никитин останкинская башня биография
Никитин Николай Васильевич
доктор технических наук
Никитин Николай Васильевич (15.12.1907 — 03.03.1973 гг.) — советский архитектор и учёный в области строительных конструкций, доктор технических наук (1966), член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР.
Лауреат Ленинской (1970) и Сталинской премии третьей степени (1951). Заслуженный строитель РСФСР (1970).
Содержание
Биография
В 1930 г. окончил архитектурное отделение строительного факультета Сибирского технологического института. Во время учебы возглавлял студенческое конструкторское бюро, занимавшееся разработкой комплексной методики расчета типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината. Научное руководство бюро осуществлял профессор Николай Иванович Молотилов. Одним из разделов методики был «Расчет рамных конструкций на боковое смещение». Это были первые расчеты для высотных железобетонных конструкций.
По окончании института Н.В.Никитин был назначен архитектором Новосибирского крайкомхоза. Его первым проектом стало четырехэтажное здание общежития с оригинальным сборным железобетонным каркасом на монолитном фундаменте. Для его строительства Никитину пришлось организовать собственное производство железобетонных опор, балок и ферм. Это было первое в стране здание из сборного железобетона.
В начале — середине 1930-х гг. работал в Новосибирске в группе архитекторов-конструктивистов, которую возглавлял Борис Гордеев, разрабатывая уникальные конструкции для жилых и общественных зданий. В 1930 году разрабатывает дерево-гвоздевую большепролетную арочную конструкцию для спортивного клуба «Динамо». Творение Никитина — дощато-фанерные арки перекрытия игрового зала спортклуба «Динамо» пролётом 22,5 м, вскоре вошло во все вузовские учебники. Несмотря на огромные размеры, арки были настолько легки, что звено рабочих устанавливало их вручную.
С 1937 г. жил и работал в Москве. В 1930-е годы Н.В.Никитин сделал расчёты и проект конструкций фундамента и несущего каркаса для Дворца Советов, который предполагалось построить на месте взорванного храма Христа Спасителя. В 1951 г. получил Сталинскую премию за разработку монолитных конструкций для восстановления разрушенных заводов.
В 1957 г. назначен главным конструктором Моспроекта, начал заниматься проектом Останкинской башни. В 1967 г. Государственная комиссия подписала акт о приёмке башни.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Творчество
После окончания СТИ Н.В.Никитин распределился в г. Новосибирск. Работая в проектных организациях, он впервые в стране предложил большепролетные деревянные конструкции, которые были реализованы в 1932 г. в Новосибирске при строительстве перекрытия спортивного зала «Динамо» (деревянные конструкции) и железнодорожного вокзала (арка перекрытия из железобетона).
Большое влияние на Н.В.Никитина как на ученого оказал профессор Н.И. Молотилов. К моменту избрания на должность профессора (1926 г.) он уже имел несколько изобретений в области сборного железобетона. Знакомство с разработками Молотилова в последующем определило всю профессиональную и научную деятельность выдающегося инженера. Молотилов являлся членом общества по изучению Томского края и собирал материалы по старинному деревянному зодчеству Сибири. Н.И. Молотилов читал курс «Технология железобетона», под руководством Молотилова Никитин выполнил все курсовые и дипломную работы по тогда совсем еще новой теме «Раскрытие конструктивных возможностей железобетона».
На фундаментах конструкции инженера Никитина возведено большинство высотных зданий 40-50-х гг. в Москве, а также здание Дворца культуры и науки в Варшаве.
Н.В. Никитин участвовал в проектировании и строительстве Дворца Советов в Москве (1937-1941гг.). Одна из выдающихся работ Н.В. Никитина – грандиозный монумент «Родина-мать» на Мамаевом Кургане в г. Волгограде, воздвигнутый из железобетона по проекту скульптора Е.В. Вучетича и архитектора Я.Б. Белопольского.
В этой работе Никитин был автором-конструктором сооружения. Вершиной творчества Никитина является создание Останкинской телебашни, построенной в 1967 г. На Останкинской телебашне под его руководством были организованы научные исследования, связанные с изучением распределения скорости и порывистости ветра по высоте, а также с измерением деформаций и колебаний башни под действием ветровой нагрузки, влиянием неравномерного нагрева башни лучами солнца на ее механические характеристики и др.
Особенностью метода работы Н.В.Никитина являлся синтез инженерного искусства и научных исследований.
Разработки конструкции фундаментов и несущих каркасов
— Дворец Советов (проектная высота здания — 420 метров, до июля 1941 года был построен только фундамент).
— Здания МГУ на Ленинских (Воробьёвых) горах — главное здание высотой 240 метров на момент строительства было самым высоким зданием в Европе. Строительство шло с 1949 по 1953 год.
— Дворец культуры и науки в Варшаве — строительство которого проходило в 1952 — 1955 гг. Главным архитектором проекта был Лев Руднев.
— Центральный стадион имени В. И. Ленина в Лужниках.
— Монумент «Родина-мать зовёт!» в Волгограде — памятник высотой 85 метров и весом свыше 8 тысяч тонн.
— Телевизионная башня в Останкино — строительство которой закончилось в 1967 году. Никитин был главным конструктором и одним из авторов проекта. Высота башни составляет 540 метров.
В 1966 — 1967 гг. Н. В. Никитин совместно с В. И. Травушем разработал проект стальной сетчатой башни-оболочки высотой 4 километра (4000 метров). Проект был выполнен по заказу японской компании (владелец Мицусиба). В начале XXI века японцы вернулись к идее строительства 4 километровой башни в проекте X-Seed 4000.
Награды, звания
Источники
1. Журнал ТПУ «Томский политехник»/Издание Ассоциации выпускников ТПУ; № 10, Томск, 2004г. – 199с.
Мемория. Николай Никитин
15 декабря 1907 года родился Николай Никитин, архитектор, создатель Останкинской телебашни
Личное дело
Николай Васильевич Никитин (1907 – 1973) родился в Тобольске (ныне Тюменская область). Его отец, типографский инженер, был уволен со службы за участие в революции и работал судебным писарем. Когда Николаю было четыре года, семья переехала в Ишим. Когда мальчику не было еще и семи лет, мать научила его бегло читать и считать до ста. В Ишиме он окончил приходское училище и первый класс мужской гимназии. В 1919 году семья вместе с отступавшими колчаковскими войсками уехала в Новониколаевск (Новосибирск).
После окончания гражданской войны Николай учился в средней школе, успешно ее окончил и получил путевку в Сибирский технологический институт (ныне Томский политехнический университет). Учился на архитектурном отделении строительного факультета.
На втором курсе начал посещать лекции известного профессора Н. И. Молотилова, который вел новый в то время курс «Технология железобетона». Лекции он читал, по отзывам современников, блестяще, и они производило большое впечатление на студентов. «Часто свои лекции он заканчивал словами: «Мы научимся воздвигать из бетона красивые дворцы, выдающиеся памятники нашему времени, и XX век назовут веком железобетона»». Первая же курсовая работа студента Никитина была сделана на тему, которой он посвятил свою жизнь, — «Раскрытие конструктивных возможностей железобетона».
В 1930 году Никитин с отличием окончил институт. Еще во время учёбы он возглавлял студенческое конструкторское бюро, занимавшееся разработкой комплексной методики расчета типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината, в том числе и расчета рамных конструкций на боковое смещение. Это были первые расчеты для высотных железобетонных конструкций.
По окончании института Никитин был назначен архитектором Новосибирского крайкомхоза. Его первым проектом стало четырёхэтажное здание общежития с оригинальным сборным железобетонным каркасом на монолитном фундаменте. Он не только разработал проект, но и организовал изготовление железобетонных изделий. На старом кирпичном заводе под его руководством были восстановлены несколько помещений, где и было организовано собственное производство железобетонных опор, балок и ферм. Сконструированное Никитиным общежитие было первым в стране зданием из сборного железобетона.
В том же 1930 году он разрабатывает деревянную большепролётную арочную конструкцию для спортивного клуба «Динамо». Дощато-фанерные арки пролётом 22,5 м, несмотря на огромные размеры, были настолько легки, что звено рабочих устанавливало их вручную. Вскоре никитинские арки вошли во все учебники по деревянным конструкциям.
До середины 1930-х годов Никитин работал в Новосибирске в группе архитекторов под руководством Б. А. Гордеева, по проектам которого построено много оригинальных в архитектурном отношении зданий в стиле конструктивизма. В 1930—1932 годах участвовал в проектировании зданий крайисполкома, жилых комплексов «Дом под часами», «Дом политкаторжан», «Динамо». В 1932 году Никитин спроектировал большепролётные железобетонные арочные перекрытия железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный.
На этом объекте Никитин впервые приступил к разработке ряда основополагающих теорий и расчетов конструкций для сооружений башенного типа, в том числе исследованию статического и динамического воздействия ветровой нагрузки на высотное гибкое сооружение. Были продуманы вопросы практического применения высокоармированных железобетонных конструкций, основных несущих элементов узлов, в том числе и основы их возведения в скользящей опалубке. Строительство ветроэлектростанции не было завершено, но теоретические и практические находки, сделанные при ее разработке, были позже применены Никитиным при строительстве Останкинской телебашни.
В сентябре 1937 года Никитин перебрался в Москву. Он был приглашен в проектную мастерскую по проектированию Дворца Советов, который предполагалось построить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Никитин внес ряд усовершенствований в конструкцию фундаментов и каркаса Дворца Советов, а также выполнил расчет здания на динамическое действие ветровой нагрузки, для чего разработал новую специальную методику, которая весьма близка к методике, принятой в современных нормах.
Когда началась Великая отечественная война, Никитина не взяли в армию по состоянию здоровья. С 1942 года в Московском институте Промстройпроект он разрабатывает конструкции для строительства в условиях военного времени. С 1944 года участвует в ряде проектов по созданию сборных железобетонных конструкций промышленных зданий. В 1951 году он получает Сталинскую премию третьей степени за разработку большепролётного шедового покрытия и способа его выведения.
С 1954 по 1958 годы Никитин работал в институте Моспроект, где занимался вопросами гражданского строительства. В 1957 году выступил с прогнозами дальнейшего развития массового жилищного строительства и в том же году был назначен главным конструктором института и выбран членом-корреспондентом АСА СССР.
Работу над новыми индустриальными типами массовых жилых домов Никитин продолжил и в НИИ экспериментального проектирования Академии строительства и архитектуры СССР (НИИЭП, впоследствии ЦНИИЭП жилища), где он в 1958 — 1960 годах занимал должность главного конструктора и заместителя директора по научной работе. В 1959 году совместно со скульптором Е. В. Вучетичем работал над созданием скульптуры «Родина-мать зовёт!» для памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Скульптура, представляющая собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом, на тот момент являлась самой высокой статуей мира.
85-метровая скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без учета основания, на котором она стоит). Статуя полая и внутри состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.
Ещё работая в Моспроекте в 1958 году, Никитин начал разрабатывать проект Останкинской телебашни, создание которой является большим вкладом в развитие мировой строительной техники и архитектуры. Идея использовать преднапряжённый железобетон, сжатый стальными тросами, позволила сделать конструкцию 540-метровой башни простой и прочной.
27 сентября 1960 года в основание телебашни были заложены первые железобетонные блоки. Окончательный проект башни был утвержден 22 марта 1963 года. Строительство велось по 1967 год. 5 ноября 1967, в канун 50-летия Октябрьской социалистической революции, был подписан Акт Государственной комиссии о приемке в эксплуатацию первой очереди строительства башни. В 1970 Никитин стал лауреатом Ленинской премии как главный конструктор строительства Останкинской телебашни.
С 1964 года Никитин — заместитель директора по научной работе и главный конструктор Центрального научно-исследовательского института экспериментального и типового проектирования зрелищных, спортивных и административных зданий и сооружений (ныне ЦНИИЭП имени Мезенцева). Здесь он продолжает исследования новых систем большепролётных покрытий. В 1966 году защитил диссертацию на звание доктора технических наук.
Последние годы Никитин тяжело болел. Умер 3 марта 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Чем знаменит
Выдающийся конструктор и ученый, имя которого стоит в одном ряду с именами таких гигантов строительной науки и техники России, как Н. А. Белелюбский и В. Г. Шухов. Здание Московского университета, Дворец культуры и науки в Варшаве, Центральный стадион имени В. И. Ленина в Москве, Мемориал в Ульяновске, монумент «Родина-мать» в Волгограде — далеко не полный перечень конструкторских работ Никитина, получивших признание в СССР и за его пределами.
Вершиной инженерной мысли Николая Никитина стала Останкинская телебашня, которая многие годы являлась самым высоким сооружением в мире из железобетона, и до сих пор остается одним из самым оригинальных по инженерным решениям.
О чем надо знать
В августе 1966 года, когда строительство в Останкино подходило к концу, конструктор получил официальное предложение от японской компании Мицусиба построить башню высотой 4 тысячи метров. Задача спроектировать сооружение такой высоты в сейсмически неспокойной Японии озадачила даже Никитина, который всю жизнь мечтал о сверхгигантских сооружениях. Тем не менее конструктор вместе со своим помощником кандидатом технических наук В. И. Травушем взялся за проектную разработку конструктивных идей башенного сооружения четырехкилометровой высоты.
Предполагалось, что полезная площадь сооружения позволит поселить в этой башне-городе до 500 тысяч человек. Многие задачи, однако, с трудом поддавались решению: подача воздуха на высоту, система коммуникаций, электро и водоснабжение заоблачных этажей — с такими задачами конструктор сталкивался впервые.
Предварительный инженерный проект стальной сетчатой башни-оболочки с проработкой основных конструктивных узлов Николай Никитин отправил в Японию с обнадеживающим выводом: достижения современной строительной техники и стиль проектирования высотных конструкций позволяют сказать, что идея города-башни осуществима.
Конструкция была спроектирована в виде четырёхъярусной стальной сетчатой конической несущей оболочки. Высота каждого яруса составляла 1000 м. Диаметр основания небоскрёба — 800 м. Нижнее основание башни по проекту представляло собой цилиндр высотой 100 м, входящий в состав первого яруса. Фундамент был спроектирован из предварительно напряжённого железобетона. Конструкция небоскрёба была рассчитана с учётом предельно возможной величины ураганного ветра и предельного уровня землетрясений на территории Японии.
В декабре 1966 года Никитин получил официальное приглашение в Токио и просьбу приступить к конкретной конструктивной проработке проекта. Госстрой СССР, однако, ответил отказом на запрос японцев отправить конструктора в командировку в Японию.
Уже вскоре японцы решили снизить высоту здания с 4 тысяч до 2 тысяч метров, принимая во внимание высокую сейсмичность островов. Еще через полгода новая детальная проектная проработка была отправлена в Токио и на этом дело остановилось. Лишь три года спустя, в январе 1969 года, к Никитину приехали представители фирмы Мицусиба.
Прямая речь
Об Останкинской телебашне: «Ей-богу, хорошо при жизни увидеть такую постройку!».
Журналист Андрей Русский о Николае Никитине: «Он брался исключительно за самые амбициозные проекты. Большая часть московских высоток стоят на «Никитинских фундаментах», в том числе и знаменитые Сталинские высотки. «Новое», «оригинальное», «впервые в строительной практике» — эти определения фигурируют во всех авторских свидетельствах и патентах Николая Васильевича Никитина.
Его конструкции были сверх гениальными. Так, например, когда в проекте Останкинской башни Никитин высказал уверенность, что такую махину с высотой в 540 метров выдержит фундамент глубиной не более четырех метров, когда другие архитекторы называли цифры в 40 метров. В Министерстве Строительства проект все же утвердили — слишком убедительными были доводы гениального архитектора».
5 фактов о Николае Никитине
Материалы о Николае Никитине
Высота гения. Парламентская газета «Тюменские известия»
Никитин Николай Васильевич
Николай Никитин родился 15 декабря 1907 года в городе Тобольск, Тюменской области. После окончания школы он поступил на строительный факультет Томского технологического института, где впервые познакомился с курсом лекций по технологии железобетона.
По окончании института в 1930 году Никитин распределился в Новосибирск, где был назначен архитектором крайкомхоза. В последующие годы он разработал уникальные конструкции для жилых и общественных зданий города. Уже тогда творческий подход к решению многих инженерных задач отличало нестандартное мышление юного ученого.
В 1932 году Николай Васильевич создал свое первое «высотное» сооружение башенного типа. Он разработал оригинальный проект Крымской ветряной электростанции. Хотя по целому ряду причин до реального сооружения ВЭС дело тогда не дошло, но теоретические особенности расчета и практические разработки данного проекта были в последующем применены в строительстве других сооружений.
С 1937 года Никитин жил и работал в Москве, посвятив себя инженерному творчеству. Особенно силен он был в области строительства фундаментов под уникальные высотные здания и сооружения. Его дебютом в данном направлении было участие в проектировании Дворца Советов в Москве.
Во время Великой Отечественной войны Николай Васильевич много работал в создании проектов восстановления эвакуированных на восток фабрик и заводов. А в послевоенные годы он принимал активное участие в строительстве жилых и производственных площадей, применяя новые методы с использованием заводских железобетонных элементов.
Никитин принимал непосредственное участие в проектировании конструкций сооружений, ранее не встречавшихся в мировой строительной практике. При строительстве нового здания МГУ на Ленинских горах, Николай Васильевич предложил нестандартную конструкцию фундаментов, тем самым, увеличивая прочность и долговечность всего сооружения.
В последствии, на фундаментах конструкции инженера возведено большинство «высоток» Москвы 1940-1950-х годов, а также здание Дворца культуры и науки в Варшаве. Его идеи и разработки применялись и в создании ряда других уникальных строений: Центрального стадиона им. В.И.Ленина в Лужниках в Москве, Мемориала В.И.Ленина в Ульяновске, грандиозного монумента «Родина-Мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и целом ряде других объектов.
Но главным творением Никитина стала Останкинская телевизионная башня в Москве, автором проекта которой он являлся. В 1957 году он был назначен главным конструктором Моспроекта и начал заниматься данным проектом, который был принят в 1958 году. После 10 лет напряженной работы, строительство завершилось. На то время это была самая высокая башня в мире.
Будучи талантливым конструктором, Николай Васильевич щедро делился своими знаниями со специалистами, работающими в области строительства высотных сооружений. К нему приезжали за консультациями группы из Японии, Канады, специалисты из разных стран. Сам Никитин принимал активное участие в работе зарубежных конференций и конгрессов, достойно представляя и защищая приоритет советской науки и строительной техники того времени.
Николай Васильевич Никитин скончался 3 марта 1973 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Николай Никитин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Детство и юность
Семья Никитиных издавна проживала в сибирском городе Тобольске в Тюменской области. Отец будущего архитектора Василий Васильевич Никитин был человеком активным и предприимчивым: в начале 1900-х годов уехал в Читу, где несколько лет работал наборщиком в типографии; в 1905 году он участвовал в революционном движении, был арестован и выслан обратно в Тобольск. Вместе с ним приехала его молодая жена Ольга Николаевна Никитина (Бороздина). Василий Васильевич нашёл работу по другой специальности: стал секретарём и писарем в Тобольском губернском суде. 2 декабря (15 по старому стилю) 1907 года у Никитиных родился сын Николай, а двумя годами позже на свет появилась дочь Валентина.
Но главе семейства не сиделось на месте: в 1911 году вместе со всей семьёй он переехал в город Ишим и открыл частную адвокатскую практику. Ольга Николаевна, которая раньше работала ретушёром и помогала своему отцу-фотографу, открыла собственное фотоателье. Кроме того, она уделяла внимание детям, занималась с ними грамматикой, чтением, арифметикой и рисованием, поэтому, когда в 1915 году 8-летний Коля пришёл поступать в приходское училище, он уже умел бегло читать и писать. Через два года мальчик с отличием окончил два класса этого училища, и его сразу приняли в мужскую гимназию. Но проучился в ней Николай недолго – закончил только 1-й класс: благополучную жизнь семьи нарушила гражданская война. Красные наступали, и осенью 1919 года вместе с отрядами Колчака Никитины уехали в город Ново-Николаевск (Новосибирск).
Настали тяжёлые времена: работу найти не удавалось, жить приходилось в сырых подвалах нищего и криминального района «нахаловка». Николаю пришлось взять на себя хозяйственные хлопоты: таскать с речки воду, колоть дрова, и даже варить патоку на печке, которую он сам же и сложил из старого кирпича. Юноша был крепко сложен и очень силён физически – мог, например, переплыть Обь. Но однажды с ним случилось несчастье: летом 1924 года Николай собирал ягоды в тайге, и его укусила гадюка, на которую он наступил босой ногой. Полгода он лежал в больнице, речь шла даже об ампутации ноги, но тогда всё обошлось. Ещё полгода Никитин передвигался на костылях, потом научился ходить самостоятельно, но хромота осталась на всю жизнь.
Среднее и высшее образование
В Ново-Николаевске Никитин закончил с отличием Совшколу №12 имени Тимирязева. Его любимым предметом была математика, и он хотел поступить в вуз на мехмат. Однако когда он приехал поступать в Томск в Сибирский технологический институт имени Дзержинского, свободные места оказались только на инженерно-строительном факультете, студентом которого в 1925 году и стал Николай Никитин. Он учился на архитектурном отделении, и здесь ему пригодились навыки рисования, которые он получил в детстве. Именно здесь, под руководством выдающегося инженера-строителя, профессора Николая Ивановича Молотилова студент Николай Никитин сначала заинтересовался, а потом буквально «заболел» железобетонными конструкциями, проектированием зданий и сооружений из этого материала. Талант и увлечённость молодого человека не остались незамеченными: его назначили руководителем конструкторского бюро, сотрудничающего с Кузнецким металлургическим комбинатом и разрабатывающим для него методику расчёта железобетонных типовых конструкций.
Карьера и творчество
В 1930 году Николай Васильевич получил диплом Сибирского технологического института (ныне Томского политехнического университета) о высшем образовании и уехал в Новосибирск, где в должности архитектора Никитин проектировал городские здания, а затем вместе с московскими архитекторами участвовал в строительстве Новосибирского городского вокзала, вносил поправки и усовершенствования в проект, в частности – разработал арочные железобетонные перекрытия, по которым он впоследствии станет знаменитым специалистом.
В этот же период в Новосибирске жил и работал Юрий Васильевич Кондратюк (Александр Игнатьевич Шаргей), выдающийся инженер-строитель, а также автор расчёта оптимальной траектории космического полёта к Луне. Никитин и Кондратюк познакомились и стали настоящими друзьями и единомышленниками. В 1932 Кондратюк подал заявку на конкурс проектов ветряной электростанции в Крыму, на горе Ай-Петри, и пригласил Никитина к сотрудничеству. Никитиным была разработана уникальная железобетонная конструкция, со стороны напоминающая самолёт с двумя моторами, вставший на крыло: это 150-метровый вращающийся под действием ветра столб, на котором укреплены ветряные колёса каждый диаметром 80 метров. Такая электростанция бы смогла обеспечить электричеством значительную часть Крымского полуострова. Проект Кондратюка и Никитина победил на конкурсе, строительство началось, но, к сожалению, не было закончено в силу политических причин. Однако те расчёты, которые Николай Николаевич сделал на этой стройке, в дальнейшем пригодились ему при строительстве Останкинской телебашни: возведение высотных железобетонных конструкций методом скользящей опалубки, влияние ветровой нагрузки и т.д.
В 1937 году Николая Васильевича пригласили в Москву для работы в проектной мастерской – готовился грандиозный проект строительства Дворца Советов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Поскольку здание должно было быть внушительной высоты – 420 метров со статуей Ленина наверху, Никитин, как специалист по высотным железобетонным конструкциям и ветровой нагрузке на них, выполнил расчёты фундамента и каркаса. В начале Великой Отечественной войны строительство было остановлено, а потом и вовсе закрыто.
Великая Отечественная война
Больная нога не позволила Николаю Никитину уйти на фронт. И он с одержимостью трудоголика работал в Москве: разрабатывал проекты быстрого возведения промышленных и военных заводов и фабрик, которые массово эвакуировали в тыл. С 1942 года Никитин начал работать в московском Промстройпроекте.
Война принесла много горя всем людям, не обошла она и Никитина. В 1942 году на фронте погиб его друг и соратник Юрий Кондратюк, ушедший воевать добровольцем. В том же году был репрессирован и расстрелян отец Никитина Василий Васильевич (в 1989-м реабилитирован).
Архитектурные шедевры Никитиным
Свои главные архитектурные шедевры Николай Васильевич Никитин создал после войны. В 1949 году началось строительство здания Московского государственного университета – одной из знаменитых московских «высоток». Исходные условия были довольно сложными: неустойчивый грунт, ветровая нагрузка и т.д. Никитин предложил такие технические решения, которые позволили построить здание «на века», устойчивое ко всевозможным внешним и внутренним воздействиям и нагрузкам.
Ещё одним грандиозным сооружением, в строительстве которого принимал участие Николай Никитин, стал монумент «Родина-мать зовёт!» – памятник героям Сталинградской битвы в Волгограде. Вместе со скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем Никитин спроектировал сложнейшую многокамерную железобетонную конструкцию, полую внутри, высотой 85 метров. На момент постройки в 1959 году эта статуя была самой высокой в мире.
В эти годы Никитин работал в должности Главного конструктора НИИ по экспериментальному проектированию. Он занимался также такими проектами, как стадион «Лужники в Москве», Дворец культуры и науки в Варшаве, небоскрёб высотой 4 километра для японских заказчиков (не был осуществлён), разрабатывал индустриальные типы жилых новостроек и т.д. В 1966 году Николай Васильевич получил учёную степень доктора технических наук.
Останкинская телебашня
Останкинская башня – главное творение инженера-конструктора Николая Васильевича Никитина. Он задумал проект ещё в 1958 году, а 27 сентября 1960 года было начато строительство. Это невероятно смелый проект башни высотой 540 метров, поддерживаемой изнутри стальными тросами.
Споры по поводу прочности сооружения велись долго, Никитина постоянно терзали претензиями, критикой, возражениями и запретами. Но так или иначе, 5 ноября 1967 года здание останкинской телебашни было сдано в эксплуатацию, и уже больше, чем полвека она служит людям. Даже пожар в августе 2000 года не смог уничтожить конструкцию, созданную Никитиным: башня выдержала колоссальную температурную нагрузку, была отремонтирована и снова заработала в полную силу. Главный конструктор Никитин в 1970 году был удостоен Ленинской премии, а также звания Заслуженного строителя РСФСР.
Нервное перенапряжение при строительстве останкинской башни не прошло бесследно для её создателя. К тому же детская травма ноги стала прогрессировать – на месте старых рубцов образовалась язва, которая стремительно разрасталась. Ещё за год до завершения строительства Останкинской башни Никитин перенёс операцию по ампутации ноги, но победить болезнь не удалось. 3 марта 1973 года Николая Васильевича Никитина не стало. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом с могилой знаменитого С.П. Королёва. На памятнике на могиле выдающегося человека прикреплена табличка с лаконичной надписью: «Инженер Николай Васильевич Никитин».
Личная жизнь
Николай Николаевич Никитин был женат, его жену звали Екатерина Михайловна, известно, что она страдала психическим заболеванием и часто проходила лечение в психиатрических клиниках, умерла в 1978 году. У супругов Никитиных был сын, названный в честь отца Николаем. В детстве он был болезненным мальчиком – нейродермит и прочие кожные заболевания вынуждали родителей возить сына на грязевые и сероводородные курорты в Пятигорск или Крым. Отец много читал маленькому Коле – произведения Стивенсона, Жюль Верна, выписывал для него журнал «Юный техник» и «Техника – молодёжи». Никитин-младший прекрасно учился, закончил с серебряной медалью школу имени Ландау, затем получил высшее образование в Московском энергетическом институте, защитил кандидатскую и начал работать над докторской диссертацией. Но всё это прервала кончина Николая Николаевича в возрасте 40 лет от онкологического заболевания. Его вдова Наталия Евгеньевна и сын Игорь – внук Николая Васильевича Никитина – проживают в Москве.