нико пиросмани биография кратко самое важное

Жил-был художник один: краткая история великого человека

Сегодня, в Международный день художника, мы хотим рассказать вам историю удивительного грузинского творца Нико Пиросмани — честного и нищего художника, писавшего пронзительные шедевры на дешевой клеенке за еду.

О жизни Нико Пиросмани ходит множество легенд и всегда было сложно сказать, что из них правда, а что — вымысел, но одно известно точно — его жизнь была страшным испытанием. Родился Нико в 1862 году в кахетинском селе Мирзаани в обычной крестьянской семье. Родители Пиросмани умерли, когда тому не было и трех лет, и со временем он попал в услужение в богатую тифлисскую семью, где находился до 20 лет. Первые серьезные попытки писать картины начались, когда Нико устроился кондуктором на железную дорогу. Он тогда написал портрет начальника с женой, после которого его выгнали с работы.

нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть фото нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть картинку нико пиросмани биография кратко самое важное. Картинка про нико пиросмани биография кратко самое важное. Фото нико пиросмани биография кратко самое важное

Он метался от одной работы к другой — скитания продолжались во многом из-за того, что Пиросмани не походил на типичного бедного грузина того времени: он не умел хитрить, веселить и зарабатывать деньги. Ему приходилось жить на совсем маленький доход, получаемый от продажи молоком. В этой лавке он бесплатно раздаривал картины покупателям или передавал их перекупщикам, надеясь заработать хоть немного денег. Но ни те, ни другие в восторге от картин не были — тогда они не могли знать, сколько будут стоить его картины через несколько десятков лет.

нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть фото нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть картинку нико пиросмани биография кратко самое важное. Картинка про нико пиросмани биография кратко самое важное. Фото нико пиросмани биография кратко самое важное

От голода Пиросмани уехал из Тифлиса на родину, но созданный у него дома пир подсказал художнику, что делать дальше — Нико понял, что можно зарабатывать деньги, расписывая вывески духанов (трактиры того времени). На холсты денег не было, поэтому Нико писал на черных клеенках со столов, что сильно определило то, как выглядела его живопись.

нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть фото нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть картинку нико пиросмани биография кратко самое важное. Картинка про нико пиросмани биография кратко самое важное. Фото нико пиросмани биография кратко самое важное

Что касается личной жизни, своей семьи у художника не было, но было невероятная и всепоглощающая любовь к актрисе, о которой знает каждый русский человек. Вы точно слышали песню «Миллион алых роз», но наверняка не догадывались, что эта история реальна и что она описывает безответную любовь Нико Пиросмани. Актриса не ответила взаимностью и все, что у него осталось на память о ней, известнейшая сейчас картина «Актриса Маргарита». Кстати, говорят, в 1969 на выставке в Лувре каждый день около этой картины подолгу стояла немолодая женщина, которая впоследствии призналась, что она — та самая Маргарита. Посетительницу успели сфотографировать, и теперь эту фотографию можно увидеть в музее Нико Пиросмани в Сигнахи, где по легенде и произошла эта история.

нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть фото нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть картинку нико пиросмани биография кратко самое важное. Картинка про нико пиросмани биография кратко самое важное. Фото нико пиросмани биография кратко самое важное

Как бы грустно не было это признавать, жизнь у Нико не удалась совсем, счастье оказалось не для него. В 1918 году сухой закон прикрыл духаны страны, и ему нечем стало зарабатывать на жизнь. Он умер от голода и холода в полнейшей нищете в мае 1918 года.

Но как это часто бывает, слава нашла своего героя уже после его смерти. И сейчас Пиросмани считают самым великим художником Грузии: его работы хранятся в лучших музеях Тбилиси, Москвы, Лондона, Парижа и других городов. Со стен галерей на людей открытым взглядом смотрят простые грузинские крестьяне и животные, которых создал человек с тяжелой судьбой, положивший свою жизнь на алтарь художественного ремесла.

Источник

Грузинский художник, прославленный на весь мир после смерти, – Нико Пиросмани

Нико Пиросмани (Николай Пиросманишвили) — один из самых известных грузинских художников-самоучек конца XIX – начала XX века. Его работы — это яркий пример стиля примитивизм. К сожалению, как и у многих других мастеров своего дела, талант Нико был отмечен по заслугам только после его смерти. За свою жизнь им было создано около двух тысяч живописных полотен, росписей и вывесок. Художник работал практически бесплатно и умер никому неизвестным. Через полстолетия его картины стали набирать популярность и выставлялись от Парижа до Нью-Йорка. Грустная история, известная многим лишь благодаря песне «Миллион алых роз». Мало кто знает, что слова этого музыкального произведения были адресованы грузинскому художнику Нико Пиросмани.

Биография

Ранние годы

Детство провел в селе Мирзаани неподалеку от Сигнахи. Отец, Аслан Пиросманишвили, работал садовником, а мать, Текле Токликашвили, была уроженкой села Земо-Мачхаани. Фамилию будущего художника знали повсеместно, т. к. она была довольно распространенной в тех местах (в наши дни особенно популярна в Мирзаани). Позже Нико упростит свою фамилию для подписи на картинах до «Пиросмани». При этом люди станут называть его по-разному: Пиросман, Пиросмани, Пиросмана, Никала.

Проживание мальчика в Тбилиси не оставило никаких следов для истории, о периоде 1870-1890 гг ничего не известно. Паустовский писал, что Пиросмани был устроен слугой в хорошую семью. Этой версией можно объяснить, откуда в мальчике появилась любовь к живописи и его снобизм, которым он отличался от окружающих в средние года. С юношеских лет он перестал облачаться в одежду крестьян и перешел на европейский фасон.

В 1890 году юноша устроился кондуктором на железнодорожный транспорт. Это удалось выяснить благодаря расписке 01.04.1890 года о выдаче ему должностной инструкции. Там он проработал четыре года, повидал многие города Грузии и соседнего Азербайджана. Но особых успехов Нико на этой должности так и не достиг, поэтому 30 декабря 1893 года его уволили с выходным пособием (45 руб). Свои впечатления от путешествий он воплотил в картине «Поезд» («Кахетинский поезд»).

Константин Паустовский так описывал те события: Нико придумал сюжет картины, в котором присутствовали начальник железнодорожных путей и его жена. Но портрет выглядел очень странно, из-за чего начальник пришел в бешенство и уволил Пиросмани с работы. Но стоит ли этому достоверно верить? Скорее всего, это только миф.

В тот же период времени (примерно в 1880-х годах) ему удалось накопить достаточную сумму денег для постройки своего жилища в Мирзаани. Этот небольшой домик существует по сей день.

Уволившись с железнодорожной службы, Нико стал торговцем молока. На открытие магазина денег не хватало, поэтому он продавал с обычного стола. Где именно осуществлялась эта торговля неизвестно: возможно где-то в районе Верейского спуска (у современного отеля «Редиссон») или на Майдане. Вполне вероятно, место продажи молока постоянно менялось. Но сам момент такой работы стал важной частью биографии художника: тогда-то он и приступил к написанию первых картин.

Торговать молоком у Пиросмани получилось недолго. Уже в то время его отличительной чертой стал снобизм и асоциальное поведение. Нико не нравилась простая работа. Общение с людьми тоже давалось не легко. Толпы народа были ему чужды, некоторым он казался очень странным, его боялись. Приглашения на обеды он отвергал, считая, что хозяин не может его пригласить просто так, не имея для этого никакого хитрого плана.

Позже Нико совсем забросил работу и стал бродягой.

Лучшие годы

Расцветом творчества художника стал период с 1895 по 1905 годы. В это время он стал вести свободный образ жизни и много рисовать. Преимущественно художники существовали за счет меценатов. В Тбилиси ими считались духанщики. Они кормили талантливых музыкантов, певчих и художников. Благодаря им Нико углубился в свое творчество и начал создавать картины. Самые интересные полотна продавал за 30 рублей, а простые «уходили» за рюмку спиртного.

Один из основных заказчиков картин Пиросмани — Бего Яксиев. Его духан располагался неподалеку от современного монумента Бараташвили. Это заведение приютило художника на несколько лет. Позднее он создал картину по мотивам такой жизни «Компания Бего» (человеком, у которого шляпа на голове и рыба в руках, скорее всего, был сам автор).

Немало времени Нико провел в другом духане под названием «Эльдорадо», который находился в Ортачальских садах. Хозяину духана, Титичеву, принадлежало не просто здание, а целый парк развлечений в его окрестностях. Все это вдохновило Нико на создание своих лучших полотен, таких как: “Жираф”, “Красавицы Ортачала”, “Дворник” и “Черный лев”. Последняя из перечисленных работ была посвящена сыну духанщика. Большинство картин этого периода творчества стали частью коллекции Зданевича. В настоящее время они размещены в голубой галерее на улице Руставели.

Духан – это такой исторический вид грузинского общепита. Слово произошло от арабского “дукан”, которое в разные эпохи значило все, что угодно, от магазина до ресторана.

Еще художник обитал в духане «Рача», но доподлинно неизвестно та ли это «Рача», что находится в наши дни на ул. Лермонтова.

Следует сказать, что лишних денег у художника все-таки не было. Ему их не хватало.

Долго проживать в одном духане он не мог, хотя ему предлагали хорошие условия. Он часто переходил с места на место. Большую часть времени проводил в районе вокзала Тбилисси (кварталы Дидубе, Чугурети и Кукия). Недолго пробыл на Молоканской улице, которую позже назвали его именем.

На краски художник денег не жалел. Выбирал европейских или российских производителей. Основой картин служили стены, доски, листы из жести. Особенно часто он рисовал на черных трактирных клеенках. Именно поэтому в его картинах много черного цвета, это не краска, а цвет фона клеенки. Так был написан и «Черный лев» – белой краской на черной клеенке. Благодаря выбору такого необычного материала, картины Пиросмани очень хорошо сохранились, по сравнению с работами других художников того времени, использовавших холсты.

Маргарита

Наибольшую известность получила одна из работ мастера — портрет Маргариты де Севр, которая была известной французской актрисой. Ради нее художник потратил все деньги на покупку «миллиона алых роз». Вознесенским, автором прославленного стихотворения, эта история была немного приукрашена, но суть осталась верной. События произошли в Тбилиси в начале XX века.

Маргарита де Севр была французской танцовщицей, в которую безответно влюбился Пиросмани. Чтобы завоевать ее сердце, он продал все, что у него было на тот момент. А на полученные деньги скупил цветы, какие только нашел в Тбилиси. История произошла весной, поэтому розы еще не цвели. Нико выкупил у торговцев разные виды цветов и усыпал ими всю улицу перед домом возлюбленной. Охапки сирени, акаций, анемон, бегоний, лилий, маков, пионов были разложены прямо на мостовой. Действительно ли их было около миллиона, неизвестно.

От такого цветочного изобилия Маргарите показалось, что в нее влюбился местный богач. Она и не думала, что покорила сердце бедного художника. Измученный, без гроша за душой Нико так и не смог ее заинтересовать. Она вернулась во Францию и связала свою судьбу с каким-то военным. После ее отъезда Нико Маргариту больше никогда не видел. После его смерти, работы художника отправились на выставку в Лувр. К знаменитому портрету подошла старая женщина и сказала, что изображенная на нем женщина — это она. Какой была настоящая жизнь Маргариты, история умалчивает, а вот судьба Нико сложилась печально.

Первая и единственная прижизненная выставка автора прошла в квартире города Тифлиса. Это событие стало возможным с помощью братьев Зданевичей. Они открыли для публики удивительный талант Пиросмани. Нико заметили в «Обществе грузинских художников», но это никак не повлияло на его жизнь. Он все сильнее отдалялся от людей, не принимал ничью помощь, вел отшельнический образ жизни. «Общество грузинских художников» собрало 300 рублей для помощи талантливому живописцу, но его так и не смогли найти, чтобы отдать эти деньги.

Смерть

Только сильный кашель выдавал его местонахождение. У него болели ноги, руки, спина и грудь. В своем убежище он провел в беспамятстве не менее трех дней, когда его нашли соседи и сопроводили в больничные покои. В них он и умер, так и не придя в сознание.

Дом, где провел свои последние дни художник, сохранился. В маленькой комнатке под лестницей оборудован музей, а улица, на котором стоит этот дом, названа в его честь.

Творчество мастера стало известным только после его смерти, хотя сам он всю жизнь провел в нищете и умер от голода. Картины художника-самоучки вызывают душевный отклик у зрителей по всему миру. Нико Пиросмани даже не мог предположить, насколько сильно будут восторгаться его работами в далеком будущем.

Источник

Великий бедняк Нико Пиросмани

нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть фото нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть картинку нико пиросмани биография кратко самое важное. Картинка про нико пиросмани биография кратко самое важное. Фото нико пиросмани биография кратко самое важное

При жизни он рисовал за кусок хлеба, а после смерти его работы продавались за миллионы. Он прожил полную лишений жизнь, умер в нищете, а мировая слава пришла к нему лишь после смерти. Он так и не смог разбогатеть, но однажды ради любви он пожертвовал всем, что имел.

Нико Пиросмани — тот самый художник, историей из жизни которого вдохновились авторы песни про миллион алых роз.

нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть фото нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть картинку нико пиросмани биография кратко самое важное. Картинка про нико пиросмани биография кратко самое важное. Фото нико пиросмани биография кратко самое важное

О жизни великого мастера известно так мало, что у некоторых возникает вопрос: а был ли Пиросмани? Однако сомневаться в существовании художника нам не позволяют его работы. Самобытные картины выполнены в стиле примитивизма. Кто-то скажет, что рисовать так может каждый. Но не каждый сможет разглядеть пронзительность живописи грузинского мастера и трагическую судьбу самого художника, о которой мы узнаем через его творения.

Нико не учился в престижных школах художников, он не оканчивал училищ. Это был художник-самоучка из маленькой грузинской деревни Мирзаани, расположенной в Кахетии. Он рос в такой бедности, что уже в детском возрасте работал на услужение в одной богатой тифлисской семье, где был слугой до 20 лет.

После Нико попал на железную дорогу, куда он устроился кондуктором. И именно в это время Пиросмани начинает делать первые шаги в живописи. Он написал портрет начальника с женой. Понравилась ли им работа начинающего художника, не известно. Но в скором времени Нико уволили из этого места.

После неудачного опыта работы кондуктором Нико Пиросмани вместе с товарищем открыли молочную лавку. Доход был маленький, но лавку свою художник любил — он разрисовал ее пышными цветами. Однако коммерческая жилка у мастера так и не проявилась. В итоге Пиросмани решает оставить лавку и зарабатывать на жизнь исключительно тем, что любил – живописью. Он не был типичным бедным грузином того времени. Честный и тихий интеллигент из крестьянской семьи – он мечтал лишь о том, чтобы рисовать.

Главным заработком Нико Пиросмани было создание вывесок для разного рода торговых заведений. Насыщенные, аппетитные, привлекательные, а порой и причудливые натюрморты для магазинов и духанов. Краски для рисования Пиросмани готовил самостоятельно, поскольку покупать их было непозволительной роскошью. Денег на холсты и доски также не было у художника, поэтому он брал то, что всегда было под рукой — клеенки со столов. Большая их часть были черными, что во многом определило то, как стала выглядеть живопись Пиросмани. И, невзирая на черный цвет «холста», краски его картин всегда были чистыми и сильными.

Нельзя не восхищаться талантом и внутренней силой художника-самоучки из маленькой грузинской деревни. Он творил и наслаждался своим маленьким миром, в котором мог создавать причудливые картины. Натюрморты, сцены крестьянской жизни, веселые застолья и не только — вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Он никогда не мог удовольствоваться чем-то одним. Когда ему надоело писать для духанов, он начал писать людей.

нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть фото нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть картинку нико пиросмани биография кратко самое важное. Картинка про нико пиросмани биография кратко самое важное. Фото нико пиросмани биография кратко самое важное

Художник Николоз Пиросманашвили

Один из самых знаменитых работ художника – это портрет французской актрисы Маргариты де Севр. Той самой, ради которой бедный Нико купил тот самый миллион алых роз. Автор стихов — Вознесенский придал истории свою художественную окраску, но суть истории он передал достоверно. В действительности она имела место быть в Тбилиси в начале 20 века.

Французская актриса и танцовщица Маргарита де Севр приехала в Тбилиси на гастроли. Нико ее увидел и влюбился. Чтобы завоевать Маргариту, он продал свое имущество и на вырученные деньги скупил все цветы в городе. Дело было весной и, на самом деле, роз еще не было. Поэтому Пиросмани купил разные цветы и усыпал пестрым ковром их на улице перед ее домом. Сирень, акации, анемоны, бегонии, лилии, маки, пионы выгружали охапками прямо на мостовую. Было ли их действительно миллион или меньше, история умалчивает. Но, говорят, в тот день опустели все цветочные лавки Тбилиси.

Увидев такое огромное количество цветов, Маргарита решила, что покорила сердце местного богатея. Привыкшая к вниманию и ухаживаниям совершенно других кавалеров, актриса вовсе и не думала, что по ней тоскует бедный художник. Изможденный и не имеющий ничего за душой Нико ее не интересовал. Сердце Маргариты так и не смягчилось по отношению к художнику. Даже миллионы самых прекрасных цветов не смогли завоевать любовь актрисы.

Как известно, история не очень хорошо закончилась. Маргарита вернулась в Париж. По слухам, сбежала с заезжим военным. Больше Нико и его муза не виделись.

После смерти художника его картины были выставлены в Лувре. Говорят, что к портрету Маргариты подошла старая женщина и заявила, что это она изображена на полотне.

Как сложилась жизнь Маргариты Севр, истории не известно. Но судьба Пиросмани была тяжелой. Видимо, не для счастья был рожден художник. Однако небольшой лучик счастья все же мелькнул в тяжелой жизни художника. Первая выставка работ Нико Пиросмани прошла в Тифлисе, всего за несколько лет до его смерти. Случилось это благодаря братьям Константину и Илье Зданевичам. Они стали первооткрывателями Пиросмани. Да и сама выставка проходила в их тифлисской квартире. Нико Пиросмани был замечен «Обществом грузинских художников». Но признание ничего не поменяло в жизни Нико. Его отчужденность прогрессировала — он не хотел ничьей помощи. В конце жизни мастер стал почти что отшельником. «Обществом грузинских художников» сумело собрать 300 рублей за помощь Пиросмани, но найти его уже не смогли.

нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть фото нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть картинку нико пиросмани биография кратко самое важное. Картинка про нико пиросмани биография кратко самое важное. Фото нико пиросмани биография кратко самое важное

Стол в каморке художника

Он умер от голода и холода в полнейшей нищете 7 апреля 1918 года. После введения сухого закона многие духаны Тбилиси перестали работать, и художнику нечем стало зарабатывать на жизнь. Ранее гордый Нико теперь соглашался съесть тарелку супа и кусок хлеба, которые давали ему из милости. Он жил в комнатке под лестницей в подъезде старого тифлисского дома стараясь оставаться незамеченным. Глубокий кашель не оставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели. Именно в этой комнатке Нико нашли соседи, после того как он пролежал в беспамятстве три дня и отвезли в больницу. Там Пиросмани и умер, не приходя в сознание. Сейчас улица где он жил и скончался носит его имя, а в той самой каморке под лестницей сделан маленький музей.

Великий художник умер в нищете и непризнанным. Однако сегодня полотна грузинского мастера известны всему миру. Они трогают сердца и вызывают улыбку. Больше ста лет назад бедный художник творил свои шедевры, не ведая, что придет время, когда они станут бесценными.

Бесценна не только его живопись, но даже память о нем. Грузины чтят и любят Нико Пиросмани. Когда-то давным-давно по тбилисским улочкам бродил неприкаянный художник, а после писал те сюжеты, очевидцем которых он был сам. И, несмотря на то, что прошло целое столетие, мы и сегодня можем увидеть Пиросмани на улице Тбилиси. Коленопреклоненный с барашком в руках он встретит нас в районе Абанотубани. Скульптура немного грустная, как и вся его жизнь. И пусть художник так и не смог разбогатеть, но творения бедного Нико обогатили кладовую мировой живописи, оставив потомкам гораздо больше, чем просто историю о миллионах пестрых цветов…

Источник

Нико Пиросмани: жизнь и творчество художника

Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили (Пиросманишвили), 1862 — 5 мая 1918, Тбилиси) — известный грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивизма.

Содержание

Биография Нико Пиросмани

Пиросмани родился предположительно в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат.

Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.

Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи.

Творчество Пиросмани

Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.

Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску.

Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.

Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.

Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.

Наиболее известные работы — «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».

Интересные факты из жизни художника

В представлениях о Пиросмани господствуют легенды и стереотипы. Стереотипы услужливо подвертываются на каждом шагу: стереотип сироты, отданного в услужение, стереотип нищего художника, не имеющего денег на краски, стереотип страдальца, загубленного недругами. Легенды возникали уже при его жизни, появляются они и сейчас. В, казалось бы, бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного, да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Необычностью судьбы, своеобразием личности, таинственностью будней он был словно создан для легенды.

По-своему загадочным он казался каждому из обоих миров, знавших его: миру духанов, винных погребов и шарманки — и миру художников, писателей, журналистов. И оба эти мира — каждый на свой лад — творили о нем легенды и чистосердечно соединяли вымысел с фактами.

нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть фото нико пиросмани биография кратко самое важное. Смотреть картинку нико пиросмани биография кратко самое важное. Картинка про нико пиросмани биография кратко самое важное. Фото нико пиросмани биография кратко самое важное

Мы действительно знаем о Пиросманашвили очень мало, однако гораздо больше, чем принято считать. Еще в конце 1910-х годов энтузиасты — поэты, художники, журналисты — стали отыскивать людей, знакомых с Пиросманашвили, и записывать их рассказы. Многие записи были опубликованы тогда же или несколько позже. Собирание не прекратилось до сих пор, и время от времени рядом с несомненными апокрифами, неуклюжими подделками, беззастенчивыми компиляциями отыскивается нечто новое и интересное, хоть и доходящее до нас чаще всего из вторых или даже третьих рук.

Правда, материалы эти очень уж специфические. Запись устного рассказа вообще не самый надежный источник, а тем более рассказов тех пряных людей, которые окружали Пиросманашвили. Рассказы их временами чрезвычайно увлекательны сами по себе, немало любопытного они сообщают и о художнике. Но они страдают неполнотой и бессвязностью: многое из того, что интересует нас, вовсе не волновало рассказчиков, многое искажено их собственным восприятием; события, отделенные друг от друга годами, оказываются соединенными, о событиях, тесно взаимосвязанных, говорится так, словно они не имеют друг к другу отношения.

Нитка порвалась, большая часть бусинок-фактов потерялась, а оставшаяся перепутана — такой предстает перед нами его биография.

Пиросманашвили ничего не сообщил нам о себе сам. Он переписывался с сестрой, жившей в деревне; письмам этим не было бы цены, но они погибли нелепым образом — их уничтожила сама сестра, внезапно испугавшись чего-то, может быть, все учащающихся расспросов о брате.

Он носил с собой толстую тетрадь и часто делал в ней какие-то записи; тетрадь пропала еще при его жизни. А спутникам его будней были малоинтересны, да и недоступны его внутренние побуждения, и из их воспоминаний можно извлечь только разрозненные намеки, с трудом поддающиеся истолкованию. Лишь к концу жизни Пиросманашвили стал встречаться с людьми образованными, но и они, как будто понимавшие значение его творчества, или, по крайней мере, проявлявшие к нему интерес, оказывались на редкость невнимательны: не записывали, не запоминали.

Известны, правда, и часто цитируются несколько его суждений — о своей работе и об искусстве вообще, о жизни. Но в большинстве своем они не могут быть признаны вполне достоверными, документально точными. В лучшем случае они содержат очень приблизительное воспроизведение того, что сказал художник, сделанное по памяти, спустя много времени. Счастливое исключение — дневники Ильи Зданевича, который в течение нескольких дпей записывал свои впечатления от встреч с ним.

Существование Пиросмани было настолько неофициально, что не оставило после себя почти никаких следов в архивах (кроме четырех лет службы на железной дороге. После него не сохранилось тех бумаг, которые сопровождают жизнь каждого, вполне ординарного человека и отмечают ее основные вехи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *