netflix original что это
Хит сезона: Что означает Netflix Original?
Узнали, какие из сериалов Netflix снимает самостоятельно, а какие были сняты другими студиями.
Если открыть Netflix, то можно обнаружить, что красный логотип компании бросается в глаза все чаще в сериалах, где написано «Netflix Original», передает Quartz.
«Академия Амбрелла» — оригинальное шоу Netflix. «Каратель» — оригинал от Netflix. Но что именно означает «Netflix Original»?
Многие из оригинальных сериалов, которые сделали Netflix более популярным, например, «Оранжевый — хит сезона» и «Нарко», не были сняты знаменитым стриминговым сервисом. Технологический гигант получает многие из своих оригинальных сериалов от студий, которые снимают для таких традиционных телевизионных сетей, как Warner Bros. TV, Sony Pictures TV, Paramount TV и Lionsgate.
Сериал «Карточный домик», первая серия которого вышла в 2013 году, был лицензирован студией Media Rights Capital. В Китае, где Netflix недоступен, шоу транслируется с рекламой через онлайн-видеосервис Sohu. «Оранжевый — хит сезона» — это сериал от Lionsgate. А оригинальный сериал «Ты» транслировался как на американском телеканале Lifetime, так и на Netflix.
Netflix использует термин «оригинальный» для разграничения между фильмами и сериалами, которые можно посмотреть только на его платформе, и сериалами других студий уже после того, как они стали доступны в интернете.
Оригинальным могут назвать такой сериал, как «Очень странные дела», который компания производит самостоятельно, или Narcos, выпускающийся под брендом Netflix. В раздел оригинальных также входят сериалы «Ты» и «Ривердейл», которые могут транслироваться по телевидению, но сначала выходят на Netflix.
Контент, который невозможно найти где-либо еще, стал еще одним преимуществом Netflix, так как это защищает компанию от конкуренции с Amazon, Hulu, Disney и другими стриминговыми сервисами. По словам Netflix, только в прошлом году около 85% всех расходов на контент пришлись на оригинальные шоу.
Компания столкнулась с давлением со стороны инвесторов и клиентов, которые опасаются, что такие медиакомпании, как Disney и WarnerMedia, будут извлекать свои фильмы из Netflix, когда запустят собственные сервисы. Disney уже решил не продлевать сделку и не транслировать свои новые фильмы на Netflix. А WarnerMedia предложила показывать сериал Friends не только на Netflix.
Теперь компания уделяет больше внимания оригиналам, которые производит самостоятельно. Это сериал «Очень странные дела», «Диета из Санта-Клариты» и «Nailed It!».
Как работает Netflix
Успех «Нетфликса» обеспечили высокие технологии, но за ними стоит целая философия, которая сделала эту философию эффективной. Систему, которая заставляет миллионы людей одержимо кликать по красно-белым кнопкам, легко отказываясь от многолетней традиции просмотра фильмов в кино, а сериалов по ТВ.
Привет! С вами Ефим Гугнин! И сегодня мы постараемся разобраться, как работает Netflix. А для этого нам придётся немного отмотать время назад.
1997 год. Интернет только-только набирает популярность и пока связывает жалкие 10 миллионов компьютеров.
Все сериалы и фильмы люди смотрят в кино, по кабельному либо эфирному ТВ, ну или заказывают видео в прокате. В это непростое время 37-летний Рид Хастингс, бывший военный и работник Корпуса мира, а ныне компьютерный инженер и предприниматель, решается на авантюру.
Вместе со своим другом Марком Рэндальфом: он открывает бизнес по аренде DVD-дисков и называет компанию Netflix.
Почему авантюру? Во-первых, рынком видеопроката почти единолично правит «Блокбастер», который явно не спешит оставлять лидирующие позиции; во-вторых, на момент запуска Netflix формат DVD существует всего несколько месяцев, его коммерческий успех неочевиден, и большинство семей до сих пор пользуется VHS-кассетами. Ну и, наконец, вместо того, чтобы дать клиентам по старинке арендовать фильмы в видеопрокате, Хастингс решает работать исключительно через интернет и доставлять диски на дом.
И хотя сейчас это кажется обыденным и по всем параметрам комфортным решением, многие бизнесмены в 1997-м его откровенно не понимали: мол, а зачем клиенту лазить по какой-то сети и заказывать диски домой, если он может просто встать с дивана до ближайшей точки «Блокбастера», которые в тот момент были буквально везде.
Но в отличие от них, Хастингс понимал очень простую, но важную для наступающего цифрового века истину: люди не любят вставать с дивана.
А знаете, что люди любят ещё меньше, чем вставать с дивана? Заполнять бумаги, подписывать договоры, рассчитывать расходы на курьеров и почту, нервно отмечать дни в календаре, чтобы не дай бог не просрочить аренду диска и получить сверх обычной платы несоразмерно большой штраф.
Все эти мелкие, вроде как обязательные неприятности, на которые другие компании попросту не обращали внимания, принимая их как должное, «Нетфликс» хотел минимизировать до простейшего набора действий: кликнул – получил – посмотрел – отправил обратно.
Всю бумажную волокиту «Нетфликс» взял на себя, а в 1999 году ещё и сменил одноразовую аренду на ежемесячные безлимитные подписки. Теперь клиент при всём желании не мог просрочить аренду диска. Разве что украсть его, чем, как ни странно, в девяностые-нулевые преступники активно промышляли.
Идею безлимитной подписки многие встретили, мягко говоря, скептично. Аналитики предвещали, что система окажется убыточной, и не только из-за вероломных «дисковых крадунов». Ведь клиенты при желании могут арендовать столько фильмов, что те попросту превысят стоимость подписки.
Сделать это было не так уж сложно, тем более что доставка у «Нетфликс» работала достаточно быстро. Вместо того, чтобы, как другие компании, отправлять всё из центрального офиса, Хастингс дальновидно расположил отделения по всей Америке, а позже и в Канаде, чтобы человек из любого штата мог получить диски в кратчайшие сроки.
И в этот раз опасения скептиков, кажется, почти оправдались: некоторые клиенты действительно превышали этот неписанный лимит. Против таких отчаянных домашних «синефилов», впрочем, скоро придумали систему защиты, не особо честную, но абсолютно законную – известна она как Throttling.
Суть её в следующем: если на складе «Нетфликса» оставалась одна копия, скажем, «Людей в чёрном», а заказали картину сразу два клиента, то посылку отправляли тому, кто арендует реже. А второму приходилось ждать, пока придёт посылка из другого отделения «Нетфликса».
Но даже эта система не спасла компанию от убытков: к 2000 году «Нетфликс» начал понемногу терять прибыль. В какой-то момент компанию попытались даже купить владельцы «Блокбастера». К соглашению так и не пришли. В «Блокбастер» не согласились с выставленной Хастингсом ценой в 50 миллионов долларов и совершили, конечно, роковую ошибку.
Впрочем, одной быстрой доставки и безлимитной подписки было мало, чтобы занять прочную позицию на переполненном рынке видеопроката, да и с началом 2000-х у «Нетфликса» появились конкуренты, которые осваивали интернет и дистанционное общение с клиентами. Даже консервативная «Блокбастер» в один момент запустила собственную службу доставки.
Так что же выделяло «Нетфликс» на их фоне? В первую очередь, контент. Конкуренты «Нетфликса» не сильно-то задумывались над библиотекой фильмов.
У тех же «Блокбастер» целых 70% каталога состояло из новых релизов.
У «Нетфликс» – всего лишь 30.
Остальное – кино любых годов и жанров, от немой классики до странного «грайндхауса». Компания стремилась охватить любые вкусы, включая самые специфические, и постоянно расширяла библиотеку. Если на момент старта в их каталоге было всего 952 картины, а больше тогда на DVD и не существовало, то к 2005-му число возросло до 35 000.
Но главное, что отличало «Нетфликс» – это алгоритмы. Сложная цепь микросервисов и маленьких независимых программ для подстройки сайта под каждого конкретного пользователя. Они подбирают те фильмы и сериалы, которые с большей степенью вероятности понравятся клиенту, чтобы тот возвращался снова и снова.
По сути это цифровая замена тех самых бедных скучающих работников проката, которые пытались расшифровать путаные желания клиентов.
Первый такой алгоритм, Cinematch, удачно подбирал в 75 % случаев. Удачно в том смысле, что рекомендуемый фильм получал ± пол балла от оценки фильма, на основе которого выпала рекомендация.
Cinematch принимал во внимание сразу несколько факторов: первое – сами фильмы, отсортированные по жанрам, годам выпуска, режиссёрам и актёрам; второе – рейтинги отдельного клиента, список его арендованных фильмов и тех, которые он поставил в очередь; и наконец, третье – общий рейтинг всех пользователей «Нетфликс».
Эта система помогла Cinematch избегать банальностей типа, если вы поставили «Криминальное чтиво» и поставили ему высокий балл, то вам порекомендуют «Бешеных псов». Cinematch выстраивал куда более далёкие параллели на основе оценок других пользователей и часто выдавал совсем не очевидные результаты.
Работает это так: допустим, вы заказали и высоко оценили «Криминальное чтиво»; Cinematch находит других людей, которые тоже поставили высокую оценку «Криминальному чтиву»; дальше Cinematch выясняет, каким ещё фильмам эти люди ставили высокую оценку и, например, внезапно обнаруживает, что сразу несколько людей ставили высокую оценку «Бэйбу четвероногому малышу».
Оно сопоставляет количество этих людей и высчитывает вероятность, с которой вам лично может понравиться «Бэйб». Закончив, продолжает цепочку, связывая воедино всё больше, казалось бы, не очень-то похожих друг на друга фильмов. Cinematch с одинаковым успехом мог посоветовать классику, блокбастеры и независимое кино, не ограничиваясь в рекомендации только популярными фильмами.
Конечно, он основан на сухой математике. Но, в отличие от других подобных систем, которые зациклились на популярных именах и жанровой принадлежности, он скорее имитирует что-то вроде сарафанного радио, цепи совершенно живых рекомендаций от людей с похожими вкусами.
И, согласно статье «Нью-Йорк Таймс», эта система привела к тому, что люди по всей Америке стали уделять гораздо больше внимания независимым релизам, в том числе и тем, что не собрали больших денег в кинотеатрах.
Например, считается, что именно «Нетфликс» спас фильм «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы от забвения. Его невозможно было найти в магазинах видеопроката и по ТВ его не крутили.
Но Рид Хастингсу 75% было мало.
Он вообще не из тех, кто соглашается на «достаточно хорошо», и в 2006 году «Нетфликс» запустила конкурс на создание новой системы рекомендаций с призовым фондом в 1 миллион долларов.
В 2009-м приз выиграла команда BellKor`s Pragmatic Chaos – их алгоритм работал лучше Cinematch на целых 10%.
Сейчас алгоритм «Нетфликс» работает не только с оценками пользователей, людей с похожими вкусами, но и его демографическими данными – полом, расой, местом жительства. Причём подстраивает под клиента «Нетфликс» всё, вплоть до афиш своих фильмов и сериалов.
Так, недавно, портал «Скайньюс» поднял скандал: они заметили, что «Нетфликс» показывает темнокожим пользователям специальные адаптированные постеры, в которых темнокожих героев выводят на первый план, даже если в самом фильме они играют очень второстепенные роли.
Соответственно, чем больше вы пользуетесь «Нетфликсом», тем больше данных о вас собирает сайт и тем персонализированнее выглядит его главная страница. Жутковато? Пожалуй. Но, видимо, работает.
В 2007-м «Нетфликс» анонсировал бета-тест The Watch Now – нового сервиса, предлагающего клиентам просмотр фильмов в формате онлайн-стриминга вместо аренды DVD-дисков. Это прямой предок того «Нетфликса», каким мы его знаем сейчас. В отличие от многих конкурентов, которых популярность интернета поставила в тупик и привела к банкротству, как случилось с теми же «Блокбастер», «Нетфликс» был готов к переменам.
Ради того, чтобы упростить процесс просмотра и создать систему рекомендаций, «Нетфликс» с самого начала использовал возможности цифровой эры. Вставать с дивана теперь не нужно даже для того, чтобы принять доставку.
Пункты выдачи по всей Америке эволюционировали в сети серверов, которые быстро передают фильмы из огромного каталога в любую точку земного шара, и всё это в высочайшем разрешении.
Продвинутые алгоритмы ежесекундно составляют миллионы рекомендаций, чтобы клиенты ну никак не смогли остановиться и смотреть, и смотреть, и смотреть, и смотреть, и смотреть…
С 2013-го «Нетфликс», которые уже имели опыт создания оригинальных фильмов, начали производить для своего сервиса оригинальный контент. Первым сериалом, гордо нёсшим на себе плашку Netflix Original, стал «Карточный домик», адаптация одноимённого сериала BBC 1999 года.
Выбор, кстати, тоже частично основанный на сухой математике: всё дело в том, что оригинальный британский мини-сериал был очень востребован пользователями «Нетфликса». В 2015-м «Нетфликс» начал сотрудничество с «Марвел», которое, правда, уже закончилось. В 2016-м после ребрендинга компания, наконец, вышла за пределы континента и начала работу в 150 странах по всему миру.
В 2017-м «Нетфликс» выкупил издательство Millarworld Марка Миллара, автора комиксов «Пипец» и «Кингсмен». В 2018-м заключил сделку с «Парамаунт» на создание совместных фильмов и в этом же году получил первую номинацию на лучший фильм на «Оскаре» за «Рому» Альфонсо Куарона. В 2019-м, совсем недавно, «Нетфликс» подписал договор с Dark Horse на создание сериалов по мотивам из комиксов.
Очевидно, компания не собирается сбавлять обороты: с 2013 года они выпустили 249 фильмов и более 400 сериалов, не считая тех, права на которые они купили уже после производства. В их планах – в десятки раз больше, в том числе новые фильмы Мартина Скорсезе, Рона Ховарда, Чарли Кауфмана, Зака Снайдера, Ноа Бомбака и, внезапно, Майкла Бэя.
Конечно, у «Нетфликс» всё ещё множество нерешённых проблем: странная региональная политика, при которой клиенты в странах типа России платят столько же, сколько и в США, но получают в десятки раз меньшую библиотеку фильмов и сериалов; большое количество откровенно проходного контента, особенно среди полнометражных фильмов; наконец, не сильно адекватное отношение к кинотеатральному прокату – всё-таки обидно, что ту же «Рому» и «Ирландцы» Скорсезе не посмотреть на большом экране за пределами США.
Но отрицать, что «Нетфликс», как и его стриминговые конкуренты, вроде Amazon Prime и Hulu, навсегда изменили кино- и сериальную индустрию, бессмысленно. Контента стало в десятки раз больше, конкуренция увеличилась, маленькие авторские фильмы, наконец, получили дорогу в обход кинотеатров, которые давно захватили большие блокбастеры. Сериалам теперь необязательно ждать, когда их эфирное и кабельное начальство выдаст им адекватное место в сетке кинопоказа.
Да и их влияние не ограничивается творческой частью кинопроцесса. «Нетфликс», опять же, по причинам сугубо маркетинговым, несколько лет двигает техническую часть киноиндустрии вперёд. Так, в 2018 году компания запретила авторам, снимающим для неё оригинальный контент, использовать камеры «Арри Алекса» (на секундочку, самые популярные в Голливуде).
А всё потому, что максимально она поддерживает разрешение в 3,2К, а «Нетфликсу» по стандарту необходимо все 4К. После долгих препирательств и скандалов ARRI выпустили новую камеру с сенсором в 4,5К.
«Нетфликс» даже обязывает своих авторов использовать технологии HDR и Dolby Atmos, а недавно компания запустила программу по развитию технологий съёмки Netflix Post Technology Alliance. Теперь все инструменты, от камер до софта, которые соответствуют стандартам компании, могут использовать их логотип.
Остаётся лишь наблюдать, куда прогресс заведёт искусство на этот раз. Может, всё авторское кино скоро совсем уйдёт из уютных зало кинотеатров на стриминговые сервисы. Может, стриминги положат конец затянувшейся эре блокбастеров в кино.
А может, случится что-то другое… Но случится точно. В 2019 году количество зрителей «Нетфликса» впервые с нулевых начало падать, и компания явно не собирается просто сидеть и наблюдать.
В конце концов, сидеть и наблюдать – это наша, зрителей работа.
Netflix original что это
Вкладка «Топ-10 сегодня» появилась на главной странице на Netflix в 2020 году. Рейтинг протестировали в США и Мексике, а после функция стала доступна и в остальных странах. В официальном блоге Netflix методология объясняется так: топ обновляется ежедневно, в него попадают те фильмы и сериалы, которые больше всего смотрят в выбранной стране. Абсолютное количество просмотров Netflix при этом не раскрывает. Дальше механики платформы анализируют самые популярные тайтлы, по собственному алгоритму определяет, какие будут интереснее всего для конкретного зрителя. Согласно записи в блоге, тайтлы в топ-10 «будут меняться в зависимости от того, насколько [зрителю] подходят те или иные фильмы и сериалы».
Таким образом, топ-10 Netflix зависит и от внутреннего алгоритма платформы, и личных предпочтений зрителя. Сервис анализирует интересы, рекомендует пользователям определённые шоу и фильмы — и только те, что подходят наибольшему количеству зрителей, попадают в десятку самых популярных. Например, 20 июля в топ-10 Netflix по России попали сериалы «Секс/Жизнь», «Рик и Морти», «Как стать тираном», «Я никогда не…» и фильм «Улица страха. 3 часть: 1666».
В интервью Vulture Мариам Брайма, ведущий дизайнер приложения Netflix для ТВ, объясняет этот процесс так. Сначала алгоритм анализирует, какие фильмы и сериалы конкретный зритель смотрел раньше. На основе просмотренного алгоритм решает, что ещё может понравиться зрителю, причём часто это бывают совсем не те фильмы или сериалы, которые пользователь подобрал бы для себя сам. Чтобы составить топ-10, эти данные совмещаются с количеством просмотров в конкретной стране.
Где посмотреть топ-10 Netflix в мире?
Сам Netflix не формирует официальный топ-10 фильмов и сериалов по всему миру. Эти данные можно узнать на нескольких сайтах-агрегаторах. Например, сбором такой информации занимается сайт Flixpatrol. Алгоритм Flixpatrol анализирует топ-10 Netflix в каждой стране, где представлен этот стриминг, и выводит из него один общий рейтинг. Кстати, сайт анализирует популярность не только контента на Netflix, но и на других стриминговых сервисах – Amazon, HBO Max, Disney+ и т.д., а также приводит статистику, какие жанры больше любят в тех или других странах.
Как российские фильмы попали в международный топ-10 Netflix?
В марте 2021 года стало известно, что Netflix купил «Серебряные коньки» режиссёра Михаила Локшина – приключенческую драму о любви молодых людей из разных сословий в Петербурге XIX века. «Серебряные коньки» стали первым российским фильмом из линейки Netflix Originals – до этого под брендом Originals выходили сериалы «Лучше, чем люди» и «Эпидемия». Позже стриминг купил супергеройский блокбастер Олега Трофима «Майор Гром: Чумной Доктор» на основе комиксов Bubble. В мае оба фильма стали доступны в российском сегменте Netflix, а потом их открыли и для зрителей из других стран: «Серебряные коньки» выпустили более чем в 60 версиях сервиса 16 июня, «Майора Грома» – 7 июля.
Согласно данным FlixPatrol, оба фильма попали в топ-10 Neftlix по миру. Спустя сутки после международного релиза «Серебряные коньки» заняли восьмое место и за несколько дней появились в топ-10 по 61 одной стране мира. «Майор Гром» вообще имел оглушительный успех: в течение десяти дней он возглавлял мировой топ-10, в конце концов уступив «Улице страха. 3 часть: 1666».
Изображение: into the streamingverse/flixpatrol
Почему к топ-10 от Netflix относятся с недоверием?
Netflix редко раскрывает свою статистику просмотров: впервые сервис сообщил о количестве зрителей в 2019 году, когда фильм «Птичий короб» за неделю после релиза посмотрели с 45 миллионов аккаунтов. Сейчас представители стриминга тоже рассказывают только об успехе отдельных проектов (например, о рекордных показателях «Бриджертонов»). Высокие показатели вызывали у журналистов и некоторых работников индустрии — например, портала ScreenCrush — сомнение. Питер Лабуза, в то время аспирант Университета Южной Калифорнии, подсчитал: если верить цифрам от Netflix, комедия «Убийство на яхте» с Адамом Сендлером и Дженнифер Энистон собрала у экранов 30 миллионов зрителей и оказалась популярнее финала «Игры престолов».
Скриншот сделан с помощью интернет-архива Wayback Machine
До 2020 года Netflix засчитывал просмотр, если пользователь посмотрел 70% процентов фильма или одного эпизода сериала. Теперь же для этого нужно всего две минуты; по мнению компании, этого времени достаточно, чтобы считать просмотр намеренным, а не случайным кликом по странице Netflix. Другими словами, если пользователь выключил 60-минутный эпизод «Ведьмака» спустя пять минут, его просмотр всё равно засчитывается в общую статистику.
И у зрителей, и у работников киноиндустрии есть вопросы по поводу того, для чего нужен топ-10, отмечает Vulture. Зачастую в рейтинг попадают высокобюджетные проекты самой платформы – журналисты предположили, что Netflix использует топ-10 как дополнительную рекламу, чтобы окупить вложенные усилия. The Wall Street Journal привел анонимные комментарии продюсеров, которые уверены, что их сериалы проваливаются из-за работы алгоритма Netflix – проекты не попадают ни во вкладку «тренды», ни в топ, и зрители просто не замечают их в огромном каталоге.
Также в топ-10 случайно попадают старые фильмы и сериалы. Например, в 2020 году в Австралии пользователи заметили в топе детский фильм «Кот в шляпе» 2003 года. На момент написания этого материала в мировом топ-10 держится фильм 2016 года «Великолепная семёрка».
Почему зрители доверяют топ-10 Netflix?
«Алгоритм, по которому составляется топ-10 [по странам], объективен на сто процентов», – заявила Кэмерон Джонсон из разработки продукта для интерфейса Netflix TV. По её словам, продвижение тех или иных тайтлов собственного производства в топ-10 бессмысленно – оно не принесёт компании никакой выгоды. Эту функцию ввели только для удобства пользователей: подписчики быстро могут понять, чем интересуется большинство зрителей, и всегда быть в курсе самых популярных шоу и фильмов.
Кадр из 1 сезона «Ведьмака»/Netflix
Колумнистка газеты The Guardian Венди Сайфрет считает, что всё дело в сложном алгоритме рекомендаций Netflix. Часто сервис рекомендует пользователям тайтлы, на которые они никогда не кликнули бы сами. Алгоритм не предлагает зрителям шоу их любимых жанров, а глубоко анализирует паттерны и предпочтения, в которых мы сами себе не отдаём отчёта. Большое количество зрителей кликает на неожиданные рекомендации — и в результате в топ-10 попадают даже очень нишевые или старые, давно забытые фильмы и сериалы.
Netflx заинтересован и в том, чтобы зрители оставляли сервис включенным на экране как можно дольше — хотя бы фоном. Сайфрет объясняет это на примере сериала «Эмили в Париже», который «Канобу» включил в топ-10 худших шоу 2020 года. По мнению журналистки, скучный сюжет, глупые диалоги и очень монотонное повествование идеально подходит для того, чтобы смотреть шоу фоном, параллельно листая социальные сети в смартфоне. Это аналог мыльных опер по телевидению, с которым зрители могут расслабиться в конце рабочего дня, и Netflix приобретает и снимает их именно с таким расчётом, считает Сайфрет. Алгоритм может порекомендовать простые и незамысловатые шоу большому количеству людей — а значит, им обеспечено место в рейтинге самых популярных.
Коротко: что такое мировой топ-10 Netflix
Обложка материала: сайт «Централ Партнершип»
Фото в материале: пресс-центр Netflix, скриншоты «Канобу»