nft art что это
Как заработать на гифках с котами: ультимативный гид по NFT-арту
Отвечаем на стыдные вопросы про цифровое искусство, а заодно рассказываем, как стать криптохудожником и зачем инвестировать в мемы.
В 2021 году искусством заинтересовались даже те, кто не любит ходить по музеям и путает Моне с Мане. Кажется, с арт-рынком действительно происходит что-то странное: то сожгут работу Бэнкси, то выставят на продажу твит. Каждый день находится кто-то, кто согласен выложить сотни тысяч долларов за короткое видео. Это как-то связано с NFT, блокчейном и криптовалютой. На самом деле всё не так сложно. Разобраться в хаосе поможет гайд Skillbox Media.
Что такое NFT-арт?
Любое цифровое искусство, которое продаётся за NFT-токены. Его ещё часто называют криптоартом. С искусством всё понятно. Как правило, это видео, музыка или цифровая живопись.
Переходим ко второй части определения. Токен — одна запись в блокчейн-цепочке. Но в последнее время для сделок в сфере арта используют особый вид токенов — NFT. NFT расшифровывается как non fungible token, то есть «невзаимозаменяемый токен». Дело в том, что по умолчанию все токены в цепочке взаимозаменяемы. Один рубль можно без потерь заменить другим — в блокчейне действует тот же принцип. Это не подходит для подтверждения прав собственности, ведь в таком случае то, что вы купили, легко подменить, и никто не заметит разницы.
Технология NFT в корне изменила ситуацию: каждый такой токен уникален. Его нельзя тайком поменять на другой. Это позволяет надёжно защитить права на что угодно — от гифки до дома.
Вот как это работает на арт-рынке. Художник или продавец загружает работу на специальный ресурс и разбивает её на один или несколько NFT-токенов. Приобретая такой токен, покупатель становится обладателем прав на объект (или его часть, если токенов несколько).
Обозреватель Skillbox Media, в прошлом продюсер РБК. Пишет про идеи, технологии и истории. И про то, как на всём этом можно заработать
Но ведь любой может скопипастить картинку из интернета. Зачем мне за неё платить?
Действительно, цифровой арт может скопировать кто угодно. И, как правило, бесплатно. В традиционной живописи есть единственный подлинник, созданный художником вручную, и множество репродукций, которые похожи на картину, но не идентичны ей. Оригинал стоит миллионы, а репродукции — копейки. В диджитале всё иначе. Копия цифрового изображения не отличается по качеству от оригинала: те же цвета и линии, то же разрешение. Так за что же платят тысячи долларов на NFT-аукционах?
Вернемся к нашему гипотетическому художнику или продавцу, который загружает цифровую работу на ресурс, чтобы разбить её на токены. Все NFT, которые он создаст, будут уникальными. Теоретически художник сможет залить одинаковые копии одной и той же работы сколько угодно раз и каждый раз будет получать уникальные токены, которые ни разу не повторятся. Это стало возможным из-за того, что на многих площадках не проверяют оригинальность работ, — просто регистрируешься и продаёшь.
Когда всё это появилось?
Технология NFT возникла в 2017 году. Но до этого токены и криптовалюту уже использовали в мире искусства. Так, в 2014 году в США запустилась платформа Monegraph, с помощью которой можно было регистрировать арт-объекты в блокчейне. Авторы, которые хотели сертифицировать свои работы, просто загружали на Monegraph их изображения и после проверки подлинности получали уникальный смарт-номер — аналог копирайта. А в 2015 году Венский музей прикладного искусства впервые купил картину за биткоины.
Со временем сделки стали сложнее. В 2018 году на криптовалютный аукцион выставили 31,5% от картины Энди Уорхола. Но настоящий бум криптоарта случился несколько месяцев назад. В феврале 2021 года права на гифку десятилетней выдержки Nyan Cat продали за 590 тысяч долларов, а в начале марта певица Граймс выручила 5,8 млн долларов за цифровые рисунки и видео. А 11 марта, как раз накануне выхода этого материала, российский художник Покрас Лампас продал права на фото своей уличной акции за 28 899 долларов. Во всех трёх случаях использовался формат NFT.
Кстати, в середине февраля американский критик Джерри Зальц опубликовал твит: «Что такое NFT?» Немецкий художник Марио Клингеманн сделал скриншот твита и выставил его на продажу на NFT-платформе Rarible. Сейчас этот арт-объект стоит 1 843 доллара.
Что не так с NFT-артом
Последние пару недель отовсюду доносятся новости о «новой эре диджитал искусства», продажах мемов и работ цифровых художников за сотни тысяч (!) нет, миллионы долларов! Это и возможность для цифровых художников наконец-то заработать свою копеечку, и для коллекционеров — козырять коллекцией гифок. Звучит круто? Ага, щас.
До Хабра тоже добралась NFT-истерия, так что я напишу об этом явлении немного под другим углом.
Право владения
Проще говоря, маркетплейсы приравнивают токен блокчейна к юридическому смыслу владения чем-то.
Прекрасный пример в этом контексте — как аукцион Christie’s продает NFT. Лот снабжается 33-страничным документом, суть которого сводится к тому, что покупатель в итоге владеет не объектом искусства, а криптотокеном (!) Цитата:
You acknowledge that ownership of an NFT carries no rights, express or implied, other than property rights for the lot (specifically, digital artwork tokenized by the NFT).
… You acknowledge and represent that there is substantial uncertainty as to the characterization of NFTs and other digital assets under applicable law.
Да, один из криптотокенов продали за 69 миллионов долларов. Маленький нюанс: аукцион получил комиссию в 9+ миллионов. Неплохо, да? Sotheby’s тоже пытается успеть в этот поезд.
В тему о регуляции крипты:
Crypto: “Take us seriously!”
FinCEN, Treasury: “Sure!”
Crypto: “No, not like that,”
Хайп в СМИ
В торгах за криптоарт участвовал Джастин Сан, основатель TRON. Он же кстати участвовал в торгах за самый первый твит, вместе с Синой Эстави, тоже аффилированным с TRON человеком. Если обратиться к другим громким покупкам, то окажется, большинство купили анонимный инвесторы, которые являются крупными держателями ETH и напрямую заинтересованы в повышении его курса. А еще можно покупать NFT у самого себя, заявляя крупную сделку для СМИ.
Вот такая незамысловатая схема.
Все-таки пирамида
Если попытаться отделить зерна от плевел и посмотреть на криптоарт и NFT в целом с экономической точки зрения, то появляется подозрение в стандартном пирамидообразном скаме. Схема Понци, или родная для нас МММ. Если брать шире, то есть мнения авторитетных экономистов, что и сам великий и ужасный биткойн — это схема Понци. Так считает например Нобелевский лауреат по экономике Пол Крюгман. Но не будем об этом, мы сейчас говорим только о криптоарте.
Комиссия по ценным бумагам США (SEC) даже выпустила простой чеклист о том, как распознать финансовую пирамиду. Пройдемся по ее пунктам в контексте криптоарта:
✅ No genuine product or service: предлагается платить за токен, который не дает реального права собственности.
✅ Promises of high returns in a short time period: примеры из СМИ показывают, что простой диджитал художник может продать свои работы за миллионы.
✅ Easy money or passive income: маркетплейсы предлагают “вечный” доход. Например Superrare, обещают 10% от вторичных продаж.
✅ Buy-in required: каждый, кто хочет продать свой объект цифрового искусства, или любой другой диджитал продукт, должен заплатить за транзакцию, причем не единожды. Вот как это в реальности:
✅ No demonstrated revenue from retail sales: ценность “владения” криптоартом неочевидна, примеров 2-5-10x перепродаж нет. Возможно пока (хаха).
✅ Emphasis on recruiting: отчаянное желание создать множество громких инфоповодов, чтобы у многих людей возник FOMO, и они побежали продовать свои цифровые объекты.
Довольно любопытной деталью этой пирамиды является то, что кроме обычного зарабатывания верхов за счет низов, здесь у организаторов есть возможность заработать на колебаниях курса криптовалюты — поможет хайп в СМИ и массовая регистрация новых ETH пользователей. Цифровым художникам повезет меньше, хотя конечно небольшая их часть сможет заработать немаленькие по своим меркам деньги.
Еще претензии к NFT
Чтобы считать криптоарт очередным скамом, достаточно и того, что я написал в этой статье. Но в процессе гугления я наткнулся на еще две претензии к этому явлению.
Кто угодно может скачать любой арт и продавать как NFT. Наверное здесь можно было бы порассуждать об авторских правах и владении в юридическом ключе, но в этом нет смысла, потому что никакого права собственности NFT не дает. Просто мелкие мошенники паразитируют на теле большой аферы.
Карбоновый след NFT. Его сравнивают с выбросами углерода целой страны, в Твиттере на эту тему большая волна хейта. Что ж, будем считать за проблему.
Выводы
Я не криптоэнтузиаст или криптохейтер, поэтому изучаю вопрос со стороны. Выводы абсолютно субъективные, на основе одного вечера гугления на эту тему.
Искусство уже очень давно является неплохим способом отмывания денег. Это вообще довольно интересная тема. Крипта, очевидно, стала еще одной альтернативой. Криптоарт?! К-к-комбо!
Хайп в СМИ по поводу NFT-арта не был бы возможен, если бы журналисты не гнались бы за кликбейтом, а включали бы критическое мышление и тратили бы пару часов на изучение вопроса. Мир точно был бы лучше.
По итогам криптоартхайпа богатые художники будут богаче, а бедные — беднее.
UPD от @K0styan: Офигеть, эта штука оказалась ещё более запущенной, чем я думал.
Чувак поковырялся в информации об объектах искусства, которая хранится в блокчейне (тред в Твиттере) и выяснил, что там лежит не то, что не файл в бинарном виде, а зачастую даже не его хэш. А тупо ссылка на сайт площадки.
Сдохнет ссылка — ну что ж, искусство вечно.
Искусство«Можно продать всё,
что угодно»: Я занимаюсь NFT-искусством
Рассказывает диджитал-художница Ульяна @jacksheartt
В начале марта Grimes всего за двадцать минут заработала почти шесть миллионов долларов, когда продала цифровую коллекцию искусства WarNymph. Картина робота-гуманоида Софии ушла с онлайн-аукциона за 688 тысяч долларов. Актриса и бизнесвумен Линдси Лохан за семнадцать тысяч долларов продала собственные цифровые портреты, которые потом перекупили почти за шестьдесят тысяч долларов. За всеми этими покупками и продажами стоит технология NFT — not-fungible token, что на русский можно перевести как «невзаимозаменяемый токен». По сути, NFT — это часть блокчейна, в которой записана информация о конкретной транзакции. Блокчейн — это цепочка таких транзакций.
NFT — это новый вид криптоактивов, и сейчас он становится всё более популярным. За прошлый год на фоне пандемии рынок NFT-продаж вырос в четыре раза, а сумма транзакций превысила двести пятьдесят миллионов долларов. NFT можно использовать для продажи чего угодно, но особенно популярны невзаимозаменяемые токены в крипто-арте: по данным платформы CryptoArt, к середине февраля стоимость всех проданных произведений искусства составила сто миллионов долларов. Крипто-артом теперь занимаются даже традиционные площадки для продаж искусства — например, Christie’s продал в марте работу художника Майка Винкельмана почти за семьдесят миллионов долларов.
В России тоже появляются свои представители и представительницы NFT-искусства. Одна из них — это диджитал-художница Ульяна @jacksheartt, которая уже успешно продаёт свои работы на NFT-маркетах. Поговорили с ней о том, что такое криптоискусство, как оно устроено и какая ему уготована судьба.
Об интересе к криптоискусству
Раньше я занималась организацией концертов. Много контактировала с художниками, заказывала у них постеры для концертных афиш. Рисую я с детства, но никогда не позиционировала себя как художницу, хотя всегда хотелось. Мне было непонятно, как можно начать это дело. Потом пришла пандемия — и я подумала, что это отличная возможность уйти из концертной сферы.
Когда всё закрыли, я жила в Москве, но потом переехала в родной город в Нижегородской области, где я могу жить в своей квартире без родителей. Я ушла из концертной сферы, деньги быстро закончились, другую работу я не хотела искать. Мне хотелось учиться 3D, так что я решила, что лучше буду сидеть за компом в своём городе, чем платить за аренду в Москве. С тех пор и сижу.
Когда ты начинаешь работать в 3D, то сначала повторяешь, смотришь за другими. У меня всегда было своё видение, но когда я рисовала, мне всё равно не нравилось то, что выходило. Работы были очень далеки от их образа в моей голове. Когда я начала этим заниматься, у меня не было никакой базы, при этом у меня большая насмотренность: последние лет десять я постоянно что-то смотрю. 3D представлялся мне сложным. Я боялась подступиться, а тут случился карантин — и через два-три месяца у меня начало получаться что-то вменяемое. Оказалось, что в 3D достаточно легко работать, если разобраться. Можно довольно быстро начать делать что-то реалистичное.
Сначала я предлагала 3D-работы всем своим знакомым музыкантам, хотела делать им обложки. В итоге я сделала две или три — бесплатно, потому что ни у кого нет денег. Скоро выйдет ещё одна обложка, которую я делала почти год назад для одного из моих любимых музыкантов, Hot Sugar.
О собственном
NFT-искусстве
Я подписана на многих 3D-художников. Мне очень нравится Саша Кац: я фолловлю её со школы, то есть уже очень давно. Ещё мне нравится творчество Никиты Реплянского. Они постили свои работы, которые продаются на Superrare — это крутая платформа, на которую сложно попасть. Я видела эти и миллион других аналогичных постов, но тогда ещё ничего в этом не понимала. Правда, в голове уже тогда отложилось, что существуют площадки, которые работают с криптоискусством.
Когда в России случился бум клабхауса, Никита в сториз рассказал, что собирается комната про крипто-арт. Было круто, что кто-то объяснял всё это на русском языке, не нужно читать миллиард статей на английском, которые я не до конца понимала. Можно было зайти, послушать и понять, что происходит. Тогда я узнала, что художник Brickspacer продал работу с Навальным за два эфира («эфир» — это сленговое название криптовалюты Ethereum, ETH. Сейчас один эфир эквивалентен почти ста сорока тысячам рублей. — Прим. ред.). По-моему, половину денег он перевёл «ФБК». Тогда я подумала, что NFT-искусство — это круто, надо следить. Потом появился канал в телеграме. Сейчас там уже девять с половиной тысяч человек, хотя месяц назад он был пустой. У этого канала есть чат, и я там тоже сижу. Так в России началась золотая лихорадка на NFT-искусство.
Тогда же мне тоже захотелось продавать свои работы с NFT. Сначала нужно было зарегистрировать кошелёк. Я установила самый простой, который работает со всеми сервисами, он называется Metamask. Он встроен в браузер, поэтому считается не до конца безопасным. Зато он удобный. Через обменник там можно покупать криптовалюту.
Ещё я начала активно вести твиттер на английском языке, чтобы как-то взаимодействовать с международным сообществом, подписываться на других интересных людей. Смотреть, кто что покупает, кто что продаёт, за сколько.
Что такое NFT-искусство
Есть несколько простых визуальных объяснений, что такое NFT. Художественный критик Джерри Сальтц в твиттере спросил, что такое NFT, и художник из Германии Марио Клингеман ему ответил: «Давай я тебе объясню». Клингеман заскринил два твита, выложил их на Rarible и назвал работу «This is an NFT, Jerry». Там её уже хотят перекупить за один эфир (почти тысяча девятьсот долларов. — Прим. ред.). Один чувак сделал картинку, где слева в прямоугольнике написано «JPG», а справа — «NFT» с синей галочкой верификации: на Foundation эту работу купили за семьдесят четыре эфира (почти десять миллионов рублей. — Прим. ред.).
NFT в таком случае подтверждает подлинность, уникальность чего-либо. Как на обычном арт-рынке. Например, кто-то хочет купить работу Покраса Лампаса. Сразу будет понятно, что если другой человек будет выдавать свои работы за творчество Покраса, то ему никто не поверит: все знают, кто такой Лампас, что он делает, где его работы выставляются. Здесь примерно то же самое: ты верифицируешь работы, говоришь, что ты автор. Чем круче автор, тем престижнее покупать его работы.
Сейчас есть не только много художников, но и много коллекторов (коллекционеров. — Прим. ред.). Если ты коллектор и у тебя намётан глаз, то ты можешь купить работы прикольных чуваков, которые только зашли на рынок. Их работы могут вырасти в цене, и ты потом можешь перепродать их. Это, по сути, инвестиция. Есть коллекторы, которые только инвестируют: они покупают работы известных чуваков и ждут, когда те станут ещё более известными. А кто-то, наоборот, поддерживает не самых известных художников — и смотрит, кто в перспективе может стать популярным.
Токен же, по сути, уникальный код. Он вписан в сеть блокчейна. Соответственно, чтобы работу токенизировать, её нужно вписать в сеть блокчейна. За это нужно платить газ — это комиссия, размер которой зависит от загруженности сети. Многие экоактивисты возмущаются, потому что блокчейн вредит экологии. Я сама не до конца поняла, насколько большая это проблема. Кто-то отрицает урон, кто-то соглашается с ним (серверы блокчейнов потребляют много электроэнергии, повышая выделение углекислого газа. Активисты полагают, что блокчейн ускоряет глобальное потепление. — Прим. ред.). Сейчас хотят сделать Ethereum 2.0, и он по идее будет полностью экологичным.
Токенизировать одну и ту же работу дважды можно, но это сильно повлияет на твою репутацию. Свои работы можно продавать в нескольких экземплярах, но если они существуют в единичном варианте, то они, разумеется, более уникальны, дороже стоят.
Об NFT-маркетах
Есть несколько известных платформ, где можно продавать NFT-искусство. Одна из них — это Rarible, платформа, которую сделали выходцы из России. Их концепция предполагает, что тебе необязательно быть очень известным художником, чтобы выкладывать и продавать свой крипто-арт. У них довольно низкий порог входа: нужно верифицировать свой твиттер и пройти модерацию. Сейчас они добавляют всё больше требований, потому что людей всё больше. Там есть не только арт — есть и фотографии, и нюдсы. Там куча всего, потому что продать можно всё что угодно. Покупку работ на Rarible можно сравнить с коллекционированием карточек в детстве, только теперь эти виртуальные.
На Rarible художник ставит максимальную цену, за которую хочет продать свою работу. Там есть ставки, если одна из них достигает максимальной отметки, то работа продана автоматически. Если нет, то ты можешь или принять меньшую сумму, или просто ждать дальше. Сначала все ставили высокие цены, и я тоже: эту фотографию я оценила в один эфир — ну мало ли! За такую цену у меня её никто не купил, конечно. Но она мне больше всего нравится. Через неделю чувак из чата сделал ставку, кажется, 0,1 эфира. Я подумала, что для меня это уже и так очень много, — и приняла её.
У платформы Foundation модный дизайн, он считается более продвинутым. В самом начале маркета его создатели выбрали пятьдесят художников и раздали им инвайты. Дальше уже эти художники приглашали других художников. Если тебя кто-то пригласил, то, значит, он или она считает тебя прикольным. Меня пригласила девочка из чата, за что ей спасибо. Когда у тебя есть первая продажа, тебе тоже дают сколько-то инвайтов. Вот эту работу я продала на Foundation, и мне дали пять приглашений. Очень интересное чувство, когда ты сама можешь приглашать кого-то.
Ещё есть Superrare, и эта платформа считается самой элитной. Туда очень сложно попасть, потому что всех художников отбирают кураторы площадки. Все считают Superrare золотым билетом, потому что там работы продаются за большую цену, чем на других площадках. При этом у всех платформ есть комиссии. На Rarible она составляет два с половиной процента — это очень мало. На Foundation — все пятнадцать процентов. Там за каждое действие нужно платить.
Сейчас у меня проданы три работы: за 0,15, 0,2 и 0,3 эфира. Это не очень много — кажется, чистыми я заработала около тридцати тысяч рублей. Но для меня это внушительная сумма. Есть примеры, когда российские художники продавали свои работы за два, три или даже пять эфиров. По идее на таких платформах можно продать всё что угодно, хоть тикток. На блокчейне можно записать даже права на недвижимость в будущем, просто пока это не развито, всё в зародышевом состоянии. Всё может повернуться в любую сторону.
Что такое NFT и почему они приносят миллионы
Все говорят о сделках с NFT на сотни тысяч и миллионы долларов. Что там продают?
С помощью NFT можно продать почти любой виртуальный объект — изображения, музыку, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового (или оцифрованного) искусства.
Аукционный дом Christie’s продал работу художника именно в виде NFT. За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай и одновременно — самая крупная сделка в истории на рынке NFT.
Участие Christie’s и итоговая сумма сделки подогрели хайп вокруг нового инструмента. На следующий день после аукциона Christie’s российский художник Покрас Лампас сделал свой NFT. Оригинал работы был написан на холсте, затем оцифрован и спроецирован на бетонные сооружения Чиркейской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа. После этого художник перевел фото проекции в токен и выставил на продажу.
Работа высмеивает коллекционеров, тратящих большие деньги на предметы искусства. На трафарете изображен аукцион: его участники борются за картину с надписью I canʼt believe you morons actually buy this shit («Не верится, что вы, кретины, реально скупаете это дерьмо»).
Илон Маск тоже не мог остаться в стороне от шумихи. Он спродюсировал трек про NFT и объявил в своем Twitter, что собирается его продать как токен.
Как цифровые объекты превращаются в NFT?
Это происходит на специальных платформах, работающих с NFT. Есть несколько популярных площадок — например, Rarible, Mintable, OpenSea. Последняя — самая крупная. Все они являются одновременно NFT-маркетплейсами и NFT-мастерскими.
Для создания токена понадобится кошелек в системе Ethereum (криптовалюта и блокчейн-платформа, созданные выходцем из России Виталиком Бутериным. — РБК Тренды), а также файл с цифровым контентом. Обычно алгоритм действий похож на работу с виртуальным фотоальбомом. Просто создаете коллекцию и добавляете в нее медиафайл (или файлы) в любом из доступных форматов — от PNG до MP4. Каждому файлу нужно придумать название и, желательно, описание.
Теперь остается только нажать кнопку Create. Площадка сама создает токен и отправляет его на верификацию. Некоторые платформы делают это с отсрочкой: токен создается уже после того, как на медиаконтент нашелся покупатель.
Схема монетизации у платформ разная: одни берут комиссию с покупателей NFT, другие — с автора (продавца). Размер комиссии тоже отличается — от десятых долей процента до 10% и более процентов от суммы сделки.
Так что такое NFT?
NFT — это non-fungible token, невзаимозаменяемый, или уникальный токен. Работают NFT на блокчейне, впервые они появились еще в 2017 году в системе Ethereum.
Сам по себе блокчейн фактически является реестром записей. Например, биткоин или эфир — записи в блокчейне. NFT — тоже. Такие токены, как и любую криптовалюту, можно хранить в своем криптокошельке и совершать с ними транзакции, покупать и продавать.
Но есть важное отличие. Биткоины, эфиры, прочие цифровые валюты и даже реальные деньги легко заменяют друг друга и делятся на части. Скажем, 0,1 биткоина или 0,1 эфира, как и 0,1 руб. — неуникальны. Их можно поменять на любые другие 0,1 биткоина, 0,1 эфира или 0,1 руб.
NFT нельзя разделить на части или заменить на аналогичный токен. С этой точки зрения NFT обладает всеми свойствами уникального предмета в физическом мире.
Понятнее не стало. У NFT есть четкое определение?
Единого и четкого определения для уникальных невзаимозаменяемых токенов нет и, вероятно, не появится. Попробуем привести более приземленный пример.
Когда вы покупаете квартиру в России, запись об этом появляется в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Эта запись регистрирует и доказывает ваши права на объект. Там указаны ваши личные данные и параметры квартиры. Так реальный объект недвижимости связывается с записью, подтверждающей права на него.
NFT — тоже реестровая запись, но в блокчейне. Она содержит в себе сам цифровой объект, например, картину Everydays: The First 5000 Days, информацию о создателе произведения (так NFT помогают защищать авторские права) и данные о владельце, а именно — номер его кошелька в системе Ethereum.
Кроме того, в NFT вшит определенный набор прав владельца. Обычно это разрешение на свободную демонстрацию изображений или проигрывание музыки и видео. Но иногда продавцы включают в токен весь набор авторских прав.
Таким образом, NFT — цифровое имущество (картины в формате JPG, аудиодорожки, видео, фотографии и много другое) плюс набор определенных прав на него. И с технической точки зрения неважно, идет ли речь о настоящем искусстве или о случайно созданном файле.
Откуда такой хайп вокруг NFT и такие суммы сделок? Люди сошли с ума?
Ажиотаж вокруг NFT только на первый взгляд кажется безумным. Давайте сделаем несколько шагов назад.
Ни о каких уникальных токенах или авторских правах речь здесь не идет: пользователи платят реальные деньги за кусок кода и картинку на экране. Причем принадлежит все это разработчикам — Valve в случае с Dota 2 и Team Fortress 2 или Blizzard в случае с Diablo 3.
Изображение T206 Honus Wagner легко найти в интернете. Посмотреть на него может каждый. Но оригиналом бейсбольной карты владеет тот, кто за нее заплатил. Так и с NFT, которым стала, к примеру, фотография проекции работы Покраса Лампаса на ГЭС. Фотография доступна всем, у кого есть доступ в Сеть. На нее можно посмотреть в Instagram художника. Но NFT с этим фото — уникальный цифровой объект, и он хранится в криптокошельке единственного владельца.
Если принять во внимание все эти факты, то NFT-бум уже не кажется чем-то странным. Почва для него давно была подготовлена геймерами и коллекционерами.
А причем тут котики?
«Криптокотики» (CryptoKitties) — популярная игра на блокчейне Ethereum, запущенная в конце 2017 года. Здесь пользователи создают, покупают, продают и разводят виртуальных котят.
Получается, NFT — это дорогая игрушка для геймеров и коллекционеров?
NFT, как и блокчейн с криптовалютами, — это всего лишь инструмент. Использовать его можно по-разному. Теоретически, в NFT можно упаковать что угодно, любой цифровой объект.
Сейчас NFT как инструмент активнее всего используют для распространения цифровых коллекционных предметов. Криптокотики, карточки с покемонами, работы Покраса Лампаса, Бэнкси и Beeple прекрасно оцифровываются и, с одной стороны, удовлетворяют тягу людей к коллекционированию, с другой — поддерживают создателей искусства.
Но использование уникальных токенов не ограничивается одним только коллекционированием.
Так, в 2019 году Nike запатентовала систему проверки подлинности кроссовок CryptoKicks. При покупке пары обуви генерируется NFT. Как и в случае с криптокотиками, такой токен содержит всю «родословную» кроссовок: данные о производителе, внешний вид и особые параметры, информацию о перепродажах.
Дальше виртуальная обувь начинает жить своей жизнью. Владельцы уникальных токенов с цифровыми кроссовками смогут скрещивать пары (да, опять как в CryptoKitties), и получать потомство, но уже в виде реальной обуви. Впрочем, новостей о CryptoKicks с 2019 года не было: похоже, пока эти планы остаются на бумаге.
Еще один пример связки реального и виртуального мира через NFT — проект Crypto Stamp австрийской почтовой службы. Это почтовые марки, привязанные к токенам. Их используют для отметки реальных почтовых отправлений. При этом каждая марка сохраняется на блокчейне и может быть частью цифровой филателистической коллекции.
А я могу дорого продать свои файлы с помощью NFT?
Скорее всего, здесь вы немного опоздали. В продажу и создание NFT уже включились коллекционеры и известные художники. Поэтому придумать что-то хайповое и привлечь внимание к своим цифровым произведениям обычным пользователям довольно сложно.
Судя по последним новостям и участию таких игроков как Christie’s, в 2021 году рынок NFT может еще раз рвануть вверх. Но как долго продлится этот рост и что будет с ценами на уже реализованные цифровые объекты, предсказать невозможно.