-то важные для меня открытия в живописи. Я долго писала постановки моделей — получалось добротно, но скучновато. А Никонов посоветовал это все пролессировать. И — чудо! — все сложилось.

Один раз в середине 2000-х мои работы завернули с выставки. Серия называлась «Гламур». На картине Red Stars были изображены слегка одетые девушки на фоне кремлевских башен. Большой формат, бодрая, если не сказать агрессивная живопись. Устроители замахали руками: «Не пойдет!» Никонов подбодрил меня: дескать, не унывай, наоборот, гордись. А потом Московский союз художников вынес специальное решение, подтверждающее художественную ценность работы и осуждающее цензуру. Картину показали на другой выставке. Хотя, казалось бы, где его «Геологи», его любимые деревенские пейзажи — и где мои гламурные девушки!

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

О методах работы Никонова со студентами можно говорить бесконечно. Например, как он проводил первое занятие. Говорил, что он не педагог и единственное, что в его силах, — поделиться своим профессиональным опытом, возможно ошибочным.

К преподаванию он подходил ответственно, в институте бывал три раза в неделю (невероятно часто для профессора), просматривал все наши работы за семестр, чтобы видеть прогресс.

Я помню одно занятие, очередной сеанс работы с постановкой, тоскливый, когда я потеряла последнюю идею, зачем, собственно, все это пишу. Никонов долго стоял на расстоянии позади меня и наблюдал, как я перемешиваю на палитре мутную фузу, чтобы снова перекрасить кусок фона или тела. В конце концов его нервы не выдержали, и он закричал мне из угла: «Буравлева, хватит смешивать на палитре! Берите чистую краску и смешивайте прямо на холсте!» Не скажу, что это кардинально и сразу изменило мою работу, но тогда я решила, что человек не должен испытывать такую ярость от… уныния, глядя на мои картины. И да, теперь я почти ничего не смешиваю на палитре.

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

Павел Федорович Никонов — один из самых увлеченных людей, каких я встречал. Его, как ребенка, может заинтересовать все что угодно, будь то произведение искусства, явление природы или событие из жизни. И это заражает.

Пятнадцать лет назад, зимой, мы студенческой компанией вместе с Павлом Федоровичем и его женой поехали на выставку Павла Отдельнова в Нижний Новгород. Никонов был в восторге от того, что он окажется в городе, где был последний раз на студенческой практике 50 лет тому назад.

После открытия выставки и гостеприимного застолья в мастерских у нижегородских художников, когда силы у всех были уже на исходе, Никонов предложил пойти гулять по морозному ночному городу. И вскоре на одной из улиц в центре мы обнаружили заброшенный старинный особняк, из которого валил густой дым. Мы вызвали пожарных, и когда они приехали и занялись тушением уже порядочно горевшего дома, то больше мы смотрели не на их работу, а на то, с каким восторгом за всем происходящим наблюдал наш профессор. «Это было потрясающе!» (любимое выражение Никонова). А мне вспоминались его «пожары», перед которыми сам становишься участником происходящего. «Вика, мы спасли Нижний Новгород от полнейшего выгорания!» — было доложено, когда мы добрались до дома. Прошло много лет, но неуемной энергией и интересом к жизни наш учитель по-прежнему продолжает заряжать нас и всех, кто оказывается рядом.

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

Мастерская Павла Никонова в Суриковском институте была меньше всего похожа на академическую. Может быть, поэтому и преподавал он совсем недолго, с осени 1999 до весны 2006 года. Мне повезло попасть в самый первый его набор и все шесть институтских лет у него учиться.

Всегда энергичный и собранный, Никонов приходил в мастерскую как вихрь, его кипучая энергия приводила в движение все вокруг. Он никогда не пользовался институтским лифтом и ругал нас за то, что мы пользовались лифтом в 12-этажном общежитии. В мастерской важно было ставить в каждой постановке новые задачи, к которым Никонов призывал подходить очень решительно: «Подложи под себя динамит!» Мы меняли форматы, изучали разные материалы, в том числе монументальные, пробовали разные выразительные средства.

Никонов всегда поддерживал творческий эксперимент, любую мысль важно было проверить на практике. Он ставил нам натюрморты из тех же предметов, которые сам писал у себя в мастерской, говорил с нами о тех же проблемах, которые решал в своих работах. Обязательно обсуждал с нами проходящие выставки и очень возмущался, если выяснялось, что никто еще не успел их посмотреть. «Кто был на выставке „Амазонки авангарда“? Никто? Ну, мать честная, вы даете! Собирайтесь, идем прямо сейчас!» Мы отпускали моделей и всей группой шли смотреть и обсуждать важную выставку.

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

Никонов уважал индивидуальность каждого ученика — я не помню, чтобы он брал кисть с краской и что-то кому-то правил. Он очень не хотел сделать из нас своих адептов. Может быть, именно поэтому мы никогда не были в его мастерской и не видели его за работой. Никонов относился к своим студентам как к равным. Он всегда поддерживал в желании сделать по-своему, считал это самым важным: «Правильно! Не слушай никого. Пошли всех пошли на …!» К нему всегда приходили учащиеся из других мастерских и показывали свои работы.

Он старался помогать молодым художникам и после окончания института, помогал получить мастерские от Союза художников. И потом, несмотря на солидный возраст, находил время и силы приехать в эти мастерские, чтобы посмотреть работы и обсудить творческий процесс.

Источник

Российская академия художеств

НИКОНОВ Павел Федорович

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография

Родился 30 мая 1930 г. в Москве. Живет и работает в Москве.

Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2000г.)
Член Президиума РАХ

Народный художник Российской Федерации (1994г.)

Образование:
В 1956г. окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова.

Основные работы: «Геологи» (1962г.), «Автопортрет» (1986г.), «Возвращение» (1987г.), «Пастух» (1987г.), «Женщина с сеном» (1988г.), «Двое в пути» (1988г.), «Колокольня» (1989г.), «Зима» (1989г.), «Калязин. Вид с Волги» (1994г.), «Пожар» (1991г.), «Похороны в Алексино» (1994г.), «Дом строится» (1995г.), «Драка» (1996г.), «Гроза» (1998г.)

Произведения представлены в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Вологодской картинной галерее, Софийском музее современной живописи и других музеях России, а также за рубежом.

Персональные выставки: участник выставок с 1960-х гг.

Государственная, общественная и педагогическая деятельность:
Руководитель мастерской станковой живописи в МГАХИ им.В.И.Сурикова (1998-2006гг.)

Государственные и общественные награды и премии:
Золотая медаль на Всесоюзной художественной выставке 1957-1958 гг. за картину «Октябрь» (1954г.)
Первая премия на V международной выставке реалистической живописи в Софии (Народная Республика Болгария, 1985г.) за картину «Деревенские похороны» (1985г.). За эту же картину — премия по живописи им. П. П. Кончаловского (1991г.)
Орден Почёта (2001г.)
Государственная премия Российской Федерации (2002г.)

Награды Российской академии художеств:
Золотая медаль Академии художеств СССР за работы, представленные на персональной выставке 1990 г. в Москве (1991г.)
Орден «За служение искусству» Российской академии художеств (2015г.)

Источник

Павел Никонов. Движение к свободе

никонов павел федорович художник биография. Смотреть фото никонов павел федорович художник биография. Смотреть картинку никонов павел федорович художник биография. Картинка про никонов павел федорович художник биография. Фото никонов павел федорович художник биография
Геологи. 1962
Холст, масло. 185 × 225. ГТГ

В архиве Третьяковской галереи хранится записная книжка П.Ф. Никонова, которая сопровождала его на протяжении нескольких десятилетий. 31-летний художник впервые взял ее с собой в геологическую экспедицию в Восточные Саяны. По материалам этой поездки написана картина «Геологи» (1962), уже много лет представленная в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Записную книжку Никонова завершают рисунки и заметки, сделанные им во время поездки на Дальний Восток:

В биографии Павла Никонова этот период связан с «группой девяти» или «Девяткой». История этого объединения, включавшего в свой состав в разное время живописцев Николая Андронова, Бориса Биргера, Владимира Вейсберга, Наталию Егоршину, Михаила Иванова, Кирилла Мордовина, Михаила и Павла Никоновых, скульптора Леонида Берлина и мастера-керамиста Марию Фаворскую, еще не написана. Между тем оно было первой ласточкой в процессе обновления советского искусства, возникшей, кроме того, в среде самого Союза художников. «Левый МОСХ[5]» хронологически опережал некоторые явления в среде неофициального «другого искусства».

«Девятка», ярко заявившая о себе в начале 1960-х, постепенно начинает испытывать внутренние противоречия, связанные с потребностью авторского творческого самовыражения ее участников.

1970-е и отчасти 1980-е годы становятся для Никонова переходным временем. На смену большим масштабным работам 1960-х годов приходят холсты малого формата, графика. Художник много путешествует и много пишет с натуры, стремясь создать синтез натурных впечатлений с живописной традицией искусства ХХ века.

В 1972 году Никонов впервые посещает деревню Алексино близ Калязина, где вскоре покупает дом, обосновывается, строит мастерскую. Работая здесь, он приходит в конце 1980-х к обретению той проблематики и того языка, которые являются определяющими для него по сей день.

Ваш путь в живописи на разных его этапах был связан с преодолением ограничений рутинной художественной практики. А какой была среда, школа, в которой вы формировались в студенческие годы?

В Суриковский институт приходят другие люди. Кафедру живописи и композиции в 1953 году возглавил Ф.И. Невежин, в прошлом активный РАПХовец[9]. Я помню, П.Д. Покаржевский готовил постановку с натурщиком и попросил какой-то предмет, чтобы оттенить белизну тела. Кто-то из студентов дал черную дудочку. И получился прямо греческий мотив. Вдруг входит Невежин и говорит: «Это что за мифологические сюжеты! Это что, Петр Дмитриевич, реставрации ваших бывших привязанностей? Знаете, вы с этим. » Покаржевскому чуть плохо не стало. До такой степени пресекалось желание куда-то еще посмотреть, кроме как в сторону «соцреализма».

Как проходили тогда студенческие художественные практики?

А как писали дипломную работу, а потом первые картины для выставок?

Такая работа по договорам в чем-то выхолащивает художника?

Надо накопить большой жизненный опыт, большой опыт творчества, просто ремесленный опыт. Много писать, наблюдать, видеть. И тема сама родится. Не нужно заставлять себя отвечать на любую тему.

Период моего первоначального выхода на самостоятельную творческую и выставочную деятельность завершился после «Геологов», я так думаю.

Сохранились рисунки и акварели, которые вы делали в геологической партии. Возникает ощущение, что из увиденного могла бы родиться не только одна картина, а целая серия.

Мне кажется, у вас экзистенциальные мотивы уже тогда стали звучать.

Совершенно верно, я стал думать об этом. Когда я написал «Геологов», мне говорили, что я использовал опыт Александра Древина. А я его не знал в то время. Выставка Древина была позже. Скорее я думал об Эль Греко, фресках Джотто. Я пытался в живописи уйти от материализованного письма, реалистического видения. Мне хотелось дать сцену с большими обобщениями.

У картины «Геологи», я знаю, удивительная судьба. Она была показана на выставке «30 лет МОСХ» в 1962-1963 годах и раскритикована. А что с ней происходило потом?

У «Геологов» такая история. Со мной как раз во время работы выставки должен был произойти окончательный расчет. А поскольку картину раскритиковали, мне предложили такой вариант: если вы признаете, что это ваша творческая неудача, то мы аванс у вас не заберем, а вы работу забирайте. Я, конечно, с радостью согласился. И написал заявление, что прошу считать мою работу творческой неудачей. Они мне ее отдали. Я привез картину в мастерскую, снял с подрамника. Потому что подрамник нужен. И холст нужен. Я хотел его обдать кипятком, чтобы отошла краска.

И написать на нем новую работу?

А где находилась у Елистратова ваша картина «Геологи»?

Она все время висела у него на даче. Мы потом ездили туда к нему в Баку. У меня даже фотографии есть.

А как Ю.К. Королев узнал, где находится работа?

Ему Таир Салахов сказал, когда Королев стал директором Третьяковской галереи. А Петра Матвеевича к тому моменту перевели в Саранск первым секретарем Мордовского обкома КПСС. Такой дачи, как в Баку, у него уже не было, некуда картины вешать. А Таир был секретарем Союза художников СССР. Он и сказал Королеву, что картина «Геологи» сохранилась и находится у Елистратова. Тогда Королев попросил, чтобы ее отдали в Третьяковскую галерею. «Я, к сожалению, деньги не смогу вам большие заплатить». А Петр Матвеевич говорит: «Да мне не нужно». Королев тогда какую-то сумму заплатил. А Елистратов со своей стороны обозначил, что отдает картину с условием, что она будет висеть в экспозиции Третьяковской галереи.

Первая «Выставка девяти» была в 1961 году на Беговой по договоренности с Правлением, с Президиумом МОСХ (Д.А. Шмаринов тогда возглавлял МОСХ). Эта выставка считалась внутрисоюзовской, закрытого типа. Потому что открытого типа никто бы не разрешил.

А что значит «закрытого типа»?

Но все сразу пошло не так, как предполагалось. Как только узнали, что выставка закрытого типа, интерес к ней возрос во сто крат. Пришли и студенты из Университета, с искусствоведческого, и многие, кто не был членом Союза художников. Началась давка. Потом в конце концов прорвали. Все превратилось в митинг в защиту прав художника на такие выставки. Как угодно они могут называться: закрытые, творческие, но художник имеет право показать все, что он хочет. Надо все показывать, и все можно критиковать. Заодно поставили вопрос о том, что следует менять и практику всесоюзных выставок и проводить отбор через открытые выставкомы.

А какой был резонанс этого события?

А выставки «Девятки» продолжались?

Они долго проходили. Но группа очень быстро стала испытывать серьезные конфликты внутри себя. Начались какие-то внутренние противоречия. Коля Андронов и Наташа Егоршина раньше других созрели как художники. Николай ездил на Север, и он на одной из выставок группы выступил с очень мощной, сильной серией своих северных работ. После этого он сказал, что планирует делать свою персональную выставку. И вышел из группы. Группа просуществовала до 1970-х годов. Последние выставки были уже менее интересны. А вот первые были очень яркие.

Расскажите про выставку «Девятки» в ЛОСХе[10].

Пожалуй, самый пафосный момент существования этой группы был связан с поездкой в Ленинград. Это было в 1962 году, когда в Москве открылась выставка «30 лет МОСХ». Параллельно Борис Биргер договорился с ЛОСХом о выставке в Ленинграде. Открывшаяся в Манеже экспозиция сразу же прозвучала, вокруг нее ходили разговоры. Уже были очереди. Шумели. И мы на фоне этого как бы успеха сделали свою выставку в Ленинграде. Жаль только Леонид Берлин не поехал, потому что скульптуру было трудно перевозить. И Маши Фаворской не было.

Вы были одним из тех, кто пытался восстановить прерванную связь с живописной традицией довоенного искусства, с широкой панорамой мировой культуры.

А какие еще события оказались для вас определяющими в 1960-е годы в открытии искусства начала ХХ века, живописи 1920-1930-х годов?

В ту пору у нас контакт был тесный с Мюдой Наумовной Яблонской. Она преподавала в МГУ, в Союзе художников была очень активна, но, самое главное, была то ли сотрудницей Третьяковской галереи, то ли у нее была возможность водить туда. И хотя после выхода книги Камиллы Грей запасник был закрыт, она, пользуясь какими-то своими связями, договорилась о посещении. И она нас провела. Это было событие, конечно. Потому что в репродукциях мы знали вещи приблизительно, а вживую не видели.

А кто еще из художников был с вами тогда?

Наша группа «Девятка»: Коля Андронов, его жена Наташа Егоршина, потом Володя Вейсберг, Миша Иванов, мой брат.

А где еще вы побывали, с кем познакомились в поисках другого, не совпадающего с официальной линией искусства?

Получается, мы общались не со своими сверстниками, даже не с предыдущим поколением, а через них со старшими художниками и их искусством. От них мы все, что можно, получали. И очень большую роль сыграла высокопрофессиональная искусствоведческая среда: Михаил Алпатов, Виктор Лазарев, Андрей Чегодаев, Дмитрий Сарабьянов, Александр Каменский. Они принимали участие в обсуждении выставок. Каменский организовал «четверги», где читали Камю, Сартра, «Реализм без берегов» Роже Гароди.

Короче говоря, вот так по крохам собиралась информация. Возникла потребность многое пересмотреть, переосмыслить.

Ключевым событием в реабилитации искусства 1930-х годов стала и знаменитая выставка «30 лет МОСХ». Вы рассказывали, что в ходе подготовки экспозиции молодые художники собирали работы малоизвестных, а то и совершенно забытых тогда художников старшего поколения.

Это была установка, которая исходила от Дементия Алексеевича Шмаринова.

Он предложил ввести раздел наследия?

Приподнял покрывало и из-под дивана достал холсты. Они были в рулонах или просто так лежали без подрамников. Мы те вещи, которые можно было отреставрировать и натянуть, взяли.

А как удалось убедить тех, кто был «категорически против»?

Поставили вопрос на голосование. А голосование показало, что они проиграли, остались в меньшинстве. И тогда проигравшие вышли из выставкома в знак протеста. Это уже был разлом. Первый и последний раз, именно изобразительное искусство оказалось в лидерах протестного движения «оттепели».

В это время публикуется повесть Солженицына, Пастернаку присуждается Нобелевская премия. Интеллигенция четко совершенно раскололась на два лагеря. И это стало особенно заметно, когда Хрущев провел две встречи с творческой интеллигенцией. Я же был на двух этих встречах.

А что помните об этом?

После того как Хрущев посетил Манеж и было опубликовано коммюнике, мы сразу же вернулись в Москву из Ленинграда.

А почему была проведена не одна встреча с творческой интеллигенцией, а две?

И вас вызвали?

И меня должны были вызвать следующим. И в какой-то момент Е.А. Фурцева наклоняется и напоминает, что в Большом театре начинается мероприятие: собрались уже женщины. Потому что встреча проходила в преддверии Международного женского дня. И Хрущев должен был поехать и поприветствовать собравшихся. Потом он уже выступил с докладом. И вот этот-то доклад был в совершенно другой интонации. С этого, собственно, и началось завершение «оттепели».

А что дальше происходило у вас в творческом плане?

После «Геологов» и всех этих событий я ощутил нехватку прежде всего творческого опыта в решении даже самых простых задач, где я мог бы быть самостоятельным. Я чувствовал, что все время надо мной висит школа, академическая штудия. Она долго-долго меня не отпускала. Свободы я не чувствовал. Я понял: надо перестраиваться. И где-то базу свою определить, потому что я все-таки любил работать с натуры. Но Москва не была моей темой. И я нашел деревню Алексино, на Волге. Тогда это было общее движение. Масса художников уезжала либо на Север, либо в другие места. Оседала, замыкалась и искала свой путь. Это очень важно, потому что по-прежнему давила официальная доктрина.

Но в 1970-е, начале 1980-х все это было гораздо слабее.

Слабее? Я бы не сказал. Брежневское время было достаточно тупиковым периодом. Вот его называют застоем. Это, пожалуй, правильно. Интеллигенция не находила выхода.

А в 1970-е у вас работ как будто бы меньше создавалось.

В свете недавно состоявшихся выставок применительно к вашему творчеству последних десятилетий используют определение «новый Никонов». А когда складывается этот «новый» Никонов, в конце 1980-х?

В композициях этого времени выразительность персонажей подчас переносится с лица на пластику тела, пластику среды. Человек предстает в неразрывной связи с окружающим.

У вас иногда трагизм, драматизм ситуаций просветляется за счет самой живописи. Живопись это все возвышает, очищает.

Да, бывают моменты. Там необыкновенные небеса. У нас довольно ровное место. Там Волга, и облака постоянно. И когда видишь землю и небо, то прослойка человеческая как будто растворяется во всем этом. Земля и небо, и все, больше ничего.

В последнее время вы еще и готовите краски самостоятельно. Пигменты натуральные используете. В этом прочитывается прямая связь с землей.

Да, я беру эти земли, смешиваю с желтком, и получается темпера. Потому что яичную темперу сейчас не выпускают, а ею очень приятно работать. Можно писать, как акварелью. Но у темперы плотность больше. А можно грузить, как маслом. Поэтому она дает возможность технически разнообразить сам прием письма.

А как вы видите изменение вашего искусства в самое последнее время?

Раньше я ограничивался только деревенской сюжетной тематикой. Сейчас я отошел от этого. Стараюсь более общие проблемы решать: и пластические, и формальные, и сюжетные.

У вас взгляд сейчас становится шире, перспективнее. Это видно и в большеформатных холстах, и в небольших работах.

Совершенно верно. С каждым годом я чувствую, что становлюсь все свободнее и свободнее. А это самое важное для художника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *