никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна

Прикосновение (фильм 1992)

никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть картинку никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Картинка про никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительнаОсторожно, деликатная тема!
Posmotre.li никого ни к чему специально не призывает, юношество — и подавно. Самоубийство — самое глупое и бесполезное дело, какое вы можете совершить в своей короткой жизни. Меньше рецептов, больше культурных отсылок.
«

Радость прет. Не для вас уделить ли нам?! Жизнь прекрасна и удивительна.

»
— Маяковский
«Жизнь прекрасна и удивительна, — сказал поэт и… застрелился.»
— Александр Вампилов в честь Маяковского

никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть картинку никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Картинка про никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна

«Прикосновение» — культовый российский фильм ужасов 1992 года. Считается первой картиной в этом жанре, выпущенной после развала СССР, одновременно являясь последней работой советского режиссёра Альберта Саркисовича Мкртчяна, наиболее известного по приключенческой картине «Земля Санникова». Фильм отличается запредельной мрачностью и безысходностью, пронизан эстетикой девяностых, но к чернухе и разоблачительству никакого отношения не имеет. Зато имеет славу одного из самых пугающих фильмов в истории отечественного кино и обрёл поистине культовый статус, причём не только на постсоветском пространстве: в сети можно найти восторженные рецензии поклонников хоррора из США, Испании, Италии, Германии и Франции, — зрителям не помешало даже отвратительное качество записей, доступных до недавнего времени.

Спустя почти тридцать лет со дня премьеры самоотверженным энтузиастам из паблика FROM OUTER SPACE удалось добыть высококачественную фильмокопию.

Содержание

Сюжет [ править ]

Крутицкий допрашивает сестру Ольги Марину, которая рассказывает, что за всеми смертями стоят духи усопших — «секта мёртвых сподвижников», именующая себя «фо́рзи». Этим неугомонным товарищам якобы так понравилось на том свете, что они преследуют своих еще живых родственников, пытаясь довести их до самоубийства, дабы воссоединиться в «прекрасном загробном мире». Жизнь форзи считают тяжелой болезнью, любовь к жизни — опасным и преступным заблуждением. Если убедить жертву по-хорошему не удалось, форзи не погнушаются «применить силу», устроив несчастный случай по принципу «Пункта назначения».

Андрей поначалу не верит в мистические бредни и даже подозревает саму Марину в том, что она в сговоре с какими-нибудь преступниками обманом или гипнозом спровоцировала гибель сестры и племянника; однако, столкнувшись с чередой пугающих и необъяснимых событий, он вынужден изменить своё мнение. Форзи во главе с покойным отцом Марины пытаются погубить её маленькую дочь Настю и тем самым подтолкнуть женщину к самоубийству. Андрей, который, несмотря на изначальные подозрения, был с первого взгляда очарован Мариной и успел привязаться к Настеньке как к родной, в отчаянии заключает с призраком Мальцева-старшего сделку: он не будет вмешиваться в дела форзи, напротив — станет всячески им способствовать, если те оставят Марину с дочерью в покое. Но главное условие: он должен раз и навсегда отказаться от своей любимой присказки «жизнь прекрасна и удивительна [2] » — эти слова для форзи ненавистны.

Не откладывая в долгий ящик, Крутицкий женится на Марине, и поначалу жизнь молодой семьи полна любви и счастья. Настолько, что однажды Андрей, забывшись, нарушает свой зарок…

Что тут у нас есть? [ править ]

никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть картинку никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Картинка про никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна

А потом пришёл Незнанский… [ править ]

Антонина Степановна с чувством перевернулась на другой бок, тяжко вздохнула и (сама не заметила как) вдруг как-то сразу уснула. Ей снилась «Докторская». Обалденная — микояновская… По два девяносто! Она засмеялась во сне.

никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть картинку никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Картинка про никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна

Что здесь, чёрт возьми, происходит? [ править ]

Возвращаясь к фильму: толика чертовщины [ править ]

Каковой, если верить участникам съёмок, в процессе хватало. Ещё до начала съёмок Михаил Козаков, суеверный, как все актёры, отговаривал Мкртчяна от этой идеи. Александр Зуев утверждал, что тема, которой они коснулись, «очень серьезно отомстила практически всем, кто принимал участие в создании этого фильма». Сам он никогда не находил в себе смелости посмотреть «Прикосновение» целиком. Однако большинство людей, принимавших участие в создании картины, слава Богу, здравствуют и поныне. Актёр Николай Аверюшкин, сыгравший Сергея, друга Крутицкого, и вовсе вынужден был отметить, что эта роль стала самой популярной в его фильмографии. Тем не менее:

Источник

Прикосновение. (по мотивам фильма) Автор: Сапунов Виталий.

«Прикосновение» — фильм режиссёра Альберта Мкртчяна. Один из первых российских фильмов ужасов, как характеризует его «Википедия» и абсолютное большинство рецензий.

Сюжет во всех существующих сегодня аннотациях излагается примерно так:

На следующий день Настя смертельно заболевает. Крутицкий мчится на могилу Николая Мальцева и предлагает себя как агента «форзи» среди живых взамен жизни девочки. Мальцев соглашается. Он также налагает на Крутицкого запрет когда-либо говорить, что «жизнь прекрасна и удивительна», но Крутицкий дважды нарушает его.

Отправившись с Мариной и Настей на отдых в Ялту, Крутицкий начинает невольно исполнять роль агента «форзи». Сначала погибают двое напавших на него преступников, потом обрушивается целая гостиница, а в конце Крутицкий по роковой случайности становится виновником гибели Марины и Насти.

Разочаровавшись в жизни, в конце фильма Крутицкий убивает своего любимого пса и сам заканчивает земную жизнь самоубийством.

Впечатляет? Очевидно, что 20 лет назад Альберт Мкртчян создал гениальную метафизическую драму «Гибель СССР», разбор образов и сюжетных действий которой доставляет истинное наслаждение. Итак, постараемся раскрыть «код Мктрчяна»…

Николай Ильич Мальцев.

Что мы узнаём об этом персонаже в ходе драмы?

Образ отца семейства, папа, патер, патернализм… Конечно же это – ВЛАСТЬ. Более точно – власть в СССР, СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ. Обратим внимание на даты жизни «отца», которые гениальный режиссер показывает нам на могильном памятнике – 1929 (!) – 1980.

Посыл достаточно ясен – это система власти, выстроенная Сталиным, начало которой приходится именно на 1929 год – год высылки Троцкого из СССР. Автор чётко указывает, что именно до начала 1980-х «лучшего человека и работника», т.е. лучшей власти для СССР трудно было желать. В результате «аварии изношенной системы» (образ достаточно красноречив!) власть изменяется до неузнаваемости, ведь чётко говорится, что кислота сильно обезобразила «отца». После этой метафизической гибели, «отец» переходит в «иной», «лучший» мир – становится членом «организации ФОРЗИ».

Форзи? Что это? Человеку, немного знающему немецкий язык, догадаться несложно – это от немецкого «vorsicht», т.е. «осторожно!» (эта догадка, кстати, подтверждается уже ближе к концу фильма – в крохотном эпизоде с криком «vorsicht!» пробегает мальчик в каске).

Мир иной, лучший – конечно же Запад, ну а своеобразное название «организации мёртвых сподвижников», их цели и философия, которую через свою дочь и напрямую (на кладбище) «отец» рассказывает следователю, не оставляют сомнений в том, что автор этой гениальной драмы имел в виду ФАШИЗМ. А чтобы ни у кого не осталось в этом сомнений, Мкртчян добавляет ещё один штрих – всё гибнущее семейство хоронят на участке №45.Что это, если не связь с 1945-м годом – годом Победы нашего народа и государства над фашизмом, после которого он начал осуществлять свои реваншистские планы?

Мальцева Нина Павловна.

Жена главы семейства.

Образ матери, дающей жизнь, образ жизни… Более точно – СОВЕТСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, советский тип хозяйства. Как рассказывает её дочь, мать очень любила отца (Советскую власть) и когда его не стало (перерождение начала 80-х), отравилась и умерла… Как персонаж, Нина Павловна «на сцене» не появляется, её образ – это могильная плита без фото, но с очень «кричащими» датами – 1934(!) – 1981.

Автор драмы чётко указывает – именно в 1934-м (год 17-го съезда ВКП(б), год «съезда победителей») СОВЕТСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ был утвержден, а «отравился и погиб» сразу же вскоре после метафизической гибели СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ, в начале 80-х.

Вячеслав Анатольевич Ерохин, свидетель гибели Николая Ильича Мальцева.

Образ РАБОЧЕГО КЛАССА. Обратите внимание на год рождения – 1927-й! Красноречиво, не правда ли? Да, он был свидетелем гибели Советской власти, пытался поставить «плотинку» на пути кислоты в аппаратный (!) цех («иначе бы весь район разнесло!»), что ему путём страшного увечья и удалось: действительно, среднее звено аппарата и управленцев оказались самой прочной структурой разваливающегося государства, за который хоть что-то смогло «зацепиться».

Ольга Николаевна Мальцева, Юрий Афанасьевич Травин, фактический муж Ольги, их сын – Коля.

Юрий Афанасьевич – эксперт по информатике в объединении «Космос», замечательный человек: добрый, тихий, вежливый, начитанный. Как говорит, пожилая соседка Ольги (образ мнения старшего советского поколения) «одно в нём плохо – ЖЕНАТЫЙ».

Т.е. перед нами следующие метафизические образы:

— Юрий Афанасьевич Травин – советская интеллигенция. Всем хороша для жизни с «народом», но только «жената» на либеральной идее;

— Ольга Николаевна Мальцева – часть советского народа, связанная с интеллигенцией, вплоть до того, что отцом её ребёнка является именно «женатый» либерал, отчего её иногда посещает «светлая грусть».

— Коля – конечно же, плод и образ будущего этого союза (и союз-то достаточно сильный – «жили, как голуби») части советского народа и либеральной интеллигенции, молодое поколение.

Очень интересные сведения, начавшему расследование следователю, который сразу же подтверждает алиби интеллигенции («всю ночь ведь Вы работали»), успевает дать сам Юрий Афанасьевич до своего ухода в «иной мир».

Интересна реакция следователя – на предупреждение об опасности «прикосновения» к тайне, которая приводит к «самоубийству», он отвечает, что «политика и мафия – это, в сущности, моя работа» (автор драмы чуть позже по её ходу ещё раз акцентирует внимание зрителя, что речь идёт не о каких-то мистических самоубийствах, а о «политике и мафии» – в разговоре следователя и Марины в ресторане).

Андрей Константинович Крутицкий, следователь.

Главный герой – безусловно, образ части силовых структур и спецслужб СССР. Со своим коллегой – Сергеем (образ достаточно негибкого «силовика», привыкшего действовать в чётких рамках, и как итог, не способного дать адекватный ответ на нестандартные технологии воздействия) сначала склоняется к привычным схемам расследования и пресечения противоправных действий. Но более глубокое изучение дела приводит его к осознанию необходимости защиты оставшейся части советского народа и его будущего (Марина Николаевна Мальцева и её дочь Настя).

Марина Николаевна Мальцева и её дочь Настя.

Очевидно, что это – образ части советского народа и его будущего (молодого поколения), не связанная с интеллигенцией (оставшаяся после метафизической гибели своей сестры).

Живёт эта часть своими будничными радостями и печалями, ни во что не вмешиваясь – об этом Марина рассказывает Андрею в ресторане – «у меня только работа и Настя».

Автор указывает на профессию Марины – психолог, что, по-видимому, означает силу духа и бОльшую устойчивость к внешним манипуляциям этого образа (части советского народа). Причем, эта сила духа не связана с религиозностью, что вполне укладывается всё в тот же образ здоровой части советского народа – объяснение сути «загробной жизни» на алее кладбища своей дочери (молодому поколению) достаточно красноречиво об этом говорит.

«Зов форзи» Марина слышит, достаточно чётко излагает следователю известные ей фашистские цели и философию этой «организации мертвых сподвижников», показывая также, что «форзи» при определённых технологиях и обстоятельствах могут артикулировать свои идеи и через народ (в первый вечер Николай Ильич именно через Марину общается с Андреем) – разве сегодня мы не видим подобное на Болотной площади или на проспекте Сахарова?

Сопротивляясь внешнему воздействию, Марина, однако, видит свою обречённость – «форзи» могут отобрать ребёнка (т.е. молодое поколение!) и тогда мать (народ) погибнет тоже! Образ правдив и красноречив, не так ли?

И атака «форзи» не заставила себя долго ждать. Настя (молодое поколение) внезапно и тяжело заболевает. Удивлению врачей нет границ: ещё вчера здоровый ребёнок, сегодня – при смерти (в принципе, таким же было удивление многих во время перестройки: ещё вчера здоровая молодёжь, строители БАМа и патриотичные защитники Родины в рядах ВС СССР, усилиями СМИшных «форзи» стали сборищем наркоманов и проституток).

Следователь Крутицкий бросается на Миусское кладбище (интересный штрих – открыто во время эпидемии чумы в Москве 1770-71 годов) к могиле Николая Ильича, где происходит одна из кульминационных сцен драмы.

Понимающий ситуацию «силовик», пытается договориться с переродившейся Советской властью-«форзи». В обмен на жизнь и будущее народа, он предлагает свою поддержку – ведь он, как и «форзи», не святой, на его счету тоже есть невинные жизни (с этим трудно не согласиться, зная историю наших силовых ведомств). «Общение» идёт через железнодорожный селектор – по-видимому, это – образ СМИ. «Форзи» принимает «помощь» следователя, в обмен на зарок им никогда не употреблять выражения «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА И УДИВИТЕЛЬНА». Запрет на исповедование советских ценностей. Сильнейший образ!

Не менее сильный образ следует сразу же вслед за этим – войдя на московском кладбище, Андрей выходит в Киеве. Как здесь не вспомнить об особой роли независимости Украины в гибели СССР?

Между тем, советскому «силовику» трудно соблюсти зарок и наказание от «форзи» следует незамедлительно: сначала вновь на грани гибели оказывается молодое поколение, будущее народа, но в последний момент ему удаётся спасти Настю, затем, уже во время свадебного путешествия происходит очень яркая стычка с криминалитетом.

Символику переноса места действия в заключительной части драмы, думаю, объяснять подробно не нужно. Мы помним, с какими событиями у нас связано название крымского курортного городка Форос.

Накануне разрушения «общего дома» (думаю, этот яркий образ объяснять нет необходимости) собака Смок (по-видимому, образ патриота-охранителя) спасает Андрея с семьёй. Возвратившись на руины, силовик в меру сил старается помочь пострадавшим и встречается с «полусумасшедшим» (образ аналитика), который рассказывает об «огромных муравьях» (образ хищнического класса) объедающих под руинами трупы и строящих там свои муравейники. К Андрею подходит пожилая женщина (образ старшего поколения) и просит помочь разжечь костёр (идеальное?), у которого смогут обогреться пострадавшие. Андрей зачерпывает горючее дырявым ведром (очевидно, образ ГКЧП), разжигает костёр, но из-за изъяна инструмента (ведра-ГКЧП) гибнут Марина и Настя (оставшаяся часть советского народа и его будущее).

Финал достоин гениальности всей метафизической драмы: советские охранитель и силовик уходят вслед за теми, кто был им дорог «С этим миром все понятно, посмотрим, что в другом…».

И как завещание нам из 1992 года, записка на столе: ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА И УДИВИТЕЛЬНА!

Несколько дней назад, мной была найдена книга, написана она была, судя по аннотациям, по фильму.
К моему сожалению, с задумкой режиссера, она не имеет ничего общего. И сейчас, забросив все проэкты, я начал писать свою версию книги.
И так.

Источник

никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть картинку никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Картинка про никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна

«Смотрел данный фильм первый раз лет в 12 (сейчас мне 30), и он настолько залез в голову, что до сих пор мурашки бегают при воспоминании о нем. Самое жуткое из воспоминаний, связанных с данным фильмом, случилось со мной у меня в доме: в лифте встретился с соседом по дому, который внешне очень похож на умершего отца главной героини фильма, я готов был в ужасе убежать, увидев его, поседел от страха и до сих пор не могу вспомнить, когда бы еще со мной такое случалось». (Fractal Dog, отсюда).

«Когда был маленький, чертовски боялся этого фильма. Зато он нравился моей маме, и она его периодически смотрела на кассете. От страха убегал в другую комнату». (Амэлэн, отсюда)

«Смотрел в детстве, после просмотра от страха не мог доползти до розетки, чтобы телевизор отключить, вот жуть». (sten912, отсюда)

никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть картинку никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Картинка про никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна

«Я помню этот портрет, этот пронизывающий взгляд. Казалось, что мужчина вот-вот моргнет. Жутко». (Юлия (Москва), отсюда)

никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть картинку никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Картинка про никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна

никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть картинку никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Картинка про никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна

никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть картинку никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Картинка про никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна

«Страшнее фильма мне видеть в своей жизни не приходилось! Смотрела его лет десять назад по ТВ поздно ночью, и дома как назло никого не было. Я и знать не знала, что это за фильм. Признаюсь, мне стало не страшно, а жутко страшно. Фильм снят настолько правдоподобно, что веришь во всё происходящее и окунаешься в события на экране с головой». (Татьяна И. (Москва), отсюда)

никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть картинку никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Картинка про никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна

«Мне довелось смотреть фильм в период его выхода на экраны. Он просто меня потряс, а ведь ничего жуткого на экране не происходит, кровь не льется, головы не отлетают. Но атмосфера, созданная самыми простыми средствами, часто на уровне ощущений, просто забирает до «мороза по коже». Может быть, сейчас попривыкли к такого рода фильмам, но попробуйте его посмотреть ночью и в одиночестве, в пустой квартире. Приятного просмотра…» (Рясса (Новосибирск), отсюда)

Источник

Фильм «Прикосновение» (1992 год, Россия)

1991 год. Время прикосновения. Наверное все в большей или меньшей мере почувствовали это. Кто-то отделался легким испугом, а кто-то оказался по ту строну неизвестности. Об этом и фильм. О могильном холоде того времени. Он окутывает постепенно, как наступление зимы. Но в отличие от поры года, веры в то, что будет лето, не остается. Потому что доступа тепла нет никакого. Люди научились строить ядерные реакторы, по тепла всё равно нет. Как война не оставляет семьи без потерь близких, так и прикосновение не оставляет никого не пораженным болезнью. Но способности осознать то, что ты действительно болен не оставляет никакой.

О роковых временах, когда человек оказывается на грани, напоминает всё — музыка, звучащая в фильме, обстановка, кладбища с железными крестами, автомобили… Но они какие-то другие. Есть ощущение что если оставить атмосферу, созданную режиссером, но декорации поменять, суть не изменится. Останется внутренний мир человека, который собирается покончить жизнь самоубийством.

Но тем не менее, даже в этой беспросветной мгле можно увидеть искру далеко на горизонте. Это как в «Мастере и Маргарите». Только малейшие намеки. Их может быть достаточно чтобы разорвать замкнутый круг. Но этого почему-то не происходит. Тьма слишком густа…

никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть картинку никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Картинка про никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна

Александр Шаньшин запись закреплена

никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Смотреть картинку никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Картинка про никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна. Фото никогда не говори жизнь прекрасна и удивительна

Вставай, проклятьем заклеймённый. » Прикосновение, Россия, А.С. Мкртчян, 1992. Собственно рецензия
Автор: Попов Игорь 2 июля 2020
Отзывы и критика
Четыре ступени в бездну

Альберт (Вараздат) Саркисович Мкртчян, советский и армянский режиссёр и сценарист, закончил своё творчество фильмом «Прикосновение». Как мог человек, начинавший с комедии «Опекун» и экранизации «Земли Санникова» Владимира Обручева, поставить такую жуткую точку в карьере? Я предполагаю, что столь кардинальное изменение стиля вызвано периодом отечественной истории, названным «перестройкой», в который он вошёл осмысленно и в более чем зрелом возрасте. Вот своего рода «авторский дневник» режиссёра, вынужденного наблюдать агонию распадающегося на части обжитого мира, уже так далеко и прочно проросшего было в «светлое будущее».

«Законный брак» 1985 года – любовь, начавшаяся с фиктивного брака из добрых побуждений осенью 1941 года в фильме, и лозунг «ускорение социально-экономического развития страны» Михаила Горбачёва в реальной жизни.

«Мир в другом измерении» 1990 года – все «прелести» жизни колонии для несовершеннолетних в картине, и экономический кризис, массовая безработица, «дикий капитализм» и «парад суверенитетов» в стране.

25 декабря 1991 года М. С. Горбачёв складывает с себя президентские полномочия, а на следующий день СССР перестаёт существовать уже и юридически. А в 1992 году выходит странный и страшный фильм «Прикосновение» Альберта Мкртчяна, время действия которого совпадает с реальным.

Четыре этапа перестройки, как назовут это позднее, и четыре фильма-современника, как аллегорические вехи этих страшных событий. Переосмысление личных итогов Великой Отечественной войны, две стадии одичания брошенной на произвол судьбы перестроечной молодёжи и мистически-романтический неоднозначный финал, сравнимый со звуком лопнувшей струны. Просто задумайтесь о такой возможности.

Кто главный герой фильма? На первый взгляд, всё просто – это следователь по особо важным делам Андрей Крутицкий. С ним связано всё активное действо картины: расследование самоубийства, любовная линия и сопротивление естественным и сверхъестественным противникам ради защиты своей нечаянной любви. Но кто инициатор всех его, по сути, ответных действий и самой истории? Отец невесты, Николай Ильич. Он постоянно скрыт, но он присутствует всегда и сопричастен всему. Он дух, если не божество всей этой реальности. Возможно, что также голос автора и самой ушедшей эпохи.

Думаю, не лишним будет обратиться к значению имён основных персонажей. Андрей – «мужественный» и «храбрый», и это соответствует роли. Его возлюбленная Марина – «VenusMarina» – действительно весьма женственна, раз растопила сердце бывалому оперативнику. Настенька, её дочь – «возвращённая к жизни» – тоже совпадает. «Мудрая» и «святая» Ольга, послушная сестра Марины, предпочла пойти по краткому пути и разом отмучиться, взяв на себя ответственность и за сына Колю, тёзку (и оттого собственность?) её отца. Наконец, злой гений произведения, Николай Ильич – «победитель народов» и «верующий», «сила Божья» по батюшке. Победитель от Бога? Или победитель, сын верующего? Или сильный победитель, уверенный в собственной правоте? Или всё проще, и отчество указывает на другого Ильича – Ленина? Затрудняюсь ответить. Знаменательна сцена на кладбище после Ялты: Андрей смог изменить пару фамилий на табличках, но не ситуацию в целом. «Глупый, нет – добрый, добрый» Смог, «добрый и сильный» Андрей… Не дотянул он до героя, не смог. Не хватило чего-то.

Чем пожертвовал Николай Ильич ради того, чтобы вернуться из-за черты? Это остаётся тайной, но он проговаривается Андрею, что «форзи» – секта, а значит, не общее явление потусторонней жизни. Возможно, ему пришлось не только переступить черту, но и преступить некие запреты или законы. Как минимум природные и христианские. Мы, зрители, не знаем, каким он был человеком при жизни. Всё, что у нас есть, это одно его фото. Было оно таким или стало? Тяжёлый, давящий, сминающий взгляд исподлобья. Психологи утверждают, что такой взгляд означает недовольство, несогласие, презрение или недоверие. Что ещё? Резкий, отрывистый, лающий металлический голос, как из громкоговорителя на вокзале. Бездушен только голос – или то, что вернулось, осталось без души? Заложил ли Николай Мальцев душу в обмен на возможность вернуться, или выжженной она оказалась дотла обидой на нерадивых потомков, разваливших великую при нём державу?

Договор с нечистой силой

Обратите внимание, как ловко и незаметно, исподволь доносится до зрителя мистическое мироощущение общества времён перестройки. Религиозная культура, православие давно побеждено новой идеологией как «элемент царизма» и «опиум для народа». Но вот повеял очередной «ветер перемен», и оставшиеся без царя в голове люди стали хвататься за любую возможность укорениться в пугающей их реальности, обрести хоть какие-то высшие смыслы. Возвращение в Церковь, гипноз, экстрасенсы, гороскопы, секты… Взять Марину – дипломированный психолог, но в платке на похоронах, использование саванов, вера в предсказание, венчание в храме, «у нас не бывает поминок и обрядов», Ольга и Коленька вернутся и будут летать вокруг нас птицами, портрет отца в квартире, разговоры с ним. Форменная каша в голове: тут тебе и наука, и христианство, и отголоски языческих верований, и даже культ предков. Подходящая почва для всякой чертовщины!

Что предпринимает «сильный и добрый» Андрей Крутицкий, уверовав в реальность сверхъестественного? Он не сражается со злом, а идёт с ним на тайную сделку. Он, герой с виду и по профессии, оказывается в корне испорченным, он всего лишь дитя своего времени. Крутится, вертится гадом ползучим, подколодным. Он – эгоист. Ведёт разговор с покойным не о Настеньке и Марине, которые скоро могут умереть, а о себе, не о любви, а о разумном выходе из ситуации и взаимной выгоде. «Я молодой, сильный, жадный, жестокий… мне нужно создать условия… мне необходима жена, дочь, Смог… мы всей семьёй станем тупыми, безжалостными, сытыми, готовыми утопить за стоптанный тапочек, продать и обрадоваться, идти по головам, по костям, по трупам… отдайте… я отработаю». Для чего служит эта сцена, эта сатанинская «исповедь наоборот»? Андрей отвратителен и страшен в своих откровениях. Он готов убивать людей, отдавать других вместо себя и своего. Он сам, по собственной воле заключает сделку с тем, кого видит дьяволом. Но можно ли причислить к нечистой силе того, кто, спасая завод и жилой район родного города, голыми руками зажимал порыв кислоты, выгадывая другим драгоценные секунды для осознания и устранения аварии? Читаем Евангелие от Иоанна, 15:13: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих». Может ли Николай Ильич быть в таком случае колдуном или нечистым покойником? Я считаю, что нет. Он всё так же спасает своих близких, уводит их за собой в лучший, уже освоенный им мир. Даже коммунисты мира насекомых – муравьи – при разрушении муравейника спасают своё потомство. Неспроста Андрею дан именно такой «зарок и запрет», и, обратите внимание, уже полностью человеческим голосом. Покойного, должно быть, коробит от присказки «жизнь прекрасна и удивительна» после всех произошедших на Родине перемен…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прикосновение