нетленный царю веков содержащий в деснице своей все пути жизни

Акафист Слава Богу за всё

Кондак 1

Нетле́нный Царю́ веко́в, содержа́щий в десни́це Свое́й все пути́ жи́зни челове́ческой си́лою спаси́тельного Про́мысла Тво­е­го́, благодари́м Тя за все ве́домые и сокрове́нные благодея́ния Твоя́, за земну́ю жизнь и за небе́сные ра́дости Ца́рства Тво­е­го́ бу́дущего. Простира́й нам и впредь Твои́ ми́лости, пою́щим:
С ла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Икос 1

Сла́бым беспо́мощным ребе́нком роди́лся я в мир, но Твой А́нгел просте́р све́тлые кры́лья, охраня́я мою́ колыбе́ль. С тех пор любо́вь Твоя́ сия́ет на всех путя́х мои́х, чу́дно руко­во­дя́ меня́ к све́ту ве́чности. Сла́вно ще́дрые дары́ Тво­е­го́ Про́мысла я́влены с пе́рвого дня и доны́не. Бла­го­да­рю́ и взыва́ю со все́ми, позна́вшими Тя:
С ла́ва Тебе́, призва́вшему меня́ к жи́зни; Сла́ва Тебе́, яви́вшему мне кра­со­ту́ вселе́нной.
С ла́ва Тебе́, раскры́вшему пре́до мно́ю не́бо и зе́млю как ве́чную кни́гу му́дрости; Сла́ва Твое́й ве́чности сре­ди́ ми́ра вре́менного.
С ла́ва Тебе́ за та́йные и я́вные ми́лости Твои́; Сла́ва Тебе́ за ка́ждый вздох гру́сти мое́й.
С ла́ва Тебе́ за ка́ждый шаг жи́зни, за ка́ждое мгнове́ние ра́дости.
С ла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 2

Го́споди, как хоро­шо́ гости́ть у Тебя́: благоуха́ющий ве́тер, го́ры, просте́ртые в не́бо, во́ды, как беспреде́льные зер­ка­ла́, отража́ющие зо́лото лу́чей и ле́гкость облако́в. Вся приро́да таи́нственно ше́пчется, вся пол­на́ ла́ски, и пти́цы и зве́ри но́сят печа́ть Твое́й люб­ви́. Благослове́нна мать зем­ля́ с ее скоротеку́щей красото́й, пробужда́ющей тос­ку́ по ве́чной отчи́зне, где в нетле́нной кра­со­те́ звучи́т: Аллилу́иа!

Икос 2

Ты ввел меня́ в э́ту жизнь, как в чару́ющий рай. Мы уви́дели не́бо, как глубо́кую си́нюю ча́шу, в лазу́ри кото́рой звеня́т пти́цы, мы услы́шали умиротворя́ющий шум ле́са и сладкозву́чную му́зыку вод, мы е́ли благоуха́нные и сла́дкие пло­ды́ и души́стый мед. Хоро­шо́ у Тебя́ на зем­ле́, ра́достно у Тебя́ в гостя́х.
С ла́ва Тебе́ за пра́здник жи́зни; Сла́ва Тебе́ за благоуха́ние ла́ндышей и роз.
С ла́ва Тебе́ за сла́достное разнообра́зие я́год и плодо́в;
С ла́ва Тебе́ за алма́зное сия́ние у́тренней росы́.
С ла́ва Тебе́ за улы́бку све́тлого пробужде́ния; Сла́ва
Т ебе́ за земну́ю жи́знь, предве́стницу небе́сной.
С ла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 3

Си́лою Ду́ха Свято́го обоня́ет ка́ждый цвето́к, ти́хое ве́яние арома́та, не́жность окра́ски, кра­со­та́ Вели́кого в ма́лом. Хва­ла́ и честь животворя́щему Бо́гу, простира́ющему луга́, как цвету́щий кове́р, венча́ющему поля́ зо́лотом коло́сьев и лазу́рью василько́в, а ду́ши – ра́достью созерца́ния. Весели́тесь и по́йте ему́: Аллилу́иа!

Икос 3

Как Ты прекра́сен в тор­же­стве́ вес­ны́, когда́ воскреса́ет вся тварь и на ты́сячи ладо́в ра́достно взыва́ет к Тебе́: Ты исто́чник жи́зни, Ты победи́тель сме́рти. При све́те ме́сяца и пе́сне соло­вья́ стоя́т доли́ны и леса́ в свои́х белосне́жных подвене́чных убо́рах. Вся зем­ля́ – неве́ста Твоя́, она́ ждет нетле́нного Жени­ха́. Е́сли Ты тра­ву́ так одева́ешь, то как же нас преобрази́шь в бу́дущий век воскресе́ния, как просветя́тся на́ши тела́, как засия́ют на́ши ду́ши!
С ла́ва Тебе́, изве́дшему из тем­но­ты́ зем­ли́ разнообра́зные кра́ски, вкус и арома́т; Сла́ва Тебе́ за раду́шие и ла́ску всей приро́ды.
С ла́ва Тебе́ за то, что Ты окружи́л нас ты́сячами Твои́х созда́ний; Сла́ва Тебе́ за глу­би­ну́ Тво­е­го́ ра́зума, отпечатле́нного во всем ми́ре.
С ла́ва Тебе́, благогове́йно целу́ю сле­ды́ Твое́й незри́мой сто­пы́; Сла́ва Тебе́, заже́гшему впе­ре­ди́ яркий свет ве́чной жи́зни.
С ла́ва Тебе́ за наде́жду бессме́ртной идеа́льной нетле́нной красоты́.
С ла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 4

Как Ты услажда́ешь ду́мающих о Тебе́, как животво́рно живо́е Сло́во Твое́, мя́гче еле́я и сла́достнее сот бесе́да с Тобо́й. Окрыля́ет и живи́т моли́тва к Тебе́; каки́м тре́петом тогда́ наполня́ется се́рдце и как велича́ва и разу́мна стано́вится тогда́ приро́да и вся жизнь! Где нет Тебя́ – там пусто­та́. Где Ты – там бога́тство души́, там живы́м пото́ком излива́ется песнь: Аллилу́иа!

Икос 4

Когда́ на зе́млю схо́дит зака́т, когда́ воцаря́ется поко́й ночно́го сна и тиши­на́ угаса́ющего дня, я ви́жу Твой черто́г под о́бразом сия́ющих пала́т и о́блачных се́ней зари́. Ого́нь и пурпу́р, зо́лото и лазу́рь проро́чески говоря́т о неизрече́нной кра­со­те́ Твои́х селе́ний, торже́ственно зову́т: пойде́м к Отцу́!
С ла́ва Тебе́ в ти́хий час ве́чера; Сла́ва Тебе́, изли́вшему ми́ру вели́кий поко́й.
С ла́ва Тебе́ за проща́льный луч заходя́щего со́лнца; Сла́ва Тебе́ за отды́х благода́тного сна.
С ла́ва Тебе́ за Твою́ бла́гость во мра́ке, когда́ дале́к весь мир; Сла́ва Тебе́ за умиле́нные моли́твы растро́ганной души́.
С ла́ва Тебе́ за обе́щанное пробужде́ние к ра́дости ве́чного невече́рнего дня.
С ла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 5

Не страш­ны́ бу́ри жите́йские тому́, у кого́ в се́рдце сия́ет свети́льник Тво­е­го́ огня́. Круго́м непого́да и тьма, у́жас и завыва́ние ве́тра. А в душе́ у него́ тиши­на́, и свет: там Христо́с! И се́рдце пое́т: Аллилу́иа!

Икос 5

Я ви́жу не́бо Твое́, сия́ющее зве́здами. О, как Ты бога́т, ско́лько у Тебя́ све́та! Луча́ми дале́ких свети́л смо́трит на меня́ ве́чность, я так мал и ничто́жен, но со мно́ю Госпо́дь, Его́ лю́бящая десни́ца храни́т меня́.
С ла́ва Тебе́ за непреста́нные забо́ты обо мне; Сла́ва Тебе́ за промысли́тельные встре́чи с людьми́.
С ла́ва Тебе́ за любо́вь родны́х, за пре́данность друзе́й; Сла́ва Тебе́ за кро́тость живо́тных, слу́жащих мне.
С ла́ва Тебе́ за све́тлые мину́ты мое́й жи́зни; Сла́ва Тебе́ за я́сные ра́дости се́рдца.
С ла́ва Тебе́ за сча́стье жить, дви́гаться и созерца́ть.
С ла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 6

Как Ты вели́к и бли́зок в мо́щном движе́нии гро­зы́, как вид­на́ Твоя́ могу́чая рука́ в изги́бах ослепи́тельных мо́лний, ди́вно вели́чие Твое́. Глас Госпо́день над поля́ми и в шу́ме лесо́в, глас Госпо́день в рож­де­стве́ гро́мов и дожде́й, глас Госпо́день над во́дами мно́гими. Хва­ла́ Тебе́ в гро́хоте огнеды́шащих гор. Ты сотряса́ешь зе́млю, как оде́жду. Ты вздыма́ешь до не́ба во́лны морски́е. Хва­ла́ смиря́ющему челове́ческую горды́ню, исторга́ющему покая́нный во́пль: Аллилу́иа!

Икос 6

Как мо́лния, когда́ осве́тит черто́ги пи́ра, то по́сле нее́ жа́лкими ка́жутся огни́ свети́льников. Так Ты внеза́пно блиста́л в душе́ мое́й во вре́мя са́мых си́льных ра́достей жи́зни. И по́сле молниено́сного све́та Тво­е­го́ каки́ми бесцве́тными, те́мными, при́зрачными каза́лись они́. Душа́ гнала́сь за Тобо́ю.
С ла́ва Тебе́, край и преде́л высоча́йшей челове́ческой меч­ты́; Сла́ва Тебе́ за на́шу неутоли́мую жа́жду Богообще́ния.
С ла́ва Тебе́, вдохну́вшему в нас неудовлетворе́нность земны́м; Сла́ва Тебе́, обле́кшему нас тонча́йшими луча́ми Твои́ми.
С ла́ва Тебе́, сокруши́вшему власть ду́хов тьмы, обре́кшему на уничтоже́ние вся́кое зло; Сла́ва Тебе́ за открове́ния Твои́, за сча́стье чу́вствовать Тебя́ и жи́ть с Тобо́ю.
С ла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 7

В ди́вном сочета́нии зву́ков слы́шится зов Твой. Ты открыва́ешь нам преддве́рия гряду́щего ра́я и мелоди́чность пе́ния в гармони́чных тона́х, в высо­те́ музыка́льных кра́сок, в бле́ске худо́жественного тво́рчества. Все и́стинно прекра́сное могу́чим призы́вом уно́сит ду́шу к Тебе́, заставля́ет восто́рженно петь: Аллилу́иа!

Икос 7

Наи́тием Свято́го Ду́ха Ты озаря́ешь мысль худо́жников, поэ́тов, ге́ниев нау́ки. Си́лой Сверхсозна́ния они́ проро́чески постига́ют зако́ны Твои́, раскрыва́я нам бе́здну тво́рческой прему́дрости Твое́й. Их дела́ нево́льно говоря́т о Тебе́: о, как Ты вели́к в Свои́х созда́ниях, о, как Ты вели́к в челове́ке.
С ла́ва Тебе́, яви́вшему непостижи́мую си́лу в зако́нах вселе́нной; Сла́ва Тебе́, вся приро́да пол­на́ зако́нов Тво­е­го́ бытия́.
С ла́ва Тебе́ за все откры́тое нам по бла́гости Твое́й; Сла́ва Тебе́ за то, что Ты сокры́л по му́дрости Твое́й. Сла́ва Тебе́ за гениа́льность челове́ческого ума́; Сла́ва Тебе́ за животворя́щую си́лу труда́.
С ла́ва Тебе́ за о́гненные язы­ки́ вдохнове́ния.
С ла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 8

Как бли́зок Ты во дни боле́зни, Ты Сам посеща́ешь больны́х, Ты Сам склоня́ешься у страда́льческого ложа, и се́рдце бесе́дует с Тобо́й. Ты ми́ром озаря́ешь ду́шу во вре́мя тя́жких скорбе́й и страда́ний, Ты посыла́ешь неожи́данную по́мощь. Ты утеша́ешь, Ты любо́вь испыту́ющая и спаса́ющая, Тебе́ пое́м песнь: Аллилу́иа!

Икос 8

Когда́ я в де́тстве пе́рвый раз созна́тельно призва́л Тебя́, Ты испо́лнил мою́ моли́тву, и ду́шу осени́л благогове́йный поко́й. Тогда́ я по́нял, что Ты – благ и блаже́нны прибега́ющие к Тебе́. Я стал призыва́ть Тебя́ сно́ва и сно́ва, и ны́не зову:
С ла́ва Тебе́, исполня́ющему во благи́х жела́ния мои́; Сла́ва Тебе́, бо́дрствующему на́до мной день и ночь.
С ла́ва Тебе́, врачу́ющему ско́рби и утра́ты цели́тельным тече́нием вре́мени; Сла́ва Тебе́, с Тобо́ю нет безнаде́жных поте́рь, Ты да́руешь всем ве́чную жизнь. Сла́ва Тебе́, Ты одари́л бессме́ртием все до́брое и высо́кое. Ты обеща́л жела́тельную встре́чу с уме́ршими.
С ла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 9

Отче­го́ вся приро́да таи́нственно улыба́ется во дни пра́здников? Отче­го́ тогда́ в се́рдце разлива́ется ди́вная ле́гкость, ни с чем земны́м не сравни́мая, и са́мый во́здух алта­ря́ и хра́ма стано́вится светоно́сным? Это ве́яние благода́ти Твое́й, э́то о́тблеск Фаво́рского све́та; тогда́ и не́бо и зем­ля́ хвале́бно пою́т: Аллилу́иа!

Икос 9

Когда́ Ты вдохновля́л меня́ служи́ть бли́жним, а ду́шу озаря́л смире́нием, то оди́н из бесчи́сленных луче́й Твои́х па́дал на мое́ се́рдце, и оно́ станови́лось светоно́сным, как желе́зо в огне́. Я ви́дел Твой таи́нственный, неулови́мый Лик.
С ла́ва Тебе́, преобрази́вшему на́шу жизнь дела́ми добра́; Сла́ва Тебе́, запечатле́вшему неска́занную сла́дость в ка́ждой за́поведи Твое́й.
С ла́ва Тебе́, я́вно пребыва́ющему там, где благоуха́ет милосе́рдие; Сла́ва Тебе́, посыла́ющему нам неуда́чи и ско́рби, да́бы мы бы́ли чу́ткими к страда́ниям други́х.
С ла́ва Тебе́, положи́вшему вели́кую награ́ду в самоце́нности добра́; Сла́ва Тебе́, прие́млющему высо́кий поры́в.
С ла́ва Тебе́, возвы́сившему любо́вь превы́ше все­го́ земно́го и небе́сного.
С ла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 10

Разби́тое в прах нель­зя́ восстанови́ть, но Ты восстана́вливаешь тех, у кого́ истле́ла со́весть. Ты возвраща́ешь пре́жнюю кра­со­ту́ ду́шам, безнаде́жно потеря́вшим ее́. С Тобо́й нет непоправи́мого. Ты весь любо́вь. Ты – Творе́ц и Восстанови́тель. Тебя́ хва́лим пе́снью: Аллилу́иа!

Икос 10

Бо́же мой, ве́дый отпаде́ние го́рдого а́нгела денни́цы, спа­си́ меня́ си́лою благода́ти, не дай мне отпа́сть от Тебя́, не дай усомни́ться в Тебе́. Обостри́ слух мой, да́бы во все мину́ты жи́зни я слы́шал Твой таи́нственный го́лос и взыва́л к Тебе́, вездесу́щему:
С ла́ва Тебе́ за промысли́тельное стече́ние обстоя́тельств; Сла́ва Тебе́ за благода́тные предчу́вствия.
С ла́ва Тебе́ за открове́ния во сне и наяву́.
С ла́ва Тебе́, разруша́ющему на́ши бесполе́зные за́мыслы; Сла́ва Тебе́, страда́ниями отрезвля́ющему нас от уга́ра страсте́й.
С ла́ва Тебе́, спаси́тельно смиря́ющему горды́ню се́рдца.
С ла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 11

Че́рез ледяну́ю цепь веко́в я чу́вствую теп­ло́ Тво­е­го́ Боже́ственного дыха́ния, слы́шу струя́щуюся кровь. Ты уже́ бли́зок, часть вре́мени рассе́ялась. Я ви́жу Твой Крест – он ра́ди меня́. Мой дух в пра́хе пред Кресто́м: здесь тор­же­ство́ люб­ви́ и спасе́ния, здесь не умолка́ет во ве́ки хва­ла́: Аллилу́иа!

Икос 11

Блаже́н, кто вкуси́т ве́черю во Ца́рствии Твое́м, но Ты уже́ на зем­ле́ приобщи́л меня́ э́того блаже́нства. Ско́лько раз Ты простира́л мне Боже́ственной десни́цей Те́ло и Кровь Твои́, и я, многогре́шный, принима́л эту святы́ню и чу́вствовал Твою́ любо́вь, несказа́нную, сверхъесте́ственную.
С ла́ва Тебе́ за непостижи́мую живи́тельную си́лу благода́ти; Сла́ва Тебе́, воздви́гшему Це́рковь Твою́ как ти́хое приста́нище изму́ченному ми́ру.
С ла́ва Тебе́, возрожда́ющему нас животворя́щими во́дами креще́ния; Сла́ва Тебе́, Ты возвраща́ешь ка́ющимся чисто­ту́ непоро́чных ли́лий.
С ла́ва Тебе́, неиссяка́емая бе́здна проще́ния; Сла́ва Тебе́ за ча́шу жи́зни, за хлеб ве́чной ра́дости.
С лава Тебе, воз­вед­ше­му нас на не́бо.
С ла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 12

Я ви́дел мно́го раз отраже́ние сла́вы Твое́й на ли́цах у́мерших. Како́й неземно́й красото́й и ра́достью свети́лись они́, как возду́шны, нематериа́льны бы́ли их чер­ты́, э́то бы́ло тор­же­ство́ дости́гнутого сча́стья, поко́я; молча́нием они́ зва́ли к Тебе́. В час кончи́ны мое́й про­све­ти́ и мою́ ду́шу, зову́щую: Аллилу́иа!

Икос 12

Что моя́ хва­ла́ пред Тобо́й! Я не слыха́л пе́ния Херуви́мов, э́то уде́л высо́ких душ, но я зна́ю, как хва́лит Тебя́ приро́да. Я созерца́л зимо́й, как в лу́нном безмо́лвье вся зем­ля́ тихо моли́лась Тебе́, облече́нная в бе́лую ри́зу, сия́я алма́зами сне́га. Я ви́дел, как ра́довалось о Тебе́ восходя́щее со́лнце и хо́ры птиц греме́ли сла́ву. Я слы́шал, как таи́нственно о Тебе́ шуми́т лес, пою́т ве́тры, журча́т во́ды, как пропове́дуют о Тебе́ хо́ры свети́л свои́м стро́йным движе́нием в бесконе́чном простра́нстве. Что моя́ хва­ла́! Приро́да послу́шна, а я – нет, пока́ живу́, я ви́жу любо́вь Твою́, хочу благодари́ть, моли́ться и взыва́ть:
С ла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет; Сла́ва Тебе́, возлюби́вшему нас любо́вью глубо́кой, неизмери́мой, боже́ственной.
С ла́ва Тебе́, осеня́ющему нас све́том, со́нмами а́нгелов и святы́х; Сла́ва Тебе́, Всесвя́тый О́тче, запове́давший нам Твое́ Ца́рство.
С ла́ва Тебе́, Искупи́телю Сы́не, откры́вший нам путь к спасе́нию; Сла́ва тебе́, Ду́ше Свя́тый, животворя́щее со́лнце бу́дущего ве́ка.
С ла́ва Тебе́ за все, о Тро́ице Боже́ственная, Всеблага́я.
С ла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 13

О Всеблага́я и Животворя́щая Тро́ице, при­ми́ благодаре́ние за вся ми́лости Твоя́ и яви́ нас досто́йными Твои́х благодея́ний, да́бы, умно́жив вве́ренные нам тала́нты, мы во́шли в ве́чную ра́дость Го́спода сво­е­го́ с побе́дной хвало́й: Аллилу́ия! Аллилу́ия! Аллилу́иа!

Этот кондак чита­ет­ся три­жды, затем 1‑й икос: «Сла­бым бес­по­мощ­ным ребен­ком…» и 1‑й кондак: «Нетлен­ный Царю…»

Об акафисте «Слава Богу за все» и его авторе

Бла­го­дар­ствен­ный ака­фист «Сла­ва Богу за все» напи­сал в после­ре­во­лю­ци­он­ные годы мит­ро­по­лит Три­фон (в миру Борис Пет­ро­вич Тур­ке­ста­нов). Родил­ся он 29 нояб­ря 1861 года в Москве. Отец его, князь Тур­ке­ста­нов (1830—1891), был пря­мым потом­ком древ­не­го кня­же­ско­го рода из Гру­зии. Пра­дед, князь Борис Пан­кра­тье­вич Тур­ке­ста­но­шви­ли, в память кото­ро­го он полу­чил имя, выехал в Рос­сию при Пет­ре I. Мать буду­ще­го свя­ти­те­ля — Вар­ва­ра Алек­сан­дров­на, урож­ден­ная княж­на Нарышкина.
Во вре­мя тяже­лой болез­ни сына, еще мла­ден­ца, когда вра­чи поте­ря­ли надеж­ду на его выздо­ров­ле­ние, мать ходи­ла в цер­ковь свя­то­го муче­ни­ка Три­фо­на и моли­лась об исце­ле­нии сына, обе­щая после выздо­ров­ле­ния посвя­тить его Богу и, если сын спо­до­бит­ся мона­ше­ско­го чина, дать ему имя Три­фон. Когда мла­де­нец выздо­ро­вел. Вар­ва­ра Алек­сан­дров­на совер­ши­ла с ним поезд­ку в Опти­ну Пустынь к про­слав­лен­но­му на всю Рос­сию стар­цу Амвро­сию. Встре­чая их, ста­рец неожи­дан­но ска­зал сто­я­ще­му перед ним наро­ду: «Дай­те доро­гу, архи­ерей идет». Рас­сту­пив­ши­е­ся люди с удив­ле­ни­ем уви­де­ли вме­сто архи­ерея жен­щи­ну с ребен­ком. В 1887 году Борис, полу­чив бла­го­сло­ве­ние роди­те­лей, посту­пил послуш­ни­ком в Опти­ну Пустынь к стар­цу Амвро­сию, кото­рый и бла­го­сло­вил его на монашество.
В 1891 году Борис при­нял мона­ше­ский постриг с име­нем Три­фон в честь свя­то­го муче­ни­ка Три­фо­на — так испол­нил­ся обет, дан­ный мате­рью. Вско­ре о. Три­фон был руко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­ны, а затем в иеро­мо­на­хи. Ста­рец Амвро­сий бла­го­сло­вил его на уче­бу в Мос­ков­ской Духов­ной ака­де­мии. Во вре­мя уче­бы иеро­мо­нах Три­фон избрал слу­же­ние в пере­сыль­ной тюрь­ме. В 1895 году о. Три­фон окон­чил Ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бого­сло­вия, защи­тив дис­сер­та­цию на тему «Древ­не­хри­сти­ан­ские и Оптин­ские стар­цы». Он знал пять язы­ков: гре­че­ский, латынь, фран­цуз­ский, немец­кий и английский.
С 1895 по 1901 год о. Три­фон был смот­ри­те­лем Мос­ков­ско­го Духов­но­го учи­ли­ща, рек­то­ром Вифан­ской, а затем Мос­ков­ской Духов­ных семи­на­рий. 18 июля 1901 года он стал епи­ско­пом Дмит­ров­ским, вика­ри­ем Мос­ков­ской епар­хии, и был на этом посту почти 15 лет. Епи­скоп Три­фон часто совер­шал бого­слу­же­ния, очень полю­бив­ши­е­ся моск­ви­чам, мно­го про­по­ве­до­вал, вел огром­ную цер­ков­ную и обще­ствен­ную рабо­ту, не остав­ляя и сво­их науч­ных тру­дов. За уди­ви­тель­ный дар сло­ва веру­ю­щий народ про­звал его «Мос­ков­ским Зла­то­устом». Вла­ды­ка был духов­но свя­зан со мно­ги­ми подвиж­ни­ка­ми Рус­ской Церк­ви — Оптин­ски­ми стар­ца­ми Ана­то­ли­ем и Вар­со­но­фи­ем (кото­ро­го воз­вел в сан архи­манд­ри­та), стар­цем Геф­си­ман­ско­го ски­та Вар­на­вой, стар­цем Заха­ри­ей. После нача­ла Пер­вой миро­вой вой­ны епи­скоп слу­жил в дей­ству­ю­щей армии. На поль­ском фрон­те он полу­чил кон­ту­зию и вынуж­ден был воз­вра­тить­ся в Моск­ву с рас­стро­ен­ным здо­ро­вьем. В 1916 году епи­скоп Три­фон ушел на покой в Ново-Иеру­са­лим­ский Вос­кре­сен­ский мона­стырь. После поезд­ки на фронт он сно­ва воз­вра­тил­ся в 1917 году в Новый Иерусалим.
С 1918 года епи­скоп Три­фон жил в Москве, не при­ни­мая уча­стия в адми­ни­стра­тив­ных делах Церк­ви. К нему посто­ян­но шел поток посе­ти­те­лей за сове­том и по духов­ным и по житей­ским вопро­сам. Веру­ю­щий народ уже почи­тал его как вели­ко­го архи­ерея, заме­ча­тель­но­го про­по­вед­ни­ка и духо­нос­но­го стар­ца-подвиж­ни­ка. Его сове­ты и мне­ния неред­ко были реша­ю­щи­ми не толь­ко для судеб его мно­го­чис­лен­ных духов­ных детей, но и во мно­гих собы­ти­ях, свя­зан­ных с судь­бой Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви после рево­лю­ции. Свя­той пат­ри­арх Тихон любил вла­ды­ку, часто слу­жил вме­сте с ним, а в 1923 году воз­вел его в сан архи­епи­ско­па. Они были дву­мя вели­ки­ми духов­ны­ми стол­па­ми, кото­рые под­дер­жи­ва­ли свя­тую Рус­скую Цер­ковь в жесто­кое и мно­госкорб­ное для Рос­сии время.
После кон­чи­ны пат­ри­ар­ха Тихо­на в 1925 году роль архи­епи­ско­па Три­фо­на еще более воз­рос­ла. Нахо­дясь фор­маль­но на покое, он был поис­ти­не одним из глав­ных духов­ных води­те­лей Рос­сий­ско­го Пра­во­сла­вия, в 1931 году в годов­щи­ну 30-летия сво­е­го епи­скоп­ско­го слу­же­ния архи­епи­скоп Три­фон был воз­ве­ден в сан митрополита.
В 20–30‑е годы сло­во вла­ды­ки Три­фо­на было зако­ном для тех, кто сохра­нил истин­ную веру и духов­ный разум в ужа­сах рос­сий­ской жиз­ни; народ верил, что его уста­ми гово­рил сам Гос­подь. Худож­ник Павел Корин, напи­сав­ший с нату­ры порт­рет мит­ро­по­ли­та Три­фо­на, вспо­ми­нал, что боль­шин­ство порт­ре­тов духов­ных лиц для «Руси ухо­дя­щей» он смог напи­сать толь­ко бла­го­да­ря вла­ды­ке. Те, кого худож­ник при­гла­шал в мастер­скую, согла­ша­лись пози­ро­вать лишь после того, как узна­ва­ли о бла­го­сло­ве­нии почи­та­е­мо­го все­ми митрополита.
Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны мит­ро­по­лит Три­фон напи­сал этот уди­ви­тель­ный ака­фист, кото­рый стал его духов­ным заве­ща­ни­ем. «Сла­ва Богу за все» — в этих сло­вах глав­ный духов­ный опыт Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви во вре­мя самых жесто­ких гоне­ний, когда-либо в исто­рии пере­но­си­мых Цер­ко­вью Хри­сто­вой. Вспом­ним, что эти­ми же сло­ва­ми закон­чил свое выступ­ле­ние на суде в 1924 году мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Вени­а­мин (Казан­ский), невин­но осуж­ден­ный и при­го­во­рен­ный к рас­стре­лу на про­цес­се по делу об изъ­я­тии цер­ков­ных ценностей.
Сам Хри­стос ска­зал: Мужай­тесь: Я побе­дил мир ( Ин.16:33 ), и пото­му, каки­ми бы труд­ны­ми и печаль­ны­ми ни были собы­тия зем­ной исто­рии, сила Божия все­гда побеж­да­ет. Идет смер­тель­ный бой, и мы зна­ем, что Хри­стос уже побе­дил вра­га рода чело­ве­че­ско­го, но дол­жен побе­дить и каж­дый чело­век. Вос­кре­се­ние ста­ло воз­мож­ным толь­ко после Гол­го­фы, и кажу­ще­е­ся пора­же­ние мил­ли­о­нов уми­ра­ю­щих за веру и прав­ду ста­но­вит­ся побе­дой — путем к жиз­ни веч­ной, нескон­ча­е­мой, радост­ной. Об этом и поет вдох­но­вен­но вели­кий сын Рос­сии, бла­го­да­ря Бога за «все ведо­мые и сокро­вен­ные бла­го­де­я­ния Твоя, за зем­ную жизнь и за небес­ные радо­сти Цар­ствия Тво­е­го буду­ще­го», что­бы, «умно­жив вве­рен­ные нам талан­ты, мы вошли в веч­ную радость Гос­по­да сво­е­го с побед­ной хва­лой: Аллилуия!»
Скон­чал­ся мит­ро­по­лит Три­фон 14 июня 1934 года и был погре­бен на Вве­ден­ском клад­би­ще в Москве. Моги­ла его и доныне явля­ет­ся пред­ме­том почи­та­ния мил­ли­о­нов пра­во­слав­ных россиян.

Источник

Произведение: Слава Богу за всё

Акафист «Слава Богу за всё» был написан владыкой Трифоном в тридцатые годы — самый разгар террора безбожной власти. Этот удивительный текст — подлинный ответ Церкви на гонения и ужас тоталитарного государства (или просто ужас падшего мира). Приведем несколько строчек из Акафиста: Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях. Слава Тебе за праздник жизни; Слава Тебе за благоухание ландышей и роз. Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов; Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы. Слава Тебе за улыбку светлого пробуждения; Слава Тебе за земную жизнь, предвестницу небесной. Слава Тебе, Боже, во веки.

Категории

Группа Вконтакте

Facebook группа

Акафист «Слава Богу за всё»

Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой силою спасительного промысла Твоего, благодарим Тя за все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за земную жизнь и за небесные радости Царства Твоего будущего. Простирай нам и впредь Твои милости, поющим: Слава Тебе, Боже, во веки.

Слабым беспомощным ребенком родился я в мир, но Твой Ангел простер светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех путях моих, чудно руководя меня к свету вечности. Славно щедрые дары Твоего Промысла явлены с первого дня и доныне. Благодарю и взываю со всеми, познавшими Тя:

Слава Тебе, призвавшему меня к жизни;

Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной.

Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю как вечную книгу мудрости;

Слава Твоей вечности среди мира временного.

Слава Тебе за тайные и явные милости Твои;

Слава Тебе за каждый вздох грусти моей.

Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости;

Слава Тебе, Боже, во веки.

Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоухающий ветер, горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки, и птицы и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать-земля с ее скоротекущей красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуия!

Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях.

Слава Тебе за праздник жизни;

Слава Тебе за благоухание ландышей и роз.

Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов;

Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы.

Слава Тебе за улыбку светлого пробуждения;

Слава Тебе за земную жизнь, предвестницу небесной.

Слава Тебе, Боже, во веки.

Слава Тебе, изведшему из темноты земли разнообразные краски, вкус и аромат;

Слава Тебе за радушие и ласку всей природы.

Слава Тебе за то, что Ты окружил нас тысячами Твоих созданий;

Слава Тебе за глубину Твоего разума, отпечатленного во всем мире.

Слава Тебе, благоговейно целую следы Твоей незримой стопы;

Слава Тебе, зажегшему впереди яркий свет вечной жизни.

Слава Тебе за надежду бессмертной идеальной нетленной красоты;

Слава Тебе, Боже, во веки.

Когда на землю сходит закат, когда воцаряется покой ночного сна и тишина угасающего дня, я вижу Твой чертог под образом сияющих палат и облачных сеней зари. Огонь и пурпур, золото и лазурь пророчески говорят о неизреченной красоте Твоих селений, торжественно зовут: пойдем к Отцу!

Слава Тебе в тихий час вечера;

Слава Тебе, излившему миру великий покой.

Слава Тебе за прощальный луч заходящего солнца;

Слава Тебе за отдых благодатного сна.

Слава Тебе за Твою благость во мраке, когда далек весь мир;

Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души.

Слава Тебе за обещанное пробуждение к радости вечного невечернего дня; Слава Тебе, Боже, во веки.

Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра. А в душе у него тишина и свет: там Христос! И сердце поет: Аллилуия!

Я вижу небо Твое, сияющее звездами. О, как Ты богат, сколько у Тебя света! Лучами далеких светил смотрит на меня вечность, я так мал и ничтожен, но со мною Господь, Его любящая десница всюду хранит меня.

Слава Тебе за непрестанные заботы обо мне;

Слава Тебе за промыслительные встречи с людьми.

Слава Тебе за любовь родных, за преданность друзей;

Слава Тебе за кротость животных, служащих мне.

Слава Тебе за светлые минуты моей жизни;

Слава Тебе за ясные радости сердца.

Слава Тебе за счастье жить, двигаться и созерцать;

Слава Тебе, Боже, во веки.

Как Ты велик и близок в мощном движении грозы, как видна Твоя могучая рука в изгибах ослепительных молний, дивно величие Твое. Глас Господень над полями и в шуме лесов, глас Господень в рождестве громов и дождей, глас Господень над водами многими. Хвала Тебе в грохоте огнедышащих гор. Ты сотрясаешь землю, как одежду. Ты вздымаешь до неба волны морские. Хвала смиряющему человеческую гордыню, исторгающему покаянный вопль: Аллилуия!

Слава Тебе, край и предел высочайшей человеческой мечты!

Слава Тебе за нашу неутолимую жажду Богообщения.

Слава Тебе, вдохнувшему в нас неудовлетворенность земным;

Слава Тебе, облекшему нас тончайшими лучами Твоими.

Слава Тебе, сокрушившему власть духов тьмы, обрекшему на уничтожение всякое зло;

Слава Тебе за откровения Твои, за счастье чувствовать Тебя и жить с Тобою.

Слава Тебе, Боже, во веки.

В дивном сочетании звуков слышится зов Твой. Ты открываешь нам преддверия грядущего рая и мелодичность пения в гармоничных тонах, в высоте музыкальных красок, в блеске художественного творчества. Все истинно прекрасное могучим призывом уносит душу к Тебе, заставляет восторженно петь: Аллилуия!

Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой Сверхсознания они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. Их дела невольно говорят о Тебе: о, как Ты велик в Своих созданиях, о, как Ты велик в человеке.

Слава Тебе, явившему непостижимую силу в законах вселенной;

Слава Тебе, вся природа полна законов Твоего бытия.

Слава Тебе за все открытое нам по благости Твоей;

Слава Тебе за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей.

Слава Тебе за гениальность человеческого ума;

Слава Тебе за животворящую силу труда.

Слава Тебе за огненные языки вдохновения;

Слава Тебе, Боже, во веки.

Как близок Ты во дни болезни, Ты Сам посещаешь больных, Ты Сам склоняешься у страдальческого ложа, и сердце беседует с Тобой. Ты миром озаряешь душу во время тяжких скорбей и страданий, Ты посылаешь нежданную помощь. Ты утешаешь, Ты любовь испытующая и спасающая, Тебе поем песнь: Аллилуия!

Слава Тебе, исполняющему во благих желания мои;

Слава Тебе, бодрствующему надо мной день и ночь.

Слава Тебе, врачующему скорби и утраты целительным течением времени;

Слава Тебе, с Тобою нет безнадежных потерь. Ты даруешь всем вечную жизнь.

Слава Тебе, Ты одарил бессмертием все доброе и высокое, Ты обещал желаемую встречу с умершими;

Слава Тебе, Боже, во веки.

Отчего вся природа улыбается во дни праздников? Отчего тогда в сердце разливается дивная легкость, ни с чем земным не сравнимая, и самый воздух алтаря и храма становится светоносным? Это веяние благодати Твоей, это отблеск Фаворского света; тогда и небо и земля хвалебно поют: Аллилуия!

Когда Ты вдохновлял меня служить ближним, а душу озарял смирением, то один из бесчисленных лучей Твоих падал на мое сердце, и оно становилось светоносным, как железо в огне. Я видел Твой таинственный, неуловимый Лик.

Слава Тебе, преобразившему нашу жизнь делами добра;

Слава Тебе, запечатлевшему несказанную сладость в каждой заповеди Твоей.

Слава Тебе, явно пребывающему там, где благоухает милосердие;

Слава Тебе, посылающему нам неудачи и скорби, дабы мы были чуткими к страданиям других.

Слава Тебе, положившему великую награду в самоценности добра;

Слава Тебе, приемлющему высокий порыв.

Слава Тебе, возвысившему любовь превыше всего земного и небесного;

Слава Тебе, Боже, во веки.

Боже мой, ведый отпадение гордого ангела Денницы, спаси меня силою благодати, не дай мне отпасть от Тебя, не дай усомниться в Тебе. Обостри слух мой, дабы во все минуты жизни я слышал Твой таинственный голос и взывал к Тебе, вездесущему:

Слава Тебе за промыслительное стечение обстоятельств;

Слава Тебе за благодатные предчувствия.

Слава Тебе за указание тайного голоса;

Слава Тебе за откровения во сне и наяву.

Слава Тебе, разрушающему наши бесполезные замыслы;

Слава Тебе, страданиями отрезвляющему нас от угара страстей.

Слава Тебе, спасительно смиряющему гордыню сердца;

Слава Тебе, Боже, во веки.

Блажен, кто вкусит вечерю во Царствии Твоем, но Ты уже на земле приобщил меня этого блаженства. Сколько раз Ты простирал мне Божественной десницей Тело и Кровь Твои, и я, многогрешный, принимал эту святыню и чувствовал Твою любовь, несказанную, сверхъестественную.

Слава Тебе за непостижимую живительную силу благодати;

Слава Тебе, воздвигшему Церковь Твою как тихое пристанище измученному миру.

Слава Тебе, возрождающему нас животворящими водами крещения;

Слава Тебе, Ты возвращаешь кающимся чистоту непорочных лилий.

Слава Тебе, неиссякаемая бездна прощения;

Слава Тебе за чашу жизни, за хлеб вечной радости.

Слава Тебе, возведшему нас на небо;

Слава Тебе, Боже, во веки.

Я видел много раз отражение славы Твоей на лицах умерших. Какой неземной красотой и радостью светились они, как воздушны, нематериальны были их черты, это было торжество достигнутого счастья, покоя; молчанием они звали к Тебе. В час кончины моей просвети и мою душу, зовущую: Аллилуия!

Слава Тебе, показавшему нам свет;

Слава Тебе, возлюбившему нас любовью глубокой, неизмеримой, божественной.

Слава Тебе, осеняющему нас светом, сонмами Ангелов и святых;

Слава Тебе, Всесвятый Отче, заповедавший нам Твое Царство.

Слава Тебе, Искупителю Сыне, открывший нам путь к спасению;

Слава тебе, Душе Святый, Животворящее Солнце будущего века.

Слава Тебе за все, о Троице Божественная, Всеблагая;

Слава Тебе, Боже, во веки.

О Всеблагая и Животворящая Троице, прими благодарение за вся милости Твоя и яви нас достойными Твоих благодеяний, дабы, умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуия!

Этот кондак читается трижды, затем

1-й икос: «Слабым беспомощным ребенком. «

и 1-й кондак: «Нетленный Царю. «

Об акафисте «Слава Богу за все» и его авторе

Во время тяжелой болезни сына, еще младенца, когда врачи потеряли надежду на его выздоровление, мать ходила в церковь святого мученика Трифона и молилась об исцелении сына, обещая после выздоровления посвятить его Богу и, если сын сподобится монашеского чина, дать ему имя Трифон. Когда младенец выздоровел. Варвара Александровна совершила с ним поездку в Оптину Пустынь к прославленному на всю Россию старцу Амвросию. Встречая их, старец неожиданно сказал стоящему перед ним народу: «Дайте дорогу, архиерей идет». Расступившиеся люди с удивлением увидели вместо архиерея женщину с ребенком. В 1887 году Борис, получив благословение родителей, поступил послушником в Оптину Пустынь к старцу Амвросию, который и благословил его на монашество.

С 1918 года епископ Трифон жил в Москве, не принимая участия в административных делах Церкви. К нему постоянно шел поток посетителей за советом и по духовным и по житейским вопросам. Верующий народ уже почитал его как великого архиерея, замечательного проповедника и духоносного старца-подвижника. Его советы и мнения нередко были решающими не только для судеб его многочисленных духовных детей, но и во многих событиях, связанных с судьбой Русской Православной Церкви после революции. Святой патриарх Тихон любил владыку, часто служил вместе с ним, а в 1923 году возвел его в сан архиепископа. Они были двумя великими духовными столпами, которые поддерживали святую Русскую Церковь в жестокое и многоскорбное для России время.

После кончины патриарха Тихона в 1925 году роль архиепископа Трифона еще более возросла. Находясь формально на покое, он был поистине одним из главных духовных водителей Российского Православия, в 1931 году в годовщину 30-летия своего епископского служения архиепископ Трифон был возведен в сан митрополита.

В 20-30-е годы слово владыки Трифона было законом для тех, кто сохранил истинную веру и духовный разум в ужасах российской жизни; народ верил, что его устами говорил сам Господь. Художник Павел Корин, написавший с натуры портрет митрополита Трифона, вспоминал, что большинство портретов духовных лиц для «Руси уходящей» он смог написать только благодаря владыке. Те, кого художник приглашал в мастерскую, соглашались позировать лишь после того, как узнавали о благословении почитаемого всеми митрополита.

Скончался митрополит Трифон 14 июня 1934 года и был погребен на Введенском кладбище в Москве. Могила его и доныне является предметом почитания миллионов православных россиян.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *