нэт кинг коул биография

Sevastopol Jazz

Коул Нэт Кинг

Биография

Детство в Чикаго

Натаниэль Адамс Коулс родился 17 марта 1919 года (в День Святого Патрика) в Монтгомери, штат Алабама, США. Когда Натаниэлю было 4 года, его семья переехала в Чикаго, штат Иллинойс, где его отец, Эдвард Coles, стал баптистским священником. Коул научился играть на органе у своей матери, Перлина Коулз, церковной органистки. Его первое выступление, в возрасте четырех лет, было: «Yes! We Have No Bananas» («Да! У нас нет бананов»). Он начал регулярно заниматься музыкой в возрасте 12 лет и в конце обучение играл не только джаз и госпел, но и европейскую классическую музыку, исполняя, по его словам, «от Баха до Рахманинова».

У Коула было три брата: Эдди, Айк, и Фредди Коулз. Его сестра, Джойс, вышла замуж за Роберта Doak, поставщика товаров для искусства.

Семья жила в районе Bronzeville Чикаго. Нэт Коул старался улизнуть из дома и торчать около клубов, слушая таких мастеров, как Луи Армстронг, Эрл Хайнс и Джимми Нун. Он участвовал в известной музыкальной программе Вальтера Дайетта DuSable High School.

Вдохновленные выступлениями Earl Hines, еще будучи подростком Коул начал свою артистическую карьеру в середине 1930-х годов, приняв псевдоним «Нэт Коул». Его старший брат Эдди Коулз, бас-гитарист, вскоре присоединился к группе Коула и они сделали свою первую запись в 1936 году. Группа регулярно выступала в клубах. Коул приобрел прозвище «King» («Король») после выступления в одном из джаз-клубов, по другой версии прозвище связано с детским стишком о Старом King Cole. Нэт Кинг Коул также был пианистом в национальном туре ревю бродвейских театров легенды Юби Блейка, «Shuffle Along». Когда мюзикл вдруг провалился в Лонг-Бич, Калифорния, Коул решил остаться там. Позднее он вернуться в Чикаго и играл на торжествах в знаменитом отеле Edgewater Beach.

Лос-Анджелес и King Cole Trio

В январе 1937 года Коул женился на танцовщице Надин Робинсон, которая также выступала в мюзикле «Shuffle Along» и они переехали в Лос-Анджелес.

Одна из легенда гласит, что певческая карьера Коул началась, когда пьяный хозяин бара потребовал, чтобы он пел «Sweet Lorraine». На самом деле Коул заявил на студии звукозаписи, что композиции будут звучать лучше, если из сопровождать голосом «. Коул часто пел между инструментальными номерами. Заметив, что люди стали просить больше вокальных номеров, он стал петь чаще. Тем не менее, история настойчивого клиента имела место. Один из посетителей просил определенную песню всю ночь, но Коул её не знал, поэтому спел «Sweet Lorraine». Трио получало чаевые по 15 центов за производительность (Nat King Cole: Интимная биография, Мария Коул и Луи Робинсон, 1971).

Коул считался ведущим джазовым пианистом, который появляется в первых джаз-концертах филармонии (запись «Shorty Nadine» на Mercury Record labels – «Коротышка Надин», что, очевидно, происходит от имени его жены). Его революционная идея джазового трио в составе фортепиано, гитара, бас во время биг-бэндов стала популярной. Ему подражали многие музыканты, среди которых Art Tatum, Оскар Питерсон, Ахмад Джамал, блюз пианисты Чарльз Браун и Рэй Чарльз. Нэт Кинг Коул также выступал как пианист с Лестером Янгом, Рэдом Каллендером и Лайонелом Хэмптоном.

Ранняя певческая карьера

Одним из первых «вокальных ударов» Коула была его записи в 1943 собственного сочинения «Straighten Up and Fly Right», основанной на негритянской народной сказке, которую его отец использовал в качестве темы для проповеди. Джонни Мерсер предложил Нэту записать её на своём лэйбле Capitol Records. Было продано более 500.000 копий. Хотя Коул никогда не считался рок-исполнителем, песня может рассматриваться как одна из первых рок-н-ролльных записей. Действительно, Бо Диддли под влиянием Коула также делали аналогичные преобразования народного материала.

Телевизионная история Нэта Кинга Коула

5 ноября 1956 года шоу Nat King Cole дебютировало на NBC-TV. Программа Коула была первой, которую вёл афро-американец, что породило серьёзные споры в обществе в то время.

Начавшись в виде 15-минутного шоу в ночь на понедельник, программа была расширена до получаса в июле 1957 года. Несмотря на усилия NBC, а также многих коллег Нэта Коула, многие из которых, такие, как Элла Фицджеральд, Гарри Белафонте, Frankie Laine, Мел Torme, Пегги Ли и Эрта Китт работали даже без оплаты, но шоу не смогло из-за отсутствия национального спонсорства. Последний выход «Nat King Cole Show» в эфир состоялся 17 декабря 1957.

В январе 1964 года, Коул в последний раз выступил на телевидении в программе Джека Бенни. Нэт Кинг Коул был представлен как «лучший друг песни за все времена» и спел: “When I Fall in Love» («Когда я влюбляюсь»).

Расизм

Коул боролся с расизмом всю свою жизнь. В 1956 году было совершено нападение прямо на сцене во время концерта в Бирмингеме, штат Алабама, когда Коул выступал с группой Теда Хита (в то время пели песню «Маленькая девочка»). Три члена группировки «Совет Белых граждан Северной Алабамы» (North Alabama White Citizens Council во главе котрой стоял Asa «Forrest» Carter, сам не среди нападавших), попытались похитить Коула. Трое нападавших побежали вниз по проходам зрительного зала на Коула и его группу. Хотя местные правоохранительные органы быстро предотвратили вторжение, Нэта Коула успели вытащить из-за рояля и он повредил спину. Коул не закончил концерт и никогда больше не выступал юге. Четвертый член группы, участвовавший в заговоре, позже был арестован. Все они были позже осуждены.

В августе 1948 года, Коул купил дом у полковника Гарри Ганц, бывшего мужа Лоис Вебер, в полностью белом районе Хэнкок Парк окрестностях Лос-Анджелеса. Ку-клукс-клан, еще активный в Лос-Анджелесе и в 1950-е годы, ответил сожжением креста на лужайке перед домом.

В 1956 году Нэт Кинг Коул заключил контракт о выступлениях на Кубе, и хотел остановиться в Hotel Nacional де-Куба, Гавана, но не смог, потому что он был для белых. Коул всё же выступил, а концерт в Tropicana имел огромный успех. В следующем году он вернулся на Кубу и провёл один концерт, пел много песен на испанском языке. В отеле Nacional Существует в настоящее время в память этого события установлен бюст Нэта Коула.

1950-е годы и дальше

На протяжении 1950-х годов Коул продолжал последовательно выпускать хиты, в том числе «Smile», «Pretend», «A Blossom Fell» и «If I May». Его поп-хиты были записаны в сотрудничестве с известными аранжировщиками и дирижёрами того времени, в том числе Нельсон Риддл, Гордон Дженкинс и Ральф Кармайкл. Нельсон Риддл аранжировал несколько альбомов 1950-х годов Коула, в том числе его первый 10-дюймовый полноценный альбом 1953 года Nat King Cole Sings For Two In Love. В 1955 году его сингл » Darling Je Vous Aime Beaucoup » достиг № 7 в чарте Billboard. Дженкинс аранжировал Love Is the Thing, которая стала хитом № 1 в чартах в апреле 1957 года.

В 1958 году Коул уехал на Кубу в Гавану записывать альбом Cole Español, полностью испаноязычный. Альбом был настолько популярен в Латинской Америке, а также в США, что за ним последовали ещё два подобных: Mis Amigos (исполняется на испанском и португальском языках), в 1959 году и More Cole Español в 1962 году. Mis Amigos содержит венесуэльской хит «Ansiedad», текст которого Коул узнал во время выступления в Каракасе в 1958 году. Коул, кроме английского, знал наизусть песни на других языках.

После изменения музыкальных вкусов в конце 1950-х годов, пение баллад Коул не очень нравилось молодым слушателями, несмотря на успешный рок-н-рольный «Send For Me» (достиг # 6 поп-чарта). Вместе со своими современниками, такими как Дин Мартин, Фрэнк Синатра и Тони Беннетт, Коул обнаружил, что поп-синглы почти полностью перешли в руки молодежных артистов. В 1960 году давний сотрудник Коула Нельсон Риддл оставил Capitol Records для вновь созданного лэйбла Фрэнка Синатры Reprise Records. Риддл и Коул записали последний альбом хитов Wild Is Love на стихи Рэя Раша и Дотти Уэйн. Коул позже переделал концепцию альбома для Off-Broadway шоу «I’m With You».

Нэту Кингу Коулу удалось записать несколько синглов в 1960-х, в том числе в 1961 году » Let There Be Love » с Джорджем Ширингом, хит в стиле кантри «Ramblin ‘Rose» в августе 1962 года, «Dear Lonely Hearts», «That Sunday, That Summer» и «Those Lazy-Hazy-Crazy Days Of Summer» (его финальным хитом, достигнувшим # 6 поп-чарта).

Коул снялся во многих короткометражных фильмах, сериалах и телевизионных шоу и играли WC Handy в фильме Сент-Луис Блюз (1958). Он также появился в Nat King Cole Story, China Gate и The Blue Gardenia (1953). Кошка Баллу (1965), последний фильм был выпущен через несколько месяцев после его смерти.

Смерть и посмертные достижения

Коул выкуривал до трех пачек в день сигарет Kool ментол, полагая, что это даёт его голосу богатый звук. Пепед записью он выкуривал быстро несколько сигарет. Он умер от рака легких 15 февраля 1965 года в больнице Св. Иоанна в Санта-Монике, штат Калифорния.

Похороны Коул был проведен в Сент-Джеймс епископальной церкви на Wilshire Blvd. В Лос-Анджелесе. Его останки были захоронены в мавзолее на свободе Forest Lawn Memorial Park в Глендейле. Его последний альбом, L-O-V-E, был записан в начале декабря 1964-всего за несколько дней до того, как поступил в больницу для лечения рака и был выпущен незадолго до его смерти. Он достиг # 4 чарта Billboard весной 1965 года. «Best Of» альбом стал золотым в 1968 году. Его 1957 запись: » When I Fall In Love » достигла № 4 в британских чартах в 1987 году.

В 1983 году архивист EMI Electrola Records, дочерняя компания EMI обнаружили несколько записанных но неопубликованных песен Коула в Германии. Также были найдены записи в Японии и еще на испанском языке («Ту Eres Тан Amable» ). Capitol выпустил их в том же году, как ТОО «Unreleased».

Коул был введен в Зал славы Alabama Music Hall и Зал славы Alabama Jazz Hall. В 1990 году он был удостоен премии Грэмми за заслуги, а в 1997 был введен в Зал славы Down Beat Jazz Hall. В 2007 году он был введен в Зал славы Hit Parade Hall.

В 1991 году Mosaic Records выпустила «The Complete Capitol Recordings of the Nat King Cole Trio», 18 –дисковый сет-бокс, состоящий из 349 песен.

Младший брат Коула, Фредди Коул и дочь Коула Натали также исполнители. Летом 1991 года голос Натали Коул и голос ее отца (исполнение » Unforgettable » 1961 года) были записаны вместе. Песня и альбом с одноименным названием выиграли семь премий Грэмми в 1992 году.

На основе высказываний слушателей, певцов, экспертов и критиков английского «Радио 2» среди лучших 100 эстрадных исполнителей прошлого века, Нэт «Кинг» Коул занял третье место, после Фрэнка Синатры и Элвиса Пресли.

Личная жизнь

Есть расхождения в точной дате рождения Нэта Кинга Коула. Сам Коул использовал четыре разные даты в официальных документах: 1915, 1916, 1917 и 1919 годы, однако Натаниэль указан с родителями и старшими братьями и сестрами в американской Федеральной переписи 1920-го в Монтгомери, штат Алабама, Уорд 7, с возрастом девять месяцев. Поскольку это подлинная запись, вполне вероятно, что он родился в 1919 году. Это также согласуется с переписью 1930 года, которая упоминает его в возрасте 11 лет вместе с семьей в Чикаго, штат Иллинойс, Уорд 3. В переписи 1920 г., раса всех членов семьи (Ed, Перлина, Эдди М., Эдвард Д., Эвелина и Натаниэль Coles) записывается как мулат.

Коул имел связи вне брака. К тому времени, когда он заработал рак легких, он жил раздельно с своей женой Марией и жил с актрисой Гуниллой Хаттон. Но Мария была с Нэтом во время его болезни осталась с ним до его смерти.

Официальный почтовая марка США с изображением Нэта Кинга Коула был выпущена в 1994 году.

В 2000 году Коул был введен в зал славы рок-н-ролла как оказавший влияние на ранний рок-н-ролл.

Участие в политике

Коул пел в в Республиканской национальной Конвенции 1956 года Cow Palace, Сан-Франциско, Калифорния, 23 августа 1956 года. Там его пение That’s All There Is To That «было встречено аплодисментами». Он также присутствовал на Национальном съезде Демократической партии в 1960 году, чтобы оказать свою поддержку сенатору Джону Ф. Кеннеди. Коул также была в числе артистов Фрэнка Синатры, которые выступали на инаугурации Кеннеди в 1961 году. Коул часто консультировался с президентом Кеннеди (а затем и президента Джонсоном) о гражданских правах.

Nat King Cole Route 66

Nat king cole, Nature Boy

Дискография

Capitol albums

1945 The King Cole Trio (78rpm album)

1946 The King Cole Trio, Volume 2

1947 The King Cole Trio, Volume 3

1949 The King Cole Trio, Volume 4

1950 Nat King Cole at the Piano (10 inch LP)

1951 King Cole for Kids (10 inch LP)

1952 Penthouse Serenade (10 inch LP)

1952 Top Pops (10 inch LP version)

1952 Harvest Of Hits (10 inch LP)

1953 Nat King Cole Sings for Two In Love (10 inch LP)

1954 Unforgettable (10 inch LP)

1955 Penthouse Serenade (12 inch LP version)

1955 Nat King Cole Sings for Two In Love (12 inch LP version)

1955 10th Anniversary Album (12 inch LP version)

1955 The Piano Style of Nat King Cole

1956 Ballads of the Day

1957 This Is Nat King Cole

1957 After Midnight

1957 Just One of Those Things

1957 Love Is the Thing

1958 St. Louis Blues

1958 The Very Thought of You

1958 To Whom It May Concern

1959 Welcome to the Club

1960 Tell Me All About Yourself

1960 Every Time I Feel the Spirit

1960 The Magic of Christmas

1961 The Nat King Cole Story

1961 The Touch of Your Lips

1962 Nat King Cole Sings/George Shearing Plays

1962 Dear Lonely Hearts

1962 More Cole Español

1963 Those Lazy-Hazy-Crazy Days of Summer

1963 Where Did Everyone Go?

1964 Nat King Cole Sings My Fair Lady

1964 Let’s Face the Music! (Recorded 1961)

1964 I Don’t Want to Be Hurt Anymore

Compilation albums

1965 Sings Songs From Cat Ballou & Other Motion Pictures

1965 Sings Hymns & Spirituals

1965 Nat King Cole Trio: The Vintage Years

1966 Nat King Cole At the Sands

1966 Sincerely, Nat King Cole

1966 The Unforgettable Nat King Cole Sings the Great Songs!

1966 Longines Symphonette Society Presents the Unforgettable Nat King Cole (Box Set)

1967 The Beautiful Ballads

1967 Thank You Pretty Baby

1968 Best Of Nat King Cole

1970 The Magic Of Christmas With Children (Safeway Supermarket Promo LP)

1974 Love Is Here To Stay

1974 Love is a Many Splendored Thing

1979 Reader’s Digest Presents: The Great Nat King Cole (Box Set)

1982 Greatest Love Songs

1983 Unforgettable (Australia)

1990 Hit That Jive, Jack

1990 Jumpin’ at Capitol

1990 Capitol Collectors’ Series

1990 Cole, Christmas and Kids

1991 The Complete Capitol Recordings Of the Nat King Cole Trio (Box set from Mosaic Records)

1991 The Unforgettable Nat King Cole

1992 Nat King Cole At the Movies

1992 Christmas Favorites

1992 The Best Of The Nat King Cole Trio: The Instrumental Classics

1993 The Billy May Sessions

1994 Let’s Face the Music & Dance

1996 Sincerely/The Beautiful Ballads

1997 For Sentimental Reasons

1998 The Frim Fram Sauce

1998 Dear Lonely Hearts/I Don’t Want To Be Hurt Anymore

1999 Looking Back/Where Did Everyone Go?

1999 Live At The Circle Room

1999 The Christmas Song

2000 Coast To Coast Live (1963 Concert At the Riverside Inn, Fresno, CA/1962 WNEW Radio Show)

2001 The King Swings

2001 Try Not To Cry

2001 Night Lights (radio recordings from 1956, most tracks un-released ’til 2001)

2003 Stepping Out of a Dream

2003 The Classic Singles (4 CD Book)

2003 20 Golden Greats

2003 The Nat King Cole Trio (With Famous Guests)

2003 The One And Only Nat King Cole

2004 Those Lazy, Hazy, Crazy Days Of Summer/My Fair Lady

2005 The World Of Nat King Cole (Bonus DVD added 2006)

2006 The Very Best of Nat King Cole

2006 Stardust: The Complete Capitol Recordings, 1955-59

2006 L-O-V-E: The Complete Capitol Recordings, 1960-64

Источник

История Натаниэля Коула

нэт кинг коул биография. Смотреть фото нэт кинг коул биография. Смотреть картинку нэт кинг коул биография. Картинка про нэт кинг коул биография. Фото нэт кинг коул биография

Архивный проект «Радио Свобода на этой неделе 20 лет назад». Самое интересное и значительное из архива Радио Свобода двадцатилетней давности. Незавершенная история. Еще живые надежды. Могла ли Россия пойти другим путем?

Джазмена вспоминают коллеги-музыканты и слушатели: пианист Монти Александр, младший брат Ната, певец Фред Коул, Джулиан Кросс. Автор и ведущая Марина Ефимова. Впервые в эфире 14 августа 1997.

Мобильное приложение Радио Свобода.

нэт кинг коул биография. Смотреть фото нэт кинг коул биография. Смотреть картинку нэт кинг коул биография. Картинка про нэт кинг коул биография. Фото нэт кинг коул биография

нэт кинг коул биография. Смотреть фото нэт кинг коул биография. Смотреть картинку нэт кинг коул биография. Картинка про нэт кинг коул биография. Фото нэт кинг коул биография

«. он создавал сначала обманчивое впечатление легкого аккомпанемента, и когда вдруг начинала наступление виртуозная правая, дух захватывало»

В его игре был даже юмор, вы невольно улыбались, когда он свинговал при своей великолепной технике. На его манере учились все – Джордж Ширинг, Ахмад Джамал, а для Оскара Питерсона он был пианистом номер один. Коул-пианист был, как у нас говорят, «музыкантом музыкантов», исполнение Коула просто безупречно, это чистый эталон джазового пианистического искусства, особенно такие вещи как «Индиана», «Тело и душа» и, конечно, «Чай для двоих», который он впервые исполнил со своим прославленным трио.

Марина Ефимова: Конец 30-х годов был временем так называемых «big bands», больших оркестров, и созданное Натом Коулом в 1937 году джазовое трио с гитаристом Оскаром Муром и контрабасистом Уэстли Принсом казалось многим бессмысленной музыкальной экстравагантностью. Коул вспоминал.

Диктор: «Важные люди, импресарио, говорили мне: «Очень уж у тебя в группе странная комбинация, boy – ничего из нее не выйдет». Но они даже не знали, о чем говорят, потому что никогда не слышали моего трио».

Монти Александр: Я родился в 1944 году, а в начале 50-х, мальчишкой, впервые услышал его пластинки. И сначала полюбил певца, певца с самым мягким голосом на свете. Его голос называли «текучим». Не знаю, как в России, но в Японии и в Западной Европе в начале 50-х его знали все, а в Южной Америке про него говорили, что он лучшее из того, что made in USA. Каждый узнавал этот голос моментально, до сих пор помню, как он пел «Мону Лизу».

нэт кинг коул биография. Смотреть фото нэт кинг коул биография. Смотреть картинку нэт кинг коул биография. Картинка про нэт кинг коул биография. Фото нэт кинг коул биография

Во время нынешнего джазового фестиваля наш корреспондент Рая Вайль побеседовала с младшим братом Ната Коула, певцом Фредом Коулом.

Рая Вайль: Мы знаем, каким музыкантом был Нат Кинг Коул, а каким он был человеком?

Рая Вайль: Во время Международного фестиваля искусств музыка в Нью-Йорке звучит повсюду, не только в концертных залах. В Манхэттене группа с острова Мартиника оккупировала сквер у Публичной библиотеки. Музыканты в бирюзовых, как воды Карибского моря, рубахах исполняют калипсо, меренги и регги, но и эти заезжие гости хорошо знают героя нашей передачи.

Джо: Он родился Алабаме, в городке Монтгомери, как и я. Его песня «Мона Лиза» – одна из самых моих любимых.

Рая Вайль: Старый Джо набрал в грудь побольше воздуха, пытаясь воспроизвести мелодию, зашевелил губами, но не решился.

«. я увидел Ната по телевизору в популярном шоу Эда Саливана. Кажется, это был 1950 год. Ах, какой он там был красавец и умница! Всех затмил!»

Рая Вайль: Огромных размеров мужчина в майке и шортах до колена уставился на меня близорукими глазами.

Мужчина: Нат Кинг Коул? Я не отношусь к числу его поклонников. Очень скучный, поет, как будто жилы из тебя вытягивает. Мой отец называл таких как он «кофейными вокалистами», то есть они звучат как реклама для кофе.

нэт кинг коул биография. Смотреть фото нэт кинг коул биография. Смотреть картинку нэт кинг коул биография. Картинка про нэт кинг коул биография. Фото нэт кинг коул биография

Марина Ефимова: В книге «Великие американские певцы» музыковед Генри Плезентс, подводя итог жизни Натаниеля Коула, пишет:

Диктор: «Я должен был бы горько сожалеть о том, что Нат Кинг Коул располовинил свой талант. Но я также разрываюсь между этими двумя его ипостасями, как и сам музыкант, потому что не хотел бы лишиться ни одной из них. Его часто заставляли форсировать голос, выступая с большими оркестрами. Напрасно. Нат Кинг Коул был певцом не в обычном, эстрадном смысле этого слова, он – конфидант, гений интимной беседы. Когда он поет тихо, почти нашептывает, тогда он незабываем».

Источник

Nat King Cole

Биография

Год рождения

Место рождения

Montgomery, Montgomery County, Alabama, США

Дата смерти

15 февраля 1965 (возраст 45)

Натаниэль Адамс Коулс (Nathaniel Adams Cole) 17 марта родился в Монтгомери, штат Алабама и вскоре оказался в Чикаго, куда переехала его семья. Его отец, преподобный Эдвард Дж.Коулс, был священником баптистской церкви, в хоре которой пела и его мать Перлина. У Нэта был старший брат Эдди и сестра Эвелеин, а в Чикаго родились и младшие братья Айзек и Фред. Все они пели и играли на фортепиано и у них были очень похожие по тембру голоса. В семье царила счастливая атмосфера, никогда не было ссор и все любили друг друга, особенно Нэта.

Его ранним кумиром был пианист Эрл Хайнс, пластинки которого определили и сформировали музыкальный вкус Нэта, тогда как отец, с которым он часто пел негритянские духовные песнопения (спиричуэл и госпел), оказал духовное влияние. На фортепиано Нэт начал играть в четыре года, и свой первый оркестр собрал из дюжины одноклассников.

Легенда гласит, что Коул запел совершенно случайно. Якобы какой-то подвыпивший посетитель в одном из клубов, где Нэт играл, попросил его спеть песню «Sweet Lorraine». Музыкант отказывался и тогда вмешался хозяин заведения: «Ты же знаешь эту песню, спой, чтобы он отстал». Конечно, Коул знал и любил эту тему кларнетиста Джимми Нуна и он ее спел. Его пение произвело такое впечатление, что музыкант получил прозвище «Кинг» и с 1940 года, когда это произошло, «Нэт Кинг Коул Трио» быстро пошло в гору.

В 1948 году трио Нэта подписало контракт с только что созданной тогда композитором Джонни Мерсером компанией «Capitol Records», где почти сразу же записало свой первый великий хит «Straighten Up And Flay Right», который написал сам Нэт. Как солист и пианист он стал пользоваться все большим успехом. В качестве пианиста Коул очень высоко ценился среди джазовых музыкантов и впоследствии во время работы в Нью-Йорке участвовал в записях с такими известными мастерами как Лестер Янг, Лайонел Хэмптон и Бади Рич.

Будучи в Нью-Йорке Нэт встретил там свою будущую вторую жену Марию Хокинс, родом из Бостона, сценическая фамилия которой была Эллингтон, тат как она пела тогда в оркестре Дюка.

В 50-е годы Нэт стал одним из самых популярных артистов во всем мире. То было время его величайшего успеха: толпы поклонников, повсюду полные залы, гастроли в Австралии и Южной Америке, где он пел по-испански и выступал на огромных стадионах. За 15 лет он записал более 60 долгоиграющих пластинок и снялся в десятке фильмов.

Еще в начале 30-х годов Нэт подвергся операции по поводу язвы желудка, часть которого была удалена. К сожалению, он много курил, порой даже по две сигареты сразу и по несколько пачек в день. В 1964 году ему запретили курить, но он уже не мог отказаться от этой привычки. В декабре этого года ему удалили левое легкое в связи с раковым заболеванием, но это не остановило процесс и 15 февраля 1965 года он умер в госпитале Санта Моники, Калифорния.

Источник

История Нэта Кинга Коула: джаз, эстрада и расовые предрассудки Соединенных Штатов

17 марта исполнилось 100 лет со дня рождения певца и джазового пианиста Нэта Кинга Коула (Nat King Cole)

Вторая жена Коула, Мария, втянула его в борьбу за равноправие. Именно с ее подачи музыкант купил дом в респектабельном районе Лос-Анджелеса, шокировав соседей и вызвав ярость Ку-клукс-клана

©Phillip Harrington/Alamy Stock Photo/Vostock Photo

Это был человек, о котором его друг Фрэнк Синатра сказал: «Я хотел бы в своей музыке достичь того, чего достиг он, но пока не понял, удалось ли мне это». Коул был образцом не только для Синатры, но и для множества других эстрадных певцов. Гарри Белафонте назвал его идеалом артиста: «Он делал то, что хотел бы делать каждый из нас».

Но история Нэта Кинга Коула – это не просто рассказ о жизни легендарного музыканта. Это сама история США середины ХХ века – страны, в которой расовая сегрегация долгое время оставалась нормой. Нэт Кинг Коул был черной звездой – кумиром миллионов и мишенью для расистов.

В получившем недавно «Оскара» голливудском фильме «Зеленая книга» рассказывается о невымышленных и опасных гастролях черного пианиста Дона Ширли по южным штатам Америки в 1962 году. В картине упоминается случай нападения на Нэта Кинга Коула на концерте в Алабаме в 1956‑м. Реалии «Зеленой книги» могут быть иллюстрацией к рассказу о Коуле с той разницей, что нашему герою приходилось попадать и в более трудные ситуации.

Гений-самоучка

В афроамериканских именах слово «король» (Кинг) встречается нередко, но будущий певец получил свой «титул» не от рождения, как Мартин Лютер Кинг, а уже став музыкантом.

Родился король эстрады Натаниэлем Адамсом Коулзом в многодетной семье баптистского священника Эдварда Коулза. Что характерно, появился на свет он в Алабаме, одном из южных штатов, где черным гражданам жилось непросто. Законодательно ограниченные в правах, они не могли учиться в тех же школах, где учились белые, их обслуживали в отдельных магазинах, кафе и так далее. Это и была та самая сегрегация, признанная в 1896 году Верховным судом США соответствующей Конституции страны.

Короткий период свободы после отмены рабства в 1865‑м сменился для негров «эрой Джима Кроу» (так ее стали называть по имени персонажа сатирической песни), когда южные штаты приняли законы, превратившие черных американцев (как и индейцев, а также эмигрантов из Азии) в граждан второго сорта.

В поисках лучшей жизни чернокожие двинулись на север, в индустриальные города, где была работа и более свободные условия. Так же поступила и семья Коулзов, переселившись в 1923 году в Чикаго.

Мать Натаниэля Перлина играла в церкви на органе и пела, и вообще их семья была очень музыкальной. Не только Нэт, но и все три его брата – Эдди, Айк и Фредди – сделали карьеру в шоу-бизнесе, пусть и не такую впечатляющую, как он.

По словам жены Нэта Марии, в детстве он получил лишь два урока музыки, а всего остального добился самостоятельно, в подростковом возрасте уже играя произведения Баха и Рахманинова.

Юный Коул (тогда еще Коулз – последнюю букву фамилии он «отстегнет» позже) часто сбегал из школы на джазовые концерты. В клубы подростка не пускали, и он сидел на улице, слушая выступления Луи Армстронга и своего кумира пианиста Эрла Хайнса.

Нэт мечтал стать великим пианистом (и стал им), но мир полюбил его как певца. Некоторые упрекали Коула в том, что, начав петь и перейдя в эстраду, он предал себя как джазового виртуоза. Титан джаза Оскар Питерсон, «махараджа клавиш», как его называл Дюк Эллингтон, считал Коула своим учителем. Но если игра Коула на рояле восхищала знатоков, то его голос – мягкий, бархатный баритон – гипнотизировал всех без исключения.

Ничего, кроме музыки

В 15 лет Нэт бросил школу и решил заниматься только музыкой. Его старший брат Эдди играл на контрабасе и выступал в популярном оркестре композитора и певца Ноубла Сиссла. Братья решили организовать собственный секстет Eddie Cole’s Swingsters, записали в 1936 году два сингла для фирмы Decca, а затем как аккомпаниаторы отправились на гастроли с мюзиклом Shuffle Along. В этой постановке пела Надин Робинсон, которая вскоре стала женой Нэта. Благодаря ей он осел в Лос-Анджелесе.

Коулу не было еще 20 лет, когда он совершил свою первую небольшую революцию в мире музыки. Поначалу он играл в различных оркестрах, а когда владелец одного из клубов предложил Коулу собрать собственную группу, он сделал нечто нетипичное для своего времени. То была эпоха биг-бендов – больших джазовых оркестров, а Коул предложил вариант трио: он, контрабасист Уэсли Принс и гитарист Оскар Мур. Предполагался еще барабанщик, но он не явился на репетицию, и музыканты решили продолжать втроем.

Такой формат был столь непривычен, что владельцы клубов выражали недоумение по поводу способности трех музыкантов конкурировать с целыми оркестрами, однако King Cole Trio (так стал называться коллектив) быстро доказало свое право на существование.

К тому времени Коул уже получил прозвище Король: по одной версии, в шутку, по аналогии со старой детской песенкой Old King Cole («Старый король Коул»), а по другой – всерьез, за свой талант.

В Калифорнии Коул вкусил все прелести расовой сегрегации, выступая в клубах «только для белых», где черных музыкантов были рады видеть на сцене, но никогда не пускали в зал. Платили чернокожим артистам меньше, чем белым, но Коул не протестовал. У него была цель прославиться, и ради этого он был готов принимать все правила игры. Коул не был бунтарем, за что его иногда упрекали, но и не был бесхарактерным человеком: просто, будучи одержим музыкой, он изо всех сил старался не замечать всего остального.

Младший брат Коула Фред вспоминал: «Он очень походил на мать – скромный, сдержанный, ко всем хорошо относился. Никогда не слышал, чтобы он о ком-то сказал плохое слово». Современники также отмечают его невероятное обаяние, действовавшее не только на поклонниц, но даже на принципиальных расистов. «Общаясь с ним, они просто забывали, что он черный. Он был подлинным джентльменом», – вспоминал друг певца музыкальный издатель Айвен Могулл.

Король поет

нэт кинг коул биография. Смотреть фото нэт кинг коул биография. Смотреть картинку нэт кинг коул биография. Картинка про нэт кинг коул биография. Фото нэт кинг коул биография

William P. Gottlieb/PictureLux/Vostock Photo

На рубеже 1930‑х и 1940‑х Коул превратился из безмолвного пианиста в лирического певца. Распространена легенда, согласно которой он сделал это неожиданно и невольно, когда в клубе пьяный белый клиент стал настаивать на том, чтобы Нэт спел его любимую песню, и не принимал возражений насчет того, что пианист петь не умеет. Не желая конфликта, Коул выполнил просьбу, и все присутствующие были поражены его вокальными данными.

В действительности это произошло не так внезапно. Нэт любил напевать, играя на рояле, и публика оценила его мягкую, непретенциозную манеру, так что Коул стал добавлять в программу песни, без которых его концерты скоро стали уже немыслимы.

Трио Коула стало собирать полные залы, попало на радио, а в 1943 году заключило контракт с недавно основанной фирмой грамзаписи Capitol. Его пластинки принесли этой компании столько денег, что построенное в 1956 году в Лос-Анджелесе цилиндрической формы здание компании стали называть «Дом, который построил Нэт».

В 1946 году у Коула появилась своя программа на радио – 50‑минутная King Coleпервый в истории пример радиопередачи, выходившей с участием черных артистов. Коул стал большой звездой. И чем популярнее он делался, тем острее оказывались проблемы, с которыми он сталкивался.

Страх темноты

Как уже было сказано, открытый расизм поначалу не смущал артиста. «Такие вещи не изменить за один день», – говорил он в интервью.

Выступая в Лас-Вегасе, Коул зарабатывал огромные деньги владельцам залов, но был вынужден ночевать в мотелях черных гетто: в гостиницы «только для белых» вход ему был заказан, и появиться в зале казино, где играли белые, он не мог. Фрэнк Синатра в случаях, когда отели отказывались принимать черных музыкантов из его оркестра, демонстративно покидал эти отели.

Коул же много лет терпел подобные ситуации, но в 1948 году его жизнь изменилась. Он женился во второй раз, на певице Марии Хокинс, и новая миссис Коул, в отличие от своего супруга, была готова сражаться. Она начала судиться с отелями, отказавшими черному музыканту в обслуживании (Mayfair Hotel в Питтсбурге, Hotel Fort Armstrong в Иллинойсе), получая по искам крупные суммы и превращая процессы в дискуссии о правах человека.

Белые соседи были возмущены, но не горящим крестом, а появлением в их квартале негритянской семьи. Они проводили собрания и пикеты с требованием изгнать Коула с их территории. «При этом у многих из этих людей были коллекции его альбомов, – рассказывает гитарист Джордж Бенсон. – Часто ими двигала не столько расовая неприязнь, сколько опасения, что после появления черного соседа престиж района сильно упадет, упадут и цены на недвижимость».

Большинство аудитории Коула в США составляли белые – черная публика просто не могла себе позволить дорогие билеты на его концерты. Продюсер и друг Коула Джордж Шлэттер рассказывает: «Я пригласил телевизионных боссов на концерт и сказал им: видите всех этих людей? Когда они вернутся после концерта домой, они захотят включить телевизор и увидеть там Коула».

Так в 1956 году произошло еще одно революционное событие в американской истории – первое телешоу, которое вел чернокожий и в котором участвовали чернокожие. The Nat King Cole Show выходило на канале NBC. По приглашению Коула в передаче снялись Элла Фицджеральд, Сэм Кук, Махалия Джексон, Тони Беннетт и множество других артистов.

Шоу просуществовало всего год и было закрыто, потому что южные штаты его бойкотировали и ни одна компания не решалась стать национальным спонсором проекта. «Мэдисон авеню боится темноты» – так прокомментировал Нэт Кинг Коул закрытие передачи, подразумевая, что офисы многих крупных фирм находятся на этой нью-йоркской улице.

Однажды Коул решился на эксперимент, который якобы должен был расположить к певцу ксенофобскую телеаудиторию: он позволил покрыть свое лицо светлым гримом, как это делали некоторые негры, желавшие сойти за «более белых» людей. Однако Коул в гриме выглядел настолько пугающе странно, что больше подобные вещи он никогда не повторял.

нэт кинг коул биография. Смотреть фото нэт кинг коул биография. Смотреть картинку нэт кинг коул биография. Картинка про нэт кинг коул биография. Фото нэт кинг коул биография

Фрэнк Синатра не только восхищался Коулом и водил с ним дружбу – вместе они записали несколько композиций. А поклонники до сих пор спорят, кто из этих великих музыкантов обладал более приятным голосом

Rue des Archives/Vostock Photo

В 1956 году случился эпизод, который упомянут в «Зеленой книге»: на концерте в Бирмингеме, штат Алабама, на Коула напали расисты из местной организации North Alabama Citizens Council (в том же году переименовавшей себя для ясности в Original Ku Klux Klan of the Confederacy). Эти люди боролись с джазом, рок-н-роллом и другими явлениями черной культуры. Они планировали похитить Коула, но осуществить это не удалось. Нападавших задержали, артист получил ушиб спины во время потасовки на сцене.

Рассказывая журналистам об инциденте, Коул недоумевал, почему все это досталось именно ему, ведь он никогда публично не осуждал расовое неравноправие.

Эти оправдания вызвали возмущение защитников прав чернокожих, обвинивших артиста в конформизме. В результате Коулу волей-неволей пришлось включиться в общественную жизнь – он вступил в Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения (NAACP).

Продюсер Джордж Шлэттер считает, что искусство Коула было гораздо более эффективным средством борьбы с расизмом, чем протесты и митинги: «Синатра и Коул сделали многое, чтобы разрушить расовые барьеры и предубеждения. Нэта было невозможно не любить; он оказывал поистине волшебное воздействие на людей. Всюду, где он появлялся, воцарялся мир».

Звезда

Расширяя аудиторию, Коул предпочитал больше работать с оркестрами, чем со своим трио, став со временем классическим эстрадным певцом. В какой-то момент по совету супруги он вообще оставил игру на рояле, сконцентрировавшись исключительно на вокале. В 1940–1950‑е Коул выпустил множество хитов: Nature Boy, Unforgettable, Mona Lisa, (I Love You) ForReasons и другие песни. В 1956 году его трио прекратило существование, но на активности Коула это не отразилось; многие музыканты были рады с ним сотрудничать. Он ездил на Кубу, записал три испаноязычных альбома, расположив к себе большую аудиторию Латинской Америки. Начал сниматься в кино, как и полагалось эстрадным звездам того времени. Роли получились не очень интересными, но Коул принимал все это спокойно, как часть бизнеса.

В 1956 году он выступал в поддержку кандидата в президенты от Республиканской партии Дуайта Эйзенхауэра. В 1960‑м, как и Синатра, Коул поддержал предвыборную кампанию Джона Кеннеди, пел на его инаугурации. Став президентом, Кеннеди однажды приехал к певцу в гости.

Коул не был политическим активистом, но тяготел к респектабельности. Еще в 1944 году он вступил в масонскую ложу Томаса Уоллера, которая базировалась в Калифорнии. Первая ложа для чернокожих была основана в Америке еще в 1784 году Принсом Холлом при поддержке Великой ложи всей Англии. Со временем она стала весьма влиятельной организацией. Масонами были такие черные джазовые музыканты, как Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, Уильям Кристофер Хэнди.

Финал

В 1964 году после концерта в Лас-Вегасе Коулу стало плохо. Обследование выявило рак легких в терминальной стадии. Несмотря на диагноз, Коул собирался в турне по югу США, но врач отсоветовал гастролировать в штатах, где артисту могут отказать в срочной медицинской помощи как черному.

Окружение Коула винило в смертельной болезни пристрастие к табаку. Он не только много курил, но и советовал это делать другим певцам, желающим обрести в своем голосе приятную хрипотцу. Говорят, часто перед записью на студии Коул выкуривал несколько сигарет подряд, чтобы голос нужным образом «сел».

За два месяца до смерти певец закончил запись своего последнего альбома – L.O.V.E. 15 февраля 1965 года Нэт Кинг Коул умер в возрасте 45 лет.

«Его музыка никогда не будет казаться старомодной, потому что она вне времени. Она вечна», – сказал о нем другой классик американской эстрады, Тони Беннетт.

Дочь Коула Натали тоже стала певицей. В 1991 году она предприняла необычный по тем временам эксперимент, записав виртуальный дуэт со своим отцом, чей голос был перенесен со старой пленки. Получившаяся в результате запись песни Unforgettable завоевала сразу семь наград «Грэмми». Натали скончалась в 2015 году в возрасте 65 лет.

Для кого-то Нэт Кинг Коул – лучший голос на свете, для других – гениальный джазовый пианист, а для кого-то – человек, обезоруживавший противников своим искусством и без лишних слов доказавший абсурдность расовых предрассудков.

Журнальное название статьи: Гетто для короля

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *