ники лауда актер гонка

«Жаль, что Хант не с нами. Хотелось, чтобы он увидел это кино». О фильме «Гонка»

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

В последнее время фильмов об известных личностях с претензией на биографичность выходит немало. В том числе о спортсменах. Но «Гонка» стоит над ними всеми. Блог «Красным по черному» пытается без спойлеров объяснить, почему фильм о противостоянии двух заклятых друзей, Ники Лауды и Джеймса Ханта — лучший художественный фильм о «Формуле-1».

То, что происходило в середине 70-х в «Формуле-1», само по себе является прекрасным голливудским сценарием. И то, что по мотивам этих событий рано или поздно просто должны были снять кино, было ясно. Другой вопрос — каким бы оно получилось. Ведь можно даже из самой удивительной истории сделать унылое зрелище. Но «Гонка» получилась не унылой. Совсем.

Хант и Лауда, Лауда и Хант — в центре мира сего на пару часов останутся только эти двое. Столкновение прагматика и романтика, холодного расчета и пылкого темперамента — сюжет, казалось бы, уже хрестоматийный. Тем не менее, автор этого сценария — судьба, которая свела австрийца и британца в жизни и на трассе. А потому нельзя сказать, что это все банально и скучно. Нет, напротив, за такими историями всегда было, есть и будет интересно наблюдать. Кому-то повезло переживать все это вживую, а для других постарался Рон Ховард, снявший невероятно атмосферное кино.

Время, показанное в фильме, можно назвать для «Формулы-1» золотым: еще жива та романтика гонок 50-х, а то, во что превратились королевские автогонки сейчас, только начинает зарождаться. Тогдашние гонщики — больше публичные персоны, чем спортсмены. Тогдашние болиды — больше непредсказуемые аттракционы, ведущие тебя то ли к победе, то ли к смерти. Гоняться страшно. Но «чем ближе ты к смерти, тем более живым ты себя чувствуешь». Так считает Джеймс Хант, типичный и наиболее яркий представитель пилотов того времени. Длинноволосый красавец, любящий алкоголь и женщин, не стесняется как выбирать выражения, так и позицию на трассе. Лауда же совершенно не на него не похож: увидев Ники впервые, его будущая жена даже не поверила, что он гонщик «Ф-1». Лауда предпочитает холодный ум эмоциям, да и выглядит «неподобающе», а посему очень выбивается из общих представлений о пилотах. У него нет толпы фанатов, как у Ханта, у него нет никаких покровителей. Они противопоставляются практически во всем. Но есть у этих парней кое-что общее: их семьи не приняли их увлечения гонками, и оба добивались всего сами. Разве что методы избрали разные.

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

Судьба свела их еще в младших сериях. Уже тогда они стали заклятыми друзьями. Не раз жестко сталкиваясь на трассе, в жизни Хант и Лауда сохраняли уважительные отношения. А драматургия этих отношений, показанная в фильме, пожалуй, не оставит равнодушным никого. Кому-то ближе один, кому-то другой. Это ведь совершенно разные идеологии. Разные образы жизни. Но и цели ведь, хоть и близкие, но при этом совершенно отличаются. Да, они оба хотят побить друг друга на трассе. Однако глобально их задачи различаются. Но понять и прочувствовать это получается далеко не сразу.

Тем и хорош фильм: своей глубиной и драмой. Этот фильм не о гонках, этот фильм о людях. И режиссер не прогадал, сделав «Гонку» именно такой. Если кому-то хочется посмотреть на то, что было непосредственно на трассе, то всегда можно обратиться к архивам. А вот человеческие отношения там не найдешь. И все же, несмотря на то, что основной упор в фильме сделан не на гонки, эта составляющая в нем представлена прекрасно: были сняты автодромы сейчас, какие-то моменты, как например, стартовая решетка Интерлагоса были специально воссозданы + использовались исторические хроники. После постпродакшна получилась очень правдоподобная картинка, передающая дух времени на все пять баллов.

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

Хант и Лауда в реальной жизни

Но одно дело передать дух, а другое — сохранить достоверность. То, что многим не понравилось в «Легенде № 17», здесь выполнено на высочайшем уровне. Конечно, фильм голливудизирован, и некоторые детали иначе как голливудскими клише и не назвать, но при этом то, что было на самом деле, передано настолько качественно, что на человека, который перед Гран-при Германии просит Лауду поставить дату на автографе, мотивирую это возможной смертью, обращать внимания не хочется.

Тем, кто знаком с историей «Формулы-1» и для кого сюжет фильма не будет новым, скучать не придется вовсе, ведь история захватывает настолько, как будто видишь ее впервые. И вот вроде уже знаешь, кто выиграет здесь и что случится тут, но фильм заставляет тебя пристально следить за ходом событий, переживать и негодовать, осуждать и сочувствовать, ужасаться и восхищаться.

Погружают в ту эпоху тебя работа операторов, которые часами снимали трехсекундные сцены брызг воды от проносящихся машин. Автор сценария Питер Морган, который не раз консультировался с Ники Лаудой при написании текста. Крис Хемсворт и Даниэль Брюль, сыгравшие Ханта и Лауду соответственно, со своей работой также справились на отлично. Причем, если Хемсворт, во-первых, просто внешне очень похож на Ханта, а во-вторых здорово прочувствовал своего героя, то Брюлю пришлось сложнее, ведь он воплощал в кино образ еще здравствующего прославленного пилота. Лауда просил режиссера не делать из него хорошего парня. И признал, что, хоть и не был к себе настолько требовательным, как показано в фильме, но дисциплинированнее Ханта был в разы. Присутствие в фильме таких исторических личностей, как Клэй Регаццони, или Энцо Феррари собственной персоной придает картине еще большего антуража и атмосферности. Ну а музыкальное сопровождение в исполнении Ханса Циммера не нуждается ни в какой рекламе.

Сейчас в «Формуле-1» нет таких противостояний. Быть может, мы когда-то увидим кино о Шумахере, Феттеле или ком-то другом, но в таком случае это будет фильм об одной личности. Мы уже прочувствовали атмосферу соперничества Проста и Сенны, теперь мы увидели, как боролись Лауда и Хант, причем в гораздо более художественной форме. Фильм «Гонка» предстал именно в том виде, в котором фильм о «Формуле-1» будет максимально интересен широкой аудитории.

Да, большинство из увиденного для фанатов откровением не станет, однако сам факт того, что королева автоспорта выходит на большие экраны с качественным и достоверным кино не может не радовать. Некоторые, далекие от формульного мира зрители и вовсе могут не понять, что фильм основан на реальных событиях, и, не зная, что было на самом деле, будут с интересом следить за развитием сюжета. В конце концов, даже Ники Лауда признался, что фильм ему, во-первых, понравился, а, во-вторых, помог понять окружавших его тогда людей, понять, как выглядел он сам со стороны. Лауда также выразил сожаление, что его заклятый друг Джеймс Хант этот фильм увидеть не сможет. А хотелось бы.

Источник

Умер Ники Лауда. О нем сняли голливудский фильм, но великих историй хватит на сериал

Большая потеря для «Формулы-1».

В понедельник в возрасте 70 лет умер Ники Лауда – трехкратный чемпион «Формулы-1», один из самых умных и расчетливых гонщиков в истории спорта.

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

Мир знал его как мужественного и целеустремленного человека, который быстро преодолел последствия страшной аварии и пожара болида на трассе «Нюрбургринг» в 1976 году – эти и некоторые другие повороты карьеры австрийца вошли в популярный голливудский фильм Rush («Гонка»), а также автобиографические книги.

Мы вспомнили другие истории о жизни и характере Лауды, его целеустремленности и упорстве, а также вкладе в развитие спорта.

Залез в огромные долги и думал о самоубийстве в самом начале карьеры

«Фамилия Лауда должна быть в экономическом разделе газеты, а не спортивном!» – эти слова прокричал по телефону своему внуку венский бизнесмен Ханс Лауда. Он пытался «выбить из пацана дурь» и заблокировал попытку парня оформить очередной заем. Ники бросил трубку и больше никогда с дедом не разговаривал.

В начале 70-х Лауда был в катастрофическом положении: богатая семья не поддерживала увлечения гонками, поэтому будущему чемпиону приходилось брать кредиты в банках – на нем висел долг в 200 тысяч долларов, результатов с отвратительной машиной «Марч» не было в помине и о хорошем контракте речи не шло. Это было похоже на конец карьеры в «Ф-1» всего после одного сезона.

По возвращении с заключительных переговоров с боссами коллектива Лауда в первый и последний раз задумался о самоубийстве – достаточно было не снять ногу с педали газа на Т-образном перекрестке и на полной скорости влететь в стену, – но одумался.

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

Тогда что делать дальше? Расчетливый ум, за который впоследствии соперники будут называть Ники «компьютером», подсказал:

«Обычная профессия – это не выход: у меня нет образования, я ничему не научился, буду чувствовать себя несчастным, и мне понадобится бесконечно много времени, чтобы выплатить долги – возможно, двадцать, тридцать лет. А если хорошо посчитать разницу между набегающими процентами и заработками, то получаются все сорок. То есть надо продолжать гоняться».

Лауда пошел ва-банк – он выбил еще один кредит (доведя долг до 400 тысяч долларов) и купил место в «БРМ» на сезон-1973. В будущем такая бизнес-модель станет привычной в «Формуле-1», но Ники она по-прежнему ничего не гарантировала: чтобы расплатиться со всеми, требовалось подписать контракт с большой зарплатой. А для этого нужно было впечатлить боссов и в буквальном смысле ехать на все деньги.

Лауда полетел по трассам как безумный. Чахлый «БРМ» мало что позволял, но в Монако австриец ворвался на третье место и ехал на нем почти 25 кругов – до поломки коробки передач. И это стало спасением – заезд по телевизору увидел сам Энцо Феррари, а позже Старика впечатлила и дождевая тренировка на «Зандворте», в которой Лауда вновь управлял машиной без страха на полной скорости.

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

Впрочем, Коммендаторе все еще сомневался, ведь у Лауды не было побед, и тогда на помощь пришел бывший напарник австрийца Клэй Регаццони – он расписал Ники как умного и безошибочного гонщика. Чуть позже швейцарский пилот помог Лауде выплатить долги.

Система попадания в «Формулу-1» для талантов устоялась до сегодняшнего дня: современные гонщики, как и Лауда, ищут финансирование для перехода в молодежные серии и средние команды Гран-при, проявляют себя и потом уже получают контракты с зарплатой.

Принес «Феррари» первый за 11 лет чемпионский титул

О выступлениях Лауды за Скудерию ходит множество легенд, но удивительно, что многое – правда. Как, например, история о разговоре на смеси итальянского и английского между Энцо Феррари, Ники Лаудой, Пьеро Ларди (внебрачным сыном Коммендаторе, работавшим для отца переводчиком) и конструктором Мауро Форгьери после первых тестов алого болида.

Феррари – Лауде: Что ты думаешь о машине?

Ларди: Так говорить нельзя.

Лауда: Как это нельзя?

Ларди: Это нельзя переводить.

Лауда: Хорошо, автомобиль плохо держит трассу, обладает излишней недостаточной поворачиваемостью, нужно переделать переднюю часть.

Феррари – Форгьери: Сколько нужно времени, чтобы сделать так, как считает Лауда?

Феррари – Лауде: Если через неделю не будешь быстрее на секунду, то вылетишь из команды.

Прямолинейность Лауды понравилась Феррари – тот встретил человека, который не боялся говорить правду и не избегал личного контакта с суровым основателем компании. Более того, Ники быстро выяснил, как устроена иерархия в Маранелло, куда ведут все нити и что нужно делать, чтобы продвигать свое мнение: при любой возможности он спешил в темный кабинет Коммендаторе, делился мыслями и следил, чтобы тот моментально отдавал нужные приказы подчиненным.

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

Дерзость австрийца после первых тестов также имела под собой основания – Ники постоянно держал контакт с инженерами, помогал в доводке техники и тщательно приглядывался ко всем деталям – к моменту знаменитого разговора Лауда уже знал, что Форгьери работает над новой подвеской, с которой машина станет значительно быстрее.

В целом его подход отличался от работы выступавших в то время гонщиков. Многие садились в машину и ехали, попутно демонстрируя потрясающие навыки пилотажа – но сразу после заездов нередко теряли какой-либо интерес к дальнейшей жизни гаража, особенно если болид управлялся хорошо. Некоторым было все равно, как ведет себя болид на трассе – главное, чтобы был быстрым. Но перфекционисту Лауде этого было мало – полагаясь на «ощущения пятой точкой», он стремился сделать автомобиль не только быстрым, но также максимально послушным и предсказуемым – и часами спорил с Форгьери о настройках.

Лука ди Монтедземоло, бывший в тот момент менеджером команды, признал, что вклад Лауды в развитие «Феррари» оказался огромным:

«Если сравнить вклады Ники Лауды и Михаэля Шумахера в успехи команды в соответствующие эры, то больше для «Феррари» сделал, безусловно, Ники. Михаэль многое сделал и его влияние было фантастическим, но в его эпоху улучшать машину помогали компьютеры. Ники же сделал даже больше — и все благодаря его способностям и чувствительности. Помню, на одних тестах во Фьорано мы немного поменяли переднюю подвеску на машине Ники и попросили его проехать три круга подряд. Он проехал всего один, затем вернулся в боксы и сказал: «Слушайте, ребята, в машине что-то очень изменилось».

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

В 1975-м Форгьери построил потрясающую машину, с которой Лауда уверенно выиграл первый за 11 лет для Скудерии чемпионский титул. Он наверняка выиграл бы и в 1976-м, но попал в ту самую аварию на «Нюрбургринге». И все же, вернувшись, Ники еще раз добился победы в первенстве – уже в 1977 году.

Открыл для автогонщиков личных тренеров

В 1976-м до аварии в Германии с Ники случилось происшествие: он перевернулся возле собственного дома на двухтонном тракторе и чудом не погиб, отделавшись всего лишь переломами трех ребер. Для скорейшего восстановления Ники порекомендовали известного в Австрии тренера Вилли Дунгля, соавтора успехов местных горнолыжников.

«Дунгль стал одним из важнейших для меня и для моей профессии людей, – рассказывал Лауда. – Он непобедим, он гений. Его знания, чутье, деликатность, его методы – я просто не могу себе представить, что на Земле есть второй человек, который столько же может. Он заново открыл для меня тело, и в возрасте 36 лет я в лучшей форме, чем в 26. Он привел меня к тому, что я сменил рацион питания и привычки, и для всего находил такие объяснения, которые я действительно мог понять».

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

Эта встреча оказала не только положительное влияние на физическую формы Лауды, но и встряхнула всю «Формулу-1»: в 80-х услугами Дунгля пользовался напарник Ники по «Макларену» Ален Прост, позже – соотечественник Герхард Бергер. А затем идею работы с физиотерапевтом перехватили и развили Айртон Сенна с Михаэлем Шумахером.

Сегодня пилота «Формулы-1» невозможно представить без сотрудничества с тренерами по физической подготовке, диетологами и в некоторых случаях – психологами. Этот стандарт ввел австрийский чемпион.

Вернулся в гонки после перерыва и помог «Макларену» снова стать великой командой

После побед с Эмерсоном Фиттипальди и Джеймсом Хантом в чемпионатах мира в 70-х «Макларен» потихоньку ушел с вершины автоспорта в тень, но в начале следующего десятилетия команду возглавил амбициозный Рон Деннис, который после долгих переговоров убедил Лауду вернуться с пенсии.

Возвращение оказалось тяжелым: сменилась техническая команда, пришел новый главный конструктор с новыми и сложными идеями, а соперники вырвались далеко вперед. Кроме того, Лауда плел интриги в руководстве, пытаясь заставить технического директора поскорее перейти с атмосферных двигателей на только что созданные, но пока еще ненадежные турбомоторы «Порше».

В конце концов Ники выиграл эту войну: с его подачи акционеры компании вынудили босса коллектива Денниса и технического директора Барнарда перейти на новые силовые установки прямо по ходу сезона-1983, и это сработало – в оставшейся части первенства команда устраняла многочисленные детские болезни техники, а в 1984-м разорвала «Формулу-1».

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

«Если бы переход случился в новом году, как хотело руководство, то мы бы только полгода устраняли неисправности и постоянно сходили», – резюмировал Ники.

Лауда в третий раз стал чемпионом – во многом за счет грамотного ментального подхода, которому его научил Дунгль, и выиграл у более быстрого напарника Проста пол-очка.

Сделал пилотов миллионерами

Сейчас в это трудно поверить, но в 60-х и начале 70-х пилоты «Формулы-1» зарабатывали совсем немного. Чтобы позволить себе постоянные перелеты, тесты и всевозможные машины, им приходилось рисковать и участвовать во множестве параллельных чемпионатов от «Формулы-2» до «Инди-500», Кан-Ам, туринг-заездах и множества прочих. Именно в таких гонках пилоты «Ф-1» чаще всего и гибли — самым ярким примером стал величайший чемпион 60-х Джим Кларк, разбившийся в совсем необязательной гонке «Ф-2».

«Почему мы увеличивали риск, соревнуясь в куче других чемпионатов на ужасно мощных машинах? Деньги, – вспоминал трехкратный чемпион «Ф-1» Джеки Стюарт. – Контракт на год в «Формуле-1» мог стоить 56 тысяч долларов, может, 80 тысяч, иногда 100-110 тысяч. Максимум! Даже контракт на 70 тысяч долларов считался отличной сделкой. Но если ты параллельно пилотировал машины ГТ за «Лотус», «Форд» или «Феррари», то ты получал замечательные условия — схожий контракт, плюс 50 процентов от призовых денег и еще 50 процентов от гонорара мог заработать бонусами. А в «Индикаре» вообще было еще больше денег. За третий ряд в квалификации (на самом деле четвертый, Джеки напутал — Sports.ru) я получил 30 тысяч долларов».

По первому контракту с «Феррари» Ники получил сходную сумму — 50 тысяч долларов. Тем не менее, после двух побед в 1974-м аппетиты австрийца изменились: он узнал, кто получает наибольший гонорар — счастливчиком оказался Ронни Петерсон из «Лотуса» с контрактом 250 тысяч в год — и потребовал у старика Энцо уже 300 тысяч. После нескольких трудных раундов переговоров Лауда получил всю желаемую сумму.

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

К моменту первого ухода из «Ф-1» гонорар Ники достиг миллиона долларов, а по возвращении в Гран-при «Макларен» утроил предыдущую зарплату австрийца. Вместе с максимальной зарплатой Ники росла и оплата труда менее именитых и титулованных гонщиков: с 1978 года хорошие пилоты могли сходу претендовать на сумму в 100-150 тысяч долларов, и необходимость в параллельном участии в других сериях с сомнительным уровнем безопасности отпала сама собой.

Финансовый гений и настойчивость Лауды помогли ему выплатить большинство долгов уже к концу 1975-го, а впоследствии он еще и монетизировал собственную аварию на «Нюрбургринге»: когда желание скрыть ожоги на голове вынудило его носить кепку, австриец начал продавать на ней рекламу. Ежегодная сумма за размещение логотипа обходилась компаниям в несколько миллионов долларов и почти не изменилась даже после завершения гоночной карьеры великого австрийца: по признаниям в интервью 2009 года, он продолжал так зарабатывать по 1,5 миллиона ежегодно.

Научил Проста умному пилотажу

Французский четырехкратный чемпион Ален Прост широко прославился аккуратным стилем вождения и бухгалтерским подходом к сбору очков в общий зачет — именно так он сумел победить великого Айртона Сенну в 1989-м. Однако Профессор не всегда ездил максимально расчетливо: до 1984-го он стремился выигрывать каждую гонку и каждый поул за счет своей скорости и мастерства, но не строил глобальных планов на чемпионат. В итоге Лауда собрал меньше первых мест (5 против 7), но больше подиумных позиций (4 против 2) — и стал чемпионом в третий раз, опередил напарника на 0,5 балла.

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

«Ники просто был умнее, – признал годы спустя Ален. – Он многому меня научил — например, адаптации к разным ситуациям. Самый сложный момент случился зимой между сезонами 1984 и 1985 годов: я читал газеты с заголовками «Ален Прост никогда не выиграет чемпионат». Потому что к тому моменту я уже упустил много титулов. И я сказал себе — 85-й будет моим сезоном. Я сделаю все, чтобы стать чемпионом — даже если придется доезжать на четвертых и пятых позициях. Мне нужно было изменить подход. И я его изменил. Я стал очень осторожным. Пример Ники из 84-го убедил меня, что нельзя пилотировать на все 100 постоянно. Я имею в виду не только гонки и квалификации, но даже практики вместе с частными тестами. Я все старался проезжать со стопроцентной отдачей, и когда я перешел в «Макларен», Ники без сомнений был медленнее меня. Но в конце сезона именно он стал чемпионом. Иногда по разным причинам он стартовал восьмым, девятым, десятым — но все равно оставался конкурентоспособным в гонке».

Абсолютно все свои титулы Прост выиграл после совместного сезона с Лаудой — и кто знает, сколько бы в итоге чемпионств досталось Профессору, если бы не уроки австрийца.

Помог возродить «Феррари» в 90-х

Скудерия в конце 80-х представляла невеселое зрелище: команда без шансов проигрывала личные титулы и Кубки конструкторов, приезжая первой 1-2 раза за сезон. Переломить ситуацию не смог даже Прост на пике карьеры: он одержал 5 побед в 1990-м, но все равно остался вторым, а год спустя не сумел выиграть вообще ни разу и вылетел за критику машины. Руководство компании решило устроить полную перестройку и вернуло на роль босса Луку ди Монтедземоло — спортивного директора славной эры Лауды. По приглашению расчетливого болонца к управлению «Феррари» подключился и Ники. Пока ди Монтедземоло занимался формированием технического штаба и строительством новой аэротрубы, Лауда взял на себя менеджерские функции.

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

«Ники не заботился об итальянских интригах, говорил прямым текстом и мог пробить заплесневелые структуры»- описывал работу австрийца пилот «Феррари» на тот момент Герхард Бергер в своей книге.

Лауда оказался так хорош, что смог провернуть одну из самых грандиозных сделок в истории «Ф-1» – покупку технологий «Хонды» для силовых установок без вреда для имиджа «Феррари». Никто не верил, что такое вообще возможно, но австрийский тандем Герхарда и Ники переломил мышление обеих компаний.

«Нашему двигателю не хватало 100 л.с., но в Италии никто не хотел об этом слышать — президент компании даже перестал подходить к телефону, когда я звонил ему с очередными жалобами, – вспоминал Бергер в своей книге. – На Гран-при Японии я пообедал с президентом «Хонды» Кавамото, и тот сказал мне, что они не вернутся в течение следующих четырех лет. Я забросил удочку: мог бы он себе представить продажу части своих технологий «Феррари»? Кава отреагировал положительно, заговорил о возможном обмене, так как его в свою очередь интересовали кое-какие вещи «Феррари», но ди Монтеземоло назвал меня сумасшедшим, но обещал подумать, как это можно реализовать без вреда для имиджа.

Лично Лука ни в коем случае не хотел привлекать к себе внимания. Зато Лауда вызывал мало подозрений, и поэтому на рождество 1992 года Ники отправили в Токио. Ники действительно выработал с Кавамото рамки, в которых мог происходить обмен технологиями без потери лица для «Феррари». Я думаю, что это было самым главным. Заголовка «Феррари покупает ноу-хау «Хонды Монтеземоло не пережил бы. Сделка состоялась, технологии перетекли с востока на запад и наши моторы действительно в течение полугода совершили рывок в 80 л.с».

Но настоящее возрождение «Феррари» началось не с моторов, а с новых назначений. Первым в 1993 году Скудерия подписала спортивного директора «Пежо» из «Ле-Мана» Жана Тодта — Лауда сыграл в этом самую прямую роль.

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

«Тодт относился со здоровым скептицизмом ко всему, что происходило в «Феррари», – писал Бергер. – Сегодня я знаю, что возрождение «Феррари» задержалось дольше, чем можно было предполагать, но оно несомненно началось в тот день, когда пришел Жан Тодт».

Именно после перехода француза и с его помощью Скудерия нашла в своей структуре сильнейшего моториста Паоло Мартинелли, а через два года к ним присоединился Михаэль Шумахер, поспособствовавший найму Росса Брауна и Рори Берна. В 2000-м немец с командой завершили, наконец, начатое Лаудой и ди Монтедземоло еще в 92-м.

«Если сравнить вклады Ники Лауды и Михаэля Шумахера в успехи команды в соответствующие эры, то больше для «Феррари» сделал, безусловно, Ники», – резюмировал в недавнем подкасте «Формулы-1» сам Лука.

Приложил руку к строительству современного «Мерседеса»

В 2012-м концерн «Даймлер» разочаровался в результатамах команды в «Формуле-1»: несмотря на огромные инвестиции и внушительною зарплату Михаэля Шумахера на выходе «трехлучевые» получили лишь одну победу и пять подиумов за три сезона. В результате немецкие боссы решили реформировать устройство команды, уменьшив влияние предыдущего спортивного директора Росса Брауна — в руководство пригласили Тото Вольффа из «Уильямса», соблазнив того пакетом в 30 процентов акций. Но еще до этого подписания «Мерседес» нанял Ники Лауду, сделав и его миноритарием (чемпиону досталось 10 процентов всех ценных бумаг) — именно австриец помогал с подбором замены Брауну и сыграл не последнюю роль в приглашении Льюиса Хэмилтона на замену Шумахеру.

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

При этом в «серебряных стрелах» учли предыдущий опыт Ники – в начале 2000-х австриец был одним из руководителей команды «Ягуар», но вместо помощи коллеге Бобби Рэйхолу начал интриговать и сделал все, чтобы выжить того из коллектива, расстроил планы по оздоровлению команды и фактически направил ее к краху.

Поэтому «Мерседес» не дал Ники реальных полномочий, сделав чемпиона неисполнительным председателем совета директоров: фактически австриец выполнял исключительно консультативные, представительские и переговорные функции (то есть как раз то, что у Лауды получалось лучше всего).

В итоге «Мерседес» и по сей день доминирует в «Формуле-1»: выиграл уже пять Кубков конструкторов и столько же личных титулов — уже третья доминирующая команда, к которой Ники напрямую приложил руку.

Владел авиакомпаниями

Гонщики ищут разные способы улучшить пилотаж, стать сильнее или победить мешающие на трассе эмоции — кто-то идет в ралли (как Кубица и Боттас), кто-то погружается в религию, как Сенна, кто-то шутит и дурачится, как Нельсон Пике и Бергер. У Лауды и здесь был свой подход: он еще с 1975-го дисциплинировал себя и учился бороться со всплесками эмоций путем полетов на самолетах. Управление машинами в воздухе настолько захватило австрийца, что он ушел из «Ф-1» в 1979-м ради учреждения собственной авиакомпании Lauda Air. Правда, она потребовала так много инвестиций, что стала одной из косвенных причин возвращения Ники в гонки — полеты начались лишь в 1985-м после решения всех финансовых вопросов.

ники лауда актер гонка. Смотреть фото ники лауда актер гонка. Смотреть картинку ники лауда актер гонка. Картинка про ники лауда актер гонка. Фото ники лауда актер гонка

В 2000 году Лауда продал компанию национальному перевозчику Austrian Airlines, но через три года вернулся в бизнес с брендом Niki. В 2016-м за ней последовала еще одна компания Lauda Motion – ее в 2018-м целиком выкупил Ryanair. Niki же несколько раз переходила из рук Лауды в руки Air Berlin, но в 2018 году чемпион вернул себе контрольный пакет и решил продолжать.

Причем авиакомпании были для австрийца не только бизнесом: он не раз самостоятельно садился за штурвал чартерных и частных рейсов.

Радовал паддок «Формулы-1» в последние годы жизни

Пусть у Ники и не было реальной власти в «Мерседесе», после каждой гонки пресса все равно в первую очередь бежала к нему – и получала самые яркие и насыщенные короткие цитаты о спорте.

После операций летом он перестал посещать Гран-при, но все были уверены, что человек с такой целеустремленностью непременно восстановится и вернется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *